Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные методологические подходы в теории коммуникации.

Поиск

Методология – наука о методах познания и объяснения применяемых в какой-либо научной области методов.

Т.К. в своей методологической основе имеет как полный набор общенаучных методов, так и собственный специфический методологический аппарат.

Общенаучные методы, применяемые в гуманитарных науках:

- Диалектический метод. Явления в их связи и развитии.

- Метод анализа и синтеза

- Сравнительный метод

- Метод идеально-типической реконструкции социальной реальности

- Метод экстрополяции (составление прогнозов на основе развития прошлого)

- Методы сбора эмпирической информации

• Метод наблюдения

• Метод анализа документа

• Опросные методы

• Социальный эксперимент

 

Кроме того, Т.К. опирается на собственные специфические методологические подходы

1) Процессно-информационный подход

Рассматривает К. как обмен определенными кол-вами информации между субъектами.

Осн. категории:

- информация

- шумы, помехи

- кол-во и кач-во сведений

- эффективность взаимодействия

2) Социально-семиотический подход

Рассматривает Соц.К. как процесс создания нового социального целого с помощью знакового взаимодействия

Осн. Категории:

- категория смысла

- знака

- понимания

- творчества

 

Эти два подхода дополняют друг друга, совокупность I и II подходов позволяет полноценно объяснить эффекты К.

 

Билет

Общее понимания коммуникации. Обыденное содержание понятия. Дедуктивный под ход. Первый фундаментальный вопрос о сущности коммуникации.

Базовое понимание смысла категории коммуникации:

- Человеческое общение, контакты, связи между людьми

- Процесс передачи информации

- Связь, осуществляемая посредством техн устройств, средств сообщения.

Коммуникация понимается расширительно, в гораздо большем кол-ве значений, чем в рамках Т.К.

Полный набор значений:

- Общение, информационное взаимодействие между людьми

- Взаим-е, обмен сигналами между людьми и животными

- Связь между различными объектами, в т.ч. технич природой

- Каналы связи между различными объектами

- Пути и средства физического сообщения между пространственно разделенными объектами.

Т.К. отказывается от такого расширительного понимания своей базовой категории и предлагает собственный подход к ее понимаю.

Дедуктивный подход – подход, связанный с выведением из понятия наиболее общих понятий и категорий данной науки.

Такой подход, как правило, применяется в теоретических дисциплинах.

Первый фундаментальный вопрос:

Взаимодействие объектов какого типа может быть обозначено как коммуникация

Существуют расширительная и строгая концепция:

- Наиболее широкий подход: объекты могут быть любыми – природными, социальными, неодушевленными. Любое взаимодействие – коммуникация

- Относительно расширительный подход: один из объектов должен быть одушевленным

- Узкий строгий подход: Объектами К. могут быть только существа из мира живой природы, реализующие автономное поведение и способные к высшей нервной деят-ти. Мы будем работать на основе этого подхода!!!

Такие объекты могут быть обозначены как субъекты (субъекты животного мира, люди и их общности).

Дополнительный вопрос: Каково должно быть минимальное кол-во субъектов, чтобы их взаимодействие называлось коммуникацией.

Взаимодействие, в котором один и тот же субъект отправляет и получает сообщения в разные моменты времени является коммуникацией, т.к. субъект в момент отправки и получения сообщения находится в разных темпоральных измерениях. Такая коммуникация называется субъектно-вырожденной.

 

 

Билет

Второй фундаментальный вопрос о сущности коммуникации. Типология коммуникативных субстанций

 

Движение субстанции какого типа делает субъект-субъектное взаимодействие коммуникацией?

На основе сущности онтологического критерия можно выделить три типа субстанций субъект-субъектного взаим-я:

- Субстанции материального типа: матер тела, вещ-во, энергия

- Субстанции идеального типа: информационные образования, имеющие смысл для субъектов взаимодействия. Материальное содержание данных субстанций несоизмеримо мало по сравнению с их смысловым наполнением.

- Субстанции материально-идеального типа (смешанные): в них и содержательная и материальная сторона имеют значение для хар-ра и эффекта взаим-я.

 

Идеальная субстанция взаимодействия – это субстанция, эффект взаимодействия в которой обеспечивается за счет внутреннего содержания заключенной в ней информации.

Пример: запятая в «Казнить нельзя помиловать» (материальное содержание – чернила, мел – одинаково, а эффект абсолютно разный.

Субстанция идеальной природы – субстанция, которую составляют различного рода информационные образования, сигналы как психической, так и не психической природы, имеющие для субъектов взаимодействия особое содержание и смысл.

Главная особенность идеальной субстанции – информационная наполненность, связанная с существованием определенного значимого для субъектов смысла.

Смысл – некоторое содержание, значимое для субъектов в том отношении, что изменяет в нем определенный психический, психосемиотический, биохимический или иной процесс или их совокупность.

Идеально-материальная субстанция – такая сущность, в которой информационное содержание или идеальный смысл функционируют неразрывно с материальным носителем.

Принято выделять два типа смешанных субстанций:

- Чистые (идеально-материальные). Материальная форма выступает в кач-ве носителя смыслов

- Смешанные субстанции. В этих субстанциях материальная форма выступает в кач-ве основного смысла.

Таким образом, принято говорить об:

- Идеально-материальной субстанции. Материальный носитель может изменяться без изменения содержания сообщения.

- Материально-идеальной субстанции. Материальная форма полностью исчерпывает смысл.

 

Две версии ответа на второй фундаментальный вопрос:

- Коммуникацию опосредует перемещение субстанций любого типа (расширительная трактовка)

- Коммуникация – взаим-е, опосредованное исключительно субстанциями идеальной и смешанной природы (узкий подход). Мы остановимся на этом подходе!!!

Коммуникативная субстанция – имеющее выраженную или латентную материальную форму информационное образование, имеющее смысл для субъектов взаим-я.

Проблемный блок определения коммуникации (множ или ед число), связанный со вторым фундаментальным вопросом.

Два подхода:

- Отсутствие какого-либо различия между использованием ед. или мн.ч.

- Разделение коммуникации и коммуникаций.

  • Коммуникация – содержательно-эквивалентно термину «общение»
  • Коммуникации – технические аспекты перемещения каких-либо объектов между пространственно разделенными объектами.

Особое место занимает вопрос о массовых коммуникациях, здесь допустимо и ед. и мн.ч.

  • Массовая коммуникация – процесс общения с массовой аудиторией
  • Массовые коммуникации – процесс взаим-я между соц.орг. и массовой аудиторией, опосредованный системой технологических приемов и технических средств (средства масс. коммуникаций)

 

Билет

Первый и третий фундаментальные вопросы о сущности коммуникации.

Первый фундаментальный вопрос – см. билет №4

Третий фундаментальный вопрос: Какой тип взаимодействия между субъектами может быть обозначен как коммуникация и соответственно какие характеристики взаимодействия необходимо и достаточно делают его коммуникацией?

Первые две хар-ки мы уже определили:

1) субъект-субъектное взаимодействие

2) опосредованное субстанцией взаим-е

Опираясь на функц подход, дадим хар-ку каждому из элементов данной схемы:

S (source) -> M (message) -> R (receiver) -> E (effect)

Функция S: про-во и передача коммуникативной субстанции.

Функция M: перенос смыслов ко второму источнику взаим-я

Функция R: Восприятие, обработка, получение инфы, реакция

!!! Обязательным условием коммуникации является определенное изменение в подсознании, сознании и поведении R, порожденное смыслами, содержащимися в сообщении.

Именно это изменение и является эффектом комм-ии, делает комм-ю комм-ей, а субъекта, получившего сообщение, реальным получателем.

Продолжение характеристик:

3) Коммуникация – эффективное взаимодействие, т.е. имеющее эффект

4) Коммуникация способна выступать как синхронное и диохронное взаимодействие.

В результате сформулированы четыре исчерпывающих важнейших характеристики коммуникативного взаимодействия.

!! В Т.К. принято использовать термин «коммуникативный» для обозначения процессов информационного взаимодействия.

 

 

Билет

Понятие и типология коммуникативного действия. Примеры.

Коммуникативное действие - действие соц. субъекта, связанное с выполнением ф-ций источника или получателя сообщения в ком. действии. Характер м. б.: а) вербальный; б) невербальный. По критерию хар-ра функционирования психики субъекта: а) интенциональный (намеренный, осознанный). б) неинтенциональный. Типы ком. действия источников: а) интенц. - вербальное (сообщение исходит сознательно). Пример интенционального вербального коммуникативного действия источника - словесная просьба не курить в Вашем присутствии или демонстрация информационной таблички, запрещающей курение в общественном месте.

б) интенц. - неверб. (сообщение в невербальной форме). Пример интенционального невербального коммуникативного действия источника - мы пожимает плечами, когда не знаем, что ответить, либо демонстративно смотрим на часы, чтобы показать собеседнику, что пора заканчивать разговор. в) неинтенц. - верб. (не сознательно в вербальной форме). Пример неинтенционального вербального коммуникативного действия источника - спонтанное использование ненормативной лексики или непроизвольный переход с "Вы" на "ты" при разговоре с собеседником, занимающим низшую статусную позицию. г) неинтенц. - неверб. (не сознательная передача сообщения в неверб. форме). Пример неинтенционального невербального коммуникативного действия источника - непроизвольное зевание как знак, сигнализирующий об усталости или утомлении разговором. К получателю верб./неверб. не имеет отношения, это связано с подчинённым хар-ром получателя во взаим-ии. Типы ком. действий получателя: а) неосознанное. б) сознательное.

 

 

7 билет
Понятие и типология коммуникационного взаимодействия (коммуникативных актов). Примеры.

 

Коммуникативный акт - элементарная единица коммуникации - однократное завершенное коммуникационное взаимодействие, в ходе которого применительно к одному дискретному целостному и завершенному сообщению совершились процессы его создания, отправки и получения.

Коммуникативный акт состоит из однократных коммуникативных действий по передаче и получению одного сообщения. Коммуникативное взаимодействие может состоять из одного или нескольких коммуникативных актов. Пример коммуникативного акта: Молодой человек подмигнул сидящей напротив за столиком незнакомой девушке, та состроила недовольную гримасу и приобрела независимый вид. Пример последовательности коммуникативных актов: Заметив, что посетитель убрал сигареты в карман, секретарша сообщает ему, что курительная комната в конце коридора. Возможна и ситуация одновременного присутствия двух коммуникативных актов в одном взаимодействии. Например, когда во время важных переговоров ваш подчиненный вдруг выходит за рамки своих полномочий, вы ему ласково улыбаетесь и говорите протокольную фразу и одновременно под столом больно наступаете ему на ногу. Налицо два коммуникативных акта - вербальный с одним сообщением и невербальный с другим.

Первичная типология коммуникативных актов может быть построена на основании типологии их компонентов - коммуникативных действий источника и получателя. Эту типологию удобно представить в виде матрицы, в качестве строк которой выступают типы коммуникативных действий источника, а в качестве столбцов - типы коммуникативных действий получателя.

 

Коммуникативное действие источника Коммуникативное действие получателя

Неосознанное КДП

Сознательное КДП

 

 

Неинтенциональное действие

Источника Невербальное НКДИ

Неинтенциональный невербальный неосознанный коммуникативный акт Неинтенциональный невербальный сознательный коммуникативный акт

 

Вербальное НКДИ

Неинтенциональный вербальный неосознанный коммуникативный акт

Неинтенциональный вербальный сознательный коммуникативный акт

 

Интенциональное действие

Источника Невербальное ИКДИ

Интенциональный невербальный неосознанный коммуникативный акт

Интенциональный невербальный сознательный коммуникативный акт

 

Вербальное ИКДИ

Интенциональный вербальный неосознанный коммуникативный акт

Интенциональный вербальный сознательный коммуникативный акт

 

 

1) Неинтенциональный невербальный неосознанный коммуникативный акт -взаимодействие источника и получателя, когда переданное невербальное сообщение ушло от источника помимо (независимо от) его сознательной воли и воспринято получателем на неосознаваемом уровне. Пример: поведение при знакомстве друг с другом юноши и девушки в клубе с танцполом. Любому случаю приглашения незнакомого человека на танец предшествует некоторый ряд предварительных коммуникативных актов, реализуемых на подсознательном уровне и лишь на заключительном этапе выходящих на поверхность сознания в виде решений типа: "Она мне понравилась, я хочу ее пригласить". Если спросить у него почему он решил пригласить ее, он ответит - не знаю, просто понравилась. Но это и будет восприятием невербального сигнала на неосознанном уровне. Где здесь было сообщение? Оно состояло в том, например, как каким жестом девушка поправила прическу, как улыбнулась в ответ на шутку подруги. Все это были ее не адресованные никому естественные неосознанные рефлекторные действия.

2) Неинтенциональный вербальный неосознанный коммуникативный акт - такое взаимодействие источника и получателя, когда переданное вербальное сообщение ушло от источника помимо (независимо от) его сознательной воли и воспринято получателем на неосознаваемом уровне.

Примером такого коммуникативного акта может выступать взаимодействие человека, загипнотизированного с использованием какого-либо ключевого слова или выражения (получатель) и произвольного собеседника (источник), произносящего это выражение (сообщение) случайным образом, без намерения вызвать ту реакцию получателя, которая запрограммирована гипнотизером (эффект).

3) интенциональный невербальный неосознанный коммуникативный акт - такое взаимодействие источника и получателя, когда источник сознательно отправляет невербальное сообщение, которое воспринимается получателем на неосознаваемом уровне. Примеры таких коммуникативных актов связаны с сознательным использованием людьми известных им жестов, поз, положений тела и т.п., которые вызывают у потенциальных получателей неосознаваемые, но, тем не менее, вполне определенные реакции опасности, тревоги, настороженности, или, напротив, открытости, доверия, дружелюбия.

4) интенциональный вербальный неосознанный коммуникативный акт - взаимодействие источника и получателя, когда источник сознательно отправляет вербальное сообщение, которое воспринимается получателем на неосознаваемом уровне. Примеры таких коммуникативных актов дают нам сеансы гипноза, когда гипнотизер (источник) с помощью определенных, имеющих для него смысл слов или фраз, управляет поведением получателя, минуя его погруженное в сон сознание.

5) неинтенциональный невербальный сознательный коммуникативный акт - взаимодействие источника и получателя, когда переданное невербальное сообщение ушло от источника помимо (независимо от) его сознательной воли, но воспринято получателем на осознаваемом уровне. пример такого взаимодействия - Вы непроизвольно зевнули во время деловых переговоров и Ваши партнеры поняли, что Вы устали, Ваше внимание рассеялось и изменили стратегию ведения дискуссии, усилив давление.

6) неинтенциональный вербальный сознательный коммуникативный акт - взаимодействие источника и получателя, когда переданное вербальное сообщение ушло от источника помимо (независимо от) его сознательной воли, но воспринято получателем на осознаваемом уровне. В качестве примера приведем ситуацию, когда попавший в чуждую среду человек, не владеющий свойственным для нее жаргоном или сленгом, уже одним только своим лексиконом, построением фраз посылает сигнал собеседникам, что он для них чужой.

7) интенциональный невербальный сознательный коммуникативный акт - интенциональное невербальное осознаваемое взаимодействие - взаимодействие источника и получателя, когда он сознательно отправляет невербальное сообщение, которое получает осознанное восприятие со стороны реципиента. Пример: Вы решили невербальным способом дать сигнал партнерам о том, что переговоры затянулись и следовало бы их на сегодня завершить. Вы начинаете зевать, смотреть на часы, подавать другие признаки утомления и усталости, партнеры осознают это и продолжение переговоров переносится на следующий день. Это именно то, чего Вы добивались, причем инициатива о завершении сегодняшнего раунда формально исходит не от Вас, а от другой стороны.

8) интенциональный вербальный сознательный коммуникативный акт - взаимодействие источника и получателя, когда первый сознательно отправляет вербальное сообщение, осознанно воспринимаемое вторым. Примером серии актов такого типа является чтение лекции, когда профессор имеет цель передать определенный объем знаний, а студенческая аудитория - воспринять его

Билет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.89 (0.009 с.)