Принципы и методы налогообложения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы и методы налогообложения.



Налогообложение в любом цивилизованном государстве долж­но базироваться на определенных принципах — основополага­ющих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере, Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так как от них во многом зависело социально-экономическое благополучие населения.

· принцип справедливости, утверждающий всеобщность налога-обложения и равномерность распределения налогов между гражданами (равная обязанность граждан платить налоги) со­размерно с их доходами («соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»). Этот принцип означает, что налоги должны взиматься с учетом возможностей налогоплательщика, который обязан принимать участие в финансировании соответствующей части расходов государства. Государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов. Налоговое бремя возлагается на одних лиц, привилегии предоставляются другим.

· принцип определенности, согласно которому сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налого­плательщику. Это устойчивость основных видов налогов и на­логовых ставок в течение ряда лет. В то же время налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменя­ющимся социально-экономическим условиям.

· принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика. Система и процедура выплаты налогов должны быть понятными и удобными для налогоплательщиков;

· принцип экономии, т.е. сокращение издержек взимания налога, рационализация системы налогообложения. Суммы сборов по каждому конкретному налогу должны в соответствии с рассмат­риваемым принципом существенно превышать затраты на его сбор и обслуживание.

Девять основных правил, объединенных в четыре группы:

I. Финансовые принципы организации налогообложения:

1) достаточность налогообложения;

2) эластичность (подвижность) налогообложения.

II. Народно-хозяйственные принципы:

3) надлежащий выбор источника налогообложения, т.е., в част­ности, решение вопроса, должен ли налог падать на доход или ка­питал отдельного лица либо населения в целом;

4) правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их переложе­ния.

III. Этические принципы, принципы справедливости:

5) всеобщность налогообложения;

6) равномерность налогообложения.

IV. Административно-технические правила, или принципы, налогового управления:

7) определенность налогообложения;

8) удобство уплаты налога;

9) максимальное уменьшение издержек взимания


Элементы налога и их характеристика

Налогоплатель­щик (плательщик сборов) Организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачи­вать налоги и (или) сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения исполняют обязанности этих организа­ций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений

Объект налого­обложения Юридические факты (действия, собы­тия, состояния), которые обусловли­вают обязанность субъекта заплатить налог. Законодательством установлен перечень объектов налогообложения: операции по реализации товаров (ра­бот, услуг), имущество, прибыль, до­ход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимост­ную, количественную или физическую характеристику

Предмет налого­обложения Признаки фактического (не юридиче­ского!) характера, которые обосновы­вают взимание налога. Необходимость разделять понятия «объект налогообло­жения» и «предмет налогообложения» вызвана потребностью вычленить среди предметов материального мира именно тот, с которым законодатель связывает налоговые последствия

Налоговые льготы и основания для их использования пла­тельщиком Предоставляемые отдельным катего­риям налогоплательщиков преимуще­ства по сравнению с другими налого­плательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере

База налогообло­жения Стоимостная, физическая или иная характеристика предмета налогообло­жения

Налоговый период Календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи

Налоговая ставка Величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы

Порядок исчисле­ния налога Плательщик самостоятельно исчисляет сумму налога за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Обязанность по исчислению налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента

Порядок и сроки уплаты налога Сроки уплаты определяются: календарной датой; указанием на событие, которое должно неизбежно наступить; указанием на действие, которое должно быть совершено; периодом времени, исчисляемым годами, кварталами, месяцами или днями. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотноше­ний устанавливаются применительно к каждому такому действию. Уплата налога производится разовой упла­той всей суммы налога либо в ином порядке. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается(перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Уплата налогов производится в налич­ной или безналичной форме

 


Классификация налогов

· Во-первых, налоги подразделяются на общие и особенные:

Особенные - взимаемые с определенного вида имущества или дохода.

Общие - взимаемые с продаж имущества, дохода.

· Во-вторых, налоги классифицируются на прямые, косвенные и безразличные.

Прямые – уплачиваемые непосредственно из того источника, которым обложен этот налог (налог на капитал, на доход).

Косвенные -которыевносятся в казну одной категорией, но фактически оплачиваются другой (НДС).

Безразличные- налоги, источник уплаты которых не имеет значения, поэтому они могут быть любой комбинацией (поголовный налог).

· В зависимости от субъекта налога (налогоплательщика) различают налоги на юридических и физических лиц.

· В зависимости от принадлежности к уровню управления налоги подразделяются на: федеральные, региональные, местные.

Федеральные – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Согласно ст. 13 НК – это:

- НДС

- Акцизы

- НДФЛ

- ЕСН

- Налог на прибыль

- Водный налог;

- Государственная пошлина.

- единый сельскохозяйственный налог.

- «Упрощённая система налогообложения»

- Единый налог на вменённый доход.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ и вводятся в действие законами субъектов РФ, обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

При установлении налога, органы власти субъекта РФ определяют: налоговые льготы, налоговую ставку, в пределах установленных НК РФ порядок и сроки уплаты налога, форму отчётности по налогу.

региональные налоги:

- налог на имущество организаций (гл. 30 ст.372-386);

- налог на игорный бизнес (гл. 29 ст. 364-371 вступил в силу в 2004 г.);

- транспортный налог (гл. 28 введён ФЗ №148 от 27.11.01 г.);

Местными признаются налоги и соборы устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований ст. 15 НК РФ). К ним относят:

- земельный налог (аренда+налоги проект гл. 47);

- налог на имущество физических лиц;

- налог на наследование или дарение с 01.01.06. отменён ФЗ №78 от 02.07.05 г.)

 


Налоговый механизм

Налоговая политика, реализуется через налоговый механизм. Налоговый механизм — это совокупность способов и правил налого­вых отношений, с помощью которых обеспечивается реализация целей налоговой политики.

В Толковом словаре русского языка слово «механизм» означает «внутреннее устройство (система звеньев) машины, прибора, аппара­та, приводящее их в действие». Таким образом, налоговый механизм — это система звеньев налоговых отношений, приводящих в действие налоговую политику государства.

Внутреннее содержание налоговой политики формируется исхо­дя из сущности налогов, из паритета двух функций: фискальной и регу­лирующей, предполагающих равновесие между общегосударственны­ми, корпоративными и личными интересами.

К элементам налогового механизма относят (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Элементы налогового механизма

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.32 (0.011 с.)