Формирование Российской империи при Петре I. Государственное устройство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование Российской империи при Петре I. Государственное устройство



Государственные реформы Петра I

1. Сословные реформы.

Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 г. (слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье

Продолжением этого Указа стал Табель о рангах (1722 г.) в котором формулировалась система чинов и должностей. Высший чин мог достигаться только через прохождение цепочки низших чинов. Табель уравнивал военную и гражданскую службу: чины и звания присваивались в обеих сферах. Пережитками старых принципов службы являлось то, что дети-дворяне записывались в должность, и уже к 15 годам получали достаточно высокий чин, с рождения. Подготовка кадров осуществлялась в специальных школах и академиях.

2.Реформа духовенства.

Петр I подчинил церковь, ликвидировал Патриархию, создал в 1721 г. Святейший Синод. Синод возглавлял светский чиновник - обер-прокурор, опиравшийся на штат церковных фискалов. Церковь потеряла свою роль идеологической оппозиции светским властям: любые решения монарха не подвергались обсуждению.

3. Крестьянство.

Петр I завершил создание крестьянских подсословий:

* Государственные крестьяне

* Царские (удельные) крестьяне

* Частновладельческие

В 1711 г. установлены льготы крестьянам, торгующим в городах, но уже в 1722 г. деревенским торговцам запрещено торговать в городах, в 1723 г. устанавливаются ограничения для записи крестьян в посад.

Сильный сектор государственной промышленности основывался на труде крепостных. Также был установлен порядок приписки государственных крестьян к мануфактурам и покупки крестьян с землей при обязательном использовании их труда на мануфактурах (в частном секторе). Эти категории крестьян получили наименование приписных и посессионных (1721 г.).

Вводится подушная подать.

4. Реформа центральных органов самоуправления.

Боярская Дума постепенно превращается в периодически созываемое совещание приказных судей. Ее структура постоянно дифференцируется, а с образованием Сената в 1711 г. ликвидируется. Централизация государственного аппарата требовала создания специальных контрольных органов. К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия.

Создание коллегий. Юстиции, Ревизионная (бюджетная), Военная, Адмиралтейская, Коммерц (торговля), Штатс-контора (ведение гос. расходов(, Берег-коллегии и Мануфактур-коллегии

В 1721 г. в связи с победой в Северной войне Сенат и Святейший Синод присваивают Петру I титул Императора Всероссийского, Россия становится империей.

В 1722 г. издается указ "О престолонаследии" утвердивший право монарха по собственной воле назначать наследника престола. Воля монарха признавалась единым юридическим источником закона.

5. Местное управление.

В 1708 г. вводится новое территориальное деление государства: учреждались 8 губерний, по которым были расписаны все уезды и города.

В ходе реформы 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления и администрации: уезд-провинция- губерния.

6. Военная реформа.

1715 г. создается "Воинский Артикул"- сборник военного права, нормы административной и уголовной ответственности военнослужащих В 1720 г. издан Морской устав.

 

 

«Эпоха дворцовых переворотов»: причины, цели, социальные силы

Эпохой дворцовых переворотов в истории России считают краткий (всего 37 лет) период, когда восемь раз при помощи оружия произошла смена правителей России. Начало ей положила смерть Петра I и борьба за власть различных группировок. А завершилась эта эпоха воцарением на долгие 14 лет императрицы Екатерины II свергнувшей с помощью гвардии своего мужа Петра III.

В исторических исследованиях период второй четверти - середины XVIII века определяется историками как эпоха “ временщиков “, период политической нестабильности.

Целью переворотов была смена царствующих особ, которая не сопровождалась какими-либо потрясениями, хотя и серьезно отражалась на судьбах страны и народа.

По мнению большинства историков, причинами дворцовых переворотов являются следующие:

- отойдя от национальной политической традиции, согласно которой престол переходил лишь к прямым наследникам царя, Петр сам подготовил «кризис власти» (не осуществив указ 1722 года о наследовании престола, не назначив себе наследника);

- на российский престол после смерти Петра претендовало большое количество прямых и косвенных наследников;

- во всей своей полноте проявились существовавшие корпоративные интересы дворянства и родовой знати.

Говоря об эпохе дворцовых переворотов, следует подчеркнуть, что они не являлись государственными, то есть не преследовали цели радикальных изменений политической власти или государственного устройства.

Движущей социальной силой переворотов была гвардия.

Именно гвардия в рассматриваемом периоде решала вопрос о том, кому быть на престоле. Гвардия использовалась и для личной охраны царствующей особы. И для организации контроля за деятельностью различных учреждений. Позиции гвардии формировались боровшимися дворцовыми группировками. Каждая из сторон была вынуждена обращаться в этой борьбе за помощью к гвардейским полкам. В итоге на престоле часто оказывались люди слабые и неспособные управлять великой страной, беспокоившиеся лишь об удовлетворении интересов близких им лиц фаворитов. Многие из них имели спорные права на престол в силу своего дальнего родства с правящими до них монархами.

 

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II: его особенности, содержание, противоречия

Долгое царствование Екатерины II наполнено значительными и весьма противоречивыми событиями и процессами. «Золотой век русского дворянства» был вместе с тем веком пугачевщины, «Наказ» и Уложенная комиссия Это было время, когда императорская власть пыталась осуществить одну из самых продуманных, последовательных и успешных в истории России программ реформ. Идейной основой реформ стала философия европейского Просвещения, с которой императрица была хорошо знакома. В этом смысле ее правление нередко называют эпохой просвещенного абсолютизма. Историки спорят о том, чем был просвещенный абсолютизм — утопическим учением просветителей (Вольтер, Дидро и др.) об идеальном союзе королей и философов или политическим феноменом, нашедшим свое реальное воплощение в Пруссии (Фридрих II Великий), Австрии (Иосиф II), России (Екатерина II) и др. Эти споры небеспочвенны. Они отражают ключевое противоречие теории и практики просвещенного абсолютизма: между необходимостью радикально менять сложившийся порядок вещей (сословный строй, деспотизм, бесправие и др.) и недопустимостью потрясений, нуждой в стабильности, невозможностью ущемить ту социальную силу, на которой этот порядок держится, — дворянство. Екатерина II, как, быть может, никто другой, понимала трагическую непреодолимость этого противоречия. Весьма показательна ее позиция в вопросе о крепостном крестьянстве. Нет сомнений в отрицательном отношении императрицы к крепостному праву. Она не раз задумывалась о способах его отмены. Но дальше осторожных размышлений дело не пошло. Екатерина II ясно осознавала, что ликвидация крепостничества с негодованием будет воспринята дворянами, а крестьянская масса, невежественная и нуждающаяся в руководстве, не сумеет использовать дарованную свободу себе во благо. Крепостническое законодательство было расширено: помещикам разрешили на любой срок ссылать крестьян на каторгу, а крестьянам запрещалось подавать жалобы на помещиков.
Наиболее значительными преобразованиями в духе просвещенного абсолютизма были:
— созыв и деятельность Уложенной комиссии. Цель состояла в разработке нового свода законов, который был призван заменить Соборное уложение 1649 г. Деятельность комиссии не принесла желаемого результата. Новый свод законов выработан не был, депутаты не сумели подняться над узкими интересами сословий и особого рвения в выработке реформ не проявили. В декабре 1768 г. императрица распустила Уложенную комиссию и более подобных ей учреждений не создавала;
— реформа административно-территориального деления Российской империи. Страна была поделена на 50 губерний, каждая из которых состояла из 10—12 уездов. Учреждалась единообразная система губернского управления: губернатор, назначаемый императором, губернское правление, осуществлявшее исполнительную власть. Создавались суды, построенные по строго сословному принципу, — для дворян, горожан, государственных крестьян. Административные, финансовые и судебные функции, таким образом, были четко разделены. Губернское деление, введенное Екатериной II, сохранилось до 1917 г.;
— принятие в 1785г. Жалованной грамоты дворянству, которая закрепила все сословные права и привилегии дворян (освобождение от телесных наказаний, исключительное право владеть крестьянами, передавать их по наследству, продавать, покупать деревни и др.)
— принятие Жалованной грамоты городам, оформившей права и привилегии «третьего сословия» — горожан. Городское сословие делилось на шесть разрядов, получило ограниченные права самоуправления, избирало городского голову и членов городской Думы;
— реформы 1782—1786гг. в области школьного образования.
Эти преобразования имели ограниченный характер. Самодержавный принцип управления, крепостное право, сословный строй оставались незыблемыми. Крестьянская война Пугачева (1773—1775), взятие Бастилии (1789) и казнь короля Людовика XVI (1793) не способствовали углублению реформ. Они шли с перерывами, в 90-е гг. и вовсе прекратились. Преследования А. Н. Радищева (1790), арест Н. И. Новикова (1792) не были случайными эпизодами. Они свидетельствуют о глубинных противоречиях просвещенного абсолютизма, невозможности однозначных оценок «золотого века Екатерины II».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 922; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.01 с.)