Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информационное право как отрасль праваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА Информационное право – новая, только формирующаяся отрасль права, которая играет определяющую роль в развитии современного общества. В литературе информационное право рассматривается в следующих значениях: – как наука; – как отрасль права; – как учебная дисциплина. Наука информационного права исследует нормы, регулирующие общественные отношения в информационной сфере, измеряет эффективность действия информационных норм, классифицирует, систематизирует и кодифицирует их, объединяет в правовые институты, формирует и оптимизирует систему информационного права. Предметом науки информационного права является система информационного права. Информационное право как наука изучает научные проблемы формирования и развития этой системы. Исследования в области информационного права находят свое выражение в статьях, монографиях, на конференциях, круглых столах, в Интернете. Информационное право как система норм, регулирующих информационные отношения, имеет целью исследование информационной сферы как сферы правового регулирования общественных отношений, выявление объектов и субъектов информационных правоотношений, подготовку проектов нормативных правовых актов в области действия информационного права, оценку эффективности проектов этих актов с применением информационных технологий. Основные задачи в этой области: • изучение актов действующего информационного законодательства и подзаконных актов; • выявление пробелов и дублей в источниках информационного права, разработка предложений по разработке проектов федеральных законов и подзаконных актов в этой области; • изучение практики применения норм и актов информационного права, оценка эффективности действия принятых нормативных правовых актов, подготовка предложений по совершенствованию процессов регулирования общественных отношений в информационной сфере, предложений по дополнению и изменению норм и актов информационного права; • проведение работ по подготовке законопроектов и иных нормативных правовых актов в информационной сфере; • изучение проблем формирования Информационного кодекса РФ как основного кодифицированного акта информационного права. Информационное право как учебная дисциплина имеет целью обучение студентов, аспирантов, других слушателей в области информационного права. Основные направления здесь: • разработка методики обучения информационному праву, учебников и методических пособий, стандартов в области информационного права; • разработка лекционных материалов и материалов проведения семинаров и практических занятий; • разработка методологии оценки знаний в области информационного права; • проведение работ по совершенствованию процессов подготовки специалистов высшей квалификации – докторов и кандидатов наук в области информационного права. При изучении информационных правовых норм и других источников информационного права применяются известные справочные правовые системы «Гарант», «Кодекс», «Консультант Плюс», «ЮСИС». С применением компьютеров решаются также специально подготовленные юридические задачи. В настоящее время становится актуальным дистанционное интерактивное обучение, в том числе и с применением Интернета. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ: ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ И НЕДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ Существуют различные подходы к пониманию информации. С точки зрения философии информация – это некое разнообразие, которое отражающий субъект создает об отражаемом; сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми. Виды информации: 1)элементарная – на уровне атомов; 2) биологическая – создается живыми существами; 3) социальная – область человеческих отношений; 4) технико-кибернетическая – производная, созданная в результате деятельности машин и частично урегулированная правом. С юридической точки зрения информация – сведения об окружающем мире, протекающих в нем процессах и сообщение о положении дел или о состоянии чего-либо. Объектом правового регулирования может быть только та информация, которую человек извлекает из окружающей среды и отображает в своем сознании. Выделяются следующие юридические свойства информации. 1. Физическая неотчуждаемость, так как отчуждение информации заменяется передачей прав на ее использование. 2. Обособленность – для включения в оборот информация используется в виде символов и знаков и таким образом она обособляется и существует отдельно от производителя. 3. Двуединство информации и носителя, т. е. понимание информации как вещи на материальном носителе. 4. Распространяемость – тиражирование. 5. Организационная форма информации – документ. Можно классифицировать информацию по различным основаниям. 1. По форме выражения – документированная. Это особая организационная форма выражения информации, основанная на двуединстве информации (сведений) и материального носителя, на котором она отражена в виде символов, знаков, букв, волн или других способов отображения. В Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» документ определен как материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования. В Федеральном законе от 20 февраля 1 995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. 2. По источнику создания: а) недокументированная – остается за пределами правового регулирования; б) правовая – создается в результате правотворческой деятельности, правоприменительной и правоохранительной деятельности: – нормативная правовая информация; – ненормативная правовая информация; в) неправовая – создается не как результат правовой деятельности, однако обращается в обществе в соответствии с предписаниями правовых норм. 3. По степени доступа открытая информация (вся неправовая; о выборах и референдумах; из официальных документов) и ограниченная информация (государственная тайна; служебная тайна; профессиональная тайна; личная тайна; коммерческая тайна; персональные данные; ноу-хау). 4. По кругу лиц массовая информация (предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы) и индивидуальная (информация является объектом гражданских прав). ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы, и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Эта область, как и область создания и распространения исходной и производной информации, представляет собой особый мощный накопитель и одновременно генератор информации, основанный на сборе, накоплении ретроспективной документированной информации, организации на ее основе и хранении массивов документированной информации (данных) и распространении информации из этих массивов в разных видах и формах, в том числе с применением новых информационных технологий. С помощью информационных систем, в том числе автоматизированных, банков данных, их сетей, в первую очередь Интернета и иных систем, на основе современных информационных технологий обеспечивается реализация процессов сбора, накопления, хранения информации, производства информационных ресурсов, поиска и распространения информации из них. Выделяются следующие виды субъектов в этой области. 1. Граждане, в том числе иностранные, и лица без гражданства. 2. Организации: • библиотеки; • архивы; • музеи; • информационные центры и другие информационные структуры; • информационные фонды; • центры анализа информации; • информационные агентства, другие органы массовой информации; • другие организации – собственники и владельцы информационных ресурсов. 3. Органы государственной власти: а) федеральные органы государственной власти: – Федеральное Собрание РФ; – Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ; – Президент РФ, Администрация Президента РФ; – Конституционный Суд РФ; – Верховный Суд РФ; – Высший Арбитражный Суд РФ; – Правительство РФ; б) федеральные министерства, ведомства, комитеты; органы государственной власти субъектов РФ: – органы представительной власти; – органы исполнительной власти; – органы судебной власти; органы местного самоуправления. Применяются разные организационно-правовые формы формирования и использования информационных ресурсов. Держателями (обладателями) информационных ресурсов (владельцами и собственниками) могут быть как самостоятельные информационные центры, информационные организации, фирмы, предприятия, учреждения, обладающие статусом юридического лица (далее – информационные организации), так и отдельные информационные структуры (управления, отделы, лаборатории и т. п.) в составе иных юридических лиц, а также физические лица. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ К объектам в области создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения относятся: информационные системы и информационные технологи, средства их обеспечения. Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий – программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатации. К информационным системам относятся и автоматизированные информационные системы разного вида. В первую очередь это Интернет, а также автоматизированные системы управления (АСУ), автоматизированные системы обработки данных (АСОД), автоматизированные системы научно-технической информации (АСНТИ) и т. п., банки данных, базы знаний, экспертные системы, информационно-вычислительные системы, информационно-телекоммуникационные системы и сети, системы связи и телекоммуникации, а также средства обеспечения этих систем и технологий. Основные технические средства – средства вычислительной техники, копировально-множительная техника, оргтехника, средства связи и телекоммуникаций и др. Программные средства – операцион ные системы, прикладные программы, программные средства телекоммуникации, другие программные средства. Лингвистические средства – словари, тезаурусы, классификаторы, другие лингвистические средства, организационно-правовые средства – нормативные правовые и правовые акты, нормативно-технические документы, положения, уставы, должностные инструкции. Субъектов в области информационных технологий и средств их обеспечения можно разделить на две группы: субъекты, организующие и осуществляющие разработку информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, и субъекты, эксплуатирующие перечисленные объекты. В качестве субъектов, организующих и выполняющих разработку информационных систем, выступают заказчики и разработчики. Это – органы государственной власти, юридические и физические лица – организации и предприятия, специалисты. Субъектами, эксплуатирующими информационные системы, информационные технологии, являются органы государственной власти, их подразделения, юридические и физические лица. Одним из важнейших направлений деятельности субъектов в этой области должны быть формирование и развитие программно-технической части информационной инфраструктуры современного информационного общества. Информационная инфраструктура – организованная совокупность средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций, а также массовой информации и информационных ресурсов, обеспечивающая эффективную и качественную реализацию информационных процессов – процессов производства, сбора, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации для удовлетворения потребностей личности, общества, государства. ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ. ЗАПРОС Порядок получения пользователем информации (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяет собственник или владелец информационных ресурсов с соблюдением требований Закона «Об информации, информатизации и защите информации». Перечни информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам владельцы информационных ресурсов и информационных систем предоставляют пользователям бесплатно. Доступ к информации может осуществляться в порядке: • ознакомления с официальными документами, содержащими запрашиваемую информацию; • получения копии соответствующего документа или выдержки из него; • получения справки, содержащей запрашиваемую информацию; • получения устного изложения содержания запрашиваемой информации; • получения сведений об источнике опубликования запрашиваемой информации в официальном издании. Запрос на информацию, а также предоставление информации по запросу может осуществляться в устной или письменной форме либо с использованием электронных технологий. В запросе должны быть указаны фамилия, имя и отчество лица, обратившегося за получением информации, наименование организации, от имени которой обращен запрос, фамилия, имя и отчество лица, которому следует направить ответ, его адрес и номер телефона для ответа или уточнения характера запроса, а также желаемые форма и вид ответа. Ответ на запрос о получении информации должен быть дан в возможно короткий срок, но не позднее чем через 30 дней после дня получения запроса. Если запрашиваемая информация не может быть предоставлена в указанный срок, обратившемуся за ее получением направляется письменное уведомление об отсрочке предоставления запрашиваемой информации. В уведомлении должны быть указаны срок и причины отсрочки предоставления запрашиваемой информации. Если орган, получивший запрос, не обладает запрашиваемой информацией, он не позднее чем в 7-дневный срок обязан известить об этом заинтересованное лицо, а также по возможности сообщить ему наименование и адрес органа, организации или лица, которые могут располагать запрашиваемой информацией, либо указать наименование организации, в которую направлен указанный запрос. Ответ на запрос должен содержать наименование организации, фамилию исполнителя запроса и его телефон. Запросы (в том числе устные), а также ответы на запросы подлежат регистрации по месту получения этих запросов. Не подлежат обязательному предоставлению по запросам докладные записки, переписка, поручения должностных лиц и прочая информация внутриорганизацион-ного характера. Отказ в предоставлении информации должен содержать указание причин, по которым запрос не может быть удовлетворен, дату принятия решения об отказе, а также разъяснения о порядке его обжалования. Освобождаются от оплаты за предоставление информации по запросам лица, относящиеся к социально и экономически не защищенным группам (категориям) населения (дети, инвалиды, пенсионеры, официально признанные безработные). За предоставление информации может взиматься плата, не превышающая накладные расходы, понесенные в связи с ее предоставлением, в порядке, установленном правилами предоставления информации. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Информационная безопасность – состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства. Предотвращение и ликвидация угроз информационной безопасности интересам и правам личности, общества, государства основывается на разработке и реализации комплекса средств и механизмов защиты. Это могут быть организационные, технические, программные, социальные, правовые и иные механизмы, обеспечивающие локализацию и предотвращение таких угроз. Вопросы информационной безопасности касаются как субъектов, интересы и права которых подлежат защите, так и субъектов, обеспечивающих такую защиту. Практически это все субъекты, о которых говорилось выше в областях информационной сферы: органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица, производящие и потребляющие информацию; органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица, разрабатывающие и применяющие информационные системы, технологии и средства их обеспечения; организации, предприятия, учреждения, формирующие информационные ресурсы и предоставляющие потребителям информацию из них, государственные структуры и должностные лица, обеспечивающие информационную безопасность. Информационная безопасность РФ находится под пристальным вниманием государства, в связи с чем Президентом РФ утверждена Доктрина информационной безопасности РФ. Она служит основой для: • формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ; • подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности РФ; • разработки, целевых программ обеспечения информационной безопасности РФ. Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности РФ применительно к информационной сфере. Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА Информационное право – новая, только формирующаяся отрасль права, которая играет определяющую роль в развитии современного общества. В литературе информационное право рассматривается в следующих значениях: – как наука; – как отрасль права; – как учебная дисциплина. Наука информационного права исследует нормы, регулирующие общественные отношения в информационной сфере, измеряет эффективность действия информационных норм, классифицирует, систематизирует и кодифицирует их, объединяет в правовые институты, формирует и оптимизирует систему информационного права. Предметом науки информационного права является система информационного права. Информационное право как наука изучает научные проблемы формирования и развития этой системы. Исследования в области информационного права находят свое выражение в статьях, монографиях, на конференциях, круглых столах, в Интернете. Информационное право как система норм, регулирующих информационные отношения, имеет целью исследование информационной сферы как сферы правового регулирования общественных отношений, выявление объектов и субъектов информационных правоотношений, подготовку проектов нормативных правовых актов в области действия информационного права, оценку эффективности проектов этих актов с применением информационных технологий. Основные задачи в этой области: • изучение актов действующего информационного законодательства и подзаконных актов; • выявление пробелов и дублей в источниках информационного права, разработка предложений по разработке проектов федеральных законов и подзаконных актов в этой области; • изучение практики применения норм и актов информационного права, оценка эффективности действия принятых нормативных правовых актов, подготовка предложений по совершенствованию процессов регулирования общественных отношений в информационной сфере, предложений по дополнению и изменению норм и актов информационного права; • проведение работ по подготовке законопроектов и иных нормативных правовых актов в информационной сфере; • изучение проблем формирования Информационного кодекса РФ как основного кодифицированного акта информационного права. Информационное право как учебная дисциплина имеет целью обучение студентов, аспирантов, других слушателей в области информационного права. Основные направления здесь: • разработка методики обучения информационному праву, учебников и методических пособий, стандартов в области информационного права; • разработка лекционных материалов и материалов проведения семинаров и практических занятий; • разработка методологии оценки знаний в области информационного права; • проведение работ по совершенствованию процессов подготовки специалистов высшей квалификации – докторов и кандидатов наук в области информационного права. При изучении информационных правовых норм и других источников информационного права применяются известные справочные правовые системы «Гарант», «Кодекс», «Консультант Плюс», «ЮСИС». С применением компьютеров решаются также специально подготовленные юридические задачи. В настоящее время становится актуальным дистанционное интерактивное обучение, в том числе и с применением Интернета.
|
||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.169 (0.012 с.) |