Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информационное право как отрасль права↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА Информационное право – новая, только формирующаяся отрасль права, которая играет определяющую роль в развитии современного общества. В литературе информационное право рассматривается в следующих значениях: – как наука; – как отрасль права; – как учебная дисциплина. Наука информационного права исследует нормы, регулирующие общественные отношения в информационной сфере, измеряет эффективность действия информационных норм, классифицирует, систематизирует и кодифицирует их, объединяет в правовые институты, формирует и оптимизирует систему информационного права. Предметом науки информационного права является система информационного права. Информационное право как наука изучает научные проблемы формирования и развития этой системы. Исследования в области информационного права находят свое выражение в статьях, монографиях, на конференциях, круглых столах, в Интернете. Информационное право как система норм, регулирующих информационные отношения, имеет целью исследование информационной сферы как сферы правового регулирования общественных отношений, выявление объектов и субъектов информационных правоотношений, подготовку проектов нормативных правовых актов в области действия информационного права, оценку эффективности проектов этих актов с применением информационных технологий. Основные задачи в этой области: • изучение актов действующего информационного законодательства и подзаконных актов; • выявление пробелов и дублей в источниках информационного права, разработка предложений по разработке проектов федеральных законов и подзаконных актов в этой области; • изучение практики применения норм и актов информационного права, оценка эффективности действия принятых нормативных правовых актов, подготовка предложений по совершенствованию процессов регулирования общественных отношений в информационной сфере, предложений по дополнению и изменению норм и актов информационного права; • проведение работ по подготовке законопроектов и иных нормативных правовых актов в информационной сфере; • изучение проблем формирования Информационного кодекса РФ как основного кодифицированного акта информационного права. Информационное право как учебная дисциплина имеет целью обучение студентов, аспирантов, других слушателей в области информационного права. Основные направления здесь: • разработка методики обучения информационному праву, учебников и методических пособий, стандартов в области информационного права; • разработка лекционных материалов и материалов проведения семинаров и практических занятий; • разработка методологии оценки знаний в области информационного права; • проведение работ по совершенствованию процессов подготовки специалистов высшей квалификации – докторов и кандидатов наук в области информационного права. При изучении информационных правовых норм и других источников информационного права применяются известные справочные правовые системы «Гарант», «Кодекс», «Консультант Плюс», «ЮСИС». С применением компьютеров решаются также специально подготовленные юридические задачи. В настоящее время становится актуальным дистанционное интерактивное обучение, в том числе и с применением Интернета. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ: ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ И НЕДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ Существуют различные подходы к пониманию информации. С точки зрения философии информация – это некое разнообразие, которое отражающий субъект создает об отражаемом; сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми. Виды информации: 1)элементарная – на уровне атомов; 2) биологическая – создается живыми существами; 3) социальная – область человеческих отношений; 4) технико-кибернетическая – производная, созданная в результате деятельности машин и частично урегулированная правом. С юридической точки зрения информация – сведения об окружающем мире, протекающих в нем процессах и сообщение о положении дел или о состоянии чего-либо. Объектом правового регулирования может быть только та информация, которую человек извлекает из окружающей среды и отображает в своем сознании. Выделяются следующие юридические свойства информации. 1. Физическая неотчуждаемость, так как отчуждение информации заменяется передачей прав на ее использование. 2. Обособленность – для включения в оборот информация используется в виде символов и знаков и таким образом она обособляется и существует отдельно от производителя. 3. Двуединство информации и носителя, т. е. понимание информации как вещи на материальном носителе. 4. Распространяемость – тиражирование. 5. Организационная форма информации – документ. Можно классифицировать информацию по различным основаниям. 1. По форме выражения – документированная. Это особая организационная форма выражения информации, основанная на двуединстве информации (сведений) и материального носителя, на котором она отражена в виде символов, знаков, букв, волн или других способов отображения. В Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» документ определен как материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования. В Федеральном законе от 20 февраля 1 995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. 2. По источнику создания: а) недокументированная – остается за пределами правового регулирования; б) правовая – создается в результате правотворческой деятельности, правоприменительной и правоохранительной деятельности: – нормативная правовая информация; – ненормативная правовая информация; в) неправовая – создается не как результат правовой деятельности, однако обращается в обществе в соответствии с предписаниями правовых норм. 3. По степени доступа открытая информация (вся неправовая; о выборах и референдумах; из официальных документов) и ограниченная информация (государственная тайна; служебная тайна; профессиональная тайна; личная тайна; коммерческая тайна; персональные данные; ноу-хау). 4. По кругу лиц массовая информация (предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы) и индивидуальная (информация является объектом гражданских прав). ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы, и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Эта область, как и область создания и распространения исходной и производной информации, представляет собой особый мощный накопитель и одновременно генератор информации, основанный на сборе, накоплении ретроспективной документированной информации, организации на ее основе и хранении массивов документированной информации (данных) и распространении информации из этих массивов в разных видах и формах, в том числе с применением новых информационных технологий. С помощью информационных систем, в том числе автоматизированных, банков данных, их сетей, в первую очередь Интернета и иных систем, на основе современных информационных технологий обеспечивается реализация процессов сбора, накопления, хранения информации, производства информационных ресурсов, поиска и распространения информации из них. Выделяются следующие виды субъектов в этой области. 1. Граждане, в том числе иностранные, и лица без гражданства. 2. Организации: • библиотеки; • архивы; • музеи; • информационные центры и другие информационные структуры; • информационные фонды; • центры анализа информации; • информационные агентства, другие органы массовой информации; • другие организации – собственники и владельцы информационных ресурсов. 3. Органы государственной власти: а) федеральные органы государственной власти: – Федеральное Собрание РФ; – Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ; – Президент РФ, Администрация Президента РФ; – Конституционный Суд РФ; – Верховный Суд РФ; – Высший Арбитражный Суд РФ; – Правительство РФ; б) федеральные министерства, ведомства, комитеты; органы государственной власти субъектов РФ: – органы представительной власти; – органы исполнительной власти; – органы судебной власти; органы местного самоуправления. Применяются разные организационно-правовые формы формирования и использования информационных ресурсов. Держателями (обладателями) информационных ресурсов (владельцами и собственниками) могут быть как самостоятельные информационные центры, информационные организации, фирмы, предприятия, учреждения, обладающие статусом юридического лица (далее – информационные организации), так и отдельные информационные структуры (управления, отделы, лаборатории и т. п.) в составе иных юридических лиц, а также физические лица. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ К объектам в области создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения относятся: информационные системы и информационные технологи, средства их обеспечения. Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий – программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатации. К информационным системам относятся и автоматизированные информационные системы разного вида. В первую очередь это Интернет, а также автоматизированные системы управления (АСУ), автоматизированные системы обработки данных (АСОД), автоматизированные системы научно-технической информации (АСНТИ) и т. п., банки данных, базы знаний, экспертные системы, информационно-вычислительные системы, информационно-телекоммуникационные системы и сети, системы связи и телекоммуникации, а также средства обеспечения этих систем и технологий. Основные технические средства – средства вычислительной техники, копировально-множительная техника, оргтехника, средства связи и телекоммуникаций и др. Программные средства – операцион ные системы, прикладные программы, программные средства телекоммуникации, другие программные средства. Лингвистические средства – словари, тезаурусы, классификаторы, другие лингвистические средства, организационно-правовые средства – нормативные правовые и правовые акты, нормативно-технические документы, положения, уставы, должностные инструкции. Субъектов в области информационных технологий и средств их обеспечения можно разделить на две группы: субъекты, организующие и осуществляющие разработку информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, и субъекты, эксплуатирующие перечисленные объекты. В качестве субъектов, организующих и выполняющих разработку информационных систем, выступают заказчики и разработчики. Это – органы государственной власти, юридические и физические лица – организации и предприятия, специалисты. Субъектами, эксплуатирующими информационные системы, информационные технологии, являются органы государственной власти, их подразделения, юридические и физические лица. Одним из важнейших направлений деятельности субъектов в этой области должны быть формирование и развитие программно-технической части информационной инфраструктуры современного информационного общества. Информационная инфраструктура – организованная совокупность средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций, а также массовой информации и информационных ресурсов, обеспечивающая эффективную и качественную реализацию информационных процессов – процессов производства, сбора, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации для удовлетворения потребностей личности, общества, государства. ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ. ЗАПРОС Порядок получения пользователем информации (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяет собственник или владелец информационных ресурсов с соблюдением требований Закона «Об информации, информатизации и защите информации». Перечни информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам владельцы информационных ресурсов и информационных систем предоставляют пользователям бесплатно. Доступ к информации может осуществляться в порядке: • ознакомления с официальными документами, содержащими запрашиваемую информацию; • получения копии соответствующего документа или выдержки из него; • получения справки, содержащей запрашиваемую информацию; • получения устного изложения содержания запрашиваемой информации; • получения сведений об источнике опубликования запрашиваемой информации в официальном издании. Запрос на информацию, а также предоставление информации по запросу может осуществляться в устной или письменной форме либо с использованием электронных технологий. В запросе должны быть указаны фамилия, имя и отчество лица, обратившегося за получением информации, наименование организации, от имени которой обращен запрос, фамилия, имя и отчество лица, которому следует направить ответ, его адрес и номер телефона для ответа или уточнения характера запроса, а также желаемые форма и вид ответа. Ответ на запрос о получении информации должен быть дан в возможно короткий срок, но не позднее чем через 30 дней после дня получения запроса. Если запрашиваемая информация не может быть предоставлена в указанный срок, обратившемуся за ее получением направляется письменное уведомление об отсрочке предоставления запрашиваемой информации. В уведомлении должны быть указаны срок и причины отсрочки предоставления запрашиваемой информации. Если орган, получивший запрос, не обладает запрашиваемой информацией, он не позднее чем в 7-дневный срок обязан известить об этом заинтересованное лицо, а также по возможности сообщить ему наименование и адрес органа, организации или лица, которые могут располагать запрашиваемой информацией, либо указать наименование организации, в которую направлен указанный запрос. Ответ на запрос должен содержать наименование организации, фамилию исполнителя запроса и его телефон. Запросы (в том числе устные), а также ответы на запросы подлежат регистрации по месту получения этих запросов. Не подлежат обязательному предоставлению по запросам докладные записки, переписка, поручения должностных лиц и прочая информация внутриорганизацион-ного характера. Отказ в предоставлении информации должен содержать указание причин, по которым запрос не может быть удовлетворен, дату принятия решения об отказе, а также разъяснения о порядке его обжалования. Освобождаются от оплаты за предоставление информации по запросам лица, относящиеся к социально и экономически не защищенным группам (категориям) населения (дети, инвалиды, пенсионеры, официально признанные безработные). За предоставление информации может взиматься плата, не превышающая накладные расходы, понесенные в связи с ее предоставлением, в порядке, установленном правилами предоставления информации. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Информационная безопасность – состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства. Предотвращение и ликвидация угроз информационной безопасности интересам и правам личности, общества, государства основывается на разработке и реализации комплекса средств и механизмов защиты. Это могут быть организационные, технические, программные, социальные, правовые и иные механизмы, обеспечивающие локализацию и предотвращение таких угроз. Вопросы информационной безопасности касаются как субъектов, интересы и права которых подлежат защите, так и субъектов, обеспечивающих такую защиту. Практически это все субъекты, о которых говорилось выше в областях информационной сферы: органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица, производящие и потребляющие информацию; органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица, разрабатывающие и применяющие информационные системы, технологии и средства их обеспечения; организации, предприятия, учреждения, формирующие информационные ресурсы и предоставляющие потребителям информацию из них, государственные структуры и должностные лица, обеспечивающие информационную безопасность. Информационная безопасность РФ находится под пристальным вниманием государства, в связи с чем Президентом РФ утверждена Доктрина информационной безопасности РФ. Она служит основой для: • формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ; • подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности РФ; • разработки, целевых программ обеспечения информационной безопасности РФ. Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности РФ применительно к информационной сфере. Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА Информационное право – новая, только формирующаяся отрасль права, которая играет определяющую роль в развитии современного общества. В литературе информационное право рассматривается в следующих значениях: – как наука; – как отрасль права; – как учебная дисциплина. Наука информационного права исследует нормы, регулирующие общественные отношения в информационной сфере, измеряет эффективность действия информационных норм, классифицирует, систематизирует и кодифицирует их, объединяет в правовые институты, формирует и оптимизирует систему информационного права. Предметом науки информационного права является система информационного права. Информационное право как наука изучает научные проблемы формирования и развития этой системы. Исследования в области информационного права находят свое выражение в статьях, монографиях, на конференциях, круглых столах, в Интернете. Информационное право как система норм, регулирующих информационные отношения, имеет целью исследование информационной сферы как сферы правового регулирования общественных отношений, выявление объектов и субъектов информационных правоотношений, подготовку проектов нормативных правовых актов в области действия информационного права, оценку эффективности проектов этих актов с применением информационных технологий. Основные задачи в этой области: • изучение актов действующего информационного законодательства и подзаконных актов; • выявление пробелов и дублей в источниках информационного права, разработка предложений по разработке проектов федеральных законов и подзаконных актов в этой области; • изучение практики применения норм и актов информационного права, оценка эффективности действия принятых нормативных правовых актов, подготовка предложений по совершенствованию процессов регулирования общественных отношений в информационной сфере, предложений по дополнению и изменению норм и актов информационного права; • проведение работ по подготовке законопроектов и иных нормативных правовых актов в информационной сфере; • изучение проблем формирования Информационного кодекса РФ как основного кодифицированного акта информационного права. Информационное право как учебная дисциплина имеет целью обучение студентов, аспирантов, других слушателей в области информационного права. Основные направления здесь: • разработка методики обучения информационному праву, учебников и методических пособий, стандартов в области информационного права; • разработка лекционных материалов и материалов проведения семинаров и практических занятий; • разработка методологии оценки знаний в области информационного права; • проведение работ по совершенствованию процессов подготовки специалистов высшей квалификации – докторов и кандидатов наук в области информационного права. При изучении информационных правовых норм и других источников информационного права применяются известные справочные правовые системы «Гарант», «Кодекс», «Консультант Плюс», «ЮСИС». С применением компьютеров решаются также специально подготовленные юридические задачи. В настоящее время становится актуальным дистанционное интерактивное обучение, в том числе и с применением Интернета.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 620; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.83 (0.013 с.) |