Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Транзакции (взаимодействия). Что может быть проще или сложнее?Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теперь, когда мы познакомились с пониманием структуры личности в транзактном анализе, перейдем непосредственно к изучению взаимодействий людей, рассматривая его под углом зрения данной концепции. Любое взаимодействие, «транзакция», состоит из стимула, производимого одним участником, и ответа, который дает другой участник. Очевидно, что более информативным анализ взаимодействий будет в том случае, если мы будем рассматривать, из каких личностных позиций произведен стимул и ответ. Представим себе учительскую и двух учительниц, стоящих у окна. Вот их диалог: 1 уч.: (смотрит в окно, потом на часы, потом протирает часы, потом опять в окно, поворачивается и ловит взгляд второй учительницы и тяжело вздыхает) 2 уч.: (смотрит на первую учительницу, переминается, смотрит в окно, потом на часы) 1 уч.: Мне кажется, это Мавродин опаздывает опять. 2 уч.: Да, это он. 1 уч.: Вы когда-нибудь видели его приходящим вовремя в школу? 2 уч.: Никогда. 1 уч.: Знаете, это я сегодня Ирине Анатольевне сказала: «Сколько ни стараешься для этих детей, сколько в них души ни вкладываешь, отдачи - никакой! Всегда опаздывают!» 2 уч.: Вы абсолютно правы. Сейчас все дети такие. 1 уч.: А ведь мы все свое здоровье оставляем здесь, в школе! А что за все это получаем?! В процессе этого диалога происходили транзакции между инстанциями Родитель каждой учительницы. Их не очень интересовала объективность, они, скорее, получали удовольствие от осуждения других и нахождения виноватых. Осуждающие высказывания по поводу детей явно походили на подобные же высказывания, которые слышали от собственных родителей или учителей. Да и вообще приятно найти человека, разделяющего твою позицию, а, поскольку родитель всегда хороший, то подобное совещание в позиции Родителей может принести чувство удовлетворения. Однако все это было далеко от Взрослого поведения. Давайте посмотрим варианты возможных ответов Взрослого в этом диалоге: 1 уч.: (смотрит в окно, потом на часы, потом протирает часы, затем опять в окно, поворачивается и ловит взгляд второй учительницы и тяжело вздыхает) 2 уч.: (варианты ответа в позиции Взрослого) а) не обращает внимания на вздох, смотрит в другую сторону) б) улыбается первой учительнице в) в случае, если первая учительница выглядит уж совсем расстроенной, спрашивает: «Как Вы себя чувствуете?» 1 уч.: Мне кажется, это Мавродин опаздывает опять. 2 уч.: (варианты ответа в позиции Взрослого) а) Который час сейчас? б) Это Мавродин? в) Мавродин обычно не опаздывает в школу. 1 уч.: Вы когда-нибудь видели его приходящим в школу вовремя? 2 уч.: (варианты ответа в позиции Взрослого) а) да б) я никогда специально за ним не наблюдала в) меня этот вопрос не интересовал 1 уч.: Знаете, это я сегодня Ирине Анатольевне сказала: «Сколько ни стараешься для этих детей, сколько в них души ни вкладываешь, отдачи - никакой! Всегда опаздывают!» 2 уч.: (вариант ответа в позиции Взрослого) а) я не могу с этим согласиться б) что вы имеете в виду под отдачей? в) не хочу жаловаться Конечно, все эти ответы сделаны с позиции Взрослого. Одако все они не соответствуют тому, что хотела бы услышать в ответ первая учительница. Попробуйте представить себе ее чувства. Все ее высказывания явно производились с позиции Родителя, но и в отнет она хотела также услышать Родительские высказывания. Если же в ответ она слышит Взрослого, то это явно не способствует улучшению отношений между участницами диалого. Таким образом, мы подходим к понятию комплементарных и некомплементар-ных транзакций. Любой человек, общаясь с другим человеком, находится в определенном эго-состоянии, И обращается он также к другому человеку в конкретном эго-состоянии. Если этот другой отвечает именно из того эго-состояния, которое ожидалось первым и именно к тому эго-состоянию, в котором находится первый человек, то это комплементарные транзакции. Таковым был первый вариант диалога - первая учительница находилась в эго-состоянии Родителя и обращалась к Родителю второй учительницы. Но и вторая учительница отвечала из своего Родителя - Родителю первой. Выглядело это следующим образом: Другие варианты транзакции Родитель-Родитель: Р 1: Дети сейчас такие ленивые! Р 2: Да, раньше дети были значительно лучше! Р 1: Эта Марья Васильевна такая пендитная! Р 2: И не говорите, всегда так губы подожмет... Р 1: Продавцы на базаре всегда обвешивают! Р 2: Да, и лица у них такие бесчестные! Р 1: Я ему сказала: «Петров, я ведь все равно дознаюсь, кто это сделал, а пока можешь на мои уроки не приходить». Р 2: Правильно, надо было еще, родителей вызвать. Транзакции Дитя-Дитя предполагают, что оба участника находятся в детской позиции и обращаются к детской позиции другого человека. При этом они как бы воспроизводят некоторые элементы поведения людей в детском возрасте, например, взаимодействие в песочнице при постройкепесочного замка. Обэтом говорят и выражение лиц и произносимые фразы, в которых нет Родительского осуждения или поддержки, и отсутствует Взрослый сбор информации. Выглядит эта транзакция так: Д 1: Я буду доктором, а ты будешь больной. Д 2: Я не хочу быть больной, я всегда больная. Д 1: Слушай, давай с физики смоемся! Д 2: Ага, пойдем в автоматы поиграем! Д 1: Девочки, говорят, зарплату до праздников дадут! Д 2: Ой, здорово! Давайте сбросимся! Несмотря на всю свою привлекательность, транзакции Дитя-Дитя редко долго длятся. Человек в таком эго-состоянии скорее расположен получать поглаживания, нежели давать их, в результате либо становится скучным, либо конфликтным, превращаясь в перекрещивающееся, которое мы рассмотрим позже. Эффективное взаимодействие на уровне Дитя-Дитя невозможно без участия Взрослого. Даже дети, если наблюдать за ними, постоянно переходят во Взрослую позицию. Например, второй диалог мог завершиться так: Д 1: Да, но ни у меня, ни у тебя нет денег. Давай займем у Литвинова до пятницы. Это - Взрослая позиция. Дети вообще достаточно часто взаимодействуют из этого эго-состояния, просто их темы разговоров и количество имеющейся у них информации производят на постороннего наблюдателя «детское» впечатление, но, тем не менее, общение вполне Взрослое. Взаимодействие на вечеринке, в лодке умеете с любимой, совместное загорание на пляже - все это транзакции Дитя-Дитя, но возможны они только под наблюдением и при организации их Взрослым, который позаботился о деньгах, времени и спланировал все это. Наконец, транзакции Взрослый-Взрослый. Эти транзакции в основном связаны со сбором информации. Когда вы спрашиваете у кого-нибудь: «Который час?» и вам отвечают: «Без четверти два» - это Взрослая транзакция. Это прямой ответ на прямой вопрос с запросом информации. Здесь нет Родительской оценки (- Сейчас неслишком поздно? - Поздно было два часа назад!), ни игривого детского компонента (В это время уже можно расслабиться. Мы даже можем себе позволить еще кое-что...). Такие транзакции не несут в себе эмоций и связаны с фактической информацией. Очень часто в нашей жизни случаются наклонные комплементарные транзакции Родитель-Дитя и Дитя-Родитель. Некоторые родители и учителя умудряются иногда целыми днями взаимодействовать с другими людьми только таким образом. Р: Тримов, ты не будешь толкать Васина? Д: Нет, Ольга Степановна, не буду, Р: Ты почему опаздал та урок? Д: Да я долге ждал троллейбуса, а его все не было Р: Маснюк, я.г.е запретила пользоваться учебником! Д: Я только одну формулу посмотрел. Позиция, занимаемая человеком-учителем, провоцирует его на подобную транзакцию. Кроме того, это иногда очень приятно - повелевать другими. Постоянное пребывание в Родительской позиции начинает искажать личность преподавателя. Вспомните, ведь многие люди узнают учителя до того, как он скажет, какая у него профессия - меняется голос, осанка, появляется уверенность в своей неизбывной правоте. В результате учитель становится монотонным и скучным. Попробуйте как-нибудь послушать урок из-за двери, либо записать на магнитофон собственный урок - ведь это сплошные команды! То, что школа - не армия и что приказами никого не воспитаешь, знают все, но на практике преподаватели слишком часто позволяют Родителю брать верх над Взрослым. Не менее распространены транзакции Дитя-Родитель. Д: Людмила Георгиевна, можно мне выйти из класса? Р: Ну, хорошо, Лукьянова, выходи, но не надолго. Д: Валюта, мы завтра зарплату сможем получить? Р: Как дадут деньги, так и получите, не раньше. Д: Ирина Анатольевна, можно я вам завтра отчет сдам? Р: Хорошо, Елена Викторовна, но не позже. Такие транзакции очень часто производят дети и подчиненные. С одной стороны, они вроде бы поставлены в условия, предопределяющие подобные взаимодействия, но с другой, такого рода взаимоотношения позволяют перекладывать на «старшего» всю ответственность за последствия и воспитывают паразитизм и безволие, пассивность. Теперь рассмотрим некомплементарные, пересекающиеся транзакции. Они возникают, когда реальные и ожидаемые позиции участников совпадают. Пересекающиеся транзакции завершаются если не ссорами и конфликтами, то антипатией и негативными чувствами к партнеру. Познакомимся с ними более подробно. Перекрещивающиеся транзакции, в большинстве случаев, - проявление отношения «Я-плохой». Вместо взаимодействия с реальностью, человек постоянно переживает нерешенные проблемы детства. Человек, постоянно дающий реакции Дитя, как бы говорит окружающим: «Посмотрите на меня. Я такой плохой». Человек с постоянными реакциями Родителя говорит: «Посмотрите на себя. Вы все - плохие». Однако и то и другое - проявление отношения «Я-плохой» и не может помочь в достижении равновесного взаимодействия с миром. Существует еще один вид транзакций, который позволяет человеку успешно холить свое отношение «Я-плохой». Это так называемые «скрытые» транзакции. При их реализации участники взаимодействия обычно активируют не одно, а несколько эго-состояний, при этом одна транзакция «лежит на поверхности», а остальные скрыты, подразумеваются. Представим себе, что учительница говорит ученику, просматривая его тетрадь: «Ну и где, Розин, спряталась твоя работа над ошибками?» Вроде бы это запрос информации, во всяком случае внешне, на открытом уровне (на схеме изображен сплошной линией) взаимодействие Взрослый-Взрослый. Однако здесь есть еще кое-что. Ведь вы слышите, что вопрос не так прост? Скрытый смысл, скрытая транзакция (пунктир на схеме) таится в слове «спряталась». Оно содержит в себе следующий, непроизнесенный, но подразумеваемый текст: «Я удивляюсь, как вообще так можно вести тетрадь. Ведь здесь черт голову сломит. Конечно, любой, кто так же вел бы тетрадь, получал бы подобные оценки. Да и вообще сомневаюсь, что ты сделал работу над ошибками. Человеку с твоими умственными способностями она не по силам». Это несомненно, выговор Родителя Дитяти. Ход дальнейшего взаимодействия зависит от того, на какую из транзакций будет реагировать Розин. Если он находится в дружеском расположении духа и не желает спорить и конфликтовать с учительницей, если он чувствует себя «хорошим», он может реагировать на открытую транзакцию совершенно комплементарно, Взрослый-Взрослый: «Она, Луиза Рашидовна, внизу пятого листа в начале тетради». Возможно даже, что компьютер Взрослого Розяна примет намек и будет вести тетради более аккуратно. Вместе с тем, Розин может ответить и на скрытую транзакцию, если Луизе Рашидовне удалось «подцепить» его Дитя, постоянно испытывающее чувство «Я-плохой». Тогда Дитя ухватится за словечко «спряталась» и может ответить так: «Учитель с таким стажем работы, как у Вас, Луиза Рашидовна, уже должен отличать массную работу от домашней». Дальнейшие транзакции легко представить. Возможно, что в скрытых транзакциях участвуют все три эго-состояния человека, хотя это бывает не так часто. Человек может реагировать как на открытые, так и на скрытые транзакции. Скрытые транзакции не обязательно всегда ведут к конфликтам. Например, когда мальчик говорит девочке, что в кинотеатре идет новый фильм и у него есть лишний билет, то подразумевается всего лишь флирт. Тем не менее, эффективнее человек взаимодействует, когда его Взрослый определяет, из какого эго-состояния лучше про изволить транзакции. Стихийность и зависимость от окружающих в этом вопросе приводит к тому, что человек начинает «играть в игры». Непредубежденному читателю видно, что наиболее эффективные транзакции происходят тогда, когда ими управляет Взрослый. «Управляет» в данном случае вовсе не означает, что нужно стремиться взаимодействовать только из этого эго-состояния - слишком скучной и лишенной красок стала бы жизнь. Мы имеем в виду, что Взрослый не мешает действовать Родителю или Дитя в случаях, когда паттерны поведения, записанные в них, подходят к ситуации позволяют удовлетворительно разрешить проблему. К сожалению, такое «супервизирование» Взрослого происходит не столь уж часто в жизни. Гак как Дитя и Родитель более ранние образования, то в них и записана наиболее важная информация и способы реагирования на нее, в результате чего ответ происходит немедленно и автоматически. У Взрослого просто не остается временя на ориентацию и вмешательство в их деятельность. Искусству руководства Взрослым жизнью человека обычно учатся всю жизнь. Сюда относится и народная практика досчитать до десяти, прежде чем отвечать в напряженных ситуациях, и йоговская, дзенбуддистская и даосская практика недеяния». Все эти приемы предполагают постоянное, незримое присутствие Взрослого «за кадром» даже в тех случаях, когда активны другие личностные инстанции. Для того, чтобы Взрослый мог действовать подобным образом, необходимо, прежде всего, развить в нем способность различать эго-состояния, в которых в каждый момент пребывает личность. Например, показателем включения инстанции Дитя будет возросшая интенсивность эмоций. Если Взрослому удастся удержать Дитя от импульсивных, деструктивных, эмоционально окрашенных действий, то проблема управления Дитятей будет разрешена. Подобным же способом можно управлять и Родителе, принимая импульсивные решения, Взрослый может задавать себе вопросы: Подходит ли это решение к ситуации? Эта информация достоверна? Откуда вообще появилась подобная идея? Конечно, Взрослому трудно вмешиваться в деятельность других личностных инстанций, когда обстоятельства требуют немедленного ответа - тогда уже не до размышлений, недовыявления наиболее предпочтительных вариантов и просчета шансов на успех. Вместе с тем, заранее продумать и подготовить «новые» способы реагирования на все разнообразие жизненных ситуаций невозможно: Взрослый в этом случае остается в проигрыше. Единственный способ выхода из такого положения - пересмотр главного решения, принятого в детском возрасте - пересмотр отношения к жизни. Замена «Я-плохой, ты-хороший», либо его вариантов на «Я-хороший, ты-хороший», то есть превращение в принца. Персонализация личности Давайте теперь попробуем разобраться, что же стоит за стремлением человека удовлетворить свои межличностные потребности, почему возникают проблемы в этих областях, что способствует выработке различного отношения к жизни. Для этого нам придется ввести три личностных измерения - интрапсихологическое, интерпсихологическое и метапсихологическое. В первом измерении личность рассматривается как индивидуальность, как то, что отличает ее от другого человека. Здесь представлены качества личности, данные человеку от рождения. Это - скорость реакции, темперамент, чувствительность - острота зрения, болевая чувствительность и пр., ум и т. д. Этот ряд Вы можете продолжить сами. Во втором измерении оказываются такие черты личности, которые возникают у человека в процессе его взаимодействия, общения с другими людьми. Например, грубость. Представьте себе человека, который попал на необитаемый остров. Можем ли мы о нем сказать, что он грубый? Очевидно, нет, так как грубым человек может быть только по отношению к другому человеку, но не к себе самому. То же самое относится к таким чертам личности, как дружелюбие, общительность, конформизм, стремление к лидерству, стремление к подчинению, стремление к принадлежности к группе и т. п. Таким образом, мы нашли, что человек может обладать такими чертами, которые возникают у него только при наличии второго хотя бы человека. Что это означает? То, что «пространство личности» больше его физического тела, в него попадают и такие черты, которые находятся вне человека, а расположены как бы между людьми, в межиндивидуальном пространстве. Наконец, третье измерение личности. Как вы считаете, может ли человек воздействовать на других людей нетолько в непосредственном общении, на виду друг у друга, но и после этого непосредственного общения? Или более того, в пределе - возможно ли влияние личности на других людей даже после ее смерти? О чем в данном случае идет речь? В процессе Вашего взаимодействия с любым человеком - например, когда вы в качестве родителя беседуете с педагогом своего чада, у вас складывается определенное представление об учителе, его образ. Причем не просто его зрительный образ. Вы можете на какой-то период с достаточной достоверностью прогнозировать действия данного педагога, то, что и как он будет рассказывать вам о поведении вашего ребенка и его отметках. Вы можете судить об учителе как о личности. Теперь представим ситуацию: излагаемые учителем соображение о воспитании, о роли родителей и семьи в этом процессе настолько сильно подействовали на Вас, что изменили ваши представления о себе как родителе, об особенностях ваших взаимодействий с детьми и супругом. В этом случае влияние учителя на Вас будет продолжаться и после того, как Вы уйдете из школы. Иными словами, можно говорить о воздействии «идеального образа» учителя или его «персонализации» в вас. Все это и в еще большей степени относится к людям, с которыми вы постоянно общаетесь - к супругам, детям, родителям, коллегам. Их воздействия, приводящие к изменению Вашей интеллектуальной сферы, Ваших эмоций, являются их персонализацией в Вас, равно как и Вы персонализируетесь в них. То есть личность можно определить и со стороны тех изменений, которые человек производит в личностях других людей. Из сказанного следует важный для нас вывод: информация, навыки, знания не усваиваются детьми сами по себе - они воспитываются только в комплексе с личностью родителя либо учителя. Вспомните свое школьное детство - различные предметы нравились вам не сами по себе, привлекали в основном не своим содержанием, а в зависимости от того, какой учитель их преподавал. Ребенок не раскладывает по палочкам знания у себя в голове, но персонализирует их как принадлежность идеального образа учителя. Существует потребность человека в персонализацин - потребность продолжать себя в других, потребность «быть личностью». Объективно потребность в персонализации - потребность себя в других, воздействия на другого путем создания у него до лговременных образов себя, стремление вкладывания себя в других - может переживаться человеком субъективно как потребность славы, дружбы, уважения, лидерства, внимания и т. п. Эта потребность выступает в основном неосознанно, преломляясь через другие нужды. Человек персонализируется не в «бездушном пространстве общения душ», а в конкретной деятельности и общении, когда демонстрирует другому различные стороны своей личности. Возможна ситуация, когда потребность в персоналииэапии интенсивна, но существует дефицит средств персонализации - у человека нет оригинальных мыслей, остроумия, доброты, воли и т. п. - словом, того, что называют «богатством души». Тогда, зачастую, используют кажущийся эффективный но, по сути, тупиковый путь алкогольного опьянения. Не случайно главный вопрос алкоголика «Ты меня уважаешь?» (т. е. есть ли что-нибудь от меня к тебе?). Он буквально домогается быть персонализированным в другом - авторитетным, понимаемым и принимаемым во всем блеске своих исключительных достоинств, ума и благородства, которые он сам в себе ощущает. Однако у окружающих отсутствует готовность принять этот дар алкоголика. Как можно преодолеть это препятствие? Алкоголик, для которого спиртное равноценно жизни, необычайно легко делится им с собутыльником и беспокоится, если в компании оказывается трезвый. Алкоголику необходимо снизить барьер, препятствующий персонализации, а это можно сделать, только напоив другого и уравняв его с собой на началах взаимной квазиперсонализации. Почему «квази»? Потому, что никакого изменения личности пьяница не производит - нет соответствующих средств. Способность к интимному общению, внешние признаки персонализации алкоголик получает лишь в момент опьянения, но когда он трезвеет, исчезает и персонализация и все надо начинает сначала. Таким образом, существует не только потребность в персонализации, но и способность к персонализации. Последняя имеет огромное значение, поскольку из двух партнеров человек предпочтет того, кто, при прочих равных условиях, обеспечит ему максимальную персонализацию. Очень интересен в этом плане опыт обучения в Древней Греции. По словам Ксенофонта: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится». Воспитание в Греции мыслилось как исключительно глубоко личностное общение, в котором старший должен быть наставником, идеалом младшего, который, в свою очередь, должен был испытывать чувство любви к старшему. Для персонализации недостаточно лишь активности одного человека, необходима встречная активность другого, его готовность принять персонализацию. Эту готовность можно стимулировать. Необходимым условием персонализации является межличностный контакт. Контакт - особая форма влияния, являющаяся симметричной - то есть, для персонализации одного человека в другом недостаточно трансляции первым своей индивидуальности второму, необходима также встречная небезучастность другого человека, направленная на присвоение, личностное осмысливание индивидуальных особенностей первого. В контакте оба человека проявляют активность, результатам которой и является персонализация. Для нас важно, что потребность в персонализации, преломляясь в поведении человека, выступает и в области удовлетворения им межличностных потребностей, в каждой из которых он стремится персонализироваться в окружающих. При этом у него могут возникать проблемы в случае собственной неспособности персонализироваться в другом человеке, в случае неспособности другого принять эту персонализацию и в случае, когда человек не воспринимает признаки персонализации себя в другом - персонализационная слепота (сюда же, вероятно, следует отнести случаи ложной персонализации - персонализациоиной иллюзии, когда человеку мнится, что он персонализировался в другом, хотя на самом деле этого нет). Мы можем сказать, что персонализации образует еще один, кроме культурной и социальной, тип связи между людьми, который отличает человеческое общество от любого другого животного общества. Представьте себе незримую и зачастую неосознаваемую сеть, пронизывающую социум-личностную связь. Здесь и запечатленные и продолжающие жить в нас люди прошлых поколений, и наши современники. Мы можем говорить о персонализационном единстве общества и о том, что выпадение из этого единства разрушает неповторимость личности человека. Тогда, вероятно, становится понятным, почему самым страшным наказанием в прошлых веках считалась не смертная казнь, а сословный остракизм - лишение дворянства, купеческого, мастерового и другого званий. Ведь человек обладал персоналкзационными навыками, пригодными лишь для своей среды, и насильственное перемещение его за рамки собственного сословия лишало его возможности персонализации, что, очевидно, чревато тяжелыми психическими срывами и горше смерти... Возможно, что особые, «местные» способы персонализации могут являться одной из причин ксенофобии. Давайте теперь попробуем рассмотреть филогенез персонализации. Можно предположить, что на самых ранних этапах становления человеческого общества проблем, связанных с персонализацией, было совсем мало. Высокая вариативность реагирования и такая же высокая подражательность древнего человека способствовали тому, что любые девиации поведения одного индивида делались достоянием всей группы, что, с одной стороны, способствовало выживанию Хомо сапиенс, а с другой - закрепляло эту самую персонализа-цию как отличительную черту человека. Таким образом, к моменту дифференциации общества люди уже не могли жить без этой «привычки». Усложнение общественной структуры привело к первым затруднениям с персонализацией - утратилось равенство членов группы. В племени появились вожди, шаман, воины, охотники, скотоводы, земледельцы. К этому необходимо добавить обязательную поло - возрастную дифференциацию. Жизнь стала требовать от человека выполнения различных функций в зависимости от его возраста и занимаемого положения в племени, он стал играть различные социальные роли. И сразу возникла проблема выбора - чем из всего этого сложного поведенческого набора должен персонализироваться человек? И тем ли персонализировался, чем хотел? Общество стремилось унифицировать персонализацию: запечатлеться должен вождь как таковой, а не вождь особенный. Общество всегда стремится к усредненности и монотонности, хотя двигают общественное развитие именно выдающиеся его элементы. Обществу желательно, чтобы был просто Вождь, ну, в лучшем случае № 1, № 2, № 3 и т. п. Точно так же должны были быть «Жрец», «Воин», «Ремесленник», «Землепашец» и т. п. Однако так не получалось, члены племени персонализировались как раз своим отличием от других исполнителей тех же ролей. Особенно ярко эта тенденция проявилась в более позднее время в номерах королей и императоров. «Номерные» правители стремились завоевать особенное имя, вроде «Грозный», «Львиное сердце». Общественная жизнь усложнялась. Появились рабы и рабовладельцы, феодалы и крепостные, рабочие и капиталисты. Возникло уникальное психическое образование, которое мы называем «личностью». Личность, если можно так сказать, становилась век от века все сложнее и сложнее, все тоньше и дифференцированнее (желающие подробно ознакомиться с этим процессом могут обратиться к трудам по исторической психологии). Человек, оставаясь членом общества и живя в нем, все более от этого общества обособлялся, становился более свободным, самостоятельным, самодеятельным, ибо только так он мог выжить в этом новом сложном мире. Однако полученная свобода несла не только радости. Общество уже не могло гарантировать статусную персонализацию. Теперь мало быть вождем, князем, бизнесменом, президентом, чтобы наверняка запечатлеться в других людях. Нужна личностность. Конечно, общество прилагало все усилия, чтобы облегчить своим членам взаимную персонализацию. Создавались и развивались специальные стереотипизированные формы взаимодействия, призванные обеспечить этот процесс. Сюда относятся уже рассмотренные нами ритуалы, времяпрепровождения, операции, дружба, любовь. Все они явились гениальным изобретением. В принципе, их вполне достаточно для создания общественной персоналзационной сети, если бы... Если бы общество состояло только из принцев и принцесс. Им эти способы взаимодействия позволяют персонализовываться в других людях и ощущать свою персонализованность в них, а также персонализовывать самим в себе других людей. Но общество состоит не только из принцев. В нем есть еще и лягушки. А каждая лягушка обладает каким-либо дефектом персонализации - либо сама не способна к этому, либо не замечает своей персонал изо ванности, либо не персонализует других, либо подвержена иллюзиям персонализации. К этому стоит добавить, что, поскольку каждый из указанных типов взаимодействия удовлетворяет определенную межличностную потребность, то и персонализация происходит именно в этой сфере - признании, приятии, контроле. А у каждой лягушки могут быть затруднения в любой, либо во всех одновременно областях, что делает #возможность персонализации лягушек очень проблематичной. Коричневые лягушки и их серые собратья испытывают большие затруднения как в собственной персонализации, так и в персонализации в себе других людей и подвержены персонализационным слепоте и иллюзиям. Это понятно, так как любой другой человек для них - нехороший, а у него ни взять ничего нельзя, ни давать ему ничего не стоит, ведь он - никто. Зеленые лягушки могут персонализовать в себе других, поскольку другие - хорошие, но с собственной персонализацией трудно, тут и персонализационная слепота и иллюзии. Коричневые и серые лягушки могут различаться стратегией поведения при неудачной персонализации. Для последних характерен уход, отказ от дальнейших попыток, первые же пытаются навязать свою персонализацию, даже силой. В этом смысле преступление - насилие и, в крайнем случае, убийство - специфические способы персонализации силой в другом человеке, поскольку только в такой экстремальной ситуации лягушке этого типа удается запечатлеться в другом, получить свидетельство своего существования. Это, последнее, пожалуй, самое важное в персонализации - потребность повсюду оставлять свои следы, потребность преобразовывать мир по своему образу и подобию. Когда мы общаемся с другим человеком, он немного меняется и становится чем-то неуловимо похож на нас и только в этом случае мы получаем наибольшее удовлетворение от общения, говорим, что нас поняли (заметили, оценили, любят и т. д.). Если нам не удалось изменить другого человека, сделать его похожим на нас, то мы крайне недовольны таким общением, говорим, что этот человек не понял нас, что он неинтересный (глупый, ограниченный, холодный, враждебный, нелюбящий и т. п.). Чем больше людей нам удается сделать похожими на нас, персонализироваться в них, тем лучше мы себя чувствуем. Для того, чтобы обеспечить себе хотя бы минимальный уровень персонализации, люди обычно женятся и заводят детей - уж в супруге и детях я наверняка смогу запечатлеться! Поэтому понятна особая эмоциональная напряженность семейных отношений там, где персонализироваться членам семьи не удается. Люди с повышенной потребностью в персонализации выбирают профессии, связанные с особыми возможностями оставить след, прежде всего, преподавание (а также армию, где возможность персонализации, как им кажется, связана с чином). Таким образом, в наибольшей степени имеют возможность персонализоваться в других людях и персонализировать их в себе принцы, которым для этого не требуется производить каких-то специальных, особых, не связанных с их естественным поведением действий. Возможности персонализации у лягушек в значительной степени затруднены. Для этой цели им необходимо осуществлять специальные усилия, связанные, в основном, с «силовыми» методами, что предопределено асимметричностью персонализации, сложностью персонализации в других, трудностями персонализации других в себе, невозможностью ни того, ни другого и нарушениями в восприятии результатов персонализации. Однако общество и здесь нашло средства облегчения жизни своим членам. Был изобретен особый способ стерео-типизированного взаимодействия, правда, несколько похожий на эрзац других отношений, позволяющий снять персонализационное напряжение у лягушек. Этот способ в действительности не обеспечивает персонализацию участников, а лишь создает видимость, иллюзию персонализации, но, тем не менее, он работает и позволяет людям жить. Конечно, использующие его лягушки так и остаются лягушками и всю жизнь депривируются от ощущения счастья, однако и они получают временами какое-то удовольствие от контактов. Этот способ Берн назвал «играми». Игра может заменять лягушке все другие виды взаимодействия. Игра - это извращенной способ взаимодействия. Извращенный потому, что в нем все межличностные, потребности преобразуются в одну - в потребность контроля. И человек прибегает к силе, если хочет признания, прибегает к силе, если хочет приятия, и опять-таки, прибегает к силе, если хочет контроля. Независимо от вида потребности и жизненной ситуации, игра предлагает только один - силовой - вариант решения. В этом ее ущербность, но в этой же простоте - и привлекательность. Игры. Чем заняты люди? Анализ игр - наиболее значимая и наиболее известная часть транзактного анализа. По мнению Г. Харриса, игры стали настолько популярны, что появился даже особый вид времяпровождения - обсуждение и разбор игр, в котором заняты участники и их знакомые. Вместе с тем, само по себе «знание» игр и точно поставленный «диагноз» никак не помогают в изменении поведения и обретении человеком счастья, оставаясь лишь интеллектуальным развлечением. Первая трудность, с которой мы сталкиваемся при рассмотрении игр - это сам используемый термин. Игры - источник несчастья, трудностей и проблем. Они не обязательно включают радость и удовольствие, вернее, включают их крайне редко. Даже Берн был не слишком доволен этим термином. Нам кажется, что использование вместо слова «игра» его английского эквивалента «гейм» позволяет точно понять содержание данного взаимодействия, не привнося дополнительных значений, связанных в русском языке со словом «игра». Итак, что же такое геймы? Это в достаточной степени стереотипизированная серия взаимодействий, приводящих к заранее предсказуемому, предопределенному результату. Геймы, в отличие от всех других видов взаимодействий - ритуалов, времяпрепровождений, операций, дружбы, любви - «нечестные» взаимодействия. Обязательными элементами каждого гейма являются ловушка, подначка, расплата. Геймы - это серия манипуляций, то есть транзакций, которые призваны изменить поведение другого человека в нужную для инициатора транзакций сторону без учета желаний этого другого. Манипуляции обязательно двойные транзакции, при этом истинная их цель, в отличие от дружбы и любви, остается для второго участника, против которого направлена манипуляция, неизвестной. ■ незапертный автомобиль (если он вам надоел); ■ неточные инструкции ученикам и подчиненным (зато всегда их можно упрекнуть в неточном исполнении); ■ позднее вставание, когда уже невозможно успеть в школу или на работу; ■ забывание сделать важный документ, отдать деньги, принести обещанную книгу и т. п.; ■ поведение, говорящее другому человеку «я такой слабый, беззащитный»; ■ фразы типа: «Вы можете рассказать мне о всех Ваших проблемах», и либо «Положитесь на меня» и т. п.; ■ лесть; ■ упрямство. Полный список приманок, естественно, привести невозможно. Именно здесь, как нигде, лягушки проявляют свою креативность во всем ее блеске. Иногда диву даешься, когда выясняешь, что именно служило в конкретном случае приманкой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.170.253 (0.018 с.) |