Становление межличностных потребностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление межличностных потребностей.



Вернемся к самому началу процесса воспитания ребенка. Как мы уже выяснили, для него самым важным являются в это время кормление (преимущественно грудью) и различ­ные действия, совершаемые родителями, когда они держат его на руках. Именно это поведение ребенок и воспринима­ет как поглаживание.

Как вы считаете, чего добивается ребенок, крича до по­синения в колыбели? Он хочет, чтобы его заметили. Дитя довольно быстро научается, что, как только ему это удает­ся, удовлетворение его физиологических потребностей про­исходит автоматически. То есть для того, чтобы выжить, ребенок должен получать внимание родителей.

С этого момента у человека формируется первая межлич­ностная, обращенная на другого человека потребность - потребность в признании, потребность в том, чтобы заметили, обратили внимание - прежде всего, конечно, близкие, значимые для него люди, а затем все остальные.

Уже для маленьких детей важна потребность играть, при м они готовы играть даже с теми детьми, которые не нравятся им и с которыми они могут подраться; тем не менее, они играют с ними, так как это удовлетворяет их потребность в признании.

Для ребенка очень важно, насколько часто на него обра­щают внимание, и если это делается слишком, по его мне­нию, редко, он пытается каким-то способом заполучить его: «Мама, где моя кукла?». Не менее важно, как это делается, и есть ли «качество» взаимодействия. Если с ним или с ней общаются как с уникальным и единственным Мишенькой или Варенькой, как с неповторимой личностью, то такое и шимодействие воспринимается как поглаживание и ребе­нок научается ценить себя, считать значимым человеком. Коль, напротив, с ребенком обращаются как с «пустым местом», как с безликим ребенком «вообще», то есть не учитываются его реальные потребности, а с ним поступают так, как «нужно» (Все дети должны есть манную кашу! Дети должны ложиться рано спать!), то ребенок, став взрос­лым, будет сомневаться в том, что он привлекателен, инте­ресен, что он может быть замечен другими людьми.

Поведение, направленное на удовлетворение потребности и признании, характеризуется большим количеством раз­личного вида контактов. В ответ на эти контакты и во нремя их взрослый продуцирует и показывает ребенку опре­деленные свои чувства и чувства, которые возникают у него как реакция на поведение дитя, выступая для него моделью поведения. Континуум поведения признания во взаимоотно­шениях родителя и дитя включает, от минимума до макси­мума: игнорирование, замечание, знание, обращение внима­ния, взаимодействие, интерес, признание, понимание.

Возрастной этап развития потребности в признании в какой-то мере параллелен оральной стадии в фрейдизме. В то время как психоаналитики делают ударение на домини­ровании эрогенной зоны, В.Шутц сосредотачивается на меж­личностных отношениях. Однако и психоанализ признает, что на оральной стадии взаимоотношения между родителем и ребенком концентрируются на замечании и контактирова­нии. Здесь еще не идет речь о контроле и приучении к дис­циплине и только зарождаются симпатия и любовь.

Трудности в удовлетворении ребенком его межличност­ной потребности в признании возникают, когда родители либоизбегают контактов с ним, либо его чрезмерно опека­ют. При избегании взаимодействий и необращении внима­ния возникает заброшенность, причем здесь имеет значе­ние, как мы уже говорили, качество и количество кон­тактов. При гиперопеке возникают трудности противопо­ложного характера. В этом случае родители включают ре­бенка во все свой дела и у него не остается возможности побыть наедине с самим собой.

Идеальные отношения между родителями и детьми в об­ласти признания находятся посередине между этими полю­сами. Родители часто и откровенно общаются с детьми и проявляют интерес к их делам, и наряду с этим позволяют ребенку побыть одному, какое-то время не общаясь с ним. Это оптимальные условия взаимодействия детей и родите­лей, которые дают возможность ребенку, когда он вырас­тет, одинаково хорошо чувствовать себя как в любой компании, так и в одиночестве.

Совершенно очевидно, что первый вид взаимодействия с ребенком приводит к воспитанию недосоциального, второй - сверхсоциального и третий - социального типа человека в удовлетворении межличностной потребности в признании.

Когда ребенок научается удовлетворять свою потребность в признании, на первый план в его жизни выходят пробле­мы, связанные с контролем.

Проблема контроля является центральной во взаимоот­ношениях родителей и детей, да и преподавателей и учени­ков тоже, поскольку их взаимодействия вращаются вокруг вопросов, связанных с дисциплиной. Вопросы дисциплины и управления фокусируются на том, кто будет принимать решения и каким способом. Ребенок должен быть научен, как принимать решения, но ему также должно быть позволено осуществлять их. Именно поэтому взаимоотношения роди­теля-ребенка и учителя-ребенка связаны с дисциплиной, контролем, властью, принятием решений, определением гра­ниц поведения, обучением правилам, управлением, руковод­ством, манифестированием независимости.

Фрейдистская анальная стадия сравнима с возрастным этапом формирования потребности контроля (хотя опять-таки можно указать на разницу в психоаналитическом ак­центе на эрогенную зону и внимание В.Шутпа к взаимодей­ствию). Главное приобретение этого этапа - появление у ребенка возможности воздействовать на родителей, получе­ние им власти. Ребенка начинают приучать к социально приемлемым формам дефекации и уринации, и это первое введение ребенка в мир дисциплины и порядка во многом будет определять его будущее поведение в области контро­ля. На этом этапе потребность в признании также важна, но она отодвигается на задний, по сравнению с потребнос­тью в контроле, план. Потребность в приятии все еще не­развита.

У родителей есть два верных способа затруднить ребенку научение принятию правильных решений - либо навя­зывать ему собственные, не давая продохнуть от опеки и распоряжений, либо предоставить ему распоряжаться его собственной жизнью, когда он еще не может этого делать. Дети, родители которых постоянно руководят ими, стано­вятся аутократами, дети же «попустительских» родителей вырастают абдикратами.

Идеальные отношения родителей и детей в области кон­троля находятся между полюсами попустительства и жест­кого давления. Родители позволяют детям принимать реше­ния относительно их собственной жизни в рамках возрас­тных возможностей и предоставляют детям так же право нести ответственность за принятые ими решения. Следует признать, что обычно мы поступаем как раз наоборот: мы решаем, а расплачиваются дети (например, дополнительные занятия иностранным языком, балетом, спортом, музыкой и т.п.), или же дети принимают решения, расплачиваемся мы (ребенок пригласил гостей, а убираем мы с вами за ним и его гостями; ребенок женился, а кормим его семью и за внуками ухаживаем мы). Делегирование и принятие ответ­ственности - этот тип отношений родителей и детей в/ области контроля приводит к тому, что возмужавшие чада!., одинаково комфортно чувствуют себя, когда они контроля-1 руки- других, либо когда они этого не делают; когда их | контролируют другие, либо когда они контроля не чувствуют. Ребенок, выросший в такой семье, становится демо­кратом.

Когда ребенок удовлетворяет свои межличностные по­требности в признании и контроле, на первый план высту­пает потребность в приятии. Эта область отношений связа­на с проявлениями любви, теплоты, симпатии, эмоциональ­ного приятия, а также эмоционального отторжения и нена­висти.

Эмоциональная окрашенность отношений отличает область приятия от признания. Например, мать может проводить много времени, занимаясь воспитанием ребенка. Она, помимо обычного приготовления еды, стирки, одевания и пр., дела­ет с ребенком уроки, занимается музыкой, водит его в спор­тивную секцию, изучает вместе с ним иностранные языки. Она надеется вырастить из него выдающегося человека, который станет знаменитым и отблески его славы упадут на нее. Но относится она к ребенку как к средству достижения своих целей, а не как к личности, безэмоционально.

Другая мать целый день проводит на работе и еще дома выполняет дополнительные задания. Дети видят ее, свобод­ной достаточно редко и практически все делают сами. Но, когда у нее появляется свободная минутка, она успевает приласкать ребенка.

Этап формирования потребности в признании параллелен фрейдистской фаллической и эдиповой стадиям. В это вре­мя проявляется сексуальное и эмоциональное чувство по отношению к конкретному, вполне определенному, выбран­ному человеку. Здесь требуется уже большая эмоциональ­ная зрелость. Прекращается нарциссическое чувственное сосредоточение на себе и начинается «отдавание» части себя окружающим. Личностное развитие предполагает преобла­дание приятия в этом возрасте.

Трудности у детей в области приятия возникают, когда родители их «задушивают любовью» - «залюбливают» либо не любят, отвергают. Залюбливание - обрушивание на ре­бенка большего количества любви, нежели он может спра­виться. «Опекающая мамочка» - так обычно описывают подобное родительское поведение. Сверхзащищающие ро­дители в основном сосредотачивают свои усилия в области

мнггроля, однако достаточно часто встречается и совмест­ ите доминирование и залюбливание.

Нелюбимый, отвергаемый ребенок становится недопринимаемым взрослым, а залюбленный - сверхпринимаемым.

Идеальные отношения родителей и детей в области принимания лежат между полюсами отвержения и чрезмерной любви. Родители эмоционально принимают ребенка, дают ему много любви, но не больше его возможностей. Этот тип отноше­ний позволяет вырастить принимаемого человека, способ­ного устанавливать и поддерживать близкие, интимные от­ношения с другими людьми, с определенным человеком и, в го же время, чувствовать себя вполне комфортабельно в отсутствие подобных связей.

Родительско-детские отношения, приводящие к специфи­ческим формам поведения в удовлетворении базальных меж­личностных потребностей, отражены в таблице

Итак, на самом начальном этапе жизни ребенка основная для него межличностная потребность - признание, желание того, чтобы его выделили, заметили. Естественно, что ро­дители удовлетворяют эту потребность, как и другие меж­личностные потребности, в нерасщепленном виде - они одновременно обращают внимание, контролируют и любят (достаточно редко встречаются матери, которые кормят ребенка совершенно безэмоционально). Однако в этот жиз­ненный период эмоции ребенка сосредоточены в основном на самом себе, это нарциссический этап, потребность в при­ятии в целом реализуется за собственный счет. Поэтому в начале жизни человек реагирует больше не на отсутствие любви, а на отсутствие заботы. Отношения приятия подра­зумевают большую личностную сформированность обоих участников, когда каждый может что-нибудь дать, вложить в другого. Приятие начинает всерьез заботить ребенка где-то с возраста трех-пяти лот.

Следующий сложный этап в удовлетворении межличност­ных потребностей - подростничество, отделение от роди­телей и установление отношений со сверстниками. Форми­рование автономии начинается со сферы приятия, при этом должно сформироваться действительно эмоциональное при­ятие родителей, так как в противном случае возникает не­правильная половая идентификация и вытекающее отсюда чувство вины. Далее начинается автономизация в сфере контроля, наиболее драматичная для обоих сторон в под­ростковом и раннем юношеском возрастах. При этом часто возникают конфликты на почве ответственности и вытесне­ния с главной роли. Это продолжается до тех пор, пока каждая из сторон не пересмотрит свои позиции.

Только после того, как детьми решены проблемы при­ятия и контроля во взаимоотношениях с родителями, они принимаются за главную проблему автономизации - отде­ление от родителей. Зачастую это воспринимается обеими сторонами, но прежде всего родителями, как проблема при­ятия, как утрата, уменьшение любви детей к ним. Это происходит потому, что родители считают частые контакты с детьми проявлением любви, когда на самом деле это - проблема признания, и пока не будет найдено какое-нибудь другое свидетельство признания, проблема не может "быть решена (некоторые люди решают эту проблему всю жизнь - мужья, которые каждый день после работы заходят к мате­рям; тещи, ежедневно гостящие у молодых, и т.п.).

Другая проблема, стоящая перед детьми, - интегриро­вание в группе сверстников. Сначала - признание - быть членом группы. При реализации этой потребности возника­ют конфликты с родителями: «Для тебя друзья значат больше, чем мы». Далее - контроль. При этом в компании происходят ссоры и драки, в результате чего формируется иерархическая структура группы. Наконец - приятие, внезапное осознание половой дифференциации членов груп­пы, зарождение дружбы, начало ухаживания. Как мы видим, конфликты с родителями (и учителями) практически неиз­бежны, поскольку и в группе сверстников и с родителями дети решают противоположные задачи по удовлетворению основных межличностных потребностей.

Следующий этап развития - появление у человека соб­ственных детей. Это предполагает разрешение каждым ро­дителем своих взаимоотношений с друзьями, поскольку они уже не могут проводить много времени в компаниях - на свиданиях, вечеринках, танцах, гулять всю ночь. Все это время их занимают собственные дети. Этот переход дается людям с трудом, а в нашей культуре - особенно мужчи­нам. Сокращение контактов с друзьями - первое серьез­ное испытание семьи. Следующее - изменение семейных ролей и обязанностей в связи с появлением ребенка.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ЦИКЛЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Теперь мы имеем возможность по достоинству оценить грандиозную работу, проделываемую родителями. Они долж­ны достаточно часто контактировать с ребенком, чтобы удов­летворить его потребность в признании, однако эти контак­ты должны иметь еще и определенные качественные харак­теристики, позволяющие ребенку почувствовать и поверить в свою уникальность и неповторимость. При этом родители должны практиковать разумную частоту контактов, поскольку при недостатке контактов - игнорировании, у ребенка воз­никают трудности с идентификацией и формируется мало­социальный тип личности. При опутывании родители ни на минуту не выпускают ребенка из поля зрения (истошные крики таких родителей особенно хорошо знакомы жителям многоквартирных домов) и воспитывают у ребенка сверхсо­циальный тип личности.

Родители должны научить ребенка принимать самостоя­тельные решения, нести за них ответственность и они же должны ребенку позволить действительно самому принимать решения и за них же отвечать. Если родители все решают за ребенка, не дают ему даже дышать самостоятельно, то они способствуют формированию аутократа. Если же они позволяют ребенку делать все, что угодно, самостоятельно принимать любые решения, когда он еще не умеет этого делать, то формируется абдикрат. Лишь когда родители позволяют принимать решения в границах, соответствую­щих возрасту дитя, и обязательно нести ответственность за эти решения, формируется демократ (родителям при этом желательно иметь в виду, что границы самостоятельности растут, как и сам ребенок).

В области приятия основное значение имеет не количест­во контактов, а их эмоциональный «накал». Залюбливание обожающей мамочки приводит к формированию сверхпри­нимаемого человека, тогда как отвергание, равнодушие ро­дителей создают малопринимаемый тип. Только когда ре­бенку дают столько любви, сколько он может воспринять, формируется принимаемый взрослый человек.

Таким образом, мы можем теперь определить, как про­являются принцевость и лягушлчесть в поведении человека, в процессе реализации его базальных межличностных по­требностей. Мы можем теперь более четко определить по­нятие «принц». Принц это человек, который полностью удов­летворяет все межличностные потребности, то есть принц яв­ляется одновременно принимаемым, демократом, социальным.

Наличие же проблем в удовлетворении хотя бы одной из межличностных потребностей продуцирует лягушку. Есте­ственно, что у лягушки могут быть проблемы не только в одной, но и в двух и даже в трех областях, хотя это встре­чается реже. Кроме того, лягушка может пытаться спра­виться с проблемой активным способом - сверхсоциаль­ный, аутократ, сверхпринимаемый, равно как и пассивным способом - малосоциальный, абдикрат, малопринимаемый. Это дает нам, кроме уже рассмотренных трех типов лягу­шек - зеленой, серой, коричневой, еще двадцать шесть ее разновидностей в каждом типе. Все это опять-таки обеспе­чивает прекрасные возможности для дифференцированного тонкого анализа, однако в реальной практике вполне доста­точно выделения трех типов лягушек и подразделения зеле­ных лягушек, как наиболее часто встречающихся, на подви­ды - активный и пассивный с проблемой в какой-нибудь одной области.

Остановимся на том, как межличностные потребности проявляются в поведении человека в группе. На каждом этапе развития группы преобладает какая-нибудь одна тен­денция. Сначала решается проблема признания. Для каждогоконкретного члена группы это формулируется как вопрос «Быть в этой группе или быть вне ее?». Затем следует фаза, в которой наибольшую актуальность имеет удовлетво­рение потребности в контроле. Для члена группы вопрос звучит так: «Какое место в иерархии занять? Быть ввер­ху или внизу?». Наконец, наступает фаза приятия. Здесь вопрос формулируется следующим образом: «Быть эмоци­онально далеким или близким с каждым конкретным чле­ном группы и насколько?».

Внутри последовательно наступающих фаз член группы сперва определяет свои отношения с лидером, а затем - с остальными членами.

Фаза признания начинается с момента формирования груп­пы. Каждый из образующих группу людей устанавливает для себя, насколько эта группа для него привлекательна и хочет ли он быть ее членом. Стратегия поведения здесь следующая - человек демонстрирует свои черты и внима­тельно наблюдает, обращают на него внимание или нет. Если у него имеются трудности в области признания, то проявляется обычно Я-центрированное поведение - чело­век слишком много и чересчур откровенно говорит о себе, рассказывает свою биографию и опыт общения в других группах.

Каждый решает вопрос об уровне своей включенности в эту группу, в ее дела. Например: «Как много себя я могу посвятить этой группе? Насколько значим я в ней буду? Примет ли меня группа таким, каков я есть, или мне придется измениться? Не смешаюсь ли я с другими чле­нами группы?».

Это проблема идентификации. Первое решение человека о группе - как много контактов, взаимодействий, комму­никаций у него здесь будет.

Основная задача фазы признания - определение при­надлежности к группе, связи с ней и уровня включенности в ее жизнь. Для ее решения применяются специальные про­цедуры, т.н. времяпрепровождения. Это внешне малосодер­жательные разговоры о погоде, просмотренных кинофиль­мах, одежде, драках, любовные истории, разговоры о мар­ках автомобилей - тема, в принципе, не очень важна. Ос­новное назначение подобных процедур - показать свои качества и посмотреть на других. Можно наблюдать, кто и как к вам относится и выяснить отношение к себе лидера группы.

С особым вниманием исследуется каждым членом груп­пы отношение к себе лидера, а также его отношение к груп­пе в целом. Если лидер не проявляет интереса к чему-либо, то и другие члены группы чувствуют, что им незачем забо­титься об этом. Трудно всерьез заинтересоваться членством в группе, если ее лидер совершенно не обращает на вас внимания.

Другой важный аспект деятельности лидера, за которым самым тщательным образом наблюдают члены группы, - насколько полно лидер отдает группе свою энергию, сколь­ко времени он ей посвящает - это влияет на ощущение членами своей безопасности в группе. Отсутствие интереса лидера к группе требует от ее членов собственных усилий по обеспечению безопасности, что снижает привлекатель­ность членства в группе.

После принятия удовлетворительного, но обязательно окончательного решения об отношениях с лидером, внимание переносится на отношения с членами группы. Тщательно регистрируются опоздания, отсутствие одногруппников, сте­пень их участия в делах коллектива, активность в деятель­ности других групп. Таким образом выявляются «тихие» члены и такие, за кем надо «приглядывать».

После реализации потребности в признании, появления чувства «мы» на первое место выступают проблемы приня­тия решений, распределения ответственности и разделения власти.

Характерными для группы на этом этапе являются:

■ борьба за лидерство;

■ дискуссии о принятии решений;

■ распределение ответственности.

Тревога центрируется вокруг.вопроса: «Сколько влия­ния и ответственности мне необходимо?» Каждый член группы стремится устроиться таким образом, чтобы полу­чить оптимальный для себя уровень власти и зависимости.

Во время прохождения фазы контроля борьба за власть, влияние, управление начинается, прежде всего, с лидером. Эта борьба предполагает действия по двум направлениям сразу:

1. Лишение лидера части руководящих функций, чтобы им можно было в определенной степени управлять;

2. Атрибутирование лидеру дополнительной ответствен­ности за любые аспекты деятельности группы.

На этом этапе враждебность к лидеру может выражать­ся в попытках либо удалить, либо утихомирить его. Часто высказывается разочарование в применяемых лидером ме­тодах руководства, а также в способностях лидера полнос­тью реализовывать свои функции.

Когда вопросы взаимоотношений с лидером в фазе кон­троля решены, внимание переносится на других членов груп­пы. Начинается борьба за внимание и одобрение лидера, особые с ним отношения. Это борьба за изменение иерар­хии в группе, борьба за влияние со своей группой (за ис­ключением лидера), борьба за право быть «первым помощ­ником» лидера. В основе всего этого лежит подавленное или подсознательное желание стабильности группы - что­бы никто никогда не смог сменить существующего лидера (неизвестно, каков будет новый и как это отразится на мне и группе в целом) и надежда, что он всегда будет во всем брать верх.

Фаза контроля сменяется фазой приятия, когда начина­ется эмоциональная интеграция. Для нее характерен, преж­де всего, эмоциональный элемент отношений - парование, открытое проявление позитивных чувств, а также враждеб­ности, ревности. Тревога фокусируется на страхе «не нра­виться», основной вопрос: «Быть слишком близко или слишком далеко к определенному члену группы?».

Во время прохождения этой фазы каждый член группы борется за наиболее удобную позицию в получении и даче приятия. Как шопенгауровские дикобразы, члены группы колеблются между желанием теплых отношений и болью от действий других.

Прежде всего проясняется вопрос: «Нравлюсь ли я ли­деру и нравится ли он мне?». На первый план выходит ревность, неразделенная любовь, обмен эмоциями, сексу­альная привлекательность. Каждое действие, взгляд, даже гримаса лидера, случайное слово интерпретируются в лич­ностном плане.

Затем выясняются чувства по отношению к каждому члену группы. Происходит разбиение на дружеские и любовные пары. В группе нарастают интимность, тепло, нежность друг к другу. Не обязательно всякий член группы любит каждого, но отношения становятся более эмоционально глубокими и адекватными.

В жизнедеятельности любой человеческой группы обяза­тельно представлены все перечисленные фазы ее развития. Вместе с тем, степень выраженности этих фаз может быть различна. Кроме того, движение отдельных членов группы в процессе удовлетворения основных базальных межлич­ностных потребностей, случается, не совпадает с движением группы в целом. Для некоторых участников коллектива мо­жет являться проблемой удовлетворение тех или иных по­требностей и они как бы задерживаются в этой фазе. Обычно такие «ретарданты» легко различимы в группе.

Следует учесть еще один момент динамики группы - прохождение той или иной фазы вовсе не означает, что проблема полностью снята. Группа возвращается к ней, но уже на новом уровне. Однако, если на предыдущих этапах в какой-то фазе потребности не были полностью удовлетво­рены, возникли затруднения, то это деформирует отноше­ния в группе и существенно затрудняет ее развитие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.203.221.104 (0.207 с.)