Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление межличностных потребностей.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вернемся к самому началу процесса воспитания ребенка. Как мы уже выяснили, для него самым важным являются в это время кормление (преимущественно грудью) и различные действия, совершаемые родителями, когда они держат его на руках. Именно это поведение ребенок и воспринимает как поглаживание. Как вы считаете, чего добивается ребенок, крича до посинения в колыбели? Он хочет, чтобы его заметили. Дитя довольно быстро научается, что, как только ему это удается, удовлетворение его физиологических потребностей происходит автоматически. То есть для того, чтобы выжить, ребенок должен получать внимание родителей. С этого момента у человека формируется первая межличностная, обращенная на другого человека потребность - потребность в признании, потребность в том, чтобы заметили, обратили внимание - прежде всего, конечно, близкие, значимые для него люди, а затем все остальные. Уже для маленьких детей важна потребность играть, при м они готовы играть даже с теми детьми, которые не нравятся им и с которыми они могут подраться; тем не менее, они играют с ними, так как это удовлетворяет их потребность в признании. Для ребенка очень важно, насколько часто на него обращают внимание, и если это делается слишком, по его мнению, редко, он пытается каким-то способом заполучить его: «Мама, где моя кукла?». Не менее важно, как это делается, и есть ли «качество» взаимодействия. Если с ним или с ней общаются как с уникальным и единственным Мишенькой или Варенькой, как с неповторимой личностью, то такое и шимодействие воспринимается как поглаживание и ребенок научается ценить себя, считать значимым человеком. Коль, напротив, с ребенком обращаются как с «пустым местом», как с безликим ребенком «вообще», то есть не учитываются его реальные потребности, а с ним поступают так, как «нужно» (Все дети должны есть манную кашу! Дети должны ложиться рано спать!), то ребенок, став взрослым, будет сомневаться в том, что он привлекателен, интересен, что он может быть замечен другими людьми. Поведение, направленное на удовлетворение потребности и признании, характеризуется большим количеством различного вида контактов. В ответ на эти контакты и во нремя их взрослый продуцирует и показывает ребенку определенные свои чувства и чувства, которые возникают у него как реакция на поведение дитя, выступая для него моделью поведения. Континуум поведения признания во взаимоотношениях родителя и дитя включает, от минимума до максимума: игнорирование, замечание, знание, обращение внимания, взаимодействие, интерес, признание, понимание. Возрастной этап развития потребности в признании в какой-то мере параллелен оральной стадии в фрейдизме. В то время как психоаналитики делают ударение на доминировании эрогенной зоны, В.Шутц сосредотачивается на межличностных отношениях. Однако и психоанализ признает, что на оральной стадии взаимоотношения между родителем и ребенком концентрируются на замечании и контактировании. Здесь еще не идет речь о контроле и приучении к дисциплине и только зарождаются симпатия и любовь. Трудности в удовлетворении ребенком его межличностной потребности в признании возникают, когда родители либоизбегают контактов с ним, либо его чрезмерно опекают. При избегании взаимодействий и необращении внимания возникает заброшенность, причем здесь имеет значение, как мы уже говорили, качество и количество контактов. При гиперопеке возникают трудности противоположного характера. В этом случае родители включают ребенка во все свой дела и у него не остается возможности побыть наедине с самим собой. Идеальные отношения между родителями и детьми в области признания находятся посередине между этими полюсами. Родители часто и откровенно общаются с детьми и проявляют интерес к их делам, и наряду с этим позволяют ребенку побыть одному, какое-то время не общаясь с ним. Это оптимальные условия взаимодействия детей и родителей, которые дают возможность ребенку, когда он вырастет, одинаково хорошо чувствовать себя как в любой компании, так и в одиночестве. Совершенно очевидно, что первый вид взаимодействия с ребенком приводит к воспитанию недосоциального, второй - сверхсоциального и третий - социального типа человека в удовлетворении межличностной потребности в признании. Когда ребенок научается удовлетворять свою потребность в признании, на первый план в его жизни выходят проблемы, связанные с контролем. Проблема контроля является центральной во взаимоотношениях родителей и детей, да и преподавателей и учеников тоже, поскольку их взаимодействия вращаются вокруг вопросов, связанных с дисциплиной. Вопросы дисциплины и управления фокусируются на том, кто будет принимать решения и каким способом. Ребенок должен быть научен, как принимать решения, но ему также должно быть позволено осуществлять их. Именно поэтому взаимоотношения родителя-ребенка и учителя-ребенка связаны с дисциплиной, контролем, властью, принятием решений, определением границ поведения, обучением правилам, управлением, руководством, манифестированием независимости. Фрейдистская анальная стадия сравнима с возрастным этапом формирования потребности контроля (хотя опять-таки можно указать на разницу в психоаналитическом акценте на эрогенную зону и внимание В.Шутпа к взаимодействию). Главное приобретение этого этапа - появление у ребенка возможности воздействовать на родителей, получение им власти. Ребенка начинают приучать к социально приемлемым формам дефекации и уринации, и это первое введение ребенка в мир дисциплины и порядка во многом будет определять его будущее поведение в области контроля. На этом этапе потребность в признании также важна, но она отодвигается на задний, по сравнению с потребностью в контроле, план. Потребность в приятии все еще неразвита. У родителей есть два верных способа затруднить ребенку научение принятию правильных решений - либо навязывать ему собственные, не давая продохнуть от опеки и распоряжений, либо предоставить ему распоряжаться его собственной жизнью, когда он еще не может этого делать. Дети, родители которых постоянно руководят ими, становятся аутократами, дети же «попустительских» родителей вырастают абдикратами. Идеальные отношения родителей и детей в области контроля находятся между полюсами попустительства и жесткого давления. Родители позволяют детям принимать решения относительно их собственной жизни в рамках возрастных возможностей и предоставляют детям так же право нести ответственность за принятые ими решения. Следует признать, что обычно мы поступаем как раз наоборот: мы решаем, а расплачиваются дети (например, дополнительные занятия иностранным языком, балетом, спортом, музыкой и т.п.), или же дети принимают решения, расплачиваемся мы (ребенок пригласил гостей, а убираем мы с вами за ним и его гостями; ребенок женился, а кормим его семью и за внуками ухаживаем мы). Делегирование и принятие ответственности - этот тип отношений родителей и детей в/ области контроля приводит к тому, что возмужавшие чада!., одинаково комфортно чувствуют себя, когда они контроля-1 руки- других, либо когда они этого не делают; когда их | контролируют другие, либо когда они контроля не чувствуют. Ребенок, выросший в такой семье, становится демократом. Когда ребенок удовлетворяет свои межличностные потребности в признании и контроле, на первый план выступает потребность в приятии. Эта область отношений связана с проявлениями любви, теплоты, симпатии, эмоционального приятия, а также эмоционального отторжения и ненависти. Эмоциональная окрашенность отношений отличает область приятия от признания. Например, мать может проводить много времени, занимаясь воспитанием ребенка. Она, помимо обычного приготовления еды, стирки, одевания и пр., делает с ребенком уроки, занимается музыкой, водит его в спортивную секцию, изучает вместе с ним иностранные языки. Она надеется вырастить из него выдающегося человека, который станет знаменитым и отблески его славы упадут на нее. Но относится она к ребенку как к средству достижения своих целей, а не как к личности, безэмоционально. Другая мать целый день проводит на работе и еще дома выполняет дополнительные задания. Дети видят ее, свободной достаточно редко и практически все делают сами. Но, когда у нее появляется свободная минутка, она успевает приласкать ребенка. Этап формирования потребности в признании параллелен фрейдистской фаллической и эдиповой стадиям. В это время проявляется сексуальное и эмоциональное чувство по отношению к конкретному, вполне определенному, выбранному человеку. Здесь требуется уже большая эмоциональная зрелость. Прекращается нарциссическое чувственное сосредоточение на себе и начинается «отдавание» части себя окружающим. Личностное развитие предполагает преобладание приятия в этом возрасте. Трудности у детей в области приятия возникают, когда родители их «задушивают любовью» - «залюбливают» либо не любят, отвергают. Залюбливание - обрушивание на ребенка большего количества любви, нежели он может справиться. «Опекающая мамочка» - так обычно описывают подобное родительское поведение. Сверхзащищающие родители в основном сосредотачивают свои усилия в области мнггроля, однако достаточно часто встречается и совмест ите доминирование и залюбливание. Нелюбимый, отвергаемый ребенок становится недопринимаемым взрослым, а залюбленный - сверхпринимаемым. Идеальные отношения родителей и детей в области принимания лежат между полюсами отвержения и чрезмерной любви. Родители эмоционально принимают ребенка, дают ему много любви, но не больше его возможностей. Этот тип отношений позволяет вырастить принимаемого человека, способного устанавливать и поддерживать близкие, интимные отношения с другими людьми, с определенным человеком и, в го же время, чувствовать себя вполне комфортабельно в отсутствие подобных связей. Родительско-детские отношения, приводящие к специфическим формам поведения в удовлетворении базальных межличностных потребностей, отражены в таблице Итак, на самом начальном этапе жизни ребенка основная для него межличностная потребность - признание, желание того, чтобы его выделили, заметили. Естественно, что родители удовлетворяют эту потребность, как и другие межличностные потребности, в нерасщепленном виде - они одновременно обращают внимание, контролируют и любят (достаточно редко встречаются матери, которые кормят ребенка совершенно безэмоционально). Однако в этот жизненный период эмоции ребенка сосредоточены в основном на самом себе, это нарциссический этап, потребность в приятии в целом реализуется за собственный счет. Поэтому в начале жизни человек реагирует больше не на отсутствие любви, а на отсутствие заботы. Отношения приятия подразумевают большую личностную сформированность обоих участников, когда каждый может что-нибудь дать, вложить в другого. Приятие начинает всерьез заботить ребенка где-то с возраста трех-пяти лот. Следующий сложный этап в удовлетворении межличностных потребностей - подростничество, отделение от родителей и установление отношений со сверстниками. Формирование автономии начинается со сферы приятия, при этом должно сформироваться действительно эмоциональное приятие родителей, так как в противном случае возникает неправильная половая идентификация и вытекающее отсюда чувство вины. Далее начинается автономизация в сфере контроля, наиболее драматичная для обоих сторон в подростковом и раннем юношеском возрастах. При этом часто возникают конфликты на почве ответственности и вытеснения с главной роли. Это продолжается до тех пор, пока каждая из сторон не пересмотрит свои позиции. Только после того, как детьми решены проблемы приятия и контроля во взаимоотношениях с родителями, они принимаются за главную проблему автономизации - отделение от родителей. Зачастую это воспринимается обеими сторонами, но прежде всего родителями, как проблема приятия, как утрата, уменьшение любви детей к ним. Это происходит потому, что родители считают частые контакты с детьми проявлением любви, когда на самом деле это - проблема признания, и пока не будет найдено какое-нибудь другое свидетельство признания, проблема не может "быть решена (некоторые люди решают эту проблему всю жизнь - мужья, которые каждый день после работы заходят к матерям; тещи, ежедневно гостящие у молодых, и т.п.). Другая проблема, стоящая перед детьми, - интегрирование в группе сверстников. Сначала - признание - быть членом группы. При реализации этой потребности возникают конфликты с родителями: «Для тебя друзья значат больше, чем мы». Далее - контроль. При этом в компании происходят ссоры и драки, в результате чего формируется иерархическая структура группы. Наконец - приятие, внезапное осознание половой дифференциации членов группы, зарождение дружбы, начало ухаживания. Как мы видим, конфликты с родителями (и учителями) практически неизбежны, поскольку и в группе сверстников и с родителями дети решают противоположные задачи по удовлетворению основных межличностных потребностей. Следующий этап развития - появление у человека собственных детей. Это предполагает разрешение каждым родителем своих взаимоотношений с друзьями, поскольку они уже не могут проводить много времени в компаниях - на свиданиях, вечеринках, танцах, гулять всю ночь. Все это время их занимают собственные дети. Этот переход дается людям с трудом, а в нашей культуре - особенно мужчинам. Сокращение контактов с друзьями - первое серьезное испытание семьи. Следующее - изменение семейных ролей и обязанностей в связи с появлением ребенка. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ЦИКЛЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Теперь мы имеем возможность по достоинству оценить грандиозную работу, проделываемую родителями. Они должны достаточно часто контактировать с ребенком, чтобы удовлетворить его потребность в признании, однако эти контакты должны иметь еще и определенные качественные характеристики, позволяющие ребенку почувствовать и поверить в свою уникальность и неповторимость. При этом родители должны практиковать разумную частоту контактов, поскольку при недостатке контактов - игнорировании, у ребенка возникают трудности с идентификацией и формируется малосоциальный тип личности. При опутывании родители ни на минуту не выпускают ребенка из поля зрения (истошные крики таких родителей особенно хорошо знакомы жителям многоквартирных домов) и воспитывают у ребенка сверхсоциальный тип личности. Родители должны научить ребенка принимать самостоятельные решения, нести за них ответственность и они же должны ребенку позволить действительно самому принимать решения и за них же отвечать. Если родители все решают за ребенка, не дают ему даже дышать самостоятельно, то они способствуют формированию аутократа. Если же они позволяют ребенку делать все, что угодно, самостоятельно принимать любые решения, когда он еще не умеет этого делать, то формируется абдикрат. Лишь когда родители позволяют принимать решения в границах, соответствующих возрасту дитя, и обязательно нести ответственность за эти решения, формируется демократ (родителям при этом желательно иметь в виду, что границы самостоятельности растут, как и сам ребенок). В области приятия основное значение имеет не количество контактов, а их эмоциональный «накал». Залюбливание обожающей мамочки приводит к формированию сверхпринимаемого человека, тогда как отвергание, равнодушие родителей создают малопринимаемый тип. Только когда ребенку дают столько любви, сколько он может воспринять, формируется принимаемый взрослый человек. Таким образом, мы можем теперь определить, как проявляются принцевость и лягушлчесть в поведении человека, в процессе реализации его базальных межличностных потребностей. Мы можем теперь более четко определить понятие «принц». Принц это человек, который полностью удовлетворяет все межличностные потребности, то есть принц является одновременно принимаемым, демократом, социальным. Наличие же проблем в удовлетворении хотя бы одной из межличностных потребностей продуцирует лягушку. Естественно, что у лягушки могут быть проблемы не только в одной, но и в двух и даже в трех областях, хотя это встречается реже. Кроме того, лягушка может пытаться справиться с проблемой активным способом - сверхсоциальный, аутократ, сверхпринимаемый, равно как и пассивным способом - малосоциальный, абдикрат, малопринимаемый. Это дает нам, кроме уже рассмотренных трех типов лягушек - зеленой, серой, коричневой, еще двадцать шесть ее разновидностей в каждом типе. Все это опять-таки обеспечивает прекрасные возможности для дифференцированного тонкого анализа, однако в реальной практике вполне достаточно выделения трех типов лягушек и подразделения зеленых лягушек, как наиболее часто встречающихся, на подвиды - активный и пассивный с проблемой в какой-нибудь одной области. Остановимся на том, как межличностные потребности проявляются в поведении человека в группе. На каждом этапе развития группы преобладает какая-нибудь одна тенденция. Сначала решается проблема признания. Для каждогоконкретного члена группы это формулируется как вопрос «Быть в этой группе или быть вне ее?». Затем следует фаза, в которой наибольшую актуальность имеет удовлетворение потребности в контроле. Для члена группы вопрос звучит так: «Какое место в иерархии занять? Быть вверху или внизу?». Наконец, наступает фаза приятия. Здесь вопрос формулируется следующим образом: «Быть эмоционально далеким или близким с каждым конкретным членом группы и насколько?». Внутри последовательно наступающих фаз член группы сперва определяет свои отношения с лидером, а затем - с остальными членами. Фаза признания начинается с момента формирования группы. Каждый из образующих группу людей устанавливает для себя, насколько эта группа для него привлекательна и хочет ли он быть ее членом. Стратегия поведения здесь следующая - человек демонстрирует свои черты и внимательно наблюдает, обращают на него внимание или нет. Если у него имеются трудности в области признания, то проявляется обычно Я-центрированное поведение - человек слишком много и чересчур откровенно говорит о себе, рассказывает свою биографию и опыт общения в других группах. Каждый решает вопрос об уровне своей включенности в эту группу, в ее дела. Например: «Как много себя я могу посвятить этой группе? Насколько значим я в ней буду? Примет ли меня группа таким, каков я есть, или мне придется измениться? Не смешаюсь ли я с другими членами группы?». Это проблема идентификации. Первое решение человека о группе - как много контактов, взаимодействий, коммуникаций у него здесь будет. Основная задача фазы признания - определение принадлежности к группе, связи с ней и уровня включенности в ее жизнь. Для ее решения применяются специальные процедуры, т.н. времяпрепровождения. Это внешне малосодержательные разговоры о погоде, просмотренных кинофильмах, одежде, драках, любовные истории, разговоры о марках автомобилей - тема, в принципе, не очень важна. Основное назначение подобных процедур - показать свои качества и посмотреть на других. Можно наблюдать, кто и как к вам относится и выяснить отношение к себе лидера группы. С особым вниманием исследуется каждым членом группы отношение к себе лидера, а также его отношение к группе в целом. Если лидер не проявляет интереса к чему-либо, то и другие члены группы чувствуют, что им незачем заботиться об этом. Трудно всерьез заинтересоваться членством в группе, если ее лидер совершенно не обращает на вас внимания. Другой важный аспект деятельности лидера, за которым самым тщательным образом наблюдают члены группы, - насколько полно лидер отдает группе свою энергию, сколько времени он ей посвящает - это влияет на ощущение членами своей безопасности в группе. Отсутствие интереса лидера к группе требует от ее членов собственных усилий по обеспечению безопасности, что снижает привлекательность членства в группе. После принятия удовлетворительного, но обязательно окончательного решения об отношениях с лидером, внимание переносится на отношения с членами группы. Тщательно регистрируются опоздания, отсутствие одногруппников, степень их участия в делах коллектива, активность в деятельности других групп. Таким образом выявляются «тихие» члены и такие, за кем надо «приглядывать». После реализации потребности в признании, появления чувства «мы» на первое место выступают проблемы принятия решений, распределения ответственности и разделения власти. Характерными для группы на этом этапе являются: ■ борьба за лидерство; ■ дискуссии о принятии решений; ■ распределение ответственности. Тревога центрируется вокруг.вопроса: «Сколько влияния и ответственности мне необходимо?» Каждый член группы стремится устроиться таким образом, чтобы получить оптимальный для себя уровень власти и зависимости. Во время прохождения фазы контроля борьба за власть, влияние, управление начинается, прежде всего, с лидером. Эта борьба предполагает действия по двум направлениям сразу: 1. Лишение лидера части руководящих функций, чтобы им можно было в определенной степени управлять; 2. Атрибутирование лидеру дополнительной ответственности за любые аспекты деятельности группы. На этом этапе враждебность к лидеру может выражаться в попытках либо удалить, либо утихомирить его. Часто высказывается разочарование в применяемых лидером методах руководства, а также в способностях лидера полностью реализовывать свои функции. Когда вопросы взаимоотношений с лидером в фазе контроля решены, внимание переносится на других членов группы. Начинается борьба за внимание и одобрение лидера, особые с ним отношения. Это борьба за изменение иерархии в группе, борьба за влияние со своей группой (за исключением лидера), борьба за право быть «первым помощником» лидера. В основе всего этого лежит подавленное или подсознательное желание стабильности группы - чтобы никто никогда не смог сменить существующего лидера (неизвестно, каков будет новый и как это отразится на мне и группе в целом) и надежда, что он всегда будет во всем брать верх. Фаза контроля сменяется фазой приятия, когда начинается эмоциональная интеграция. Для нее характерен, прежде всего, эмоциональный элемент отношений - парование, открытое проявление позитивных чувств, а также враждебности, ревности. Тревога фокусируется на страхе «не нравиться», основной вопрос: «Быть слишком близко или слишком далеко к определенному члену группы?». Во время прохождения этой фазы каждый член группы борется за наиболее удобную позицию в получении и даче приятия. Как шопенгауровские дикобразы, члены группы колеблются между желанием теплых отношений и болью от действий других. Прежде всего проясняется вопрос: «Нравлюсь ли я лидеру и нравится ли он мне?». На первый план выходит ревность, неразделенная любовь, обмен эмоциями, сексуальная привлекательность. Каждое действие, взгляд, даже гримаса лидера, случайное слово интерпретируются в личностном плане. Затем выясняются чувства по отношению к каждому члену группы. Происходит разбиение на дружеские и любовные пары. В группе нарастают интимность, тепло, нежность друг к другу. Не обязательно всякий член группы любит каждого, но отношения становятся более эмоционально глубокими и адекватными. В жизнедеятельности любой человеческой группы обязательно представлены все перечисленные фазы ее развития. Вместе с тем, степень выраженности этих фаз может быть различна. Кроме того, движение отдельных членов группы в процессе удовлетворения основных базальных межличностных потребностей, случается, не совпадает с движением группы в целом. Для некоторых участников коллектива может являться проблемой удовлетворение тех или иных потребностей и они как бы задерживаются в этой фазе. Обычно такие «ретарданты» легко различимы в группе. Следует учесть еще один момент динамики группы - прохождение той или иной фазы вовсе не означает, что проблема полностью снята. Группа возвращается к ней, но уже на новом уровне. Однако, если на предыдущих этапах в какой-то фазе потребности не были полностью удовлетворены, возникли затруднения, то это деформирует отношения в группе и существенно затрудняет ее развитие.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.42.189 (0.012 с.) |