Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогика - Жизненные позиции ребенка↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Дисфункции личности Все люди отличаются друг от друга, все обладают различными, уникальными личностями и, соответственно, у всех Родитель, Взрослый и Дитя отличаются друг от друга. Однако личностные различия могут быть не только на уровне содержания, но и функционирования эго-состояний. При пересечении Родителя и Взрослого возникает контаминация, когда непроверенные данные Родителя воспринимаются Взрослым как абсолютно верные. В этом случае возникают предубеждения и предрассудки: представители южных народов более энергичны, нежели северных; наша косметика - самая лучшая; женщины не так умны, как мужчины и т.п. Даже если предоставить людям с контаминированным Взрослым информацию, противоречащую их предрассудкам, они все равно ей не поверят. Контаминация - основа стирания и искажения. Пересечение Взрослого и Дитя дает заблуждение, являющееся непроверенным отношением, перенесенным из раннего детства в настоящее. Заблуждения проявляются в виде иллюзий и галлюцинаций. В основе иллюзий лежит детский страх, а Взрослый позволяет найти ему «рациональное» объяснение. Ребенок, которого часто били, может бояться любого косо брошенного взгляда. В зрелом возрасте он может создать логическое объяснение тому, что сосед, вечно хмурый и косо на него смотрящий, задумал его убить - ведь не может он просто так на него смотреть! Иллюзии тоже невозможно разрушить простым «раскрытием глаз». Галлюцинации возникают в результате сильного внешнего воздействия на ребенка, чрезмерного унижения, отвергания, критики. Потрясение, записанное в Дитя, настолько сильно, что ребенок может переживать это событие, даже когда реального раздражителя уже нет. Анализируя содержание галлюцинаций, мы всегда встретим угрозы, критику, насилие. Достаточно малейшего намека на травмирующую ситуацию, и она автоматически переживается вновь. Существует еще одно функциональное расстройство личности - исключение. Оно проявляется в стереотипизированном, полностью предсказуемом поведении, которое стойко проявляется в ответ на любую угрозу. Какой бы ни была напряженная ситуация, какие бы проблемы в ней ни поднимались, человек всегда реагирует только одним способом. Результатом такого защитного исключения будут ригидный Родитель, ригидный Взрослый и ригидное Дитя. При этом Ригидный Родитель может «выключать», блокировать Дитя, а Ригидное Дитя ~ выключать Родителя. Ярким примером такого исключения может быть неспособность играть у человека, чрезмерно озабоченного своими рабочими проблемами. Это исключение выглядит как контаминация Родителя с Взрослым при блокированном Дитяти. Подобный человек всегда думает только о работе и - всегда опаздывает. Он требует от всех окружающих тщательного выполнения их обязанностей, очень не любит, когда кто-либо из членов семьи позволяет себе отдохнуть или, не дай боже, пойти на вечеринку либо в турпоход. «Ты должен всегда сперва сделать уроки и лишь потом идти гулять!». Человек с такой структурой личности и родителей тоже имел озабоченных, серьезных, строгих. В конце концов он обнаружил, что они просто не переносят, когда он ведет себя «по-детски» - шумит, играет, веселится, проказничает. Каждый раз, ведя себя подобным образом, он был наказан: его либо шлепали, либо холодно с ним обращались. И он понял, что заслужить одобрение родителей можно одним способом - стать «серьезным», выполнять все, что ему прикажут. Он старался, согласно требованиям старших, скорее «подрасти», и начисто выключил в своем поведении Дитя. В результате вырос большой конформист. Но и конформность не приносит ему удовлетворения. Ему вообще трудно получить удовлетворение, поскольку этот опыт записывается в Дитя, а его дитя было рано блокировано и там нет чувства счастья. Тем не менее, это совсем не безнадежный случай. Конечно, невозможно переделать Родителя и построить заново Дитя. Но если активно развивается Взрослый, он может в конце концов придти к осознанию своей нерадостной жизни и нерадостной жизни его родственников и окружающих. Взрослый может рационально убедить себя в ценности определенных детских форм поведения и уговорить опять-таки себя пойти вместе с семьей в кино или поход, когда белье не стирано, отчет не закончен, еда не приготовлена, автомобиль поломан, тетради не проверены. Возможно, при этом он получит меньше радости от жизни, нежели человек с неблокированным Дитятей, но у него есть шанс получить удовлетворение от наблюдения радости окружающих его людей. Возможен и другой вариант исключения, гораздо более трудный в общежитии. При этом Дитя контаминировано со Взрослым, а Родитель - блокирован. Такая структура личности образуется у ребенка, которому судьба уготовила жить с жестокими, черствыми родителями, непомерно наказывающими его за каждый поступок и крайне редко (если не никогда) ласкающими его. Результатом такого воспитания является исключение, заблокирование Родителя как следствие неприятия реальных родителей и смена жизненного отношения на «Я - хороший, Ты ~ плохой». Как мы уже говорили ранее, это психопатическая позиция или моралепатия. Вместе с «плохим» в Родителе исключается все «хорошее», что там обычно содержится. Человек становится полностью дезориентирован в социальной жизни с точки зрения норм и правил общежития, его поведением управляют желания Дитя, которые реализует Взрослый. При этом интересы и желания других людей обычно в расчет не принимаются. Основная проблема, которой занят компьютер Взрослого - не быть пойманным. Что бы ты ни делал - неважно, только бы тебя не поймали на месте преступления. В крайнем проявлении - криминальное поведение, вплоть до способности совершить убийство. Впрочем, и психологическое «выключение» Родителя имеет нелегкие последствия д^\я человека, ведь если его никогда не любили, он не сможет сам любить кого-либо и быть любимым. Внешнее проявление исключенного Родителя - отсутствие смущения, стыда, вины, угрызений совести. Хотя эти чувства и «расположены» в Дитяте, тем не менее, вызываются они Родителем. Если человек совершает проступок и при этом не проявляет ни малейшего раскаяния - это достаточно значимый симптом, чтобы предположить в нем коричневую лягушку. Как мы уже говорили, воспитание и перевоспитание людей с исключенным Родителем очень затруднено, поскольку такой человек тотально не доверяет информации, полученной от других людей, которые все без исключения являются «плохими». Следовательно, и все их правила и нормы - только для таких же дураков, каковыми они сами и являются. Умный же, «истинно» свободный человек стоит над нормами. Дети - коричневые лягушки являются самой сложной проблемой для педагогов, поскольку разрешить ее они практически не могут. Это тяжелая психиатрическая работа. Впрочем, положение коричневой лягушки все-таки не столь уж мрачно или, скажем, не до конца безнадежно. Ведь в ее структуре личности есть Взрослый. Конечно, восстановить Родителя невозможно - возраст уже не тот. Однако некоторые его функции, как раз те, которые делают взаимодействие с таким человеком социально приемлемым, может брать на себя Взрослый. Задача определения норм общежития и руководство поведением в соответствии с ними вполне по силе этой личностной инстанции. Таким образом, тяжелое детство может вызвать сочувствие й сопереживание, но отнюдь не является индульгенцией преступнику. Коричневая лягушка знает, что она нарушает нормы, она просто не желает с ними считаться. Следующий вариант исключения ~ блокированный Взрослый. Человек с такой структурой личности - психотик. Вследствие того, что его Взрослый выключен, не функционирует, у него потеряна связь с реальностью. Поведением руководят Родитель и Дитя, то есть все проблемы, возникающие у человека в возрасте более пяти лет, он решает способами, которые были адаптивны для раннего детства. При этом следует учитывать, что эти способы были эффективны только для взаимодействия под руководством значимых старших, которые в новой ситуации отсутствуют. В принципе, подобную личность можно переструктурировать, поскольку Взрослый - это инстанция, которая развивается всю жизнь, однако такими процедурами занимаются специалисты. Люди с исключенными Родителем, Дитятей, Взрослым, ведут себя достаточно стереотипно и предсказуемо, их чувства тоже постоянны. Однако существуют личностные структуры, в которых исключение той или иной инстанции носит не перманентный, а временный характер, при этом возникает оно спорадически. Такая структура личности характерна для людей с маниакально-депрессивными чертами. В обычное время у них функционируют все личностные инстанции, но внезапно Взрослый выключается, и бразды правления берет Дитя. Происходит резкое изменение настроения вплоть до эйфорического. Человек излучает энергию, он разговорчив, агрессивен, коммуникабелен. Он перескакивает с темы на тему, с дела на дело, с предмета на предмет. Он ведет себя иногда очень рискованно. Он чувствует себя прекрасно, но, поскольку Взрослый выключен, его поведение нереалистично. Проходит время, и он успокаивается, Взрослый берет верх, и такой человек опять ничем не отличается от других. Еще через некий период он вдруг впадает в глубочайшую депрессию, когда ему не хочется жить, когда все валится у него из рук, когда все его дела и человеческие связи кажутся ему бессмысленными и не имеющими значения. Взрослый опять выключается и опять торжествует мрачное Дитя. Однако проходит время, и такой человек возвращается к нормальному состоянию. Особенностью маниакально-депрессивного поведения является полная непредсказуемость смены фаз. Чувства, возникающие в этих фазах, записаны в Дитя и являются ответом на записи, содержащиеся в Родителе. Взрослый в этом диалоге не участвует. Маниакальная фаза происходит при поощрении Родителем поведения Дитя, а депрессивная - когда Родитель Дитя наказывает. Возникает подобная стратегия поведения в далеком детстве у младенцев в возрасте до двух лет, если у них непредсказуемые родители. Поведение значимых взрослых и их отношение к ребенку подчас очень противоречиво. Его могут наказать сегодня за то, за что вчера хвалили и поощряли. О нем могут просто забыть. Вчера мама ласкала и целовала его до потери пульса, сегодня она не замечает его, а завтра поколотит. Послезавтра же она опять будет его любить. Причин поведения мамы много - алкоголизм и наркомания, психозы, неустойчивая социально-экономическая обстановка в обществе. Но, независимо от причины, Взрослый ребенка, недостаточно развитый в этом возрасте, не может объяснить такой перемены настроений и он вообще отказывается делать это. Однако при этом происходит генерализация и Взрослый начинает делать ошибки в установлении причинно-следственных связей вообще. Единственный вывод, на который он способен - это изменение настроения родителей в зависимости от времени. Получается как по библейской формуле о времени разбрасывать камни и их собирать. Надо только подождать, и все опять будет как надо, правда, неизвестно насколько. Если же все хорошо, то радоваться особенно нечему, наверняка известно, что через некоторое время все изменится и станет плохо. Такой человек никогда не знает, чего ждать от окружающих. У него формируется жизненное отношение «Я-плохой, а вот какой ты ~ вопрос». При этом, как бы ни доказывал другой, что он «хороший», ему никогда не поверят. Однако, независимо от качества взаимоотношений с окружающими, внутри человека с подобной личностной структурой работают часы «сумасшедшего шляпника», которые в непредсказуемое время отбивает хорошее либо плохое настроение: просто так должно быть, ведь точно так было и в детстве - хорошо, плохо, нормально. Неизвестно, почему, и неизвестно, надолго ли, но такие смены настроения и отношения окружающих и к окружающим также закономерны, как смена времен года. Люди с такими личностными расстройствами, в принципе, поддаются коррекции, но, опять-таки, это дело специалистов. Смены настроений и переход из одного эго-состояния в другое возможны и у «нормальных» людей, и мы все делаем это достаточно часто - вспомните, какие настроения вас охватывают, когда вы перебираете старые фотографии, либо «праведный гнев», которому вы предаетесь, слушая иные сообщения средств массовой информации. Однако все наши перемещения из одной личностной инстанции в другую находятся под «незримым» контролем Взрослого, наблюдающего за соответствием поведения реальной ситуации. Наконец, рассмотрим личность, получившую в русском языке наименование «серой мышки». Это мягкий, ненавязчивый, спокойный, забитый, застенчивый человек, на приход которого не обращают внимание и уход которого не замечают. Записи в его Родителе и Дитя столь скучны, незначительны, малоинформативны и, главное, малоэмоциональны, что его жизнь буквально окрашена в серые тона. Такие люди большей частью находятся в депрессии, правда, достаточно легко. Они просто считают, что счастье - не для них, но это их не особенно расстраивает, им просто ничего не интересно, им постоянно скучно. И родители у них были такие же - невыразительные, «простые», без особых увлечений, в жизни которых не было праздников, а работа была в тягость. Они не любили друг друга и вообще никого, в том числе ребенка, да и себя. Они никогда не наказывали его сильно, но никогда особенно и не хвалили. Они вроде бы замечали его существование, а вроде и не замечали. Они просто сосуществовали рядом с ним. Он вырос таким же никчемным. Он никогда не доставлял им неприятностей и в этом смысле был «хорошим» ребенком. Он не дрался, не грубил старшим. Он по мере сил учил уроки, но не слишком рьяно и «от сих до сих». Он с детства ничем не интересовался и никогда сильно ничего не хотел. Товарищи и учителя его просто не замечали. Он всегда был «серой массой». Если у него что-то не получалось, он никогда не пытался сделать это еще раз - «нет - и не надо, обойдусь». Он ни на кого не умел серьезно обижаться, но и никого не любил. В его жизни не было драм, но и не было веселья. Он всегда подчинялся приказам и никогда не испытал радости творчества. Он не научился играть и потому не мог хорошо учиться. Наша практика показывает, что таких детей становится все больше и больше: детей, которые не умеют играть. «Скучную» личность воспитывают скучные родители и закрепляют эффект своего воспитания, давая детям игрушки, которые убивают их интеллект, их Взрослого. Это игрушки, которые нельзя разобрать, которые нельзя переделать, которые выполняют одну функцию. Они обычно красивы, дороги, и часто начинены чем-то электрическим. Ими можно только пользоваться, но играть нельзя. К такому же типу игрушек относится и телевизор, серьезно претендующий на роль главного «оболванивателя» детей. Впрочем, серую мышь могут воспитать и другие родители. Способ достаточно прост. Достаточно просто заметить время, когда ребенок начинает задавать свои бесчисленные «почему?» и на каждое «почему» давать предельно немудреный ответ, который ставит ребенка в затруднение и в еще большей степени увеличивает его незнание. Для этого годится любая догматическая система. При применении этого способа гарантировано выращивание ни во что серьезно не верящих и ничего не желающих детей. Еще раз повторим, что эффективное функционирование личности возможно только в том случае, если в любой жизненной ситуации Взрослый получает информацию о ней из трех источников - Дитя, Родителя и окружающей среды и на основе всей этой информации формирует решения, и чем шире эта база для принятия решений, тем эффективнее будет жить такой человек. Такое личностное функционирование в наибольшей степени присуще принцу и, хотя, как мы уже отмечали выше, воспитать принца нельзя, можно помочь ребенку стать принцем. Несомненно, значительно труднее стать принцем человеку, подвергавшемуся залюбливанию либо отверганию, изолированию либо сверхзащите, нежели человеку, родители которого всегда находили время для того, чтобы поиграть и поговорить с ним, не отмахивались от его проблем, ничего от него не утаивали и учили его принимать решения и отвечать за них и, главное, учили его любить и быть любимым. Конечно, и ему придется совершать собственные, достаточно непростые усилия на пути к принцу, но он как бы «готов для старта». Персонализация личности Давайте теперь попробуем разобраться, что же стоит за стремлением человека удовлетворить свои межличностные потребности, почему возникают проблемы в этих областях, что способствует выработке различного отношения к жизни. Для этого нам придется ввести три личностных измерения - интрапсихологическое, интерпсихологическое и метапсихологическое. В первом измерении личность рассматривается как индивидуальность, как то, что отличает ее от другого человека. Здесь представлены качества личности, данные человеку от рождения. Это - скорость реакции, темперамент, чувствительность - острота зрения, болевая чувствительность и пр., ум и т. д. Этот ряд Вы можете продолжить сами. Во втором измерении оказываются такие черты личности, которые возникают у человека в процессе его взаимодействия, общения с другими людьми. Например, грубость. Представьте себе человека, который попал на необитаемый остров. Можем ли мы о нем сказать, что он грубый? Очевидно, нет, так как грубым человек может быть только по отношению к другому человеку, но не к себе самому. То же самое относится к таким чертам личности, как дружелюбие, общительность, конформизм, стремление к лидерству, стремление к подчинению, стремление к принадлежности к группе и т. п. Таким образом, мы нашли, что человек может обладать такими чертами, которые возникают у него только при наличии второго хотя бы человека. Что это означает? То, что «пространство личности» больше его физического тела, в него попадают и такие черты, которые находятся вне человека, а расположены как бы между людьми, в межиндивидуальном пространстве. Наконец, третье измерение личности. Как вы считаете, может ли человек воздействовать на других людей нетолько в непосредственном общении, на виду друг у друга, но и после этого непосредственного общения? Или более того, в пределе - возможно ли влияние личности на других людей даже после ее смерти? О чем в данном случае идет речь? В процессе Вашего взаимодействия с любым человеком - например, когда вы в качестве родителя беседуете с педагогом своего чада, у вас складывается определенное представление об учителе, его образ. Причем не просто его зрительный образ. Вы можете на какой-то период с достаточной достоверностью прогнозировать действия данного педагога, то, что и как он будет рассказывать вам о поведении вашего ребенка и его отметках. Вы можете судить об учителе как о личности. Теперь представим ситуацию: излагаемые учителем соображение о воспитании, о роли родителей и семьи в этом процессе настолько сильно подействовали на Вас, что изменили ваши представления о себе как родителе, об особенностях ваших взаимодействий с детьми и супругом. В этом случае влияние учителя на Вас будет продолжаться и после того, как Вы уйдете из школы. Иными словами, можно говорить о воздействии «идеального образа» учителя или его «персонализации» в вас. Все это и в еще большей степени относится к людям, с которыми вы постоянно общаетесь - к супругам, детям, родителям, коллегам. Их воздействия, приводящие к изменению Вашей интеллектуальной сферы, Ваших эмоций, являются их персонализацией в Вас, равно как и Вы персонализируетесь в них. То есть личность можно определить и со стороны тех изменений, которые человек производит в личностях других людей. Из сказанного следует важный для нас вывод: информация, навыки, знания не усваиваются детьми сами по себе - они воспитываются только в комплексе с личностью родителя либо учителя. Вспомните свое школьное детство - различные предметы нравились вам не сами по себе, привлекали в основном не своим содержанием, а в зависимости от того, какой учитель их преподавал. Ребенок не раскладывает по палочкам знания у себя в голове, но персонализирует их как принадлежность идеального образа учителя. Существует потребность человека в персонализацин - потребность продолжать себя в других, потребность «быть личностью». Объективно потребность в персонализации - потребность себя в других, воздействия на другого путем создания у него до лговременных образов себя, стремление вкладывания себя в других - может переживаться человеком субъективно как потребность славы, дружбы, уважения, лидерства, внимания и т. п. Эта потребность выступает в основном неосознанно, преломляясь через другие нужды. Человек персонализируется не в «бездушном пространстве общения душ», а в конкретной деятельности и общении, когда демонстрирует другому различные стороны своей личности. Возможна ситуация, когда потребность в персоналииэапии интенсивна, но существует дефицит средств персонализации - у человека нет оригинальных мыслей, остроумия, доброты, воли и т. п. - словом, того, что называют «богатством души». Тогда, зачастую, используют кажущийся эффективный но, по сути, тупиковый путь алкогольного опьянения. Не случайно главный вопрос алкоголика «Ты меня уважаешь?» (т. е. есть ли что-нибудь от меня к тебе?). Он буквально домогается быть персонализированным в другом - авторитетным, понимаемым и принимаемым во всем блеске своих исключительных достоинств, ума и благородства, которые он сам в себе ощущает. Однако у окружающих отсутствует готовность принять этот дар алкоголика. Как можно преодолеть это препятствие? Алкоголик, для которого спиртное равноценно жизни, необычайно легко делится им с собутыльником и беспокоится, если в компании оказывается трезвый. Алкоголику необходимо снизить барьер, препятствующий персонализации, а это можно сделать, только напоив другого и уравняв его с собой на началах взаимной квазиперсонализации. Почему «квази»? Потому, что никакого изменения личности пьяница не производит - нет соответствующих средств. Способность к интимному общению, внешние признаки персонализации алкоголик получает лишь в момент опьянения, но когда он трезвеет, исчезает и персонализация и все надо начинает сначала. Таким образом, существует не только потребность в персонализации, но и способность к персонализации. Последняя имеет огромное значение, поскольку из двух партнеров человек предпочтет того, кто, при прочих равных условиях, обеспечит ему максимальную персонализацию. Очень интересен в этом плане опыт обучения в Древней Греции. По словам Ксенофонта: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится». Воспитание в Греции мыслилось как исключительно глубоко личностное общение, в котором старший должен быть наставником, идеалом младшего, который, в свою очередь, должен был испытывать чувство любви к старшему. Для персонализации недостаточно лишь активности одного человека, необходима встречная активность другого, его готовность принять персонализацию. Эту готовность можно стимулировать. Необходимым условием персонализации является межличностный контакт. Контакт - особая форма влияния, являющаяся симметричной - то есть, для персонализации одного человека в другом недостаточно трансляции первым своей индивидуальности второму, необходима также встречная небезучастность другого человека, направленная на присвоение, личностное осмысливание индивидуальных особенностей первого. В контакте оба человека проявляют активность, результатам которой и является персонализация. Для нас важно, что потребность в персонализации, преломляясь в поведении человека, выступает и в области удовлетворения им межличностных потребностей, в каждой из которых он стремится персонализироваться в окружающих. При этом у него могут возникать проблемы в случае собственной неспособности персонализироваться в другом человеке, в случае неспособности другого принять эту персонализацию и в случае, когда человек не воспринимает признаки персонализации себя в другом - персонализационная слепота (сюда же, вероятно, следует отнести случаи ложной персонализации - персонализациоиной иллюзии, когда человеку мнится, что он персонализировался в другом, хотя на самом деле этого нет). Мы можем сказать, что персонализации образует еще один, кроме культурной и социальной, тип связи между людьми, который отличает человеческое общество от любого другого животного общества. Представьте себе незримую и зачастую неосознаваемую сеть, пронизывающую социум-личностную связь. Здесь и запечатленные и продолжающие жить в нас люди прошлых поколений, и наши современники. Мы можем говорить о персонализационном единстве общества и о том, что выпадение из этого единства разрушает неповторимость личности человека. Тогда, вероятно, становится понятным, почему самым страшным наказанием в прошлых веках считалась не смертная казнь, а сословный остракизм - лишение дворянства, купеческого, мастерового и другого званий. Ведь человек обладал персоналкзационными навыками, пригодными лишь для своей среды, и насильственное перемещение его за рамки собственного сословия лишало его возможности персонализации, что, очевидно, чревато тяжелыми психическими срывами и горше смерти... Возможно, что особые, «местные» способы персонализации могут являться одной из причин ксенофобии. Давайте теперь попробуем рассмотреть филогенез персонализации. Можно предположить, что на самых ранних этапах становления человеческого общества проблем, связанных с персонализацией, было совсем мало. Высокая вариативность реагирования и такая же высокая подражательность древнего человека способствовали тому, что любые девиации поведения одного индивида делались достоянием всей группы, что, с одной стороны, способствовало выживанию Хомо сапиенс, а с другой - закрепляло эту самую персонализа-цию как отличительную черту человека. Таким образом, к моменту дифференциации общества люди уже не могли жить без этой «привычки». Усложнение общественной структуры привело к первым затруднениям с персонализацией - утратилось равенство членов группы. В племени появились вожди, шаман, воины, охотники, скотоводы, земледельцы. К этому необходимо добавить обязательную поло - возрастную дифференциацию. Жизнь стала требовать от человека выполнения различных функций в зависимости от его возраста и занимаемого положения в племени, он стал играть различные социальные роли. И сразу возникла проблема выбора - чем из всего этого сложного поведенческого набора должен персонализироваться человек? И тем ли персонализировался, чем хотел? Общество стремилось унифицировать персонализацию: запечатлеться должен вождь как таковой, а не вождь особенный. Общество всегда стремится к усредненности и монотонности, хотя двигают общественное развитие именно выдающиеся его элементы. Обществу желательно, чтобы был просто Вождь, ну, в лучшем случае № 1, № 2, № 3 и т. п. Точно так же должны были быть «Жрец», «Воин», «Ремесленник», «Землепашец» и т. п. Однако так не получалось, члены племени персонализировались как раз своим отличием от других исполнителей тех же ролей. Особенно ярко эта тенденция проявилась в более позднее время в номерах королей и императоров. «Номерные» правители стремились завоевать особенное имя, вроде «Грозный», «Львиное сердце». Общественная жизнь усложнялась. Появились рабы и рабовладельцы, феодалы и крепостные, рабочие и капиталисты. Возникло уникальное психическое образование, которое мы называем «личностью». Личность, если можно так сказать, становилась век от века все сложнее и сложнее, все тоньше и дифференцированнее (желающие подробно ознакомиться с этим процессом могут обратиться к трудам по исторической психологии). Человек, оставаясь членом общества и живя в нем, все более от этого общества обособлялся, становился более свободным, самостоятельным, самодеятельным, ибо только так он мог выжить в этом новом сложном мире. Однако полученная свобода несла не только радости. Общество уже не могло гарантировать статусную персонализацию. Теперь мало быть вождем, князем, бизнесменом, президентом, чтобы наверняка запечатлеться в других людях. Нужна личностность. Конечно, общество прилагало все усилия, чтобы облегчить своим членам взаимную персонализацию. Создавались и развивались специальные стереотипизированные формы взаимодействия, призванные обеспечить этот процесс. Сюда относятся уже рассмотренные нами ритуалы, времяпрепровождения, операции, дружба, любовь. Все они явились гениальным изобретением. В принципе, их вполне достаточно для создания общественной персоналзационной сети, если бы... Если бы общество состояло только из принцев и принцесс. Им эти способы взаимодействия позволяют персонализовываться в других людях и ощущать свою персонализованность в них, а также персонализовывать самим в себе других людей. Но общество состоит не только из принцев. В нем есть еще и лягушки. А каждая лягушка обладает каким-либо дефектом персонализации - либо сама не способна к этому, либо не замечает своей персонал изо ванности, либо не персонализует других, либо подвержена иллюзиям персонализации. К этому стоит добавить, что, поскольку каждый из указанных типов взаимодействия удовлетворяет определенную межличностную потребность, то и персонализация происходит именно в этой сфере - признании, приятии, контроле. А у каждой лягушки могут быть затруднения в любой, либо во всех одновременно областях, что делает #возможность персонализации лягушек очень проблематичной. Коричневые лягушки и их серые собратья испытывают большие затруднения как в собственной персонализации, так и в персонализации в себе других людей и подвержены персонализационным слепоте и иллюзиям. Это понятно, так как любой другой человек для них - нехороший, а у него ни взять ничего нельзя, ни давать ему ничего не стоит, ведь он - никто. Зеленые лягушки могут персонализовать в себе других, поскольку другие - хорошие, но с собственной персонализацией трудно, тут и персонализационная слепота и иллюзии. Коричневые и серые лягушки могут различаться стратегией поведения при неудачной персонализации. Для последних характерен уход, отказ от дальнейших попыток, первые же пытаются навязать свою персонализацию, даже силой. В этом смысле преступление - насилие и, в крайнем случае, убийство - специфические способы персонализации силой в другом человеке, поскольку только в такой экстремальной ситуации лягушке этого типа удается запечатлеться в другом, получить свидетельство своего существования. Это, последнее, пожалуй, самое важное в персонализации - потребность повсюду оставлять свои следы, потребность преобразовывать мир по своему образу и подобию. Когда мы общаемся с другим человеком, он немного меняется и становится чем-то неуловимо похож на нас и только в этом случае мы получаем наибольшее удовлетворение от общения, говорим, что нас поняли (заметили, оценили, любят и т. д.). Если нам не удалось изменить другого человека, сделать его похожим на нас, то мы крайне недовольны таким общением, говорим, что этот человек не понял нас, что он неинтересный (глупый, ограниченный, холодный, враждебный, нелюбящий и т. п.). Чем больше людей нам удается сделать похожими на нас, персонализироваться в них, тем лучше мы себя чувствуем. Для того, чтобы обеспечить себе хотя бы минимальный уровень персонализации, люди обычно женятся и заводят детей - уж в супруге и детях я наверняка смогу запечатлеться! Поэтому понятна особая эмоциональная напряженность семейных отношений там, где персонализироваться членам семьи не удается. Люди с повышенной потребностью в персонализации выбирают профессии, связанные с особыми возможностями оставить след, прежде всего, преподавание (а также армию, где возможность персонализации, как им кажется, связана с чином). Таким образом, в наибольшей степени имеют возможность персонализоваться в других людях и персонализировать их в себе принцы, которым для этого не требуется производить каких-то специальных, особых, не связанных с их естественным поведением действий. Возможности персонализации у лягушек в значительной степени затруднены. Для этой цели им необходимо осуществлять специальные усилия, связанные, в основном, с «силовыми» методами, что предопределено асимметричностью персонализации, сложностью персонализации в других, трудностями персонализации других в себе, невозможностью ни того, ни другого и нарушениями в восприятии результатов персонализации. Однако общество и здесь нашло средства облегчения жизни своим членам. Был изобретен особый способ стерео-типизированного взаимодействия, правда, несколько похожий на эрзац других отношений, позволяющий снять персонализационное напряжение у лягушек. Этот способ в действительности не обеспечивает персонализацию участников, а лишь создает видимость, иллюзию персонализации, но, тем не менее, он работает и позволяет людям жить. Конечно, использующие его лягушки так и остаются лягушками и всю жизнь депривируются от ощущения счастья, однако и они получают временами какое-то удовольствие от контактов. Этот способ Берн назвал «играми». Игра может заменять лягушке все другие виды взаимодействия. Игра - это извращенной способ взаимодействия. Извращенный потому, что в нем все межличностные, потребности преобразуются в одну - в потребность контроля. И человек прибегает к силе, если хочет признания, прибегает к силе, если хочет приятия, и опять-таки, прибегает к силе, если хочет контроля. Независимо от вида потребности и жизненной ситуации, игра предлагает только один - силовой - вариант решения. В этом ее ущербность, но в этой же простоте - и привлекательность. Игры. Чем заняты люди? Анализ игр - наиболее значимая и наиболее известная часть транзактного анализа. По мнению Г. Харриса, игры стали настолько популярны, что появился даже особый вид времяпровождения - обсуждение и разбор игр, в котором заняты участники и их знакомые. Вместе с тем, само по себе «знание» игр и точно поставленный «диагноз» никак не помогают в изменении поведения и обретении человеком счастья, оставаясь лишь интеллектуальным развлечением. Первая трудность, с которой мы сталкиваемся при рассмотрении игр - это сам используемый термин. Игры - источник несчастья, трудностей и проблем. Они не обязательно включают радость и удовольствие, вернее, включают их крайне редко. Даже Берн был не слишком доволен этим термином. Нам кажется, что использование вместо слова «игра» его английского эквивалента «гейм» позволяет точно понять содержание данного взаимодействия, не привнося дополнительных значений, связанных в русском языке со словом «игра». Итак, что же такое геймы? Это в достаточной степени стереотипизированная серия взаимодействий, приводящих к заранее предсказуемому, предопределенному результату. Геймы, в отличие от всех других видов взаимодействий - ритуалов, времяпрепровождений, операций, дружбы, любви - «нечестные» взаимодействия. Обязательными элементами каждого гейма являются ловушка, подначка, расплата. Геймы - это серия манипуляций, то есть транзакций, которые призваны изменить поведение другого человека в нужную для инициатора транзакций сторону без учета желаний этого другого. Манипуляции обязательно двойные транзакции, при этом истинная их цель, в отличие от дружбы и любви, остается для второго участника, против которого направлена манипуляция, неизвестной. ■ незапертный автомобиль (если он вам надоел); ■ неточные инструкции ученикам и подч
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.176.228 (0.015 с.) |