Типы личностных особенностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы личностных особенностей.



Личностные особенности в области признания

Первый тип, дефицитарный по признанию, мы будет на­зывать «малосоциальный». Такой человек более склонен уходить в себя, нежели взаимодействовать с окружающими. Он сознательно стремится поддерживать дистанцию между собой и окружающими. Подсознательно малосоциальный тип хочет привлечь к себе внимание и больше всего он боится, что его не заметят, что на него не обратят внима­ния. Он как бы говорит про себя: «Поскольку никто не интересуется мной, то я не буду рисковать остаться незаме­ченным. Уж лучше я буду подальше от других наедине с самим собой».

Самодостаточность малосоциального - его способ су­ществования без других людей. За этим кроется чувство, что его не понимают. Глубочайшая тревога - он ничего не значит, ведь подсознательно малосоциальный чувствует, что, поскольку он ничего не значит, никто не считает его на­столько значимым, чтобы обращать на него внимание (на­пример, пропускают его слова, когда он начинает говорить; не замечают его, когда проходят мимо, и т.п.), то он, навер­ное, действительно не имеет никакой ценности.

Малосоциальный человек интровертирован, он придумы­вает себе свой собственный мир, куда не допускает других. За внешней отстраненностью малосоциального лежит тре­вога и враждебность к окружающим, чувство превосходства над людьми, которые его не способны даже понять.

Прямое выражение малосоциальности - уход. Нежелание выяснять отношения, уход от скандалов, избегание контак­тов, боязнь настоять на своем, попросить или спросить что-либо у других (например, дорогу, время, цену и пр.), избегание ссор (лучше промолчать, что я смогу сделать?). Более мягкие формы проявления малосоциального поведе­ния - постоянные опоздания под различными предлогами: назначение нескольким людям встречи в одно и то же вре­мя; постоянные предупреждения: «Сожалею, но у меня нет времени».

Избыточный тип в области признания называется «сверх­социальный». Это экстраверт. Он беспрестанно ищет лю­дей, аудиторию, слушателей и хочет, чтобы и другие посто­янно искали его общества. Сверхсоциальный также опаса­ется, что другие будут его игнорировать и его подсозна­тельные чувства такие же, как и у малосоциального, хотя внешнее поведение - противоположное. Подсознательно сверхсоциальный как бы говорит: «Так как никто не инте­ресуется мной, я заставлю других обращать на меня внимание| любым способом». Сверхсоциальный всегда жаждет компании, он не может быть в одиночестве.

Сверхсоциальность - своего рода наркотик, поскольку человек никогда не удовлетворяется полученной дозой и вынужден постоянно ее увеличивать. Это - зависимость от мнений окружающих. Так, мужчина интересуется своей женой только когда на нее обращают внимание другие муж­чины. Женщина постоянно справляется у подруг, идет ли ей платье, хорош ли ее жених, правильно ли она ответила гру­бому начальнику. Прямое выражение этого типа дефици-тарности в области признания - фокусирование внимания окружающих на себе даже путем принуждения. Поведение сверхсоциального близко к эксгибиционизму. Более мягкие способы - забывание имени собеседника; задавание во­просов, ставящих собеседника в тупик. Иногда сверхсоци­альные люди для привлечения внимания стремятся стать всеобщими любимцами или получить власть над окружаю­щими. Проблемы признания, которыми одержим сверхсо­циальный, заставляют его постоянно балансировать между полюсами дефицитарного поведения.

Наконец, третий тип - «социальный», у которого про­блемы признания успешно разрешены, взаимодействует с людьми без труда. Он чувствует себя комфортно в группе и без нее. Социальный человек может быть высокостатусным или низкостатусным и не испытывать при этом тревоги. Подсознательно он чувствует себя значимым, особенным, идентифицированным, так, как мы видим, детское чувство запорошенности ведет к отсутствию идентификации, человек ощущает, что он - никто, ему не с кем идентифицироваться. Детское чувство связанности также нарушает идентификацию, так как ребе­нок не может отделить себя от других людей, прежде всего от родителей и потому не может оценить себя. Социальный тип с успехом решает эти трудности.

Связь с другими людьми очень важна для человека. По­теря ассоциации с ними означает исчезновение мотивации жить. Постоянные взаимодействия с другими людьми необ­ходимы - если контакты человека не вознаграждаются, то он начинает неадекватно реагировать на окружающую дей­ствительность. Такой человек уходит из реального мира в мир фантазий. Симптоматика его поведения становится очень схожей с симптоматикой психозов, особенно шизофрении (см. таблицу).

Личностные особенности в области контроля

Человек, дефицитарный по удовлетворению потребности в контроле - «абдикрат», который всегда стремится к подчинению и отказывается от власти и ответственности. Абдикрат желает покоряться воле других для того, чтобы не принимать решений и не нести потом за них ответствен­ности. Он всегда старается сделать так, чтобы решения за него принимал кто-нибудь другой.

Абдикрат совершенно сознательно хочет освободиться от всяческих обязательств, при этом не берет ответствен­ности и тогда, когда это крайне необходимо, даже если от этого зависит жизнь других людей.

Абдикрат никогда не примет самостоятельного решения, если его можно переложить на кого-нибудь другого. Он боится, что люди ему не помогут, когда он будет в этом нуждаться, и что он получит больше ответственности, чем сможет справиться. Абдикраты обычно верные последова­тели и хорошие заместители, но редко - начальники.

ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ

Руководитель-абдикрат беспрекословно подчиняется вышесто­ящему и гасит любую инициативу подчиненных, не желая лишних хлопот и ответственности.

Подсознательно абдикрат чувствует, что не способен на ответственное взрослое поведение и другие люди знают это. Ему никогда не говорили, что следует делать, и он этому не научился. Наиболее комфортный способ для него - уход из ситуации, в которой он чувствует себя беспомощным. Абдикрат ощущает себя ни на что не способным, безответ­ственным, возможно - глупым человеком, не заслуживаю­щим уважения по его данным. За всем этим прячется чув­ство тревожности, враждебности, неверия к тем, кто может оказать поддержку. Враждебность проявляется как пассив­ное сопротивление, как сомнение «А стоит ли это делать?». Открытое сопротивление для абдикрата - страшно.

Избыточный тип называется «аутократ». Он стремится доминировать, подавлять, быть наверху иерархии. Он иска­тель власти, победитель. Потребность контроля распростра­няется на все сферы жизни.

Аутократ считает, что если он не будет контролировать других, то они станут контролировать его. Подсознательно аутократ боится, что не сможет выполнить взятые обяза­тельства и что другие знают об этом, поэтому использует любую возможность, чтобы разрушить у них это чувство. Он как бы говорит себе: «Никто не думает, что я способен решать самостоятельно, но я покажу им. Я буду принимать решения за всех и всегда». За всем этим стоят сомнения, что другие способны принимать полезные для аутократа решения, и чувство, что другие не верят ему.

Родители-аутократы стремятся всегда и во всем контро­лировать своих детей и этот контроль может осуществлять­ся как жесткими способами, путем прямого давления, так и мягкими, например, подкупом. Можно заставить ребенка поступить в институт, а можно пообещать ему свою одеж­ду, видеомагнитофон, машину и т.п. Но такие родители затем всегда становятся объектом обвинения со стороны своих детей: «Ты сломал мне жизнь», «Если бы не ты, я бы бьла инженером (художником, стюардессой и т.п.}». Подобная реакция близких усиливает одиночество аутократа и его недоверие к другим людям.

Те, кто успешно решил проблемы власти и контроля, - демократы». Они чувствуют себя комфортно, отдавая и излучая приказания, либо наоборот, как это и соответствует ситуации, подсознательно демократы чувствуют, что они способны муть ответственными, что они не должны избегать ответственности или доказывать свою компетентность кому-либо. Демократы чувствуют, что другие признают их компетентность и достаточно реалистичны, чтобы признавать ком­петентность других.

Люди с проблемами в реализации потребности в контро- w развиваются в психопатические личности. Они никогда те могут усвоить правила общежития, признают только свои нрава и не желают признавать прав других. Они могут под­чиниться силе, но не совести, которая у них просто не формируется и достаточно часто преступают закон.

Личностные особенности в области приятия

Человек, дефицитарный по приятию, называется «недо-ннрннимаемым». Он избегает близких личностных связей с другими людьми, удерживает их на дистанции. Такой человекговорит себе и окружающим, что он «не хочет вклю­чаться», «не хочет принимать близко к сердцу», однако и подсознательно он жаждет приятия.

Недопринимаемый боится, что его никто не любит, что ни не нравится другим людям, но сам он с трудом положи-нельно относится к окружающим, поскольку не верит им, подсознательно как бы говорит: «Я думаю, что при­нципе - очень болезненно, ведь я уже был отвергнут, поэтому я буду избегать близких отношений с людьми». Характерны избегание близких отношений и отвергайте других людей. Более мягкие варианты - поверхностное дружелюбие ко всем в равной степени, ибо в этом случае никого не нужно выделять и относиться более дружелюбно.

Основная тревога недопринимаемого - его нельзя любить, т.к. он «не заслуживает» этого, не заслуживает из-за отсут­ствия способностей либо наличия «нехороших» личностных качеств. Поэтому недопринимаемый должен держать дру­гих на расстоянии: ведь если они узнают его получше, им станут известны и эти его «плохие» черты (само собой, что «плохие» черты - лишь плод его фантазии).

Избыточный тип в области приятия - «сверхпринимаемый». Он стремится к максимальной близости с други­ми людьми, хочет, чтобы все относились к нему как к близ­кому другу. Подсознательный лозунг: «Мой первый опыт приятия был очень болезненен, но если я попытаюсь еще раз, может быть будет лучше».

Сверхпринимаемый борется за приятие, оно важно для него как способ снятия тревоги быть отвергнутым, нелюби­мым. Прямой способ его поведения - открытые силовые попытки заставить других хорошо к себе относиться. Более мягкие способы - манипулятивные - показывать распо­ложение к другу и мягко наказывать его попытки быть дружелюбным к кому-то третьему. Сверхпринимаемый так­же, как и недопринимаемый, враждебен к окружающим людям, поскольку боится, что будет отвергнут.

Те, кто успешно решают проблемы приятия, называются «принимаемые». Для них эмоциональные связи с другими людьми не представляют особой сложности. Принимаемые хорошо чувствуют себя и в напряженной эмоциональной связи и при отсутствии таковой.

Для принимаемого важно нравиться другим людям, но он считает, что если это не так, то это не значит, что его в принципе невозможно любить. Подсознательно он знает, что это возможно и что его могут любить даже те, кто его хорошо внает. Принимаемый способен на подлинное чувство.

Люди с проблемами в удовлетворении межличностной потребности в приятии развиваются в невротические лич­ности.

ПОТРЕБНОСТЬ В КОНТРОЛЕ

ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИНЯТИИ

Резюмируя, можно сказать, что трудности при установ­лении контакта в начале общения ранжируются от неприят­ного чувства, испытываемого от одиночества («не могу быть одна» - сверхсоциалъный), до неприятного чувства, испы­тываемого при нахождении с другими людьми («неприятно быт»» с другими людьми, люблю быть одна» - малосоциальный тип).

Трудности при контролировании других ранжируются от неприятного чувства, что приходится распоряжаться кем-то («я не могу никому приказывать» - абдикрат), до непри­ятного чувства, когда некому приказывать («я всегда хочу кем-то руководить» - аутократ).

Трудности при формировании близких, личностных отно­шений ранжируются от неприятного чувства, возникающего при невозможности установить с кем-то существенно близкие, интимные отношения («я не могу, если меня не любят» - сверхпринимаемый), до неприятного чувства, возникающе­го от слишком близких, личностных отношений с кем-то («я не люблю эмоционально вовлекаться в отношения с другими» - недопринимаемый).

Каждый из описанных неидеальных типов является тре­вожным, враждебным и амбивалентным. У человека увели­чивается тревога в случае, если он предвидит неприятные ему события, например, если его будут игнорировать, от­вергать, им будуг управлять; либо в случае, если человек опасается продемонстрировать себе, равно как и другим, что он представляет на самом деле (это является следстви­ ем искажения самооценки). Тревожность показывает, что поведение человека утратило гибкость, способность приспосабливаться к различным условиям, поскольку тревож­ность в основном присуща ригидным, закостеневшим типам поведения. За тревожностью обычно следует враждебность и амбивалентность, ибо в определенных обстоятельствах дефицитарный тип ведет себя как избыточный (типичный пример - история, рассказываемая малосоциальными людьми: " Я совершенно не могу просить за себя, стесняюсь, запина­юсь, мне неудобно. Но вот за других я всегда прошу. Без всякого стеснения вхожу в любой кабинет и прошу все, что угодно»).

Таким образом, люди с проблемами в удовлетворении межличностных потребностей формируют у себя чувство тревожности следующим образом: те, кто имеют проблемы в области приятия, думают о себе: «Я паршивый и пло­хой»; те, у кого проблемы в области признания: «Я не значимый и не ценный»; наконец, проблемы в области кон­троля - «Я глупый и безответственный».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.63.120 (0.033 с.)