Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что мы ищем и находим в общении? ВведениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Что движет человеком? Что заставляет совершать его те или иные действия? Что диктует ему поступать так, а не иначе? Если говорить с биологической точки зрения, то человек - это организм, испытывающий разнообразные желания, потребности, например: в еде, питье, продолжении рода и т.п. Помимо биологического аспекта при рассмотрении поведения человека выделяется еще и социальный. Человек живет среди и в окружении других человеческих существ. И подобно потребности в еде он испытывает потребности, которые он может удовлетворить только при наличии других людей, в общении с ними. Такие потребности называются «межличностными». Они руководят поведением индивида в обществе и определяют его. Вильям Шутц выделял три основные, базальные межличностные потребности: в признании, в контроле и в приятии. Эти потребности проявляются в поведении человека по отношению к другим людям, в его чувствах к этим людям. Коренятся же базальные межличностные потребности в образе «Я» самого человека, в его отношении к себе, к жизни, в том, кем он себя ощущает - лягушкой или принцем. Хотя эти потребности есть у каждого человека, люди различаются между собой способами удовлетворения своих межличностных нужд. А вот если не удается насытить свою «жажду», например, окружение не помогает, тогда индивид, как говорят психологи, живет с «проблемой», которая ему мешает чувствовать себя свободно и спокойно в его микрокосмосе, в его минисоциуме, мешает чувствовать себя рас-крепощенно, мешает быть принцем. Потребность в признании связана со стремлением человека быть замечаемым другими людьми, быть значимым и ценным для них. Потребность в признании проявляется в желании принадлежать к какой-нибудь группе - будь то производственный коллектив, компания, семья, общество садоводов-любителей, кружок по интересам и тому подобное. Человеку хочется, чтобы на него обращали внимание, считались с его присутствием, признавали его «особость», «самость», ему лишь присущие черты. Континуумы поведения в области удовлетворения потребности в признании включают в себя: 1. Психологические комфортабельные связи с людьми в диапазоне от активного постоянного взаимодействия с ними до полного неинициирования такого взаимодействия. 2. Психологически комфортабельные связи с людьми в диапазоне от поддержания взаимодействия других людей с человеком до полного игнорирования попыток такого взаимодействия. На уровне чувств потребность в признании определяется как стремление к установлению и поддержанию общего взаимного интереса между людьми. Эти чувства включают: 1. Способность проявлять интерес к другим людям на удовлетворительном уровне. 2. Способность вызывать интерес у других людей к себе на удовлетворительном уровне. Поведение в области признания описывается такими словами, как: «связываться, включаться, исключаться, взаимодействовать, изолироваться, принадлежать, не принадлежать, одиночество, игнорировать, обращать внимание, быть членом, совместность, узнавать, выделять, престиж, статус, слава, понимание, интерес, индивидуальность, идентичность». В отличие от приятия, признание не включает сильных эмоциональных привязанностей, а в отличие от контроля, основной вопрос здесь не в том, кто главный, а в том, чтобы быть замеченным. Признание означает, что человек существенно отличается от других и он знает, что кто-то достаточно заинтересован в нем и обращает внимание на его уникальные качества. Включаясь в новую группу, он постепенно предъявляет эти свои качества и наблюдает, вызывают ли они интерес у членов группы. К признанию относится стремление быть в группе, принадлежать к ней, быть с кем-то. Именно поэтому подростки так часто попадают в криминальные группировки. Они вовсе не хотят совершить что-нибудь противозаконное, а желают повысить свой статус, престиж - ведь члена банды все «уважают». Потребность в признании проявляется в желании внимания к человеку и взаимодействию с ним. Даже отрицательное внимание может удовлетворить эту потребность. Поэтому, когда вы говорите ребенку: «Коля, как ты можешь себя так вести, ведь к тебе все относятся, как к шуту!», либо «Опять наш клоун выступает!», либо «Васин, перестань паясничать!», вы нисколько не разубеждаете ученика, но, наоборот, удовлетворяете его потребность в признании; и вы можете быть уверены, что он поведет себя в следующий раз, когда ему будет необходимо удовлетворить эту потребность, именно тем же самым образом. Он полностью воспроизведет прошлое поведение, потому что лучше отрицательное признание, чем полное отсутствие его. Мы не можем привести примеров из нашей практики, но американские источники говорят о том, что люди иногда готовы совершить преступление, лишь бы попасть на экраны телевизоров. Удовлетворение потребности в признании начинается с узнавания. Оно означает, что человека выделили из других людей, распознали. Он уже - не просто человеческая особь, а некто, обладающий индивидуальными чертами. Неузнавание означает отсутствие интереса к нему. Максимум идентификации - заинтересованность в ком-то. Понимать кого-то, значит, быть настолько в нем заинтересованным, чтобы обращать внимание на его особые личностные характеристики. Вместе с тем, этот интерес вовсе не предполагает наличия к этому человеку определенных чувств, равно как и уважения. Затруднения или проблемы в удовлетворении потребности в признании могут проявляться в поведении человека, в его мимике, жестах. Например, если ребенок боится контактов, то его глаза с трудом распознают другого человека, он как бы стремится установить барьер между другим и собой. Таким барьером могут быть очки. Когда же контакт особенно неприятен, то в глазах может темнеть, окружающее начинает терять четкость и неприятные люди видятся как бы издалека. Люди с проблемами признания стараются держаться подальше от других, устанавливают дистанцию между собой и остальными людьми. Они плотно сжимают губы и рот. Если к ним пытаются прикасаться, то кожа покрывается пупырышками, а иногда даже появляется экзема. С признанием связана и регуляция дыхания. Если некто не расположен к взаимодействию с другим человеком, то это проявляется в поверхностном, неглубоком, дыхании, в результате чего организм получает меньшекислорода и снижает свои жизненные функции. Наоборот, стремление к контакту обнаруживает себя в углублении дыхания. Опытные учителя используют это правило, особенно в начальной школе, предлагая детям во время урока сделать дыхательные упражнения. Межличностная потребность в контроле проявляется в поведении, связанном с установлением и поддержанием удовлетворительных отношений с людьми в области власти и влияния. Континуумы контроля включают в себя: 1. Психологически комфортабельные связи с людьми в диапазоне от полного контролирования других людей до полного неконтролирования чьего бы то ни было поведения. 2. Психологически комфортабельные связи с людьми в диапазоне от полного подчинения другим людям, позволения им распоряжаться своей жизнью, до полного непозволения распоряжаться своей жизнью, полной независимости. На уровне чувств потребность в контроле определяется как стремление к установлению и поддержанию чувства уважения, компетентности и ответственности в глазах других людей. Указанная потребность связана со: 1. Способностью проявлять уважение на удовлетворительном уровне по отношению к другим людям. 2. Способностью проявлять уважение на удовлетворительном уровне по отношению к себе самому. На уровне самоощущения потребность в контроле воспринимается человеком как потребность ощущения себя компетентной, знающей, умеющей принимать решения, ответственной личностью. Потребность в контроле связана с процессом принятия решений. Она описывается в таких терминах: «власть, авторитет, доминирование, влияние, контроль, правила, начальник, лидер, сопротивление, бунт, последователь, анархия, подчинение». Потребность в контроле проявляется в жажде управления, контроля власти над другими людьми и над их будущим. С другой стороны, она может выступать и в желании быть контролируемым, передать кому-нибудь ответственность за принятие решений. Жесткая связь между желанием контролировать и желанием подчиняться отсутствует. Случается, что люди тяготеют к одному, либо к другому; а некоторые счастливо сочетают оба эти стремления (например, военнослужащие). Прямой способ контролирования - принуждение, мягкие способы - убеждение, воздействие собственным примером, изменение условий деятельности. Если человек ищет признания, то ему важно участвовать (например, в соревновании), а если контроля - победить. Реализующий потребность в признании хочет быть членом команды, пусть даже проигравшей, а реализующий потребность в контроле жаждет быть всегда победителем - если его команда проиграла, он переметнется в победившую. Потребность в контроле не связана с потребностью в признании (вспомним власть за троном - т.н. «серые кардиналы»). В группе люди с потребностью в контроле всегда стремятся делать дело, а люди с потребностью в приятии - наладить отношения. Проблемы контроля проявляются в физическом облике человека. Чем менее гибко его тело, чем больше мускулов у него постоянно напряжено, тем значительнее его проблемы контроля. Во взаимодействии «Я» человека и его тела потребность контроля проявляется в степени интегрированности тела. Если оно недостаточно контролируется, то выглядит разболтанным, дезинтегрированным. Если же контроль чрезмерен, то тело становится негибким, закостенелым. Оптимально контролируемое тело позволяет человеку легко и изящно двигаться, ловко совершать нужные перемещения. Некоординированные, неподходящие движения появляются тогда, когда человек не уверен в том, что он делает и не знает, действительно ли он этого хочет. То, насколько человек может справляться с управлением своим телом в определенной мере отражает, насколько он способен управлять событиями внешнего мира. Межличностная потребность в приятии проявляется в поведении, связанном с установлением и поддержанием удовлетворительных отношений с людьми в области эмоциональной привлекательности и любви. Приятие всегда относится к диадным отношениям, к связи только двух людей. Континуумы приятия включают в себя: 1. Психологически комфортабельные связи с людьми в диапазоне от инициирования близких, личных отношений со всеми людьми до полного неприятия таких отношений с ними. 2. Психологически комфортабельные связи с людьми в диапазоне от принятия попыток других людей установления близких, личных отношений с собой, до полного непринятия таковых. На уровне чувств потребность в приятии определяется как потребность установления и поддержания чувства симпатии к окружающим и с окружающими. Это чувство связано со: 1. Способностью любить других людей на удовлетворительном уровне. 2. Способностью принимать любовь других людей на удовлетворительном уровне. На уровне самоощущения потребность в приятии определяется как потребность ощущения себя способным к любви. Потребность в приятии проявляется только в диадных взаимоотношениях, тогда как потребности в признании и контроле могут давать о себе знать как в диадных, так и групповых отношениях. Положительное приятие описывается терминами: «эмоциональная близость, положительные чувства, любовь, симпатия, нравиться, личностный, дружелюбность». Отрицательное - «эмоционально дистантный, холодный, не нравиться, ненависть». Приятие подразумевает строгую дифференциацию людей. Эмоциональные связи здесь направлены на родителей, детей, супругов, друзей, возлюбленных и т.п. Для приятия, кроме эмоционального влечения, необходимо еще и посвящение другого человека в свои сокровенные тревоги, чувства, желания. В группе приятие знаменует начало эмоционального расслоения и дружбы; при этом способ избегания приятия - быть равно дружелюбным ко всем. Телесные проявления потребности в приятии выглядят как приятие своего тела. Отсутствие проблем в этой области выоажается в том, что человек полностью принимает свое тело. Причем приятие в данном случае означает, что он считает свое тело или отдельные его части не самыми лучшими или красивыми в мире - просто они ему подходят, они - его неотъемлемые части, они такие, какие есть и если бы они были другими, то и он бы был другим. Собственное тело не раздражает человека, ему не хочется сделать операцию и изменить форму глаза, уха, лица, подрасти или уменьшиться на несколько сантиметров (если вам хочется что-либо поменять в своем теле - у вас проблемы приятия). Для того, чтобы более четко представить себе различия между признанием, контролем и приятием, вообразите себе старшеклассника, которого выгнали из компании; который получил двойку на уроке и которому отказала его девушка. В первом случае он узнал, что не представляет интереса для компании; во втором - учитель сказал, что он не компетентен в заданном уроке; в третьем - девушка объявила ему, что он не заслуживает любви. Прочувствуйте разницу между первым событием (признание), вторым (контроль) и третьим (приятие). Суммируя сказанное, укажем на отличия базальных межличностных потребностей. Признание связано в основном с этапом формирования отношений, тогда как контроль и приятие - с уже устоявшимися отношениями. Внутри существующих отношений контроль сосредотачивается вокруг того, кто отдает распоряжения и кому, тогда как приятие - с эмоциональной близостью или дистантностью. В целом, признание связано с вопросом - быть в группе или вне ее; контроль - НАВЕРХУ или ВНИЗУ; приятие - БЛИЗКО или ДАЛЕКО. Дальнейшие различия относятся к количеству вовлеченных в отношения людей. Приятие - всегда отношения с глазу на глаз; признание - отношение одного и группы; контроль - и тот и другой вариант. Диадное приятие включает различные уровни интимности, теплоты и эмоциональной вовлеченности, которые не могут быть проявлены более, чем к одному человеку. Признание, наоборот, связано типично с поведением и чувствами одного человека по отношению к группе. Проблемы принадлежности и членства, центральные для признания, обычно относятся к недифференцированной группе в целом. Чувства, испытываемые человеком, стремящимся ассоциироваться с группой, разительно отличаются от чувств человека, испытывающего симпатию к кому-то персонально. Контроль может относиться как к борьбе за власть между двумя людьми (супруги, друзья), так и к борьбе за доминирование в группе, причем размеры ее неограничены (политическая борьба). Контроль отличается способами поведения людей, вовлеченных во властную ситуацию, от других межличностных потребностей. Для признания и приятия характерна эквивалентность в отношении проявляемого субъектом поведения и его ожиданий поведения других людей - например, индивид, проявляющий симпатию, желает подобного же поведения и со стороны другого человека. Но такой эквивалентности нет в области контроля. Человек, любящий контролировать, может хотеть, а может и не хотеть контроля со стороны других людей. Вообще, как считает В.Шутц, разница здесь в основном количественная, так как есть люди, жаждущие признания, но не желающие замечать никого. Существуют люди, желающие любви, но сами никого не любящие. Тем не менее, это несовпадение наиболее часто случается в области контроля. Перечисленные три базальные межличностные потребности предполагают установление некоего равновесия в трех областях между человеком и другими людьми. При нарушении этого равновесия у человека может возникать тревожность, либо глубокие патологические расстройства психики. По тому, насколько успешно в жизни человека удовлетворяются основные межличностные потребности, можно выделить четыре типа людей: 1) дефицитный, не пытающийся удовлетворить эти потребности напрямую; 2) избыточный, который постоянно, непрерывно пытается удовлетворить эти потребности; 3) идеальный, успешно и соответствующим образом удовлетворяющий межличностные потребности; 4) патологический, который удовлетворяет межличностные потребности неадекватным образом. Для первого, второго и четвертого типов удовлетворение межличностных потребностей связано с повышением тревожности, тогда как третий тип способен удовлетворять эти потребности не тревожась.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.102.18 (0.012 с.) |