Что мы ищем и находим в общении? Введение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что мы ищем и находим в общении? Введение



Что движет человеком? Что заставляет совершать его те или иные действия? Что диктует ему поступать так, а не иначе?

Если говорить с биологической точки зрения, то человек - это организм, испытывающий разнообразные желания, по­требности, например: в еде, питье, продолжении рода и т.п. Помимо биологического аспекта при рассмотрении поведе­ния человека выделяется еще и социальный. Человек живет среди и в окружении других человеческих существ. И подобно потребности в еде он испытывает потребности, которые он может удовлетворить только при наличии других людей, в общении с ними. Такие потребности называются «межлич­ностными». Они руководят поведением индивида в общест­ве и определяют его. Вильям Шутц выделял три основные, базальные межличностные потребности: в признании, в кон­троле и в приятии.

Эти потребности проявляются в поведении человека по отношению к другим людям, в его чувствах к этим людям. Коренятся же базальные межличностные потребности в образе «Я» самого человека, в его отношении к себе, к жизни, в том, кем он себя ощущает - лягушкой или принцем.

Хотя эти потребности есть у каждого человека, люди различаются между собой способами удовлетворения своих межличностных нужд. А вот если не удается насытить свою «жажду», например, окружение не помогает, тогда индивид, как говорят психологи, живет с «проблемой», которая ему мешает чувствовать себя свободно и спокойно в его микро­космосе, в его минисоциуме, мешает чувствовать себя рас-крепощенно, мешает быть принцем.

Потребность в признании связана со стремлением че­ловека быть замечаемым другими людьми, быть значимым и ценным для них. Потребность в признании проявляется в желании принадлежать к какой-нибудь группе - будь то производственный коллектив, компания, семья, общество садоводов-любителей, кружок по интересам и тому подобное. Человеку хочется, чтобы на него обращали внимание, счита­лись с его присутствием, признавали его «особость», «самость», ему лишь присущие черты.

Континуумы поведения в области удовлетворения потреб­ности в признании включают в себя:

1. Психологические комфортабельные связи с людьми в диапазоне от активного постоянного взаимодействия с ними до полного неинициирования такого взаимо­действия.

2. Психологически комфортабельные связи с людьми в диапазоне от поддержания взаимодействия других людей с человеком до полного игнорирования попы­ток такого взаимодействия.

На уровне чувств потребность в признании определяется как стремление к установлению и поддержанию общего взаимного интереса между людьми. Эти чувства включают:

1. Способность проявлять интерес к другим людям на удовлетворительном уровне.

2. Способность вызывать интерес у других людей к себе на удовлетворительном уровне.

Поведение в области признания описывается такими сло­вами, как: «связываться, включаться, исключаться, взаи­модействовать, изолироваться, принадлежать, не принад­лежать, одиночество, игнорировать, обращать внимание, быть членом, совместность, узнавать, выделять, престиж, статус, слава, понимание, интерес, индивидуальность, идентич­ность».

В отличие от приятия, признание не включает сильных эмоциональных привязанностей, а в отличие от контроля, основной вопрос здесь не в том, кто главный, а в том, чтобы быть замеченным.

Признание означает, что человек существенно отличает­ся от других и он знает, что кто-то достаточно заинтересо­ван в нем и обращает внимание на его уникальные качества. Включаясь в новую группу, он постепенно предъявляет эти свои качества и наблюдает, вызывают ли они интерес у членов группы.

К признанию относится стремление быть в группе, при­надлежать к ней, быть с кем-то. Именно поэтому подрост­ки так часто попадают в криминальные группировки. Они вовсе не хотят совершить что-нибудь противозаконное, а желают повысить свой статус, престиж - ведь члена бан­ды все «уважают».

Потребность в признании проявляется в желании внима­ния к человеку и взаимодействию с ним. Даже отрицатель­ное внимание может удовлетворить эту потребность. Поэ­тому, когда вы говорите ребенку: «Коля, как ты можешь себя так вести, ведь к тебе все относятся, как к шуту!», либо «Опять наш клоун выступает!», либо «Васин, пере­стань паясничать!», вы нисколько не разубеждаете уче­ника, но, наоборот, удовлетворяете его потребность в при­знании; и вы можете быть уверены, что он поведет себя в следующий раз, когда ему будет необходимо удовлетворить эту потребность, именно тем же самым образом. Он пол­ностью воспроизведет прошлое поведение, потому что луч­ше отрицательное признание, чем полное отсутствие его.

Мы не можем привести примеров из нашей практики, но американские источники говорят о том, что люди иногда готовы совершить преступление, лишь бы попасть на экра­ны телевизоров.

Удовлетворение потребности в признании начинается с узнавания. Оно означает, что человека выделили из других людей, распознали. Он уже - не просто человеческая особь, а некто, обладающий индивидуальными чертами. Не­узнавание означает отсутствие интереса к нему. Максимум идентификации - заинтересованность в ком-то. Понимать кого-то, значит, быть настолько в нем заинтересованным, чтобы обращать внимание на его особые личностные харак­теристики. Вместе с тем, этот интерес вовсе не предполага­ет наличия к этому человеку определенных чувств, равно как и уважения. Затруднения или проблемы в удовлетворении потребнос­ти в признании могут проявляться в поведении человека, в его мимике, жестах. Например, если ребенок боится кон­тактов, то его глаза с трудом распознают другого человека, он как бы стремится установить барьер между другим и собой. Таким барьером могут быть очки. Когда же контакт особенно неприятен, то в глазах может темнеть, окружаю­щее начинает терять четкость и неприятные люди видятся как бы издалека.

Люди с проблемами признания стараются держаться по­дальше от других, устанавливают дистанцию между собой и остальными людьми. Они плотно сжимают губы и рот. Если к ним пытаются прикасаться, то кожа покрывается пупы­рышками, а иногда даже появляется экзема.

С признанием связана и регуляция дыхания. Если некто не расположен к взаимодействию с другим человеком, то это проявляется в поверхностном, неглубоком, дыхании, в результате чего организм получает меньшекислорода и сни­жает свои жизненные функции. Наоборот, стремление к контакту обнаруживает себя в углублении дыхания. Опыт­ные учителя используют это правило, особенно в начальной школе, предлагая детям во время урока сделать дыхатель­ные упражнения.

Межличностная потребность в контроле проявляется в поведении, связанном с установлением и поддержанием удовлетворительных отношений с людьми в области власти и влияния. Континуумы контроля включают в себя:

1. Психологически комфортабельные связи с людьми в диапазоне от полного контролирования других людей до полного неконтролирования чьего бы то ни было поведения.

2. Психологически комфортабельные связи с людьми в диапазоне от полного подчинения другим людям, по­зволения им распоряжаться своей жизнью, до полного непозволения распоряжаться своей жизнью, полной независимости.

На уровне чувств потребность в контроле определяется как стремление к установлению и поддержанию чувства уважения, компетентности и ответственности в глазах дру­гих людей. Указанная потребность связана со:

1. Способностью проявлять уважение на удовлетвори­тельном уровне по отношению к другим людям.

2. Способностью проявлять уважение на удовлетвори­тельном уровне по отношению к себе самому.

На уровне самоощущения потребность в контроле вос­принимается человеком как потребность ощущения себя компетентной, знающей, умеющей принимать решения, от­ветственной личностью.

Потребность в контроле связана с процессом принятия решений. Она описывается в таких терминах: «власть, ав­торитет, доминирование, влияние, контроль, правила, на­чальник, лидер, сопротивление, бунт, последователь, анар­хия, подчинение».

Потребность в контроле проявляется в жажде управле­ния, контроля власти над другими людьми и над их будущим. С другой стороны, она может выступать и в желании быть контролируемым, передать кому-нибудь ответственность за принятие решений. Жесткая связь между желанием контро­лировать и желанием подчиняться отсутствует. Случается, что люди тяготеют к одному, либо к другому; а некоторые счастливо сочетают оба эти стремления (например, воен­нослужащие).

Прямой способ контролирования - принуждение, мяг­кие способы - убеждение, воздействие собственным при­мером, изменение условий деятельности.

Если человек ищет признания, то ему важно участвовать (например, в соревновании), а если контроля - победить. Реализующий потребность в признании хочет быть членом команды, пусть даже проигравшей, а реализующий потреб­ность в контроле жаждет быть всегда победителем - если его команда проиграла, он переметнется в победившую.

Потребность в контроле не связана с потребностью в признании (вспомним власть за троном - т.н. «серые кар­диналы»).

В группе люди с потребностью в контроле всегда стре­мятся делать дело, а люди с потребностью в приятии - наладить отношения.

Проблемы контроля проявляются в физическом облике человека. Чем менее гибко его тело, чем больше мускулов у него постоянно напряжено, тем значительнее его проблемы контроля.

Во взаимодействии «Я» человека и его тела потребность контроля проявляется в степени интегрированности тела. Если оно недостаточно контролируется, то выглядит раз­болтанным, дезинтегрированным. Если же контроль чрез­мерен, то тело становится негибким, закостенелым. Опти­мально контролируемое тело позволяет человеку легко и изящно двигаться, ловко совершать нужные перемещения. Некоординированные, неподходящие движения появляются тогда, когда человек не уверен в том, что он делает и не знает, действительно ли он этого хочет. То, насколько че­ловек может справляться с управлением своим телом в оп­ределенной мере отражает, насколько он способен управ­лять событиями внешнего мира.

Межличностная потребность в приятии проявляется в поведении, связанном с установлением и поддержанием удов­летворительных отношений с людьми в области эмоцио­нальной привлекательности и любви. Приятие всегда отно­сится к диадным отношениям, к связи только двух людей. Континуумы приятия включают в себя:

1. Психологически комфортабельные связи с людьми в диапазоне от инициирования близких, личных отно­шений со всеми людьми до полного неприятия таких отношений с ними.

2. Психологически комфортабельные связи с людьми в диапазоне от принятия попыток других людей уста­новления близких, личных отношений с собой, до полного непринятия таковых.

На уровне чувств потребность в приятии определяется как потребность установления и поддержания чувства симпатии к окружающим и с окружающими. Это чувство связано со:

1. Способностью любить других людей на удовлетвори­тельном уровне.

2. Способностью принимать любовь других людей на удовлетворительном уровне.

На уровне самоощущения потребность в приятии опре­деляется как потребность ощущения себя способным к любви.

Потребность в приятии проявляется только в диадных взаимоотношениях, тогда как потребности в признании и контроле могут давать о себе знать как в диадных, так и групповых отношениях. Положительное приятие описыва­ется терминами: «эмоциональная близость, положительные чувства, любовь, симпатия, нравиться, личностный, друже­любность». Отрицательное - «эмоционально дистантный, холодный, не нравиться, ненависть».

Приятие подразумевает строгую дифференциацию людей. Эмоциональные связи здесь направлены на родителей, де­тей, супругов, друзей, возлюбленных и т.п. Для приятия, кроме эмоционального влечения, необходимо еще и посвя­щение другого человека в свои сокровенные тревоги, чувст­ва, желания. В группе приятие знаменует начало эмоцио­нального расслоения и дружбы; при этом способ избегания приятия - быть равно дружелюбным ко всем.

Телесные проявления потребности в приятии выглядят как приятие своего тела. Отсутствие проблем в этой облас­ти выоажается в том, что человек полностью принимает свое тело. Причем приятие в данном случае означает, что он считает свое тело или отдельные его части не самыми лучшими или красивыми в мире - просто они ему подхо­дят, они - его неотъемлемые части, они такие, какие есть и если бы они были другими, то и он бы был другим. Собственное тело не раздражает человека, ему не хочется сделать операцию и изменить форму глаза, уха, лица, под­расти или уменьшиться на несколько сантиметров (если вам хочется что-либо поменять в своем теле - у вас проблемы приятия).

Для того, чтобы более четко представить себе различия между признанием, контролем и приятием, вообразите себе старшеклассника, которого выгнали из компании; который получил двойку на уроке и которому отказала его девушка. В первом случае он узнал, что не представляет интереса для компании; во втором - учитель сказал, что он не компетентен в заданном уроке; в третьем - девушка объ­явила ему, что он не заслуживает любви. Прочувствуйте разницу между первым событием (признание), вторым (кон­троль) и третьим (приятие).

Суммируя сказанное, укажем на отличия базальных меж­личностных потребностей. Признание связано в основном с этапом формирования отношений, тогда как контроль и при­ятие - с уже устоявшимися отношениями. Внутри сущест­вующих отношений контроль сосредотачивается вокруг того, кто отдает распоряжения и кому, тогда как приятие - с эмоциональной близостью или дистантностью. В целом, признание связано с вопросом - быть в группе или вне ее; контроль - НАВЕРХУ или ВНИЗУ; приятие - БЛИЗКО или ДАЛЕКО.

Дальнейшие различия относятся к количеству вовлечен­ных в отношения людей. Приятие - всегда отношения с глазу на глаз; признание - отношение одного и группы; контроль - и тот и другой вариант.

Диадное приятие включает различные уровни интимно­сти, теплоты и эмоциональной вовлеченности, которые не могут быть проявлены более, чем к одному человеку. При­знание, наоборот, связано типично с поведением и чувства­ми одного человека по отношению к группе. Проблемы при­надлежности и членства, центральные для признания, обычно относятся к недифференцированной группе в целом. Чувст­ва, испытываемые человеком, стремящимся ассоциировать­ся с группой, разительно отличаются от чувств человека, испытывающего симпатию к кому-то персонально. Контроль может относиться как к борьбе за власть между двумя людьми (супруги, друзья), так и к борьбе за доминирование в группе, причем размеры ее неограничены (политическая борьба).

Контроль отличается способами поведения людей, вовле­ченных во властную ситуацию, от других межличностных потребностей. Для признания и приятия характерна эквива­лентность в отношении проявляемого субъектом поведения и его ожиданий поведения других людей - например, индивид, проявляющий симпатию, желает подобного же поведения и со стороны другого человека. Но такой экви­валентности нет в области контроля. Человек, любящий контролировать, может хотеть, а может и не хотеть контро­ля со стороны других людей.

Вообще, как считает В.Шутц, разница здесь в основном количественная, так как есть люди, жаждущие признания, но не желающие замечать никого. Существуют люди, желаю­щие любви, но сами никого не любящие. Тем не менее, это несовпадение наиболее часто случается в области контроля.

Перечисленные три базальные межличностные потреб­ности предполагают установление некоего равновесия в трех областях между человеком и другими людьми. При наруше­нии этого равновесия у человека может возникать тревож­ность, либо глубокие патологические расстройства психики.

По тому, насколько успешно в жизни человека удовле­творяются основные межличностные потребности, можно выделить четыре типа людей: 1) дефицитный, не пытаю­щийся удовлетворить эти потребности напрямую; 2) избы­точный, который постоянно, непрерывно пытается удовлет­ворить эти потребности; 3) идеальный, успешно и соответ­ствующим образом удовлетворяющий межличностные по­требности; 4) патологический, который удовлетворяет меж­личностные потребности неадекватным образом.

Для первого, второго и четвертого типов удовлетворение межличностных потребностей связано с повышением тре­вожности, тогда как третий тип способен удовлетворять эти потребности не тревожась.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.244 (0.017 с.)