Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура личности. Введение.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Люди с различными жизненными позициями, лягушки и принцы, реализуя свои межличностные потребности, ведут себя по-разному, причем не только те или другие люди, но одни и те же в отдельные периоды времени, при решении различных проблем. Наблюдение за поведением человека (ситуационное тестирование) позволяет заметить и услышать изменения в другом, происходящие прямо перед вами - изменение тона голоса, выражения лица, позы, жестов, набора слов, частоты и глубины дыхания, окраски кожных покровов и т.п. Одним из первых, кто занялся детальным изучением характера изменений, был Эрик Берн. Здесь мы снова возвращаемся к транзактному анализу. Берннаблюдал неожиданные метаморфозы буквально во всех: в веселом маленьком мальчике, внезапно разразившемся громким плачем, когда пирамидка «отказалась» собираться; в девушке, просидевшей молча с кислым лицом весь вечер и буквально засветившейся, когда зазвонил телефон; в уверенном мужчине, побледневшем, как полотно, при прослушивании по радио биржевого курса; в заботливой матери, чье лицо буквально «окаменело», когда ее дочь не подчинилась ее приказу на людях. Люди, которые так разительно менялись, были все теми же самыми людьми - с тем же телом, в той же самой одежде, с той же самой фамилией. Но что-то в них менялось. Длительные наблюдения позволили выяснить, что человек может пребывать в трех состояниях, находиться в трех позициях. Как будто в каждом человеке есть: ■ маленький ребенок, каким он был в возрасте трех лет; ■ родители этого человека; ■ и третье, отличное от первых двух состояние. Эти позиции, или «эго-состояния», называются «Дитя», «Родитель» и «Взрослый». В транзактном анализе они изображаются следующим образом: Рассмотрим более подробно эти эго-состояния. Начнем с Родителя. Это, по сути дела, некритическая запись всех внешних событий, происходивших с ребенком где-то на протяжении первых его пяти лет жизни. Это период, в котором дети общаются в основном со своими родителями либо замещающими их людьми, во всяком случае, эти люди играют наибольшую роль в жизни ребенка и именно их отношение к жизни прежде всего интроецируется в его психике. Интроецируется - значит, некритически усваивается и остается в таком состоянии всю жизнь, если только обстоятельства не побудят человека осознать свои интроекты. Все, что видит ребенок, делают его родители и все, что они говорят, записывается в его Родителя. Родитель есть у каждого человека, и у каждого он содержит информацию, полученную извне, и у каждого эта личностная инстанция уникальна. Интроекты, записываемые в Родителя, не могут быть изменены, откорректированы ребенком, поскольку он еще не обладает механизмом анализа поведения других людей, а запись начинается тогда, когда ребенок и говорить не может. Все записывается так, как это видит ребенок. И если в Родителя попадает кошмар семейной ссоры, то его невозможно откорректировать, невозможно объяснить ребенку, что папе испортили настроение на работе, а мама расстроена растущей инфляцией. Что же записано в Родителе? Это, прежде всего, правила, наставления и предостережения, которые родители дают своему чаду. Правильность или неправильность своего поведения, оценки он может определять по выражению их лиц и тону голоса. С того момента, как он начинает понимать речь, фиксируются вербальные правила. Ввиду того, что родители чаще всего говорят ребенку «НЕ», то и в Родителе больше всего этих «не»: «Не кусай папу», «Не трогай кошку», «Не ходи», «Не бери», «Не делай», «Не мешай маме убирать». Постепенно записываемые правила усложняются: «Не дружи с ним. Ты знаешь, они все такие грязные», «Запомни, доченька, для женщины самое главное - гордость», «Мужчина никогда не должен делать женскую работу», «Хорошие мальчики всегда оставляют тарелку чистой», «Ты можешь верить только мне и папе. Остальные тебя обманут», «Дети должны заботиться о родителях», «Не пойманный - не вор», «Никогда не занимай денег в долг», «Все женщины - шлюхи», «Все мужчины - похотливые животные», «Не высовывайся», «Таким, как мы, никогда не везет», «Ты никому не нужен, кроме меня». Таких правил много у каждого человека. Они составляют основу его личной этики. Здесь особенно важен тот момент, что, независимо от содержания, подобные правила записываются в Родителя как единственно правильные. Если в Родителе есть правило «Можно делать все, что угодно - красть, обманывать, убивать всех, кроме членов нашего рода», то ребенок и будет поступать подобным образом, не испытывая ни малейших угрызений совести, и переубедить его, доказать ему аморальность его поведения будет очень непросто, а иногда и невозможно. Инстанция Родителя в достаточной степени параллельна фрейдистскому супер-эго или тому, что в обыденном сознании обозначается как совесть, индивидуальная мораль. Родители могут затруднить жизнь ребенка не только предлагая ему антисоциальные моральные нормы, но и внося в его душу смятение из-за рассогласования своего поведения с прокламируемыми нормами. Они могут говорить ему «Не лги», а сами лгать, либо «Не кури», но курить и т.п. Подобное родительское поведение приводит к слабости Родителя ребенка. Родители могут испортить Родителя и другим способом. Отец и мать интернализируются в Родителе в виде записи того, что они говорят и делают - всего, что наблюдает ребенок (выученное отношение к жизни). Запись отца и матери в Родителе можно образно представить как стереофоническое звучание. Лишь в случае проигрывания одной и той же мелодии запись имеет смысл, иначе это будет ужасная какофония Такое случается, когда один родитель, например, отец, говорит: «Никогда не верь женщинам», а мать: «Я тебя люблю, сын»; либо, с одной стороны, звучит: «Нельзя воровать», и «Если плохо лежит - возьми», с другой стороны. То же самое может случиться, если один из родителей выступает как «плохой», а другой - как «хороший». В каждом случае несовпадение родительского программирования приводит к появлению у ребенка тревожности и неуверенности, его Родитель формируется неправильно либо фрагментарно. Это может существенно усложнить жизнь дитяти. Инстанция Родитель очень важна для успешной жизни человека. В ней содержатся общественные нормы и непреложные жизненные правила, выработанные опытом человечества и конкретных родителей. Лишенный этой инстанции человек дезориентируется в мире - он не знает, что плохо, а что хорошо. В принципе, можно эти нормы выработать сознательно, но тогда каждый раз человеку приходится специально обдумывать такие проблемы дополнительно ко всем другим, что существенно понизит эффективность его деятельности. Ведь даже столь простые нормы, как такая, что при встрече нужно здороваться, равно как и способ приветствия других людей, содержатся в Родителе. Кроме норм, правил и запретов, Родитель каждого человека содержит огромное количество операционных паттернов -как и что делать. Это как убрать постель, игрушки, квартиру; как мыть посуду и стирать белье; как приготавливать пищу; как забивать гвозди и пилить доски; как стряхивать пепел с сигареты и как одеваться; как прятать деньги от жены и как принимать гостей и тому подобное. Всему этому мы научаемся, наблюдая поведение собственных родителей, и все это записывается в Родителя. В дальнейшем, во взрослом состоянии, некоторые из этих записей могут быть пересмотрены, улучшены, но происходит это очень редко, и если вы с детства привыкли, что в соленые огурчики для крепости кладется дубовый лист, то трудно представить себе обстоятельства, которые способны вас переубедить. Наблюдая за другими людьми, да и за собой, мы можем убедиться, что огромное множество привычек и способов действий, а также правил нам досталось от родителей. Мы редко задумываемся, почему мы поступаем так или иначе. Но когда вы обижаетесь на жену, поджимаете губы и отворачиваетесь в сторону, вспомните, не так ли поступал в этих случаях ваш отец (и попытайтесь оценить эффективность такого поведения). Все же основное содержание Родителя - это императивы: «нельзя», «можно», «никогда», «всегда», «для того, чтобы», «никогда не забывай, что», «ты должен» и т.п. Они и помогают нам, и затрудняют нашу жизнь. Конечно, основную роль в формировании Родителя человека играют его собственные родители, однако, кроме них, там может быть записано поведение старших братьев и сестер, бабушек и дедушек, если они живут вместе с ребенком, воспитательниц детских садов, и даже телепередачи, если ребенок смотрит их очень много, могут попасть в Родителя. Ведь непросто понять поведение человека, Родитель которого сформирован Микки Маусом, Томом и Джерри и котом Матроскиным, а уж как весело жить с ним... Таким образом, внешние события и способы реагирования на них со стороны значимых для ребенка окружающих записываются в Родителя человека. Вместе с Родителем, одновременно, формируется и другая инстанция - Дитя. Это - запись внутренних событий, собственных реакций ребенка на то, что он видит и слышит. Запись внутренних реакции (по большей мере чувств) в ответ на внешние воздействия (в основном со стороны отца и матери) в возрасте до пяти лет (прочувствованное отношение к жизни). Поскольку, как мы уже говорили ранее, ребенок не способен в этом возрасте происходящие с ним события анализировать, он их «прочувствует». Ребенок не способен проанализировать причины обращенного на него гневного взгляда матери, поругавшейся с соседкой, и единственное отношение, которое записывается в его психике, будет: «Это я виноват. Это моя ошибка. Опять. Как всегда. Я всегда буду виноватым». (Я - плохой). В младенческом возрасте от ребенка требуют примирить непримиримые потребности. С одной стороны, его природа нуждается в движениях, крике, выражении эмоций, освобождении кишечника и мочевого пузыря, когда возникнет потребность, а также в немедленном питании. С другой стороны, окружающая социальная среда всячески противодействует этому спонтанному удовлетворению потребностей: его кормят по часам, подходят и делают поглаживания не тогда, когда он хочет, а тогда, когда могут взрослые, да и пеленки не всегда меняют вовремя. Поглаживания в виде ласки, смены пеленок, еда то появляются, то исчезают неким мистическим для ребенка образом, поскольку он с трудом еще устанавливает причинно-следственные связи. Процесс социализации, воспитания ребенка неизбежно продуцирует у него негативные чувства, выражающиеся в отношении «Я плохой», и именно в Дитя человека содержится эта позиция. Эго-состояние Дитя - это хранилище прочувствованных отношений. Как и в случае с Родителем, человек легко входит в состояние Дитя. Стоит только нам попасть в напряженную ситуацию, либо в ситуацию выбора, когда нам становится трудно, либо потерпеть поражение - и тут же на сцену выходит Дитя. Сами собой всплывают соответствующие детские ситуации, в которых нам тоже было трудно и не везло и горе, испытанное тогда, переживается снова и снова. Когда человек горюет, когда ему тяжело, когда он в депрессии, когда он злится или гневается - он пребывает в эго-состоянии Дитя. Это эмоциональное состояние. Впрочем, Дитя - это не только отрицательные эмоции. Все радостные события, произошедшие с нами, все наше пережитое счастье - тоже в Дитя. Там же находятся и любопытство, креативность, желание попробовать и узнать новее- Там записано удовольствие от первых удачных исследований (в этой коробочке лежат конфеты!; у кошки мягкая шерсть; если нажать на эту кнопку, загорится свет; бананы вкусные) и прочие приятные события. Это светлая сторона Дитя, где живет счастливый и беззаботный ребенок. Тем не менее, негативная сторона «Я - плохой» обычно значительно больше. Обычно к концу пятого года жизни, иногда чуть позже, иногда чуть раньше записи в Родителя и в Дитя прекращаются. Отец и мать к этому возрасту успевают произнести все известные им сентенции, чтобы полностью вооружить ребенка «правилами общежития» и он уже начинает применять эти правила, набирается опыта и пытается иной раз их трансформировать, но этим уже занимается другая личностная инстанция. Точно так же к этому возрасту человек обычно проживает всю мыслимую гамму чувств на всеразличные события и вероятность появления новых крайне мала. Дальнейшее развитие личности связано с становлением третьей инстанции - Взрослого. Где-то до десятимесячного возраста ребенок только воспринимает реакции окружающих, которые попадают в Родителя, и реагирует на поведение других людей эмоционально, формируя собственное Дитя. Он не может активно влиять на свое окружение и полностью зависит от него. Но в десятимесячном возрасте в его жизни происходит важное событие - он начинает активно передвигаться. Он уже может не только манипулировать игрушкой, которую ему дали, но и сам выбирать любую игрушку. Он перестает быть «заключенным» и обретает свободу. Свобода перемещения требует изменения психической структуры ребенка - он должен планировать движения, направление, обдумывать локомоции и обладать некоторыми знаниями в этом вопросе. Он должен приобрести опыт, и этому опыту его не могут научить другие люди. Как бы родители ни сопереживали своему чаду, которое падает и плачет, стремясь добраться до яркого предмета, сделать это за него они не могут. Невозможно рассказать ребенку, как надо ходить, он должен научиться этому сам. Здесь происходит первое перерезание психологической пуповины, связывающей маленького человека с родителями (в дальнейшем их еще будет много). И самое интересное, что детям нравится эта обретенная самостоятельность, эта независимость, пусть и частичная. Ребенок в этом возрасте впервые познает вкус свободы, который он не забывает никогда. Вспомните эпизоды воспитания вашего ребенка, когда вы пытались дать ему игрушку, к которой он стремился, а он говорил вам «Сам!», либо вы пытались взять его на руки, а он опять говорил «Сам!». Это «Сам» - свидетельство формирования эго-состояния Взрослого, которое получается в результате нахождения ребенком отличий от «выученной концепции жизни», находящейся в Родителе, и «прочувствованной концепции жизни», находящейся в Дитя. Запись внешних раздражителей (выученное отношение к жизни) Запись проанализированных событий и раздражителей, полученных в результате собственного опыта (продуманное отношение к жизни) Запись внутренних реакций (прочувствованное отношение к жизни) По мнению Т.Харриса, самостоятельные локомоции приносят ребенку избавление от напряжения, которое он испытывает в контактах с окружающими, они снимают его тревожность. В его Взрослом записывается, что движение - это хорошо. Конечно, в первые годы жизни Взрослый еще недостаточно сформирован и, в основном, еще проигрывает при встрече с требованиями Родителя или страхами Дитя. Когда отец говорит: «Вова, не смей приближаться к видеомагнитофону!» - ребенок может расстроиться и заплакать. Хотя в большинстве случаев он все-таки подойдет и дотронется, чтобы увидеть, что произойдет. Из этого можно сделать важный воспитательный вывод: не спешить с запретами, не залавливать Взрослого ребенка. Желательно дать ребенку возможность ознакомиться с предметом достаточно детально, и только потом запрещать. В противном случае вы либо нарушите естественный процесс формирования инстанции Взрослого, либо утвердите ребенка в позиции «Я - плохой». Взрослый связан, в первую очередь, с собственным опытом ребенка. В нем собирается информация о внешнем и внутреннем мире, перерабатывается, и на основе этого анализа принимаются решения. Этим он отличается от Родителя, действующего «по аналогии», подгоняющего все под готовый стандарт и все оценивающего, а также от Дитя, действующего на основе чувств и предлогических форм мышления, не очень желающего разбираться в деталях. Взрослый помогает ребенку понять, что между реальной жизнью, реальными предметами, о которые он набивает шишки и, таким образом, познает их свойства, и жизнью выученной и демонстрируемой ему родителями, жизнью желаемой и фантазируемой есть существенные различия. Психологи, работающие в традиции тразактного анализа, часто сравнивают Взрослого с компьютером, обрабатывающим информацию. Эту информацию Взрослый черпает из трех источников: Родителя, Дитя и окружающего мира. Он проверяет пригодность сведений Родителя и чувств Дитя и может определить границы применения содержащейся в них информации. Проверка достоверности сведении, содержащихся в Родителе, иногда начинается с очень раннего возраста, но счастлив тот ребенок, который заключает: «Они говорили мне правду!» «Действительно, горячий суп обжигает язык и надо подуть на ложку», - думает со слезами на глазах маленький мальчик, обжегший язык; «В сухих штанишках ходить приятнее», - заключает девочка, которую научили пользоваться туалетом; «Нельзя играть с бритвой», - утверждается в мысли мальчик, наблюдая за порезавшимся приятелем. Ребенок, Взрослый которого утверждается в правдивости Родителя, приобретает целостность личности, ему не нужно восставать и бороться. Наоборот, его Взрослый освобождается от необходимости делать выводы по всем многочисленным поводам, информация о которых содержится в Родителе, что позволяет ему быстрее и счастливее расти. Тем не менее, верификация Родительской информации вовсе не затрагивает основное отношение ребенка к жизни «Я - плохой», содержащееся в его Дитя. Когда ребенок пытается просунуть палец в розетку и мать шлепает его, ответом будут всегда слезы и закрепление отношения «Я - плохой» как самая первая ошибочная генерализация. Конечно, ребенок не понимает опасности, но отношение - страх, гнев, фрустрация - остается. Эти чувства не стираются потом, когда ребенок на опыте знакомится с действием электрического тока. Он даже может понять, что мать шлепнула его из любви и заботы, но следствие действия искажения - «Я - плохой» все равно сохранится. Мы не можем стереть из нашей психики это отношение, но мы можем прекратить ему подчиняться! Таким же образом, как и с Родителем, проверяется информация Дитя. Взрослый выясняет, насколько и в какой ситуации можно проявлять эмоциональные реакции. Для мужчины считается допустимым свистеть, кричать и топать ногами, присутствуя на футбольном матче, но совершенно недопустимо выражать таким образом восторг или негодование на работе, хотя эти эмоции записаны в Дитя. У Взрослого есть еще одна функция - оценка вероятности наступления события. Это крайне медленно развивающаяся функция. Дети с трудом представляют себе вероятность наступления как приятных, так и неприятных последствий. Да и у выросших из детского возраста людей с этой функцией не все ладно, особенно когда слышишь из телевизора: «Мы не предполагали, что последствия этого решения будут такими!». Тем не менее, жизнь постоянно заставляет нас оценивать вероятность и желательность наступления тех или иных событий и производить соответствующий выбор: «Если не сделаешь уроки, не будешь играть с компьютером!», «Не выбросишь мусор, не пойдешь гулять», «Не сделаете отчет, не пойдете в отпуск», «Не съешь кашу, не дам конфету». Просчеты в оценке вероятности порой обходятся нам очень дорого, особенно во взаимоотношениях с другими людьми. Но помочь здесь может только сознательная тренировка - упражнения мозга аналогичны упражнениям тела: нельзя без привычки поднять двухпудовую гирю, нельзя без привычки точно вычислить последствия своих действий. Особенностью Взрослого как раз и является то, что его развитие не заканчивается в каком-то определенном возрасте, он постоянно развивается. Однако развиваться он может в обоих направлениях, в том числе и деградировать. Здесь опять же аналогия с телом - неупражняемые мускулы становятся дряблыми. Неупражняемый мозг... Следует заметить, что координация действий Взрослого, Дитя и Родителя не слишком велика. В минуты опасности, напряжения или стресса Взрослого очень часто вытесняют со сцены. Человек как бы регрессирует до возраста ребенка и ведет себя соответственно, эмоционально-необдуманно. Потом он может говорить: «Да, я знал, что поступаю неправильно, но ничего не мог с собой поделать». Подобные соскальзывания проявляются у нас, когда мы сплевываем через левое плечо, стучим по дереву и т.п. Повседневная работа Взрослого состоит в сборе информации, проверке ее достоверности-, принятии решений на основе полученных данных и запоминании этой информации. В том случае, когда отсутствует расхождение между информацией, поступившей из окружающей реальности, и «выданной» Родителем ребенка, его Взрослый получает возможность освободиться, снять с себя контроль автоматизированной и стереотипизированной деятельности и заняться специфически взрослой деятельностью - творчеством. Творчество - это, по сути дела, взрослый вариант детского любопытства, происходящего из Дитя ребенка. Только в Дитя расположены желания, а во взрослом - способы их достижения. Но творчество возможно только при «освобожденном» Взрослом. Проверив единожды достоверность информации Родителя, Взрослый больше, в благоприятном случае, верификацией не занимается. Вы с детства знаете, что, если на сковородку не положить масла, яичница пригорит, поэтому вы не задумываясь кладете масло, а не занимаетесь каждый раз исследованием физико-химических процессов, происходящих при жарении. Только разгрузив нашего Взрослого от подобной работы, мы можем создать что-то новое. Существует достаточно распространенное мнение, что ребенок, воспитанный в «свободной» обстановке, не обремененный особо правилами поведения, вырастет более творческим, нежели ребенок, которого с детства учили выполнять и подчиняться различным нормам. В этом вопросе мы вполне солидарны с Т.Харрисом - дело обстоит как раз наоборот. Ну, хотя бы потому, что такой ребенок имеет значительно больше времени для постройки снежной бабы нежели тот, кто два часа препирается с мамой - нужно или не нужно надевать теплые сапоги. Четко обозначенные рамки деятельности не препятствуют креативности, а наоборот, продуцируют ее. Тем не менее, значительная часть людей постоянно увязает в борьбе между Родителем и Взрослым и не способна больше ничем заниматься. Родитель говорит одно, а реальность, Взрослый - совершенно другое, и непонятно, что выбрать, каким путем пойти. Упреки Родителя порой не менее страшны, чем внешняя опасность. Однако для детей, связанных с миром через отца и мать, очень часто подчиниться требованиям Родителя оказывается безопаснее, чем поверить тому, что видят собственные глаза и слышат уши. Таковы общие представления об эго-состояниях человека. Для повседневной практики обычно достаточно трехчастного членения инстанций личности. Однако более точныйанализ требует дальнейшей дифференциации зго-состояний. В Родителе таких дополнений обычно бывает два. Первое - это членение его на «подавляющего» и «поддерживающего». Каждый человек может быть и поддерживающим, и подавляющим Родителем. Различаются они между собой, в основном, методами воздействия на Дитя: прямые команды и угрозы у подавляющего и убеждение, мягкое давление, упреки у поддерживающего. Такие разновидности Родительского поведения человек проявляет не только по отношению к себе, но и к другим людям. Иногда для целей анализа требуется обратить внимание на родителей человека. В этом случае диаграммы будут выглядеть так. Значительно чаще достаточно только различать, каким образом проявились влияния матери и каким - отца в ребенке, но иногда приходится более обстоятельно выделять, что перешло из их Родителя, Взрослого и Дитя. В этом случае мы уже имеем дело с влияниям бабушек и дедушек. Если у ребенка нет отца или матери, или один из них очень долго отсутствует, то тогда может сформироваться неполный Родитель, что, конечно же, осложнит жизнь человека. Однако гораздо более тяжелая ситуация возникает, когда у человека Родитель практически отсутствует. Такое явление наблюдается у коричневых лягушек. Та часть Родителя, которая у них успевает сформироваться к моменту перемены жизненного отношения, блокируется и крайне редко используется, а новые записи не производятся. В результате человеку остаются неведомы моральные правила и нормы общежития, нормы взаимодействия (помимо всего прочего). Это - моралепатия, тяжко отражающаяся и на самих коричневых лягушках, и, главное, на окружающих. В принципе, восстановить Родителя можно с помощью специальной терапии, вот только захочет ли лягушка ее проходить? Точно так же возможно и дальнейшее структурирование аго-состояния Дитя. Обычно выделяют «адаптированное» Дитя, «естественное» Дитя и «маленького профессора». Правда, у Э. Берна иногда вместо маленького профессора появляется «бунтарь». Естественное Дитя - это часть инстанции Дитя, но большей части подчиненное инстинктам. Это скопище желаний, которые должны быть реализованы любым способом. Каким - это не заботит естественное Дитя. Его девиз - «Хочу/». Все действия естественного дитя непродуманны, импульсивны, спонтанны. Естественное Дитя не желает никому подчиняться и от кого-либо зависеть. Естественное Дитя сосредоточено исключительно на себе и совершенно не считается с другими людьми. Важны только собственные интересы. Естественное Дитя неспособно к сочувствию. Оно может быть непослушным и агрессивным, сердитым и беззастенчивым. Естественное Дитя - беззастенчиво чувственное. Оно жаждет удовольствий во что бы то ни стало. Однако именно естественное Дитя позволяет нам получать удовлетворение. Здесь же находится нежность и любопытство, источник будущей креативности. Естественное Дитя - важная часть личности. Оно - двигатель развития человека. Большая часть действий направлена на удовлетворения желаний, потребностей, любопытства естественного Дитя. Подавление естественного Дитя может привести к тому, что человек становится пассивным и ничто ему в жизни не мило, он даже за себя не может постоять. Но и чрезмерное попустительство естественному Дитя приводит к грубости, агрессивности и безрассудству в зрелом возрасте. Адаптированное Дитя - это представительство Родителя в инстанции Дитя. Это поведение ребенка, которое полностью соответствует родительским требованиям. Адаптированное Дитя - более позднее образование, нежели естественное Дитя. Это - выученная форма поведения. Здесь содержатся стереотипы действий, которые поощряются его отцом и матерью и за которые его не наказывают. Самое страшное для адаптированного дитя - ослушаться Родителя. Поэтому под влиянием этой части детской инстанции человек может действовать даже во вред себе, но в соответствии с предписаниями мамочки или папочки, независимо от того, чем ему угрожает Родитель -- наказанием или лишением любви. Адаптированное дитя позволяет выжить ребенку, но очень часто мешает жить выросшему человеку. Маленький профессор - это представительство Взрослого в Дитя или замещающее его образование. Маленький профессор - это первая попытка самостоятельной ориентации ребенка в мире. Его характерная черта - интуитивность, а значит использование нелогических, вернее, дологических форм мышления. Маленький профессор всегда основывается на неполной информации - ведь знания ребенка ограничены. Но из имеющихся данных он смело производит генерализации, которые, порой, так веселят окружающих. Вся книга К.Чуковского «От двух до пяти» - это запись текстов маленького профессора. Маленький профессор достаточно закрыт для опыта. Если действительность не совпадает с его представлениями или прогнозами, он смело использует стирание или искажение, не замечая несовпадения или придумывая новое, столь же нереальное объяснение происходящего. Маленький профессор ответственен за фантазии ребенка. Впрочем, и во взрослом состоянии человек использует его же, когда грезит и предается мечтам. К маленькому профессору взрослые прибегают в напряженных ситуациях, либо когда у них нет достаточного количества информации о каком-либо явлении. Маленький профессор - отец предрассудков и суеверий, о чем мы уже говорили выше. Можно даже говорить, что увеличение общественной напряженности приводит ко все большему использованию маленького профессора в масштабах общества - для этого достаточно посмотреть хотя бы один вечер телевизор и почитать газеты. Маленький профессор очень часто заменяет Взрослого у недостаточно образованных людей, занявшихся «научной» деятельностью. Это понятно, ведь использование Взрослого требует напряженной, кропотливой работы, накопления информации и проверки фактов; лишь после этого Взрослый решается на небольшую генерализацию. Не то у маленького профессора. Любой единичный случай служит основой для всеобщей генерализации, а то, что не подпадает под новую «теорию» - ну что ж, тем хуже для этих фактов. Здесь маленький профессор успешно блокируется с естественным Дитя и начинаются разговоры о «так называемой Академии наук», которая «душит», «не признает»: экстрасенсов, уфологов, целителей мочой, куриным пометом, изобретателей вечного двигателя, открывателей новых состояний материи и новых видов волн, ясновидящих, яснослышащих, колдунов всех цветов радуги. К сожалению, такая карьера ведет к полной атрофии Взрослого, а значит, к усилению лягушачести. Маленький профессор ~ изобретатель манипуляций. Благодаря ему ребенок научается привлекать внимание взрослых всеразличными способами - кричит, не спит, долго сидит на горшке, болеет и т.п., а вслед за этим научается и заставлять родителей делать то, то ему нужно. Постепенно набор манипуляций усложняется: убранная кровать, помытая посуда, выученные уроки, подаренные цветы, подарок или взятка - этот ряд можно продолжать до бесконечности. Здесь же появляются сложные манипуляции - игры. Одна из наиболее известных манипуляций маленького профессора - затягивание. Вспомните, вы говорите ребенку: «Максим, иди за стол!», а он вам отвечает (что? Правильно!) - «Сейчас». Ох уж это «сейчас», испортившее нервы стольким родителям. Сюда же относятся: «Еще минуточку», «Вот кончится передача, сразу вынесу мусор», «Я сперва погуляю, а потом буду уроки учить»; «Я еще пять минут посплю, а потом встану». Затягивание может относиться к любому виду деятельности и иногда становится стилем жизни. Наконец, эго-состояние Взрослого тоже подразделяется на три составляющие. Это этос, компьютер и патос. В этосе сосредоточены собственные представления Взрослого, которые связаны с этикой поведения, с нормами общежития, с требованиями морали. Это проверенные, верифицированные данные, взятые из Родителя, которые приведены в целостную, непротиворечивую этическую систему. В патосе сосредоточены извлеченные из Дитя верифицированные отношения к внешним и внутренним событиям, которые также систематизированы и достаточно непротиворечивы. Третья составляющая - компьютер - эта часть Взрослого занимается повседневной рутинной работой - сбор и обработка информации. Цель «настоящего» взросления человека, такого взросления, которое превращает его в принца - получение способности свободно и самостоятельно производить выбор, по своей собственной воле реагировать на привычные и новые стимулы, самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Однако большая часть этой свободы теряется уже в детстве, когда формируются так называемые «фиксации» - стереотипы поведения, которые позволяли ребенку в какой-то мере разрешать свои проблемы. Они проявляются в реагировании на различные стрессовые ситуации достаточно ограниченным набором действий ~ плач, ночные кошмары, еда, тошнота, отказ от еды, затруднения дыхания, дефекации и мочеиспускания либо невозможность произвольно управлять этими функциями, тики, подергивание головы и других частей тела и т.п. В принципе, ни одна из этих реакций сама по себе не является патологической, она становится таковой только тогда, когда человек лишается возможности произвольно ими управлять. Свобода и самостоятельность появляются тогда, когда Взрослый верифицировал информацию Дитя и Родителя и когда он может получать достоверные сведения об окружающей среде. Точно так же необходима постоянная оценка вероятности наступления определенных событий и выбранных решений. Взрослый живет в изменчивом вероятностном мире. Мы все любим определенность. Это проявление нашего Дитя, которое всегда точно хочет знать, что мама рядом и защитит его, что сказка всегда хорошо закончится, плохие будут наказаны, а хорошие - вознаграждены. Дитя не хочет перемен, ему спокойнее в устоявшемся мире (где зарплата пятого и двадцатого, колбаса в одной цене). Взрослый живет со знанием, что мир изменчив и не только интерпретация, но и сами факты могут меняться. Когда Взрослый уступает свое место Родителю или Дитя, поведение человека полностью предсказуемо. Тогда человек не живет, а играет. Это абсолютно безопасно. Безопасно не в том смысле, что не будет больно - нет, очень многие игры болезненны для участников, но они уже к этой боли притерпелись, знают, когда будет больно и что с этим делать. Безопасно в том смысле, что все будет, как всегда, ничего нового, а то ведь можно совершить ошибку и за это накажут, а как, неизвестно... Дисфункции личности Все люди отличаются друг от друга, все обладают различными, уникальными личностями и, соответственно, у всех Родитель, Взрослый и Дитя отличаются друг от друга. Однако личностные различия могут быть не только на уровне содержания, но и функционирования эго-состояний. При пересечении Родителя и Взрослого возникает контаминация, когда непроверенные данные Родителя воспринимаются Взрослым как абсолютно верные. В этом случае возникают предубеждения и предрассудки: представители южных народов более энергичны, нежели северных; наша косметика - самая лучшая; женщины не так умны, как мужчины и т.п. Даже если предоставить людям с контаминированным Взрослым информацию, противоречащую их предрассудкам, они все равно ей не поверят. Контаминация - основа стирания и искажения. Пересечение Взрослого и Дитя дает заблуждение, являющееся непроверенным отношением, перенесенным из раннего детства в настоящее. Заблуждения проявляются в виде иллюзий и галлюцинаций. В основе иллюзий лежит детский страх, а Взрослый позволяет найти ему «рациональное» объяснение. Ребенок, которого часто били, может бояться любого косо брошенного взгляда. В зрелом возрасте он может создать логическое объяснение тому, что сосед, вечно хмурый и косо на него смотрящий, задумал его убить - ведь не может он просто так на него смотреть! Иллюзии тоже невозможно разрушить простым «раскрытием глаз». Галлюцинации возникают в результате сильного внешнего воздействия на ребенка, чрезмерного унижения, отвергания, критики. Потрясение, записанное в Дитя, настолько сильно, что ребенок может переживать это событие, даже когда реального раздражителя уже нет. Анализируя содержание галлюцинаций, мы всегда встретим угрозы, критику, насилие. Достаточно малейшего намека на травмирующую ситуацию, и она автоматически переживается вновь. Существует еще одно функциональное расстройство личности - исключение. Оно проявляется в стереотипизированном, полностью предсказуемом поведении, которое стойко проявляется в ответ на любую угрозу. Какой бы ни была напряженная ситуация, ка
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.190.6 (0.014 с.) |