Особенности жанра жития в литературе 11-12 вв. «Житие Алексея, человека божия». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности жанра жития в литературе 11-12 вв. «Житие Алексея, человека божия».



Житейная литература необъятна. Построена на идеализации святых. Они очертали образы идеальных людей, которым присущи все нравственные черты.

Впервые жития возникли в 4 веке в Византии. На Руси жития писались по схеме греческих житий.

В 11-12 веках наиболее популярные - «Житие Алексея, человека божия».

В житиях обычно смерть святого наступает тихо и незаметно. Огромную роль играют монологи (внутренний мир), диалоги (драматизация), плачи и похвала. После смерти у гроба святого (он не тлеет) происходят чудеса. Жития заканчиваются риторической похвалой.

Сборники житий:

1) «Чети и Менеи» (числа и месяцы) - подробные, пространные жития святых, написанные по схеме.

2) «Прологи» - жития, которые часто читались в церквях. Краткие фактические жития.

3) «Патериковые жития» (отеческие) - занимательны истории из жизни монахов, святых.

«Житие Алексея, человека божия».

У святого благочестивые и знатные родители. Затем - рождение младенца, боголюбивого. Он чуждался детских игр, проводил время в молитвах. Когда пришло время жениться, он убежал их дома. Смерть святых обычно тиха и незаметна.

Анонимное сказание о Борисе и Глебе. Особенности жанра жития и стиля.

До появления этого «Сказания» существовало ещё написанное Нестором «Чтение о Борисе и Глебе». В нём Нестор создал из братьев двуединый образ христианского мученика, который предпочитает мученически умереть, чем сохранить жизнь, нарушив христианскую заповедь «быть кротким сердцем, отвечать на зло добром». В двуедином образе Бориса и Глеба реализован христианский идеал князя, дающего пример самоотверженного служения делу оберегания русской земли от междоусобной брани.

«Сказание» - это малая форма того же житийного жанра, это как бы рассказ, тогда как «Житие» представляет собой повесть, иногда даже почти роман. В сравнении с «житием» такое «сказание» является более элементарной жанровой формой.

Борис и Глеб «Сказания» ещё не преодолели в себе влечения к «здешней» жизни, естественного стремления продлить земное существование; душа их волнуется чисто земной скорбью перед лицом постигнувшей им близкого человека или угрожающей им самим смерти.

В «Сказании» образы Бориса и Глеба несут гораздо больший эмоциональный заряд, их чрезвычайно волнуют обрушившиеся на их головы страсти, трагические события братоубийственной распри князей, жертвами которой они являются.

Язык: патетический, насыщенный оборотами взволнованной речи, риторически фигуральный.

Облик героев «Сказания» сложился под сильнейшим воздействием христианской литературы.

 

Значение проповеднической литературы. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.

Расцвет древнерусского государства - во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого. В связи с принятием христианства на Руси распространился жанр поучений. Пропаганда нового религиозного вероучения. Дидактическая церковная проповедь не имеет художественного значения, она лежит за пределами литературы.

Наряду с церковным поучением создаются торжественные, эмоционально-образные проповеди с чётко выраженной политической направленностью.

Выдающееся произведение ораторской прозы 11 века - «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, который в 1051 году стал митрополитом Киевским. Написано между 1037-1050 годами.

«Слово» проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси и русского народа как равноправного среди всех христианских народов и гос-в мира.

Закон Ветхого завета - символ иудейской религии. Благодать - символ христианства (равноправие всех народов). Говорит о преимуществе благодати.

Центральная часть проповеди - о том, как Владимир крестил Русь.

«Слово» построено по чёткому логическому плану:

1 часть - сопоставление Закона и Благодати.

2 часть - Похвала Владимиру (крещение Руси)

3 часть - молитвенное обращение к богу от «всея земля нашея».

«Слово» выдвигало требование канонизации Владимира как святого. В то же время оно и прославляло деятельность Ярослава, успешно продолжающего распространение христианства на Руси.

Стиль:

1. риторические восклицания

2. параллели с Библией

3. книжные метафоры (закон - «иссохшее озеро», благодать - «наводнившийся источник».

4. приём антитезы

 

Повесть временных лет. Источники и редакция.

«Повесть временных лет» создавалась в течение 80 лет с 1037 - 1118 год разными летописцами. Они не были простыми наблюдателями событий, а добавляли каждый свои комментарии. В повести описывается история Руси с времени её появления, рассказывается вся историко-политическая жизнь Древней Руси. Ей характерны сюжетность, многообразие жанров и стилей.

Начало издания «ПВЛ» - 1841 год.

Источники:

В основе этого произведения лежат устные рассказы и предания древней Руси, некоторые греческие хроники, записи летописей и летописные своды, не дошедшие до нас. Начало летописания относится к созданию Киевской метрополии, ко времени правления Ярослава Мудрого (1037 год).

Первая редакция составлена летописцем Нестором в 1113 году. Он ссылался на жития святых. Эта редакция была создана в Киево-Печерском монастыре. И хоть первая редакция до нас и не дошла, зато дошла вторая (1116), созданная в Выдубицком монастыре (Сильвестр). III редакция дошла до нас в списке Лаврентьевской летописи в 1118 году.

Состав:

1. Древнейший Киевский Свод (1039) - принятие христианства, о Борисе и Глебе, хвала Ярославу.

2. I Киево-Печерский Свод (1073) - составлен Никоном. Характерны широта, историзм, поэтичность. Соединение церковной и светской историй.

3. Новгородский летописный Свод (1050)

4. II Киево-Печерский Свод (1095) - на основе первого, дополненный новгородскими устными рассказами.

 

Идеи и образы ПВЛ. Русская летопись.

«Повесть временных лет» создавалась в течение 80 лет с 1037 - 1118 год разными летописцами. Они не были простыми наблюдателями событий, а добавляли каждый свои комментарии. В повести описывается история Руси с времени её появления, рассказывается вся историко-политическая жизнь Древней Руси. Ей характерны сюжетность, многообразие жанров и стилей.

Начало издания «ПВЛ» - 1841 год.

«Повесть временных лет» соединяется идеями.

1. Единство русской земли (нашла отображение в Завещании Ярослава в повести об убиении Бориса. 1097г. - Съезд в Любиче и ослепление князя Василька).

Высокая патриотическая идея могущества Русской земли, её политической самостоятельности, религиозной независимости от Византии.

Тема Родины - определяющая, ведущая в летописи. Живое чувство русской земли, родины и народа.

2. Антивизантийская направленность (рассказ о походах на греков, чаще с победой русских, рассказы о походах князей).

Летописцев интересуют судьбы славянских народов в далёком прошлом, расселение восточных славянских племён. Они ищут объяснения происхождения названий как отдельных племён, так и целых городов, обращаясь к устной легенде.

Идеализация в изображении персонажа.

2 метода изображения:

1. Символическо-религиозный (ведёт к идеализации и к абстрагированию). Чаще всего употреблялся в житийных произведениях.

2. Фактографический (стремление к правдоподобности).

 

Истоки жанров в ПВЛ.

Для «Повести временных лет» характерно многообразие жанров и стилей. Хронологический принцип изложения позволял летописцам включать в летопись разнородный по своему характеру и жанровым особенностям материал.

Основными жанрами можно назвать:

1. Сказание (народно-поэтическое произведение, получившее обработку, часто политическую. Народные воззрения на события далёкого прошлого)

2. Историческая повесть

3. Поэтический рассказ

4. Воинская повесть (овеянная героикой дружинной поэзии)

5. Житийные произведения

6. Религиозные и светские поучения (отразившие воззрения верхов феодального общества).

Надо заметить, что каждому жанру характерна своя манера изложения. Это так называемый «литературный этикет» по мнению Лихачёва.

Принципы средневекового историзма получают яркое воплощение в исторических повестях и сказаниях, входящих в состав «ПВЛ». Это и историческое сказание 1015 года об убийстве Святополком братьев-мучеников Бориса и Глеба, это и сказание о киевском городском восстании 1068 года и повесть об ослеплении Василька Теребовльского 1097 года.

 

Фольклорность в ПВЛ.

Большое место в летописи занимает жанр исторических народных преданий.

1) К фольклорности можно отнести различные встречающиеся символические упоминания цифр в легендах.

Например, в легенде о призвании князей: по приглашению новгородцев из-за моря «княжить и володеть» Русской землёй приходят три брата-варяга. На фольклорность легенды указывает наличие эпического числа ТРИ - три брата. Сказание имеет чисто новгородское, местное происхождение.

Легенде о призвании князей служила важным аргументом для доказательства суверенности Киевского государства. (Три брата - основатели Киева).

2) Отзвуками обрядовой поэзии времён родового строя наполнены летописные известия о славянских племенах, их обычаях, свадебных и похоронных обрядах.

3) Приёмы устного народного творчества в описании князей:

1. Олег - храбрый, мужественный и мудрый воин, умён, хитёр. Назван «вещим» - волшебник. В нём ярко выражена мысль о силе судьбы, избежать которой никто из смертных и даже он, «вещий» не может.

2. Игорь - заботлив и внимателен к нуждам своей дружины, храбр и умён, но жаден. Жадность и становится причиной его гибели.

3. Ольга (жена Игоря) - мудрая женщина, властная, мудрая, верная памяти своего мужа, отвергающая сватовство даже греческого императора.

4. Святослав (образ овеян героикой дружинного эпоса).- простой, сильный, прямодушный, мужественный воин. Ему чуждо коварство, лесть, хитрость. Он презирает богатство, ценит только оружие и дружину. Живёт интересами своей дружины. Гибнет в неравном бою с печенегами у днепровских порогов.

4) Рассказы о Кожемяке (пропитанные духом народного героического эпоса). Кожемяка победил печенежского исполина.

5) Рассказы о Белгородском киселе: здесь прославляется ум, находчивость, смекалка русского человека.

6) Церковная легенда о посещении русской земли апостолом Андреем. Легенда утверждала, что христианство было привнесено на Русь самим апостолом Андреем, а не греками.

Таким образом, большая часть летописных сказаний, посвящённых событиям 9 - 10 веков, связана с устным народным творчеством, его эпическими жанрами, следовательно, непосредственно относится к фольклору.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1017; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.183 (0.014 с.)