Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности жанра жития в литературе 11-12 вв. «Житие Алексея, человека божия».Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Житейная литература необъятна. Построена на идеализации святых. Они очертали образы идеальных людей, которым присущи все нравственные черты. Впервые жития возникли в 4 веке в Византии. На Руси жития писались по схеме греческих житий. В 11-12 веках наиболее популярные - «Житие Алексея, человека божия». В житиях обычно смерть святого наступает тихо и незаметно. Огромную роль играют монологи (внутренний мир), диалоги (драматизация), плачи и похвала. После смерти у гроба святого (он не тлеет) происходят чудеса. Жития заканчиваются риторической похвалой. Сборники житий: 1) «Чети и Менеи» (числа и месяцы) - подробные, пространные жития святых, написанные по схеме. 2) «Прологи» - жития, которые часто читались в церквях. Краткие фактические жития. 3) «Патериковые жития» (отеческие) - занимательны истории из жизни монахов, святых. «Житие Алексея, человека божия». У святого благочестивые и знатные родители. Затем - рождение младенца, боголюбивого. Он чуждался детских игр, проводил время в молитвах. Когда пришло время жениться, он убежал их дома. Смерть святых обычно тиха и незаметна. Анонимное сказание о Борисе и Глебе. Особенности жанра жития и стиля. До появления этого «Сказания» существовало ещё написанное Нестором «Чтение о Борисе и Глебе». В нём Нестор создал из братьев двуединый образ христианского мученика, который предпочитает мученически умереть, чем сохранить жизнь, нарушив христианскую заповедь «быть кротким сердцем, отвечать на зло добром». В двуедином образе Бориса и Глеба реализован христианский идеал князя, дающего пример самоотверженного служения делу оберегания русской земли от междоусобной брани. «Сказание» - это малая форма того же житийного жанра, это как бы рассказ, тогда как «Житие» представляет собой повесть, иногда даже почти роман. В сравнении с «житием» такое «сказание» является более элементарной жанровой формой. Борис и Глеб «Сказания» ещё не преодолели в себе влечения к «здешней» жизни, естественного стремления продлить земное существование; душа их волнуется чисто земной скорбью перед лицом постигнувшей им близкого человека или угрожающей им самим смерти. В «Сказании» образы Бориса и Глеба несут гораздо больший эмоциональный заряд, их чрезвычайно волнуют обрушившиеся на их головы страсти, трагические события братоубийственной распри князей, жертвами которой они являются.
Язык: патетический, насыщенный оборотами взволнованной речи, риторически фигуральный. Облик героев «Сказания» сложился под сильнейшим воздействием христианской литературы.
Значение проповеднической литературы. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Расцвет древнерусского государства - во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого. В связи с принятием христианства на Руси распространился жанр поучений. Пропаганда нового религиозного вероучения. Дидактическая церковная проповедь не имеет художественного значения, она лежит за пределами литературы. Наряду с церковным поучением создаются торжественные, эмоционально-образные проповеди с чётко выраженной политической направленностью. Выдающееся произведение ораторской прозы 11 века - «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, который в 1051 году стал митрополитом Киевским. Написано между 1037-1050 годами. «Слово» проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси и русского народа как равноправного среди всех христианских народов и гос-в мира. Закон Ветхого завета - символ иудейской религии. Благодать - символ христианства (равноправие всех народов). Говорит о преимуществе благодати. Центральная часть проповеди - о том, как Владимир крестил Русь. «Слово» построено по чёткому логическому плану: 1 часть - сопоставление Закона и Благодати. 2 часть - Похвала Владимиру (крещение Руси) 3 часть - молитвенное обращение к богу от «всея земля нашея». «Слово» выдвигало требование канонизации Владимира как святого. В то же время оно и прославляло деятельность Ярослава, успешно продолжающего распространение христианства на Руси. Стиль: 1. риторические восклицания 2. параллели с Библией 3. книжные метафоры (закон - «иссохшее озеро», благодать - «наводнившийся источник». 4. приём антитезы
Повесть временных лет. Источники и редакция. «Повесть временных лет» создавалась в течение 80 лет с 1037 - 1118 год разными летописцами. Они не были простыми наблюдателями событий, а добавляли каждый свои комментарии. В повести описывается история Руси с времени её появления, рассказывается вся историко-политическая жизнь Древней Руси. Ей характерны сюжетность, многообразие жанров и стилей.
Начало издания «ПВЛ» - 1841 год. Источники: В основе этого произведения лежат устные рассказы и предания древней Руси, некоторые греческие хроники, записи летописей и летописные своды, не дошедшие до нас. Начало летописания относится к созданию Киевской метрополии, ко времени правления Ярослава Мудрого (1037 год). Первая редакция составлена летописцем Нестором в 1113 году. Он ссылался на жития святых. Эта редакция была создана в Киево-Печерском монастыре. И хоть первая редакция до нас и не дошла, зато дошла вторая (1116), созданная в Выдубицком монастыре (Сильвестр). III редакция дошла до нас в списке Лаврентьевской летописи в 1118 году. Состав: 1. Древнейший Киевский Свод (1039) - принятие христианства, о Борисе и Глебе, хвала Ярославу. 2. I Киево-Печерский Свод (1073) - составлен Никоном. Характерны широта, историзм, поэтичность. Соединение церковной и светской историй. 3. Новгородский летописный Свод (1050) 4. II Киево-Печерский Свод (1095) - на основе первого, дополненный новгородскими устными рассказами.
Идеи и образы ПВЛ. Русская летопись. «Повесть временных лет» создавалась в течение 80 лет с 1037 - 1118 год разными летописцами. Они не были простыми наблюдателями событий, а добавляли каждый свои комментарии. В повести описывается история Руси с времени её появления, рассказывается вся историко-политическая жизнь Древней Руси. Ей характерны сюжетность, многообразие жанров и стилей. Начало издания «ПВЛ» - 1841 год. «Повесть временных лет» соединяется идеями. 1. Единство русской земли (нашла отображение в Завещании Ярослава в повести об убиении Бориса. 1097г. - Съезд в Любиче и ослепление князя Василька). Высокая патриотическая идея могущества Русской земли, её политической самостоятельности, религиозной независимости от Византии. Тема Родины - определяющая, ведущая в летописи. Живое чувство русской земли, родины и народа. 2. Антивизантийская направленность (рассказ о походах на греков, чаще с победой русских, рассказы о походах князей). Летописцев интересуют судьбы славянских народов в далёком прошлом, расселение восточных славянских племён. Они ищут объяснения происхождения названий как отдельных племён, так и целых городов, обращаясь к устной легенде. Идеализация в изображении персонажа. 2 метода изображения: 1. Символическо-религиозный (ведёт к идеализации и к абстрагированию). Чаще всего употреблялся в житийных произведениях. 2. Фактографический (стремление к правдоподобности).
Истоки жанров в ПВЛ. Для «Повести временных лет» характерно многообразие жанров и стилей. Хронологический принцип изложения позволял летописцам включать в летопись разнородный по своему характеру и жанровым особенностям материал. Основными жанрами можно назвать: 1. Сказание (народно-поэтическое произведение, получившее обработку, часто политическую. Народные воззрения на события далёкого прошлого) 2. Историческая повесть 3. Поэтический рассказ 4. Воинская повесть (овеянная героикой дружинной поэзии) 5. Житийные произведения 6. Религиозные и светские поучения (отразившие воззрения верхов феодального общества). Надо заметить, что каждому жанру характерна своя манера изложения. Это так называемый «литературный этикет» по мнению Лихачёва.
Принципы средневекового историзма получают яркое воплощение в исторических повестях и сказаниях, входящих в состав «ПВЛ». Это и историческое сказание 1015 года об убийстве Святополком братьев-мучеников Бориса и Глеба, это и сказание о киевском городском восстании 1068 года и повесть об ослеплении Василька Теребовльского 1097 года.
Фольклорность в ПВЛ. Большое место в летописи занимает жанр исторических народных преданий. 1) К фольклорности можно отнести различные встречающиеся символические упоминания цифр в легендах. Например, в легенде о призвании князей: по приглашению новгородцев из-за моря «княжить и володеть» Русской землёй приходят три брата-варяга. На фольклорность легенды указывает наличие эпического числа ТРИ - три брата. Сказание имеет чисто новгородское, местное происхождение. Легенде о призвании князей служила важным аргументом для доказательства суверенности Киевского государства. (Три брата - основатели Киева). 2) Отзвуками обрядовой поэзии времён родового строя наполнены летописные известия о славянских племенах, их обычаях, свадебных и похоронных обрядах. 3) Приёмы устного народного творчества в описании князей: 1. Олег - храбрый, мужественный и мудрый воин, умён, хитёр. Назван «вещим» - волшебник. В нём ярко выражена мысль о силе судьбы, избежать которой никто из смертных и даже он, «вещий» не может. 2. Игорь - заботлив и внимателен к нуждам своей дружины, храбр и умён, но жаден. Жадность и становится причиной его гибели. 3. Ольга (жена Игоря) - мудрая женщина, властная, мудрая, верная памяти своего мужа, отвергающая сватовство даже греческого императора. 4. Святослав (образ овеян героикой дружинного эпоса).- простой, сильный, прямодушный, мужественный воин. Ему чуждо коварство, лесть, хитрость. Он презирает богатство, ценит только оружие и дружину. Живёт интересами своей дружины. Гибнет в неравном бою с печенегами у днепровских порогов. 4) Рассказы о Кожемяке (пропитанные духом народного героического эпоса). Кожемяка победил печенежского исполина. 5) Рассказы о Белгородском киселе: здесь прославляется ум, находчивость, смекалка русского человека. 6) Церковная легенда о посещении русской земли апостолом Андреем. Легенда утверждала, что христианство было привнесено на Русь самим апостолом Андреем, а не греками. Таким образом, большая часть летописных сказаний, посвящённых событиям 9 - 10 веков, связана с устным народным творчеством, его эпическими жанрами, следовательно, непосредственно относится к фольклору.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1062; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.121 (0.013 с.) |