Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Моление даниила заточника». Личность и стиль.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Памятник, созданный на севере нашей страны. Первая половина 13 века. Это произведение дошло до нас в списках 15 - 16 веков, в двух редакциях. «Моление» представляет собой послание Даниила к князю Переяславля Залесского Ярославу Всеволодовичу (вторая редакция). Создана эта редакция накануне монголо-татарского нашествия. Основная идея: Характерная особенность «Моления» - стремление установить новые критерии для определения общественной ценности человека. Впервые в древней литературе утверждается право человека на уважение в зависимости от его личных качеств. Даниил Заточник считает, что право человеку на уважение даёт прежде всего его ум. С риторического прославления ума и начинается произведение. Разум противопоставляется воинской храбрости. В центре «Моления» стоит образ идеального князя - мудрого и справедливого правителя, способного установить социальную справедливость. Личность: Даниил является представителем мелкого феодального военного люда - служилого дворянства, которое стремится занять место у кормила правления, оттеснив бояр. Даниил - боярский холоп, возлагающий все свои надежды на князя, потому что он находится в зависимом и униженном положении. Автор «моления» - человек необычайно начитанный. Он осуждает богатство, которое развивает в человеке «гордость и буесть». Поэтому Даниил и просит князя освободить его от боярской зависимости и взять к себе на службу. Отвергает Даниил и один из возможных путей освобождения от зависимости - пострижение в монахи, не приемлет и женитьбу на богатой невесте. Стиль: У «Моления» свой, особый стиль. Во-первых, здесь впервые в древнерусской литературе появляются элементы сатирического изображения действительности, в частности, монашеского быта. В своём произведении Даниил использует книги «священного писания», заимствуя оттуда свои изречения. Привлекает он также и «ПВЛ». Отличительная особенность стиля - афористичность. Афоризмы Даниила в большинстве своём книжного происхождения, но есть и народные пословицы, например: «Всяк человек хитрит и мудрит о чужеи беде, а о своеи и мыслити не может» Прибегает Даниил и к определённой ритмической организации речи путём рифмовки отдельных поговорок. Необычайно разнообразны и богаты сравнения. Эти сравнения восходят как к книжной литературе, так и к устному народному творчеству. Например: «Орёл птица - царь надо всеми птицами, а осётр - над рыбами, а лев над зверми, а ты, княже, над переславцы». Афористичная образная речь «Моления» Даниила Заточника обеспечила ему большую популярность в древнерусской литературе. Теория «Москва - третий Рим» Её отражение в литературных памятниках. «Сказание о князьях Владимирских». Теорию изложить, назвать произведения. «Сказание о князьях Владимирских» - памятник публицистической литературы конца 15 века. Возник в период объединения и укрепления Руси как централизованного государства. Идейное содержание тесно связано с распространенной в официальных московских кругах идеей «Москва- третий Рим». В «Сказании» говорится, что московские великие князья ведут свое происхождение от Августа-кесаря, что они являются наследниками Византийской империи. «Сказание» утверждало авторитет московских князей и было особенно популярным в период царствования Ивана Грозного. «Сказание» носило политический характер: оно утверждало права московских князей на единоличную власть в Москве, т.к. они унаследовали ее от самого Августа-кесаря. Опираясь на «Сказание» как на исторический документ, Иван грозный объявил себя царем и венчался на царство в 1547г. В дипломатических документах царь не раз ссылался на то, что ведет свой род от Августа-кесаря. «Сказание» давало мощное идеологическое обоснование новой самодержавной форме правления Руси, содействовало укреплению верховной власти. В 1523 г. старец Филофей в своем послании к Василию 3 писал: «Блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти, уже твое христианское царство и нем не останется». Так лаконично и точно была сформулирована политическая теория суверенности Руси «Москва-третий Рим». Эволюция жанра жития в 15 веке. Епифаний премудрый. «Житие Степана Пермского». Эволюция жанра: В конце 14, начале 15 века в агиографической литературе происходит возрождение и развитие риторическо-панегерического стиля литературы Киевской Руси. Это связано с подъёмом национального самосознания, вызванного борьбой с иноземными поработителями, формированием идеологии централизованного государства. Риторическо-панегерический стиль первоначально получает распространение в агиографии, где житие становится «торжественным словом», пышным панегириком русским святым, являющим собой духовную красоту и силу своего народа. Изменяется композиционная структура жития: 1) появление небольшого риторического вступления 2) центральная биографическая часть сокращается до минимума 3) главное место отводится похвале. Биография христианского подвижника стала рассматриваться как история его внутреннего развития. Монологи становятся неотъемлемой частью построения житийного произведения. Характерная особенность этого стиля - пристальное внимание к различным психологическим состояниям человека. Епифаний Премудрый: Внёс значительный вклад в развитие древнерусской агиографической литературы 14 - конца 15 века. (Большую часть своей жизни провёл в стенах Троице-Сергиева монастыря. Обладал разносторонностью интересов. Написал всего два произведения - «Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского». Умер в 1420 году) Житие Стефана Пермского: Написано после смерти Стефана (1396). Цель жития - прославить миссионерскую деятельность русского монаха, ставшего епископом в далёкой коми-пермяцкой земле и показать торжество христианства над язычеством. По всем правилам строится Житие. Открывается риторическим вступлением, далее следует биографическая часть, три плача. Центральное место - описание миссионерской деятельности Стефана. Он ведёт энергичную борьбу с языческими обрядами. Следует отметить, что Епифаний Премудрый по-новому подходит в своём Житии к изображению отрицательного героя. Противник Стефана Пам - это личность незаурядная, пользующаяся большим влиянием на пермяков. Победа над Памом даётся Стефану нелегко, что ещё раз подчёркивает значение личности победителя, его нравственного примера. Епифаний вносит в своё Житие и элементы критики современного ему духовенства, церковных иерархов, добивающихся своих должностей путём борьбы с соперниками, путём обмана и подкупа. Главная заслуга Стефана - в его просветительской деятельности (образец риторической речи). В создании торжественного риторического стиля Епифаний опирается на традиции литературы Киевской Руси, и в частности - на «Слово о законе и благодати» Илариона. Епифаний также подчёркивает, что вся деятельность Стефана, как и Сергия Радонежского, была направлена на общее благо Русской земли. Житие нарушало традиционные рамки канона: 1) своим размером 2) обилием фактического материала 3) новой трактовкой отрицательного героя 4) отсутствием описания как прижизненных, так и посмертных чудес 5) композиционной структурой Литературная деятельность Епифания Премудрого способствовала утверждению в литературе стиля «плетения словес». Этот стиль обогащал литературный язык, содействовал дальнейшему развитию литературы. Задонщина» Софония Рязанца. 8 сентября 1380 года объединённое русское войско под предводительством московского князя Дмитрия Ивановича разбило на поле Куликовом монгольские полчища Мамая. «Задонщина», созданная в конце 14 и начале 15 века - одно из крупнейших произведений, повествующих об этом событии. Автор - Софоний, брянский боярин, ставший позднее священником в Рязани. «Задонщина» дошла до нас в неполных списках. Очень близка к «Слову о полку Игореве» своей поэтикой, лексическими оборотами, композицией. Эмоциональная оценка для автора важна больше. Чем сами подробности. Характерные черты: 1) Приземлённый стиль 2) Больше перечислений 3) Документальность (цифровые обозначения) 4) Историзм Использование поэтического плана и художественных приёмов «Слова о полку Игореве» в «Задонщине» обусловлено всем идейно-художественным замыслом этого произведения. Софоний специально сопоставлял события прошлого с событиями современными: «Слово» - призывало русских князей к единению для борьбы с врагами; «Задонщина» - прославляла единение русских князей, благодаря которому и была одержана победа. Поэтический план: две основные части: «Жалость» и «похвала». Композиция: 1) Вступление: настраивает слушателя на высокий торжественный лад, даёт похвалу Дмитрию Ивановичу. «Задонщина» устанавливает генеалогическую связь московских князей с киевскими, подчёркивая, что новый политический центр Руси - Москва. 2) I часть: посвящена описанию русских войск, их выступлению в поход, первой битве и поражению. Павших воинов оплакивают их жёны - княгини и боярыни. Плачи жён построены по схеме плача Ярославны. 3) II часть: Прославление победы, одержанной русскими во второй битве. Стиль: Мажорный, радостный. Усилён христианский элемент, вовсе отсутствуют языческие мифологические образы. Сложные метафорические образы. Широко используются некоторые приёмы устной народной поэзии: отрицательные сравнения, символические образы народной поэзии: гуси, лебеди, соколы, волки, орлы. Основная идея: весь свой пафос, лирически взволнованный и патетический тон повествования Софоний направлял на пропаганду идеи сплочения, единения всех сил Русской земли вокруг Москвы и Московского князя.
28. П овести о куликовской битве. «Сказание о мамаевом побоище». В 1380 году Московский князь Дмитрий Иванович сплотил под своими знамёнами почти всю Северо-восточную Русь и нанёс сокрушительный удар Золотой Орде. После одержанной победы на Куликовом поле вопрос об окончательном свержении монголо-татарского ига был лишь вопросом времени. Победа, одержанная над Мамаем, значительно укрепила авторитет Москвы в глазах всего народа. Она сыграла немаловажную роль в развитии литературы и искусства. Исторические события 1380 года получили широкое отражение в устном народном творчестве, а также в различных жанрах литературы: летописной повести, «Задонщине», «Сказании о Мамаевом побоище». Летописная повесть о Куликовской битве. Повесть «Побоище великого князя Дмитрия Ивановича на Дону с Мамаем» была создана по горячим следам событий. Здесь даётся эмоционально-экспрессивная публицистическая оценка событий. Центральный герой летописной повести - великий князь московский. В произведении подчёркивается его благочестие и воинская доблесть. «Христолюбивый» и «боголюбивый» князь - идеальный христианин, постоянно обращающийся с молитвами к богу. Идеальный воин-христианин противопоставлен в летописной повести «безбожному», «нечестивому» Мамаю и его союзникам - «поганому» литовскому князю Ягайло и предателю, рязанскому князю Олегу. Сама битва изображается при помощи характерных для воинской повести выражений и приёмов. Основная цель Летописной повести - показать превосходство храбрости русских войск над высокоумием и лютостью «безбожных татар» и «поганой» Литвы, заклеймит позором измену Олега Рязанского. «Сказание о Мамаевом побоище». В середине 15 века на основе летописной повести о Куликовской битве, «Задонщины» и устных преданий было создано «Сказание о Мамаевом побоище», дошедшее до нас в многочисленных списках, в четырёх редакциях. В «Сказании» значительно усилен религиозный момент. Многочисленными монологами-молитвами подчёркивается благочестие Дмитрия. «Сказание» стремилось подчеркнуть полное единение светской и церковной власти. «Сказание» построено на контрастном сопоставлении стойкости, мужества, христианского благочестия русских и хвастовства, гордости, нечестивости татар, Мамая и его союзников. Автор «Сказания» не жалеет чёрной краски для изображения врагов Русской земли. Характерная особенность «Сказания о Мамаевом побоище» - наличие художественного вымысла, «речей» персонажей, элементов психологизма. В стиле «Сказания» широко представлена книжная риторика, сочетающаяся с поэтическим стилем воинской повести и элементами деловой письменности. Проникнутое патриотическим пафосом прославления героического подвига русских людей «Сказание» подчёркивало политическое значение Москвы и Московского великого князя, объединившего всех русских князей и благодаря этому одержавшего победу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 3379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.152 (0.008 с.) |