Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оператор цикла с предусловием WHILEСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Применяется для организации циклов с неизвестным заранее числом повторений, логика которых предполагает выполнение цикла пока истинно некоторое условие. Синтаксис оператора WHILE: WHILE Условие DO Оператор; Конструкция WHILE…DO переводится как “пока…делать”. Оператор (простой или составной), стоящий после служебного слова DO и называемый телом цикла, будет выполнятся циклически, пока значение “Условия” равно TRUE (истина). Само условие цикла может быть логической константой, переменной или логическим выражением. Условие выполнения тела цикла WHILE проверяется до начала каждой итерации. Поэтому если условие сразу не выполняется, то тело цикла игнорируется и будет выполнятся оператор, стоящий сразу за телом цикла. Оператором в теле цикла может быть другой циклический оператор, т.е. циклы могут быть вложенными. При написании циклов с предусловием следует помнить о двух вещах. Во-первых, чтобы цикл имел шанс когда-нибудь завершится, содержимое его тела должно обязательно влиять на условие цикла. Во-вторых, условие должно состоять из корректных выражений и значений, определенных еще до первого выполнения тела цикла. Пример цикла WHILE: Вычисление факториала 10! = 1·2·3·4·5·6·7·8·9·10 VAR Обратите внимание на присваивание N:=1 пред циклом. Без него значение N может быть любым, и условие может оказаться некорректным, не говоря уже о самом значении факториала. Значение N меняется внутри цикла. При этом гораздо безопаснее так писать тело цикла, чтобы оператор, влияющий на условие, был бы последним. Это гарантирует от нежелательных переборов. Если, скажем, в рассмотренном выше примере, поставить строку N:=N+1; перед вычислением факториала, то результатом программы будет значение 11!. Исправить оплошность можно, заменив стартовое значение N на 0, а условие – на N<10. Но от этого программа вряд ли станет нагляднее. Оператор цикла с постусловием REPEAT…UNTIL Применяется для организации циклов с неизвестным заранее числом повторений, логика которых предполагает выполнение цикла до тех пор пока не станет истинным некоторое условие. Синтаксис оператора REPEAT…UNTIL: REPEAT Операторы (Оператор1, Оператор2, … ОператорN), образующие тело цикла, будут выполнятся циклически, до тех пор пока значение “Условия” не станет равно TRUE (истина). Иными словами, в цикле REPEAT…UNTIL условием продолжения итераций является невыполнение “Условия” (его значение FASLE – ложь). Условие цикла может быть логической константой, переменной или логическим выражением. Оператор REPEAT…UNTIL имеет две части: начальную (слово REPEAT) и завершающую (слово UNTIL), которые охватывают группу операторов, составляющих тело цикла. Поэтому необходимости в использовании составного оператора для построения тела цикла из нескольких простых операторов не возникает. Принципиальное отличие оператора REPEAT…UNTIL от оператора WHILE в том, что проверка условия производится не перед началом выполнения тела цикла, а после его выполнения, когда решается вопрос, повторить ли еще раз действия. Поэтому тело цикла всегда выполняется по крайней мере один раз. Пример 1. Проверка ввода VAR В этом примере программа будет запрашивать ввод числа до тех пор, пока пользователь не введет “правильное” число. Пример 2. “Вечный цикл” REPEAT UNTIL False; Этот цикл пустой и никогда не прекращающийся. Он хорош только в том случае, когда нужно заблокировать программу, и, возможно весь компьютер. (Но если отбросить шутки, то можно и его пристроить в дело. Обычно так организуют программы с повторяющимися действиями: вначале программы ставят REPEAT, а в конце – UNTIL False. А прервать цикл можно специальными операторами EXIT и HALT). Это имеет смысл, если условий завершения программы много или они очень сложны.) Оператор цикла с параметром FOR Оператор цикла с параметром вводится для организации “строгих” циклов, которые должны быть проделаны заданное число раз. Кроме того, циклы с параметром позволяют организовать автоматическое изменение значения некоторой переменной в определенном диапазоне. Синтаксис оператора FOR: FOR ПараметрЦикла:= МладшееЗначение TO СтаршееЗначение DO Оператор; или FOR ПараметрЦикла:= СтаршееЗначение DOWNTO МладшееЗначение DO Оператор; Оператор, представляющий собой тело цикла, может быть как простым, так и составным. Параметр цикла, а также диапазон его значений (от стартового до конечного включительно) может быть только порядкового (целочисленного. символьного, логического) или перечислимого типа! Параметр цикла это обычная переменная, описанная в текущем блоке. Шаг изменения значения параметра цикла всегда постоянный (в случае целочисленного типа равен единице). Изменение параметра цикла может быть как возрастающим, так и убывающим. В первом случае МладшееЗначение должно быть больше чем Старшее, а во втором – наоборот. Примеры оформления циклов с параметром. VAR i: integer; На месте младших и старших значений могут стоять константы, а могут и переменные или выражения, совместимые по присваиванию с параметром цикла. Например, CONST n = 10; Выполнение цикла начинается с присваивания параметру стартового значения. Затем следует проверка, не превосходит ли параметр конечное значение (случай с TO) или не является ли он меньше конечного значения (случай с DOWNTO). Если результат проверки утвердительный, то цикл считается завершенным. В противном случае выполняется тело цикла (оператор, следующий за словом DO), и после этого параметр цикла меняет свое значение на следующее. Далее снова производится проверка значения параметра цикла, т.е. алгоритм повторяется. Запрещается изменять параметр цикла и его старшее и младшее значения внутри тела цикла. Кроме того, параметр цикла не может участвовать в построении диапазонов этого же цикла. Компилятор таких “незаконных” действий не замечает, но программа, содержащая цикл с заголовком типа FOR i:= i-5 TO i+5 DO...; не заслуживает никакого доверия, даже если запускается! Операторы FOR могут быть вложенными друг в друга, например VAR Процедуры BREAK, CONTINUE, EXIT и HALT Процедура BREAK применяется для досрочного прекращения циклов WHILE, REPEAT…UNTIL и FOR. Пример: Определение номера первого нулевого элемента в массиве А VAR Процедура CONTINUE вызывает переход к следующей циклической итерации игнорируя расположенные ниже операторы, составляющие тело цикла. Пример: Определение наибольшего общего делителя (НОД) двух чисел VAR В примере применен цикл FOR, в котором по убывающий перебираются возможные кандидаты в наибольший общий делитель. Критерий делимости – равенство нулю остатка от деления (операция mod). Если кандидат (значение переменной CoomDiv) не является делителем числа num2, по команде CONTINUE начинается следующий проход цикла, а операторы, оставшиеся в теле цикла, не выполняются. Если число (CommDiv) оказывается делителем числа num2 и num1, что проверяется вторым оператором IF тела цикла, значит, оно – общий делитель. А поскольку перебор идет от больших к меньшим значениям, первый найденный общий делитель – наибольший. Выводим его на печать и прерываем цикл командой BREAK. EXIT Процедура EXIT завершает работу своего программного блока. Если EXIT вызывается внутри процедуры или функции, то их работа завершается. Если EXIT вызывается в основном блоке программы, то это приводит к ее завершению. HALT Процедура HALT, или более полно HALT(n), завершает работу программы с кодом завершения n. Этот код впоследствии может быть проанализирован, в частности командой IF ERRORLEVEL в среде MS-DOS. Значение ERRORLEVEL после остановки программы будет равно значению n. Вызов процедуры HALT без параметра эквивалентен вызову HALT(0). На основе процедуры HALT можно легко построить программу, например ASK.PAS, для организации диалога в BAT-файлах MS-DOS. Например: PROGRAM ASK; После компиляции получаем файл – AKS.EXE Пример BAT-файла: @ECHO OFF
3. Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Алгоритм - точное предписание исполнителю совеpшить определенную последовательность действий для достижения поставленной цели за конечное число шагов. Одним из фундаментальных понятий в информатике является понятие алгоритма. Происхождение самого термина «алгоритм» связано с математикой. Это слово происходит от Algorithmi – латинского написания имени Мухаммеда аль-Хорезми (787 – 850) выдающегося математика средневекового Востока. В своей книге "Об индийском счете" он сформулировал правила записи натуральных чисел с помощью арабских цифр и правила действий над ними столбиком. В дальнейшем алгоритмом стали называть точное предписание, определяющее последовательность действий, обеспечивающую получение требуемого результата из исходных данных. Алгоритм может быть предназначен для выполнения его человеком или автоматическим устройством. Создание алгоритма, пусть даже самого простого, - процесс творческий. Он доступен исключительно живым существам, а долгое время считалось, что только человеку. В XII в. был выполнен латинский перевод его математического трактата, из которого европейцы узнали о десятичной позиционной системе счисления и правилах арифметики многозначных чисел. Именно эти правила в то время называли алгоритмами. Данное выше определение алгоритма нельзя считать строгим – не вполне ясно, что такое «точное предписание» или «последовательность действий, обеспечивающая получение требуемого результата». Поэтому обычно формулируют несколько общих свойств алгоритмов, позволяющих отличать алгоритмы от других инструкций. Такими свойствами являются: • Дискретность (прерывность, раздельность) – алгоритм должен представлять процесс решения задачи как последовательное выполнение простых (или ранее определенных) шагов. Каждое действие, предусмотренное алгоритмом, исполняется только после того, как закончилось исполнение предыдущего. • Определенность – каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным и не оставлять места для произвола. Благодаря этому свойству выполнение алгоритма носит механический характер и не требует никаких дополнительных указаний или сведений о решаемой задаче. • Результативность (конечность) – алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов. • Массовость – алгоритм решения задачи разрабатывается в общем виде, то есть, он должен быть применим для некоторого класса задач, различающихся только исходными данными. При этом исходные данные могут выбираться из некоторой области, которая называется областью применимости алгоритма. На основании этих свойств иногда дается определение алгоритма, например: “Алгоритм – это последовательность математических, логических или вместе взятых операций, отличающихся детерменированностью, массовостью, направленностью и приводящая к решению всех задач данного класса за конечное число шагов”. Такая трактовка понятия “алгоритм” является неполной и неточной. Во-первых, неверно связывать алгоритм с решением какой-либо задачи. Алгоритм вообще может не решать никакой задачи. Во-вторых, понятие “массовость” относится не к алгоритмам как к таковым, а к математическим методам в целом. Решение поставленных практикой задач математическими методами основано на абстрагировании – мы выделяем ряд существенных признаков, характерных для некоторого круга явлений, и строим на основании этих признаков математическую модель, отбрасывая несущественные признаки каждого конкретного явления. В этом смысле любая математическая модель обладает свойством массовости. Если в рамках построенной модели мы решаем задачу и решение представляем в виде алгоритма, то решение будет “массовым” благодаря природе математических методов, а не благодаря “массовости” алгоритма. Виды алгоритмов Виды алгоритмов как логико-математических средств отражают указанные компоненты человеческой деятельности и тенденции, а сами алгоритмы в зависимости от цели, начальных условий задачи, путей ее решения, определения действий исполнителя подразделяются следующим образом: • Механические алгоритмы, или иначе детерминированные, жесткие (например, алгоритм работы машины, двигателя и т.п.); • Гибкие алгоритмы, например стохастические, т.е. вероятностные и эвристические. Механический алгоритм задает определенные действия, обозначая их в единственной и достоверной последовательности, обеспечивая тем самым однозначный требуемый или искомый результат, если выполняются те условия процесса, задачи, для которых разработан алгоритм. • Вероятностный (стохастический) алгоритм дает программу решения задачи несколькими путями или способами, приводящими к вероятному достижению результата. • Эвристический алгоритм (от греческого слова “эврика”) – это такой алгоритм, в котором достижение конечного результата программы действий однозначно не предопределено, так же как не обозначена вся последовательность действий, не выявлены все действия исполнителя. К эвристическим алгоритмам относят, например, инструкции и предписания. В этих алгоритмах используются универсальные логические процедуры и способы принятия решений, основанные на аналогиях, ассоциациях и прошлом опыте решения схожих задач. • Линейный алгоритм – набор команд (указаний), выполняемых последовательно во времени друг за другом. • Разветвляющийся алгоритм – алгоритм, содержащий хотя бы одно условие, в результате проверки которого ЭВМ обеспечивает переход на один из двух возможных шагов. • Циклический алгоритм – алгоритм, предусматривающий многократное повторение одного и того же действия (одних и тех же операций) над новыми исходными данными. К циклическим алгоритмам сводится большинство методов вычислений, перебора вариантов. Цикл программы – последовательность команд (серия, тело цикла), которая может выполняться многократно (для новых исходных данных) до удовлетворения некоторого условия. Вспомогательный (подчиненный) алгоритм (процедура) – алгоритм, ранее разработанный и целиком используемый при алгоритмизации конкретной задачи. В некоторых случаях при наличии одинаковых последовательностей указаний (команд) для различных данных с целью сокращения записи также выделяют вспомогательный алгоритм. На всех этапах подготовки к алгоритмизации задачи широко используется структурное представление алгоритма.
Структурная (блок-, граф-) схема алгоритма – графическое изображение алгоритма в виде схемы связанных между собой с помощью стрелок (линий перехода) блоков – графических символов, каждый из которых соответствует одному шагу алгоритма. Внутри блока дается описание соответствующего действия. Графическое изображение алгоритма широко используется перед программированием задачи вследствие его наглядности, т.к. зрительное восприятие обычно облегчает процесс написания программы, ее корректировки при возможных ошибках, осмысливание процесса обработки информации. Можно встретить даже такое утверждение: “Внешне алгоритм представляет собой схему – набор прямоугольников и других символов, внутри которых записывается, что вычисляется, что вводится в машину и что выдается на печать и другие средства отображения информации “. Здесь форма представления алгоритма смешивается с самим алгоритмом. Требования, предъявляемые к алгоритму Первое правило – при построении алгоритма прежде всего необходимо задать множество объектов, с которыми будет работать алгоритм. Формализованное (закодированное) представление этих объектов носит название данных. Алгоритм приступает к работе с некоторым набором данных, которые называются входными, и в результате своей работы выдает данные, которые называются выходными. Таким образом, алгоритм преобразует входные данные в выходные. Это правило позволяет сразу отделить алгоритмы от “методов” и “способов”. Пока мы не имеем формализованных входных данных, мы не можем построить алгоритм. Второе правило – для работы алгоритма требуется память. В памяти размещаются входные данные, с которыми алгоритм начинает работать, промежуточные данные и выходные данные, которые являются результатом работы алгоритма. Память является дискретной, т.е. состоящей из отдельных ячеек. Поименованная ячейка памяти носит название переменной. В теории алгоритмов размеры памяти не ограничиваются, т. е. считается, что мы можем предоставить алгоритму любой необходимый для работы объем памяти. В школьной “теории алгоритмов” эти два правила не рассматриваются. В то же время практическая работа с алгоритмами (программирование) начинается именно с реализации этих правил. В языках программирования распределение памяти осуществляется декларативными операторами (операторами описания переменных). В языке Бейсик не все переменные описываются, обычно описываются только массивы. Но все равно при запуске программы транслятор языка анализирует все идентификаторы в тексте программы и отводит память под соответствующие переменные. Третье правило – дискретность. Алгоритм строится из отдельных шагов (действий, операций, команд). Множество шагов, из которых составлен алгоритм, конечно. Четвертое правило – детерменированность. После каждого шага необходимо указывать, какой шаг выполняется следующим, либо давать команду остановки. Пятое правило – сходимость (результативность). Алгоритм должен завершать работу после конечного числа шагов. При этом необходимо указать, что считать результатом работы алгоритма.
4. Оператор цикла с параметром. Назначение, правила записи. Примеры. Цикл с параметром Оператор цикла применяется при выполнении расчетов или других действий, повторяющихся определенное количество раз. Оператор имеет вид: For i:= N1 To N2 Do "оператор";либо For i:= N1 DownTo N2 Do "оператор";Здесь i - параметр цикла (переменная порядкового типа), N1, N2 - начальное и конечное значения параметра цикла i. N1, N2 могут быть константами, переменными или выражениями порядкового типа. Напомним, что "оператор" может иметь вид: Begin "операторы" end; Схема выполнения оператора цикла с параметром имеет вид:
В случае связки "To" цикл выполняется при условии N1 <= N2 и происходит с единичным возрастанием параметра цикла i от N1 до N2. В случае связки DownTo цикл выполняется при условии N1 >= N2 и происходит с единичным уменьшением параметра цикла i от N1 до N2. В операторе цикла не разрешается присваивать параметру цикла какое-либо значение. После окончания цикла значение параметра цикла "i" неопределенно. Оператор цикла часто применяется для суммирования значений некоторой последовательности чисел или значений функции при известном числе операций суммирования. Напомним некоторые определения, связанные с расчетом суммы последовательности. Сумма членов последовательности величин a1, a2, a3,..., an называется конечной суммой Sn = a1 + a2 + a3+... + an Для некоторых последовательностей известны формулы расчета конечных сумм, например: при an = an-1 + d; Sn = (a1 + an)*n/2; - арифметическая прогрессия, при an = an-1 * q; Sn= (a1 - an*q)/(1-q); - геометрическая прогрессия, где d и q - постоянные числа. Здесь N-ый член последовательности выражается через (N-1)-ый член. Такие зависимости называются реккурентными. Конечная сумма последовательности может быть неизвестна, тогда для ее расчета применяется алгоритм суммирования членов последовательности в цикле от 1 до N. Приведем пример расчета конечной суммы последовательности: 12 + 32 + 52 +... + (2*N-1)2; Sn = N*(4*N2-1)/3; PROGRAM SUM_K; { расчет конечной суммы }var a, S, Sn, i, N: word;Begin write('Введите число членов суммы N='); readln(N); S:= 0; For i:= 1 to N do begin { цикл суммирования } a:= Sqr(2*i-1); S:= S+a end; Sn:= N*(4*N*N-1) div 3; Writeln('Конечная сумма S=', S:10:2); Writeln('Расчет конечной суммы по формуле Sn=', Sn:10:2); Writeln('Нажми Enter'); ReadLn End.В некоторых случаях "N"-ый член последовательности определяется через сумму предыдущих членов, например, an= p*Sn-1, тогда Sn= Sn-1 + an = Sn-1*(1+р), и конечную сумму можно рассчитать по формуле: Sn = S0*(1+p)N, где "S0" - начальная сумма. Рассмотрим программу вычисления конечной суммы денежного вклада в банк через N месяцев при ежемесячной процентной ставке "pr" (5% cоответствует pr=5). PROGRAM VKLAD; { расчет конечной суммы вклада в банк }var S, Sn, pr: Real; i, N: Integer;Begin Write('Введите начальную сумму вклада S='); readln(S); Write('Введите процент по вкладу pr='); readln(pr); Write('Введите количество месяцев вклада N='); readln(N); For i:= 1 to N do S:= S*(1+pr/100); { цикл произведений } Writeln('Конечная сумма вклада S=', S:10:2); { Оператор для расчета "Sn" напишите самостоятельно } Writeln('Расчет конечной суммы вклада по формуле Sn=', Sn:10:2); Writeln('Нажмите Enter'); readln End.Часто применяются вложенные операторы цикла. Например, если необходимо провести все варианты расчета при изменении нескольких параметров в заданных диапазонах. Составим программу расчета функции y = A*sin(x) - cos(x)/A; при изменении аргумента "x" в диапазоне от 0 до Pi с шагом Pi/100 и при изменении параметра "A" в диапазоне от 1 до 3 с шагом 0.5. Program tabl;var y, x, a, dx: real; i, j: integer;Begin Writeln(' Расчет по формуле: y=A*sin(x)-cos(x)/A; '); Writeln('--------------------------------------------------'); Writeln('| X | A=1.0 | A=1.5 | A=2.0 | A=2.5 | A=3.0 |'); Writeln('--------------------------------------------------'); dx:= pi/100; for i:= 0 to 100 do begin { внешний цикл изменения аргумента "X" } x:= dx*i; Write(x:8:4); for j:= 1 to 5 do begin{ вложеннный цикл изменения параметра "A" } A:= 0.5*(j+1); y:= A*sin(x)-cos(x)/A; Write(y:8:4) end; Writeln; {перевод курсора на новую строчку} if ((i+1) mod 20) = 0 then readln{задержка прокрутки экрана до нажатия Enter} end; readln;End.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.149.244 (0.013 с.) |