Сортировка массива по возрастанию



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сортировка массива по возрастанию



Известны результаты соревнования 9 участников по стрельбе. Расположить данные результаты в порядке возрастания набранных при стрельбе очков.

Алгоритм решения данной задачи является наиболее сложным из приведенных выше примеров и требует использования вложенных циклов.

Один из способов сортировки массивов заключается в следующем. Сначала первый элемент массива в цикле сравнивается по очереди со всеми оставшимися элементами. Если очередной элемент массива меньше по величине, чем первый, то эти элементы переставляются местами. Сравнение продолжается далее уже для обновленного первого элемента. В результате окончания данного цикла будет найден и установлен на первое место самый наименьший элемент массива. Далее продолжается аналогичный процесс уже для оставшихся элементов массива, т.е. второй элемент сравнивается со всеми остальными и, при необходимости, переставляется с ними местами. После определения и установки второго элемента массива, данный процесс продолжается для третьего элемента, четвертого элемента и т.д. Алгоритм завершается, когда сравниваются и упорядочиваются предпоследний и последний из оставшихся элементов массива.

Программа реализации изложенного алгоритма может иметь следующий вид:

Program pr4;

Type STREL=array[1..9]of integer;

Var rez:strel;

i,j,s:integer;

Begin

For i:=1 to 9 do

begin

writeln(‘Введите результаты ',i,'-го участника');

readln(rez[i]);

end;

for i:=1 to 8 do

for j:=i+1 to 9 do

if rez[i]>rez[j] then

begin

s:=rez[j];

rez[j]:=rez[i];

rez[i]:=s;

end;

writeln(‘Отсортированные по возрастанию результаты:');

for i:=1 to 9 do write (rez[i]:5,' ‘);

end.

Здесь STREL - тип массива результатов стрельбы участников, rez[i] - переменная для описания результатов i-го участника (i меняется от 1 до 9). Вспомогательная переменная s используется при перестановке местами элементов массива.

Алгоритм сортировки выбором в Turbo Pascal
Очевидно, что первое место в массиве должен занять минимальный элемент массива, второе - наименьший из всех остальных, третий - наименьший из оставшихся и т.д.
Для этого необходимо выполнить следующую последовательность действий:
1. Определить минимальный элемент массива;
2. Поменять его местами с первым элементом;
3. Определить минимальный элемент среди оставшихся;
4. Поменять его местами со вторым элементом и т.д.;
Эта последовательность действий должна выполняться до тех пор, пока не будет определён последний минимальный элемент.
Данный способ называется сортировка выбором.
Всю операцию по упорядочиванию массива можно разбить на более простые задачи и назвать сортировкой выбора.
Первая - поиск минимального элемента. Предлагаемый фрагмент программы напомнит Вам, как это делается.

 

min:=m[1]; {допустим, что 1-й элемент - минимален}
t:=1; {и его номер = 1}
FOR i:=1 TO 30 DO
if m[i]><m[t] then t:=j; {условие для определение минимума}
buf:=m[t]; {замена}
m[t]:=m[i];
m[i]:=buf;
END;

Описанный метод «сортировки выбором» сортировки массивов можно применять как для сортировки массивов по возрастанию, так и для сортировки массивов по убыванию. Для этого просто необходимо определять не минимальный элемент массива, а максимальный. В тексте программы это выражается заменой в некоторых местах знака "".


41. Множества в Паскале

Множество — это структурированный тип данных, представляющий собой набор взаимосвязанных по какому-либо признаку или группе признаков объектов, которые можно рассматривать как единое целое. Каждый объект в множестве называется элементом множества.

Все элементы множества должны принадлежать одному из порядковых типов, содержащему не более 256 значений. Этот тип называется базовым типом множества. Базовый тип задается диапазоном или перечислением.

Область значений типа множество — набор всевозможных подмножеств, составленных из элементов базового типа. В выражениях на языке Паскаль значения элементов множества указываются в квадратных скобках: [1,2,3,4], ['а',‘b','с'], ['a'..'z'].

Если множество не имеет элементов, оно называется пустым и обозначается как []. Количество элементов множества называется его мощностью.

Множество может принимать все значения базового типа. Базовый тип не должен превышать 256 возможных значений. Поэтому базовым типом множества могут быть byte, char, boolean и производные от них типы.

Множество в памяти хранится как массив битов, в котором каждый бит указывает является ли элемент принадлежащим объявленному множеству или нет. Максимальное число элементов множества 256, а данные типа множество могут занимать не более 32 байт.

Число байтов, выделяемых для данных типа множество, вычисляется по формуле:

ByteSize = (max div 8) - (min div 8) + 1,

где max и min — верхняя и нижняя границы базового типа данного множества.

Номер байта для конкретного элемента Е вычисляется по формуле:

ByteNumber = (E div 8) - (min div 8),

номер бита внутри этого байта по формуле:

BitNumber = E mod 8

Не имеет значения порядок записи элементов множества внутри конструктора. Например, [1, 2, 3] и [3, 2, 1] — это эквивалентные множества.

Каждый элемент в множестве учитывается только один раз. Поэтому множество [1, 2, 3, 4, 2, 3, 4, 5] эквивалентно [1..5].

Переменные множественного типа описываются так:
Var <идентификатор> : set of <базовый тип>;

Например:

Var A, D : Set Of Byte; B : Set Of 'a'..'z'; C : Set Of Boolean;

Нельзя вводить значения во множественную переменную процедурой ввода и выводить процедурой вывода.

Множественная переменная может получить конкретное значение только в результате выполнения оператора присваивания:
<множественная переменная> := <множественное выражение>;

Например:

A : = [50, 100, 150, 200];B : = ['m', 'n', 'k']; C : = [True, False]; D : = A;

Кроме того, выражения могут включать в себя операции над множествами.

Операции над множествами

Объединением двух множеств A и B называется множество, состоящее из элементов, входящих хотя бы в одно из множеств A или B. Знак операции объединения в Паскале «+».

Примеры:

1) [1, 2, 3, 4] + [3, 4, 5, 6] => [1, 2, 3, 4, 5, 6]2) []+[‘a’..’z’]+[‘A’..’E’, ‘k’] => [‘A’..’E’, ‘a’..’z’]3) [5<4, true and false] + [true] => [false, true]

Пересечением двух множеств A и B называется множество, состоящее из элементов, одновременно входящих во множество A и во множество B.

Знак операции пересечения в Паскале «*»

Примеры:

1) [1, 2, 3, 4] * [3, 4, 5, 6] => [3, 4] 2) [‘a’..’z’]*[‘A’..’E’, ‘k’] => [‘k’]3) [5<4, true and false] * [true] => []

Разностью двух множеств A и B называется множество, состоящее из элементов множества A, не входящих во множество B.

Примеры:

1a) [1, 2, 3, 4] - [3, 4, 5, 6] => [1, 2]1b) [3, 4, 5, 6] - [1, 2, 3, 4] => [5, 6]2a) [‘a’..’z’]-[‘A’..’E’, ‘k’] => [‘a’..’j’, ‘i’..’z’]2b) [‘A’..’E’, ‘k’] - [‘a’..’z’] => [‘A’..’E’]3a) [5<4, true and false] - [true] => [false]3b) [true] - [5<4, true and false] => [true]

Операция вхождения. Это операция, устанавливающая связь между множеством и скалярной величиной, тип которой совпадает с базовым типом множества. Если x — такая скалярная величина, а M — множество, то операция вхождения записывается так: x in M.

Результат — логическая величина true, если значение x входит в множество M, и false — в противном случае.

Например, 4 in [3, 4, 7, 9] –– true, 5 in [3, 4, 7, 9] –– false.

Используя данную операцию, можно не только работать с элементами множества, но и, даже если в решении задачи явно не используются множества, некоторые логические выражения можно записать более лаконично.

1) Натуральное число n является двухзначным. Вместо выражения (n >= 10) and (n <=99) можно записать n in [10..99].

2) Символ c является русской буквой. Вместо выражения (c >= ‘А’) and (c <= ‘Я’) or (c>=‘а’) and (c<=‘п’) or (c>=‘р’) and (c<=‘я’) пишем c in [‘А’.. ‘Я’, ‘а’.. ‘п’, ‘р’.. ‘я’] и т.д.

Добавить новый элемент в множество можно с использованием операции объединения. Например, a:= a+[5] Для этих же целей в Turbo Pascal 7.0 предназначена процедура Include: include (M, A) M – множество, A – переменная того же типа, что и элементы множества M. Тот же пример можно записать так: Include (a, 5)

Исключить элемент из множества можно с помощью операции «разность множеств». Например, a:= a-[5] Для этих же целей в Turbo Pascal 7.0 предназначена процедура Exclude: exclude (M, A) M – множество, A – переменная того же типа, что и элементы множества M. Тот же пример можно записать так: Exclude (a, 5)

Рассмотрим несколько примеров использования множеств при решении задач.

Задача 1. В городе имеется n высших учебных заведений, которые производят закупку компьютерной техники. Есть шесть компьютерных фирм: «Диалог», «Avicom», «Нэта», «Сервер», «Декада», «Dega.ru». Ответить на следующие вопросы:
1) в каких фирмах закупка производилась каждым из вузов?
2) в каких фирмах закупка производилась хотя бы одним из вузов?
3) в каких фирмах ни один из вузов не закупал компьютеры?

Решим задачу с использованием множеств. Для удобства дальнейших манипуляций в порядке следования занумеруем компьютерные фирмы, начиная с единицы. Занесём информации о месте закупок компьютеров каждым из вузов в отдельное множество.

Ответ на первый вопрос можно получить, выполнив пересечение всех таких множеств.

Ответ на второй вопрос – результат объединения множеств.

И, наконец, на последний – разность множества всех фирм и множества фирм, где хотя бы один вуз делал покупки.

program ex_set_1;type firma = set of 1..6; v = array[0..20] of firma;const f: array [1..6] of string[10] = ('Диалог', 'Avicom', 'Нэта', 'Сервер', 'Декада', 'Dega.ru');{процедура ввода информации о закупке компьютеров в очередной фирме}procedure vvod(var a: firma);var i: byte; ans: 0..1;begin a:= []; for i := 1 to 6 do begin Write('Вуз покупал компьютеры в фирме ', f[i], ' (1 - да, 0 - нет)? '); ReadLn(ans); if ans = 1 then a:=a+[i] end;end;{процедура вывода элементов массива, номера которых содержатся в множестве}procedure Print(a : firma);var i: byte;begin for i := 1 to 6 do if i in a then write(f[i]:10); writelnend;{Процедура, дающая ответ на первый вопрос}procedure Rez1(a: v; n : byte; var b : firma);var i : byte;begin b := [1..6]; for i := 0 to n-1 do b := b * a[i];end;{Процедура, дающая ответ на второй вопрос}procedure Rez2(a: v; n : byte; var b : firma);var i : byte;begin b := []; for i := 0 to n-1 do b := b + a[i];end;var a: v; n, i : byte; c : firma;begin write('Сколько вузов делали закупку? '); readln(n); for i := 0 to n-1 do vvod(a[i]); Rez1(a, n, c); writeln('Каждый из вузов закупил компьютеры в фирмах: '); Print(c); Rez2(a, n, c); writeln('Хотя бы один из вузов закупил компьютеры в фирмах: '); Print(c); writeln('Ни один из вузов не закупил компьютеры в фирмах: '); Print([1..6]-c);end.

Задача 2. Сгенерировать n множеств (нумерацию начать с 1). Вывести элементы, которые входят во все множества с номерами, кратными трём, но не входят в первое множество.

program ex_set_2;type mn = set of byte; v = array[1..30] of mn;{процедура ввода информации в очередное множество}procedure vvod(var a: mn);var i, n, vsp: byte;begin a:= []; n := 1 +random(200); for i := 1 to n do begin vsp:= random(256); a:=a+[vsp] end;end;{процедура вывода элементов множества}procedure Print(a : mn);var i: byte;begin for i := 0 to 255 do if i in a then write(i:4); writelnend;{Процедура, дающая ответ на вопрос}procedure Rez(a: v; n : byte; var b : mn);var i : byte;begin b := [0..255]; i:= 3; while i <= n do begin b := b * a[i]; i := i + 3 end; b := b - a[1]end;var a: v; n, i : byte; c : mn;begin randomize; write('Сколько множеств? '); readln(n); for i := 1 to n do begin vvod(a[i]); print (a[i]) end; Rez(a, n, c); Print(c);end.

Задача 3. Дана строка. Сохранить в ней только первые вхождения символов, удалив все остальные.

program ex_set_3;var m : set of char; s : string; i : byte;begin write('Введите строку: '); readln(s); m :=[]; i := 1; while i <= length(s) do if s[i] in m then delete(s, i, 1) else begin m:=m+[s[i]]; i := i + 1 end; writeln(s)end.

 


42. Программа поиска количества определенных символов в тексте.

 

Здесь представлены наиболее часто используемые функции. Приведем пример программы, определяющей количество символов и слов в произвольной строке символов [4].

program pr28;

const YES=1; {Константы, опpеделяющие является ли }

NO=0; { текущий символ элементом слова}

var

str : string;

nw, {Количество слов}

nc, {Количество символов}

inword: integer; {Пеpеменная, пpинимающая значения

констант YES или NO}

i : integer;

begin

writeln('Введите стpоку символов:');

read (str);

nw:=0;nc:=0;inword:=NO;

for i:=1 to length(str) do

begin

nc:=nc+1;

if str[i] in [':','.',',','"','!','?',';',' ']{Если pазделитель,}

then inword:=NO {то текущий символ вне слова}

else

if inword=NO then

begin inword:=YES;

nw:=nw+1;

end;

end;

writeln ('nc=',nc,'nw=',nw);

end.

 


43. Символьный тип данных в языке Турбо-Паскаль.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.50.173 (0.032 с.)