Оператор условного перехода в программе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оператор условного перехода в программе.



Этот оператор позволяет изменять порядок выполнения операторов в программе в зависимости от определенных условий. Синтаксис оператора:
IF Условие THEN
[Оператор 1-1]
[Оператор 1-n]
[ELSE
[Оператор 2-1]
[Оператор 2-m]
END IF

Как видно из синтаксического описания, оператор IF состоит из THEN-ветви с операторами 1-1... 1-n и из ELSE-ветви, которая содержит операторы 2-1... 2-m. Если условие, заданное в операторе IF истинно, то выполняется THEN-ветвь, т.е. последовательно выполняются операторы 1-1... 1-n. В противном случае выполняются операторы 2-1... 2-m ELSE-ветви. После выполнения одной из ветвей работа программы продолжается с оператора, следующего за END IF, если ход выполнения программы не изменяется оператором GOTO.

Если отсутствует ELSE-ветвь и условие в операторе IF ложно, то работа программы всегда продолжается с оператора, следующего за END IF. В отличие от ELSE ключевое слово THEN пропускать нельзя. В прежних версиях BASIC часто незаменимой была конструкция условного перехода, т.е. комбинация операторов IF и GOTO.

Цикл WHILE.

С помощью конструкции WHILE … WEND можно реализовать выполнение ряда операторов до тех пор, пока выполняется определенное условие. Последовательность операторов, выполнение которых повторяется циклически, называется циклом.
WHILE Условие
[Оператор_1]
.
.
.
[Оператор_n]
WEND
До тех пор пока соблюдается условие, последовательно выполняются операторы от 1 до n. Ключевое слово WEND закрывает конструкцию по аналогии с командой END IF. Если условие цикла больше не соблюдается, то выполнение программы продолжается, начиная с оператора, следующего за WEND. Если условие цикла WHILE не выполняется с самого начала, то управление сразу же передается оператору, расположенному за WEND.

Следите за тем, чтобы действия внутри цикла влияли на WHILE-условие. В данном примере показано, что произойдет, если эту рекомендацию не выполнить.

'Конструкция цикла WHILE с подвохомDIM i%i%=1WHILE i%=1PRINT "1-ый оператор в While-цикле" PRINT "2-ой оператор в While-цикле"WEND'Конец программы Примечание: Если Вы используете цикл WHILE... WEND, следите за тем, чтобы к моменту первой проверки логического условия переменные, входящие в него, были установлены соответствующим образом.

Цикл DO.

Конструкция DO...LOOP очень похожа на WHILE...WEND. Здесь также имеется последовательность операторов, повторное выполнение которых зависит от некоторых условий.
Вариант 1:
DO
[Оператор_1]
.
.
.
[Оператор_n]
[EXIT DO]
LOOP [{WHILE I UNTIL} Условие ]
Вариант 2:
DO [{WHILE I UNTIL} Условие]
[Оператор_1]
.
.
.
[Оператор_n]
[EXIT DO]
LOOP
{WHILE I UNTIL}
- Ключевыми словами WHILE или UNTIL определяется способ проверки условий. При использовании WHILE цикл выполняется до тех пор, пока соблюдается условие (значение логического выражения истинно). И, наоборот, при использовании UNTIL цикл выполняется только тогда, когда условие не соблюдается (значение логического выражения ложно).
EXIT DO - Оператор EXIT DO преждевременно прерывает выполнение цикла.
DO...LOOP - Работа программы продолжается с оператора, следующего за LOOP.

В первом варианте цикл выполняется по крайней мере один раз, так как проверка условия находится в конце цикла. А во втором варианте цикл может вообще не выполняться, если соответствующее условие с самого начала не позволяет входить в него. Этот вариант очень похож на цикл WHILE...WEND. Как видно из синтаксического описания, DO...LOOP может работать без проверки условий. В этом случае из бесконечного цикла можно выйти с помощью оператора EXIT DO.

Используя оператор FOR...NEXT, можно программировать циклы, количество прохождений которых зависит от значения счетчика.
FOR Счетчик = Нач_значение ТО Кон_значение [STEP Шаг]
[Оператор_1]
.
.
.
[Оператор_n]
[EXIT FOR]
NEXT Счетчик
Счетчик
- Арифметическая переменная, которая изменяется при повторении цикла. Ее часто называют управляющей переменной цикла.
Нач значение - Арифметическое выражение, задающее начальное значение счетчика.
Кон значение - Арифметическое выражение, задающее конечное значение счетчика.
Шаг - Арифметическое выражение, задающее приращение счетчика при каждом прохождении цикла. Если эта опция пропущена, значение шага по умолчанию принимается равным +1
EXIT FOR - Прерывает выполнение цикла. Программа продолжает работу с оператора, следующего за NEXT FOR.

Операторы между FOR и NEXT повторяются до тех пор, пока управляющая переменная цикла не превысит конечное значение. После каждого прохождения цикла переменная цикла изменяется на величину шага. Если шаг — положительное число, то начальное значение переменной цикла должно быть меньше конечного значения, иначе цикл ни разу не выполнится, и, наоборот, если шаг отрицательный, то начальное значение переменной цикла должно быть больше конечного, иначе опять-таки цикл ни разу не отработает. В остальных случаях количество прохождений цикла с шагом — это ближайшее большее целое от выражения: "(конечное значение — начальное значение+1) / шаг", если шаг положительный, и "(конечное значение—начальное значение-1) / шаг", если шаг отрицательный.

Оператор выбора SELECT CASE.

SELECT CASE предназначен для выполнения одного из альтернативных действий, перечисленных в нем. Выбор определяется значением управляющей переменной. Начнем с представления синтаксиса:
SELECT CASE Переменная
CASE Сравнение_1
[Операторы_1]
[CASE Сравнение_2
[Операторы_2] ]...
[CASE ELSE
[Операторы] ]
END SELECT
Сначала выполняется Сравнение_1. Если результат истинен, выполняются Операторы_1, после чего выполнение программы продолжается с оператора, следующего за END SELECT. Если результат Сравнения_1 ложен, то проверяется условие следующей ветви CASE. В итоге выполняются операторы той CASE-ветви, для которой выполняется условие сравнения. Если же ни для одной ветви результатом сравнения не является истина, то выполняются операторы ветви CASE ELSE.

Примечание: Применение CASE ELSE не обязательно. Однако эту ветвь все же следует описывать, так какv QBASIC выдает сообщение об ошибке, если ее нет и ни для одного из сравнений не был получен истинный результат.

CASE-сравнение в простейшем случае состоит только из одного выражения (например, из чисел или из переменных). Однако можно включать списки выражений (выражение_1, выражение_2,.„) или даже целые области (выражение_1 ТО выражение_2). Далее значение переменной можно оценивать с помощью операторов сравнения, как в случае с условиями. Для этого после CASE применяется ключевое слово IS, за которым следует операция отношения и выражение.

Пример I:
В этом примере вводимое число проверяется на принадлежность к определенному интервалу.

‘ SELECT... CASECONST zehn%= 10DIM zahl%CLSINPUT "Задать число "; zahl%SELECT CASE zahl%CASE 1, 2 'список значенийPRINT "Число 1 или 2" CASE 3 TO 10 'область значенийPRINT "Число в диапазоне от 3 до 10"CASE IS = 11 'сравнение с IS и операторPRINT "Число 11"'Разумеется, выражение для сравнения может быть и посложнее CASE IS < zehn% + 10PRINT "Число меньше 20" CASE ELSEPRINT "Это все, что я знаю о числе " END SELECT PRINT "Конец" 'Конец программы

Пример 2:
Иногда важно, в какой последовательности располагаются CASE-ветви. Рассмотрим пример.

'SELECT...CASE с подвохом DIM zahl% CLSINPUT "Ввести число "; zahl% SELECT CASE zahl% CASE IS < 10PRINT "Число меньше 10" CASE IS < 20PRINT "Число меньше 20" CASE IS < 5PRINT "Число меньше 5" CASE ELSEPRINT "Решение не встретилось" END SELECT 'Конец программы

Третья CASE-ветвь никогда не будет выполнена, так как число, которое меньше 5, всегда меньше 10, а значит, после первой CASE-ветви выполнение оператора SELECT завершится.

Логические операции.

В программах часто возникает необходимость описывать более сложные логические выражения, чем мы рассматривали. Рассмотрим пример:

'Пример, подводящий читателя к применению более сложных логических условий DIM zahl1%, zahl2% CLSINPUT "Ввести число 1, zahl1% INPUT "Ввести число 2", zahl2% 'Конец программы

Предположим входные данные должны вводится только тогда, когда zahll % больше нуля, и одновременно zahl1% меньше нуля. Как проверить одно из условий, Вы уже знаете. Рассмотрим способ, позволяющий объединить оба условия.

Логическое И (AND).

AND (И) коньюктивно объединяет логические условия:
Условие_1 AND Условие_2 [AND Условие_3] …
Результат такого объединения лишь тогда истинен, когда истинно каждое отдельное условие.
Таблицу истинности данной операции смотри в главе Условия

Пример:DIM zahl1%, zahl2%CLSDOINPUT "Введите число 1> 0", zahl1% INPUT "Введите число 2 < 0 ", zahl2%LOOP UNTIL zahll %>0 AND zahl2% < 0PRINT "Спасибо за корректный ввод"'Конец программы

Только тогда, когда zahl1% > 0 и zahl2%< 0, значение всего логического выражения станет истинно, а значит, выполнение цикла закончится.

Логическое ИЛИ (OR).

OR (ИЛИ) дизъюнктивно объединяет логические условия:
Условие_1 OR Условие_2 [OR Условие_3...]
Результат такого объединения только тогда ложен, когда ложны все составляющие:
Таблицу истинности данной операции смотри в главе Условия

Пример:DIM zahl1%, zahl2% CLS DOPRINT "Число 1 или число 2 должно быть больше нуля" INPUT "Введите число 1", zahl1% INPUT "Введите число 2", zahl2% LOOP UNTIL zahl1% >0 OR zahl2% >0 PRINT "Спасибо за корректный ввод"'Конец программы

В этом примере выход из LOOP-цикла не произойдет только в том случае, если значение каждого из вводимых чисел будет меньше или равно нулю.

Логическое отрицание (NOT).

NOT инвертирует (меняет на противоположное) значение логического выражения, т.е. то, что было "ложь", становится "истиной" и наоборот:
Таблицу истинности данной операции смотри в главе Условия

Пример:DIM zahl%CLSINPUT "Введите число " zahl%IF NOTzahl% > 0 THENPRINT "Число не больше нуля" ELSEPRINT "Число больше нуля" END IF 'Конец программы

Обработка строк

В этой главе рассмотрим функции, которые осуществляют обработку строк. В QBASIC функция состоит из имени и аргументов, которые заключаются в круглые скобки и располагаются всегда за именем функции. Значения функций обработки строк могут быть или типа STRING, или принадлежать к группе арифметических типов данных. Функции, наряду с переменными и константами, применяют в качестве составляющих оператора или используют при составлении выражений или логических условий. Естественно, зна- чение функции должно быть совместимо с остальными составляющими оператора, например, в арифметическое выражение нельзя встраивать функцию, значение которой является строковым выражением.

Определение длины строки.

Функция LEN выдает длину строки, т.е. количество символов в строковом выражении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.011 с.)