Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Присвоение значений переменным.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Общая характеристика языка Basic (Beginners All-purpose Symbolic Instruction Code) — многоцелевой язык символических инструкций для начинающих) представляет собой простой язык программирования, разработанный в 1964 году для использования новичками в программировании. Он был разработан как простейший язык для непосредственного общения человека с вычислительной машиной. Поэтому первоначально работа велась в интерактивном режиме с использованием интерпретаторов. В настоящее время для этого языка имеются также и компиляторы. Согласно концепциям, заложенным в Basic, этот язык в смысле строгости и стройности является антиподом языка Pascal. В частности, в нем широко распространены различные правила умолчания, что считается плохим тоном в большинстве языков программирования подобного типа. Basic широко распространен на ЭВМ различных типов и очень популярен в среде программистов, особенно начинающих, что говорит о том, что с него лучше начинать программировать, но не посвящать "всю жизнь программированию на нём". Существует множество диалектов этого языка, мало совместимых между собой. Basic активно поглощает многие концепции и новинки из других языков. Поэтому он достаточно динамичен, и нельзя однозначно определить его уровень. Начиная с MS-DOS 5.0, QBASIC сменил старые версии GW-Basic и BASICA. Наибольшее различие между QBASIC и предыдущими версиями — в удобстве работы с первым. Пользователь, знакомый с семейством Quick-языков фирмы Microsoft (MS QuickC, MS QuickPascal, MS QuickBasic), в среде QBASIC чувствует себя более уверенно. Так же, как и предыдущие версии, QBASIC является интерпретатором. Это означает, что QBASIC непосредственно выполняет операторы языка, не транслируя их в машинные коды. По сравнению с GW-Basic или BASICA возможности языка QBASIC значительно расширены и почти идентичны языковым средствам компилятора Quick-BASIC. Совместимость такова, что любая программа, написанная на QBASIC, может быть обработана Quick-BASIC-компилятором. И, наоборот, почти любую программу, написанную на Quick-BASIC, можно выполнить в QBASIC. Поскольку QBASIC является интерпретатором, скорость выполнения программы в нем относительно невысока. Кроме того, при передаче программ другому пользователю нужно быть уверенным в том, что у него есть QBASIC (или Quick-BASIC). Не всем нравится также каждый раз запускать QBASIC для выполнения программы. Наконец, пользователь Вашей программы имеет неограниченную возможность изменения самого текста программы или использования его в дальнейшем. Подобных неудобств помогает избежать BASIC-компилятор. Компилятор транслирует весь исходный текст Вашей программы один раз и создает готовую к работе программу в машинных кодах — ЕХЕ- файл. Скорость выполнения ЕХЕ-файла намного выше. Кроме того, скомпилированную программу можно передавать другим, не боясь ее изменения. Элементы языка QBASIC Алгоритм решения практически любой задачи можно трансформировать в компьютерную программу. Такую программу в общем случае можно рассматривать как последовательность некоторых слов и специальных символов. Слова и символы образуют более сложные конструкции, которые должны формироваться по определенным правилам. В отличие от естественных, в языках программирования эти правила должны соблюдаться более строго: даже забытая запятая может привести к тому, что программа либо будет работать не корректно, либо вовсе не сможет выполняться. Набор правил для написания программ называется синтаксисом языка программирования. Ключевые слова Некоторые слова, используемые в программах, имеют особый смысл и поэтому называются ключевыми (или зарезервированными). Интерпретация или компиляция ключевого слова всегда вызывает вполне определенное действие компьютера. Например, ключевое слово PRINT задает вывод информации на экран. Синтаксические соглашения Имеются различные способы описания синтаксиса языковых конструкций. По понятным причинам для описания элементов языка QBASIC мы будем пользоваться той же формой описания синтаксиса, что и в Help-системе QBASIC. Следующая таблица дает представление о применяемых обозначениях.
Комментарии Включенные в программу комментарии QBASIC просто игнорирует. Использование комментариев позволяет включать в программу любой текст, не нарушая ее семантики. Комментарии используются для объяснения тех или иных действий в программе. Если Вы вернетесь к своей программе через несколько недель (месяцев или даже лет), они помогут Вам быстрее в ней освоится. В QBASIC начало комментария обозначается знаком ' (одинарная кавычка). Остаток строки нельзя переносить в начало следующей строки, содержащей оператор. Пример:'Это комментарий'PRINT без дополнений выводит на экран пустую строкуPRINTPRINT 'За каждым оператором следует комментарийPRINT'Вывод пустой строки PRINT Примечание: Вся последняя строка интерпретируется QBASIC как комментарий, т.е. включенный в эту строку оператор PRINT не выполняется. Теперь перейдем к рассмотрению арифметических выражений.Арифметические выражения. Арифметическое выражение — это комбинация чисел, арифметических констант и некоторых функций, которые связаны между собой знаками арифметических операций. Числа — простейшая форма арифметических выражений. Число состоит из цифр "О...9" и специальных знаков "- +. D". Обратите внимание, что вместо запятой ",", отделяющей целую часть от дробной, используется точка ".". Примеры:
Сложные арифметические выражения можно получить, если связать в программе числа друг с другом, например, для вычислений. Символы, с помощью которых числа вступают друг с другом в некоторые отношения, называют знаками операций. Эти знаки имеют следующие значения:
Новое представление оператора PRINT дает возможность работать с арифметическими выражениями. Строковые выражения Строковое выражение — это комбинация текстов, текстовых констант, текстовых переменных и определенных функций, которые связаны операцией "+". Простейшая строка — это текст, заключенный в кавычки ("), состоящий из произвольных комбинаций букв, цифр и специальных знаков. Тексты используются, например, чтобы выводить на экран заглавия, комментарии или примечания. Объединяя отдельные тексты оператором "+", можно получать более длинные строковые выражения. Эта операция называется конкатенацией. Типы данных Как правило, любой программе необходимы данные, которые каким-то образом обрабатываются программой. Эти данные могут быть совершенно различными. Так, в простейшем случае различают два типа данных: числовые и строковые. В QBASIC разные типы данных должны иметь четкие различия и признаки. Стандартные типы данных. В QBASIC можно объявить следующие стандартные типы данных:
Константы и переменные. Константы. Константы определяют в начале программы. После определения они могут использоваться во всей программе. Переменные. Так же, как и константы, переменные определяют в самом начале программы. В отличие от констант, значения переменных могут меняться в процессе выполнения программы. Примечание: BASIC часто критикуют за то, что переменные не обязательно объявлять в начале программы. Если во время работы программы необходима переменная, ее можно просто применять. В других языках программирования (Паскаль, Си, Кобол и др.) переменные объявляются в начале программы. В своих собственных интересах программисту следует привыкать к объявлению переменных в начале программы, так как в этом случае значительно повышается наглядность программы. Кроме того, легче будет осваивать другие языки программирования.Объявление переменных выглядит так: Ввод/вывод. В этой главе Вы познакомитесь с операторами и функциями, которые реализуют вывод на экран и ввод с клавиатуры. Вывод на экран. Оператор PRINT позволяет выводить данные на экран. Синтаксис оператора PRINT: Очистка экрана. Оператор CLS очищает экран и используется без параметров. Следующий оператор вывода начинает размещение данных в левом верхнем углу экрана (первая строка, первый столбец). Пример:'В данной программе демонстрируется очистка экранаCLS'Экран очищенPRINT "Вывод в левый верхний угол, ";PRINT "остальное поле экрана свободно" 'Конец программыВвод с клавиатуры. Описанный далее оператор INPUT дает возможность вводить данные во время выполнения программы, после чего эти данные обрабатываются программой. Появление на экране вопросительного знака означает запрос ввода. Ввод данных завершается нажатием клавиши, и введенное значение сохраняется в заданной переменной.
Применение точки с запятой приводит к тому, что после вывода текста на экране появляется знак вопроса, вывод которого можно отменить, если точку с запятой заменить запятой. Предложение INPUT будет выглядеть так: Позиционирование курсора. Для перемещения курсора в требуемую позицию экрана, как правило, применяют оператор LOCATE. Это очень удобно, например, для создания сложных форм вывода на экран. Вывод пробелов. Функция SPC в сочетании с оператором PRINT может выводить на экран пробелы. Это полезно, например, при оформлении вывода информации на экран. Функция табуляции. Функция TAB так же, как функция SPC, применяется в операторе PRINT. Позволяет начать вывод данных текущей строки с определенной позиции. Остановка программы. В основном любой алгоритм должен как-то заканчиваться, поэтому отсутствие необходимости использовать оператор END в последних версиях QBASICа, считается отрицательным его качеством. Но он всё же существует, и вставлять его в конец программы всё же стоит (потом пригодится). Также если хотите прервать вашу программу в любом её месте то надо использовать оператор Управляющие операторы. Рассматриваемые до сих пор программы были линейными, т.е. выполнялись последовательно оператор за оператором с начала до конца программы. В таких программах невозможно влиять на последовательность выполнения операторов, когда, например, происходит повторение фрагментов программы или выполнение ряда действий зависит от определенных условий. В этой главе Вы познакомитесь с операторами, которые позволяют управлять ходом выполнения программы. Группу таких операторов часто объединяют понятием "Управляющие операторы". Условия. Результат сравнения может принимать только два значения: "истина", когда высказы- вание справедливо, или "ложь" — в противном случае. Говорят также, что истинность таких выражений либо "true" (t)(-1), либо "false" (f)(0). Конструкция логических выражений в QBASIC довольно проста. В качестве сравниваемых значений (сравниваемых операндов) могут участвовать строки, числа, константы, переменные, арифметические и строковые выражения. Используют следующие операции сравнения:
Итак, Строка_1 больше (меньше) Строки_2, если при посимвольном сравнении строк код первого несовпадающего символа из Строки_1 больше (меньше) кода соответствующего символа из Строки_2. Также в QВasic можно использовать переменные типа Boolean, т.е. переменные которым можно присвоить какое-то логическое выражение, и значение этой переменной будет зависеть от истинности или ложности определяющего выражения. Если значение выражения ложно, то переменной будет присвоено значение 0, а если истинно, то -1. Пример'Использование логических выраженийА=2>5B=6<=6C=8<>9PRINT APRINT BPRINT CEND'Конец программыВ результате на экране вы увидите:0-1-1 Также в логических выражениях можно использовать логические операции AND(и), OR(или), NOT(не), XOR(исключающее или, либо). Приведём таблицу истинности и приоритет операций.
Цикл WHILE. С помощью конструкции WHILE … WEND можно реализовать выполнение ряда операторов до тех пор, пока выполняется определенное условие. Последовательность операторов, выполнение которых повторяется циклически, называется циклом. Следите за тем, чтобы действия внутри цикла влияли на WHILE-условие. В данном примере показано, что произойдет, если эту рекомендацию не выполнить. 'Конструкция цикла WHILE с подвохомDIM i%i%=1WHILE i%=1PRINT "1-ый оператор в While-цикле" PRINT "2-ой оператор в While-цикле"WEND'Конец программы Примечание: Если Вы используете цикл WHILE... WEND, следите за тем, чтобы к моменту первой проверки логического условия переменные, входящие в него, были установлены соответствующим образом.Цикл DO. Конструкция DO...LOOP очень похожа на WHILE...WEND. Здесь также имеется последовательность операторов, повторное выполнение которых зависит от некоторых условий. В первом варианте цикл выполняется по крайней мере один раз, так как проверка условия находится в конце цикла. А во втором варианте цикл может вообще не выполняться, если соответствующее условие с самого начала не позволяет входить в него. Этот вариант очень похож на цикл WHILE...WEND. Как видно из синтаксического описания, DO...LOOP может работать без проверки условий. В этом случае из бесконечного цикла можно выйти с помощью оператора EXIT DO. Используя оператор FOR...NEXT, можно программировать циклы, количество прохождений которых зависит от значения счетчика. Операторы между FOR и NEXT повторяются до тех пор, пока управляющая переменная цикла не превысит конечное значение. После каждого прохождения цикла переменная цикла изменяется на величину шага. Если шаг — положительное число, то начальное значение переменной цикла должно быть меньше конечного значения, иначе цикл ни разу не выполнится, и, наоборот, если шаг отрицательный, то начальное значение переменной цикла должно быть больше конечного, иначе опять-таки цикл ни разу не отработает. В остальных случаях количество прохождений цикла с шагом — это ближайшее большее целое от выражения: "(конечное значение — начальное значение+1) / шаг", если шаг положительный, и "(конечное значение—начальное значение-1) / шаг", если шаг отрицательный. Логические операции. В программах часто возникает необходимость описывать более сложные логические выражения, чем мы рассматривали. Рассмотрим пример: 'Пример, подводящий читателя к применению более сложных логических условий DIM zahl1%, zahl2% CLSINPUT "Ввести число 1, zahl1% INPUT "Ввести число 2", zahl2% 'Конец программыПредположим входные данные должны вводится только тогда, когда zahll % больше нуля, и одновременно zahl1% меньше нуля. Как проверить одно из условий, Вы уже знаете. Рассмотрим способ, позволяющий объединить оба условия. Логическое И (AND). AND (И) коньюктивно объединяет логические условия: Только тогда, когда zahl1% > 0 и zahl2%< 0, значение всего логического выражения станет истинно, а значит, выполнение цикла закончится. Логическое ИЛИ (OR). OR (ИЛИ) дизъюнктивно объединяет логические условия: В этом примере выход из LOOP-цикла не произойдет только в том случае, если значение каждого из вводимых чисел будет меньше или равно нулю. Логическое отрицание (NOT). NOT инвертирует (меняет на противоположное) значение логического выражения, т.е. то, что было "ложь", становится "истиной" и наоборот: Обработка строк В этой главе рассмотрим функции, которые осуществляют обработку строк. В QBASIC функция состоит из имени и аргументов, которые заключаются в круглые скобки и располагаются всегда за именем функции. Значения функций обработки строк могут быть или типа STRING, или принадлежать к группе арифметических типов данных. Функции, наряду с переменными и константами, применяют в качестве составляющих оператора или используют при составлении выражений или логических условий. Естественно, зна- чение функции должно быть совместимо с остальными составляющими оператора, например, в арифметическое выражение нельзя встраивать функцию, значение которой является строковым выражением. Определение длины строки. Функция LEN выдает длину строки, т.е. количество символов в строковом выражении. Пример:DIM a$, 1аеngе%PRINT LEN("Сегодня понедельник")INPUT "Ввести текст ";а$1aenge% = LEN(a$)PRINT a$; "Длина ";1аеnge," символов "Выбор подстроки. Функция MID$ копирует из строки любой ее фрагмент. Математические вычисления. С простыми математическими вычислениями Вы уже познакомились в главе "Элементы языка QBASIC ". В этой главе рассмотрим функции, которые позволяют проводить сложные математические расчеты. Без этих функций такие расчеты либо не возможны, либо требуют для реализации значительных затрат. Абсолютное значение числа. Функция ABS возвращает абсолютное значение заданного арифметического выражения. Пример:'Функция ABS DIM wert% wert% = 45 PRINT ABS(wert%) PRINT ABS(-1 * wert%)Тригонометрические функции. В QBASIC определены следующие тригонометрические функции:
Угол следует задавать в радианах. Функция, обратная тангенсу — ATN, возвращает значение угла, выраженное в радианах. Для преобразования значения угла из градусной меры в радианную, и наоборот, можно воспользоваться формулами: Массивы в QBASIC. Под массивом понимают объединение переменных одного типа в единую структуру. Обращение к отдельным элементам в массиве осуществляется по индексу. Допустим, в программе необходимо 20 переменных для запоминания стоимостей каких-то товаров artprl,..artpr20. Переменные можно объявить следующим образом: В программе для выбора элемента из массива используется индекс. Пример:PRINT preis%(5) 'Выбор элемента массива с индексом 5При программировании вышеописанного примера отчетливо видны преимущества применения массивов. Пример:'Упражнение с использованием массиваDIM artpr!(1 TO 20) 'массив ценDIM 1% 'индекс-переменнаяCLS'Ввод цен для 20 наименований товаровFOR i%-1 T0 20PRINT "Ввести стоимость "; 1%; "-го товара";'Ввод в элемемент массива с индексом 1% INPUT "",artpr(l%)NEXT I %'Вывод 20 наименованийCLS'Вывод в строку'суммы, количества, среднего значения, Max, MinДо сих пор мы рассматривали одномерные массивы. Но в QBASIC массив может иметь несколько индексов. Например, использование второго индекса позволяет обрабатывать двумерные таблицы. Трехмерный массив можно представить как куб. Можно описать массивы с четырьмя, пятью и более индексами. Максимально допустимое число индексов для одного массива — 255. Пример:'Использование трехмерных массивов DIM zahl%(1 TO 10, 4 ТО 16, 6 ТО 30) zahl%(1,5,23)=13 PRINTzahl%(1,523)Собственные функции. В предшествующих главах Вы познакомились с некоторыми встроенными функциями QBASIC (например, MID$ или SQR). Теперь рассмотрим составление собственных функций. Вернемся к математической функции INT. INT — имя функции. Этим именем определяются некоторые программные действия, невидимые программисту, и которые инициализируются автоматически с появлением в программе имени функции. Иначе говоря, функцию можно понимать как группу операторов в программе, объединенных под именем функции. С помощью заключенного в круглые скобки аргумента (сравни INT (3.34)) в подпрограмму, инициируемую именем функции, передаются конкретные данные. Над этими данными производятся некоторые преобразования, и результат, как правило, возвращается в основную программу. Чтобы вызвать из программы собственную функцию, нужно указать ее имя. Последний символ имени функции определяет тип возвращаемого значения. Пример: Покажем создание функции извлечения корня, упомянутой в главе "Математические вычисления", функция должна извлекать из числа корень любой степени. Начнем с главной программы: 'Главная программа для функции извлечения корняDIM argument!, wurz%CLSDOINPUT "Ввести аргумент: ", argument!INPUT "Ввести степень корня: ", wurz%LOOP WHILE argument! < 0PRINTPRINT wurzel!(argument!, wurz%)'Конец главной программыСоставим шаблон функции:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.188 (0.011 с.) |