Философия, её предмет и роль в обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия, её предмет и роль в обществе.



Философия, её предмет и роль в обществе.

Философия (греч.) – любовь к мудрости.

Основание возникновения Ф. – некая экзистенциональная потребность, т.е. необходимость составить общую картину мира со своей точки зрения, а не абстрактную (безличную). Эта общая картина, центром которой является «Я» человека, называется мировоззрением.

Исторически в процессе формирования человечества (возраст Ч. – 40 т. лет) сменилось 3 главенствующие формы мировоззрения:

· Мифологическое (миф воспринимается на веру, не требует подтверждений и доказательств и базируется на силе общественного мнения, предрассудков или идеологической пропаганды; в мифе 90% фантастики и 10% интуитивного понимания мира)

· Религиозное (отличается от мифологического тем, что из множества мифов выбирается лишь несколько; миф творится стихийно, бессознательно; религиозный миф обрабатывается идеологами общества применительно к задачам и потребностям того го-ва, где эта религия господствует)

· Философское (философия базируется не на религии, но на научном способе мышления)

Предмет философии: это учение о связи человека с миром или о мест человека в мире.

Предмет философии:

1. Онтология (что такое бытие?) 2. Гносеология (Что такое истина? учение о познании) 3. Методология (с помощью каких методов человек познает мир?) 4. Логика (каковы правильные формы и законы мышления?) 5. Антропология (что такое человек?) 6. Этика (как человек должен жить? учение о морали) 7. Эстетик а (что такое красота?) 8. Социология (что такое общество?) 9. Аксиология (что такое ценности?) 10. История ф.

Атрибуты ф. теоретичность, объективность, универсальность, абстрактность.

Роль в обществе: Функции: Мировоззренческая. что такое мир в челом и человек в этом мире. Познавательная. выработка универсальной фил. картины, мира и раскрытие природы человека в резу-те осмысления и систематизации научно знания, а так же содержания остальных форм общественного сознания. Методологическая. руководство к действию, методология – теоретическое обоснование оптимального алгоритма деятельности. Преобразовательная. Аксиологическая. Аксиология – учение о ценностях и идеалах, которые составляют ядро мировоззрения социального субъекта.

Ф. удовлетворяет духовную потребность человека в том, чтобы иметь целостное представление о мире. Ф. решает вопросы о том, что же такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-нибудь смысл и разумную цель, имеет ли какую-нибудь цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла.

Разрешение этих проблем лежит в области философского мышления. Поэтому роль философии в обществе очень велика.

 

 

Мировоззрение и его исторические типы: миф, религия, философия.

Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения: мифология; религия; философия.

Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, кот-ое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:

• происхождение Вселенной, Земли и человека;

• объяснение природных явлений;

• жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;

• вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Чертами мифа являются:

• очеловечивание природы;

• наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;

• отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);

• практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);

• однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, кот влияют на жизнь человека и окружающий мир.

При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Религия исследует вопросы те же, что и миф:

• происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;

• объяснение природных явлений;

• поступки, судьба человека;

• нравственно-этические проблемы.

Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: космоцентризм; теоцентризм; антропоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно кот-ому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

 

А

Особенности философии Сократа.

Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 - 399 гг. до н. э.). Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.

Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.

Философ был сторонником этического реализма, согласно кот-ому:

• любое знание есть добро;

• любое зло, порок совершается от незнания.

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом — цикутой.

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

• способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

• искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.;

• открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;

• ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ".

"Сократические школы" — философские учения, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу "сократических школ" относятся:

• Академия Платона;

• школа киников;

• киренская школа;

• лигарская школа;

• элидо-эритрийская школа.

 

 

Методы научного познания.

У науки свой, особый набор объектов познания в отличие от познания обыденного. Наука ориентирована в конечном счете на познание сущности предметов и процессов, что вовсе не свойственно обыденному познанию.

Научное познание требует выработки особых языков науки.

В отличие от обыденного познания научное вырабатывает свои методы и формы, свой инструментарий исследования.

Для научного познания характерна планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результатов исследования.

Наконец, отличны в науке и обыденном познании и способы обоснования истинности знаний наука - это и итог познания мира. Система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особая область деятельности, духовного производства, производства новых знаний со своими методами, формами, инструментами познания, с целой системой организаций и учреждений. Все эти составляющие науки как сложного социального феномена особенно четко высветило наше время, когда наука стала непосредственной производительной силой. Сегодня уже нельзя, как в недавнем прошлом, сказать, что наука - это то, что содержится в толстых книгах, покоящихся на полках библиотек, хотя научное знание остается одним из важнейших компонентов науки как системы. Сами уровни научного познания различаются по ряду параметров: по предмету исследования.

Эмпирическое исследование ориентировано на явления, теоретическое - на сущность; по средствам и инструментам познания; по методам исследования. На эмпирическом уровне это наблюдение, эксперимент, на теоретическом - системный подход, идеализация и т.д.; по характеру добытых знаний. В одном случае это эмпирические факты, классификации, эмпирические законы, во втором - законы, раскрытие существенных связей, теории. В XVII-XVIII и отчасти в XIX вв. наука еще находилась на эмпирической стадии, ограничивая свои задачи обобщением и классификацией эмпирических фактов, формулированием эмпирических законов. В дальнейшем над эмпирическим уровнем надстраивается теоретический, связанный со всесторонним исследованием действительности в ее существенных связях и закономерностях. При этом оба вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания.

Методы и методология познания. Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования. Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, правила в конечном счете устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей самих изучаемых объектов. Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама действительность

Методы могут быть разделены на несколько основных групп:

1. Всеобщие, философские методы, сфера применения которых наиболее широка. К их числу принадлежит и диалектико-материалистический метод.

2.Общенаучные методы, находящие применение во всех или почти во всех науках. Их своеобразие и отличие от всеобщих методов в том, что они находят применение не на всех, а лишь на определенных этапах процесса познания. Например, индукция играет ведущую роль на эмпирическом, а дедукция - на теоретическом уровне познания, анализ преобладает на начальной стадии исследования, а синтез - на заключительной и т.д. При этом в самих общенаучных методах находят, как правило, свое проявление и преломление требования всеобщих методов.

3. Частные или специальные методы, характерные для отдельных наук или областей практической деятельности.

Наблюдение - это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования.

Эксперимент в отличие от наблюдения - это метод познания, при кот-ом явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов. Преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением состоят в том, во-первых, что оказывается возможным изучать явление, так сказать, в "чистом виде", во-вторых, могут варьироваться условия протекания процесса, в-третьих, сам эксперимент может многократно повторяться.

Обозначим некот-ые методы обработки и систематизации знаний эмпирического уровня.

Анализ - процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является синтез. Синтез - это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое. Значительная роль в обобщении результатов наблюдения и экспериментов принадлежит индукции (от лат. inductio - наведение), особому виду обобщения данных опыта. При индукции мысль исследователя движется от частного (частных факторов) к общему.

 

 

Методы научного познания.

41. Исторические этапы взаимодействия общества и природы.

42. Экологические проблемы современности.

Философия, её предмет и роль в обществе.

Философия (греч.) – любовь к мудрости.

Основание возникновения Ф. – некая экзистенциональная потребность, т.е. необходимость составить общую картину мира со своей точки зрения, а не абстрактную (безличную). Эта общая картина, центром которой является «Я» человека, называется мировоззрением.

Исторически в процессе формирования человечества (возраст Ч. – 40 т. лет) сменилось 3 главенствующие формы мировоззрения:

· Мифологическое (миф воспринимается на веру, не требует подтверждений и доказательств и базируется на силе общественного мнения, предрассудков или идеологической пропаганды; в мифе 90% фантастики и 10% интуитивного понимания мира)

· Религиозное (отличается от мифологического тем, что из множества мифов выбирается лишь несколько; миф творится стихийно, бессознательно; религиозный миф обрабатывается идеологами общества применительно к задачам и потребностям того го-ва, где эта религия господствует)

· Философское (философия базируется не на религии, но на научном способе мышления)

Предмет философии: это учение о связи человека с миром или о мест человека в мире.

Предмет философии:

1. Онтология (что такое бытие?) 2. Гносеология (Что такое истина? учение о познании) 3. Методология (с помощью каких методов человек познает мир?) 4. Логика (каковы правильные формы и законы мышления?) 5. Антропология (что такое человек?) 6. Этика (как человек должен жить? учение о морали) 7. Эстетик а (что такое красота?) 8. Социология (что такое общество?) 9. Аксиология (что такое ценности?) 10. История ф.

Атрибуты ф. теоретичность, объективность, универсальность, абстрактность.

Роль в обществе: Функции: Мировоззренческая. что такое мир в челом и человек в этом мире. Познавательная. выработка универсальной фил. картины, мира и раскрытие природы человека в резу-те осмысления и систематизации научно знания, а так же содержания остальных форм общественного сознания. Методологическая. руководство к действию, методология – теоретическое обоснование оптимального алгоритма деятельности. Преобразовательная. Аксиологическая. Аксиология – учение о ценностях и идеалах, которые составляют ядро мировоззрения социального субъекта.

Ф. удовлетворяет духовную потребность человека в том, чтобы иметь целостное представление о мире. Ф. решает вопросы о том, что же такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-нибудь смысл и разумную цель, имеет ли какую-нибудь цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла.

Разрешение этих проблем лежит в области философского мышления. Поэтому роль философии в обществе очень велика.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1822; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.169 (0.033 с.)