Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия, её предмет и роль в обществе.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Философия, её предмет и роль в обществе. Философия (греч.) – любовь к мудрости. Основание возникновения Ф. – некая экзистенциональная потребность, т.е. необходимость составить общую картину мира со своей точки зрения, а не абстрактную (безличную). Эта общая картина, центром которой является «Я» человека, называется мировоззрением. Исторически в процессе формирования человечества (возраст Ч. – 40 т. лет) сменилось 3 главенствующие формы мировоззрения: · Мифологическое (миф воспринимается на веру, не требует подтверждений и доказательств и базируется на силе общественного мнения, предрассудков или идеологической пропаганды; в мифе 90% фантастики и 10% интуитивного понимания мира) · Религиозное (отличается от мифологического тем, что из множества мифов выбирается лишь несколько; миф творится стихийно, бессознательно; религиозный миф обрабатывается идеологами общества применительно к задачам и потребностям того го-ва, где эта религия господствует) · Философское (философия базируется не на религии, но на научном способе мышления) Предмет философии: это учение о связи человека с миром или о мест человека в мире. Предмет философии: 1. Онтология (что такое бытие?) 2. Гносеология (Что такое истина? учение о познании) 3. Методология (с помощью каких методов человек познает мир?) 4. Логика (каковы правильные формы и законы мышления?) 5. Антропология (что такое человек?) 6. Этика (как человек должен жить? учение о морали) 7. Эстетик а (что такое красота?) 8. Социология (что такое общество?) 9. Аксиология (что такое ценности?) 10. История ф. Атрибуты ф. теоретичность, объективность, универсальность, абстрактность. Роль в обществе: Функции: Мировоззренческая. что такое мир в челом и человек в этом мире. Познавательная. выработка универсальной фил. картины, мира и раскрытие природы человека в резу-те осмысления и систематизации научно знания, а так же содержания остальных форм общественного сознания. Методологическая. руководство к действию, методология – теоретическое обоснование оптимального алгоритма деятельности. Преобразовательная. Аксиологическая. Аксиология – учение о ценностях и идеалах, которые составляют ядро мировоззрения социального субъекта. Ф. удовлетворяет духовную потребность человека в том, чтобы иметь целостное представление о мире. Ф. решает вопросы о том, что же такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-нибудь смысл и разумную цель, имеет ли какую-нибудь цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла. Разрешение этих проблем лежит в области философского мышления. Поэтому роль философии в обществе очень велика.
Мировоззрение и его исторические типы: миф, религия, философия. Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем. В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения: мифология; религия; философия. Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, кот-ое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: • происхождение Вселенной, Земли и человека; • объяснение природных явлений; • жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; • вопросы чести, долга, этики и нравственности. Чертами мифа являются: • очеловечивание природы; • наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком; • отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); • практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.); • однообразие и поверхность мифологических сюжетов. Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, кот влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности. Религия исследует вопросы те же, что и миф: • происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека; • объяснение природных явлений; • поступки, судьба человека; • нравственно-этические проблемы. Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: • основано на знании (а не на вере либо вымысле); • рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); • логично (имеет внутреннее единство и систему); • опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: космоцентризм; теоцентризм; антропоцентризм. Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно кот-ому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции). Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе). Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).
А Особенности философии Сократа. Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 - 399 гг. до н. э.). Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д. Философ был сторонником этического реализма, согласно кот-ому: • любое знание есть добро; • любое зло, порок совершается от незнания. Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом — цикутой. Историческое значение деятельности Сократа в том, что он: • способствовал распространению знаний, просвещению граждан; • искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.; • открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании; • ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов; • воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ". "Сократические школы" — философские учения, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу "сократических школ" относятся: • Академия Платона; • школа киников; • киренская школа; • лигарская школа; • элидо-эритрийская школа.
Методы научного познания. У науки свой, особый набор объектов познания в отличие от познания обыденного. Наука ориентирована в конечном счете на познание сущности предметов и процессов, что вовсе не свойственно обыденному познанию. Научное познание требует выработки особых языков науки. В отличие от обыденного познания научное вырабатывает свои методы и формы, свой инструментарий исследования. Для научного познания характерна планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результатов исследования. Наконец, отличны в науке и обыденном познании и способы обоснования истинности знаний наука - это и итог познания мира. Система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особая область деятельности, духовного производства, производства новых знаний со своими методами, формами, инструментами познания, с целой системой организаций и учреждений. Все эти составляющие науки как сложного социального феномена особенно четко высветило наше время, когда наука стала непосредственной производительной силой. Сегодня уже нельзя, как в недавнем прошлом, сказать, что наука - это то, что содержится в толстых книгах, покоящихся на полках библиотек, хотя научное знание остается одним из важнейших компонентов науки как системы. Сами уровни научного познания различаются по ряду параметров: по предмету исследования. Эмпирическое исследование ориентировано на явления, теоретическое - на сущность; по средствам и инструментам познания; по методам исследования. На эмпирическом уровне это наблюдение, эксперимент, на теоретическом - системный подход, идеализация и т.д.; по характеру добытых знаний. В одном случае это эмпирические факты, классификации, эмпирические законы, во втором - законы, раскрытие существенных связей, теории. В XVII-XVIII и отчасти в XIX вв. наука еще находилась на эмпирической стадии, ограничивая свои задачи обобщением и классификацией эмпирических фактов, формулированием эмпирических законов. В дальнейшем над эмпирическим уровнем надстраивается теоретический, связанный со всесторонним исследованием действительности в ее существенных связях и закономерностях. При этом оба вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания. Методы и методология познания. Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования. Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, правила в конечном счете устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей самих изучаемых объектов. Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама действительность Методы могут быть разделены на несколько основных групп: 1. Всеобщие, философские методы, сфера применения которых наиболее широка. К их числу принадлежит и диалектико-материалистический метод. 2.Общенаучные методы, находящие применение во всех или почти во всех науках. Их своеобразие и отличие от всеобщих методов в том, что они находят применение не на всех, а лишь на определенных этапах процесса познания. Например, индукция играет ведущую роль на эмпирическом, а дедукция - на теоретическом уровне познания, анализ преобладает на начальной стадии исследования, а синтез - на заключительной и т.д. При этом в самих общенаучных методах находят, как правило, свое проявление и преломление требования всеобщих методов. 3. Частные или специальные методы, характерные для отдельных наук или областей практической деятельности. Наблюдение - это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования. Эксперимент в отличие от наблюдения - это метод познания, при кот-ом явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов. Преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением состоят в том, во-первых, что оказывается возможным изучать явление, так сказать, в "чистом виде", во-вторых, могут варьироваться условия протекания процесса, в-третьих, сам эксперимент может многократно повторяться. Обозначим некот-ые методы обработки и систематизации знаний эмпирического уровня. Анализ - процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является синтез. Синтез - это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое. Значительная роль в обобщении результатов наблюдения и экспериментов принадлежит индукции (от лат. inductio - наведение), особому виду обобщения данных опыта. При индукции мысль исследователя движется от частного (частных факторов) к общему.
Методы научного познания. 41. Исторические этапы взаимодействия общества и природы. 42. Экологические проблемы современности. Философия, её предмет и роль в обществе. Философия (греч.) – любовь к мудрости. Основание возникновения Ф. – некая экзистенциональная потребность, т.е. необходимость составить общую картину мира со своей точки зрения, а не абстрактную (безличную). Эта общая картина, центром которой является «Я» человека, называется мировоззрением. Исторически в процессе формирования человечества (возраст Ч. – 40 т. лет) сменилось 3 главенствующие формы мировоззрения: · Мифологическое (миф воспринимается на веру, не требует подтверждений и доказательств и базируется на силе общественного мнения, предрассудков или идеологической пропаганды; в мифе 90% фантастики и 10% интуитивного понимания мира) · Религиозное (отличается от мифологического тем, что из множества мифов выбирается лишь несколько; миф творится стихийно, бессознательно; религиозный миф обрабатывается идеологами общества применительно к задачам и потребностям того го-ва, где эта религия господствует) · Философское (философия базируется не на религии, но на научном способе мышления) Предмет философии: это учение о связи человека с миром или о мест человека в мире. Предмет философии: 1. Онтология (что такое бытие?) 2. Гносеология (Что такое истина? учение о познании) 3. Методология (с помощью каких методов человек познает мир?) 4. Логика (каковы правильные формы и законы мышления?) 5. Антропология (что такое человек?) 6. Этика (как человек должен жить? учение о морали) 7. Эстетик а (что такое красота?) 8. Социология (что такое общество?) 9. Аксиология (что такое ценности?) 10. История ф. Атрибуты ф. теоретичность, объективность, универсальность, абстрактность. Роль в обществе: Функции: Мировоззренческая. что такое мир в челом и человек в этом мире. Познавательная. выработка универсальной фил. картины, мира и раскрытие природы человека в резу-те осмысления и систематизации научно знания, а так же содержания остальных форм общественного сознания. Методологическая. руководство к действию, методология – теоретическое обоснование оптимального алгоритма деятельности. Преобразовательная. Аксиологическая. Аксиология – учение о ценностях и идеалах, которые составляют ядро мировоззрения социального субъекта. Ф. удовлетворяет духовную потребность человека в том, чтобы иметь целостное представление о мире. Ф. решает вопросы о том, что же такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-нибудь смысл и разумную цель, имеет ли какую-нибудь цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла. Разрешение этих проблем лежит в области философского мышления. Поэтому роль философии в обществе очень велика.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1909; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.237 (0.01 с.) |