Человек как философская проблема. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек как философская проблема.



Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.

Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие "личность" — совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

Таким образом, человек — это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность.

Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, кот-ое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности — врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения. По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека. В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества. В философии выделяются позитивные моральные качества: гуманизм; человечность; честь; совесть; скромность; великодушие; справедливость; верность; иные качества.

И общественно осуждаемые — негативные: чванливость; цинизм; грубость; тунеядство; трусость; нигилизм; иные негативные черты.

К общественно полезным качествам относятся: воля; решительность; мудрость; умение; установки; убеждения; патриотизм.

Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов.

Потребности — это то, в чем человек чувствует необходимость, могут быть: биологическими (естественными) - в сохранении жизни, питании, размножении и др.; духовными — стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры; материальными - обеспечить достойный уровень жизни; социальными — реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества. Потребности — основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей - важный компонент человеческого счастья. Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе. Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.

Интересы — конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Совместно с потребностями интересы — также двигатель прогресса. Среди интересов выделяются: личные (индивидуальные); групповые; классовые (интересы социальных групп - рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры); общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке); государственные; интересы всего человечества (например, в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы и др.).

Также интересы могут быть: материальными и духовными; нормальными и ненормальными; долговременными и ближайшими; разрешенными и неразрешенными; общими и антагоническими.

У каждого человека, общества, го-ва есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия.

Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение (человека, группы, класса, го-ва и т. д.), и соотносятся с общими интересами.

Особым аспектом нормальной жизни человека (личности) в обществе является наличие социальных норм — общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей. Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества: поддерживают порядок, равновесие в обществе; подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты "окультуривают" человека; помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.

Видами социальных норм являются: нормы морали; нормы группы, коллектива; специальные (профессиональные) нормы; нормы права.

Нормы морали регулируют наиболее общие варианты поведения людей. Они охватывают большой круг общественных отношений, признаны всеми (или большинством); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек (его совесть) и общество, кот-ое может подвергнуть осуждению нарушителя норм морали.

Групповые нормы — особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов (ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т. д.).

Специальные (профессиональные) нормы регламентируют поведение представителей тех или иных профессий.

Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они: устанавливаются особыми уполномоченными государственными органами; имеют общеобязательный характер; формально-определенны (четко сформулированы в письменной форме); регулируют четко определенный круг общественных отношений (а не общественные отношения вообще); подкреплены принудительной силой го-ва.

Жизнь человека и общества невозможна без деятельности — целостных, системных, последовательных, направленных на определенный результат действий. Основным видом деятельности является труд.

В современном развитом обществе труд — одна из высших социальных ценностей. Труд при отчуждении человека от средств и результатов труда теряет свою мотивацию и социальную привлекательность, становится бременем для человека и отрицательно влияет на личность. Наоборот, приносящий пользу человеку и обществу труд способствует развитию потенциала человека. Труд сыграл исключительную роль в формировании и развитии человеческого сознания, способности человека, в эволюции в целом.

Жизненная позиция — отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках. Выделяются две основные жизненные позиции: пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам; активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией.

В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает: авторитарно-конформистская (человек в своем поведении ориентируется на поведение и взгляды какого-то отдельного, очень влиятельного и авторитетного человека, как правило, руководителя коллектива); групповая-конформистская (отдельный человек, как и другие члены группы, жестко придерживается норм, принятых в группе); общественно-конформистская (отдельный индивид подчиняется нормам общества и "плывет по течению"); данное поведение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств.

Активная жизненная позиция также имеет свои грани: активное, самостоятельное поведение по отношению к другим индивидам, но подчинение лидеру группы; подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе; игнорирование общественных норм и активное стремление "найти себя" вне общества — в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах; непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действительность (пример: революционеры).

Воспитание — это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни. Воспитание осуществляют различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом. Основные цели воспитания: подготовить человека к жизни в обществе (передать ему материальную, духовную культуру, опыт); развить общественно ценные качества личности; стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обществе качества; научить человека взаимодействию с другими людьми; научить человека труду.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.2.96 (0.007 с.)