Возможно ли творчество в обучении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возможно ли творчество в обучении.



Многие студенты весьма критически относятся к идее творчества в обучении. Они не видят в своей деятельности места для творчества, поскольку творческое мышление ассоциируется только с великими учеными и великими открытиями. Однако даже переработка учебного материала, решение учебных задач могут иметь творческий характер и приводить к индивидуальным открытиям, закладывающим базу для будущего.

Кроме того, результатом обучения должна быть не только сумма знаний, но и культура мышления. Использование возможностей своего мышления, развитие его — это поистине творческий процесс.

Очень важно приобрести эту «привычку творчества», почувствовать «вкус творчества» в процессе обучения. Помните: студент, привыкший к формальному оперированию предлагаемой информацией, не вырастет в творчески работающего специалиста, и наоборот — привыкший творчески относиться к любому заданию не сможет формально выполнять и свою профессиональную деятельность

О творчестве в науке, в искусстве написано немало. «Творческое мышление — это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения задачи» [19, с. 149]. Творческое решение задачи предполагает новый взгляд на ситуацию, попытку рассмотреть ее с новой стороны. Исходя из этого мы говорим не только о творчестве великих ученых, писателей, художников, но и о творчестве каждого человека при решении самых разных задач.

Вспомним забавную загадку, которую преподносит нам Айзенк [20]: «На двадцатом этаже небоскреба живет карлик. Каждое утро он выходит из своей комнаты и на лифте спускается вниз. И каждый вечер он возвращается обратно. При этом он доезжает на лифте до десятого этажа, выходит и дальше идет пешком. Требуется пояснить поведение карлика». Традиционными гипотезами, объясняющими ситуацию, являются следующие: «Он тренируется», «Заходит к приятелю, который живет на десятом этаже». Вообще говоря, нельзя считать данные гипотезы неверными. Они очень вероятны и могут найти подтверждение в действительности. Другое дело, что они слишком стандартны, стереотипны, т. е. возникали по аналогии с обычно наблюдаемыми в жизни ситуациями.

Нешаблонный, новый взгляд на эту ситуацию — это учет возможностей карлика: его маленький рост позволяет дотянуться лишь до кнопки 10-го этажа. Как видим, само условие задачи уже содержит в себе решение, но чтобы его увидеть, надо преодолеть стереотипы привычных рассуждений, привычных аналогий.

Что мешает человеку мыслить творчески? Это, прежде всего, страх. Страх показаться смешным, не очень умным.

Г. Линдсей, К. С. Халл и Р. Ф. Томпсон [19, с. 152] говорят о четырех основных препятствиях на пути к творческому мышлению:

«1. Конформизм — желание быть похожим на другого, быть как все. Подобное чувство может возникнуть в детстве, если первые фантазии, продукты детского воображения не находят понимания у взрослых, и закрепиться в юности, когда молодые люди не хотят слишком отличаться от своих сверстников.

2. Цензура, в особенности внутренняя. Люди, которые боятся собственных идей, склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытаются творчески решать возникающие проблемы.

3. Ригидность, часто приобретаемая в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют научить ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения.

4. Желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений».

Для творческого процесса важно умение превращать привычное в непривычное, увидеть в новой проблеме (ситуации) знакомое. Важен свежий взгляд на то, что стало привычным, уже примелькалось.

Люди «получают наследство» из штампов, шаблонных фраз, стереотипных способов понимания, придающих окружающей действительности удобную, привычную форму, но от этого «наследства» нужно уметь отказываться.

Вы должны научиться предоставлять своим мыслям свободу и не пытаться направить их по определенному руслу. Полезным может оказаться упражнение, называемое свободным ассоциированием. Представьте, что вы озабочены решением какой-либо проблемы. Попробуйте отвлечься от нее. Включите магнитофон в режим записи и начните говорить все, что приходит вам в голову. Отдохните, а потом проанализируйте выданную вам словесную продукцию. Решение проблемы где-то рядом. Однако помните, что такое упражнение имеет смысл уже после долгой работы над данной проблемой, ее тщательного анализа.

Свободное ассоциирование лежит в основе группового решения задач методом «мозгового штурма». Мозговой штурм широко используется для решения разного рода производственных, административных и других задач. Группа людей собирается для «свободного ассоциирования» на заданную тему. Каждый участник предлагает все то, что приходит ему на ум. Критика запрещена. Цель — получить как можно больше новых идей, так как чем больше идей будет предложено, тем больше шансов для выявления по-настоящему хорошей идеи. Идеи тщательно фиксируются и по окончании мозгового штурма критически оцениваются, причем, как правило, другой группой людей.

Творческий процесс можно описывать по-разному. Один из подходов — выделение двух фаз в творческом решении задач:

1) поиск странного и непонятного в том, что хорошо знакомо и известно;

2) превращение странного и непонятного в знакомое и известное.

Обе эти фазы могут быть осуществлены с помощью аналогий. Аналогия всегда рассматривалась как фундаментальная форма мышления, так как многие человеческие действия опираются на аналогию.

Важно подчеркнуть, что инструментом творческой деятельности является сознательное, целенаправленное использование аналогий. Аналогия может быть:

личностной,

прямой (или непосредственной),

символической,

фантастической.

Наибольшее значение придается личностной аналогии. Что это такое? Вы вживаетесь в образ изучаемого объекта, отождествляете себя с ним или с каким-нибудь элементом задачи, пытаетесь на себе ощутить связи и отношения с другими объектами (элементами задачи). Например, химик может отождествиться с молекулой, оставаясь человеческим существом, действующим как молекула, ощущая притяжение и отталкивание других молекул и т. д., и таким образом добираясь до источника неясности в исследуемом предмете и процессе. Направить процесс мышления в эту сторону могут, например, такие вопросы: «Что ощущает данный предмет в данных условиях? Что бы я ощущал, если бы был этим предметом (молекулой, пружиной, планетарной системой) в данных условиях?».

При использовании прямой аналогии мы ищем сходство между вещами или их комплексами. Находя в окружении похожий предмет, мы можем найти некоторые принципы, которые могут стать ключом к решению искомой задачи.

Символическая аналогия используется главным образом как способ превращения странного в знакомое. Она позволяет выявить самые глубокие подсознательные ассоциации. Символическая аналогия близка к поэтическому и мифическому восприятию мира.

Хорошими примерами символического отражения научных абстракций являются, например, знаменитый термодинамический «демон Максвелла», «танцующие обезьяны» в бензольном кольце Кекуле или же «злодей из Багдада» в квантовой механике — символический аналог нейтрино.

Фантастическая аналогия является средством, при использовании которого самые общие и устойчивые научные закономерности признаются недействительными. Эти аналогии запускаются вопросами типа: «Что бы случилось, если бы...». Классическим примером является здесь рассуждение Эйнштейна о том, что делается в падающем лифте, а также конструирование различных систем неклассической геометрии.

Приведенная нами классификация аналогий основана на методе синектики. Синектика — это метод решения творческих задач, в основе которого лежит отказ от использования наиболее очевидных и превратившихся в догматы истин. С этой точки зрения, источник творчества и механизм его заключаются в соединении между собой различных и внешне друг с другом не связанных элементов. Именно это положение дало название методу, поскольку синектикус по-гречески — соединяющий, охватывающий; с инектацо — соизмерить, охватить. Аналогии являются механизмом творческого процесса и помогают при решении самых сложных задач.

Мы рассмотрели основные принципы организации мыслительной деятельности. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что каждый из вас должен стремиться как можно более полно изучить особенности своего мышления и предоставить им возможности дальнейшего развития. Не ругайте себя, если вы испытываете трудности при решении задач или усвоении материала. Ищите свой индивидуальный стиль и активно применяйте его — это залог ваших творческих свершений.

Итак, помните: мышление — важнейший инструмент познания мира, имеющий свои особенности у каждого из вас. Берегите же этот инструмент, совершенствуйте его, используйте в соответствии с его особенностями!


ГЛАВА 6

ОПЕРАТИВНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ

 

В этой главе мы расскажем вам о некоторых приемах саморегуляции, которые несложно освоить самому. Однако это не означает, что приемы сработают сразу, как только вы о них прочтете. Любой прием для того чтобы он стал действенным, требует некоторого времени и усилий. Но когда мы говорим об усилиях, то не имеем в виду усилия типа «сцепив зубы», а усилия, которые складываются из желания, последовательности и веры в то, что делаешь. Разные приемы требуют разных условий и разного времени на отработку в зависимости от цели и особенностей человека, который тренируется. Мы выбрали приемы, которые могут помочь первокурснику в его наиболее сложных ситуациях и типичных состояниях. С некоторыми упражнениями для тренировки внимания, памяти, скорочтения, мышления вы уже знакомы, поэтому этой стороны мы не касаемся.

В какой-то момент времени многие первокурсники начинают чувствовать себя неважно: «скачет» внимание, трудно сосредоточиться на чем-то, голова становится «тяжелой», мысли «разбегаются» или голова перестает «соображать», одолевают мрачные предчувствия и усталость. Как правило, количество и интенсивность жалоб увеличиваются по мере приближения сессии.

Все эти состояния могут быть связаны со многими причинами, более или менее глубокими (темперамент, особенности характера и личности), или такими, как реакция на большую нагрузку, на неопределенность, будущую сессию, на изменения, которые могут происходить с самим студентом. Большинство из этих состояний можно обобщить понятием «психическая напряженность». Для того чтобы справиться с ней, иногда достаточно научиться «расслабляться», вернее, не научиться, а оживить, вспомнить, вновь включить механизмы автоматической саморегуляции.

РАССЛАБЛЕНИЕ

Начать лучше и легче всего с расслабления мышц — их напряжение нетрудно заметить. Расслабление мышц приводит к изменению деятельности мозга, к переводу его из режима «возбуждения» в режим «покоя», способствует глубокому концентрированному отдыху и восстановлению сил.

1. Попробуйте сделать вот это. Сейчас, когда вы читаете эти строки, обратите внимание на то, как чувствуют себя мышцы вашего лица и тела? Мышцы лба, бровей, век, жевательные мышцы, мышцы губ; мышцы рук и ног, плеч, живота... Отметьте степень их напряжения или расслабления и... удалите (снимите) лишнее напряжение — это легко:

— «разгладьте» лоб (сотрите морщины «думания»);

— «отведите» брови от переносицы — исчезла складка между бровями;

— разомкните стиснутые зубы;

— приведите губы в спокойное состояние;

— «освободите» голову из плеч, для этого позвольте плечам спокойно обвиснуть;

— перестаньте лихорадочно сжимать ручку (книгу, подлокотник кресла);

— «отпустите» бессознательно «подобранный» живот;

— «стряхните» напряжение с мышц ног.

И вы почувствуете, как одновременно с этими действиями, снимающими напряжение, начинает появляться (пока слегка) состояние расслабления.

2. Во время лекций и семинаров периодически проводите такую «ревизию» мышц: т. е. определите, насколько функционально мышцы напряжены для выполнения данного действия, например письма, а насколько и какие — дисфункционально — с чрезмерным и ненужным напряжением; расслабьте мышцы, которые в данный момент не должны «работать».

3. А теперь закройте глаза и, начиная со лба, медленно, спокойно «пройдитесь» мысленно по мышцам всего тела, помогая им «проявить» расслабление еще больше. Посидите в этом состоянии некоторое время, почувствуйте его.

4. Еще большего эффекта можно достичь, если вы ляжете на спину, удобно положив голову на подушку, закроете глаза и будете расслабляться под ритм собственного дыхания следующим образом. На вдох вы проговариваете про себя подготовительную часть утверждения: Мышцы лба (бровей, век и т. д. — последовательно)»... а на выдохе — утвердительную.... — «расслаблены». И так — для каждой группы мышц.

5. Со временем, когда вы натренируетесь, расслабление можно будет вызывать по «памяти тела», а пока предлагаем вам еще несколько приемов для расслабления.

Резиновая игрушка

Закройте глаза и представьте, что вы — игрушка, резиновая игрушка (подушка, надувной матрац), надутая воздухом — упругая, напряженная. Это сделать легко. Можно немного помочь себе и действительно напрячь мышцы всего тела. Когда вы отождествитесь с игрушкой, представьте, что из игрушки вынули затычку и из нее начинает выходить воздух, — она теряет упругость до тех пор, пока не окажется в некотором равновесном состоянии. При этом (если вы хорошо «отождествились») вы почувствуете, как уходит напряжение из мышц вашего тела, мышцы расслабляются.

Солнечная масса

Представьте, как в вас проникает (например через ступни ног) теплая, легкая, золотистая «солнечная масса». Вы представляете, как легко она заполняет, обволакивает все пространство вашего тела, как медленно, постепенно согревает каждую его клеточку — приятная, теплая, золотистая масса.

Голубое небо

Перед глазами появляется купол голубого неба... медленно плывущие большие белые облака... Не хочется шевелить ни ногами, ни руками... Возникает приятное чувство отдыха и покоя.

Приятное прошлое

Можно просто, без каких-либо дополнительных приемов, вспомнить ситуацию из прошлого, в которой вы чувствовали наибольший покой, уют и состояние отдыха, расслабленности. Перенеситесь в эту ситуацию, окунитесь в нее!

Если вы проделываете упражнения перед сном, расслабившись, вы можете быстро уснуть и хорошо выспаться. Днем даже кратковременное пребывание в этом состоянии способствует хорошему отдыху и восстановлению сил.

МОБИЛИЗАЦИЯ

Если вы расслабились, отдохнули, то можно сделать упражнения, возвращающие бодрость.

1. Медленно сожмите пальцы в кулак, согните руки в предплечьях, потянитесь (вспомните, как потягивается кошка или собака после сна), при потягивании сделайте глубокий вдох, потом одновременно с быстрым опусканием рук — выдох, откройте глаза, встаньте.

2. Представьте, как тяжесть расслабления уходит из рук и ног, они наполняются упругостью, легкостью. Дыхание углубляется, становится частым. С каждым вдохом вы чувствуете, как тело наполняется энергией и бодростью.

3. Можно представить себя под прохладным душем: прохладная вода стекает по спине, кожа покрывается «пупырышками».

4. Вызовите в памяти запомнившуюся ситуацию, когда вы были в хорошем, бодром состоянии.

САМОВНУШЕНИЕ

Расслабляясь, каждый из вас отметил, наверное, что по мере расслабления как-то меняется и состояние сознания: мысли теряют свою четкость, конкретно ни о чем не хочется думать, перед внутренним взором начинают возникать какие-то образы в виде картин, отдельных деталей, лиц, цветовых пятен — это и означает, что на место логического мышления приходит образное. В этом состоянии, как говорил один автор: «открываются поры подсознания» — и это можно использовать для помощи себе, для определенных целей. Для каких же?

В это время очень хорошо усваиваются и действуют самовнушения. Откладываясь в более глубинных слоях психики, они начинают производить необходимые изменения в подсознании, которые приводят к изменениям в поведении.

Однако к формулам (фразам) самовнушения, чтобы они были эффективными, предъявляются определенные требования. Формулы должны быть:

а) краткими,

б) утвердительными,

в) позитивно окрашенными,

г) реальными — соответствующими возможностям и особенностям человека,

д) в каждой формуле должно содержаться одно намерение, а если несколько, то близких по смыслу,

с) формулы должны относиться к конкретным особенностям поведения. Вот несколько примеров.

 

Неверно составленные формулы Верно составленные формулы
Голова не болит. Голова ясная, свежая, отдохнувшая.
Я снял усталость. Я хорошо отдохнул.
Я не отвлекаюсь. Я сосредоточен, внимателен. Мое внимание сосредоточено на...
Я ни о чем не беспокоюсь. Я спокоен, я полностью спокоен.
Я не стесняюсь. Я свободен и раскован. Сердце бьется ровно и спокойно.

С некоторыми примерами формул вы уже познакомились в главе 3.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Эффект самовнушения усиливается, если наряду с формулировками-утверждениями использовать еще и образы. Например, когда вы произносите фразу «Я полностью спокоен», представьте себя в состоянии спокойствия: непринужденная поза, уверенная, спокойная речь, какие-то другие ощущения, устойчиво связанные у вас с состоянием спокойствия.

Или рассмотрим, например, ситуацию на семинаре: во время выступления ваши мысли путаются, вы не можете дать ясный ответ, даже хорошо зная материал, тревожитесь, а приказы «Взять себя в руки», «Не беспокоиться» — не срабатывают. И это повторяется каждый раз. В этом случае предлагаем вам, предварительно расслабившись и активизировав образное мышление, представить себе аудиторию, где проходит семинар, всю обстановку в деталях, присутствующих людей, преподавателя и себя, но только в «положительном образе». Вы «видите» себя спокойным, с гордо поднятой головой, развернутыми плечами, уверенно стоящим у доски. Формулы: «Моя речь ясная, плавная, спокойная, уверенная», «Я излучаю спокойствие и уверенность». Вы «видите», что вас внимательно слушают сокурсники и преподаватель, им интересно.

Такая неоднократная проработка ситуации с «положительным знаком» в воображении помогает в реальной жизни вести себя гораздо более уверенно и спокойно. Однако стоит напомнить, что при тренировках очень важно «вживаться» в желаемый образ, отмечая все положительные изменения в функционировании организма и мышления, а не просто думать об этом.

Со стороны виднее

Сталкиваясь с различными жизненными ситуациями, мы чаще всего пытаемся анализировать их, искать причину, размышлять, что и как происходило. Но это только один путь приобретения жизненного опыта, познания и изменения себя. Существуют, оказывается, и другие способы саморегуляции, может быть, не такие распространенные, но очень интересные — способы с привлечением воображения.

Действительно, интересующую вас ситуацию всегда можно представить в деталях и произвести с ней любые манипуляции:

— посмотреть на ситуацию «сверху» или «снизу»;

— отстраниться — увидеть себя как-бы со стороны (например на экране телевизора);

— войти в ситуацию, изменить общую картину или отдельные ее детали;

— окрасить в другие цвета, сделать светлее или темнее.

Например, с некоторыми людьми вы чувствуете себя скованно, и это состояние можно охарактеризовать, как состояние «ребенка» — маленького и беззащитного, которого могут наказать большие взрослые люди. И от этого у вас пересыхает в горле, дрожат колени и куда-то исчезает способность соображать. Чтобы помочь себе и справиться с такими состояниями, вызовите в воображении ситуации и тех людей, с которыми у вас связаны неприятные переживания, но при этом постарайтесь представить себя во много раз выше, чем ваши партнеры по общению. И вот теперь со стороны своего огромного роста вы начинаете взаимодействовать с ними, ощущая как вместе с большими размерами в вас вырастают ощущения силы, уверенности, «взрослости». (На первых порах, могут проскользнуть эмоции раздражения и агрессии).

Эти упражнения лучше делать в расслабленном состоянии и в связанном с ним состоянием отрешенности.

Изменение будущего

Еще один прием. Во время расслабления, когда вы достигли состояния покоя и комфорта, или в другой обстановке, когда вы просто чувствуете себя «на высоте», спокойно и уверенно, зафиксируйте, войдите в эти состояния. Теперь представьте какую-либо предстоящую ситуацию, которая вас заранее тревожит. «Нарисуйте» в воображении обстановку: помещение и находящихся там людей. Ваша основная задача — «перенести» в ту обстановку свое состояние, которое вы имеете «здесь и сейчас». Ценным в этом упражнении является то, что в случае появления негативных переживаний при «вхождении в ситуацию» вы можете возвратиться к своим действительно имеющимся ощущениям «здесь и сейчас», «зарядиться» ими и вновь сделать попытку для создания желаемого поведения.

Талисман

Издавна люди пользовались талисманами, считая, что они наделены магической силой, способны защитить человека от опасностей и трудностей. И в этом есть свой психологический смысл, связанный с верой в то, что помощь талисмана придает человеку уверенность, способствует активизации сил и защищенности.

Предлагаем вам найти или сделать для себя такой «талисман», который будет помогать вам, например, на экзамене.

Когда вы готовитесь к экзамену и чувствуете творческое вдохновенное состояние, когда мышление и память работают хорошо и вы довольны собой, попробуйте «закрепить» это чувство. Для этого можно использовать:

— любой образ, но лучше возникший спонтанно и связанный с вашими состояниями;

— любые ощущения;

— какое-нибудь действие (например, нажать в этот момент на кнопку ручки: показать себе большой палец; похлопать или погладить себя по груди). И если вы каким-либо способом установите и закрепите связь между состоянием вдохновения и условным сигналом, то это и будет вашим «талисманом». В нужный момент вы сможете вызвать необходимое состояние через включение этого сигнала.

КОГДА БОЛИТ ГОЛОВА

С помощью приемов на расслабление можно достаточно легко снимать боли, связанные с перенапряжением мышц, которое чаще всего сопутствует стрессовой ситуации. Всем известно, что голова может болеть от переутомления, от чрезмерного напряжения, волнения, от «нервов», — эти состояния чаще всего проявляются в ощущениях сжатия и давления на голову.

Научившись занятиям по расслаблению, можно успешно снимать головные боли такого рода.

Дополнительно можно более тщательно расслабить мышцы лба, бровей, переносицы, затылка, шеи, плечевого пояса. Делайте это спокойно, плавно, без выраженных волевых усилий. Можно применять формулу: «Голова ясная, свежая, бодрая» или другие, более приятные вам.

Некоторым помогает снять головную боль вызывание тепла в области лба и последующее распространение тепла на всю голову. Такого же результата можно добиться и вызывая ощущение прохлады (формула: «Прохладный ветерок овевает мой лоб»). Кому какой прием помогает, можно проверить экспериментально. Но если головные боли у вас появляются часто и не поддаются регуляции, то следует обратиться к врачу.

Общее расслабление с представлением спокойных картин природы (в голубых и зеленых тонах) неплохо снимает сердцебиение или боли сжимающего характера. Формула: «Сердце бьется ровно и спокойно».

Можно представить легкое, приятное, струящееся тепло в области сердца. Применять этот прием тем, у кого имеются хронические болезни сердца, следует только после консультации с врачом.

Необходимо отметить, что у каждого из нас есть множество различных потенциальных средств управления своим состоянием, естественных, своих, надежных.

Надо только научиться прислушиваться и тренировать их, исходя из позитивных, «здоровых» намерений своего организма и психики.

Пример из практики

Предлагаем вам один эпизод из работы психолога со студенткой. На очередной встрече студентка говорит, что сейчас ей «трудно соображать, поскольку болит голова».

Психолог:

— Какого рода у Вас головная боль, опишите?

Студентка:

— Как будто вбиты гвозди по лобной части головы.

П.:

— Закройте глаза и в воображении попробуйте «увидеть» эти «гвозди».

С.:

— Да, увидела. Они соединены чем-то, напоминающим гребень.

П.:

— А теперь представьте себе руку человека, которому вы доверяете, к которому вы можете обратиться за помощью. Пусть эта рука возьмется за гребень, я сосчитаю до трех и на счет «три» рука выдергивает гребень. Готовы?

Раз. Два. Три. Что Вы видите?

С.:

— Гребень исчез, но только с левой половины головы.

П.:

— Хорошо. Сделаем еще одну попытку. Раз. Два. Три.

С.:

— Он еле держится.

П.:

— Попытаемся последний раз. Раз. Два. Три.

С.:

— Рука и гребень исчезли.

П.:

— Какой цвет у вас ассоциируется с покоем?

С.:

— Голубой.

П.:

— Представьте этот голубой цвет и попробуйте как бы заполнить им все «пространство головы». Получилось? Побудьте в этом состоянии некоторое время.

П.:

— (Через некоторое время). Какие ощущения в голове?

С:

— Ощущение легкости. Головной боли нет.

Этот пример приведен не для того, чтобы вы именно таким образом пробовали снимать головную боль, это не «патентованная таблетка», а образец того, как можно регулировать свои состояния, используя собственное воображение.

Так, например, в другом случае ощущение головной боли: «как будто иглой колет» — было снято после того, как студент представил, что накачивает- иглу теплым воздухом. Постепенно игла превратилась в воздушный шар и улетела вместе с головной болью.

Объясняется действие таких упражнений тем, что наше воображение тесно связано (часто самым причудливым образом) с работой многих органов тела и «знает» много хороших средств для помощи.

ОПЯТЬ ОБ ЭКЗАМЕНАХ

Собственно говоря, многие из перечисленных выше приемов действуют в любых ситуациях, особенно если вы заблаговременно смогли хотя бы немного потренироваться в спокойной обстановке и закрепить полученные навыки. Предлагаем несколько вспомогательных приемов, которые могут быть применены без предварительной тренировки, например, на экзаменах.

Воспоминание о будущем

Если на экзамене, несмотря на все попытки снять тревогу, вы все же сильно волнуетесь, и это мешает вам сосредоточиться и полностью погрузиться в полученное задание, то может быть поможет «ощущение», что экзамен уже благополучно сдан?

Представьте то облегчение, ту радость и блаженство, которое вы испытываете, выходя из аудитории после экзамена. Представьте коридор, в который вы выйдите, и то, как поднимите руку с растопыренными четырьмя или пятью пальцами в ответ на вопрос: «Ну что?» И сразу плечи станут легкими и свободными, волнение исчезнет и... экзамен сдан!

Отвлечение

Бывает иногда, что при внешнем спокойствии вы тем не менее чувствуете, что находитесь в состоянии мыслительной дезорганизации, что мысли перескакивают с одного на другое, и вы не можете «поймать» рабочий режим. В условиях дефицита времени можно применить один из следующих приемов, который, возможно, поможет вернуться в привычное творческое состояние.

1. Выберите точку (или предмет) и постарайтесь, не мигая, пристально смотреть на него как можно дольше — до появления слез и небольшой рези в глазах. После этого на 30 секунд крепко зажмурьте глаза.

2. Выберите точку и постарайтесь, глядя на эту точку, все внимание сосредоточить на том, что находится вне этой точки. Старайтесь не отрывать взгляда от точки и охватить периферическим зрением как можно больше предметов вокруг.

3. Попробуйте медленно, в течение примерно 3 мин. сжимать пальцы в кулак, фиксируя внимание на самом процессе сжимания. Постарайтесь проникнуться этим медленным процессом сжатия. Потом сразу же займитесь делом.


ПОСЛЕСЛОВИЕ

Итак, вы закрыли последнюю страницу книги. Конечно, за ее пределами остались такие наиважнейшие темы, как любовь и ненависть, свобода и зависимость, одиночество и радость общения. Мы не обсуждали здесь вопросов самоанализа и других более глубоких, а потому и более надежных средств самоуправления, а возможно, и самоизменения. И, конечно же, ли одна из затронутых тем не исчерпана полностью.

Всему свое время и место.

В этом пособии мы хотели, прежде всего, дать необходимый минимум информации и средств, которые помогли бы начинающему студенту в его нелегкой работе — в освоении вузовской жизни и нахождении оптимальных способов обучения. Те читатели, которые заинтересовались какой-либо из предложенных тем, могут более подробно ознакомиться с рекомендуемой литературой.

Надеемся, что вы нашли в этом пособии то, что может вам пригодиться для успешного включения в жизнь вуза. Если это действительно так, то мы очень рады.

Ни пуха, ни пера!

 


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Новосибирск, «Наука», 1987.

2. Алякринский Б. С. Беседы о самовоспитании. М., 1977.

3. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980.

4. Беляев Г. С., Лобзин В. С., Копылова И. А. Психогигиеническая саморегуляция. Л., 1971.

5. де Боно Э. Рождение новой идеи. М., «Прогресс». 1976.

6. Вейн А. М., Каменецкая Б. И. Память человека. М., 1973.

7. Вормсбехер В., Кабин Д. 100 страниц в час. Кемерово, 1976.

8. Воспитание культуры чтения у школьников. М., 1971.

9. Восприятие. Механизмы и модели. М., 1974.

 

10. Вулдридж Д. Механизмы мозга. М., 1965.

11. Гецов Г. Г. Рациональные приемы работы с книгой. М., 1975.

12. Доблаев Л. П. Психологические основы работы над книгой. М., 1970.

13. Емельчев В. Е. Вы можете научиться читать в три раза быстрее, ЭКО, 1973, № 5.

 

14. Иванов С. М. Абсолютное зеркало. М., «Знание», 1986.

15. Иванов С. М. Лабиринт Мнемозины. М., 1972.

16. Иванов С. М. Отпечаток перстня. М., 1973.

17. Ильюченок Р. Ю. Эмоции и память (реальность и мифы). Новосибирск, 1988.

 

18. Ипполитов Ф. В. и др. Память и ее восприятие. М., 1971.

19. Клацки Р. Память человека. М., 1980.

20. Клейнзорге Г., Клюмбенс Г. Техника релаксации. М., 1965.

21. Коростелев Н. Б. От А до Я. М., 1987.

22. Краткий справочник книголюба. М.: Книга, 1984.

23. Кузнецов О. А., Хромов Л. Н. Техника быстрого чтения. М., 1983.

24. Кукушкин В. Д., Неволин И. Ф., Бушуев В. С. Организация умственного труда: курс лекций. М., 1976.

25. Куприянович Л. И. Резервы улучшения памяти. М., 1970.

26. Ладанов И. Д., Полунин Ю. Д. Профессиональная память хозяйственного руководителя. Учебное пособие. М., 1983.

27. Леви В. Л. Искусство быть собой. М., 1973.

28. Лезер Ф. Рациональное чтение. М., 1980.

29. Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1979.

30. Линдеман X. Аутогенная тренировка: путь к восстановлению здоровья и работоспособности. М., 1985.

31. Линецкий М. Л. Внушение и мы. М., 1983.

32. Лобзин В. С, Решетников М. М. Аутогенная тренировка. Л., 1986.

33. Лорейн Г. Как развить мощную память. ЭКО. 1981, № 2—4.

 


34. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). М., 1966.

35. Нагорный В. Э. Гимнастика для мозга. М., 1972.

36. Норман Д. Память и научение. М., 1985.

37. Пекелис В. Твои возможности, человек. М., 1973.

 

38. Петрусинский В. В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. М., 1987.

39. Поварнин С. И. Как читать книги. М., 1974.

40. Попов Г. Техника личной работы. М., 1968.

41. Русаков Б. А. Как научиться. Новосибирск, 1974.

42. Рыженков П. Е., Левина М. Н. В поисках собственного Я. Новосибирск, 1986.

43. Сергеев Б. В. Тайны памяти. М., 1974.

44. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.

45. Федотов В. В. Рациональная организация умственного труда. М.: Экономика, 1987.

46. Хофман И. Активная память. М., 1986.

47. Хрестоматия по вниманию. М., 1976.

48. Чтение в изменяющемся мире. М., 1974.

49. Швайко В. В. Вы можете читать в три раза быстрее. Томск. 1979.

50. Швайко В. В. Сборник заданий по динамическому чтению. Томск, 1979.

51. Швайко В. В. Методические рекомендации по совершенствованию техники чтения. Омск, 1980.

52. Bandler R., Grinder J. Frogs into princes. Moab. U. T; Real People Press. 1979.

53. Schuster I). II., Gritton Ch. E. SALT: suggestive accelerative learning techniques. Theory and applications. N. — Y. 1985.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ахматова А. Избранная лирика. М., 1977. С. 221. Горький М. Часы //Собр. соч.: В 30-ти т. М., 1949. Т. 2. С. 426

Ляшко А., Зорин В. Реформа записной книжки // ЭКО, 1981. № 7. С. 52.

Флоренский о литературе // Вопросы литературы. 1988. № 1. С. 158-159.

Чудакова М. Беседы об архивах. М., 1975. С. 77. Любищев А. А. Общие принципы ознакомления с литературой // Советская библиография. 1988. № 6. С. 77. Аннинский Л. А. Боковое зрение // Советская библиография. 1988. № 1. С. 53—55.

Вейзе А. А. Чтение, реферирование и аннотирование иностранного текста. М., 1985. С. 59.

Кузнецов О. А., Хромов Л. Н. Техника быстрого чтения. М., 1983. С. 56.

Петрусинский В. В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. М., 1987.

Швайко В. В. Вы можете читать в три раза быстрее. Томск, 1979.

Швайко В. В. Сборник заданий по динамическому чтению. Томск, 1979.

Вулдридж Д. Механизмы мозга. М., 1965.

Лорейн Г. Как развить мощную память // ЭКО, 1981. № 2—4. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. М., 1986. С. 9. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Новосибирск, 1987. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В. В. Петухова. М., 1981. С. 97.

Яглом И. М. Почему высшую математику открыли одновременно Ньютон и Лейбниц? Число и мысль. М., 1983. Вып. 6. Линдсей Г., Халл К. С., Томпсон Р. Ф. Творческое и критическое мышление. М., 1981. Айзенк А. Проверьте свои способности. М., 1970. С. 176..


 

 

Учебное пособие

САМООРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

Редактор издательства В. П. Беляева Художественный редактор Т. И. Воронова

Художник Т. И. Воронова

Технический редактор Л. Т. Шарапова

Корректор М. П. Мякинникова

ИБ № 114

Сдано в набор 15. 08. 90 г. Подписано в печать.. г. Формат 84х108 1/32. Бумага типографская N° 2. Гарнитура литературная. Печать высокая. Усл. печ. л. 6,3. Усл. кр. -от. 6,82. Уч. -изд. л. 5,9. Тираж 11300 экз., заказ 1192. Цена 1 р. 20 к.

Издательство Новосибирского университета 630058, Новосибирск, 58, ул. Русская, 35

Полиграфобъединение «Кедр», НСО, г. Болотное, ул. Калинина, 12.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.141.228 (0.187 с.)