Элементы учетной политики организации по активам и обязательствам, стоимость которых выражена в иностранной валюте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элементы учетной политики организации по активам и обязательствам, стоимость которых выражена в иностранной валюте



Для учета внешнеторговых операций в учетной политикой организации должен быть утвержден рабочий план счетов, применение которого позволило бы получать всю необходимую информацию для осуществления контроля, обобщения, анализа и своевременного принятия правильных управленческих решений. В основу плана счетов должны быть положены экономические особенности учитываемых объектов (валютных средств, экспортных и импортных товаров, международных расчетов, кредитов), характер их участия в бухгалтерском учете. Рабочий план счетов организации разрабатывается таким образом, чтобы обеспечить обособленную группировку данных по внешнеэкономическим операциям. Из нескольких методов учета, предусмотренных законодательством, организация имеет право выбрать один и закрепить его в учетной политике. Так, например, стоимость импортных товаров можно отражать с применением счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» либо без него или сразу на счет 41 «Товары». Затраты на доставку товаров можно включить в фактическую себестоимость импортных товаров или учитывать на счете 44 «Расходы на продажу».
Применяемый в организации метод определения первоначальной стоимости товаров и выбранный вариант учета коммерческих расходов должен быть закреплен в учетной политике. При отражении их нужно указать способ, по которому они списываются со счета 44 «Расходы на продажу»: полностью или частично (пропорционально выбранной базе).Учетная политика организации-импортера должна содержать детальное описание применяемых способов оценки импортируемых материальных ценностей, отражая перечисленные показатели за максимально возможный период (пять лет).При разработке рабочего плана счетов необходимо выделить на отдельных субсчетах учет внешнеторговых операций по их видам: на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» сформировать субсчет «Формирование импортной стоимости материальных ценностей». На этом субсчете по партиям аккумулируются все затраты, связанные с приобретением импортных материальных ценностей. Его применение позволит принимать к учету поступившие материальные ценности по учетным ценам, списывая возникшие отклонения на соответствующие счета бухгалтерского учета. Для учета товаров, отгруженных на экспорт, к счету 45 «Товары отгруженные» открываются субсчета, которые позволяют контролировать конкретное местонахождение товара в пути следования к иностранному покупателю. В зависимости от условий поставки, предусмотренных договором, у организации, экспортирующей товар, могут возникнуть расходы, связанные с движением товара в рублях и иностранной валюте как на территории РФ, так и за ее пределами. Такие расходы учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». К этому счету также необходимо открыть субсчет «Расходы на продажу по экспорту» с субсчетами второго порядка: 1. «Расходы на продажу по экспорту в рублях»; 2. «Расходы на продажу по экспорту в валюте».В учетной политике организации необходимо описать формы и методы заполнения первичных документов, регистров аналитического и синтетического учета для экспортно-импортных операций.
Для оформления фактов хозяйственной деятельности применяются соответствующие унифицированные формы первичной учётной документации, утверждённые Госкомстатом России. При их отсутствии применяются самостоятельно разработанные организацией формы документов, отвечающие требованиям ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Формы таких первичных документов необходимо оформить в виде отдельного приложения к учётной политике. Это касается и использования типовых первичных учётных документов, в которые организация внесла дополнения. Согласно ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» необходимо утвердить все формы применяемых в организации первичных учетных документов, а не только разработанные самостоятельно.В виде отдельного локального нормативного акта разрабатывается график документооборота, определяющий порядок движения первичных учетных документов, начиная от их создания или получения от других организаций и заканчивая передачей в архив. При формировании учетной политики следует уделить разработке графика документооборота по внешнеторговым операциям. Вся совокупность документов по внешнеэкономическим операциям может быть разделена на три группы: коммерческие документы – инвойс (накладные, коносаменты, акты, сертификаты); таможенные документы – (грузовая таможенная декларация, декларация таможенной стоимости); документы валютного регулирования и контроля (распоряжения, уведомления, справки идентификации валютных операций, паспорта сделок и др). Необходимо четко определить в графике документооборота лиц, ответственных за оформление и подготовку документов.

Современные способы ведения учета внешнеэкономических операций, включая его компьютеризацию, не дают полной аналитической детализированной информации о экспортно-импортных операциях по их видам. Действующие бухгалтерские регистры не позволяют в полной мере контролировать и формировать учетные показатели в процессе совершения внешнеторговых операций на всех этапах. Формы учетных регистров должны претерпеть изменения, вызванные требованием отражения данных в валюте РФ и параллельно в валюте расчетов и платежей.
Инвентаризация имущества и обязательств организации представляет собой важнейшую процедуру системы ее внутреннего контроля. При разработке порядка проведения инвентаризаций организация учитываются требования Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых результатов, утверждённые Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». Под порядком проведения инвентаризации понимается количество инвентаризаций в отчётном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств. В приказе по учетной политике необходимо указать внутренний нормативный документ, регламентирующий порядок проведения инвентаризации, разработанные организацией формы для учета и обработки результатов инвентаризации, периодичность проведения инвентаризации активов и обязательств. Кроме обязательных инвентаризаций, в приказе могут устанавливаться также количество инициативных инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень проверяемого имущества и обязательств. Результаты инвентаризации, выраженной и подлежащей оплате в иностранной валюте, оформляются актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме № ИНВ-17.
Согласно ПБУ 3/2006 денежные средства на валютных счетах организации, другие активы, а также обязательства организации, выраженные в иностранной валюте, учитываются в бухгалтерском учете и отчетности в рублях. Поэтому необходимо пересчитывать стоимость таких активов и обязательств в рубли по официальному курсу Банка России, действующему на дату пересчета. Такой пересчет осуществляется (в зависимости от видов активов и обязательств):на дату совершения операции в иностранной валюте; на дату составления бухгалтерской отчетности; по мере изменения курсов иностранных валют.
Активы и обязательства зарубежных филиалов (представительств) организации, как правило, учитываются в валюте страны места нахождения. Для составления бухгалтерской отчетности организации (включая данные по всем подразделениям), активы и обязательства зарубежных филиалов (представительств) также подлежат пересчету в рубли. С 2011 года разница, возникающая в результате пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств организации, используемых для ведения деятельности за пределами РФ, теперь подлежит зачислению в добавочный капитал. При полном или частичном прекращении организацией деятельности за пределами России часть добавочного капитала, соответствующая сумме курсовых разниц, относящихся к прекращаемой деятельности, присоединяется к финансовому результату организации (в качестве прочих доходов или прочих расходов).Важным моментом в бухгалтерском учете экспортных операций является своевременность отражения выручки в бухгалтерском и налоговом учете. В обоих случаях это происходит в момент перехода права собственности на товар с одновременным отражением дохода в виде дебиторской задолженности иностранного покупателя. Дата перехода права собственности не всегда определяется базисом поставки. ИНКОТЕРМС определяет расходы продавца и покупателя и устанавливает момент перехода рисков случайной гибели и случайной порчи товара на пути от продавца к покупателю. Сдача товара перевозчику и момент перехода права собственности на него совпадают только в том случае, если иное не оговорено во внешнеторговом контракте. Заключая внешнеторговый договор, нужно обратить внимание на выбор момента перехода права собственности к иностранному покупателю, т.к. именно в этот момент в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 «Доходы организации» в бухгалтерском учете признается выручка от продажи товара на экспорт, и официальный курс ЦБ РФ для пересчета суммы выручки, выраженной в иностранной валюте, в рубли в соответствии с ПБУ 3/2006, нужно взять тоже именно на эту дату. Поэтому во избежание проблем, связанных с определением даты получения выручки от экспорта товаров и момента возникновения налоговых обязательств, при заключении внешнеторгового контракта следует отдельно указать момент перехода права собственности на товар. Целесообразно, чтобы он совпадал с моментом перехода рисков гибели и повреждения товара.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.95 (0.004 с.)