Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационное обеспечение учетной политики организации: нормативное регулирование бухгалтерского и налогового учета.

Поиск

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации состоит из четырех уровней.
Первый уровень представлен законом “О бухгалтерском учете”, другими федеральными законами (в том числе – Кодексами РФ), Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, имеющими отношение к бухгалтерскому учету. Так же к первому уровню относится Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина от 29 июля 1998 г. N 34н).Среди нормативных документов первого уровня особо следует отметить Налоговый кодекс. На его основе строится налоговый учет. Дело в том, что правила бухгалтерского учета, закрепленные в соответствующих нормативных актах, часто не соответствуют правилам, которые регламентирует Налоговый кодекс для целей исчисления тех или иных налогов. Например, в бухгалтерском учете можно выявить финансовый результат деятельности предприятия – прибыль или убыток. В бухгалтерском и налоговом учете различаются классификации доходов и расходов – в результате бухгалтерскую прибыль нельзя использовать для исчисления налога на прибыль – сделать это можно, либо скорректировав данные бухгалтерского учета в соответствии с Налоговым кодексом, либо ведя отдельный налоговый учет.
Второй уровень представлен Положениями по бухгалтерскому учету. Сокращенно эти положения называют ПБУ. ПБУ имеют названия и номера. В номер ПБУ входит его порядковый номер и номер года, в котором принято ПБУ. Положения по бухгалтерскому учету разрабатываются Министерством Финансов РФ и регламентируют правила по отдельным объектам учета. ПБУ представляют собой систему национальных стандартов бухгалтерского учета. Российская система национальных стандартов учета ориентирована на сближение с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).На сегодняшний день существуют следующие ПБУ:
* ПБУ 1/2008 – Учетная политика организации* ПБУ 2/2008 – Учет договоров строительного подряда* ПБУ 3/2006 – Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте* ПБУ 4/99 – Бухгалтерская отчетность организации* ПБУ 5/01 – Учет материально-производственных запасов* ПБУ 6/01 – Учет основных средств* ПБУ 7/98 – События после отчетной даты* ПБУ 8/01 – Условные факты хозяйственной деятельности* ПБУ 9/99 – Доходы организации* ПБУ 10/99 – Расходы организации* ПБУ 11/2008 – Информация о связанных сторонах* ПБУ 12/2000 – Информация по сегментам* ПБУ 13/2000 – Учет государственной помощи* ПБУ 14/2007 – Учет нематериальных активов* ПБУ 15/2008 – Учет расходов по займам и кредитам* ПБУ 16/02 – Информация по прекращаемой деятельности* ПБУ 17/02 – Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы* ПБУ 18/02 – Учет расчетов по налогу на прибыль организаций* ПБУ 19/02 – Учет финансовых вложений* ПБУ 20/03 – Информация об участии в совместной деятельности

Третий уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ включает в себя План счетов и инструкцию по его применению, различные методические указания по ведению учета (часто такие методические указания сопутствуют соответствующим ПБУ), рекомендации, выпускаемые соответствующими органами и т.д.
Четвертый уровень представлен документами, регламентирующими особенности учета на конкретном предприятии. Эти документы, в частности – учетная политика – утверждаются руководством организации.
Противоречия в документах, регулирующих бухгалтерский учет, разрешаются следующим образом. Если документ более низкого уровня противоречит документу более высокого уровня – разночтение толкуется в пользу документа более высокого уровня. Например, если окажется так, что один из пунктов ПБУ будет противоречить ФЗ “О бухгалтерском учете” – применяться будет именно закон. Еще более очевидным выглядит, например, разрешение противоречия между учетной политикой организации и ПБУ или тем же ФЗ “О бухгалтерском учете”.Если друг другу противоречат два документа, находящихся на одном уровне (например, два письма Минфина, которые относятся к третьему уровню нормативного регулирования), применять следует тот документ, который имеет более позднюю дату принятия.

 


6. Информация, подлежащая раскрытию в отчетности в соответствии с ПБУ 1/2008.

В соответствии с требованиями ПБУ 1/2008 организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы, отвечающие требованию п. 17 данного ПБУ.
В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.
Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.
В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:причину изменения учетной политики;содержание изменения учетной политики;порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, - также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, до той степени, до которой это практически возможно.если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.В случае если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету утвержден и опубликован, но еще не вступил в силу, организация должна раскрыть факт его неприменения, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за период, в котором начнется применение.Если организация меняет учетную политику на год, следующий за отчетным, такие изменения также должны быть раскрыты в пояснительной записке.

7 Организационно-технический аспект учетной политики – разработка рабочего плана счетов

в соответствии со статьей 6 Закона о бухгалтерском учете, а также пунктом 9 Положения по ведению бухгалтерского учета каждая организация должна на основе утвержденного Минфином России от 31.10.2000 № 94н. Плана счетов бухгалтерского учета разработать собственный рабочий план, в котором следует предусмотреть счета, необходимые для ведения в организации синтетического и аналитического учета. Рабочий план счетов разрабатывается организацией самостоятельно с учетом особенностей ее деятельности. При этом желательно придерживаться нумерации субсчетов, рекомендуемых Инструкцией по применению плана счетов.

В рабочий план счетов вводятся лишь те счета, которые реально предполагается использовать. При этом субсчета могут быть не только первого, но и второго и третьего и т.д. порядка. Все зависит от потребности в детализации учета и возможностей в ее осуществлении.

Счета первого порядка предназначены для общей классификации объектов учета. Они кодируются двузначными кодами, приведенными в Плане счетов бухгалтерского учета, утвержденного Приказом МФ РФ № 94н.

Счета второго порядка предназначены для классификации объектов учета, детализирующих содержание счетов первого порядка. Они кодируются трехзначными или четырехзначными кодами и являются счетами главной книги, корреспондирующими между собой при записи конкретных хозяйственных операций и событий в системном бухгалтерском учете.

Счета третьего порядка являются наиболее общими аналитическими позициями, детализирующими информацию, отражаемую и накапливаемую на счетах первого порядка. Код счетов третьего порядка состоит, как минимум из четырех знаков.

При необходимости, для большей аналитичности статей расходов и доходов, поставщиков и потребителей, покупателей и заказчиков и другой информации, вводятся счета четвертого и пятого порядка.

Разработанный организацией рабочий план счетов целесообразно привести в приложении 3 к приказу об учетной политике.

В соответствии со ст.313, 314 гл.25 НК РФ для формирования полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций в целях налогообложения, в бухгалтерском учете (по отличному порядку группировки объектов от требований налогового учета) в рабочем плане счетов открываются аналитические счета (утвержденные приложением к учетной политике).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.148.63 (0.007 с.)