Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Существует несколько способов классификации исторических источников.

Поиск

Существует несколько способов классификации исторических источников.

По типу фиксации информации можно выделить следующие типы исторических источников: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, кино-фотодокументы, фонодокументы, изобразительные. Сюда же можно отнести новейший тип исторических источников - цифровые. Типы исторических источников подразделяются на виды в зависимости от цели создания. Также выделяются роды источников, каждый из которых представляет собой локально-исторический комплекс объектов определенного типа и назначения. Например, летописи, конце XIX в. была также распространена классификация источников на остатки и предания.

Исторические источники также делят на намеренные и ненамеренные. Марк Блок в качестве примера намеренного источника приводит «Историю» Геродота, а в качестве примера ненамеренного источника — древнеегипетский погребальный папирус. Таким образом намеренные источники — это те источники, которые создавались с расчётом на то, что их будут изучать потомки. Примеры намеренных источников — хроники, мемуары. Ненамеренные источники не предназначались для потомков. Примеры ненамеренных источников — деловая переписка, служебные документы. С точки зрения историка оба типа источников имеют свои преимущества и недостатки. В качестве исторических источников, как правило, выступают первоисточники, на основании которых создаются вторичные источники, однако иногда и вторичный источник может выступать в качестве первичного, поэтому некоторые исследователи затрудняются сформулировать точное определение первичного и вторичного источника.

Культура КР.

Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства, укреплением связей с соседними странами. В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы для культурного развития последующих эпох.

Дохристианские славянские верования

В VII - X вв. восточные славяне были язычниками. Основными славянскими божествами были:

Сварог - бог неба, Дажьбог - бог Солнца, Стрибог - бог ветра, Перун - бог грома и молнии, покровитель дружины, Велес -бог скота и покровитель пастухов, Ярила - бог весны (или Солнца), Купала - бог лета, Мокошь - богиня женского рукоделия. Земледельческими были древнейшие божества Род и рожаницы. Как у любых язычников, у славян существовали жрецы - волхвы. В святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов - идолам. Однако славянское язычество коренным образом отличалось от античного или скандинавского: ни один бог не являлся, по славянским представлениям, главным среди других, повелителем богов типа Зевса.

Первая религиозная реформа была осуществлена в 986г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в государственный пантеон. Этими божествами явились:

Перун, Хорс (солнечный конь), Дажьбог, Мокошь, Стрибог, Симаргл.

Первая религиозная реформа провалилась, потому что новые представления о старых богах не усваивались населением.


Домашнее задание №2

 

I. Деятельность киевских князей до Владимира I

Рюрик (862-879)

предводитель варяжской дружины, по летописным преданиям, приглашенный новгородцами для прекращения междоусобиц и прибывший со своими братьями Синеусом и Трувором (некоторые ученые полагают, что таковых не существовало и появились они в результате неправильно прочитанного летописцем иностранного источника: "Рюрик пришел в землю славян со своим домом - "синехус" и верной дружиной - "тру-вор") княжил в Новгороде или на Ладоге. считается родоначальником династии Рюриковичей

 

Олег (882-912) князь Новгородский (879-882); князь Киевский (882-912);

преемник Рюрика, брат его жены Ефанды; опекун малолетнего Игоря;

три года после смерти Рюрика остается в Новгороде и, упрочив здесь свое положение, направляется во главе сборной дружины из варягов и северных племен на юг, по речной линии Волхов-Днепр. Он покоряет встречающиеся по пути города и, захватив Киев, основывается здесь и переносит центр объединенного государства в Киев. Это событие, относимое летописью к 882 году, традиционно считается датой образования Древнерусского государства.

покорил древлян, северян и радимичей, уничтожая при этом зависимость от хазар, данниками которых они были

укрепив свое влияние наложением дани и посажением посадников и оградив границы от нападений соседей-кочевников возведением окраинных городов, направляется дальше на юг - в Византию.

В 907 году организовал большой поход на Византию и добился успеха, а в 911 году послал в Царьград своих послов утвердить договор между греками и Русью, существенные пункты которого следующие: 1) судопроизводство по гражданским и уголовным делам; 2) преступления против жизни и телесной неприкосновенности; 3) преступления имущественные: кража с поличным и грабеж; 4) помощь в случае несчастья на море, выкуп пленных, наем воинов; 5) отыскание рабов, охрана наследства, возвращение скрывшихся преступников.

Вскоре по подписании договора Олег умер, по одной летописной версии - в Киеве, по другой - на севере (и похоронен в Ладоге), по третьей - за морем, от укуса змеи.

 

Игорь (912-945) сын Рюрика, преемник Олега

подавил восстание древлян, покорил племенные объединения между Днестром и Дунаем, дважды вторгался на Кавказ

в 913 совершил поход по побережью Каспийского моря, дойдя до Баку и захватив огромную добычу. В разгар этих походов печенеги вторглись в пределы Киевской Руси, с ними удалось заключить перемирие

во время похода на Византию в 941 немногочисленные ладьи были сожжены "греческим огнем", а пленные дружинники казнены в Константинополе. Для похода 944 И. собрал большое войско.и вынудил византийцев заключить взаимовыгодный мир "на все лета, пока солнце сияет и весь мир стоит".

убит ок. Искоростеня при попытке вторично собрать дань с древлян (полюдье). По свидетельству византийского историка, И. привязали к двум березам и разорвали надвое.

Ольга (945-957(69)) киев. княгиня, жена киев. кн. Игоря Рюриковича

 

после убийства мужа древлянами (945), согласно летописному преданию, взяла управление гос-вом в свои руки в качестве регентши при малолетнем сыне Святославе. В том же году начала войну с древлянами, которая длилась ок. года. В 946 с большим трудом добилась их капитуляции, и результате которой были сохранены и древлянск. города, и жизнь многих их обитателей

затем совершила поездку в Новг. землю, где по дороге устанавливала на реках Мете и Луге уроки и дани

значительно расширила земельные владения Киев. великокияж. дома

в 955 (или 957) посетила с посольством Константинополь, где привяла христианство по именем Елены

продолжала управлять гос-вом и после возмужания сына, который находился всё время в походах. В его отсутствие (968) руководила защитой Киева от печенегов

канонизирована рус. православ. церковью

Святослав (957-972)

совершал походы с 964 из Киева на Оку, в Поволжье, на Сев. Кавказ и Балканы

освободил вятичей от власти хазар

разгромил (965) Хазарский каганат

в 967 воевал с Болгарией за Подунавье. C 60-тысячным войском в 970 году он нанес болгарам поражение при Доростоле

поставил г. Переяславец (Малый Переслав) на нижнем Дунае

в союзе с венграми, болгарами и др. вел русско-византийскую войну 970-971

укрепил внешнеполитическое положение Киевского государства

убит печенегами у днепровских порогов

 

Ярополк (972 – 980)

 

после гибели отца предпринял попытку объединить под своей властью всю Русь. Он победил в междоусобной борьбе брата, Олега Древлянского; другого брата, Владимира Новгородского, заставил покинуть пределы страны и присоединил их земли к своим владениям, став верховным правителем Руси

привлек к себе на службу печенежскую орду хана Илдеи

заключил новый мирный договор с Византией

вел дипломатические переговоры с Римом

по свидетельству Иоакимовской летописи, Ярополк дал христианам, жившим на Руси, “волю великую”, что вызвало недовольство язычников. Этим воспользовался сводный брат Ярополка Владимир. С помощью варягов он захватил Новгород и Полоцк и осадил Киев. Ярополк бежал в город Родень. Пытаясь заключить мир с братом, Ярополк отправился в Киев, где был убит варягами Владимира (979, по летописи — 980). В 1044 его кости были выкопаны из могилы и крещены.

при дворе Ярополка создавалась летопись

 

 

Письменность. Просвещение.

К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Братья-миссионеры Кирилл и Мефодий, как считают большинство специалистов, создали глаголический алфавит (глаголицу), который, в свою очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческого письма — так появилась нынешняя азбука, «кириллица», которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Петром I, затем в 1918 г.).

Об уровне распространения грамотности на Руси также свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучались более трехсот детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого Анна — одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

 

Литература, устное народное творчество.

В то время писали на пергаменте (иначе его называли харатья, кожа, мех).

Пергамент изготовлялся, как правило, из специально выделанной телячьей’кожи. Текст начинали писать с большой красной буквы-заставки (до сих пор сохранилось выражение «писать с красной строки»). Книги часто украшались рисунками, называемыми миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывая между двумя досками, которые обтягивали кожей (отсюда выражение «прочесть от доски до доски»).

В Киевской Руси был создан целый ряд выдающихся литературных произведений.

Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись. Историки выделяют несколько летописных сводов, которые предшествовали созданию самой знаменитой летописи Древней Руси «Повести временных лет», составленной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в.

 

Другим распространенным жанром древнерусской литературы стали жизнеописания русских святых. Одними из самых знаменитых на Руси стали «жития» князей Бориса и Глеба, убитых братом Святополком в междоусобной борьбе в 1015 г.

Из наиболее известных сочинений того времени следует назвать «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово» и «Моление» Даниила Заточника и др. Самое выдающееся произведение периода удельной раздробленности — бессмертное «Слово о полку Игореве», гордость литературы.

Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество, и прежде всего знаменитые былины, повествующие о героической борьбе народа против кочевников, о его созидательном труде.

 

Ремесло.

Выдающееся развитие в те далекие времена получило ремесло. Известно, например, что русские кузнецы делали замки, славившиеся в Западной Европе. Большим спросом пользовались самозатачивающиеся ножи, состоявшие из трех пластин металла, причем средняя пластина отличалась большей твердостью.

Прославились также русские ремесленники, занимавшиеся литьем колоколов, ювелиры, стеклоделы. С середины Х в. было широко развито производство кирпича, многоцветной керамики, предметов обработки дерева и кожи. Значительное развитие получило производство оружия кольчуг, колющих мечей, сабель. В XII-XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним.

 

Архитектура.

Сейчас мы знаем более 150 памятников архитектуры, дошедших до нас от домонгольского времени. Раскопки и исследования показали, что до конца Х в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.

Одно из первых каменных сооружений, возведенное греческими мастерами в конце Х в., — это двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве, называемая также Десятинной церковью. В середине XI в. при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор (1037), имевший 13 куполов. Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Вслед за строительством Софии в Киеве Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке, был возведен Спасский собор в Чернигове и др. На территории Руси известно около 15 каменных храмов XI — начала XII в., близких по стилю.

Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии.

 

Живопись и скульптура.

Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками. Мозаикой выполнена огромная фигура молящейся за человечество Богоматери Оранты в Софии Киевской Необходимым украшением храмов были иконы (по-гречески — изображение, образ). Так же как фрески и мозаики, первые на Руси иконы были написаны греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже Х1-ХП вв. Эта икона получила название «Владимирской Богоматери» и стала своеобразным символом Руси (в настоящее время она хранится в Третьяковской галеpee).

 

Иконы того времени, как правило, являлись принадлежностью храмов и были довольно большими по размеру.

Значительных успехов в живописи добились и русские мастера. С образованием самостоятельных княжеств-государств, в живописи складывались местные художественные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения и цветовой гаммой.


Домашнее задание №3

Галицко-Волынская Русь

 

Галицкая земля занимала северо-восточные склоны Карпатских гор. На севере она граничила с территорией Волыни, на северо-западе — с Польшей, на юго-западе «горы Угорские» (Карпаты) отделяли её от Венгрии. В горах и за ними лежала Карпатская Русь, в значительной части захваченная венгерскими феодалами в XI в. Часть Карпатской Руси (с городами Брашовом, Бардуевом и др.) оставалась за Галицкон землёй. На юго-востоке в пределы Галицкого княжества вошли земли, простиравшиеся от Южного Буга до Дуная (на территории современной Молдавии и Северной Буковины).

 

Галицкая земля, древним центром которой был Перемышль, обособилась к началу XII в. в отдельное княжество под властью правнуков Ярослава Мудрого. Сложившееся здесь сильное боярство искало в своих распрях с князьями помощи у венгерских и польских феодалов и долгое время препятствовало политической консолидации страны. Волынская земля, получившая название от древнего города Волыни на реке Гучве, занимала обширную территорию в бассейне Западного Буга и верхнего течения Припяти с её притоками. Волынь и Галичина с давнего времени были особенно тесно связаны друг с другом.

 

Здесь издавна было известно пашенное земледелие. Высокого уровня в Галицко-Волынской земле достигло развитие железоделательного, ювелирного, гончарного и кожевенного ремёсел. В этом краю насчитывалось свыше 80 городов. Находясь на пересечении многочисленных водных и сухопутных дорог, Галицко-Волынская земля играла видную роль в европейской торговле. В XII в. Галицкое и Волынское княжества переживали значительный подъём. Уже Владимирко Володаревич (1141—1153) соединил под своей властью все галицкие земли, включая и придунайские города (Берлад и др.). Примерно в это же время вышла из-под власти Киева и Волынь.

 

Время княжения Ярослава Владимировича Осмомысла (1153—1187), одного из крупнейших политических деятелей Руси XII в., ознаменовалось дальнейшим подъёмом Галицкой земли и, в частности, широким строительством новых городов. Ярослав Осмомысл с помощью волынских князей разбил войска киевского князя и заставил его отказаться от попытки утвердиться в придунайских землях. Ярослав установил мир с Византией, а союз с Венгрией скрепил браком своей дочери с королём Стефаном (Иштваном III). В конце XII в. галицкие и волынские земля соединились под властью волынского князя Романа Мстиславича (1199—1205). Добиваясь усиления княжеской власти, он опирался на соглашение с городами и прежде всего с верхушкой городского населения — «лепшими мужами», которым предоставил ряд привилегий. Роман ослабил галицкое боярство, часть его он истребил, а некоторые бояре бежали в Венгрию. Земли бояр были захвачены князем и использованы им для раздачи дружине. Преодолев сопротивление суздальского князя Всеволода, Юрьевича, войска Романа заняли Киев (1203 г.), после чего он провозгласил себя великим князем.

 

Римская курия искала «союза» с князем Романом, но он отверг предложение папы Иннокентия III. Поддержав борьбу Гогенштауфенов с Вельфами, Роман в 1205 г, выступил в большой поход против союзника Вельфов — краковского князя Лешко, поставив целью продвинуться затем в Саксонию. Однако гибель Романа в походе помешала осуществлению этих широких замыслов и облегчила разрушение возникшего при нём единства Галицкого и Волынского княжеств.

 

Началась длительная и разорительная феодальная война (1205—1245 гг.), в которой боярство, действуя с помощью венгерских и польских феодалов, захватило власть в Галицкой земле. По договору в Спише (1214 г.) венгерские и польские феодалы с санкции папской курии попытались поделить между собой Галицко-Волынскую Русь. Однако народные массы сорвали эти расчёты. В результате охватившего страну народного восстания венгерские гарнизоны были изгнаны.

 

На Волыни при поддержке служилых бояр и горожан утвердились князья Даниил и Василько Романовичи, с боем вытеснившие польских феодалов из пределов Русской земли (1229 г.). Войска Даниила при активной помощи горожан нанесли венгерским феодалам и галицким боярам ряд поражений. Захваченные боярские земли князь Даниил роздал дружинникам-дворянам. Он поддерживал дружественные отношения с Литвой и Мазовией, а также с австрийским герцогом Фридрихом II, враждебным Венгрии. Борьба за независимость Галицкой Руси была кровопролитной и тянулась долгие годы. Лишь в 1238 г. Даниил окончательно овладел Галицким княжеством, а затем и Киевом, соединив таким образом под своей властью обширные земли Юго-Западной Руси.

 

Новгород

Территория древнего Новгорода простиралась от Северного Ледовитого океана до Торжка. Новгородцы собирали дань с племени чуди, жившего в юго-восточной Эстонии, куда в 1030 году совершил поход Ярослав Мудрый и основал там город Юрьев.

Основная территория была земледельческой. Она разделялась на податные круга, называвшиеся погостами и управлялясь посылаемыми из Новгорода должностными лицами.

Помимо основной территории от Новгорода зависели многие отдалённые от него земли, связь с которыми была менее тесной и осуществлялась в основном с помощью сборщиков дани. Уплачивалась она, как правило, мехами. Благодаря такому количеству уплачиваемой дани X - XIII веках Новгород был богатейшим городом. Именно с этих времён он стал называться Великим.

Первые киевские князья были полноправными хозяевами южнорусских земель и несли службу в Новгородской земле. Сложившуюся традицию нарушил князь Святослав Игоревич, сосредоточивший свои политические интересы на низовьях Дуная. В середине X в. отсутствие полноценной государственной власти в Новгородской земле ускорило переселение вождей племен в политический центр у истоков Волхова, началось формирование Новгорода как города.

 

В 970 г. новгородцы обратились к Святославу с требованием дать им князя, угрожая, в противном случае, найти его в другой земле. Компромиссом стало направление в Новгород сына Святослава - Владимира.

После смерти отца Владимир был изгнан из Новгорода, но в 980 г. он вернулся со скандинавским отрядом и завоевал город. После утверждения Владимира на киевском престоле положение Новгорода в Киевской Руси перестало отличаться от других земель. Это позволило княжеской власти без особого труда утвердить в Новгороде христианство в качестве официальной государственной религии. Принятие христианства постепенно превратило Новгород в мощный духовный центр Руси.

С Новгородом связана жизнь и деятельность Ярослава Мудрого. Руками новгородцев он дважды был посажен на великокняжеский престол в Киеве. В течение десяти лет Новгород был фактической столицей русских земель, принадлежавших Ярославу.

При Ярославе Мудром возобновило свою деятельность Новгородское государственное вече, новгородская аристократия, была создана древнейшая редакция Русской Правды.

Важным этапом в формировании республиканских традиций стало обретение новгородской аристократией самоуправления. С конца XI в. новгородцы начинают избирать себе посадников, а затем и тысяцких, участие которых в политической жизни государства постепенно расширяется.

В 1136 г. новгородцы вместе с псковичами и ладожанами на вече изгнали князя Всеволода Мстиславича и объявили о своей "Вольности в князьях". Это привлекло к Новгороду внимание многих русских князей, стремившихся занять великокняжеский стол, и на пути к нему получить поддержку Новгорода. Князь Андрей Боголюбский в 1169 году объединил дружины южнорусских князей и бросил их на уничтожение Новгорода. Город не имел профессиональной армии, укреплений и не успел собрать ополчение. Силы нападавших и защитников города оказались неравны. Тем не менее, армия Андрея была не только разгромлена, но и взята в плен. Новгородцы связывали эту победу с помощью и заступничеством чудотворной иконы Божией Матери "Знамение", почитающейся с тех пор в качестве национальной реликвии русского народа.

В середине ХIII в. обрушившееся на Русь татаро-монгольское нашествие во многом коснулось и Новгорода. Поход Орды на Новгород в 1238 г. закончился неудачей для завоевателей. Тем не менее, по воле великого князя Александра Невского Новгород в полной мере разделил экономическое бремя, возложенное Ордой на Русь. Огромная и достаточно плотно заселенная новгородская земля выплачивала большую часть причитавшегося с Руси "татарского выхода", снижая тем самым угрозу новых разрушительных набегов на южнорусские земли.

Избежавший разрушения город сыграл важную роль в защите северо-западных рубежей Руси от шведской и немецкой крепостной агрессии. В 1240 г. новгородское ополчение разгромило шведскую военную экспедицию при слиянии рек Невы и Ижоры, а в 1242 г. новгородцы вместе с владимирской дружиной разгромили на льду Чудского озера объединенные силы Ливонского и Тевтонского крестоносных орденов. Рыцарской армии был нанесен самый большой урон за всю историю средневековых войн. Одержанная победа была закреплена разгромом Ливонского ордена а Ракворской битве в 1268 году.

 

1) Русь и Монголы в 13-15веках (кратко)

К началу 13 в. монголы под предводительством Чингис-хана объединили под своим крылом большинство народов востока Евразии (северной и срединной частей), после чего ими был захвачен Китай.

В 1223 г. на реке Калке объединённая армия русских и половцев потерпела поражение от монголо-татар. На Русь надвигалось монголо-татарское нашествие.

Иван III (1462-1505гг.)

 

Слепой отец Василий II рано сделал своего сына Ивана III соправителем государства. Он получил престол, когда ему было 22 года. За ним установилась слава расчетливого и удачливого, осторожного и дальновидного политика. Иван III первым принял титул «Государя всея Руси». При нем двуглавый орел стал гербом нашего государства, был возведен, сохранившейся до наших дней, красный кирпичный Московский Кремль, было окончательно свергнуто ненавистное золотоордынское иго, в 1497г. был создан первый Судебник, стали формироваться общегосударственные органы управления страной.

Москва и Тверь в 13-15вв.

 

Тверь первой выступила на общерусскую политическую арену. Сразу после смерти Александра Невского великокняжеский престол во Владимире занял его младший брат — тверской князь Ярослав Ярославич (1263—1272 гг.). Москва же только в 70-е гг. XIII в. перешла из состава владимирских великокняжеских земель в удел самому младшему из сыновей Невского — Даниилу Александровичу. Вплоть до рубежа XIII—XIV столетий он осторожно и терпеливо копил силы, стараясь не увязать в бесконечной тяжбе своих братьев за власть. В то же время в Твери подрастал молодой и сильный князь, сын Ярослава, — Михаил. Уже в 1288 г. он заявил о себе, отказавшись подчиняться великому князю Дмитрию. В середине 90-х гг. XIII в. произошло сближение двух будущих соперников (Михаила Тверского и Даниила Московского), и оба князя выступили единым фронтом против Городецкого князя Андрея, защищая от его притязаний Переяславский удел князя Ивана Дмитриевича (а втайне каждый надеясь впоследствии присоединить его к своим владениям). На княжеском съезде в Дмитрове у союзников появились разногласия, но их отношения тем не менее носили всё ещё мирный характер.

 

Даниил Московский никогда не был великим князем владимирским; он умер, не дожив всего лишь год до кончины Городецкого князя Андрея, занимавшего до 1304 г. великокняжеский престол.

По всем принятым в те времена династическим канонам «великий стол» должен был перейти к Михаилу Ярославичу. И в подтверждение этого бояре покойного князя Андрея потянулись на службу в Тверь. Но неожиданно у Михаила появился соперник. Молодой московский князь Юрий Данилович начал борьбу за великокняжеское звание с Тверью.

 

Тем временем в Орде молодой хан Узбек ввёл ислам в качестве официальной религии. Обращение Золотой Орды в мусульманство знаменовало начало нового этапа в отношениях с Русью — эпохи беспрестанных политических убийств русских князей и возобновления карательных экспедиций на Русь, которые почти прекратились в конце XIII — начале XIV столетий. Узнав об этом, Михаил немедленно отправился в столицу Орды — Сарай — и провёл там около двух лет, пытаясь наладить отношения с ордынским повелителем. Юрий Данилович не терял времени даром. Он сумел вновь разжечь недовольство в Новгороде, и оттуда были изгнаны тверские наместники. Новгородцы объявили войну великому князю. До битвы дело не дошло, но и мирный договор не был заключён.

 

Михаил Ярославич появился на Руси с татарским отрядом и ярлыком на великое княжение. Юрия Узбек настойчиво звал в Орду, и Юрию не оставалось ничего другого, как отправиться к хану. В Сарае он щедро одаривал ханских жён и вельмож, пытаясь заручиться их поддержкой на будущее. Всё это время он непрерывно интриговал против своего недруга, а тверской князь никак не мог ему помешать, поскольку был занят беспрестанными сварами с Новгородом.

В 1316 г. Юрий Данилович возвращался на Русь с триумфом. Мало того, что он вёз с собой ярлык на великое княжение, отобранное у его соперника, и жену — ханскую сестру Кончаку (в крещении Агафью), его ещё и сопровождал сильный татарский отряд с предводителем Кавгадыем во главе.

 

Противостояние Юрия и Михаила вступало в решающую фазу. Узнав о приходе Юрия с ханским послом, тверской князь отступился от великого княжения, надеясь сохранить хотя бы свой родовой удел. Однако новый великий князь не склонен был идти на подобный компромисс. В 1317 г. под Тверью, рядом с урочищем Бортенево, состоялась битва московских сил вместе с татарской подмогой против тверских полков Михаила Ярославича. Юрий был разбит наголову, а его жена, брат Борис и Кавгадый попали в плен к победителю. Михаил оказался в крайне щекотливом положении, поскольку разгром ханского отряда означал неповиновение самому Узбеку. В довершение всех прочих сложностей в плену умерла жена Юрия, Агафья-Кончака. У московского князя появилась возможность обвинить Михаила Тверского в смерти ханской сестры.

Михаил Ярославич нашёл Узбека в Донском кочевье. Там состоялось судилище над ним, Слуга Юрия, некий Романец, казнил Михаила 22 ноября 1318 г. Вскоре после мученической смерти Михаила Ярославича, князя тверского, начали почитать как святого, и почитание это с течением времени распространилось на всю Русь.

 

Собрав «выход» (ордынскую дань), Юрий не отдал её татарскому послу и, даже не встретив его, отправился в Новгород, после чего (1322 г) наследник Михаила Дмитрий отправился в Орду и донёс на Юрия. Разгневанный Узбек передал ярлык на великое княжение тверскому князю. Юрий приехал в Орду, чтобы восстановить былое расположение Узбека. Было опять назначено время суда. Но в ноябре 1324 г., встретив в Орде убийцу своего отца, тверской князь, не сдержавшись, собственноручно, без ханского позволения умертвил Юрия. За этот самосуд в сентябре 1325 г. Дмитрий сам был казнён по приказу Узбека.

 

Власть после казни Дмитрия перешла не к московским князьям, а к его брату — Александру Михайловичу.

Но в 1327 г. в Твери появился ордынский посол Шевкал (Чолхан). Подобные посольства, которые, как правило, сопровождал сильный отряд, в большей степени напоминали военные походы. Великий князь Александр приказал тверским людям не оказывать сопротивления. Но жители Твери всё же восстали и перебили татарский отряд во главе с самим Шевкалом.

Узнав об этом, московский князь Иван Калита отправился в Орду — чужой рукой уничтожить мятежную Тверь. Восстание в Твери было жестоко подавлено.

Наученный горьким опытом своего отца и брата, князь Александр не захотел являться в Орду на расправу и бежал с женой и детьми во Псков. В 1337 г. Александр послал в Орду своего сына Фёдора, а вскоре и сам приехал туда. Александр получил ярлык на тверское княжение, которое до этого занимал сторонник Москвы.

Но тут вмешался Иван Калита, который появился в Орде. В результате Узбек вновь сменил милость на гнев и вызвал к себе Александра Михайловича. В октябре 1339 г. князь Александр и его сын Фёдор были преданы казни. Москва торжествовала.

Окончательно же объединил все княжества под главенством Москвы князь Иван III (1462-1505гг.), который фактически стал царём всей Руси. Именно при нем Москва и одержала окончательную победу над Тверью.

 

Василий III (1505 - 1533)

 

Основные моменты жизни

 

1505 - женитьба на Соломонии Сабуровой; род Сабуровых ведется от татарского мурзы Четы.

1506 - неудачная осада Казани.

1508 - заключение со Швецией мирного договора на 60 лет.

1510 - под власть Москвы переходит Псков.

1512 - Василий совершает поход против Литвы и осаждает Смоленск, но безуспешно.

1513 - Присоединение к Московскому княжеству Волоцкого удела.

1514 - Включение Смоленска в состав Русского государства.

1518 - Василий назначает царем в Казани своего вассала Шах-Али.

1520 - Заключение перемирия с Литвой на 5 лет.

1521 - В состав Русского государства входит Рязанское княжество.

1522 - Арест и гибель новгород-северского князя Василия Шемячича.

Присоединение Новгород-Северского княжества.

Осада Москвы крымцами.

1523 - Большой поход на Казань. Постройка на р.Суре крепости Васильсурска.

1524 - Новый поход на Казань. Провозглашение казанским царем Сафа-Гирея.

1526 - Женитьба на Елене Глинской.

 

Став великим князем, Василий шел во всем по пути, указанном его родителем. В августе 1506 года умер литовский великий князь Александр. Враждебные отношения между двумя государствами после этого возобновились. Василий принял к себе литовского мятежника князя Михайла Глинского. Только в 1508 году заключен был мир, по которому король отказался от всех отчин, принадлежавших князьям, перешедшим при Иване III под власть Москвы.

 

Обезопасив себя со стороны Литвы, Василий решил покончить с независимостью Пскова. В 1509 году он поехал в Новгород и приказал прибыть к себе псковскому наместнику Ивану Михайловичу Ряпне-Оболенскому и псковичам, чтобы он мог разобрать их взаимные жалобы. В 1510 году на праздник Крещения он выслушал обе стороны и наложил опалу на наместников и велел их схватить. Псковичи решили покориться. 13 января сняли вечевой колокол и отправили в Новгород.

24 января Василий приехал в Псков: 300 самых знатных семей должны были переселиться в Москву; деревни выведенных псковских бояр были отданы московским.

 

От псковских дел Василий вернулся к литовским. В 1512 году началась война. Главной целью ее был Смоленск. Трижды Василий пытался его захватить, первые два раза были неудачными. 8 июля 1514 года он выступил в третий раз к Смоленску с братьями Юрием и Семеном. 29 июля началась осада. В тот же день Сологуб с духовенством вышел к Василию и согласился сдать город. 31 июля смоляне присягнули великому князю, и 1 августа Василий торжественно вступил в город.

Пока он устраивал здесь дела, воеводы взяли Мстиславль, Кричев и Дубровны.

 

Тем временем продолжалось «собирание» русских земель.

В 1517 году Василий вызвал в Москву рязанского князя Ивана Ивановича и велел схватить его. После этого Рязань была присоединена к Москве. Сразу после этого присоединили Стародубское княжество, а в 1523 году - Новгород-Северское.

Хотя война с Литвой фактически не велась, мир заключен не был. Союзник Сигизмунда крымский хан Магмет-Гирей в 1521 году совершил набег на Москву. Московское войско, разбитое на Оке, бежало, и татары подступили к стенам самой столицы. Василий, не дожидаясь их, уехал в Волоколамск собирать полки. Магмет-Гирей не был, однако, расположен брать город. Опустошив землю и захватив несколько сот тысяч пленников, он ушел обратно в степь. В 1522 году опять ждали крымцев, и Василий с большим войском сам караулил на Оке. Хан не пришел, но его нашествия нужно было постоянно опасаться. Поэтому Василий сделался более сговорчивым в переговорах с Литвой. В том же году заключено было перемирие, по которому Смоленск остался за Москвой.

 

Будущность русского престола оставалась неясной. Василию было уже 46 лет, но он еще не имел наследников: великая княгиня Соломония была бесплодной.

В ноябре 1525 года был объявлен развод великого князя с Соломонией, которую постригли под именем Софьи в Рождественском девичьем монастыре, а потом отослали в Суздальский Покровский монастырь.

В январе следующего 1526 года Василий женился на Елене, дочери умершего князя Василия Львовича Глинского, родной племяннице знаменитого князя Михаила. 25 августа 1530 года Елена родила первенца Ивана, а через год и несколько месяцев - другого сына, Юрия.

Но едва старшему, Ивану, минуло три года, как Василий серьезно заболел. Василий понял, что смерть близка, написал завещание, благословил своего сына Ивана на великое княжение и скончался 3 декабря. Погребен в Москве, в Архангельском соборе.

Василий III фактически завершил объединение Великороссии и превратил Московское княжество в национальное государство.

 

Культура Руси в 14-16вв

ЛЕТОПИСАНИЕ

Начиная со второй половины 13 века в русских землях постепенно востанавливается летописание. Его главными цетрами оставались Галицко-Волынское княжество, Новгород, Ростов Великий, Рязань, примерно с 1250 года Владимир. Появляются также новые центры: Москва, Тверь. Со второй половины 14 века составление летописей и рукописных книг переживает значительный подъём. Ведущее место постепенно занимает Московская летописная традиция (права князей) с её идеями объединения земель вокруг Москвы. В середине 15 века появляется краткая всемирная история - хронограф.

 

ЛИТЕРАТУРА РУСИ

В традиции плача написано «Слово о погибели русской земли» (сохранилась только первая часть). Идеи национального освобождения и патриотизма отражаются также в произведениях, посвященных северо-западным рубежам земли русской: «Повесть о житие Але



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.234.195 (0.016 с.)