ТОП 10:

Владимир Красно Солнышко (980-1015)



когда Ярополк погиб, Владимир вокняжился в Киеве (980). Варяги, помогавшие Владимиру, потребовали дани, но Владимир избавился от них, частью разослав их по городам, частью услав в Византию

В 981 г. Владимир покоряет червенские города

в 982 г. идет на вятичей

в 983 г. - на ятвягов

В 984 г. - поход на радимичей

в 985 г. - поход на болгар, не известно каких - волжских или дунайских

В 986 г. явились к Владимиру послы-миссионеры: болгаре-магометане, хозарские евреи, "немцы" от папы и грек-"философ". Только последний заронил в душу Владимира семена христианства

 

 

По совету бояр и старцев, Владимир отправил посольство для испытания вере; лучшей оказалась греческая. Бояре и старцы, руководясь примером Ольги, посоветовали Владимиру креститься

В 987 году, после разгрома византийских войск болгарами, против императора Василия II поднял мятеж византийский полководец Варда Фока, который объявил себя императором. Василий II оказался в затруднительном положении и обратился за помощью к киевскому князю Владимиру. Был заключен договор, по которому Владимир обязался оказать помощь императору, а взамен тот обязался отдать за Владимира свою сестру Анну, для чего Владимир должен был креститься. Владимир оказал помощь, но Анна не приехала. Поэтому князь свершает поход на греческий город Корсунь (Херсонес в Крыму) и захватывает его

в 988 году в Херсонесе совершается обряд крещения Владимира и свадьба с приехавшей туда византийской царевной Анной

по возвращении в Киев Владимир разрушил идолов и крестил киевлян (988)

после крещения Владимир совершил еще несколько походов, успешно отбивался от печенегов, строил против них города

как христианин, заботился о просвещении (ему приписывается основание первой школы) и о построении церквей, даровав одной из них десятину (996)

Владимир не казнил "разбойников", "боясь греха", но "епископы" посоветовали, и Владимир установил казнь, скоро, однако, вновь замененную вирой (денежным штрафом)

Владимир разослал по областям сыновей. Один из них, Ярослав Новгородский, отложился. Владимир готовился к походу на сына, но заболел и умер 15 июля 1015 г.

Концепция городов-государств. Основные положения

История всех «первичных» земледельческих социумов, перешедших на стадию цивилизации, начиналась, как правило, с небольшого социально-политического образования – города-государства, представляющего собой город с прилегающей к нему сельскохозяйственной округой, характерными признаками которого являются:

 

· Сравнительно небольшие размеры. Из-за низкой плотности населения, размеры городов-государств Руси были больше, чем другие города-государства.

· Наличие города – политико-административного, сакрального (религиозного) и военного центра. При этом возможно объединение (добровольное или насильственное) городов-государств в конгломераты разной прочности с определенной иерархией между ними;

· Единство города и прилегающей к нему сельскохозяйственной округи.

· Наличие в рамках города-государства общины, сохраняющей определенное социально-политическое единство несмотря на социальную и имущественную стратификацию (расслоение, группировку) ее членов. Постепенно, эта община разлагается и по мере ее разложения, как и по мере распада единства города и сельскохозяйственной округи, происходит превращение города-государства в «территориальное царство»;

· Деление «большой» общины города-государства на ряд «меньших» общин: городских (районы и улицы города) и сельских, объединение которых (насильственное или добровольное) и приводит к становлению города-государства;

· Важная роль народного ополчения в военной организации города-государства. Характерно, что участниками ополчения были как горожане, так и сельские жители

 

Культура Древней Руси в период политической раздробленности до Монгольского нашествия (XII – XIII вв)

Это время господства средневековой культуры. Для нее, во-первых, характерна общая замедленность темпов развития. Во-вторых, характерной чертой культуры этого времени является традиционализм. В-третьих, отличительной чертой средневековой культуры является господство в идеологии религиозного мировоззрения. В-четвертых, для этого периода характерно накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления еще не получили.

Несмотря на определенные отличия в развитии Руси по сравнению с западно-европейскими странами, русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры. Это объясняется однотипностью социально-экономического развития Руси и европейских стран, сходством социальной структуры. Наконец общим были и христианские вечные ценности, определявшие тип культуры.

 

Во второй половине ХП — начале XIII в. русская культура стала испытывать определенное влияние западно-европейской романской традиции. Монголо-татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси.

В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода:

-культуру восточного славянства,

-культуру Киевской Руси,

-культуру русских земель и княжеств периода раздробленности.

 

С начала XII в. (в связи с раздробленностью) в рамках княжеств и земель начинают складываться на базе культуры Киевской Руси культурно-художественные школы как местные варианты культуры древнерусской народности.

Письменность. Просвещение.

К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Братья-миссионеры Кирилл и Мефодий, как считают большинство специалистов, создали глаголический алфавит (глаголицу), который, в свою очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческого письма — так появилась нынешняя азбука, «кириллица», которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Петром I, затем в 1918 г.).

Об уровне распространения грамотности на Руси также свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучались более трехсот детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого Анна — одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

 

Литература, устное народное творчество.

В то время писали на пергаменте (иначе его называли харатья, кожа, мех).

Пергамент изготовлялся, как правило, из специально выделанной телячьей’кожи. Текст начинали писать с большой красной буквы-заставки (до сих пор сохранилось выражение «писать с красной строки»). Книги часто украшались рисунками, называемыми миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывая между двумя досками, которые обтягивали кожей (отсюда выражение «прочесть от доски до доски»).

В Киевской Руси был создан целый ряд выдающихся литературных произведений.

Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись. Историки выделяют несколько летописных сводов, которые предшествовали созданию самой знаменитой летописи Древней Руси «Повести временных лет», составленной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в.

 

Другим распространенным жанром древнерусской литературы стали жизнеописания русских святых. Одними из самых знаменитых на Руси стали «жития» князей Бориса и Глеба, убитых братом Святополком в междоусобной борьбе в 1015 г.

Из наиболее известных сочинений того времени следует назвать «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово» и «Моление» Даниила Заточника и др. Самое выдающееся произведение периода удельной раздробленности — бессмертное «Слово о полку Игореве», гордость литературы.

Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество, и прежде всего знаменитые былины, повествующие о героической борьбе народа против кочевников, о его созидательном труде.

 

Ремесло.

Выдающееся развитие в те далекие времена получило ремесло. Известно, например, что русские кузнецы делали замки, славившиеся в Западной Европе. Большим спросом пользовались самозатачивающиеся ножи, состоявшие из трех пластин металла, причем средняя пластина отличалась большей твердостью.

Прославились также русские ремесленники, занимавшиеся литьем колоколов, ювелиры, стеклоделы. С середины Х в. было широко развито производство кирпича, многоцветной керамики, предметов обработки дерева и кожи. Значительное развитие получило производство оружия кольчуг, колющих мечей, сабель. В XII-XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним.

 

Архитектура.

Сейчас мы знаем более 150 памятников архитектуры, дошедших до нас от домонгольского времени. Раскопки и исследования показали, что до конца Х в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.

Одно из первых каменных сооружений, возведенное греческими мастерами в конце Х в., — это двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве, называемая также Десятинной церковью. В середине XI в. при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор (1037), имевший 13 куполов. Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Вслед за строительством Софии в Киеве Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке, был возведен Спасский собор в Чернигове и др. На территории Руси известно около 15 каменных храмов XI — начала XII в., близких по стилю.

Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии.

 

Живопись и скульптура.

Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками. Мозаикой выполнена огромная фигура молящейся за человечество Богоматери Оранты в Софии Киевской Необходимым украшением храмов были иконы (по-гречески — изображение, образ). Так же как фрески и мозаики, первые на Руси иконы были написаны греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже Х1-ХП вв. Эта икона получила название «Владимирской Богоматери» и стала своеобразным символом Руси (в настоящее время она хранится в Третьяковской галеpee).

 

Иконы того времени, как правило, являлись принадлежностью храмов и были довольно большими по размеру.

Значительных успехов в живописи добились и русские мастера. С образованием самостоятельных княжеств-государств, в живописи складывались местные художественные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения и цветовой гаммой.


Домашнее задание №3







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.129.211 (0.007 с.)