Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторный анализ фондоотдачи

Поиск

Исходные данные для факторного анализа фондоотдачи приве­дены в табл. 4.6.

Таблица 4.6

Исходные данные для расчета (цифры условные)

Показатели Условные обозначения Год
базисный отчетный
1. Объем производства про­дукции, млн. руб. В    
2. Фондоотдача, руб. f    
3. Удельный вес коопериро­ванных поставок в себе­стоимости продукции, % Уком 60,35 60,25
4. Удельный вес активной час­ти ОПФ в их стоимости, % Уаф 63,1 63,3
5. Коэффициент сменности работы оборудования Км 1,28 1,30

 

Расчет влияния отдельных факторов на фондоотдачу. 1. Изменение фондоотдачи при изменении структуры ОПФ

руб

2. Изменение фондоотдачи при изменении сменности работы оборудования

руб.

3. Изменение фондоотдачи при изменении удельного веса коопе­рированных поставок в себестоимости продукции

руб.

4. Изменение фондоотдачи при изменении объема производства

руб.

Вывод: наибольшее влияние на фондоотдачу оказал второй фактор.

Эффективность использования оборотных средств анализиру­ется по следующим показателям:

1) оборачиваемость оборотных средств (число оборотов за год)

(4.19)

где Фос — средний остаток оборотных средств в конце рассмат­риваемого периода;

2) время оборота оборотных средств в днях

(4.20)

где Fк — количество календарных дней в рассматриваемом пе­риоде (для года — 360);

3) коэффициент закрепления оборотных средств за единицей выпускаемой продукции

(4.21)

4) коэффициент использования i-го вида материала в производ­стве;

5) экономический эффект внедрения мероприятий по снижению норм расхода материалов.

Анализ эффективности использования трудовых ресурсов сле­дует осуществлять по интегральному коэффициенту использования трудовых ресурсов (кроме производительности труда):

Ктр = Кв ·Кн ·Ки, (4.22)

где Kв — коэффициент использования рабочего времени, опре­деляемый отношением фактически отработанного времени в часах к его плановому фонду;

Кн — удельный вес рабочих, работающих по технически обоснованным нормам;

Ки — коэффициент напряженности норм выработки, опре­деляемый отношением среднего процента выполнения норм выра­ботки всеми рабочими к среднепрогрессивному (выше среднего).

Эффективность использования финансовых ресурсов рекомен­дуется оценивать по следующим показателям:

I) устойчивость функционирования фирмы;

Устойчивость фирмы (Z) американские экономисты рекоменду­ют определять по обобщенному показателю*

Z = 1,2Х1 + 1,4X2 + 3.3Х3 + 0,6 Х4 + 1,0X5, (4.23)

где X1 — показатель эффективности рабочего капитала;

Х2 — показатель эффективности накопленного капитала;

Х3 — рентабельность производства;

Х4 —показатель задолженности;

Х5 — показатель эффективности активов.

 

* "Экономика и жизнь", № 2, янв. 1995 г., с. 9.

 

(4.24)

где О — оборотные средства;

Окр — краткосрочные обязательства;

А — общие активы;

(4.25)

где Кнак — накопленный капитал (остаток прошлых лет);

(4.26)

где Пбал — балансовая прибыль;

(4.27)

где К — капитал фирмы (основные фонды плюс нематериаль­ные активы);

Д — общий долг фирмы;

(4.28)

где V — общий объем продаж.

Показатель устойчивости фирмы позволял американским эконо­мистам выявлять до 90% корпораций — потенциальных банкротов за год до банкротства, до 70% — за 2 года и 50% за 5 лет до банкрот­ства. Если Z > 3, то фирма устойчивая, меньше 1,8 — неустойчивая.

2) отдача капитала

(4.29)

 

где — прирост объема продаж за счет прироста капитала (ДК).

Поскольку в условиях жесткой конкуренции требуется качествен­но прогнозировать свое будущее, то представляется, что предложен­ная система финансовых показателей сможет помочь менеджерам и инвесторам найти твердый руль финансового корабля.

Качество анализа эффективности использования ресурсов будет тем выше, чем больше применены к этому процессу научные под­ходы (системный, комплексный, динамический и др.).

Кроме применения этих подходов, при анализе следует также руководствоваться такими принципами, как многовариантность рас­четов, единство анализа и синтеза, специализация аналитиков на направлениях и объектах анализа, автоматизация процессов фор­мирования банка исходных данных и самого анализа, стимулирова­ние высоких результатов и качества работы.

Для подтверждения необходимости, например, интеграционного подхода, приведем пример анализа структуры затрат материальных ресурсов по стадиям жизненного цикла изделия (табл. 4.7).

Таблица 4.7

Структура затрат материальных ресурсов по стадиям жизненного цикла и вариантам конструкции изделия

Стадия жизненного цикла изделия Расход материалов на 1 изделие по вариантам конструкции
     
кг % от сум­мы кг/тыс. ч рабо­ты кг % от сум­мы кг/тыс. ч рабо­ты кг % от сум­мы кг/тыс. ч рабо­ты
1. Разработка   1,0 0,2   0,9 0,2   2,3 0,4
2. Освоение   2,0 0,4   1,8 0,4   4,5 0,8
3. Производ­ство   52,0 10,4   37,1 8,0   50,5 8,8
4. Внедрение   1,0 0,2   0,9 0,2   1,1 0,8
5. Эксплуата­ция (за весь ресурс)   2,0 4,0   22,2 4,8   18,5 3,2
6. Восстанов­ление (за весь ресурс)     4,8   37,1 8,0   23,0 4,0
Итого     20,0     21,6     17,4
Масса изде­лия                              

 

Анализ данных табл. 4.7 показывает, что а) по всем вариантам изделия очень значительные затраты материалов в сфере эксплуа­тации изделия; б) по третьему варианту по сравнению со вторым за счет увеличения количества экспериментальных работ удалось по­чти в 2 раза снизить затраты материалов в сфере эксплуатации; в) по суммарному расходу материалов за жизненный цикл изделия лучший вариант третий. Однако масса изделия по второму вариан­ту меньше, чем по третьему. Поэтому для окончательного принятия решения нужно сопоставить рост затрат на материалы по второму варианту с экономией на топливе за срок службы за счет примене­ния более легкого изделия.

4.7.4. Факторный анализ прироста производительности труда*

Прирост производительности труда в целом по предприятию за счет снижения трудоемкости выпускаемой продукции (выполняе­мых услуг) в результате внедрения прогрессивных приемов и мето­дов (ΔП1, в процентах) рекомендуется определять по формуле

(4.30)

где а — снижение трудоемкости выпускаемой продукции, %.

 

* Донецкая комплексная система управления внедрением передового опыта. —Донецк, 1983.

 

(4.31)

где А — снижение трудоемкости в нормо-часах;

Т — трудоемкость выпускаемой продукции, нормо-час.

(4.32)

где t1; t2 — средние затраты времени на выполнение данного приема соответственно до и после внедрения передовых методов и приемов труда, мин;

N — среднее количество приемов, выполняемых в смену одним рабочим;

Ксм — коэффициент сменности работы рабочих;

Фдн — количество рабочих дней в планируемом периоде;

Чраб — количество рабочих, выполняющих данный прием в сме­ну;

Kв.н — средний коэффициент выполнения норм выработки.

Прирост производительности труда за счет внедрения мероприятий по увеличению удельного веса рабочих, выполняющих норму выработки (ΔП2), рекомендуется определять по формуле

(4.33)

(4.34)

где Hв — относительная экономия численности рабочих в связи с повышением уровня выполнения норм выработки, чел.;

Р — процент роста выполнения норм выработки группой рабо­чих, не выполняющих до внедрения передового опыта норм выра­ботки;

У — удельный вес этой группы рабочих в их общей численности, %.

Прирост производительности труда за счет внедрения мероп­риятий по относительному высвобождению работников (ΔП3) ре­комендуется определять по формуле

(4.35)

(4.36)

где ΔУч — процент относительно высвобожденного числа работ­ников в результате внедрения различных мероприятий в общей чис­ленности промышленно-производственного персонала;

ΔЧр — число относительно высвобожденных работников в ре­зультате внедрения мероприятий, чел.;

Чр — общая численность промышленно-производственного пер­сонала в планируемом периоде, чел.

Прирост производительности труда за счет внедрения мероп­риятий по снижению потерь рабочего времени (ΔП4) рекомендует­ся определять по формуле

(4.37)

где kвр — процент устранения внутрисменных и целодневных потерь рабочего времени;

Vпот — потери производства продукции в результате нерацио­нального использования рабочего времени;

V — объем производства продукции в планируемом периоде (в тех же единицах измерения, что и Vпост).

Изменение производительности труда при изменении объема производства и численности промышленно-производственного пер­сонала ( ΔП5 ) можно определить по формуле

(4.38)

где ΔХV — изменение (±) прироста объема производства в пла­нируемом периоде, %;

ΔУч — изменение (±) прироста численности промышленно-производственного персонала за тот же период, %.

Прирост производительности труда на предприятии в целом при повышении производительности труда в одном из его подраз­делений (ΔП6) определяется по формуле

(4.39)

где ΔПподр — прирост производительности труда в отдельном производственном подразделении предприятия, %;

ΔУраб — удельный вес работников данного подразделения в об­щей численности промышленно-производственного персонала пред­приятия (Чр), доли единицы.

Число относительно высвобожденных работников в результате внедрения мероприятий по приросту производительности труда на предприятии (ΔЧ) рекомендуем определять по формулам

; ; (4.40)

где Ч1, Ч2 — численность промышленно-производственного пер­сонала соответственно до и после внедрения мероприятий по повы­шению производительности труда, чел.;

V1 — объем производства за анализируемый период;

П1 — производительность труда на предприятии в целом до вне­дрения мероприятий, объем/численность;

— прирост производительности труда на предприятии по рассмотренным выше пяти факторам, %.

Расчет экономического эффекта внедрения мероприятий по улуч­шению использования ресурсов осуществляется в соответствии с рекомендациями, изложенными в теме 6.

4.8. Сущность SWOT-анализа

При разработке стратегических планов многие фирмы применя­ют SWOT-анализ (рис. 4.5).

Рис. 4.5. Схема применения SWOT-анализа*

В проанализированной нами литературе сущность SWOT-анали­за раскрывается укрупненно. Он является одним из первых этапов стратегического планирования. На наш взгляд, идея SWOT-анализа заключается в следующем: а) принятие усилий для превращения слабостей в силу и угроз в возможности; б) развитие сильных сто­рон фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями.

 

* Менеджмент предприятий электросвязи: Учебник для вузов/ Е. В. Демина. Н. П. Резникова и др. — М.: Радио и связь, 1997.

 

SWOT-анализ нами предлагается разбить на ряд этапов.

На первом этапе SWOT-анализа глубоко изучаются силы — кон­курентные преимущества фирмы в следующих областях:

• патентоспособность выпускаемых товаров;

• цена товаров;

• прогрессивность технологии;

• квалификация кадров;

• стоимость ресурсов, применяемых фирмой;

• возраст основных производственных фондов;

• географическое расположение фирмы;

• инфраструктура;

• система менеджмента (в т. ч. маркетинга);

• сила конкуренции на "входе" и "выходе" системы менедж­мента фирмы и др.

На втором этапе SWOT-анализа изучаются слабости фирмы. Он начинается с анализа конкурентоспособности выпускаемых това­ров по всем рынкам. Строится дерево показателей конкурентоспо­собности: на 0-м уровне — комплексный показатель конкурентос­пособности конкретного товара; на 1-м уровне — полезный эффект (интегральный показатель качества), совокупные затраты, условия применения товара; на 2-м уровне — конкретные показатели и т. д. Рассчитываются показатели в соответствии с построенным дере­вом. Собираются или прогнозируются аналогичные показатели по конкурирующим товарам. Определяются слабости по изученным на первом этапе конкурентным преимуществам фирмы.

На третьем этапе SWOT-анализа изучаются факторы макросре­ды фирмы (политические, экономические, технологические, рыноч­ные и др.) с целью прогнозирования стратегических и тактических угроз фирме и своевременного предотвращения убытков от них.

На четвертом этапе изучаются стратегические и тактические возможности фирмы (капитал, активы и т. п.), необходимые для пре­дотвращения угроз, уменьшения слабостей и роста силы.

На последнем, пятом этапе SWOT-анализа согласуются силы с возможностями для формирования проекта отдельных разделов стра­тегии фирмы (этот вопрос рассматривается в курсе "Стратегичес­кий менеджмент").

4.9. Анализ финансового состояния фирмы с позиций конкурентоспособности

Сегодняшнее финансовое состояние фирмы определяется каче­ством и эффективностью системы менеджмента, функционирующей вчера (допустим, в 1995 г.), качеством стратегии фирмы до 2001 г. (включительно). Поэтому анализ финансового состояния фирмы сле­дует начинать с анализа факторов, которые были использованы вче­ра. Сегодня мы пожинаем плоды вчерашнего труда. К этим факто­рам рекомендуется относить следующие:

• качество нормативно-технических документов по системе ме­неджмента, которые были применены вчера (допустим в 1995 г.);

• качество стратегии фирмы (допустим до 2001 г.);

• степень использования конкурентных преимуществ при раз­работке стратегии фирмы;

• динамика циклов прибыльности товаров фирмы за прошлый период и на перспективу;

• эффективность использования ресурсов;

• динамика конкурентоспособности товаров фирмы на конкрет­ных рынках и фирмы в целом;

• устойчивость функционирования фирмы.

Раскроем содержание перечисленных факторов.

Качество нормативно-методических документов определяется их полнотой по составу и содержанию, обоснованностью рекомендуе­мых методов, требований, показателей, научных подходов, принци­пов. Нормативно-методические документы должны охватывать все компоненты системы менеджмента, учитывать научные подходы и принципы менеджмента, международные требования по стандарти­зации, сохранению экосистемы, безопасности товаров и услуг, вза­имозаменяемости объектов и др. Например, если при разработке стратегии фирмы не были использованы международные стандар­ты ИСО серии 9000 по системам качества, Рекомендации по серти­фикации, стандарты по функционально-стоимостному анализу, ме­тодики оптимизации технических и социально-экономических про­цессов, нечего рассчитывать на выпуск конкурентоспособных объектов. Чем быстрее "ковбойский" менеджмент уступит место научному менеджменту, тем успешнее пойдут дела в области конку­ренции.

Качество стратегии фирмы определяется ее составом и содер­жанием, количеством и глубиной применяемых научных подходов и современных методов. Тенденции экономического развития конку­рентоспособных стран характеризуются резким увеличением зат­рат на стратегический маркетинг, формирование системы менедж­мента, на НИОКР ради многократной экономии на последующих стадиях жизненного цикла объектов и обеспечения их конкурентос­пособности на внешних рынках. Эти вопросы освещаются в курсе "Стратегический менеджмент".

Анализ динамики циклов прибыльности товаров фирмы за про­шлый период и на перспективу должен дать ответ на следующие вопросы: Как живут наши родители за счет вчерашней прибыли? Как мы (дети) живем сегодня? Как мы будем жить завтра? Для ответа на эти вопросы строятся циклы прибыльности каждого това­ра фирмы (рис. 4.6.).

На рис. 4.6 показана динамика сменяемости и прибыльности моделей товара одного назначения (наименования). Названия цик­лов — вчерашние "кормильцы", сегодняшние "кормильцы", завт­рашние "кормильцы" — заимствованы из работы Е. В. Деминой. На схеме показан пример воспроизводства моделей товара с примене­нием воспроизводственного подхода, т. е. для поддержания конку­рентоспособности модели каждая будущая модель прибыльнее вче­рашней.

Время "Т1" — продолжительность проведения стратегического маркетинга, НИОКР и организационно-технологической подготов­ки производства нового товара. "Т2" — продолжительность выпуска первой модели (освоение, рост, зрелость, спад). Пунктирной линией на первом цикле показан возможный вариант прибыльности моде­ли товара при плохой работе; тогда и по будущим моделям будет меньше прибыль, т. к. не будет средств на инновации. Переход с одной модели на другую в данном примере осуществляется наибо­лее сложным — параллельно-последовательным методом. Напри­мер, в точке "А" одновременно выпускались две модели товара: старая, на стадии спада, снятия с производства и новая, на стадии освоения производства. Прибыль фирмы в точке "А" равна сумме прибыли, полученной со снимаемой модели, и прибыли, полученной с осваиваемой модели. Проще переход с одной модели на другую осуществлять с остановкой производства, переналадкой оборудова­ния, освоением прогрессивной технологии. Но в этом случае от данного товара в этот период фирма не будет получать прибыль. На рис. 4.6 в 1998 г. фирма получает максимальную прибыль по второй (сегодняшней) модели и несет затраты на создание третьей (завт­рашней) модели.

Рис. 4.6. Динамика циклов прибыльности товара фирмы

Конкурентоспособность товаров и фирмы следует анализиро­вать по конкретным рынкам и прогнозировать альтернативные ва­рианты товаров одного назначения и сегментов для них. Количе­ство альтернативных вариантов товаров и сегментов рынка должно быть не менее трех. Это очень сложная проблема. Она охватывает анализ факторов внешней среды фирмы, конкурентоспособности конкурентов по аналогичным товарам, конкурентов поставщиков "входа" системы менеджмента фирмы, организационно-техничес­кого уровня производства и др., которые подробно рассматривают­ся в курсе "Стратегический менеджмент".

Одним из показателей устойчивости функционирования фирмы и гарантированного ее развития является безубыточность годовой программы выпуска товара, ее минимальное значение. На рис. 4.7 показана схема определения границы безубыточности программы товара.

К условно-постоянным издержкам относятся издержки на годо­вую программу выпуска данного товара, условно (относительно) не изменяющиеся при изменении программы выпуска товара. К ним относятся комплексные общецеховые и общезаводские расходы, ко­торые трудно калькулировать на единицу продукции.

Рис. 4.7. Схема определения границы безубыточной программы товара

К условно-переменным издержкам относятся издержки на годо­вую программу выпуска данного товара, изменяющиеся, как правило, пропорционально программе выпуска. К ним относятся затраты на сырье, материалы, комплектующие изделия, энергию (при наличии индивидуального учета), заработную плату основных производствен­ных рабочих, амортизацию конкретного технологического оборудова­ния. Эти затраты нормируются на единицу выпускаемой продукции.

Левее точки "А", в связи с недостаточной программой выпуска продукции, условно-постоянные издержки будут распределяться между небольшим количеством продукции и доля этих издержек на единицу продукции будет велика, цена товара будет больше рыноч­ной (равновесной) и он не будет реализован. Правее точки "А", наоборот, при сохранении условно-постоянных издержек на про­грамму примерно на прежнем уровне уменьшится их доля на еди­ницу продукции, снизится себестоимость единицы продукции. Се­бестоимость будет меньше цены, товар будет реализован и будет получена прибыль.

Для нахождения и анализа границ безубыточности конкретных товаров необходимо автоматизировать учет расхода ресурсов.

Методика расчета показателя устойчивости фирмы приведена в работе автора /14/.

После анализа перечисленных факторов, предопределяющих се­годняшнее состояние фирмы, выполняется анализ и оценка финан­сового состояния фирмы. За основу системы показателей, характе­ризующих финансовое состояние фирмы, рекомендуется принимать следующие:

• показатели ликвидности активов;

• показатели привлечения заемных средств;

• показатели оборачиваемости ресурсов;

• рентабельность продукции и производства;

• устойчивость фирмы.

Конкретная система финансовых показателей фирмы определя­ется особенностями отрасли, выпускаемой продукции, размером фирмы и другими факторами. В работах /10, 13, 14/ приведены в качестве примеров различные системы показателей.

Соблюдение системного, маркетингового, динамического и дру­гих подходов менеджмента в условиях ужесточения конкуренции требует, во-первых, проведения анализа конкурентоспособности и рентабельности каждого вида товара на каждом рынке, во-вторых, прогнозирования стратегии изменения финансовых показателей по товарам, рынкам и фирме в целом. Другими словами, стратегию финансов фирмы следует формировать не сверху, как делается в настоящее время, а снизу: с товаров и рынков. Трудная работа. Однако в условиях развития международной конкуренции устойчи­вость функционирования фирмы другим путем обеспечить очень и очень трудно.

Контрольные вопросы по теме

1. В чем отличия анализа от синтеза?

2. Что такое ранжирование факторов?

3. Выполнением каких принципов обеспечивается опера­тивность анализа?

4. Выполнением каких условий обеспечивается сопостави­мость альтернативных вариантов управленческого решения?

5. В чем сущность принципа количественной определен­ности анализа?

6. Сущность метода элиминирования.

7. Область применения индексного метода анализа.

8. В чем особенность метода цепных подстановок?

9. Сущность и область применения факторного анализа.

10. В чем отличия коэффициентов парной, частной и мно­жественной корреляции?

11. Сущность и назначение критерия — ошибка аппрок­симации.

12. Что характеризует собой коэффициент эластичности?

13. Как строятся корреляционные поля?

14. Сущность и область применения ФСА.

15. В чем трудности применения ФСА?

16. Сущность функционального подхода и его отличия от предметного подхода.

17. Перечислите, пожалуйста, основные факторы роста производительности труда.

18. От чего зависит фондоотдача?

19. В чем особенности SWOT-анализа?

20. В чем особенности анализа финансового состояния фирмы с позиций конкурентоспособности?

Тема 5. методы прогнозирования управленческих решений

План:

1. Принципы и классификация методов прогнозиро­вания.

2. Методы экстраполяции.

3. Параметрические методы.

4. Экспертные методы.

5. Сущность нормативного, экспериментального, ин­дексного методов прогнозирования.

6. Организация работ по прогнозированию.

5.1. Принципы и классификация методов прогнозирования

Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием. Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о воз­можных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования. Прогнозирование управленческих ре­шений наиболее тесно связано с планированием. План и прогноз представляют собой взаимодополняющие друг друга стадии плани­рования при определяющей роли плана как ведущего звена управ­ления. Прогноз в системе управления является предплановой раз­работкой многовариантных моделей развития объекта управления. Сроки, объемы работ, числовые характеристики объекта и другие показатели в прогнозе носят вероятностный характер и обязательно предусматривают возможность внесения корректировок. В отличие от прогноза план содержит однозначно определенные сроки осуще­ствления события и характеристики планируемого объекта. Для пла­новых разработок используется наиболее рациональный прогноз­ный вариант.

Целью прогнозирования управленческих решений является полу­чение научно обоснованных вариантов тенденций развития показате­лей качества, элементов затрат и других показателей, используемых при разработке перспективных планов и проведении научно-исследо­вательских (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР), а также раз­витии всей системы менеджмента. Самым сложным в системе менед­жмента является прогнозирование качества и затрат. Поэтому ниже в большей мере будет уделено внимание этим вопросам.

К основным задачам прогнозирования относятся:

ü разработка прогноза рыночной потребности в каждом конк­ретном виде потребительной стоимости в соответствии с ре­зультатами маркетинговых исследований;

ü выявление основных экономических, социальных и научно-тех­нических тенденций, оказывающих влияние на потребность в тех или иных видах полезного эффекта;

ü выбор показателей, оказывающих существенное влияние на величину полезного эффекта прогнозируемой продукции в условиях рынка;

ü выбор метода прогнозирования и периода упреждения про­гноза;

ü прогнозирование показателей качества новой продукции во времени с учетом влияющих на них факторов;

ü прогноз организационно-технического уровня производства по стадиям жизненного цикла продукции;

ü оптимизация прогнозных показателей качества по критерию максимального полезного эффекта при минимальных совокупных затратах за жизненный цикл продукции;

ü обоснование экономической целесообразности разработки но­вой или повышения качества и эффективности выпускаемой про­дукции исходя из наличных ресурсов и приоритетов.

Под полезным эффектом от эксплуатации или потребления про­дукции понимается выполняемая ею работа или отдача за ее срок службы. При определении полезного эффекта всю продукцию мож­но разделить на:

ü промышленную продукцию, полезный эффект которой харак­теризуется отдачей (сырье, материалы, смазочные материалы, топ­ливо, значительное количество предметов народного потребления, пищевые продукты и т.д.);

ü промышленную продукцию, полезный эффект которой выра­жается выполненной работой в единицу времени (станки, подъем­но-транспортные средства, полиграфическое оборудование, неф­теаппаратура и т.д.).

При определении полезного эффекта следует брать только ту часть работы, которую получает потребитель, исключая при этом его потери. Например, для нефтеаппаратуры полезным эффектом является количество конечной продукции, произведенной аппара­том за нормативный срок службы.

К основным принципам научно-технического прогнозирования относятся системность, комплектность, непрерывность, вариантность, адекватность и оптимальность. Принципы системности требуют взаимоувязанности и соподчиненности прогнозов развития объектов прогнозирования и прогностического фона.

Принцип непрерывности требует корректировки прогноза по мере поступления новых данных об объекте прогнозирования или о про­гнозном фоне. Корректировка прогнозов должна носить дискрет­ный характер, причем оптимальные сроки обновления прогнозов могут быть выявлены только по результатам практического исполь­зования (ориентировочно два раза в пятилетку), т.е. результаты реа­лизации прогнозов, уточнение потребностей, изменение тенденций развития объекта или прогнозного фона должны периодически по­ступать к разработчику прогноза.

Принцип адекватности прогноза объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчи­вых тенденций и взаимосвязей в развитии производства и создании теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией. Реализация принципа адекватности предполагает учет вероятностного характера реальных процессов господствующих тенденций и оценку вероятности реализации вы­явленной тенденции.

В результате оптимизации прогнозных значений полезного эф­фекта и затрат по критерию максимизации экономического эффек­та из множества альтернативных вариантов должен быть выбран наилучший.

Основными источниками исходной информации для прогнози­рования являются:

ü статистическая, финансово-бухгалтерская и оперативная от­четность предприятий и организаций;

ü научно-техническая документация по результатам выполне­ния НИОКР, включая обзоры, проспекты, каталоги и другую инфор­мацию по развитию науки и техники в стране и за рубежом;

ü патентно-лицензионная документация.

Учитывая значительное дублирование информации, используе­мой при прогнозировании и планировании повышения качества и эффективности продукции, при проведении НИР и ОКР, разработ­ке системы норм и нормативов, целесообразно использовать для этих целей единые базы данных, формируемые по принадлежности к объектам прогнозирования и планирования. В этом случае про­блему информационного обеспечения научно-технического прогно­зирования следует решать комплексно с развитием системы авто­матизированного управления.

Использование информационной базы АСУ для решения задач научно-технического прогнозирования в значительной мере снижа­ет объем трудозатрат на сбор и подготовку исходных данных, позво­ляет сконцентрировать усилия прогнозистов на содержательной части этого процесса.

По назначению и характеру функционирования вся информация делится на научно-техническую и технико-экономическую инфор­мацию, справочно-нормативную информацию, информацию прогноз­ной ситуации и информацию обратной связи.

Исходная информация включает данные, используемые в про­цессе выбора метода прогнозирования, создания методик и справочно-нормативных материалов. От полноты и достоверности этой группы информации зависит научная обоснованность приме­няемых методов прогнозирования, обоснованность и точность прогнозов.

Объем и состав справочно-нормативной информации зависит от степени дифференциации прогнозных расчетов.

Информацию прогнозной ситуации образуют данные, характе­ризующие цели прогноза и условия, в которых будет протекать раз­витие прогнозируемого объекта. Состав этой информации и ее объем также зависят от принятых методов прогнозирования, от степени дифференциации и требуемой точности прогнозных расчетов.

Информацию обратной связи составляют данные проведенных научно-технических прогнозов, данные об отклонениях фактическо­го состояния объекта прогнозирования от прогнозных величин, а также об отклонениях фактического состояния прогнозного фонда от показателей, принятых при прогнозировании. Информация об­ратной связи позволяет оценить фактическую достоверность про­гноза качества справочно-нормативных материалов и выявить при­чины отклонений.

В литературе приводятся различные классификации методов про­гнозирования. Практическое применение того или иного метода прогнозирования определяется такими факторами, как объект про­гноза, его точность, наличие исходной информации, квалификация прогнозиста и др. В табл. 5.1 дана краткая характеристика методов прогнозирования управленческих решений.

Таблица 5.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.237.68 (0.017 с.)