Горизонт расчета измеряется количеством шагов расчета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Горизонт расчета измеряется количеством шагов расчета.



Шагом расчета при определении показателей эффективности в пределах расчетного периода могут быть: месяц, квартал или год.

Затраты, осуществляемые участниками, подразделяются на пер­воначальные (капиталообразующие инвестиции), текущие и ликви­дационные, которые осуществляются соответственно на стадиях стро­ительной, функционирования и ликвидационной.

Для стоимостной оценки результатов и затрат могут использо­ваться базисные, мировые, прогнозные и расчетные цены.

Под базисными понимаются цены, сложившиеся в народном хо­зяйстве на определенный момент времени t6. Базисная цена на любую продукцию или ресурсы считается неизменной в течение всего расчетного периода.

Измерение экономической эффективности проекта в базисных ценах производится, как правило, на стадии технико-экономичес­ких исследований инвестиционных возможностей.

На стадии технико-экономического обоснования (ТЭО) инвестиционного проекта обязательным является расчет экономической эффективности в прогнозных и расчетных ценах. Одновременно рекомендуется осуществлять расчеты в других видах цен.

Прогнозная цена Ц(1) продукции или ресурса в конце t-го шага расчета (например, t-го года) определяется по формуле

где Ц(б) — базисная цена продукции или ресурса;

J(t,tн) — коэффициент (индекс) изменения цен продукции или ресурсов соответствующей группы в конце t-го шага по отношению к начальному моменту расчета (в котором известны цены).

По проектам, разрабатываемым по заказу органов государствен­ного управления, значения индексов изменения цен на отдельные виды продукции и ресурсов следует устанавливать в задании на проектирование в соответствии с прогнозами Минэкономики РФ.

Расчетные цены используются для вычисления интегральных показателей эффективности, если текущие значения затрат и ре­зультатов выражаются в прогнозных ценах. Это необходимо, чтобы обеспечить сравнимость результатов, полученных при различных уровнях инфляции.

Расчетные цены получаются путем введения дефлирующего мно­жителя, соответствующего индексу общей инфляции (см. Приложе­ние 5 к Рекомендациям).

Базисные, прогнозные и расчетные цены могут выражаться в рублях или устойчивой валюте (доллары США, ЭКЮ, и т.п.).

При разработке и сравнительной оценке нескольких вариантов инвестиционного проекта необходимо учитывать влияние измене­ния объемов продаж на рыночную цену продукции и цены потреб­ляемых ресурсов.

При оценке эффективности инвестиционного проекта соизмере­ние разновременных показателей осуществляется путем приведе­ния (дисконтирования) их к ценности в начальном периоде.* Для приведения разновременных затрат, результатов и эффектов ис­пользуется норма дисконта (Е), равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал (Приложение 5 к Рекомендациям).

 

* В Рекомендациях предусмотрено приведение к моменту времени t=0, непосредственно после первого шага. Возможно, однако, приведение к фик­сированному моменту (например, при сравнении проектов, начинающихся в различные моменты времени).

 

Технически приведение к базисному моменту времени затрат, ре­зультатов и эффектов, имеющих место на t-м шаге расчета реализа­ции проекта, удобно производить путем их умножения на коэффи­циент дисконтирования at определяемый для постоянной нормы дисконта Е, как

где t — номер шага расчета (t= 0, 1, 2,...Т), а Т — горизонт расчета. Если же норма дисконта меняется во времени и на t-ом шаге расчета равна Et, то коэффициент дисконтирования равен

Сравнение различных инвестиционных проектов (или вариантов проекта) и выбор лучшего из них рекомендуется производить с ис­пользованием различных показателей, к которым относятся:

чистый дисконтированный доход* (ЧДД) или интегральный эф­фект;

индекс доходности** (ИД);

внутренняя норма доходности*** (ВНД);

срок окупаемости;

другие показатели, отражающие интересы участников или спе­цифику проекта.

 

* Используются также другие названия: чистая приведенная (или чис­тая современная) стоимость, интегральный эффект.

** Другое название — индекс прибыльности.

*** Другие названия — внутренняя норма прибыли, рентабельности, возврата инвестиций.

 

При использовании показателей для сравнения различных инве­стиционных проектов (вариантов проекта) они должны быть приве­дены к сопоставимому виду.

Чистый дисконтированный доход (ЧДД,) определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к на­чальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами.

Если в течение расчетного периода не происходит инфляцион­ного изменения цен или расчет производится в базовых ценах, то величина ЧДД для постоянной нормы дисконта вычисляется по формуле

где Pt — результаты, достигаемые на t-ом шаге расчета;

Зt — затраты, осуществляемые на том же шаге;

Т — горизонт расчета (равный номеру шага расчета, на кото­ром производится ликвидация объекта").

Эt = (Pt —Зt) — эффект, достигаемый на t-ом шаге.

Если ЧДД инвестиционного проекта положителен, проект явля­ется эффективным (при данной норме дисконта) и может рассматриваться вопрос о его принятии. Чем больше ЧДД, тем эффек­тивнее проект. Если инвестиционный проект будет осуществлен при отрицательном ЧДД, инвестор понесет убытки, т.е. проект неэффек­тивен.

На практике часто пользуются модифицированной формулой для определения ЧДД. Для этого из состава Зt исключают капитальные вложения и обозначают через:

Kt — капиталовложения на t-ом шаге;

К — сумму дисконтированных капиталовложений, т.е.

— затраты на t-ом шаге при условии, что в них не входят капиталовложения.

 

* В формулу для К убыток входит со знаком "плюс", а доход — со зна­ком "минус".

 

Тогда формула (6.15) для ЧДД записывается в виде

и выражает разницу между суммой приведенных эффектов и при­веденной к тому же моменту времени величиной капитальных вло­жений (К).

Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений

Индекс доходности тесно связан с ЧДД. Он строится из тех же элементов и его значение связано со значением ЧДД: если ЧДД положителен, то ИД >1 и наоборот. Если ИД >1, проект эффекти­вен, если ИД < 1 — неэффективен.

Внутренняя норма доходности (ВНД)* представляет собой ту норму дисконта (Евн), при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям.

 

* При использовании ВНД следует соблюдать известную осторожность. Во-первых, она не всегда существует. Во-вторых, уравнение (6.19) может иметь больше одного решения. Первый случай весьма редок. Во втором корректный расчет ВНД несколько затруднителен, хотя и возможен. В качестве первого приближения в ситуации, когда простой (недисконти­рованный) интегральный эффект положителен, ряд авторов предлагает принимать в качестве Евн значение наименьшего положительного корня уравнения (6.19).

 

Иными словами, Евн (ВНД) является решением уравнения

Если расчет ЧДД инвестиционного проекта дает ответ на вопрос, является он эффективным или нет при некоторой заданной норме дисконта (Е), то ВНД проекта определяется в процессе расчета и затем сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на вкла­дываемый капитал.

В случае, когда ВНД равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал, инвестиции в данный инвестиционный проект оправданы, и может рассматриваться вопрос о его приня­тии. В противном случае инвестиции в данный проект нецелесооб­разны (см. приложение 5 к Рекомендациям).

Если сравнение альтернативных (взаимоисключающих) инвести­ционных проектов (вариантов проекта) по ЧДД и ВНД приводят к противоположным результатам, предпочтение следует отдавать ЧДД (подробнее см. приложение 5 к Рекомендациям).

Срок окупаемости — минимальный временной интервал (от на­чала осуществления проекта), за пределами которого интегральный эффект становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Ины­ми словами, это — период (измеряемый в месяцах, кварталах или годах), начиная с которого первоначальные вложения и другие зат­раты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются сум­марными результатами его осуществления.

Результаты и затраты, связанные с осуществлением проекта, мож­но вычислять с дисконтированием или без него. Соответственно, получится два различных срока окупаемости.

Срок окупаемости рекомендуется определять с использованием дисконтирования.

При необходимости учета инфляции формулы (6.12)—(6.15) дол­жны быть преобразованы так, чтобы из входящих в них значений затрат и результатов было исключено инфляционное изменение цен, т.е. чтобы величины критериев были приведены к ценам расчетного периода.*

 

* При этом необходимо учитывать изменения цен за счет неинфляционных причин и по-прежнему осуществлять дисконтирование.

 

Это можно выполнить введением прогнозных индексов цен и дефлирующих множителей (см. приложение 5 к Рекомендациям).

Наряду с перечисленными критериями в ряде случаев возможно использование и ряда других: интегральной эффективности зат­рат, точки безубыточности, простой нормы прибыли, капиталоотдачи и т.д. Для применения каждого из них необходимо ясное представле­ние о том, какой вопрос экономической оценки проекта решается с его использованием и как осуществляется выбор решения.

Ни один из перечисленных критериев сам по себе не является достаточным для принятия проекта. Решение об инвестировании средств в проект должно приниматься с учетом значений всех пе­речисленных критериев и интересов всех участников инвестицион­ного проекта. Важную роль в этом решении должна играть также структура и распределение во времени капитала, привлекаемого для осуществления проекта, а также другие факторы, некоторые из которых поддаются только содержательному (а не формальному) учету /10/.

Контрольные вопросы по теме

1. В чем разница понятий "экономия", "экономический эффект", "эффективность"? Примеры.

2. Сущность фактора времени.

3. Как обеспечивается сопоставимость исходной инфор­мации для экономического обоснования?

4. Как учитываются факторы неопределенности и риска?

5. Чем отличаются подходы к экономическому обоснова­нию мероприятий по повышению качества "входа", "про­цесса", "выхода" системы?

6. Раскройте, пожалуйста, структуру себестоимости.

7. Как формируется цена объекта?

8. Как определяется социальный эффект?

9. В чем особенности "Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов"?

Приложение

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

Анализ — разложение целого на элементы и последующее установление взаимосвязей между ними с целью повышения качества прогнозирования, оптимизации, обоснования, планирования и оперативного управления реа­лизацией управленческого решения по развитию объекта.

Анализ конкурентных преимуществ — комплексный анализ, имеющий своей целью выявление слабых и сильных сторон фирмы (страны), ее возможностей и угроз ее положению на рынке. На основе полученных в ходе анализа про­гнозных оценок устанавливаются цели и разрабатываются стратегии.

Анализ ресурсоемкости объекта — анализ структурных, абсолютных, относительных и удельных показателей, характеризующих расход ресур­сов по стадиям жизненного цикла объекта с целью выявления факторов экономии ресурсов.

Анализ ретроспективный — метод изучения сложившихся в прошлом тенденций технического, социального, экономического развития объекта для формирования стратегии его развития.

Анализ риска — разложение структуры объекта на элементы, установ­ление взаимосвязей между ними с целью выявления источников, факторов и причин различного вида риска, сопоставление возможных потерь и выгод.

Анализ системный — исследование объектов как систем, совокупности взаимосвязанных элементов с применением системных принципов.

Анализ системы менеджмента — процесс исследования организацион­ной структуры и системы управления на предмет их жизнеспособности, обеспечения конкурентоспособности фирмы, в целях дальнейшего совер­шенствования и повышения эффективности их воздействия на результатив­ность деятельности фирмы.

Анализ ситуации — изучение параметров управляемого объекта, сло­жившихся внешних условий и конкретных ситуаций его функционирова­ния при разработке или реализации управленческого решения.

Анализ сравнительный — сопоставление численных значений показате­лей анализируемого объекта со значениями базового периода (с другими периодами), с показателями других аналогичных объектов, с нормативным (эталонным) уровнем.

Анализ факторный — процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улуч­шению функции, а также для ее прогнозирования.

Антимонопольное законодательство — законодательство, регламенти­рующее общие требования к товарам, их упаковке, экологичности, безо­пасности применения, организации торговли, контроля доли рынка, занятой данным изготовителем, порядок осуществления санкций в случае наруше­ния антимонопольного законодательства.

Будущий труд — часть совокупного труда на создание и использование (эксплуатацию) объекта, которую необходимо будет потратить в будущем для получения от объекта полезного эффекта. Например, после изготовле­ния грузового автомобиля доля будущего труда в совокупном труде за его жизненный цикл равна примерно 92-96%, то есть затраты на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонты автомобиля за 10 лет его использова­ния примерно в 20 раз превышают стоимость автомобиля. Такие значитель­ные затраты на топливо, запасные части, заработную плату, техническое обслуживание, ремонты и другие расходы в сфере потребления автомобиля вызваны низким его качеством. Доля будущего труда в совокупном труде в динамике изменяется от 100% на стадии начала маркетинговых исследова­ний до 0% — после утилизации объекта. На конкретной стадии будущий труд распадается на прошлый труд и живой труд.

"Внешняя среда" системы - факторы макро- и микросреды фирмы, ин­фраструктуры региона, влияющие на качество управленческого решения.

Внутренняя норма доходности (ВНД) — показатель сравнительной эф­фективности инвестиционного проекта, который представляет собой ту норму дисконта, при которой величина приведенных эффектов равна при­веденным капиталовложениям /10/.

Воспроизводственный подход к менеджменту — подход, ориентиро­ванный на постоянное возобновление производства товара для удовлетворе­ния потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на едини­цу полезного эффекта. Элементами воспроизводственного подхода к ме­неджменту являются: 1) применение опережающей базы сравнения при плани­ровании обновления объекта; 2) трактовка закона экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта; 3) рассмотрение во взаимосвя­зи воспроизводственного цикла выпускаемой, проектируемой и перспек­тивной моделей объекта; 4) пропорциональное по качеству и количеству воспроизводство элементов внешней среды.

Воспроизводственный цикл товара — динамика сменяемости выпуска­емой, проектируемой и перспективной моделей товара в координатах вре­мени и программы выпуска товаров каждой модели.

"Вход" системы разработки решения - параметры, характеризующие проблему, которую необходимо решать.

"Выход" системы разработки решения - решение, выраженное количе­ственно или качественно, имеющее определенную степень адекватности и вероятность реализации, степень риска достижения запланированного ре­зультата.

Декомпозиция - метод анализа, разложение на составные части слож­ных задач, процедур, систем, подсистем и т.д.

"Дерево целей" — структурированная, построенная по иерархическому принципу (ранжированная по уровням) совокупность целей системы, про­граммы, плана, в которой выделены: главная цель ("вершина дерева"), подчи­ненные ей подцели первого, второго и т.д. уровней ("ветви дерева") /11/.

Директивный подход к менеджменту — подход, заключающийся в рег­ламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, про­должительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (при­казы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения).

Динамический подход к менеджменту — подход, при применении кото­рого объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в при­чинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за 5—10 и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз).

Дисконтирование - метод приведения будущих инвестиций к расчетно­му или текущему периоду с учетом ставки дисконта.

Живой труд — часть совокупного труда, выраженная в форме заработ­ной платы (необходимого труда) всех работников, приходящейся на едини­цу объекта на данной стадии его жизненного цикла, и прибыли (прибавоч­ного труда). При переходе объекта на следующую стадию жизненного цик­ла живой труд предыдущей стадии переходит в прошлый труд данной стадии. Например, на стадии производства объекта заработная плата работников ОТПП или НИОКР относится уже к прошлому труду. С повышением уров­ня автоматизации производства и управления доля живого труда на данной стадии жизненного цикла объекта уменьшается.

Жизненный цикл товара включает следующие этапы: 1) маркетинг; 2) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; 3) органи­зационно-технологическая подготовка нового производства; 4) производство; 5) подготовка товара к функционированию; 6) эксплуатация и ремонты; 7) утилизация товара после отработки и замена новой моделью.

Задачи анализа: определение тенденций и показателей, характеризую­щих состояние и динамику изучаемого объекта и элементов, его составляю­щих; сравнение численных значений показателей со значениями другого пе­риода, другого объекта, с нормативным уровнем; формулирование выводов, служащих основой для принятия эффективных управленческих решений.

Задачи прогнозирования: анализ и выявление основных тенденций раз­вития в данной области, выбор показателей, оказывающих существенное вли­яние на исследуемую величину; выбор метода прогнозирования и периода упреждения прогноза; прогнозирование показателей качества объекта; про­гноз параметров организационно-технического уровня производства и дру­гих элементов внешней среды, влияющих на прогнозируемые показатели.

Закон конкуренции — объективный процесс "вымывания" с рынка не­качественных товаров. Закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и снижения ее удель­ной цены. Допустим, однородную продукцию выпускают 6 фирм. Сравни­вать продукцию фирм можно по показателю удельной цены как отношение цены к полезному эффекту, отражающему отдачу потребительских свойств продукции в конкретных условиях. В первое время самой отстающей фир­мой оказалась 1-я, у которой самая высокая удельная цена. Поэтому 1-я фирма принимает стратегию перехода на вторую модель продукции, с луч­шим показателем удельной цены. Аналогично поступили 2-я, 3-я и 4-я фир­мы. 5-я фирма не успела перейти на новую модель, а старую модель потре­бители не стали покупать, и она обанкротилась. Ее место на рынке заняла 7-я фирма, сразу освоившая конкурентоспособную продукцию, и так далее.

Закон масштаба — закон, согласно которому увеличение масштабов производства продукции за счет ее унификации или реализации других факторов ведет к снижению себестоимости продукции. Существует точка насыщения, когда при увеличении программы выпуска себестоимость (тру­доемкость) продукции не снижается, так как этот фактор исчерпал себя.

Закон экономии времени — закон экономии суммы прошлого, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта объекта за его жизненный цикл. Если применить к проблеме экономии времени совокупность научных подходов, то закон экономии времени будет отражать экономические про­цессы в динамике, за весь жизненный цикл товара, тогда совокупные затраты будут равны сумме прошлого, живого и будущего труда (который потребует­ся затратить в будущем для получения от товара полезного эффекта).

Инвестиции — вложения средств с целью сохранения и увеличения ка­питала. По экономической сущности и целям инвестиции подразделяются на реальные и финансовые. Реальные - это вложение средств в приобрете­ние (аренду) земли, основные фонды и оборотные средства, нематериаль­ные и др. активы. Финансовые инвестиции - это покупка ценных бумаг раз­личных эмитентов.

Инвестиционный проект — совокупность документов, регламентирую­щих технические, экономические, организационные, правовые и другие ас­пекты планирования и осуществления комплекса мероприятий по вложе­нию инвестиций.

Индекс доходности (ИД) — показатель сравнительной эффективности инвестиционного проекта, который представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений.

Инновация — результат творческой и инвестиционной деятельности, направленный на разработку, приготовление и распространение новых ви­дов товаров, услуг, технологий, организационных форм на уровне фирмы.

Интеграционный подход к менеджменту — подход, нацеленный на ис­следование и усиление взаимосвязей: а) между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента; б) между стадиями жизненного цикла объекта управления; в) между уровнями управления по вертикали; г) между субъектами управления по горизонтали.

Инфляция — обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества. Инфляция вызывается прежде всего переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения то­варной массы /11/.

Исследование операций - совокупность методов анализа, оценки и оп­тимизация управленческих решений. Цель исследования операций - коли­чественное обоснование принимаемых решений на основе математического моделирования экономических процессов.

Качество документа — степень соответствия параметров данного доку­мента требованиям, предъявляемым к оформлению, содержанию, возмож­ности его использования по назначению, сопоставимости исходной инфор­мации, применению современных методов и подходов, обоснованности уп­равленческого решения.

Качество изготовления продукции (выполнения работы) — степень соответствия изготовленной продукции (выполненной работы) требовани­ям технологической документации, договору.

Качество информации для разработки управленческого решения — степень соответствия совокупности сведений о внутреннем и внешнем со­стоянии управляемой системы требованиям, предъявляемым управляющей системой, используемых последней для оценки ситуации и разработки уп­равленческих решений. Требования, предъявляемые к информации: досто­верность, обоснованность, конкретность, системность, своевременность, со­поставимость.

Качество проектно-конструкторской документации — степень соответ­ствия в документации показателей качества и экономичности объекта тре­бованиям конкретного рынка к моменту внедрения объекта у потребителя. К.п.-к.д. определяется применением современных методов при разработке, соответствием требованиям потребителей.

Качество товара — это совокупность свойств и характеристик товара, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или пред­полагаемые потребности (ИСО 8402).

Качество управленческого решения — совокупность параметров реше­ния, удовлетворяющих конкретных потребителей и обеспечивающих реаль­ность его реализации.

Классификация управленческих решений осуществляется по следую­щим признакам:

• стадия жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, НИОКР, ОТПП и др.);

• подсистема системы менеджмента (целевая, функциональная и т.д.);

• сфера действия (технические, экономические и др.);

• цель (коммерческие и некоммерческие решения);

• ранг управления (верхний, средний, низший);

• масштабность (комплексные и частные решения);

• организация выработки (коллективные и личные решения);

• продолжительность действия (стратегические, тактические, оператив­ные решения);

• объект воздействия (внешние и внутренние);

• методы формализации (текстовые, графические, математические);

• формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указа­ние, просьба);

• сложность (стандартные и нестандартные);

• способ передачи (вербальные, письменные, электронные).

Конкурентное отличие товара (конкурентоспособность товара) — пре­имущество товара, способность товара выдерживать конкуренцию в срав­нении с аналогичными товарами на данном рынке.

Конкурентоспособность — свойство объекта, характеризующееся сте­пенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с анало­гичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспо­собность определяет способность объекта выдерживать конкуренцию в срав­нении с аналогичными объектами на данном рынке. На одном рынке объект может быть конкурентоспособным, на другом — нет. Конкурентоспо­собность может рассматриваться относительно таких объектов, как норма­тивные акты, научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, выпускаемая продукция (выпол­няемая услуга), недвижимость, работник, информация, фирма, регион, от­расль, любая сфера макросреды, страна в целом.

Конкурентоспособность информационной системы — способность ин­формационной системы конкурировать с другими аналогичными система­ми в способах хранения, обработки, преобразования, передачи, обновления информации, обладать системностью, комплексностью, надежностью, адап­тивностью, доступностью.

Конкурентоспособность менеджера — преимущество менеджера по отношению к другому менеджеру, характеризующееся умением разрабо­тать систему обеспечения конкурентоспособности данного объекта, управ­лять коллективом по достижению целей системы. Требования, предъявляе­мые к менеджеру: знание и применение современных методов исследований и разработок, методов формирования коллектива, организации и мотива­ции труда, укрепление здоровья, повышение уровня культуры и др.

Конкурентоспособность производства — способность производства как сложной открытой организационно-экономической системы выпускать кон­курентоспособную продукцию, иметь коммерческий успех в условиях кон­куренции, необходимый для дальнейшего развития и функционирования. Требования к производству: использование прогрессивных технологий, со­временных методов менеджмента; своевременное обновление фондов; обес­печение гибкости производства, пропорциональности, параллельности, не­прерывности, прямоточности, ритмичности процессов.

Конкурентоспособность специалиста — преимущество специалиста по отношению к другому специалисту в данной области, умение разработать конкурентоспособную документацию на объект, провести качественный анализ, сделать необходимые расчеты и т.д. Основные требования к специ­алисту: знания, опыт и умение применять современные методы исследова­ний и разработок, ведение здорового образа жизни.

Конкурентоспособность технологии — способность данной технологии конкурировать с другими аналогичными технологиями, не иметь аналогов, обладать возможностью изготовить по данной технологии качественную и экономичную продукцию в соответствии с конструкторско-технологической документацией, не снизив качества "входа" системы. Требования к тех­нологии: мобильность, оптимальность уровня автоматизации процессов, ми­нимальные потери ресурсов.

Конкурентоспособность фирмы — способность фирмы выпускать кон­курентоспособную продукцию, преимущество фирмы по отношению к дру­гим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами. К.ф. может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Оценка степени К.ф. заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравне­ния, в выборе фирмы — лидера, которая должна обладать следующими па­раметрами:

• соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентич­ности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;

• соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена вы­пускаемая продукция;

• соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функциониру­ет фирма.

Конкурентоспособность ценной бумаги — способность ценной бумаги обеспечить коммерческий успех ее владельцу в условиях конкуренции (ди­виденды, проценты, ликвидность).

Конкуренция — состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя, за свое выживание в усло­виях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса "вымывания" некачественных товаров в рамках антимонопольного законо­дательства, соблюдения Закона "О защите прав потребителей".

Контроль — функция менеджмента по учету расхода ресурсов и обес­печению выполнения планов, программ, заданий по реализации управлен­ческих решений.

Концепция — комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность и взаимосвязи данного явления или системы, и позволяющих определить систему показателей, факторов и условий, спо­собствующих решению проблемы, формированию стратегии фирмы, уста­новлению правил поведения личности.

Корреляционное поле — графическое изображение зависимости функ­ции от фактора с целью предварительного определения тесноты и формы связи между функцией и каждым фактором.

Коэффициент асимметрии — параметр корреляционно-регрессионного анализа, характеризующий степень отклонения фактического распределе­ния случайных наблюдений от нормального по центру распределения. При­меняется для проверки нормальности распределения функции. Для оконча­тельной модели его значение должно быть меньше трех.

Коэффициент вариации — параметр корреляционно-регрессионного анализа, характеризующий уровень отклонения значений факторов от сред­ней анализируемой совокупности. Его значение должно быть не более 33%.

Коэффициент множественной детерминации — параметр корреляцион­но-регрессионного анализа, характеризующий долю влияния на функцию включенных в модель факторов. Применяется для выбора модели уравнения регрессии. Его значение должно быть не менее 0,5 (тогда в модель будет включено 50% факторов, влияющих на функцию).

Коэффициент множественной корреляции — параметр корреляционно-регрессионного анализа, характеризующий тесноту связи одновременно между всеми факторами и функцией. Применяется для выбора модели урав­нения регрессии. Для окончательной модели его значение должно быть не менее 0,7.

Коэффициент освоенности объекта в производстве — показатель сте­пени освоения в условиях серийного либо массового производства новой конструкции объекта, технологии его изготовления, производственных на­выков, операций и приемов, нормативов затрат ресурсов и других элемен­тов производственного процесса. Коэффициент освоенности объекта в про­изводстве определяется отношением себестоимости (трудоемкости) данно­го порядкового номера к себестоимости (трудоемкости) полностью освоен­ного в производстве объекта.

Коэффициент парной корреляции — параметр корреляционно-регрес­сионного анализа, характеризующий тесноту связи между фактором и фун­кцией. Применяется для отбора факторов. Его значение должно быть не менее 0,1.

Коэффициент регрессии — показатель при факторе уравнения регрес­сии, характеризующий его эластичность.

Коэффициент частной корреляции — параметр корреляционно-регрес­сионного анализа, характеризующий тесноту связи между факторами. При­меняется для отбора факторов. Его значение должно быть не более 0,5.

Коэффициент эксцесса — параметр корреляционно-регрессионного ана­лиза, характеризующий плосковершинность распределения случайных на­блюдений от нормального по центру распределения. Применяется для про­верки нормальности распределения функции. Для окончательной модели его значение должно быть не более трех.

Коэффициент эластичности — параметр корреляционно-регрессионно­го анализа, который показывает, на сколько процентов изменяется функ­ция при изменении соответствующего фактора на 1%. Применяется для ран­жирования факторов по их значимости.

Критерий приемлемости управленческого решения - заранее опреде­ленные параметры, которым должно удовлетворять управленческое реше­ние, чтобы быть принятым.

Критерий Стьюдента — математический критерий, характеризующий существенность факторов, входящих в модель. Применяется для выбора модели. Для окончательной модели его значение должно быть больше двух (при вероятности, равной 0,95).

Критерий Фишера — математический критерий, характеризующий зна­чимость уравнения регрессии. Применяется для выбора модели. Значение определяется по статистическим таблицам в зависимости от размеров мат­рицы и вероятности.

Критический путь - самая длительная последовательность событий при выполнении проекта.

Маркетинговый подход к менеджменту — подход, предусматривающий ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потре­бителя. Приоритеты выбора критериев маркетинга: 1) повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей; 2) экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества; 3) экономия ресурсов в произ­водстве за счет фактора масштаба производства, научно-технического про­гресса, применения системы менеджмента.

Матрица исходных данных для корреляционно-регрессионного анали­за — совокупность данных для анализа, упорядоченных в таблицу (матри­цу), отвечающих определенным требованиям по формированию статисти­ческих данных. По горизонтали матрицы заносятся функции и факторы, по вертикали — исходные данные по этим факторам и функции. Размер матрицы по вертикали должен быть больше размера по горизонтали не менее, чем в три раза.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.089 с.)