Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспроизводственный цикл товара↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В общем виде процесс воспроизводства рассматривается по схеме Д → СП → П → Т → Д1 > Д. где Д —деньги (капитал); СП — средства производства и труд; П — производство; Т — готовый товар; Д1 — доход от реализации товара, который должен быть больше Д, в этом случае будет обеспечено расширенное воспроизводство (если прибыль будет инвестирована). Воспроизводство отдельных видов товаров можно описать при наличии данных о структуре жизненного цикла товаров и сменяемости выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей товаров. Воспроизводство товара по разным его моделям лучше всего описывать динамикой масштаба производства (рис.2.2.). Обозначения: I — выпускаемая модель; II — проектируемая модель; III — перспективная (в нормативах) модель; Т1.1 —рост производства (освоение) 1-й модели; Т1.2 —период зрелости (серийное производство) 1-й модели; Т1.3 — спад производства 1-й модели. Рис 2.2. Воспроизводственный цикл товара Анализ рис. 2.2 позволяет сделать следующие выводы: 1) в результате проведения маркетинговых исследований, разработки обоснованных нормативов конкурентоспособности проектируемой и перспективной моделей определена стратегия освоения новых сегментов рынка, что позволит увеличить программу выпуска товара. Поэтому N1 < N2 < N3; 2) в зависимости от количества и параметров рынка сбыта товара фирмы кривая A-B-C-D-E может отличаться по разным объектам. Продолжительность периодов Ti, Тз и Тз определяется сложностью товара, условиями производства, конкурентоспособностью товара и фирмы на конкретных рынках. В принципе, чем сложнее товар, тем продолжительнее будет его жизненный цикл. Чем больше конкурентов на данном рынке, тем короче жизненный цикл товара; 3) для сохранения массы прибыли фирмы на оптимальном уровне рекомендуется точку D, точку перехода с одной модели товара на другую установить на половине программы выпуска новой модели. В точке перехода D одновременно будут выпускаться старая и новая модели товара примерно в одинаковых количествах. Потом будет рост выпуска новой модели и падение старой. На практике очень трудно организовать такую схему перехода на новую модель. Поэтому иногда переход на новую модель осуществляется путём полного прекращения выпуска старой модели, переналадки производства на новую модель и пуска новых линий с полной нагрузкой (точка D смещается в точку Е). Однако при использовании этой схемы в период переналадки фирма не будет получать доход. Для построения воспроизводственного цикла товара необходимо спрогнозировать его параметры: координаты точек A,B,C,D,E во времени и по программе каждой модели товара. Это очень трудная задача, т. к. требуется провести маркетинговые исследования, разработать нормативы конкурентоспособности товара по конкретным рынкам, спрогнозировать в динамике технико-экономические показатели товара и бизнес-плана фирмы. Построение воспроизводственного цикла товара является началом формирования стратегии фирмы. С целью конкретизации временных параметров воспроизводственного цикла товара дополнительно рекомендуется строить ленточные графики перехода с одной модели товара на другую (табл. 2.2). Построение ленточных графиков воспроизводственного цикла товара позволяет наглядно представить в динамике стадии, на которых находятся модели, обеспечить параллельно-последовательное выполнение работ с целью ускорения выхода на рынок с новой моделью товара и оптимизировать его воспроизводственный цикл. Таблица 2.2 Пример динамики воспроизводственного цикла товара Условные обозначения к табл. 2.2: Р — разработка (стратегический маркетинг и НИОКР); О — освоение (организационно-технологическая подготовка нового производства); П — производство (включая тактический маркетинг); В — внедрение (подготовка к функционированию у потребителя); Э — эксплуатация(использование, ремонт и утилизация после снятия); 1, 2, 3 — номер модели. Цикл прибыльности товара Воспроизводственный цикл товара даёт динамику его объёма производства. Для формирования стратегии фирмы необходимо также строить цикл прибыльности товара на основе расчета прибыли по каждому виду товара в динамике. Укрупнённо чистая прибыль рассчитывается по формуле (2.1) где ПT — прогноз чистой прибыли по данному виду товара за период Т; Т — прогнозная продолжительность выпуска товара, лет; Цt — прогнозная цена товара в году t на конкретном рынке; Сt — прогнозные издержки по выпуску товара в году t; Nt — прогнозная годовая программа выпуска товара в году t; Ht — прогнозные налоги (все виды) в году t по данному товару. На основе этих прогнозов строится цикл прибыльности по каждому виду товара в динамике. На рис. 2.3 показан типовой цикл прибыльности товара. На практике формы цикла прибыльности могут быть любыми. Условные обозначения: I — выпускаемая модель товара; II — проектируемая модель; Т1.1 — период создания первой модели товара (стратегический маркетинг, НИОКР, ОТПП); Т1.2 — период освоения (расширения программы выпуска) первой модели; Т1.3 — период зрелости (установившегося производства) первой модели; Т1.4 — период спада (сокращения производства) первой модели; З1 — затраты на стратегический маркетинг, НИОКР, ОТПП; П1 — прибыль в период зрелости первой модели; П2 — то же второй модели. Рис 2.3. Цикл прибыльности товара При построении цикла прибыльности товара огромную трудность вызывает прогнозирование временных параметров (см. рис. 2.3) и показателей для определения прибыли (см. формулу 2.1). Поэтому формирование и поддержание требуемых параметров нормативно-информационной базы менеджмента является главным условием обеспечения надежности и эффективности управления. 2.2. Роль экономических законов в повышении эффективности решений Эффективность управленческих решений можно повысить за счет анализа механизма действия в конкретных ситуациях следующих экономических законов: 1) закона зависимости между ценой и предложением; 2) закона спроса и предложения; 3) закона возрастания дополнительных затрат; 4) закона убывающей доходности; 5) закона экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления; 6) закона эффекта масштаба производства; 7) закона экономии времени; 8) закона конкуренции и антимонопольного законодательства. Механизм действия первых пяти законов описан в работе автора /14/ и других работах. Действие закона эффекта масштаба производства описано в п. 1.4. настоящей работы, закона экономии времени - в п. 2.5. Ниже приводится краткое описание механизма действия закона конкуренции и антимонопольного законодательства. Конкуренция - состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса "вымывания" некачественных товаров и услуг в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения Закона "О защите прав потребителей". Исследование проблем конкуренции входит в задачи курсов "Маркетинг", "Стратегический менеджмент", "Международный менеджмент" и др. В данной работе рассмотрим только механизм действия закона конкуренции (рис. 2.4.). Рис. 2.4. Механизм действия закона конкуренции Допустим, однородную продукцию выпускают 6 фирм. Сравнивать продукцию фирм можно по показателю удельной цены (Цуд) как отношению цены к полезному эффекту, отражающему отдачу потребительских свойств продукции в конкретных условиях. В первое время самой отстающей фирмой оказалась первая, у которой самая высокая удельная цена. Поэтому 1-я фирма принимает стратегию перехода на вторую модель продукции, с лучшим показателем удельной цены. Аналогично поступили 2-я, 3-я и 4-я фирмы, 5-я фирма не успела перейти на новую модель, а старую модель потребители не стали покупать, и она обанкротилась. Ее место на рынке заняла 7-я фирма, сразу освоившая конкурентоспособную продукцию. Таким образом постоянно идет процесс "вымывания" с рынка некачественной, дорогой продукции. Никто никого не заставляет повышать качество работы, кроме угрозы банкротства. В соответствии с законом конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и снижения ее удельной цены. Закон конкуренции длительное время может действовать только при наличии качественного антимонопольного законодательства. Во всех промышленно развитых странах введены антимонопольные или антитрестовские законы, ограничивающие действия монополистов (например, в США — в 1890 г.). В чем суть антимонопольного законодательства? Оно регламентирует перечень общих требований к товарам, их упаковке, эколо-гичности, безопасности применения, организации торговли, контроля доли рынка, занятой данным изготовителем, порядок осуществления санкций в случае нарушения антимонопольного законодательства. Допустим, по данному виду продукции законодательство ограничивает действия шести предприятий: для одного изготовителя не более 35% общего объема внутреннего рынка по данной продукции, для двух изготовителей — в сумме 45 %, трех — 55% и т.д. (рис. 2.5). Больше можно выпускать, но тогда прибыль от программы свыше этого норматива (допустим, свыше 35%) идет в бюджет. В некоторых странах вводится и второй норматив, допустим, первый — 35%, второй — 40%. Тогда прибыль от реализации продукции объемом до 35% от объема рынка идет изготовителю, от 35% до 40% — в бюджет, а свыше 40% — в бюджет идет не только прибыль, но и часть себестоимости продукции. Таков механизм ограничения внутренней монополии (международная монополия не ограничивается). Рис. 2.5. Схема ограничения рынка по антимонопольному законодательству В Российской федерации основу антимонопольного законодательства составляет Закон РФ от 22.03.91 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", который регулирует отношения хозяйствующих субъектов на республиканском и местных товарных рынках. Государственным комитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России) утверждены методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рынков. Установленные в соответствии с данными рекомендациями характеристики товарных рынков используются для определения доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке. Со стороны государства принимаются меры по предотвращению доминирующего положения на товарных рынках. ГКАП России формирует Государственный реестр объединений и предприятий-монополистов. Игнорирование изучения факторов конкурентного преимущества фирмы, конкурентов, региона и страны в целом, других стран, конкурентоспособности товаров и услуг конкурентов и других проблем конкуренции приведет к снижению качества и эффективности управленческого решения, банкротству фирмы. Несоблюдение антимонопольного законодательства приведет к значительным штрафным санкциям со стороны Антимонопольного комитета. 2.3. Применение к разработке решений научных подходов Эффективность и качество управленческого решения определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа. Однако в настоящее время к менеджменту применяют только некоторые научные подходы и принципы. Это можно объяснить "узостью" понятия "менеджмент", отсутствием в нём цели управляющей подсистемы (коллективы, индивидуумы) — обеспечение конкурентоспособности объекта на конкретном рынке. Если руководствоваться "широким" понятием "менеджмента", то автоматически добавляются комплексный, функциональный, динамический, интеграционный подходы, которые применяются в настоящее время при управлении качеством и экономичностью продукции (см. работы Гличева А.В., Версана ВТ., Львова Д.С., Моисеевой Н.К., Сиськова В.И. и др.). Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов: системного, комплексного, интеграционного, маркетингового, функционального, динамического, воспроизводственного, процессного, нормативного, количественного (математического), административного, поведенческого, ситуационного. Каждый из перечисленных подходов отражает или характеризует один из аспектов менеджмента. Они не являются синонимами, не дублируют, а дополняют друг друга, что подтверждает сравнение их краткого содержания. Системный подход При системном подходе любая система (объекта) рассматривается как совокупность взаимосвязанных компонентов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь. В системе "вход" перерабатывается в "выход". Комплексный подход При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет решена. К сожалению, на практике редко соблюдается это требование. Например, при строительстве новых предприятий социальные вопросы откладывают "на потом", из-за чего объект либо совсем не вводится, либо используется частично. При проектировании новых орудий труда показателям экологичности уделяется второстепенное внимание, поэтому они сразу становятся неконкурентоспособными. При формировании новых коллективов или реорганизации структур редко учитываются социальные и психологические аспекты. Интеграционный подход Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей: а) между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента, б) между стадиями жизненного цикла объекта управления, в) между уровнями управления по вертикали, г) между субъектами управления по горизонтали. Маркетинговый подход Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Приоритеты выбора критериев маркетинга: 1) повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей, 2) экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества, 3) экономия ресурсов в производстве за счет фактора масштаба производства, научно-технического прогресса, применения системы менеджмента. По образному выражению авиаконструктора Антонова O.K., сначала снижайте "тебестоимость" продукции за счет повышения ее качества и только потом — себестоимость. Функциональный подход Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта. При применении функционального подхода, когда идут от обратного, от потребностей, иногда создают совершенно новые оригинальные объекты. При альтернативном предметном подходе совершенствуется существующий объект, что не позволяет коренным образом улучшить структуру объекта, принципы его работы и т.д. Динамический подход При применении динамического подхода объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за 5-10 и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз). Воспроизводственный подход Воспроизводственный подход — подход, ориентированный на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Элементами воспроизводственного подхода являются: 1) применение опережающей базы сравнения при планировании обновления объекта; 2) трактовка закона экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта; 3) рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей объекта; 4) пропорциональное по качеству и количеству воспроизводство элементов внешней среды (прежде всего макросреды страны и инфраструктуры региона); 5) интеграция для крупных фирм науки и производства в рамках комплексного объединения. Процессный подход Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий. Нормативный подход Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам: а) целевой подсистемы (показатели качества и ресурсоемкости товара, параметры рынка, показатели организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды), б) функциональной подсистемы (нормативы качества планов, организованности системы менеджмента, качества учета и контроля, нормативы стимулирования качественного труда), в) обеспечивающей подсистемы (нормативы обеспеченности работников и подразделений всем необходимым для нормальной работы, выполнения стоящих перед ними целей и задач, нормативы эффективности использования различных видов ресурсов в целом по фирме). Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности (во времени и по масштабу применения). Нормативами функционирования элементов внешней среды фирма не управляет, но она должна иметь банк этих нормативов, строго соблюдать (особенно правовые и экологические нормативы) и принимать участие в развитии системы нормативов внешней среды фирмы. Чем больше обоснованных нормативов по каждому элементу системы менеджмента, тем выше будет ее организованность, уровень автоматизации планирования, учета и контроля на всех уровнях управления. Оптимизационный подход Сущность оптимизационного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и др. Управлять можно цифрами, а не словами. Директивный подход Сущность директивного подхода заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения и т.п.). Поведенческий подход Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом. Ситуационный подход Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней. Перечисленные подходы рекомендуется применять при решении любой задачи, возникающей при функционировании или развитии системы менеджмента, по стадиям жизненного цикла объекта, при стратегическом, тактическом или оперативном управлении. Подробнее перечисленные научные подходы рассмотрены в учебнике автора /13/. Контрольные вопросы по теме 1. С чего начинается жизненный цикл товара? 2. Какова структура совокупных затрат по стадиям жизненного цикла? Направления и факторы совершенствования структуры. 3. В каком случае программа выпуска проектируемой модели продукции будет меньше программы выпускаемой модели? 4. Каковы варианты расположения точки "Д" - критической точки перехода с одной модели на другую (см. рис. 2.2)? 5. Почему в 1996 г. по выпускаемой модели продукции были одновременно стадии производства, внедрения и эксплуатации, а по проектируемой - освоения и производства (см. табл. 2.2)? 6. В каком случае П1, на рис. 2.3 будет больше П2? 7. Что такое конкуренция? 8. Каков механизм действия закона масштаба? 9. Каков механизм действия закона конкуренции? 10. Каковы условия эффективного действия закона конкуренции? 11. В чем суть антимонопольного законодательства? 12. В чем отличия системного подхода от комплексного? 13. Каковы элементы воспроизводственного подхода? В чем трудность его применения? 14. Сущность и область применения маркетингового подхода. 15. В чем отличия функционального подхода от предметного? 16. В чем сущность нормативного подхода? Тема 3. Технология разработки и реализации управленческих решений План: 1. Этапы и организация процесса разработки решений. 2. Информационное обеспечение процесса разработки решений. 3. Методы оптимизации решений. 4. Требования к оформлению решений. 5. Система контроля и мотивации реализации управленческих решений. 3.1. Этапы и организация процесса разработки решений В понятие "технология принятия решения" входят следующие элементы: Для чего делать (реализация идеи, решение проблемы)? Что делать (количество и качество объекта)? С какими затратами (ресурсы)? Как делать (по какой технологии)? Кому делать (исполнители)? Когда делать (сроки)? Для кого делать (потребители)? Где делать (место)? Что это дает (экономический, социальный, экологический, технический эффект)? Если вы ответили на все вопросы количественно и увязали элементы в пространстве, во времени, по ресурсам и исполнителям, значит, вы разработали технологию принятия решения. При этом обязательно нужно учесть требования и применить методы, рассмотренные ранее. Технология — совокупность методов и средств преобразования исходных материальных ресурсов, информации и других компонентов "входа" системы в товар и другие компоненты ее "выхода". Основной вопрос, на который дает ответ технология, — как делать, каким способом. Применительно к системе разработки управленческого решения на "входе" этой системы будут: • совокупность научных подходов; • методы анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования решения; • требования к качеству решений; • информация, характеризующая необходимые для принятия решения характеристики проекта, внешней среды и другие данные. На "выходе" системы разработки управленческого решения будет зафиксированное на каком-либо информационном носителе утвержденное решение, отвечающее требованиям "входа". Процесс разработки управленческого решения является содержанием "черного ящика" — системы разработки решения. К процессу предъявляются следующие требования: • качество процесса, определяемое профессионализмом лиц, принимающих решения (ЛПР), качеством технических средств для принятия решении, должно быть не ниже качества "входа" системы; • организация процесса разработки управленческого решения должна отвечать принципам пропорциональности, непрерывности, параллельности, прямоточности, автоматичности, ритмичности, специализации; • длительность и стоимость процесса разработки управленческого решения должны быть минимальными, при условии соответствия уровня качества решения предъявляемым требованиям. Организация процесса разработки управленческого решения представляет собой увязанный по целям, ресурсам, исполнителям, срокам, технологиям и в пространстве комплекс работ по разработке решения, контроль и координацию их выполнения. Организация разработки управленческого решения представляет собой сложный комплекс работ, охватывающий такие аспекты, как: • мысленное представление процесса познания элементов технологии и организации; • формулирование требований к качеству решений; • определение количества и структуры этапов и операций процесса разработки решений; • разработка блок-схемы (алгоритма) принятия решения; • анализ и прогнозирование изменяющихся параметров внешней среды и объекта (предмета, проблемы) управленческого решения и его экономическое обоснование; • организация выполнения решения. Рассмотрим вкратце перечисленные аспекты. Процесс познания О. Т. Лебедев и А. Р. Каньковская* представляют как совокупность следующих аспектов: 1. Мысль идет от явления к сущности, от сущности первого рода к сущности второго рода и т. д. 2. На каждом уровне познания используется система понятий, сложность и содержание которых возрастают с ростом уровня. 3. На высоких уровнях познания понятия переходят в категории. 4. Высокие категории познания примыкают к понятию закона, который можно определить как выявление, установление наиболее общих, существенных и необходимых причинно-следственных связей в изучаемых явлениях. Познание законов представляет возможность объединить все понятия и категории в некоторую упорядоченную систему. 5. Понятия и категории представляют собой динамичные, дополняющиеся и взаимопереходящие друг в друга представления, обладающие способностью к бесконечному развитию. 6. Понятийный аппарат, искусство оперировать им образуют основу процесса мышления, основу профессионального поведения человека. Чем выше уровень умения оперировать профессиональными понятиями, находить между ними связи и зависимости, тем больше шансов на успех в любой сфере деятельности.
* О. Т. Лебедев, А. Р. Каньковская. Основы менеджмента/Учебное пособие. 2-е изд. Доп. — СПб.: "М и М", 1997.
Взаимосвязи законов и основных категорий менеджмента представлены на рис. 3.1. Процесс познания категории "управленческое решение" завершается формулированием вопросов, на которые должны быть даны ответы после завершения разработки решения. Повторим эти 11 вопросов: для чего делать; что делать; как делать; кому делать; с какими затратами делать; в каком количестве делать; в какие сроки делать; где делать; кому и когда поставлять; по какой цене поставлять; что это даст инвестору и обществу в целом? Рис. 3.1. Взаимосвязи законов и основных категорий менеджмента Следующий аспект организации разработки управленческого решения — формулирование требований к качеству решения. В теме 1 был сформулирован весь набор требований к качеству управленческих решений, охватывающих параметры качества, условия обеспечения качества и 8 факторов сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений. Эти параметры, условия и факторы сформулированы к наиболее качественному, и соответственно дорогому рациональному решению. В конкретной ситуации количество учитываемых факторов сопоставимости может быть меньше восьми. Этапы и операции процесса принятия решения следующие: 1) выявление управленческой проблемы или задачи; 2) предварительная постановка цели; 3) сбор необходимой информации; 4) анализ информации; 5) определение исходных характеристик проблемы с учетом накладывания ограничений; 6) уточнение цели и критерия управления, окончательная их формулировка; 7) обоснование и построение формализованной модели проблемной ситуации; 8) разработка альтернативных вариантов решения проблемы; 9) выбор метода решения; 10) экономическое обоснование выбранного решения; 11) согласование решения с органами управления и исполнителями; 12) окончательное оформление и утверждение решения; 13) организация выполнения решения; 14) контроль выполнения решения; 15) стимулирование повышения качества работ, экономии ресурсов и соблюдения сроков; 16) установление обратной связи с лицом, принимающим решение, и, при необходимости, корректировка цели и задач. Каждый этап состоит из ряда операций. Например, первый этап "выявление управленческой проблемы" требует выполнения следующих операций: 1.1. Анализ ситуации или объекта по качественным и ресурсным показателям. 1.2. Сравнение эффективности объекта с лучшими мировыми достижениями в данной области. 1.3. Определение расхождения показателей анализируемых объектов. 1.4. Анализ литературных источников, патентного фонда, отчетов о НИР, рекламаций и претензий потребителей. 1.5. Анализ организационно-технического уровня производства у изготовителя и потребителя. 1.6. Формирование направлений развития объекта и т.д. Процесс разработки управленческого решения относится к разряду управленческих процессов. Напомним, что аналогично производственным процессам на основные, вспомогательные и обслуживающие подразделяются управленческие процессы. Только здесь в качестве предмета труда выступает управленческое решение, информация, нормативно-технический или управленческий документ. Если операция направлена на изменение любого параметра управленческого предмета труда, то этот процесс будет основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся процессы по накоплению, контролю и передаче предмета труда. К вспомогательным — все те, которые создают нормальные условия для протекания основных и обслуживающих процессов: изготовление, приобретение или ремонт средств технического оснащения и т.п. Проектирование любых процессов осуществляется на основе анализа и разработки мер по углублению межпроизводственной, внутрипроизводственной, технологической и функциональной специализации. факторами углубления любой формы специализации являются унификация, типизация и стандартизация операций, процедур, методов, информации и других элементов систем управления. Упрощенная блок-схема разработки управленческого решения представлена на рис. 3.2. Основными принципами рациональной организации любых процессов являются пропорциональность, непрерывность, параллельность, прямоточность, ритмичность, а также концентрация однородных предметов труда (деталей, информации, документов и т.п.) в одном месте, гибкость процесса. Рассмотрим эти принципы подробнее. Пропорциональность — принцип, выполнение которого обеспечивает равную пропускную способность разных рабочих мест одного процесса, пропорциональное обеспечение рабочих мест информацией, материальными ресурсами, кадрами и т.д. Рассмотрим пример. Первоначальная мощность рабочих мест по изготовлению партии деталей из четырех операций была следующей (рис.3.3): Пропускная способность (мощность — М) технологической цепочки составила в смену 6 шт. 3-е рабочее место является "узким" местом. Мощность 2-го рабочего места используется на , мощность 1-го и 4-го рабочего мест используется на Рис. 3.2. Упрощенная блок-схема разработки управленческого решения Рис. 3.3. Производственный процесс изготовления деталей из 4 операций Что нужно сделать, чтобы повысить пропорциональность процесса? Имеются 4 направления: 1) пересмотр конструкции детали с целью обеспечения пропорциональности операций по трудоемкости; 2) пересмотр технологического процесса, режимов обработки; 3) разработка и реализация организационных мероприятий по замене оборудования, перепланировка участка; 4) дозагрузка рабочих мест другой аналогичной деталью. Потребность в этих деталях — 10 шт. /смену. В данном примере на 3-е рабочее место нужно поставить еще один станок с такой же производительностью. Тогда его мощность будет 12 шт./смену. На 2 единицы (около 80 мин.) это рабочее место нужно будет загрузить другой деталью, 2-е рабочее место необходимо догрузить на 30%. Если найдутся аналогичные детали для дозагрузки 2 и 3 рабочих мест, то линия по мощности будет отвечать требованиям пропорциональности. Принцип пропорциональности следует помнить при решении совершенно любых вопросов, т.к. "скорость эскадры определяется скоростью самого тихоходного судна". Пропорциональность определяется по формуле (3.1) где Мmin — минимальная пропускная способность или параметр рабочего места в технологической цепи (например, мощность, разряд работ, объем и качество информации и т.п.); Mmax — максимальная способность. Приведем пример оценки пропорциональности технологической цепочки по разряду работ (табл. 3.1). Таблица 3.1 Пример оценки пропорциональности
Анализ данных табл. 3.1 показывает, что на 1-м рабочем месте разряд рабочего ниже требуемого разряда работ по технологии, значит, жди брака. На третьем рабочем месте, наоборот, работы третьего разряда выполняет рабочий четвертого разряда, значит, налицо перерасход заработной платы, т.к. рабочему надо платить по его разряду. А на последнем рабочем месте, чаще самом ответственном, чистовая работа пятого разряда выполняется рабочим третьего разряда. Экономия на заработной плате чревата вероятностью брака. По фактическим данным пропорциональность технологической цепочки по наиболее "узкому " месту равна Значит, необходимо реализовать организационные мероприятия по обеспечению соответствия разрядов работ и рабочих. Непрерывность — принцип рациональной организации процессов, определяемый отношением рабочего времени к общей продолжительности процесса , (3.2) где ТРАБ — продолжительность рабочего времени; ТЦ — общая продолжительность процесса, включающая простои или пролеживания
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 816; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.30 (0.012 с.) |