История политических и правовых учений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История политических и правовых учений.



История политических и правовых учений.

Кумскова Светлана Николаевна

Тема: ИППУ как наука.

1. Зарождение политико-правовой мысли

2. Предмет ИППРУ

3. Периодизация истории ИППУ

 

Вопрос 1.

Зарождение политико-правовой мысли произошло в древнем мире где для этого сложились предпосылки:

1. Социально-политические

1.1. Официально-классовая дифференциация общества

1.2. Образование государства

2. Процесс перехода познания человечества от мифологических форм к рационально-логическим (теориям)

Основные положения мифологических воззрений о политике и праве:

1. Господствует представление о божественном происхождения власти и закона (древний Египет, богиня Рита). Земной порядок это отражение небесного порядка и упорядочен присутствием и усилиями богов.

2. Содержание власти и закона так же определено богами. В древнем мире возникло понятие правды=справедливости. В новое время оно воплотиться в концепциях естественно-божественного права. (древняя Индия. Богиня Маат).

3. Социально-классовая дифференциация общества обусловлена богами.

4. Связь земных порядков с небесными объясняет тот факт, что конфликты между людьми, революции и войны могут привести к мировым катастрофам.

 

Вопрос 2.

На рубеже второго- первого тысячелетия до нашего времени происходит переход от мифологического к теоритическому познанию государства и закона

1. В древней Греции возникли политическая наука и политическая философия

2. В древнем Риме возникла юриспруденция как систематизированная светская наука о праве.

Предмет ИППУ – это политические и правовые концепции прошлого взятые в их генезисе, развитии и связи с современностью.

Значение науки в том, что она анализирует предпосылки современного политического и юридического знания, выявляет закономерности развития государства и права.

Единство политических и правовых учений объясняется единством или связью политических и правовых явлений. Политика в своей сущности в своей доступности для общества возможна через право. Хотя в истории политической мысли эти явления соотносились по разному. В древней Греции понятие политическое было уже чем государственно правовое. Аристотель писал что высот политики достигли только греки остальные народы были варвары.

В древнем Риме понятие государство уже чем политика. Политика - это борьба за власть государство – организация власти.

Отличие ИППУ от других гуманитарных наук:

1. История государства и права изучает конкретные исторические государства и реальные документы, а история полит. учений представления о них.

2. По отношению к теории государства и права история полит учений выступает исторической дисциплиной так как анализирует процесс развития категорий государства политики, права на разных этапах истории.

3. С философией историю полит учений роднит выяснение сущности политико-правовых явлений.

 

Вопрос 3.

1 период – история полит учений древнего мира – основные работы Сократ, Платон «государство», «законы», Аристотель «Политика», Цицерон «письма к цезарю». – период становления науки.

2 период – история полит учений средних веков (5 по первая половина 17 вв.) господствует религиозное мировоззрение. Фома Аквинский «о правлении государей», Подуанский Марсилий «защитник мира». В этот период стяжатели в Росии. Илларион «слово о законе и благодати», стяжатели Иосиф Володский, не стяжатели Максим Грек.

3 период – нового времени (2-ая половина 17 века) – науку начинают изучать в универах. В 1695 году в Голландии появляется обобщающий труд по ИППУ Будгея. В России - Константин Ниголин, Николай Коркунов, Десницкий Семен, Чечерин Борис «история политических учений» в 5 томах,затем стал называться «история философии права».

В это время формируется круг классических проблем ИППУ:

1. Происхождение государства

2. Форм правления

3. Лучшая форма правления

4. Сущность и виды закона

4 период – новейшее время (20 век) – Котлеревский Сергей «правовое государство», Булгаков Сергей, Бердяев Николай, Ильин Иван, современники: Нерсисян, Зорькин Валерий Дмитриевич, Малут, Грацианский, Золотухина, Дарская, и д.р.

Методы изучения ИППУ:

1. Хронологическое изучение материала

2. Анализ учений конкретного автора

3. Изучение школ права

 

 

Политико-правовое учение Сократа.

1. Софисты и Сократ

2. Учения Сократа о политике и формах правления.

 

Вопрос 1.

Сократ (470-399 до н.э.) родился в Афинах в семье простых людей. Аналогией с ремеслом своей матери Сократ назвал свое философствование майевтика – содействие рождению истины если она у собеседника есть. Работ у Сократа нет а его учение известно по работам Ксенофонта и Платона его учеников.

 

Философские основания учения Сократа.

1. Возможно познание объективной истины для доказания истиности тезиса он выдвигал антитезис.

2. Диалог ориентировался на отыскание совместными усилиями истины но с помощью иронии (притворства).

3. Заявлял, что он никого ни чему не учил

 

Вопрос 2. Учение о политике и формах правлений

Оно базируется на политической этике Сократа:

1. Политика этична а этика политична. Этика это учение о добродетелях стержень любой добродетели справедливость. Самая важная добродетель политическая:

А – ее назначение сделать людей хорошими политиками, начальниками и просто полезными гражданами

Б – ее содержание искусство управлять государственными делами на основе знания.

2. Т.к. добродетель есть знание то править должны знающие. Сократ беседовал с государственными людьми, поэтами, ремесленниками. Выводы которые он сделал после бесед:

А – государственные мужи только по видимости мудрые или они кажутся мудрыми особенно самим себе

Б- поэты не могли объяснить свои творения, так как они творят не мудростью а выступлениями

В- ремесленники лишь хорошо владеют своим ремеслом и не могут быть мудрыми относительно всего прочего, поэтому политиков надо готовить к искусству управления полисом, потому что управление делами государства на основе знания есть единственный надежный путь ко всеобщему благу.

Наказывать надо тех кто не зная дела хлопочет об его назначении на государственную должность.

3. Правитель должны соответствовать определенным моральным критериям.

Человеком управляют телесные удовольствия не воздержанность в разных сферах. Не воздержание отчуждает людей от добродетели влечет их к низкому рабству и не свободе. Властвование – это не удовольствие а добродетель, его цель не удовлетворение личных прихотей но достижение блага для государства.

4. Правители должны прислушиваться к критике.

5. Основа благополучия государства нерушимость закона. Государственные законы те что граждане по общему согласию написали, установив что нужно делать и от чего надо воздерживаться. Полисные законы необходимо соблюдать что возможно при условии единомыслия граждан. Единомыслие это преданность членов государства законам.

Сократ делил законы на гражданские и естественные (божественные) и те и другие имеют один критерий истинности – справедливость.

6. Учение о формах правления. Сократ выделяет 5 форм правления:

1. Царство – это власть основанная на воле народа и на государственных законах.

2. Тирания – власть основанная на произволе правителя и против воли народа

3. Аристократия – власть исходящая от группы лиц исполняющих законы

4. Плутократия – власть исходящая от богатства

5. Демократия – правление исходящее от воли всех

Лучшая для Сократа аристократия и умеренная плутократия.

 

Недостатки демократии:

1. В ней процветает многоделие

2. Народное собрание не компетентно

 

Учение о «Законах»

Законы – это средства внедрения начал разума в жизнь и поведение людей. Существует единая обще-космическая реальность т.е. небесные или духовные и земные законы едины или связаны, причина единый божественный источник – божественный разум поэтому все события, явления, все люди действия граждане это лишь разные проявления этого разума. Задача законодателя познать божественный первоисточник и воплотить его в полисных или государственных законах.

 

Законодательство Платона сурово. Считал единственным средством перевоспитания человека суровые во все вмешивающиеся законы. Он делил людей на хороших и плохих и предлагал проводить чистки, либо изгонять плохих либо прямо изничтожать. Основная санкция – смертная казнь или изгнание. Платон делил законы на положительные и естественные но считал что источник у них один – божественный разум.

 

Генезис государства.

Государство это политическое общение ему предшествуют другие виды общения которые яв-ся ступенями образования государства.

1. Семья – естественная необходимость мужчины и женщины попарно соединяться. В целях самосохранения необходимо людям слабым объединяться с людьми сильными. Это и образует семью.

Части семьи Отношения
Господин и раб господские
Муж и жена Супружеские
Отец и дети родительские

В семье есть власть господская над робами и власть домохозяина над женой и детьми. Обе они принадлежат владыке.

Власть главы семьи монархическая.

2. Селение – это общение состоящие из нескольких семей. Это вообще разросшаяся и расселившаяся семья, чьи интересы перестали быть обыденными.

3. Государство – это единство нескольких селений или завершенное общество существует государств ради благой жизни.

Если государство существует по природе то и сущность человека политическая.

 

Строение государства.

Государств это сложное целое состоящее из множества частей:

1. Отдельные люди

2. Семьи

3. Бедны, средние и богатые граждане

4. Люди разных профессий

5. Воспитанные не воспитанные

6. Благородные не благородные

У каждой части свое представление о счастье и благе и способах его достижения. Форма правления устанавливается в зависимости от того какая часть получит власть.

 

Вопрос 2. Классификация форм правления:

Все формы правления он разделил на 2 группы правильные и неправильные. Критерии такой классификации – цель правления. Правильные – где правители думают об общем благе, не правильные те где правители думают о собственной выгоде.

Правильные Не правильные
Монархия Тирания
Аристократия Олигархия
Полития Демократия

 

Монархия – 5 видов которые сводятся к 2:абсолютная и ограниченная

Аристократия – правление людей добродетельных. 3 вида.

Полития – республика, смешение элементов 2-х неправильных форм олигархии и демократии?

 

Тирания – худшая форма.

Олигархия – 4 вида.

Демократия - выделяет 5 видов которые сводятся к 2-м как власть закона и как власть народа.

Существование демократии в 2-х этих формах связывает с имущественным положением граждан.

Демократия как власть народа связывается с тиранией.

 

Учение о государстве.

Бедные – это мелкие негодяи и мерзавцы а богатые это крупные негодяи. Они преступники. Средние граждане – это самые хорошие граждане потому что с их существованием в государстве связана политическая стабильность.

 

Ранние христианские учения.

1. Раннее христианство: возникновение, содержание, этапы развития.

2. Учение Аврелия Августина. Работа о граде божьем.

 

Вопрос 1.

Основатель христианства – Иисус Христос (1 – 33 год н.э.). В личности его присутствует не слитно и не раздельно божественная и человеческая природа.

Бог не только создатель физического и духовного миров но и источник нравственного закона, он законодатель и высшая моральная инстанция.

Если у античных мыслителей такая добродетель как справедливость означала способность человека к исполнению определенных функций, то в христианстве добродетель – следование христианским заповедям.

Через это достигается свобода (от греха) а любовь к себе приводит к не свободе.

 

Этапы ранних христианских учений:

1. Патристика (patres) направление ранних христианских учений 2-7 веков связанное с деятельностью ранних христианских авторов. Среди них Аврелий Августин.

2. Схоластика – возникла после разделения церкви на западную восточную в 1054 году. Она создана трудами профессоров европейских университетов, это католическая философия отличительной особенностью которой яв-ся обоснование веры средствами человеческого разума. Представитель Фома Аквинский.

 

Вопрос 2.

Аврелий Августин (354-430 н.э.).

Работы- «о граде божьем»

Концепция «2-х градов». Аврелий отрицает античную идею исторического кругооборота. Мир устроен совершенно иначе, он управляется Богом земная история начинается с грехопадения Адама и Евы а завершится страшным судом. История едина она имеет свое начало, цель, и закономерный характер движения к этой цели.

Августин представляет историю по аналогии с 6-ти днями творения. 1 век или как бы первый день творения – от Адама до потопа. 2 век – от потопа до праведника Авраама. 3 век – от Авраама до Давида. 4 век – от Давида до переселения в Вавилон. 5 век – от переселения до рождества христова. 6 век – от рождения по настоящее время.

рассуждения Аврелия.

Человек наделен свободной волей, он свободен в выборе образа жизни, а именно жить по человеку или жить по богу. Так образуется 2 разряда людей. Одному предназначено вечно царствовать с богом, другому подвергнуться наказанию с дьяволом. Вся человеческая история это борьба 2-х градов, земного и божьего.

Такой концепции не было в античных учениях, появ-ся только в христианских, критерий отделяющий один град от другого – любовь либо к богу либо к человеку.

Возникновение двух градов относиться к ветхозаветным временам. Сыновья Адама и Евы олицетворяют их. Кайн убивший Авеля основал земной град. Авель видимого града не создал, его град на небе, на земле он лишь странник. От братьев пошли соответствующие поколения людей. Любящие либо бога либо любящие себя.

Т. о. во – первых противостояние носит не политический а моральный характер, во-вторых, в реальной жизни они взаимопроникают друг в друга и сосуществуют до того времени пока добро победит зло.

 

Учения Фомы Аквинского.

1226 – 1274 гг. Италия, Аквино. Наиболее крупный представитель схоластики, виднейший ученый. В 14 в. причислен к лику святых. в 19 в. его учение названо единственно верной философией католицизма.

Его труды- сумма теологии, о правлении государей, комментарии к работе Аристотеля «политика».

 

Учение о праве.

Базируется на учении о человеке:

1. Человек, природа сотворенная, рациональная и свободная. Причина свободы разум.

2. Человеческий разум способен познавать источник естественного порядка.

3. Но поскольку разум у человека ограничен и познает добро и зло в вещах и действиях которые ниже бога, воля человека не направляется непосредственно к достижению высшего блага. Человек сам направляет свою жизнь он может либо двигаться к правильной цели либо уклоняться от нее

4. Это уклонение или фальш есть зло. Есть нарушение законов данных божественных откровением. Божественное откровение это 4 закона. 1. – вечны, 2- естественный, 3- человеческий, 4- божественный.

Вечный закон – это всеобщая связь явлений и событий в мире, это всеобщий принцип их связи.

Естественный закон – ему подчиняются люди и вся богом сотворенная природа. Естественный закон для человека.

Божественный закон – дан в божественном откровении а именно в ветхом и новом заветах. Назначение этого закона:

1. Он указывает на конечные цели человеческого бытия познать которые человек не способен своими слабыми силами.

2. Он высший и безусловный критерий которым следует руководствоваться при спорах о многочисленных человеческих законах.

Человеческий закон люди устанавливают чтобы оградить себя от зла. Из естественного закона исходят правовые предписания которые нуждаются в кодификации и официальной санкции.

 

 

Границы верховной власти.

1. Никогда не будет существовать верховная власть которая могла бы делать все то что она захочет и как захочет потому что повиновение – это соответствие воли поданного воли верховной власти.

Природа самого поданного. Естественное право каждого в гражданском состоянии не прекращается так как человек и в естественном и гражданском состоянии живет по законам своей природы сообразуя со своей пользой.

Человек побуждается или надеждою, различия лишь в том что в состоянии гражданском все боятся одного и того же у всех одна причина безопасности и общий уклад жизни.

2. Законы верховной власти должны быть разумными. Разум может объединить людей в сообщества.

3. Государство не может призвать к повиновению наградами или угрозами в сфере рассуждений и убеждений, религии, любви или ненависти.

 

Учения Монтескье Шарля Луи (1689-1755 Франция) о законе и формах правления.

1. Генезис общества и понятие закона

2. Учение о формах правления и х принципах. Критика деспотического правления.

 

Работа – о духе законов.

Вопрос 1.

Монтескье яв-ся наследником традиций политической мысли Аристотеля, Гоббса, Спинозы.

1. Закон

2. Закон естественного разума который требует чтобы мы поступали с другими так как хотели бы как они поступали с нами.

3. Закон образования политических сообществ по которым природа не ограничена продолжительностью существования.

4. Закон приобретения т.е. расширение общества причем дух приобретения связан с духом пользования а не с духом разрушения

 

Закон имеет родовое и видовое понятие.

Родовое – т.е. законы в широком понятии это есть необходимые отношения вытекающие из природы вещей, все что существует имеет свои законы, они есть и убожества и у мира материального и у существ сверхчеловеческого разума и у животных и у человека.

Видовое – это законы человеческого существования, человек двойственное существо и физическое и духовное, такое существо способно ежеминутно забывать своего создателя – и бог ежеминутно напоминает ему о себе в заветах и религии, такое существо способно ежеминутно забывать самого себя и философы направляют его законами морали, созданы для жизни в обществе он способен забывать своих ближних и законодатели призывают его к исполнению своих обязанностей посредствам политических и гражданских законов.

Т.о. религиозным, моральным, политическим и гражданским законам предшествуют законы природы (естественные законы).

Следовательно в развитии человеческого общества выделяются 2 периода::

1. Естественное состояние – в отличии от Спинозы это мирная жизнь людей, в нем действуют естественные законы:

1. первичным мотивом поведения человека - страх, он унизителен каждый чувствует себя низшим по отношению к другим людям, Гоббс не прав утверждая что первобытные люди стремятся властвовать друг над другом, война это не естественное состояние для людей

2. с чувством своей слабости соединяет человек ощущение своих нужд – Стремление добывать себе пищу

3. чувство собственной идеи трансформируется в нужду в другом человеке. Осознание взаимности страха ведет к желанию сближения и к чувству удовольствия испытываемое каждым животным при встрече с животным той же породы. Просьба как направленность чувства от себя к другому.

4. Первоначально человек наделен чувствами затем над этой способностью надстраивается приобретение познании т.е. разум и способность речи. Желание жить в обществе. Объединение людей провоцирует войну.

2. Гражданское состояние

 

 

Вопрос 2.

Критерий классификации форм правления:

1. Природ правления – это его особый строй,

2. Принцип правления – это особенности мотивации воли правителя, это его страсти и чувства при определении формы правления

По этим критериям можно выделить 3 формы правления:

1. Республика – верховная власть находится или в руках всего нарда или его части

2. Монархия - управляет один человек но посредством установленных неизменных законов

3. Деспотия – правление вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица.

Республика:

1. Демократия:

· В ней народ яв-ся и господином и подданным

· народ здесь ….

· Законодательная власть находится в руках народа

2. Аристократия

 

Монархия – характеризует на современных ему государствах Европы. Монархия сильна традициями, традиции в том что феодальные сословия обладают определенными привилегиями на которые монарх не смеет покушаться, это обеспечивает равновесие власти. Уничтожение всех прерогатив сеньоров, духовенства, дворянства приведет либо к республике либо к деспотии.

Деспотическое правление – государства Востока. здесь 2-х уровневая структура власти, на вершине этой структуры деспот, основание структуры люди. Деспот невежественен, ленив, не занимается делами или поручает их другим.

 

Принципы правления:

Каждой форме правления соответствует свой принцип:

1. Республика:

· Добродетель – любовь к республике, а любовь к республике это умение ставить интересы государства выше собственных.

· Природа чести требует предпочтений и отличий. Утрата в чести сводится к ому что государь все сводит к своей основе. Монархия превращается в деспотическое правление.

2. Деспотия, ее принцип страх. Причины возникновения деспотии – невежество народа, отсутствие политических знаний при учреждении государства, руководство страстями при создании фрмы правления. Сущность деспотии в ней у человека один удел с животными люди руководствуютс инстинктом повиновения и страхом наказания.

 

 

Понятие общий дух народа, дух нации.

Многие вещи направляют людей:

1. Климат

2. Религия

3. Законы

4. Принципы правления

5. Примеры прошлого

6. Нравы

7. Обычаи

Как результат всего этого образуется общий дух народа.

Разумный законодатель должен его учитывать, т.к. лучше всего мы делаем то что делаем свободно. Политико-правовая сфера и сфера морали разделены. Изменит нравы и обычаи при помощи законов невозможно, такая попытка есть проявление тиранической воли.

На дух народа влияют:

1. Климат – в северном климат живут люди у которых мало пороков, много добродетели и много искренности и прямодушия. По мере приближения к югу усиливаются страсти, умножаются преступления. В странах умеренного климата вы увидите народы непостоянные в своем поведении в своих пороках и добродетелях, потому что неопределенные свойства этого климата не дают людям устойчивости. Народы жарких стран и народы востока чувственны, ленивы умом и телом, мало способны …. Восприняв одни впечатления они не могут их изменять, поэтому законы нравы и обычай остаются и сегодня на востоке таким же как и тысячу лет назад.

2. Размер территории – демократии требуют малой территории, монархии территории средние по величине, деспотии обширных территорий.

3. Религия – вера в существование бога полезна т.к. в социальном смысле она есть обуздывающее начало.

4. Обычаи торгового оборота – торговля должна быть свободной, торговое обращение должно подчиняться законам а не воли одного лица.

5. Нравственный дом народа – правитель должен обеспечить всех средствами к жизни.

 

История политических и правовых учений.

Кумскова Светлана Николаевна

Тема: ИППУ как наука.

1. Зарождение политико-правовой мысли

2. Предмет ИППРУ

3. Периодизация истории ИППУ

 

Вопрос 1.

Зарождение политико-правовой мысли произошло в древнем мире где для этого сложились предпосылки:

1. Социально-политические

1.1. Официально-классовая дифференциация общества

1.2. Образование государства

2. Процесс перехода познания человечества от мифологических форм к рационально-логическим (теориям)

Основные положения мифологических воззрений о политике и праве:

1. Господствует представление о божественном происхождения власти и закона (древний Египет, богиня Рита). Земной порядок это отражение небесного порядка и упорядочен присутствием и усилиями богов.

2. Содержание власти и закона так же определено богами. В древнем мире возникло понятие правды=справедливости. В новое время оно воплотиться в концепциях естественно-божественного права. (древняя Индия. Богиня Маат).

3. Социально-классовая дифференциация общества обусловлена богами.

4. Связь земных порядков с небесными объясняет тот факт, что конфликты между людьми, революции и войны могут привести к мировым катастрофам.

 

Вопрос 2.

На рубеже второго- первого тысячелетия до нашего времени происходит переход от мифологического к теоритическому познанию государства и закона

1. В древней Греции возникли политическая наука и политическая философия

2. В древнем Риме возникла юриспруденция как систематизированная светская наука о праве.

Предмет ИППУ – это политические и правовые концепции прошлого взятые в их генезисе, развитии и связи с современностью.

Значение науки в том, что она анализирует предпосылки современного политического и юридического знания, выявляет закономерности развития государства и права.

Единство политических и правовых учений объясняется единством или связью политических и правовых явлений. Политика в своей сущности в своей доступности для общества возможна через право. Хотя в истории политической мысли эти явления соотносились по разному. В древней Греции понятие политическое было уже чем государственно правовое. Аристотель писал что высот политики достигли только греки остальные народы были варвары.

В древнем Риме понятие государство уже чем политика. Политика - это борьба за власть государство – организация власти.

Отличие ИППУ от других гуманитарных наук:

1. История государства и права изучает конкретные исторические государства и реальные документы, а история полит. учений представления о них.

2. По отношению к теории государства и права история полит учений выступает исторической дисциплиной так как анализирует процесс развития категорий государства политики, права на разных этапах истории.

3. С философией историю полит учений роднит выяснение сущности политико-правовых явлений.

 

Вопрос 3.

1 период – история полит учений древнего мира – основные работы Сократ, Платон «государство», «законы», Аристотель «Политика», Цицерон «письма к цезарю». – период становления науки.

2 период – история полит учений средних веков (5 по первая половина 17 вв.) господствует религиозное мировоззрение. Фома Аквинский «о правлении государей», Подуанский Марсилий «защитник мира». В этот период стяжатели в Росии. Илларион «слово о законе и благодати», стяжатели Иосиф Володский, не стяжатели Максим Грек.

3 период – нового времени (2-ая половина 17 века) – науку начинают изучать в универах. В 1695 году в Голландии появляется обобщающий труд по ИППУ Будгея. В России - Константин Ниголин, Николай Коркунов, Десницкий Семен, Чечерин Борис «история политических учений» в 5 томах,затем стал называться «история философии права».

В это время формируется круг классических проблем ИППУ:

1. Происхождение государства

2. Форм правления

3. Лучшая форма правления

4. Сущность и виды закона

4 период – новейшее время (20 век) – Котлеревский Сергей «правовое государство», Булгаков Сергей, Бердяев Николай, Ильин Иван, современники: Нерсисян, Зорькин Валерий Дмитриевич, Малут, Грацианский, Золотухина, Дарская, и д.р.

Методы изучения ИППУ:

1. Хронологическое изучение материала

2. Анализ учений конкретного автора

3. Изучение школ права

 

 

Политико-правовое учение Сократа.

1. Софисты и Сократ

2. Учения Сократа о политике и формах правления.

 

Вопрос 1.

Сократ (470-399 до н.э.) родился в Афинах в семье простых людей. Аналогией с ремеслом своей матери Сократ назвал свое философствование майевтика – содействие рождению истины если она у собеседника есть. Работ у Сократа нет а его учение известно по работам Ксенофонта и Платона его учеников.

 

Философские основания учения Сократа.

1. Возможно познание объективной истины для доказания истиности тезиса он выдвигал антитезис.

2. Диалог ориентировался на отыскание совместными усилиями истины но с помощью иронии (притворства).

3. Заявлял, что он никого ни чему не учил

 

Вопрос 2. Учение о политике и формах правлений

Оно базируется на политической этике Сократа:

1. Политика этична а этика политична. Этика это учение о добродетелях стержень любой добродетели справедливость. Самая важная добродетель политическая:

А – ее назначение сделать людей хорошими политиками, начальниками и просто полезными гражданами

Б – ее содержание искусство управлять государственными делами на основе знания.

2. Т.к. добродетель есть знание то править должны знающие. Сократ беседовал с государственными людьми, поэтами, ремесленниками. Выводы которые он сделал после бесед:

А – государственные мужи только по видимости мудрые или они кажутся мудрыми особенно самим себе

Б- поэты не могли объяснить свои творения, так как они творят не мудростью а выступлениями

В- ремесленники лишь хорошо владеют своим ремеслом и не могут быть мудрыми относительно всего прочего, поэтому политиков надо готовить к искусству управления полисом, потому что управление делами государства на основе знания есть единственный надежный путь ко всеобщему благу.

Наказывать надо тех кто не зная дела хлопочет об его назначении на государственную должность.

3. Правитель должны соответствовать определенным моральным критериям.

Человеком управляют телесные удовольствия не воздержанность в разных сферах. Не воздержание отчуждает людей от добродетели влечет их к низкому рабству и не свободе. Властвование – это не удовольствие а добродетель, его цель не удовлетворение личных прихотей но достижение блага для государства.

4. Правители должны прислушиваться к критике.

5. Основа благополучия государства нерушимость закона. Государственные законы те что граждане по общему согласию написали, установив что нужно делать и от чего надо воздерживаться. Полисные законы необходимо соблюдать что возможно при условии единомыслия граждан. Единомыслие это преданность членов государства законам.

Сократ делил законы на гражданские и естественные (божественные) и те и другие имеют один критерий истинности – справедливость.

6. Учение о формах правления. Сократ выделяет 5 форм правления:

1. Царство – это власть основанная на воле народа и на государственных законах.

2. Тирания – власть основанная на произволе правителя и против воли народа

3. Аристократия – власть исходящая от группы лиц исполняющих законы

4. Плутократия – власть исходящая от богатства

5. Демократия – правление исходящее от воли всех

Лучшая для Сократа аристократия и умеренная плутократия.

 

Недостатки демократии:

1. В ней процветает многоделие

2. Народное собрание не компетентно

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.193 с.)