ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осмотр следов торможения транспортных средств и иных следов.



Изучение следов транспортных средств при осмотре места происшествия позволяет:

- выяснить механизм дорожно-транспортного происшествия, как в целом, так и отдельные его элементы (контакт с пешеходом и т. п.);

- идентифицировать транспортное средство по его следам;

- определить обстоятельства, связанные с событием преступления;

- установить скорость движения транспортного средства перед началом торможения, его тормозной и полный остановочный путь, на правление движения транспортного средства, наличие в кузове грузе и его характер;

- выяснить техническое состояние отдельных агрегатов транспортно го средства;

- определить вид и марку транспортного средства по ширине колеи и размерам базы;

- установить модель шин транспортного средства по следу, оставленному на дорожном покрытии.

Следы транспортного средства представляют собой следы контактного воздействия ходовых и неходовых его частей, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также различные материально фиксированные изменения на проезжей части дороги, связанные с движением транспорта.

Следы транспортного средства могут быть:

- следами-предметами -различные осколки (фар и других фонарей)
и обломки (кузова, бампера, облицовки радиатора, номерной знак, фары
и подфарников, крылья и иных частей), шины от транспортного средства
и иные части транспортного средства, а также элементы одежды потерпевшего, подозреваемого и т. п.;

- следами-веществами - протечки горюче-смазочных материалов, тормозной жидкости, антифриза и т. п., которые остаются на дорожном Покрытии в виде лужиц и брызг горюче-смазочных материалов, тормозной жидкости; объекты биологического происхождения (кровь, волосы, мозговое вещество); частицы лакокрасочного покрытия транспортного средства, переносящегося при взаимодействии в ходе столкновения на другое средство; скопление частиц грязи, пыли, земли, осыпавшихся с нижних частей автомобиля при столкновении с преградой;

- следами-отображениями - следы, оставляемые на другом объекте,
с которым оно находилось в контактном взаимодействии (на другом транспортном средстве, теле или одежде человека, преграде, а также на дорожном покрытии и прилегающих к дороге предметах), в том числе след торможения, который возникает в результате прекращения движения колеса, образуя след скольжения, называемый тормозным путем.

В зависимости от характера дорожного покрытия следы делятся на:

- объемные - отображают внешнее строение следообразующего объекта в трех измерениях, представляющие углубления и возникают при движении на мягком, пластичном веществе (грунте, глине, снеге, песке);

- поверхностные- отображают внешнее строение следообразующего
объекта в двух измерениях (длина, ширина) и возникают на дорогах
с твердым покрытием (бетон, асфальт), на плоских предметах, лежащих
на дороге, на одежде потерпевшего, и, в свою очередь, делятся на:

следы-наслоения, образующиеся при переносе следообразуюшего вещества с колеса на дорогу (например, при выезде автотранспорта с обочин на дорогу с твердым покрытием);

следы-отслоения, возникающие при переносе следообразующего вещества с поверхности дороги на колесо (например, остаются после соприкосновении шины колеса с разлитым красящим веществом на дороге).

По степени видимости следы транспортных средств подразделяют видимые, маловидимые и невидимые.

Шиной автомобиля называется комплект, состоящий из камеры, покрышки, оставляющей след на дороге, и прокладки между камерой и ободом колеса.

На внешней стороне покрышки автомобильной шины обозначаются ее размеры. Размеры шин указываются обычно в дюймах или в миллиметрах. На автомобильных шинах низкого давления (1,75-5,5 атм) обозначаются размеры ширины профиля (.Л/) и внутреннего диаметра шины (d), разделенные знаком «-» (N-d), но они могут обозначаться также в мм (рис.1).

На автомобильных шинах высокого давления (5,5-7атм) обозначаются размеры внешнего диаметра (D) и ширины профиля (N), разделенные знаком « х « (D xN).

Помимо размеров на шинах проставлены: марка завода, номер шины, год и место изготовления, норма сложности (буквы «НС» или «-и», означают количество слоев корда (металлокорда), номер ГОСТа пли ТУ, модель шины. Завод-изготовитель отражает время выпуска и номер шины, как правило, одной записью. Например, обозначение: «ЯУх 97, 8321936, К 175 х 13» читается так: «Ярославский завод, май 1997 года, №8321936, резина радиальная, размер 175 х 13».

Следует иметь в виду, что в ряде случаев тот или иной размер шины, указанный в обозначении (внешний, внутренний диаметр или ширина профиля), отличается от этого размера шины данной модели. Обозначения размеров условны. На автомашинах могут устанавливаться шины разных моделей с одинаковым обозначением размеров. На автомашинах некоторых моделей устанавливаются шины с разными (обычно двумя соседними) обозначениями.

Рисунок № 1

Анализируя следы торможения, нужно иметь в виду: начало фактического торможения не совпадает с началом видимого следа (автомашина уже замедляет движение, а рисунок протектора еще не отражает этого процесса на дороге).

Длину тормозного пути замеряют от начального видимого отпечатка протектора (в его отсутствие — от начального следа скольжения) до окончания четко видимого следа протектора (или следа скольжения).

Точное знание длины тормозного пути данного ТС имеет существенное значение, ибо эта величина является исходной при вычислении скорости движения автомашины в момент аварии, определении полного остановочного пути и установлении технической возможности предотвращения вредных последствий.

Нельзя оставить без внимания внешний вид (отражение) тормозного пути, на котором бывают:

• отпечатки четко выраженного рисунка протектора;

• следы скольжения колес по асфальтовому покрытию (след «ЮЗ»);

• признаки смещения, когда отпечаток рисунка протектора переходит в след скольжения или, наоборот, приобретает характер скольжения не вращающегося колеса.

Если следы правых и левых колес различны по длине, то замеряют отдельно длину каждого следа. Тормозной след может быть не сплошным, а прерывистым. Фиксировать нужно как длину всех характерных участков каждого следа, так и расстояния между ними, фотографировать следы, а затем описать каждый участок следа.

При движении автомашины по прямой линии протекторы покрышек передних и задних колес большинства автомашин прокладывают на дороге колею одинаковой или почти одинаковой ширины следа и поэтому задние колеса стирают полностью или частично отпечатки рисунка, оставленные протекторами покрышек передних колес, на грунте сохраняются следы протекторов покрышек только задних колес.

Для того чтобы обнаружить отпечатки протекторов всех четырех колес, необходимо найти такой участок дороги, где автомашина сделала поворот (например, при наезде на обочину). При повороте автомашины на грунте запечатлеваются следы протектора покрышек всех четырех колес (рис. 2).

Рисунок № 2

 

У трехосной автомашины на повороте сохраняются следы колес первой и третьей оси. Надо иметь в виду также, что если машина имеет прицеп, то следы его колес покроют следы колес автомашины.

Следы автотранспортного средства могут быть объемными (вдавленными) и поверхностными. Поверхностные делятся на следы наслоения (образуемые за счет наслоения на поверхность дороги частиц грязи, пыли и т.д., отделившихся от шины) и отслоения (образуемые за счет уноса грунта выступающими элементами протектора). Поверхностные следы наслоения могут быть также позитивными (образуются частицами, находящимися на выступающих элементах протектора покрышки) и негативными (образуются за счет вещества, находящегося в углублениях протек гора).

Лучше всего следы отпечатываются на мягком грунте — в густой грязи, во влажном песке, в размягченном от жары асфальте или в гудроне. На дороге остаются четкие негативные (т.е. вдавленные) следы рисунка протекторов покрышек. Выпуклые части протектора имеют в негативных следах вид углублений, а углубления между выпуклыми частями протекторов — вид выпуклостей. Гораздо хуже следы рисунка протекторов покрышек запечатлеваются на сухой, твердой дороге. На твердом асфальтобетонном покрытии, как правило, остаются позитивные (поверхностные) следы, иногда едва различимые, в виде лентообразных полос.

Именно следы торможения, свободного качения, бокового скольжения на асфальтобетонном покрытии «укорачиваются» за 1-3 часа на 20, 30, 40 см и более, а при наличии следов на влажных покрытиях (обледеневшей, утоптанной заснеженной дороге) могут совсем исчезнуть. Еще раз напомним, что их быстрейшая фиксация — залог успешного начала расследования.

Механизм и динамика развития ДТП во многом зависят от конкретных дорожных условий, от определения качества дорожного покрытия и его фактического состояния в момент совершения ДТП.

Напомним, что по эксплуатационному состоянию покрытия подразделяются на сухие, влажные и мокрые, на поверхности которых соответственно образуются снег и лед различной консистенции.

Влажным покрытием считается такое покрытие, на котором имеется тонкий слой пленки свободной воды, толщиной около 1 мм.

Для мокрого покрытия характерен слой свободно стекающей воды (сток). Поэтому при движении ТС по мокрой дороге перед шинами передних колес образуется так называемая «волна». Однако в переходные периоды — осень-зима, зима-весна — из-за перепада температур (резких колебаний погоды) состояние дороги, а точнее дорожного покрытия, может меняться довольно быстро и неожиданно. В сравнительно короткий срок дорожное покрытие может быть охарактеризовано как сухое, мокрое, заснеженное, обледенелое. Эти обстоятельства должен учитывать следователь, выезжая на место ДТП в такие переходные периоды.

Наиболее отчетливо следы наблюдаются и фиксируются в тех случаях, когда, например, автомашина проехала через лужу или грязь и затем оставила на сухом асфальте отпечатки мокрых или грязных протекторов. Очень хорошие, пригодные для целей идентификации поверхностные следы на твердом грунте остаются в тех случаях, когда автомашина проехала через какое-нибудь красящее или опыляющее вещество. Например, через муку, краску, мел. Тогда на некотором расстоянии от того места, где автомашина пересекла краситель, на дороге остаются отпечатки протекторов покрышек с достаточно четким рисунком.

Однако в поверхностных следах отпечатки оставляют только выпуклые части протекторов, а углубления между ними вовсе не фиксируются.

При осмотре следов шин автомобиля следует установить:

• вид и состояние грунта или покрытия дороги, где обнаружен след (дорога — асфальтированная, грунтовая; грунт — глинистый, чернозем, песок; состояние грунта — влажный, сухой, пыль и т.д.);

• вид следов (объемные, поверхностные — позитивные или негативные); место расположения следов (на повороте, на участке прямолинейного движения); количество следов;

• ширину каждой беговой дорожки (следов протекторов); соотношение следов передних и задних колес (перекрываются полностью или частично следы передних колес сохранились в виде полоски — указать, какой ширины);

• максимальную глубину объемных следов по отношению к поверхности дороги; размер колеи;

• строение рисунка протектора (состоит из шашек, извилистых, ломаных линий и т.д.);

• форму, размеры и расположение отпечатков особенностей поверхности колеса или шины (трещин, выбоин, заплат и т.д.); длину следа одного оборота колеса;

• базу автомобиля (по следам стоянки, пробуксовки и разворота с применением заднего хода);

• длину следа торможения; признаки направления движения (см. рис. 3); Рисунок № 3

• уклон дороги и радиус поворота (в некоторых случаях при расследовании автотранспортных происшествий); способ фиксации, изъятия, упаковки следов.

Пример записи в протоколе осмотра: «... в 3,3 м слева от шоссейной дороги (если встать лицом к западу) и в 3 м10 см от трупа, на пашне обнаружены отчетливые объемные следы автомашины. Следы находятся на повороте. Они направлены приблизительно по линии юго-восток — северо-запад. Следы состоят из четырех беговых дорожек. Ширина каждой из них — 17 см. Максимальная глубина следов — 7 см. Размер колеи передних колес — 154,5 см, колеи задних колес — 167,5 см. На отдельных участках следов имеются хорошо выраженные ступеньки, пологие стороны которых обращены на северо-запад. На одном из участков крайней левой дорожки (если встать лицом к северо-западу) имеется вдавленный камешек, около которого наблюдается небольшой зазор, обращенный на юго-восток.

В следах отобразился рисунок протекторов шин, состоящий из ромбовидных элементов в середине и элементов с угловыми выступами и выемками по краям. На крайней справа беговой дорожке (если встать лицом к северо-западу) обнаружена повторяющаяся особенность в виде выпуклости неправильной формы, наибольшая ширина которой 3,5 см, а наибольшая длина 6,5 см. Длина особенности ориентирована вдоль беговой дорожки. Расстояние между соседними аналогичными особенностями 277,5 см. Следы измерялись при помощи мягкой рулетки и линейки с миллиметровыми делениями.

При осмотре произведена фотографическая съемка с целью запечатления общего вида следов, их отдельных участков. Отдельные участки следов сфотографированы с миллиметровым масштабом. Съемка проведена (указывается марка фотокамеры, используемая оптика). С двух участков следов, содержащих названную особенность, изготовлены гипсовые слепки.

Ширину беговой дорожки измеряют по перпендикуляру к ее продольной оси. Если след объемный, ширину беговой дорожки рекомендуется определять по дну следа.

В зависимости от изменения нагрузки автомашины и давления в шинах могут быть некоторые различия между шириной беговой дорожки и шириной протектора. Отклонения обычно не превышают 5-15 мм.

Затруднения в точном установлении ширины протектора возникают в случаях обнаружения следов, образованных шинами с регулируемым давлением воздуха.

Это объясняется тем, что при движении автомашины по мягкому грунту давление в таких шинах автоматически снижается посредством специального устройства. В результате ширина беговых дорожек увеличивается. Края беговых дорожек, образованных такими шинами, нередко оказываются недостаточно отчетливыми.

Колея определяется измерением расстояния между центрами следов левого и правого колес. При наличии следов двускатных колес измеряется расстояние между средними линиями отпечатков скатов. Если следы неполные, нужно измерить расстояние между аналогичными элементами рисунков следов (рис. 4).

Рисунок № 4

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.009 с.)