Действия инспектора ДПС ГИБДД на месте ДТП.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действия инспектора ДПС ГИБДД на месте ДТП.



Действия инспектора ДПС ГИБДД на месте ДТП можно представить в виде следующего алгоритма действий:

1. Оказание помощи потерпевшим, если они находятся на месте происшествия.

2. Задержание водителя и автомобиля.

3. Охрана места происшествия.

4. Сообщение о случившемся в дежурную часть.

5. Восстановление нарушенного режима движения.

6. Выяснение обстоятельств происшествия.

7. Выявление очевидцев.

8. Сообщение прибывшему на место происшествия следователю о характере происшествия и принятых для сохранения материальной обстановки мерах.

9. Составление рапорта.

10. Допросы, другие следственные действия.

11. Протокол осмотра места происшествия.

12. Обеспечение постоянной радиосвязи с дежурным.

13. Оказание помощи в обеспечении безопасности осмотра.

14. Подбор понятых.

15 Прием от сотрудника ОВД, первым оказавшимся на месте происшествия, водителя, транспортного средства и их охрана.

16. Направление водителя на медицинское освидетельствование.

Информация о дорожно-транспортном происшествии поступает чаще всего в дежурную часть горрайорганов внутренних дел или непосредственно в строевые подразделения дорожно-патрульной службы (далее - ДПС), а также сотрудникам ДПС ГИБДД, осуществляющим контроль за дорожным движением.

При получении сообщения о ДТП от дежурного строевого подразделения ДПС ГИБДД инспектор действует в соответствии с его указаниями, а при необходимости уточняет или истребует дополнительную информацию.

В тех случаях, когда информация о ДТП поступает от участников движения, главным образом, от водителя автомототранспорта, инспектор ДПС обязан прежде всего внимательно выслушать заявителя, независимо от того, произошло ли данное происшествие на маршруте его патрулирования или вне его. С учетом обстоятельств и сложившейся ситуации инспектор должен выяснить и записать в первую очередь установочные данные водителя, сообщившего о ДТП, по его водительским документам и данные его автомобиля, а также достаточно подробную информацию о ДТП и попытаться соединить его с дежурным. Если связаться с дежурным невозможно, то инспектор выясняет у данного лица следующую информацию со всеми подробностями:

1) место, время, вид и обстоятельства ДТП;

2) сведения о пострадавших;

3) оказана ли медицинская помощь;

4) вызвана ли на место ДТП бригада скорой медицинской помощи;

5) в какие лечебные учреждения и кем были направлены пострадавшие;

6) тип, марку, цвет и регистрационные знаки транспортного средства (далее – ТС), на которых были отправлены пострадавшие;

7) тип, марку, цвет и регистрационные ТС, причастных к данному ДТП;

8) фамилию, имя, отчество, адрес и телефон самого заявителя.

При наличии сведений о свидетелях ДТП - записываются их данные.

В условиях ненадежной связи с дежурной частью инспектор докладывает дежурному о ставшем известному ему ДТП при первой возможности. В дальнейшем инспектор действует в соответствии с полученными от дежурного указаниями. При получении сообщения об авариях с тяжкими последствиями инспектор ДПС выезжает к месту происшествия немедленно.

Прибытие инспектора ДПС ГИБДД на место происшествия может осуществляться на служебном автомобиле, либо на ТС, принадлежащих гражданам или юридическим лицам, о чем водителям ТС при необходимости могу быть выданы справки или сделаны соответствующие записи в путевых документах, как об этом говорится в нормах действующего законодательства.

По прибытию на место ДТП, в результате которого пострадали люди, инспектор дежурный должен решить главную задачу, которая заключается в скорейшем извлечении пострадавших из ТС и оказания им доврачебной помощи. При этом в условиях ограниченной, а также недостаточной видимости и при отсутствии на месте ДТП лиц, способных оказать помощь следствию, необходимо предпринять простейшие меры по предотвращению вторичного ДТП – включить специальные световые сигналы на патрульном автомобиле ДПС или аварийную световую сигнализацию на других ТС, находящихся в зоне происшествия, установить знаки аварийной остановки или красные мигающие фонари на расстоянии, обеспечивающим своевременное предупреждение об опасности других водителей (в населенных пунктах – не менее 15м, а вне их пределов – 30м от стоящих ТС).

В условиях дневного естественного освещения лучше использовать красные мигающие фонари, а в темное время суток – синие, так как они контрастируют с габаритными огнями ТС. Наилучшим средством обозначения мест является лазерный излучатель, генерируемый луч которого вращается с некоторым столкновением в вертикальной плоскости, в результате чего образуется световой конус, хорошо видимый даже на старых поворотах автомобильных дорог.

Ограждающие конусы и дорожные знаки должны устанавливаться так, чтобы обеспечить плавную траекторию объезда места ДТП. Для этого наклон линии конусов к бровке дороге должен быть не менее 1:10. При отсутствии специальных устройств для обозначения места происшествия можно также использовать подручные материалы (ветви деревьев, различные деревянные щиты, легкие предметы светлых тонов, соляровые факелы и т.п.). По мере ликвидации последствий они, наряду с ограждающими конусами и дорожными знаками, должны своевременно удаляться.

Итак, инспектор-дежурный, приняв самые простые меры по обеспечению безопасности находящихся на месте ДТП лиц и организации безопасного объезда места происшествия, незамедлительно приступает к оказанию неотложной помощи пострадавшим и доставлению их в медицинское учреждение.

Помимо оказания неотложной помощи инспектор-дежурный устанавливает личность водителей, транспортные средства, участвовавшие в ДТП, и другие причастные к нему лица, задерживает водительские удостоверения, а в случае их отсутствия - иные документы, удостоверяющие личность участников ДТП, путевые документы и документы на перевозку, а также обеспечивает присутствие указанных лиц на месте происшествия до окончания оформления всех необходимых материалов. Выявляя очевидцев, инспектор-дежурный опрашивает их об обстоятельствах ДТП и точно фиксирует их установочные данные по документам, удостоверяющим личность. Для определения круга лиц, причастных к ДТП, необходимо произвести краткий и беглый опрос людей, присутствовавших на мете происшествия, а также оценить степень их осведомленности о случившемся событии. Особого внимания и такта заслуживают очевидцы, не имеющие возможности оставаться на месте происшествия продолжительное время.

Исходя из того, что очевидцы, которым удалось видеть начальную, кульминационную и финальную стадии ДТП, встречаются чрезвычайно редко, желательно задержать их до прибытия следственно-оперативной группы (далее – СОГ), предоставить им возможность дать письменные показания, записать необходимые сведения о данных лицах, сообщить им номер телефона дежурной части и указать должностных лиц, к которым они впоследствии должны обратиться для дачи показаний.

В большинстве случаев основу свидетельской базы по делам о ДТП составляют показания тех, кто видел только конечную стадию данных происшествий, реагируя на скрип тормозов, шин и звук удара, а также на резкие изменения траектории движения ТС. Однако их показания представляют определенную ценность для установления механизма, последствий ДТП и действий его участников.

Обнаружить признаки причастности к ДТП можно при осмотре внешнего вида людей, присутствующих на месте происшествия. При этом должны быть опрошены все лица, которые имеют какие-либо травмы, повреждения одежды, находящиеся в возбужденном или подавленном состоянии, имеющие на одежде, теле и волосах следы ГСМ, осколки стекол транспорта, частички перевозимых грузов и т.д.

Обязательному опросу подлежат водители и пассажиры всех ТС, находящихся в зоне ДТП, среди которых могут оказаться как очевидцы, так непосредственные участники происшествия. В таких случаях основное внимание должно уделяться лицам, находящимся у транспортных средств и имеющим какие-либо внешние повреждения. Отсутствующих водителей ТС можно установить по регистрационным номерам ТС, а также по оставшимся в кабинах или салонах документам, вещам и перевозимым грузам. Иногда прояснить случившееся помогает опрос водителей маршрутного транспорта или других ТС, совершающих челночные рейсы по данному участку дороги или улицы.

Дать информацию об участниках и обстоятельствах ДТП могут жители близлежащих домов, работники АЗС, торговых и других предприятий, которые расположены в непосредственной близости от места происшествия.

Поскольку участники ДТП обычно находятся в состоянии нервного потрясения, их необходимо успокоить, а также принять меры по исключению побега с места происшествия. Для этого иногда достаточно демонстративно передать данные о задержанных дежурному, проверить данные или сведения, обратившись в адресное бюро, на предприятия, в учреждения по месту их работы или учебы, привлекая для этой цели помощников из числа сотрудников ОВД или находящихся на месте ДТП граждан. Такие меры возможны, разумеется, только в тех случаях, если участники ДТП не нуждаются в срочной медицинской помощи.

Бывают случаи, когда водители, оценив последствия ДТП, уезжают места происшествия, считая, что они имеют на это право, поскольку причинили вред самим себе, своим родственникам или знакомым. Подобным образом поступают пешеходы, осознавшие свою вину в создании аварийной обстановки. Однако такие действия виновников происшествия допускаются лишь тогда, когда ДТП сопровождается только материальным ущербом, и его участники согласны прибыть на ближайший пост или в подразделение ГИБДД для составления протокола, предусмотренного действующим законодательством.

Объяснения указанных лиц, водительские документы, изъятые у участников происшествия, прилагаются к протоколу, и весь материал сдается в дежурную часть ОВД или дежурному по строевому подразделению ДПС с регистрацией в соответствующем журнале учета.

По просьбе водителя ему выдается справка о повреждении транспортного средства.

Своевременное и непременное присутствие сотрудника ГИБДД на месте ДТП позволяет ему правильно зафиксировать обстановку ДТП в протоколе осмотра места административного происшествия.

В целях принятия законного и обоснованного решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту ДТП, в котором пострадали или погибли люди, а также полного установления обстоятельств совершенного преступления орган внутренних дел, как правило, создает следственно-оперативную группу, которую сотрудник ГИБДД через дежурного по органу внутренних дел (подразделению) вызывает на место ДТП с пострадавшими. В состав СОГ включаются: следователь (руководитель СОГ), сотрудники ГИБДД, оперуполномоченный уголовного розыска, судмедэксперт, эксперт-криминалист, инспектор-кинолог и др. Состав следственно-оперативной группы, в зависимости от характера ДТП, может варьироваться.

Выезд СОГ на место ДТП обеспечивает дежурный по органу внутренних дел, который сообщает членам СОГ сведения о характере ДТП, его координатах, участниках и т.п.

Следователь (дознаватель) на месте ДТП:

• координирует работу всех членов СОГ на месте ДТП;

• несет ответственность за результаты деятельности СОГ на первоначальном этапе расследования ДТП, а также за соблюдение участниками группы требований закона:

• проводит осмотр места происшествия, составляет протокол и схему;

• в соответствии с требованиями ст. 164 УПК РФ решает вопрос об участии в осмотре водителя и потерпевшего, которые в ходе осмотра могут давать пояснения об отдельных моментах и обстоятельствах происшествия.

Несет ответственность за качественное и своевременное проведение всех необходимых процессуальных действий, а в случае необходимости принимает решение о возбуждении уголовного дела по факту ДТП.

Сотрудник Госавтоинспекции выполняет поручения следователя или дознавателя относительно выполнения отдельных процессуальных действий по составлению процессуальных документов (схема места ДТП и другие). При отсутствии следователя (дознавателя) выполняет в полном объеме обязанности руководителя СОГ. Следует помнить, что выполняя поручения руководителя СОГ по составлению отдельных процессуальных документов сотрудник ГИБДД не должен делать это от своего лица и подписывать эти документы. После составления такие документы предъявляются руководителю СОГ для проверки их законности и правильности составления и подписания. При наличии составов по статьям 12.24 и 12.30 КоАП РФ осмотр места ДТП и составление материалов о ДТП возлагается на сотрудников ДПС ГИБДД.

Оперуполномоченный уголовного розыска (инспектор ГИБДД по розыску) оказывает содействие руководителю СОГ в выполнении следственных действий, выполняет его поручения, осуществляет оперативно-розыскные мероприятия:

• организует совместно с сотрудниками ГИБДД преследование скрывшегося водителя;

• принимает меры к организации заслонов и пикетов на путях возможного следования скрывшегося с места происшествия транспортного средства;

• устанавливает очевидцев и свидетелей ДТП, при необходимости отрабатывает жилой сектор;

• проводит опрос граждан, собравшихся на месте происшествия, в целях получения от них сведений, имеющих значение для выяснения обстоятельств дорожного происшествия и розыска скрывшегося транспортного средства и водителя;

• в необходимых случаях по указанию следователя или дежурного посещает медицинское учреждение, куда направлены потерпевшие, для получения от них объяснений об обстоятельствах ДТП;

• обеспечивает на месте ДТП безопасность движения транспортных средств и пешеходов;

• оказывает помощь следователю или дознавателю в осмотре места происшествия, в обнаружении следов и предметов, могущих иметь значение для раскрытия и расследования ДТП, позволяющих установить участвовавшее в дорожном происшествии транспортное средство;

• помогает следователю (дознавателю) проверить техническое состояние транспортного средства, а также отправить его к месту хранения до решения вопроса о выдаче владельцу.

К участию в осмотре ДТП могут быть привлечены эксперт-криминалист, специалист-автотехник, судебный медик (при наличии трупов на месте ДТП).

Следователь (дознаватель), сотрудник ГИБДД должен:

1. записать фамилию, имя и отчество пострадавшего, в какую больницу он направлен;

2. установить личность водителей транспорта, участвовавших в происшествии, проверить у них документы: водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства, грузосопроводительные документы, путевой лист и при необходимости их изъять;

3. если у водителя отмечается наличие признаков опьянения, немедленно направить его на медицинское освидетельствование в сопровождении работников милиции;

4. если это не было сделано ранее — оказать помощь пострадавшим и организовать их транспортировку в ближайшее лечебное учреждение;

5. с помощью сотрудников подразделений ДПС ГИБДД обеспечить безопасность проведения осмотра, ибо он осуществляется на проезжей части, где, как правило, невозможно полностью закрыть движение; организовать дорожное движение на месте ДТП;

6. выяснить, не подвергалась ли изменению обстановка места происшествия;

7. составить представление о сущности ДТП, для чего получить соответствующую информацию от находящихся на месте ДТП сотрудников подразделений Департамента обеспечения безопасности дорожного движения, водителей участвующих в ДТП транспортных средств, пострадавших;

8. дать поручение сотрудникам подразделений ДПС ГИБДД подобрать понятых, не являющихся очевидцами ДТП и, желательно, имеющих водительские удостоверения, разбирающихся в ситуациях, которые могут возникнуть при движении транспортных средств;

9. в том случае, если кто-то из участников ДТП скрылся с места происшествия, поручить сотрудникам подразделений Департамента обеспечения безопасности дорожного движения организовать его поиск, в том числе и «по горячим» следам;

10. дать поручение сотрудникам милиции установить свидетелей ДТП и
незамедлительно их опросить.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.019 с.)