Осмотр места дорожно-транспортного происшествия.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осмотр места дорожно-транспортного происшествия.



В криминалистической науке осмотр места происшествия определяется, как неотложное следственное действие, направленное на установление, фиксацию и исследование обстановки места происшествия, следов преступления и преступника и иных фактических данных, позволяющих в совокупности с другими доказательствами сделать вывод о механизме происшествия и других обстоятельствах расследуемого события.

Осмотр места ДТП производится в соответствии с требованиями ст. 176, 177 и 180 УПК РФ, регламентирующими порядок проведения данного следственного действия.

Порядок осмотра места происшествия определенный ст. 177 УПК РФ, предусматривает обязательное наличие при осуществлении таких следственных действий присутствие понятых. Однако из этого правила по отношению к сотрудникам правоохранительных органов в законе есть исключение в части того, что понятыми не могут быть работники органов исполнительной власти, которые в соответствии с федеральным законом наделены полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования (п. 3 ч. 2 ст. 60 УПК).

В обязанности понятых входит удостоверение факта, содержания и результатов действий, при которых они присутствовали. Однако, согласно ст. 170 УПК РФ, в труднодоступной местности, при отсутствии средств сообщений, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, осмотр может проводиться и без участия понятых, о чем в протоколе делается соответствующая запись. В данном случае применяются технические средства фиксации его хода и результатов (фото-, кино-, видеосъемка).

Место осмотра ДТП условно можно подразделить на три зоны.

1. Исходная зона — это место (точка) практического восприятия водителем возникшей опасности.

2. Промежуточная зона — место, с которого водитель по прошествии времени реакции принимает меры к предотвращению ДТП (торможение, изменение направления движения и т.д.).

3. Зона совершения ДТП — включает место столкновения (удара), расположения после столкновения и следы ДТП (торможение, юз, разброс стекол и деталей, выбоины, царапины на дорожном покрытии и т.д.).

Знание, понимание и правильное применение следователем последовательности этих зон позволяет ему легко определить границы осмотра, правильно его оградить, что исключит возможность утери и уничтожения вещественных доказательств.

Осмотр места ДТП необходимо начинать с «зоны совершения ДТП» и продолжать до «исходной зоны». При таком порядке осмотра ему легче исключить из рассмотрения следы, оставленные транспортным средством, не участвовавшим в ДТП.

На первом этапе общего осмотра места происшествия определяются границы осмотра, ориентируя его относительно дорожных знаков или каких-либо объектов окружающей обстановки (дома, электроопоры, постройки и т.п.). Границы места ДТП должны включать конечное положение транспортных средств, точку удара, точку, в которой каждое транспортное средство стало неуправляемым, и экстремальную точку видимости. Место ДТП может быть подразделено на три зоны: 1 - исходная зона, начинающаяся от точки возможного восприятия; 2 - промежуточная зона, начинающаяся от точки, где транспортное средство начало отклоняться от нормальной траектории движения; 3 - зона совершения ДТП, охватывающая конечное положение транспортных средств, точку удара и следы, непосредственно предшествовавшие удару (рис. 1). Поэтому легко понять необходимость ограждения места ДТП и осмотра довольно протяженного участка дороги.

Рис. 1. Зоны дорожно-транспортного происшествия: 1 – точка возможного восприятия; 2 – повреждения обочины; 3 – точка удара.

При общем осмотре объекты исследуются в том виде и положении,
в котором они были обнаружены к началу осмотра. Далее необходимо установить местонахождение центра происшествия по отделившимся частям и деталям транспортного средства (транспортных средств), по их расположению, по следам пролившейся жидкости (топливо, тормозная жидкость и т.д.), а также по следам, оставленными на дорожном покрытии колесами и иными частями транспортного средства. Для фиксации положения, пространственного размещения и особенностей объектов осмотра применяется ориентирующая, обзорная, узловая и детальная фотосъемка, составляются планы, схемы, делаются зарисовки и записи, необходимые для составления протокола.

Производится ориентирующая обзорная и узловая фото- либо видеосъемка. При этом в кадр должны попасть дорожные знаки, сигнальные приборы, обстановка вдоль дороги. При обзорной съемке место происшествия также желательно сфотографировать и сверху, например, с верхних этажей близлежащих зданий, кузова или крыши автомобиля.

Ориентирующую съемку целесообразно вести методом линейной панорамы. Обзорную фотосъемку следует производить более крупным масштабом с нескольких точек, из которых четко видно взаимное расположение транспортных средств на месте происшествия. Во время общего осмотра места происшествия производится узловая фотосъемка, в процессе которой фотографируются следы транспортного средства (тормозной след), труп, его поза и расположение, другие следы и вещественные доказательства, дорожные знаки и др. После определения границ места происшествия, фото- и видеосъемки в процессе общего осмотра места ДТП производится общий осмотр обстановки на месте происшествия. Определяя зону осмотра, необходимо убедиться, что следов или объектов, относящихся к данному ДТП, нет по ходу движения транспортного средства, как в прямом, так и в обратном направлениях.

Начинать осмотр места происшествия целесообразно с того участка дороги (улицы), на котором могли сохраниться следы происшествия, требующие быстрой фиксации во избежание их порчи.

При детальном осмотреопределяется значимость следов и объектом окружающей обстановки в пределах границ места происшествия, их от- ношение к событию ДТП, выявляются и фиксируются следы и вещественные объекты обстановки происшествия, определяются их координаты относительно границ проезжей части и друг друга, производится осмотр транспортного средства (далее — ТС), узловая и детальная фотосъемки.

Выяснение обстановки, установление места и времени происшествия, а также его последствий. Определение технического состояния транспортного средства для установления технических причин и условий, повлекших происшествие. Поиск ориентирующей информации о марке, модели, особенностях и других данных о транспортных средствах, отсутствующих на месте ДТП, определение направления их движения после происшествия. Это факторы влияющие на скорейшее установление причин происшествия и условий, способствовавших его совершению.

При необходимости изымаются: обнаруженные следы (или слепки с них), предметы, имеющие значение для расследования (части и детали ТС, осколки стекол, частицы ЛКП и т. д.), неисправные узлы и агрегаты ТС (без их разборки). Необходимо точно и полно выявить и зафиксировать следы и вещественные объекты обстановки происшествия. Последовательность фиксации определяется устойчивостью следов. Предпочтителен следующий порядок работы:

1. Фиксируется точное месторасположение места ДТП в населенном пункте по адресным данным, на дорогах вне населенных пунктов – по расстоянию до ближайшего километрового столба, перекрестка дороги или какого-либо населенного пункта, отдельно стоящего строения, любого другого неподвижно-определенного ориентира.

2. Определяется тип дорожного покрытия: асфальт, бетонные плиты, гравий, покрытый битумом, гравий в чистом виде, грунт (уплотненная песчано-гравийная смесь, глинистый, песчаный, земляной); его состояние: влажное, сухое, покрытое снегом, льдом, тающим снегом, снегом, смешанным с песком, антиобледенительным составом, нефтепродуктами и др.

3. Устанавливается наличие в зоне ДТП выбоин, ям, колдобин, разрытий, канализационных и др. люков, трещин в дорожном покрытии.

4. Устанавливается профиль дороги, наличие продольного или поперечного наклона, его величина, наличие и величина обочины, кюветов, их глубина; если ДТП имело место на закругленном участке дороги — определяется ракурс закругления.

5. Фиксируются находящиеся в зоне ДТП дорожные знаки, их местонахождение, светофоры или семафоры, шлагбаумы, пешеходные переходы, островки безопасности, состояние краски и расположение дорожной разметки, остановки общественного транспорта, рельсовые пути, неохраняемые переезды, подземные или надземные переходы, иные объекты, имеющие отношение к ДТП (дома, деревья и кустарники, километровые знаки, телеграфные и электроосветительные мачты, и др.).

Все элементы дорожного участка измеряются по ширине, а кювет, кроме того, по глубине и наклону откосов. Отмечается наличие и высота бордюра, наличие или отсутствие размеченной осевой линии и ее вид (сплошная, прерывистая), наличие или отсутствие обочины.

6. Выясняется характер освещенности на месте ДТП, наличие, количество и вид осветительных приборов, находящихся в зоне ДТП, интенсивность естественного света (солнечного или лунного), погодные условия, степень видимости на этом различных объектов, имеющих отношение к ДТП (дорожных знаков, неподвижно находящихся объектов, пешеходов, движущихся транспортных средств и др.) и расстояние от них до искусственных светильников в ситуации, предшествующей ДТП и в момент возникновения ДТП.

7. Если ДТП имело место на регулируемом перекрестке, устанавливаются характер обзорности со всех сторон, место установки светофоров, режим их работы, наличие иных средств регулирования движения на перекрестке и на каждой из улиц, примыкающих к нему.

8. При заносе или опрокидывании транспортного средства на закругленном участке дороги с помощью специалиста устанавливается радиус, по которому двигалось это транспортное средство.

9. Если ДТП произошло при обгоне, осматривается участок дороги, несколько превышающий по длине расчетный путь обгона, при этом обращается внимание на состояние проезжей части, наличие и видимость дорожных знаков, характер обзорности и дальности видимости по всему участку обгона.

10. Выявляются и фиксируются признаки, указывающие на направление движения каждого из транспортных средств, причастных к ДТП.

11. Обнаруживаются, фиксируются и по возможности изымаются все следы, возникшие в результате ДТП.:

а) следы протектора шин автотранспортных средств;

б) отделившиеся от них части, частицы загрязнений; в том числе попавшие на дорожное покрытие, в кювет, на обочину, на иные транспортные средства, на одежду и тело потерпевших;

в) следы подтекания технологических жидкостей: бензина, дизельного
топлива, тосола, смазочных масел, жидкости для мытья стекол, тормозной
жидкости, электролита аккумулятора;

г) следы крови, возникшие в результате телесных повреждений любых
участников дорожного движения.

Осмотр следует производить исходя из принципа направления движения ТС. При осмотре необходимо выяснить и учесть:

1. Обзорность (видимость) на дороге по прямой зависит от марки автомашины (у грузовой видимость больше, чем у легковой), от погодных условий, времени суток и т.д.. Это влияет на восприятие водителем обстановки на дороге, позволяет принимать соответствующие меры при ее нарушении (снизить скорость, принять вправо, остановиться и т.д.).

Определение видимости дороги в темное время суток. Особое внимание следует обратить на графу в «Справке по ДТП», где указывают видимость в момент осмотра места ДТП, так как погодные и дорожные условия невозможно потом реконструировать. Поэтому необходимо на месте ДТП безотлагательно определить видимость дороги.

Общая видимость — это расстояние от передней части ТС, на котором с места водителя четко различаются элементы дороги на пути движения, ориентирование на которые позволяет вести ТС в полосе движения, рекомендуемой ПДД.

На месте ДТП вполне возможно сразу определить общую видимость дороги. ТС, участвовавшие в ДТП в темное время суток, во многих случаях получают значительные повреждения, особенно при наездах на массивные неподвижные препятствия. В связи с этим повреждаются либо полностью приходят в негодность их внешние световые приборы.

В этом случае необходимо ТС заменить однотипным. Особое внимание следует обратить при этом на соответствие внешних световых приборов по регулировке фар, по мощности ламп, по степени загрязненности фарных рассеивателей, на состояние и степень загрязненности переднего стекла кабины и других элементов, которые могут оказать влияние на видимость.

Для определения видимости дороги, ТС, из которого будет определяться видимость, размещается от места наезда (столкновения) в направлении, противоположном направлению движения перед наездом. ТС должнозаниматьту же полосудвижения, которую оно занимало, двигаясь к месту наезда (столкновения). С места водителя водитель-наблюдатель и понятые определяют место, до которого дорога просматривается, например, границы правой кромки проезжей части с обочиной.

2. Фактическое время и место опасности позволяют сопоставить место (точку) видимости опасности, установленные следователем (возможного восприятия), с местом (точкой) видимости, указанным водителем (фактического восприятия), которые могут совпадать, что будет подтверждать правильность даваемых водителем показаний. И наоборот, несовпадение этих данных может уличить водителя в даче неправдивых показаний.

3. От фактического восприятия до принятия мер по предотвращению той или иной аварийной ситуации, сложившейся на автодороге, проходит некоторое время (время реакции водителя). Автомашина же, в зависимости от скорости, проходит определенное расстояние, прежде чем сработают тормоза или начнет уходить «вправо-влево».

Установив расстояние при помощи замера от места фактического восприятия до места начала следов торможения, юза и т.п., представляется возможным, используя достижения автотехнической экспертизы, определить место столкновения ТС.

При столкновении двух автомобилей можно, по следам разброса их обломков, установить место столкновения, которое будет располагаться между местами разброса.

Осыпи грязи располагаются вблизи места столкновения, так как крылья ТС препятствуют их перемещению на значительное расстояние, что облегчает следователю задачу по определению места столкновения.

Масло, вода, тосол, антифриз, вытекающие из поврежденных деталей автомашины, могут прямо указывать место столкновения, так как их разбросу препятствует другой автомобиль и поэтому они вытекают вниз, прямо на поверхность дороги в месте повреждения.

По следам бокового перемещения следов скольжения шин, можно довольно точно определить место столкновения, так как отклонение от первоначального движения происходит в момент столкновения, что приводит к резкому небольшому отклонению следов скольжения шин задних колес в боковом направлении.

Следы повреждений на придорожных объектах, таких как насыпи, ограждения, деревья, опоры освещения и т.д., могут находиться на некотором расстоянии от места столкновения и места нахождения ТС после ДТП, их порой трудно обнаружить. Вот почему по прибытии на место происшествия следователь в первую очередь должен определить границы осмотра и поиска вещественных доказательств.

Следы повреждений, оставленные на придорожных объектах, помогут:

• установить путь движения ТС до столкновения;

• получить информацию о возникновении ДТП;

• найти точки, в которых ТС выехало за пределы дороги;

• установить изменение направления движения до столкновения, так как в результате наезда на неподвижные объекты может заметно и резко измениться направление движения ТС, и без установления следов соприкосновения у следователя возникнут трудности в определении направления первоначального движения;

• обнаружить отпечатки следов шин и других следов;

• решить вопрос о том, где находился автомобиль перед столкновением, что можно установить при опросе свидетеля, который может указать, где впервые увидел один или другой автомобиль (возле придорожного объекта, опоры светильника, остановки и т.д.).





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.007 с.)