Марксистское (диалектико-материалистическое) понимание общества и истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Марксистское (диалектико-материалистическое) понимание общества и истории



Материалистическое понимание истории, или исторический материализм трактуется в марксистской литературе как распространение философского материализма на понимание общественной жизни. В качестве определяющих категорий Карл Маркс выделяет категории "общественно-экономическая формация ", " общественные отношения ", " историческая закономерность ". С помощью этих категорий он пытается проследить логику всемирной истории как последовательную смену определенных ступеней исторического развития.

Согласно материалистическому пониманию истории определяющую основу общественного бытия составляет материальное производство, или производство материальных благ, кот. каждое новое человеческое поколение получает как наследие от предшествующих поколений и которое оно развивает, с тем, чтобы передать следующему поколению. В общественном производстве своей жизни люди вступают в необходимые, независящие от их воли отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, на которой возвышается юридическая и политическая надстройка и которой соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. На определенной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречия с существующими производственными отношениями. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы происходит переворот во всей громадной надстройке. Нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию (точно также как нельзя судить об отдельном человеке на основании того, что сам он о себе думает). Сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта м/у общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования. Учение Маркса и Энгельса (об общественных отношениях производства) стало ключом для научного объяснения исторически сложившегося перехода от феодального (крепостнического) общества к капиталистическому строю. Рабовладение, крепостничество, наемный труд впервые были поняты как исторически необходимые формы развития производительных сил общества.

Т.о., исторический материализм впервые в истории общественной мысли связывает историю человечества с развитием общественного производства. Маркс прямо заявляет, что история человечества " тем больше становится историей человечества, чем больше выросли производительные силы людей, а, следовательно, и их общественные отношения".

Материалистическое понимание истории дало ясный и недвусмысленный ответ на вопрос: как это возможно, что люди сами творят свою историю, если ни внешняя, окружающая их природа, ни их собственная человеческая природа от них не зависимы? Согласно этому учению, ни то, ни другое не определяет характер общественного устройства и историю человечества, а определя ется лишь развитием общественного производства, которое представляет собой двусторонний исторический процесс: с одной стороны, изменение людьми внешней природы, а с другой - изменение самой человеческой природы, развитие человека.

Только основоположники марксизма постигли общественное производство не только как производство материальных благ, но вместе с тем и производство общественных отношений, - а тем самым и самого человека как члена общества.

Открытие и исследование общественных отношений производства и положило начало материалистическому пониманию истории.

Маркс и Энгельс считали, что труд сделал человека Человеком. В условиях человеческого бытия труд выступает не просто специфическим, но и определяющим способом жизнедеятельности людей. В практической деятельности он реализует свои общественные цели, удовлетворяет потребности и интересы.

Материальное производство в рамках материалистического понимания истории, в конечном счете, детерминирует все условия бытия людей. Марксистская философия не имеет аналогов в самом главном ее достижении, а именно в расширении материализма на область общественных явлений. Возникновение этого учения объективно, это ответ на вопросы, поставленные социальной философией того периода. Противопоставив идеалистическим взглядам материалистическое понимание истории, Маркс доказал, что общественное бытие определяет общественное сознание.

Т.о., история общества предстала как закономерный процесс смены способов производства. Изменения общественных отношений идут за объективными законами жизнедеятельности людей, как то: характер и разделение труда, развитие материальных сил и средств.

Духовно-историческое своеобразие русской философии XIX-го – начала XX вв.

Характерные черты философии России

1. Русская философия носит религиозный характер (тесно связана с Богом, одним из основных вопросов был вопрос о роли и месте Бога в жизни человека (богоискательство))

2. Присутствие в философии проблемы, русская идея- поиск и обоснование роли и значения русского государства или русской культуры для мировой истории. Наряду с понятием истины в русской философии применяется понятие правды. Если истина предельна абстрактна ("она где-то там") то правда предельно конкретна и наполнена чувственно постигаемым содержанием. ("она где-то здесь")

3. Основной целью познания в русской философии является не не абстрактные (бытие, матери), а познание человека, общества и значение встречи бога и человека.

Философия России первой половины 19 века

Делится на два направления:

Славянофильство - философское понятие опирающиеся на ученье отцов восточной церкви (православие), и признающие а) ценность отечественной культуры для всего мира б) и признавали наличие у России собственного, оригинального культурно-исторического пути развития в) признавали наличия у русского народа особой исторической миссии которую он выполняет в мировой истории (спасение мира от захватчиков). Основные представители:
Ковенков
И. Кириевский 1806-1856
Аксаков 1816-1860

Западничество: философское понятие выступавшие за отказ России от собственного культурно-исторического пути, формы гос. устройства, отказ от официальной веры. Это позволит прогрессивно развиваться. Основные представители западничества

Чаадаев 1794-1856.
Философические письма.

Идеи: критическая оценка культурно-исторического опыта России. Вся история России делится две части первая часть дикое варварство 8-9 века-13-14 века.

Второе этап невежество 14-15-18 века. 3 этап крепостничество 19век и до времен Чаадаева.

Собственный культурно0исторический путь росии не может привести к прогрессу-россия всегда будет отставать по всем вопросам от стран Европы. Путь преодолении отсталости заключается в принятии католичества и западных форм гос.устройства -ограниченная монархия.

Соловьев 1853-1900

Этапы творчества Соловьева
1. Теософский утверждение особой роли познания христианской теософии (учение о божественной мудрости проявляющие себя в устройстве окр. мира произведение "кризис западной философии", "философские знания цели.
2. Теократический. Изучение форм гос. устройства могущие сделать человека счастливым через реализацию христианских идей. Идеальное государство в этом вопросе является теократия (теос бог, каос властвовавать (её приоритете над гос. идеями) "история и будущность"
3. Теогический (теург - признание необходимости создания особого исторического искусства, которое сможет преобразовать старые формы устройства общества в новые соответствующие христианскому мирапониманиюю.

Произведения "смысл любви, оправдание добра"великий спор и христианская политика"

Основные идеи:
1. Критика эмпиризма и рационализма как односторонней теории познания не могущие дать истинное познание в мире. Это можно сделать только с помощью веры.
2. Задачи философии - создать синтез науки, религии, философии в результате которого будет подчтенно всецелостное знание по всем вопросам. Знание обо всем
3. Цель человечества - превращение в бога человечества. Т.е преодоление неактивных сторон. Чел. Природы и преобразование человека в нового бога человека.
3. София - это душа мира, божественная мудрость устройства и законов природы, которые необходимо познать человеку. Основы положительного всеединства

Н.Я. Данилевский 1822-1885
"Россия и Европа"
Данилевский создал теорию культурно-исторических типов. Совокупность которой составляет всю мировую историю. Культурно-исторический тип это культурно-территориально тип людей обладающих общими признаками
Критерии: культурно-исторического типа.
1. Искусство наука нравственность
2. Форма или тип религии
3. Социально-экономический.
4. Политический-форма гос. устройства
Данилевский выделяет 10 критерий культурно-исторический типов
1. Египетский
2. Греческий
3. Римский
4. Тайский
5. Вавилонский
6. Индийский
7. Иранский
8. еврейский
9. Романо-германский
10. европейский.

Россия не принадлежит ни какому типу т.к. представляет собой (зародыш, возможность отдельного культурно-исторического типа) развитие которой в России предстоит

Виды народов:
1. Преемственные народы - это те народы которые в своем развитии восприняли культурный опыт предыдущих народов.
2. Не преемственные народы - это народы характеризуются замкнутостью его развития в результате чего опыт этих народов исчезает вместе с ними.
3. Бичи человеческого рода - это народы задачей которых являлось уничтожение цивилизаций исчерпавших возможности своего развития, помочь им сойти с исторической арены и уступить место новым цивилизациям. (Готы, гунны)

Леонтьев К. Н.1831-1891
"византизм и славянство"
В основе самобытной, "оригинальной" русской культуры, находятся заимствование из культуры Византии - византизмы.
Византизм в государстве - самодержавие и отказ народа от права на политическую власть. Византизм в религии - православие. Византизм нравственности - отказ от земного в пользу божественного (самоограничение и самоотречение собственных, личных интересов в пользу интересов общественных, гос и т.д.) в искусстве особая архитектура и живопись, уводящая человека "вверх, к божественному". Период существования любой цивилизации -тыс.двести лет в течении этого периода цивилизация проходит три стадии своего развития
1. Становление (возникновение цивилизаций как самостоятельной структуры, отделение её от всех остальных)
2. Расцвет (создание собственных форм гос. устройства, наличие развитых товарно-денежных отношений, создание собственного искусства присуще только этой цивилизации)
3. Упадок и разложение (деградация от культуры и нравственности, разрушение территориальной целостности).

Л. В. Толстой 1828-1910
"исповедь", "не могу молчать"
Идеи:
1. Критика официального православия. Православная церковь преследует сугубо материальные интересы и не заботится надлежащим образом о духовности граждан.
2. Официальное православие необходимо реформировать в основу новой религии нужно необходимо взять Любовь (прежде всего любовь к ближнему)
3. Теория непротивление злу насилием. Дурной поступок совершенный как ответная реакция на другой злой поступок не приводит к достижению справедливости, а только увеличивает кол-во злых поступков в мире.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.048 с.)