Особенности и характерные черты философии Возрождения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности и характерные черты философии Возрождения.



14-16 век эпоха возрождения и гуманизма. Возрождение сначала возникает как феномен культуры. Гуманисты,получив светское образование отделяясь от церкви критиковали схоластику. Вдохновителем возрождения является Данте. Петрарка - первый оформитель идеи гуманизма. Возрождение это возрастание интересов к человеку и античному наследию. Социально психологическими предпосылками возрождения явились:

  1. развитие в сфере экономики и техники (появление новых орудий труда и типов производств - ткацкая, военное дело, металлургия, книгопечатание).
  2. рост выпускаемой продукции. Развитие торговли. Контакты с новыми людьми, культурами, обмен знаниями. Появление новой прослойки буржуа. В Италии буржуа приходит к власти, появляется республиканская форма правления.
  3. эпоха географических открытий. Изменение идеологического характера, внутри церкви. Ослабевает идейная, экономическая и политическая власть церкви. Внутри церкви - идеи реформации (реформируются основы церкви, догматы христианства). Протестантизм, кальвинизм, лютеранство. Наряду с реформацией формируются церковные ордена, претенденты на власть. Самый известный орден иезуитов. Суды над ведьмами и еретиками.

Этапы эпохи возрождения:

  1. гуманистический (середина 14 - середина 15 вв.). Основная проблема человек, в его отношение к миру.
  2. неоплатонический (середина 15 - 1 треть 16). Основная проблема - устройство бытия.
  3. натурфилософский. Основная проблема - природа, попытка исследования с помощью научных методов. Основные темы эпохи возрождения, общественное и гос. устройство. Происхождение. Возврат к античной утопии. Появление 1 политический исследований.

Особенности философского мировоззрения. Новый взгляд на человека:

  • Человек земное существо и в земной жизни должен быть счастлив. При этом человек лучшее из творений бога.
  • Человек существо гармоничное. В нем прекрасны и душа и тело.
  • Человек трудящийся, мастер своего дела. Труд не наказание, а мастерство, предмет гордости. Идеал, талантливый художник, скульптор, писатель.
  • Человек уникален своей неповторимостью. Человек существо общественное и активное. Сам распоряжается своей судьбой. Если Бог творец мира, то человек творец культуры. Человек богоподобен.

Появление пантеистического воззрения. Пантеизм - представление о Боге как о растворенном в мире. "Бог во всем и все в Боге". Природа загадка, тайна, она не познается только при помощи разума. Методы философов становятся магическими, появляется: астрология, алхимия. Интерес к трудам античных философов. Космологическая система Аристотеля.

13) Специфика гуманистического идеала эпохи Возрождения (Ф. Петрарка, Пико дела Мирандола)

Возрождение - новый этап в истории мировой культуры. По значению, которое имело Возрождение для развития культуры и искусства, с ним может быть сопоставлена в прошлом только эпоха расцвета античной цивилизации.

Пико делла Мирандола. Мирандолла (1463-1494). Человек великое чудо, существо, которое не определено и значительно в отличие от всей природы. Человек занимает промежуточное отношение между миром природы и миром божественного. Лишь от него зависит опуститься до животного или вознестись в рай.

Проблема достоинства человека всесторонне рассмотрена и последовательно гуманистически решена в философии Джованни Пико дел ла Мирандола (1463-1494), философа. Опираясь на античные идеи - человек - микрокосм, человек - центр Вселенной - и, связывая их христианским учением о сотворении человека, Пико приходит к заключению, что человек сам - свободный творец собственной природы, он должен оценить величие мироздания - божественного творения - и возвыситься благодаря этому над всеми прочими смертными существами. Как предел человеческой свободы выдвигаются в учении Пико законы природы. Переступив их, человек утрачивает свое достоинство и господство над прочими творениями. С концепцией свободы воли тесно связано и понимание счастья - высшего блага. Достижение «естественного» счастья - это овладение человеком своей собственной природой, осознание ее совершенства. Пико выделяет три этапа на пути восхождения человека к высшей цели: очищение от пороков с помощью этики, совершенствование разума диалектикой и натурфилософией и, наконец, познание божественного с помощью теологии. Поднимаясь по этим ступеням познания и совершенствуясь на каждой из них, человек достигает всех видов счастья и тем обнаруживает высокое достоинство своей природы. Развитие творческих способностей - такова для Пико высшая добродетель: философия - путь добродетели, ведущий человека к счастью. Однако монополию обладания высшей истиной Пико сохраняет за теологией - высшее наслаждение он понимает как божественное откровение. Утверждение высокого достоинства человека и его творческих возможностей, права на свободомыслие, признание необходимости духовного развития каждого человека, наконец, подчеркивание доминирующей роли философии в формировании сознания людей делают учение Пико о достоинстве человека одной из вершин в развитии ренессансного мировоззрения. Человек, вознесенный своей природой выше всех прочих существ и являющийся подлинным центром Вселенной, не подвержен влиянию ни материальных, ни духовных субстанций. Философ - гуманист глубоко верит в величие разума человека, силу его созидательных способностей. В этой мощи духа и созидания человек подобен Богу, он и есть земной бог.Гуманистический идеал человека героизируется. Новый идеал находит блестящее воплощение в искусстве Высокого Возрождения, озаренного гением художника - титана Микеланджело. Итак, анализируя представления флорентийских гуманистов об идеале гражданина, видим их эволюцию от сферы лишь разного рода общественной деятельности к сочетанию практической и духовной жизни (государственной службы и занятия наукой). Важно подчеркнуть - веру гуманистов в возможность осуществления такого идеала, стремление увидеть его воплощение в выдающихся согражданах.[25,с. 98] Гражданский гуманизм Флоренции был склонен к идеализации человека - гражданина, о чем свидетельствуют рассмотренные тексты. Однако если обратиться к другим направлениям гуманистической мысли (взять, к примеру, творчество Лоренцо Валлы или Леона Баттиста Альбертия к другим направлениям гуманистической мысли ()ала, стремление увидеть его воплощение в выдающихся согражданах.ного рода общес), то можно встретить куда более трезвые и приземленные характеристики гражданских достоинств современников. Гуманистическая мысль итальянского Возрождения многолика и богата оттенками, поэтому сведение ее к какой-либо одной линии упрощает общую картину и неизбежно приводит к схематизации наших представлений о человеке в культуре Ренессанса. Гуманистическое мировоззрение получило общественное признание, проникло в разные сферы ренессансной культуры. Идеи «гражданского гуманизма» находили живой отклик во флорентийском искусстве раннего Возрождения, особенно в творчестве таких выдающихся мастеров, как Мазаччо, Донателло, Брунеллески. Ярким свидетельством воздействия новых этических идей гуманистического идеала личности стал итальянский портрет первой половины 15 в. Его классические реминисценции и реалистические формы (в живописи, медальном искусстве и в скульптуре) явились своеобразным отражением гуманистического учения о достоинстве человека с его стремлением к идеалу гармонического homo virtuoso. К концу кварточенто постепенно утверждается представление о том, что художники суть нечто большее, чем просто ремесленники. Происходит перелом в общественном сознании, художникам Высокого Возрождения не составит труда окончательно его обозначить. Гуманисты признали за художниками право на особое место в общественной иерархии.

Франческа Петрарка снискал у современников славу выдающегося поэта и почитателя античной литературы. Но уже позже - оценили в нем мыслителя, философа. Гуманистическое начало было поставлено Петраркой в центр философии. Воспитанный в христианской религии, Петрарка искал компромисса между верой и знанием. Разгадку тайн человеческого бытия он ищет у Августина, Цицерона, Вергилия, Сенеки. Занимаясь тщательным изучением древних рукописей, Петрарка сличал и выверял различные списки, обнаруживал ошибки и искажения, заложив таким образом основы гуманистической филологии. Сочинение Петрарки «Secretum Suum» («Моя тайна» или его второе название «о презрении к миру») - диалог между Августином и Франциском воспринимается как сопоставление двух культур: христианской и гуманистической. Моральные проблемы, глубоко волнующие поэта, - высшее назначение человека, добродетель и греховность - получают как бы двоякое решение: из уст Августина - в духе аскетической христианской морали, в словах Франциска - с позиций светских, где исходным является земное предназначение человека. [3,с.82] В решении главной проблемы моральной философии Петрарка выступает с новых, гуманистических, позиций: небесное блаженство не должно быть предопределено отказом от всего мирского. Гуманистическая этика Петрарки знаменовала рождение нового умонастроения, раскрывавшего потенции личности в активном самоутверждении.

В научном творчестве Петрарки, первого гуманиста, новое мировоззрение еще не обрело законченной формы и логической стройности. Трактаты, письма, лирика - все творческое наследие выдающегося мыслителя и поэта свидетельствует о рождении нового мировоззрения, обращенного к проблемам человека, его земного бытия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 793; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.006 с.)