Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные функции и полномочия МЧС России

Поиск

Несмотря на важность понятия, в научной литературе до сих пор не выработано единой классификации и определения функций. В различных науках, особенно при анализе систем биологической и социальной природы, функцию зачастую определяют как отражение, проявление свойств какого-либо объекта во взаимоотношениях с другими объектами[30]. В толковом словаре русского языка один из определений понятия функции является следующее. Функция – это работа, производимая органом, организмом. Применительно к служебной деятельности функция – это обязанность, круг деятельности[31]. В теории государства и права функция рассматривается как направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение[32].

Таким образом, можно определить функцию как основное направление деятельности субъекта или объекта системы, в котором выражается его сущность и социальное назначение, цели и задачи.

Что касается понятия полномочий, то здесь следует сказать, что в широком смысле полномочие трактуется как официально предоставленное кому-либо право какой-либо деятельности, ведения дел[33]. С точки зрения государства и права полномочия определяются как права и обязанности государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также других участников общественных отношений, установленные нормативным юридическим актом[34].

Таким образом, говоря о деятельности МЧС Российской Федерации, необходимо отметить, что функции данного органа исполнительной власти названы в Указе Президента РФ от 11 июля 2004г. №868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»[35].

Главными функциями деятельности системы МЧС России являются:

1) разработка и предоставление Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации предложений по формированию основ государственной политики в сфере компетенции МЧС[36], а также конкретные проекты законов, иных нормативных правовых актов и проекты технических регламентов указанной области, проекты нормативных правовых актов по вопросам преодоления последствий различного рода чрезвычайных ситуаций[37]; ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий РФ от чрезвычайных ситуаций[38]; проект перечня объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана; проект правил выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы и др. [39]

2) разработка и утверждение (установление): нормативных правовых актов по вопросам, касающимся установленной сферы деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ[40].

3) организация работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера, спасению людей при этих чрезвычайных ситуациях; предупреждения и тушения пожаров на объектах, критически важных для безопасности РФ, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях; планирования в установленном порядке действий и применения спасательных воинских формирований для выполнения отдельных задач в области обороны РФ, подготовки спасательных воинских формирований к совместным с Вооруженными Силами России действиям в целях обороны Российской Федерации[41], мобилизационных планов мероприятий по гражданской обороне;[42] поиска и спасания людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации в соответствии с планом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах России[43] и др. Весьма важными являются природоохранная (разработка предложений, касающихся режимов природопользования, безопасного проживания населения и хозяйственной деятельности на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению) и образовательная функции МЧС (подготовка специалистов для спасательных воинских формирований, федеральной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам, пожарных, аварийно-спасательных и иных формирований МЧС России, кадров для пожарной охраны и организаций независимо от формы собственности, а также подготовки в установленном порядке кадров для соответствующих органов иностранных государств[44]. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, подводных работ особого (специального) назначения[45].

4) осуществление надзора за выполнением установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ), по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий;[46] надзора во внутренних водах и в территориальном море России за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, а также руководства деятельностью Государственной инспекции по маломерным судам; координации деятельности и взаимодействия Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов при решении задач в области гражданской обороны, поддержания боевой и мобилизационной готовности соответствующих органов[47], руководства создания и поддержания в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и контроля за созданием и деятельностью этих систем; методического руководства создания и обеспечения готовности сил и средств гражданской обороны в субъектах РФ, муниципальных образованиях и организациях, а также контроля в этой области;[48]

Методологическая функция МЧС включает в себя целый ряд направлений, в частности: методическое руководство федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ при определении состава, размещении и оснащении сил функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. методического руководства создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, резервов материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, местных и объектовых резервов материальных ресурсов);[49] совместной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам реабилитации населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий, и контроля за проведением мероприятий в этой области а также ряд других.

В функциям МЧС также относятся: сбор и обработка информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; создание и сохранение страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения; финансирование подведомственных распорядителей и получателей средств федерального бюджета;[50] создание, реорганизацияи и ликвидация в установленном порядке территориальных органов, спасательных воинских формирований, подразделений федеральной противопожарной службы, пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, образовательных, научно-исследовательских, медицинских учреждений и организаций, Государственной инспекции по маломерным судам, содержащихся за счет средств федерального бюджета, комплектования их личным составом, тарификации их утвержденных штатов и штатных перечней, а также их материальное, техническое, финансовое и другие виды обеспечения; разработка государственной программы вооружения и предложений по формированию государственного оборонного заказа по закрепленной за МЧС России номенклатуре вооружения и военной техники общего применения, а также пожарно-технической продукции[51].

На МЧС также возложено выполнений функций государственного заказчика государственного оборонного заказа, кроме отнесенных к компетенции Рособоронпоставки функций по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнения государственных контрактов по всей номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, за исключением специальной техники и материальных средств, номенклатуру которых утверждает Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий[52].

МЧС также выполняет функции:

размещения в установленном порядке заказов на поставку однотипной продукции для тылового обеспечения на совместных конкурсах, проводимых в рамках межведомственной (сопряженной) унифицированной системы тылового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

определения потребности и учета аттестованных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных, пожарно-спасательных и пожарных формирований федеральных органов исполнительной власти, общероссийских и межрегиональных общественных объединений, имеющих уставные задачи по проведению аварийно-спасательных работ и тушению пожаров и действующих на всей или большей части территории Российской Федерации, а также спасателей международного класса;

методического руководства по вопросам создания, реорганизации, ликвидации подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также средств организаций;

разработки и контроля за реализацией федеральных целевых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;[53]

реализации в установленном порядке полномочий государственного заказчика федеральных целевых программ по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

координации работы по стандартизации и обеспечению единства измерений, координации деятельности органов по сертификации и аккредитации испытательных лабораторий (центров) в системе МЧС России, а также в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственного метрологического надзора в отношении органов и организаций, входящих в систему МЧС России;[54]

в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирования видов деятельности, отнесенных к компетенции МЧС России;[55]

в установленном порядке международного сотрудничества в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого (специального) назначения, гуманитарного разминирования, а также участия в международных гуманитарных проектах, программах и операциях. Так, например,

ремонта и эксплуатации основных фондов МЧС России;[56]

реализации функций государственного заказчика строительных и других объектов, обладающего необходимыми средствами и полномочиями для заключения государственных контрактов: на выполнение подрядных строительных и проектно-изыскательских работ, связанных со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера, предназначенных для удовлетворения потребностей подведомственных организаций и финансируемых за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников; на сопровождение инвестиционного процесса; на приемку указанных объектов в эксплуатацию;[57]

комплекса профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы и спасателей, а также законодательно приравненных к ним в праве на охрану здоровья и медицинскую помощь категориям граждан;

обеспечения в пределах своей компетенции проведения мероприятий по защите государственной тайны и служебной информации, а также деятельности по развитию специальной связи;

редакционно-издательской деятельности по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;[58]

руководство деятельностью военизированных горноспасательных частей;

мероприятий по оказанию в установленном порядке помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

учета жилищного фонда в системе МЧС России;

учета в системе МЧС России военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований и федеральных государственных гражданских служащих, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях;

координации проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работ по созданию, развитию и организации эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;[59]

поддержания в готовности к действиям аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований МЧС России и военизированных горноспасательных частей;

контроля в пределах своей компетенции за выполнением владельцем опасного объекта требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.[60]

Рассмотрев функции МЧС России, можно сделать вывод о том, что их перечь широко охватывает сферу деятельности государства по вопросам обеспечения безопасности населений и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Полномочия МЧС России

Полномочия органов системы МЧС России достаточно широк. Это обуславливается ролью деятельности Министерства в процессе реализации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

МЧС России в пределах своей компетенции:

1) издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;

2) создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке учреждения, находящиеся в ведении МЧС России;

3) создает межведомственные координационные и совещательные органы (комиссии, группы) на представительской основе, а также иные коллегиальные органы (научные, научно-технические, методологические и другие) для обсуждения актуальных вопросов деятельности МЧС России;

4) осуществляет по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления проверки готовности указанных органов к осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

5) проводит в установленном порядке проверки готовности федеральных органов исполнительной власти к осуществлению мероприятий гражданской обороны;[61]

6) осуществляет в установленном порядке деятельность за рубежом;

7) запрашивает и получает в установленном порядке необходимые материалы и информацию по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России, от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, при необходимости для осуществления отдельных работ привлекает специалистов иных федеральных органов исполнительной власти и организаций;

8) осуществляет в установленном порядке функции по управлению государственным имуществом;

9) осуществляет в установленном порядке федеральный государственный пожарный надзор и государственный надзор в области гражданской обороны за соблюдением соответствующих требований федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства;

10) имеет оборудованные специальными сигналами и средствами связи воздушные, морские и речные суда, специальные транспортные средства с утвержденными в установленном порядке опознавательными знаками и окраской;

11) проводит в установленном порядке проверки реализации федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральных целевых программ, государственным заказчиком которых является МЧС России;

12) является главным распорядителем средств федерального бюджета;[62]

13) имеет специализированный жилищный фонд: служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях.

14) разрабатывает и устанавливает обязательные требования в области технического регулирования к оборонной продукции (работам, услугам), поставляемой для спасательных воинских формирований, подразделений и воинских частей федеральной противопожарной службы по государственному оборонному заказу, а также к процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации указанной продукции посредством своих нормативных правовых актов и технической документации (конструкторской, технологической и программной документацией, техническими условиями, документами по стандартизации, инструкциями, наставлениями, руководствами и положениями).

15) в установленном порядке заключает договоры с международными и неправительственными организациями, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием иностранным государствам гуманитарной помощи;[63]

16) оказывает поддержку некоммерческим организациям социальной ориентации в законодательно установленном порядке и ведет реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих такую поддержку.[64]

Все рассмотренные выше полномочия МЧС Российской Федерации необходимы для как можно более эффективного выполнения данным органом исполнительной власти возложенных на него государством функций, закрепленных законодательно.

В результате довольно подробного анализа функций и полномочий МЧС РФ, можно сказать о том, что обширность функций данного государственного органа охватывает практически всю сферу деятельности нашего государства, относящуюся к вопросам обеспечения безопасности населения и территорий России от ЧС природного и техногенного характера. Можно сказать, что столько широкий круг вопросов и проблем, решаемых МЧС Российской Федерации во многом обусловливает и обширные полномочия Министерства. Помимо прочего, довольно большие полномочия данного органа исполнительной власти вызваны также его особой ролью в процессе реализации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Тем самым, содержание и широта функций и полномочий МЧС Российской Федерации закономерным образом связаны с реализацией государственной политики в указанной области. При этом МЧС России играет исключительную роль в деле обеспечения государством безопасности населения и территорий нашего государства от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

Структура МЧС России.

Регламентация правовых основ, принципов и конкретных форм деятельности, а также полномочия различных структурных подразделений МЧС России закреплена в Указе Президента РФ от 11 июля 2004г. №868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»[65].

Данный Указ, помимо прочего, конкретизирует также саму структуру и всю систему структурных подразделений МЧС РФ. Так, в соответствии с ним, в систему МЧС России входят следующие структурные подразделения: Центральный аппарат; территориальные органы в субъектах Российской Федерации; федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы; спасательные воинские формирования МЧС; Государственная инспекция по маломерным судам МЧС РФ; аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России.

В систему МЧС России входят:

– центральный аппарат;

– территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

– Государственная противопожарная служба МЧС России;

– войска гражданской обороны;

– Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

– аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования;

– образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в МЧС России.

Для решения гуманитарных задач за пределами РФ из части сил системы МЧС России создается российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

В Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

а) шесть заместителей Министра, в том числе:

один первый заместитель (в настоящее время – Волосов Александр Иванович);

– один статс-секретарь – заместитель Министра (в настоящее время – Артамонов Владимир Сергеевич);

- а также главный военный эксперт и главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, пользующиеся правами заместителя Министра Плат Павел Васильевич;

- заместитель министра Чуприян Александр Петрович;

- заместитель министра Попов Павел Анатольевич;

- заместитель министра Кириллов Геннадий Николаевич

б) коллегия в количестве 19 человек;

в) до 11 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства и до 11 управлений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 2829; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.98 (0.009 с.)