Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные функции и полномочия МЧС РоссииСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Несмотря на важность понятия, в научной литературе до сих пор не выработано единой классификации и определения функций. В различных науках, особенно при анализе систем биологической и социальной природы, функцию зачастую определяют как отражение, проявление свойств какого-либо объекта во взаимоотношениях с другими объектами[30]. В толковом словаре русского языка один из определений понятия функции является следующее. Функция – это работа, производимая органом, организмом. Применительно к служебной деятельности функция – это обязанность, круг деятельности[31]. В теории государства и права функция рассматривается как направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение[32]. Таким образом, можно определить функцию как основное направление деятельности субъекта или объекта системы, в котором выражается его сущность и социальное назначение, цели и задачи. Что касается понятия полномочий, то здесь следует сказать, что в широком смысле полномочие трактуется как официально предоставленное кому-либо право какой-либо деятельности, ведения дел[33]. С точки зрения государства и права полномочия определяются как права и обязанности государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также других участников общественных отношений, установленные нормативным юридическим актом[34]. Таким образом, говоря о деятельности МЧС Российской Федерации, необходимо отметить, что функции данного органа исполнительной власти названы в Указе Президента РФ от 11 июля 2004г. №868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»[35]. Главными функциями деятельности системы МЧС России являются: 1) разработка и предоставление Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации предложений по формированию основ государственной политики в сфере компетенции МЧС[36], а также конкретные проекты законов, иных нормативных правовых актов и проекты технических регламентов указанной области, проекты нормативных правовых актов по вопросам преодоления последствий различного рода чрезвычайных ситуаций[37]; ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий РФ от чрезвычайных ситуаций[38]; проект перечня объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана; проект правил выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы и др. [39]
2) разработка и утверждение (установление): нормативных правовых актов по вопросам, касающимся установленной сферы деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ[40]. 3) организация работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера, спасению людей при этих чрезвычайных ситуациях; предупреждения и тушения пожаров на объектах, критически важных для безопасности РФ, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях; планирования в установленном порядке действий и применения спасательных воинских формирований для выполнения отдельных задач в области обороны РФ, подготовки спасательных воинских формирований к совместным с Вооруженными Силами России действиям в целях обороны Российской Федерации[41], мобилизационных планов мероприятий по гражданской обороне;[42] поиска и спасания людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации в соответствии с планом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах России[43] и др. Весьма важными являются природоохранная (разработка предложений, касающихся режимов природопользования, безопасного проживания населения и хозяйственной деятельности на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению) и образовательная функции МЧС (подготовка специалистов для спасательных воинских формирований, федеральной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам, пожарных, аварийно-спасательных и иных формирований МЧС России, кадров для пожарной охраны и организаций независимо от формы собственности, а также подготовки в установленном порядке кадров для соответствующих органов иностранных государств[44]. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, подводных работ особого (специального) назначения[45].
4) осуществление надзора за выполнением установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ), по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий;[46] надзора во внутренних водах и в территориальном море России за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, а также руководства деятельностью Государственной инспекции по маломерным судам; координации деятельности и взаимодействия Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов при решении задач в области гражданской обороны, поддержания боевой и мобилизационной готовности соответствующих органов[47], руководства создания и поддержания в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и контроля за созданием и деятельностью этих систем; методического руководства создания и обеспечения готовности сил и средств гражданской обороны в субъектах РФ, муниципальных образованиях и организациях, а также контроля в этой области;[48] Методологическая функция МЧС включает в себя целый ряд направлений, в частности: методическое руководство федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ при определении состава, размещении и оснащении сил функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. методического руководства создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, резервов материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, местных и объектовых резервов материальных ресурсов);[49] совместной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам реабилитации населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий, и контроля за проведением мероприятий в этой области а также ряд других.
В функциям МЧС также относятся: сбор и обработка информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; создание и сохранение страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения; финансирование подведомственных распорядителей и получателей средств федерального бюджета;[50] создание, реорганизацияи и ликвидация в установленном порядке территориальных органов, спасательных воинских формирований, подразделений федеральной противопожарной службы, пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, образовательных, научно-исследовательских, медицинских учреждений и организаций, Государственной инспекции по маломерным судам, содержащихся за счет средств федерального бюджета, комплектования их личным составом, тарификации их утвержденных штатов и штатных перечней, а также их материальное, техническое, финансовое и другие виды обеспечения; разработка государственной программы вооружения и предложений по формированию государственного оборонного заказа по закрепленной за МЧС России номенклатуре вооружения и военной техники общего применения, а также пожарно-технической продукции[51]. На МЧС также возложено выполнений функций государственного заказчика государственного оборонного заказа, кроме отнесенных к компетенции Рособоронпоставки функций по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнения государственных контрактов по всей номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, за исключением специальной техники и материальных средств, номенклатуру которых утверждает Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий[52]. МЧС также выполняет функции: размещения в установленном порядке заказов на поставку однотипной продукции для тылового обеспечения на совместных конкурсах, проводимых в рамках межведомственной (сопряженной) унифицированной системы тылового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; определения потребности и учета аттестованных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных, пожарно-спасательных и пожарных формирований федеральных органов исполнительной власти, общероссийских и межрегиональных общественных объединений, имеющих уставные задачи по проведению аварийно-спасательных работ и тушению пожаров и действующих на всей или большей части территории Российской Федерации, а также спасателей международного класса;
методического руководства по вопросам создания, реорганизации, ликвидации подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также средств организаций; разработки и контроля за реализацией федеральных целевых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;[53] реализации в установленном порядке полномочий государственного заказчика федеральных целевых программ по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; координации работы по стандартизации и обеспечению единства измерений, координации деятельности органов по сертификации и аккредитации испытательных лабораторий (центров) в системе МЧС России, а также в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственного метрологического надзора в отношении органов и организаций, входящих в систему МЧС России;[54] в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирования видов деятельности, отнесенных к компетенции МЧС России;[55] в установленном порядке международного сотрудничества в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого (специального) назначения, гуманитарного разминирования, а также участия в международных гуманитарных проектах, программах и операциях. Так, например, ремонта и эксплуатации основных фондов МЧС России;[56] реализации функций государственного заказчика строительных и других объектов, обладающего необходимыми средствами и полномочиями для заключения государственных контрактов: на выполнение подрядных строительных и проектно-изыскательских работ, связанных со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера, предназначенных для удовлетворения потребностей подведомственных организаций и финансируемых за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников; на сопровождение инвестиционного процесса; на приемку указанных объектов в эксплуатацию;[57] комплекса профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы и спасателей, а также законодательно приравненных к ним в праве на охрану здоровья и медицинскую помощь категориям граждан;
обеспечения в пределах своей компетенции проведения мероприятий по защите государственной тайны и служебной информации, а также деятельности по развитию специальной связи; редакционно-издательской деятельности по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;[58] руководство деятельностью военизированных горноспасательных частей; мероприятий по оказанию в установленном порядке помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций. учета жилищного фонда в системе МЧС России; учета в системе МЧС России военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований и федеральных государственных гражданских служащих, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях; координации проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работ по созданию, развитию и организации эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;[59] поддержания в готовности к действиям аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований МЧС России и военизированных горноспасательных частей; контроля в пределах своей компетенции за выполнением владельцем опасного объекта требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.[60] Рассмотрев функции МЧС России, можно сделать вывод о том, что их перечь широко охватывает сферу деятельности государства по вопросам обеспечения безопасности населений и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Полномочия МЧС России Полномочия органов системы МЧС России достаточно широк. Это обуславливается ролью деятельности Министерства в процессе реализации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. МЧС России в пределах своей компетенции: 1) издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями; 2) создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке учреждения, находящиеся в ведении МЧС России; 3) создает межведомственные координационные и совещательные органы (комиссии, группы) на представительской основе, а также иные коллегиальные органы (научные, научно-технические, методологические и другие) для обсуждения актуальных вопросов деятельности МЧС России; 4) осуществляет по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления проверки готовности указанных органов к осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 5) проводит в установленном порядке проверки готовности федеральных органов исполнительной власти к осуществлению мероприятий гражданской обороны;[61] 6) осуществляет в установленном порядке деятельность за рубежом; 7) запрашивает и получает в установленном порядке необходимые материалы и информацию по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России, от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, при необходимости для осуществления отдельных работ привлекает специалистов иных федеральных органов исполнительной власти и организаций; 8) осуществляет в установленном порядке функции по управлению государственным имуществом; 9) осуществляет в установленном порядке федеральный государственный пожарный надзор и государственный надзор в области гражданской обороны за соблюдением соответствующих требований федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства; 10) имеет оборудованные специальными сигналами и средствами связи воздушные, морские и речные суда, специальные транспортные средства с утвержденными в установленном порядке опознавательными знаками и окраской; 11) проводит в установленном порядке проверки реализации федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральных целевых программ, государственным заказчиком которых является МЧС России; 12) является главным распорядителем средств федерального бюджета;[62] 13) имеет специализированный жилищный фонд: служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях. 14) разрабатывает и устанавливает обязательные требования в области технического регулирования к оборонной продукции (работам, услугам), поставляемой для спасательных воинских формирований, подразделений и воинских частей федеральной противопожарной службы по государственному оборонному заказу, а также к процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации указанной продукции посредством своих нормативных правовых актов и технической документации (конструкторской, технологической и программной документацией, техническими условиями, документами по стандартизации, инструкциями, наставлениями, руководствами и положениями). 15) в установленном порядке заключает договоры с международными и неправительственными организациями, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием иностранным государствам гуманитарной помощи;[63] 16) оказывает поддержку некоммерческим организациям социальной ориентации в законодательно установленном порядке и ведет реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих такую поддержку.[64] Все рассмотренные выше полномочия МЧС Российской Федерации необходимы для как можно более эффективного выполнения данным органом исполнительной власти возложенных на него государством функций, закрепленных законодательно. В результате довольно подробного анализа функций и полномочий МЧС РФ, можно сказать о том, что обширность функций данного государственного органа охватывает практически всю сферу деятельности нашего государства, относящуюся к вопросам обеспечения безопасности населения и территорий России от ЧС природного и техногенного характера. Можно сказать, что столько широкий круг вопросов и проблем, решаемых МЧС Российской Федерации во многом обусловливает и обширные полномочия Министерства. Помимо прочего, довольно большие полномочия данного органа исполнительной власти вызваны также его особой ролью в процессе реализации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Тем самым, содержание и широта функций и полномочий МЧС Российской Федерации закономерным образом связаны с реализацией государственной политики в указанной области. При этом МЧС России играет исключительную роль в деле обеспечения государством безопасности населения и территорий нашего государства от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Структура МЧС России. Регламентация правовых основ, принципов и конкретных форм деятельности, а также полномочия различных структурных подразделений МЧС России закреплена в Указе Президента РФ от 11 июля 2004г. №868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»[65]. Данный Указ, помимо прочего, конкретизирует также саму структуру и всю систему структурных подразделений МЧС РФ. Так, в соответствии с ним, в систему МЧС России входят следующие структурные подразделения: Центральный аппарат; территориальные органы в субъектах Российской Федерации; федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы; спасательные воинские формирования МЧС; Государственная инспекция по маломерным судам МЧС РФ; аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России. В систему МЧС России входят: – центральный аппарат; – территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации; – Государственная противопожарная служба МЧС России; – войска гражданской обороны; – Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; – аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования; – образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в МЧС России. Для решения гуманитарных задач за пределами РФ из части сил системы МЧС России создается российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования. В Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: а) шесть заместителей Министра, в том числе: – один первый заместитель (в настоящее время – Волосов Александр Иванович); – один статс-секретарь – заместитель Министра (в настоящее время – Артамонов Владимир Сергеевич); - а также главный военный эксперт и главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, пользующиеся правами заместителя Министра Плат Павел Васильевич; - заместитель министра Чуприян Александр Петрович; - заместитель министра Попов Павел Анатольевич; - заместитель министра Кириллов Геннадий Николаевич б) коллегия в количестве 19 человек; в) до 11 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства и до 11 управлений.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 2829; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.25.125 (0.015 с.) |