Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расцвет нравственной философии Древнего Китая (натурфилософия, школа закона, даосизм, конфуцианство)

Поиск

Период 6—3 вв. до н.э. — это «золотой век» китайской филосо­фии вообще и этики в частности. Оформляется большое количество направлений, наиболее известными из них являются: натурфилосо­фия, Школа закона, даосизм и конфуцианство.

Натурфилософия

Древнекитайскую натурфилософию представляли Ян Чжу (440— 360 гг. до н.э.) и Ван Чуй (1 в. н.э.).

В Китае почти полностью утрачены подлинные свидетельства об этом учении. В нем элементы гедонизма, эвдемонизма и даже утили­таризма уравновешиваются здравым смыслом. На этой основе воз­никли атеистическая и рационалистическая установки (надо ориен­тироваться на реальные, т.е. земные, ценности; разум должен обуз­дывать страсти, определять меру добродетели, отбросив крайности).

Элементы фатализма, свойственные размышлениям Ян Чжу о жиз­ни и смерти (судьбу, необходимость изменить нельзя), не привели его к пессимистическому мировосприятию. По его мнению, ко всему надо относиться легко, все следует предоставить естественному течению.

Школа закона

Возникла в 4—3 вв. до н.э. Главный нравственный принцип этой школы — закон. Провозглашение его приоритетности объясня­ется общей установкой пиетета по отношению к государству. Нрав­ственно то, что совпадает с государственным интересом. Отказыва­ясь от методов просвещения, легисты предлагали правовое принуж­дение в качестве единственного средства управления народом. Не совесть, не стыд, а страх перед наказанием побуждает, по их мне­нию, человека избегать зла.

Теоретической подоплекой таких идей явилась мысль о естествен­ной склонности человека к злу. Эта концепция развивалась идеологом законников — Хат Фэй-цзы (280—233 гг. до н.э). Он считал, что человек от природы эгоистичен, потому надо не призывать его к добру, а так законодательно организовать его деятельность, чтобы зло беспощадно пресекалось. Мыслитель отрицал значимость мотивации поступков: важен не мотив, а лишь результат, определяемый законом. Вне закона нет добра и зла (злые помыслы, например, злом не являются, если они не реализованы).

Даосизм

Создатель учения Лао-цзы — полулегендарная личность. Неиз­вестны годы его жизни, как неизвестно и точное время создания главного творения даосов — «Дао дэ цзин» («Каноническая книга о дао и дэ»). Предположительно книга составлена последователями Лао-цзы в 4—3 вв. до н.э.

Даосизм ориентируется на глобальные мировоззренческие проблемы. Это отличает его от социоцентризма других древнекитайских учений и сближает с древнеиндийской традицией. В центре даосского мировоззре­ния находится понятие дао, давшее имя этой школе. Оно понимается как первооснова бытия. Дао первично, а Небо, земля и человек вторичны по отношению к нему. Отсюда следует, что истинное предназначение чело­века, делающее его нравственным, — следовать дао.

Даосы выдвигают типичный для пантеистического мировоззре­ния принцип недеяния («у вэй»). Смысл его заключается в пассивно-созерцательном отношении к миру, отказе от всякой активной дея­тельности, воздержании, бескорыстии, умении удовлетворяться ма­лым и т.д. Отказываясь от личных желаний, интересов, выгод, а в конце концов и от своего «Я», человек освобождает в себе место для безличного дао.

Понятием добродетель (дэ) даосы стремились выразить степень приобщенности человека к дао. Добродетель — это проявление дао, она указывает на меру нравственности человека.

Нравственным идеалом даосизма является мудрец. Это человек, обладающий высшим дэ,. т.е. постигший суть дао и воплощающий его волю своей жизнью. Описания поведения такого мудреца пред­стают в виде парадоксов, так как его поступки необъяснимы с точки зрения здравого смысла.

Естественность жизни предполагала отказ от ее формальной рег­ламентации, поэтому даосы отрицали общественные ритуалы. Циви­лизованное общество, по их мнению, противоречит природе. Даосы вообще сторонились общественной жизни, предпочитая скрытное одиночество. Структурированность, закоснелость — все это было для даосов признаками смерти. Жизненным, по их мнению, было то, что незавершенно, изменчиво, находится в движении. Подобная диалектичность пронизывала и их этические воззрения. Отсюда отсутствие устойчивых критериев нравственной оценки поступка (релятивизм): то, что было добром в одном случае, становится злом в другом. Кроме того, все в мире одинаково ценно, нет вещей великих и вещей ни­чтожных, так как все они есть проявление одного дао.

*

Конфуцианство

Основателем школы является Кун-цзы (551—479 гг. до н.э.). Его. учение изложено учениками в книге «Лунь юй» («Беседы и сужде­ния»). Учение опирается на традиционные нравственные ценности и социальные нормы. Конфуций пользуется понятиями, подчерки­вающими общественный аспект бытия человека, — это человечность, взаимность, ритуал, умеренность и т.д. В совокупности содержание понятий выражало дао — «правильный путь».

Наиболее значимым в нравственном учении китайского мыслителя следует признать понятие человечности. Реализация этого качества всегда связана с другими людьми, т.е. имеется в виду принцип взаимности, кото­рый Конфуций формулирует как «золотое правило нравственности» (так его назовут позже): не делай другим того, чего себе не желаешь.

Конкретным воплощением принципа взаимности является ритуал (ли), т.е. нормы поведения. По мнению Конфуция, выполнять требова­ния ритуала и есть истинное человеколюбие. Ведь люди отличаются друг от друга и по природным качествам, и по своему социальному статусу. Такое неравенство, будучи неупорядоченным, ведет к унижению чело­веческого достоинства, другое дело, когда оно заключено в жесткие со­циальные рамки. Равные, точнее, соразмерные, гармоничные отноше­ния между людьми возможны благодаря ритуалу. Каждый человек иден­тифицирует себя с определенным для его положения образцом и следует ему. Если он делает это безукоризненно, то конфликтных ситуаций с другими людьми у него возникать не должно.

К представлениям о ритуале относится предложенная мыслите­лем так называемая концепция выпрямления имен. Ее смысл в том, что каждый человек должен соответствовать своему общественному статусу: государь должен быть государем, сановник — сановником, простолюдин — простолюдином и т.д.

Еще одной важной составляющей учения Конфуция о ритуале яв­ляется концепция сыновней почтительности. Она устанавливает гармо­нию между временным неравенством людей, предупреждая конфликт поколений. Почтение сына к отцу и забота отца о сыне — первичные нравственные отношения. По сути, они составляют фундамент общест­ва, обеспечивают его стабильность и преемственность.

Одной из главных категорий этики Конфуций считает такое по­нятие, как воспитанность. Смысл этого понятия в том, что нравст­венные обязанности, выполняемые человеком в обществе, являются делом воспитания, культуры.

Идеал нравственной личности конфуцианской этики воплощен в образе «благородного мужа», который достиг успеха в следовании по правильному пути жизни. Он стремится познать дао, подчиняется соци­альному порядку, честен, справедлив, бескорыстен, его слова соответст­вуют делам. Хорошую возможность для реализации таких качеств пре­доставляет деятельность чиновника, кроме всего прочего, служащая и примером для подражания. Сила нравственного примера и постоянное воспитание народа, по Конфуцию, не менее важные средства государст­венного регулирования, чем правовое принуждение.

Есть в конфуцианской этике и антиидеал — «низкий человек». Для него соблюдение ритуала, представления о человеческом досто­инстве и стремление к знанию не стали мотивами поведения.

 

84. Место юриста и правового образования в становлении российского гражданского общества. Организация юридического всеобуча. Эффективность правового воспитания.

1. Формирование и развитие гражданского общества в России невозможно без воспитания молодежи в духе современных правовых идей, взглядов, представлений. Между тем состояние правовой культуры в обществе оставляет желать лучшего. При этом речь идет не только о незнании норм действующего законодательства, а именно о непризнании права реальной социальной силой, о неуважении к нему, об отсутствии должных представлений о важнейших юридических принципах.

Сколь бы ни была политически активна личность, она не в состоянии перестать воспринимать происходящие в стране политические события и реагировать на них. Конечно, политика в качестве комплексной социологической и философской категории относится к предмету политологии, но правовая политика скорее область юриспруденции, а точнее общей теории государства и права, а также социологии права. Но названные дисциплины тесно взаимосвязаны особенно по таким ключевым проблемам, как личность, свобода, власть, демократия, политическая система, норма поведения, правосознание, ответственность, правовая культура.

Для этого и как основа, и как условие, прежде всего, необходимы высокое правосознание, высокая правовая культура в обществе. Право формирует структуру государства и регулирует взаимоотношения между его основными звеньями. С его помощью определяются место, роль, функции частей государственного механизма.

2. Правовую культуру можно рассматривать через призму взаимосвязи морали и права. Принципы права реализуются посредством закона, а не морали, однако процесс законного утверждения права предполагает установление определенных соответствий между существующими в обществе принципами морали и ценностями, которые составляют содержание правовой системы и социокультурных норм без которых правовая система не будет законной. Правовая культура создает социально-законные нормы, ценности, образцы и правила поведения, которые определяют правовое поведение граждан. В нормативном плане правовую культуру можно характеризовать как основу правовой жизни общества, которая создает устойчивые формы правового сознания поведения граждан, групп населения общества в целом.

Право в целом – это основное средство функционирования любого государства, особенно гражданско-правового, к чему сегодня стремится наше общество. Движение к правовому идеалу связано с максимальным обеспечением прав и свобод человека, созданием противовесов в системе власти, независимостью судов, ответственностью государства перед гражданином и гражданина перед государством, с возвышением авторитета закона, с эффективной работой правоохранительных органов.

3. В гражданском обществе правовое сознание является одной из форм сознания общественного, создавая юридическое мировоззрение, а также программы, направленные на совершенствование правовых систем как в стабильных обществах, так и в обществах переходных. Правовое сознание неразрывно связано с правовым образованием. Правовое образование представляет собой неотъемлемую часть культуры гражданина, является условием формирования правосознания. Гражданское общество формирует правовое сознание (позитивное или негативное) независимо от того, происходит это целенаправленно в условиях системы правового образования или стихийно. Однако правовое образование есть залог того, что право будет регулировать жизнь индивида, а не являться препятствием на его пути при реализации личных задач. В условиях современной российской действительности правовое образование должно стать необходимым условием правового развития личности, становления правового демократического государства и гражданского общества, граждане которого будут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством. Поэтому особое внимание должно уделяться фундаментальной роли права, на котором должно быть основано гражданское общество.

4. Требования к новой правовой культуре состоят в повышении компетенции её носителей, то есть в стремлении к более обширным и точным знаниям принципов и содержания законодательства со стороны самих граждан; а также в формировании правового поведения, заведомо ориентированного на сознательное и ответственное выполнение норм права, поддержке принципов гуманизма, демократизма и законопослушания в реальном правовом поведении.

Всего этого нельзя достичь единовременным изданием декретов или применением репрессивных санкций. Культура, как и природа, имеет свои естественные законы произрастания, и поэтому при всей революционности происходящих в стране перемен применительно к правовой культуре можно корректно говорить только о развитии, но никак не о создании нового. А это развитие, безусловно, подразумевает и сохранение чего-то прежнего, что вовсе не подготовлено для рационалистического правового культивирования. Поэтому нужно заведомо отдавать отчёт и исследователям и практикам-юристам, что правовая культура не просто требует совершенствования, она нуждается в постоянной заботе, в больших осмысленных программах, планомерных действиях государственной власти, правовых учреждений, образовательно-просветительной и воспитательной системы.

Формирование правовой культуры российских граждан – серьезный длительный и сложный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни, который включает в себя пропаганду права, изучение прав и обязанностей, изложенных в Конституции РФ, ознакомление с юридически-правовыми нормами и знаниями, а также процесс совершенствования системы правовых актов и конституционных норм.

Следовательно, установление новой правовой культуры и новой культуры правоотношений в обществе в будущем зависит от существующей сегодня правовой культуры людей, не только профессионально занимающихся законотворчеством, правоприменительной и правоохранительной деятельностью, но и простых граждан. Их правокультурный уровень определяется тем уровнем культуры, который «господствует» в России сегодня – вот почему в правоохранительной, административной сферах процветает нигилизм, бюрократизм, а порой и криминализация, коррупция.

5. Правовое образование можно рассматривать как условие получения знаний, формирования индивидуальных способностей и навыков социального функционирования в области права. Оно выполняет две основные функции: передача правовых знаний, навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности; формирование правовых идей, чувств, убеждений в сознании в отличие от других видов социального воспитания личности.

Социокультурные функции образования связаны с решением задач социализации личности. Приобщение человека к социокультурным ценностям (искусству, нравственности, науке, праву, хозяйству) – вот цель любого образования. Поэтому его смысл можно обнаружить не столько в самой образовательной практике, сколько в контексте проблем, которые выходят за её пределы и имеют более широкое социокультурное значение.

В воспитании молодежи образование играет огромную роль как важнейшая неотъемлемая составная часть культуры. Еще со времен Петра Великого образование считалось государственной заботой. Но в последние годы государство недостаточно уделяет внимания образованию, науке, культуре, что привело к крайне негативным последствиям. По нашему мнению, к причинам и тенденциям снижения роли и значения образования в жизни российского общества, его влияния на интеллектуальное развитие подрастающего поколения относятся:

- отсутствие обоснованной взвешенной политики в области науки и образования;

- появление невостребованности интеллектуального потенциала в современном российском обществе;

- отсутствие продуманных и научно обоснованных моделей реформирования образования. Конечно же, мы согласны с тем, что необходимо привносить новые веяния в систему образования, но в то же время нужно брать за основу то лучшее, что было в советской системе образования, а не полностью ее разрушать. Иначе произойдет утрата всей нашей системы образования;

- недостаточное финансирование из года в год в течение многих лет сферы образования и науки;

- не всегда обоснованная тотальная коммерциализация всей системы образования;

- зависимость зарплаты преподавателей вузов, особенно в платных учебных заведениях, от материального положения учащихся;

- падение престижа профессий в интеллектуальной сфере деятельности, науке и научном обеспечении, образовании, культуре, медицине и т.д.;

- резкое снижение уровня жизни населения в целом, особенно рядовых граждан, социальное неравенство, в том числе и в жизненном уровне жителей центра и регионов.

6. Право становится формой подчинения государства гражданскому обществу, ограничивает государство в пользу свободы индивида, становится реализатором этой свободы. В данном качестве право выступает как основание государственности, а государство представляет собой правовую форму организации и функционирования власти. Государство создает законы в соответствии с требованиями развития объективной свободы в обществе (т.е. требованиями права). Право является производной системой норм от государства, а государство в свою очередь «устанавливает» право в смысле своей силовой защиты и гаранта правоотношений. Независимо от содержания правом считается официальный акт государства, любой закон, даже если он нарушает изначальную естественную свободу индивида. Право не имеет своей собственной и самостоятельной сущности, которая трактуется в рамках понятия,,государственность’’ как особая воля государства, выраженная в законе. В юридической науке такой тип правового понимания называется законным юридическим позитивизмом, что подразумевает под собой право, которое фактически исходит от государства.

Можно прийти к выводу о необходимости дальнейшего развития в России правовой культуры и совершенствования правового образования всех слоёв общества, что, безусловно, обеспечит внутреннюю стабильность и должный уровень национальной безопасности, без чего невозможно развитие правового гражданского общества.

7. От уровня правового образования зависит правовая культура личности, быстрота превращения социальной и правовой нормы в реальность повседневной деятельности, перевод нормативных требований в привычку. Система правового образования должна подготавливать людей уметь не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать такое общество. Важность изучения правового воспитания и образования обусловлена тем, что в жизнь вступают новые поколения людей, и каждое поколение молодежи усваивает опыт прошлого, испытывает тягу к познанию новых явлений, теории и практики. Правовое образование в Южном федеральном округе будет способствовать стабильному развитию (и молодежи, и региона) в условиях бесконфликтного и толерантного взаимодействия между этносами, властью, правом и молодежью. Правовая культура личности – это единство правовых знаний и умений, уважения к закону, основанное на нравственных и политических убеждениях. По своей динамике правовая культура Юга России характеризуется наличием национальной и социокультурной специфики населения. Явления, происходящие в общественной и политико-экономической жизни страны, приводят к утрате правопорядка в обществе и снижению уровня его правовой культуры. Урегулирование межнациональных отношений на Северном Кавказе – необходимое условие развития правовой культуры населения Юга России.

8. Проведенный анализ развития правовой культуры одного из народов Северного Кавказа (адыгов) позволяет сделать вывод о существовании и в регионе устойчивого религиозно-правового сознания, выраженного в соединении ислама с традиционными культурно-этическими нормами. Ислам начал функционировать в регионе на фоне существующих традиций и обычаев, зафиксированных в строгих нормах адатов. Возникает сосуществование двух правовых систем, что в результате и составляет правовые начала на Северном Кавказе начиная с середины XIX века. Национально-культурные традиции, адат и шариат на Северном Кавказе являлись важными составляющими процесса формирования и развития духовной, нравственной и интеллектуальной основы кавказского народа.

Рассмотрение адата как феномена правовой культуры Северо-Кавказского региона позволяет утверждать, что ему свойственны такие признаки, как неотделимость от народа, консерватизм и обязательность, обусловленные опорой на традиции, культуру личности и высший авторитет обычаев. Северокавказские адаты являлись идеалами, призванными направлять поведение людей. И только после вхождения в российскую правовую систему они приобрели институциональность права с определенными ограничениями.

Обычное право связывается со свободой выбора народом своего пути развития, что предполагает определенную возможность сохранения традиционных культур и права, которые являются исторически сложившимися формами соответствующего народа. И что особенно важно в условиях глобализации традиции, обычаи, правовые и судебные институты – это те элементы, посредством которых право народа на свое социокультурное определение наполняется реальным содержанием. В национальной среде адыгов также произошло изменение традиционных социальных и правовых механизмов.

В настоящее время между адатом, шариатом и официальным правом существует противоречие, имевшее место на всем протяжении исторического взаимодействия между данными отношениями на Северном Кавказе. В динамических процессах функционирования в XIX – XX вв. в России применение и санкционирование в силу политического характера получал либо адат, либо шариат. Однако важно было их взаимодействие с позитивным правом Российского государства. В результате на Северном Кавказе регулирование общественных отношений осуществляется во взаимодействии норм адатского, мусульманского и российского права, чья регулирующая роль и значимость исторически изменяются, но факт их существования в качестве правовых начал является несомненным в любую историческую эпоху.

Сейчас нормы адатского и мусульманского права, регулирующие те или иные процессы, частично либо целиком находящиеся вне государственного контроля, сохраняют свою силу на Северном Кавказе. Данное обстоятельство порождено оторванностью современного российского законодательства от социальной реальности на Северном Кавказе. Р. Давид справедливо заметил, что «там, где перестали применять мусульманское право, ислам больше не существует».

На протяжении веков на Северном Кавказе формировался уникальный феномен – юридический плюрализм: сосуществование адата, шариата и позитивного права. Можно сказать, что опыт и ценности взаимодействия в России культурных, правовых и ценностных систем различных народов в сменяющих друг друга исторических эпохах на основе толерантности являются неоспоримым достоянием правовой культуры России.

9. Формирование гражданского правового общества необходимо начинать, прежде всего, с правового образования и формирования правовой культуры, как отдельных граждан, так и общества в целом. На основании данных проведенных эмпирических исследований были выявлены факторы правового образования, влияющие на формирование гражданского общества в современной России, в частности это накопление правовых знаний гражданами, которые преодолеют правовое «невежество», нацеленность на применение права только при помощи закона, а также создание установки гражданского правосознания, нацеленной на понимание того, что гражданин является частью правовой культуры и правового сознания. Актуальными направлениями в работе правового образования должны явиться:

- проведение юридического всеобуча и переаттестации государственных служащих (в частности депутатов различных уровней законодательной и исполнительной властей);

- издание и распространение российских правовых актов, посвященных правам человека и способам их защиты;

- включение в образовательные стандарты дисциплин по правам человека, прежде всего, при подготовке юристов, государственных служащих, политологов, социологов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 706; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.49.243 (0.017 с.)