Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Компьютерный бизнес — итоги и прогнозы↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
По оценкам Gartner Group, основные тенденции в развитии компьютерного бизнеса на ближайшие пять лет — это дальнейший рост конкуренции (рис. 2) и приватизация. Как следует из рис. 2, общее количество компаний, занятых в компьютерном бизнесе, будет снижаться, то есть будет наблюдаться общая глобализация бизнеса. При этом число монополистов также будет падать, а количество компаний, которые борются за каждую трансакцию, достигнет общего числа компаний на рынке.
Рис. 2. Прогнозы роста конкуренции в компьютерном бизнесе (по данным Gartner Group) Степень компьютеризации в различных секторах рынка не одинакова — по прогнозам Gartner Group, компьютеризация разных отраслей экономики будет происходить, как показано на рис. 3 (наибольшие темпы роста будут наблюдаться в области телекоммуникаций).
Рис. 3. Степень компьютеризации в различных отраслях по десятибалльной шкале и перспективы ее развития к 2003 году Среднегодовые темпы роста мирового рынка компьютерных программ составляют порядка 13,5% в год, что позволяет прогнозировать к 2002 году суммарный объем этого рынка 425,7 млрд. долл. (рис. 4).
Рис. 4. Рост мирового рынка ПО и проектных услуг (млрд. долл. США по рыночному курсу) Растет объем бизнеса в Интернете, по данным компании International Data Corporation (IDC), в 2001 году Интернет-экономика достигнет отметки 1 трлн. долл., а к 2003 году уже будет оставлена позади отметка в 3 трлн. долл. При этом развитие будет основано на трех ключевых элементах: Интернет-коммерции, IT-инфраструктуре Интернета и бизнес-инфраструктуре Интернета. Также, по данным IDC, из каждого заработанного в Интернете доллара 93 цента было сразу же инвестировано на дальнейшее развитие коммерческой инфраструктуры Интернета; в последующем доля инвестиций должна только увеличиваться. Также отмечена новая тенденция: если до сих пор преобладали инвестиции в технологические проекты, то в 1999 году впервые на первое место вышли нетехнологические инвестиции. К 2003 году доля капиталовложений в технологические проекты упадет до 39%. Интересны данные другого исследователя рынка Интернет — Forrester Research: в 1999 году через сеть Интернет одних только книг будет продано на 1 млрд. долл., и в последующие пять лет эта сумма увеличится примерно до 3 млрд. долл. ЦЕЛЬ ОПРЕДЕЛЯЕТ СРЕДСТВА Какие потребности реального бизнеса толкают вас в электронный? Александр Поваляев* ЭКСПЕРТ, № 6, 12 февраля 2001 г. График 1. Смена бизнес-приоритетов Огромное количество публикаций, посвященных электронному бизнесу, имеют, на мой взгляд, один общий недостаток: они рассматривают электронный бизнес и его эффективность в отрыве от текущих проблем предприятий. Однако для руководителя любого предприятия вопрос о вхождении в электронный бизнес — это всего лишь одна задача из множества решаемых им. И для него зачастую остается неясным, насколько этот самый электронный бизнес актуален для его предприятия, страдающего от непомерных налогов, неплатежей, высоких железнодорожных тарифов и многих других текущих проблем. Речь не о том, нужны ли веб-сайты компаниям, а о том, не превратится ли предоставление услуг через Интернет в модный дорогой аксессуар, требующий отдельного финансирования. Стоит ли эффект от занятий электронным бизнесом тех денег, которые необходимо потратить, чтобы войти в электронный рынок? Эра потребителя Чтобы в этом разобраться, давайте посмотрим, как трансформировались условия ведения бизнеса за последние десятилетия (график 1). Эра массового производства, хорошо изученная всеми нами по трудам Карла Маркса, закончилась в конце 70-х — начале 80-х годов триумфом японских гигантов, который сделал очевидным, что шанс на победу в конкурентной борьбе имеют лишь те производители, которые сумеют обеспечить покупателей недорогими качественными товарами и услугами, сохраняя эффективность производства. Когда рынок заполнился однотипными массовыми товарами, зародилась эра качества, высокая производственная эффективность и качество стали важнейшей заботой практически каждого производителя по всему миру. В результате рынок снова столкнулся с проблемой: если основные показатели качества достигнуты всеми участниками рынка, то в чем может состоять различие между двумя одинаково эффективными конкурирующими предприятиями, которое бы обеспечило одному из них лидерство? Теперь не растерялся потребитель: он желает не просто дешевых (результат эры массового производства) и качественных (результат эры качества) товаров и услуг, но и удовлетворяющих его индивидуальным запросам, к тому же постоянно меняющимся во времени. И решающим фактором конкуренции в эру потребителя стала способность производителей совместить индивидуальные покупательские предпочтения с эффективным производством и системой планирования. Вот тут-то на первое место во всех бизнес-планах вышел Интернет. Всего лишь инструмент для взаимодействия с информационным пространством, но именно он вывел бизнес на новую ступень развития, позволив, с одной стороны, компаниям достичь максимальной аудитории потребителей, а с другой стороны, дав потребителям возможность донести до производителя сведения об их индивидуальных предпочтениях. Теперь любой желающий может через сайт фирмы Nike заказать себе кроссовки желаемого фасона и расцветки с вышитым на них собственным именем, и они обойдутся всего на 10 долларов дороже стандартной пары из магазина. За счет чего это стало возможным? Часовой механизм... Мы неспроста углублялись в историю. Эра качества нашла свое воплощение в технологической инфраструктуре предприятий в виде ERP-систем (Enterprise Resource Planning — система управления ресурсами предприятия), включающих в себя управление закупками, производством, сбытом, складскими запасами и трудовыми ресурсами. Именно эти системы и легли в основу будущей инфраструктуры электронного бизнеса. Планирование загрузки производственных линий современного предприятия (а именно такие предприятия приводят в качестве примеров эффективного использования возможностей электронного бизнеса) осуществляется его ERP-системой автоматически, исходя из параметров (объемы партий, номенклатура продукции, сроки поставки), которые были введены в нее на основе поступающих заказов. Время, необходимое для переналадки оборудования при смене конфигурации выпускаемой продукции, также учитывается ERP-системой при планировании производства и расчете себестоимости продукции. Когда такая система отлажена как часовой механизм, ей практически все равно, вводится ли в нее заказ на 5 тысяч пар типовых кроссовок или на одну пару, особенно если процедуру ввода заказа осуществляет сам клиент через веб-интерфейс. В составе ERP-системы есть процедура расчета себестоимости продукции, она позволяет рассчитать цену товара с учетом всех его компонентов и особенностей доставки уже в процессе приема заказа. Поэтому-то западные компании с таким энтузиазмом принимают электронный бизнес: интегрируя между собой автоматизированные системы, они шаг за шагом исключают наиболее трудоемкие процедуры из цепочек бизнес-процессов. И именно поэтому концепция электронного бизнеса на Западе реально ограничивается разработкой и внедрением интернет-модулей уже имеющихся систем. Приведу реальный пример работающего решения в области электронного бизнеса. Компания, производящая электротехническое оборудование на территории России (принадлежащая, как нетрудно догадаться иностранному промышленному концерну), имеет ERP-систему, отслеживающую достаточность комплектующих на складе. Как только запас тех или иных деталей на складе опускается ниже установленного уровня, система предприятия автоматически формирует заказ, который через интернет-шлюз поступает в ERP-систему иностранного поставщика. Последняя анализирует его, ставит в очередь на исполнение и, исходя из загрузки мощностей и прочих внутренних факторов, формирует для заказчика подтверждение о принятии заказа и планируемом сроке поставки деталей. Это подтверждение опять-таки через интернет-шлюз поступает в ERP-систему компании-заказчика, а она, исходя из планируемой даты и объема поставки, формирует планируемые складские запасы. Эти данные, в свою очередь, используются заказчиком при планировании производства. Безусловно, обмен данными между компаниями сопровождается подписанием реальных контрактов, требуемых нашим законодательством. Но сам процесс закупок при этом полностью автоматизирован и оптимизирован. Подобные схемы с наибольшим эффектом работают при наличии у предприятий полнофункциональных ERP-систем. Разумеется, приведенный пример справедлив только для тех компаний, размер и специфика бизнеса которых предполагает использование ERP в качестве оптимальной системы управления. …или бомба замедленного действия Между тем ERP-системы практически отсутствуют на российских предприятиях: вместо того чтобы решать задачи эры качества и эффективности, проходили уроки плановой экономики, массового дефицита и перманентных финансовых кризисов. Финансовый модуль, которым и по сей день зачастую ограничивается автоматизация наших предприятий, представляет собой лишь одну, причем самую простую, часть системы управления предприятием. Переход предприятий на принципы доминирования качества требует от них очень значительных инвестиций. Но надеяться на то, что, минуя стадию внутренней эффективности, можно перейти сразу к электронному бизнесу, просто наивно. Вместо снижения издержек, которое должен приносить правильно поставленный электронный бизнес, произойдет лишь их увеличение. Более того, установив работающее решение электронного бизнеса на предприятии, не внедрившем ERP-системы и, как следствие, не имеющем порядка в данных о производственных ресурсах и складских запасах, вы добьетесь эффекта прямо противоположного желаемому: покупатели лишь убедятся, что предприятие не в состоянии предоставить им информацию по срокам поставки и цене продукции в запрашиваемой конфигурации, поскольку это требует обработки в режиме реального времени данных о запасах сырья, загрузке производственных мощностей другими заказами и текущей себестоимости продукции. Нетрудно предположить, что такой сервис только увеличит неудовлетворенность заказчика. В том, что касается бизнеса, должна быть соблюдена определенная последовательность действий. На графике 2 представлен путь, который должна пройти компания, желающая иметь полноценный электронный бизнес. Этот путь делится на два этапа, каждый из которых состоит из нескольких стадий. Каждая стадия может рассматриваться и решаться как отдельная задача. Смысл первого этапа был детально описан выше. Но надо отметить, что хотя продолжительность и стоимость первого этапа во много раз выше, чем второго, не пройдя весь путь последовательно, невозможно четко сформулировать условия успеха каждой последующей стадии, а тем более добиться той эффективности электронного бизнеса, которую демонстрирует мировая практика.
График 2. Этапы трансформации технологической структуры предприятия Понятно, что трансформация бизнес-процессов куда более многогранна, чем процесс внедрения новых технологий. Но внедрение ERP-систем потому и поставлено во главу угла, что позволяет фундаментально перестроить (читай — оптимизировать) бизнес-процессы внутри компании. Как только это сделано — можно думать о перестройке процессов взаимодействия с поставщиками и клиентами. Красота, логика и бизнес Вы никогда не будете успешны в бизнесе, если не имеете четкого понимания того, что именно ценит ваш клиент и за что он готов платить. А между двумя этими вещами иногда пролегает целая пропасть. Слишком много компаний принимали решение о выходе в Интернет, не имея фактических знаний о потребностях и поведении потребителей, совершенно не учитывая состояния рынка и конкуренции. Они полагали, что если успешно действуют в некоторой области бизнеса или просто имеют оригинальную концепцию, то, выйдя в Интернет, автоматически получат прибыльный рынок. Но подобный подход себя не оправдывает, красота и логика идеи ровным счетом ничего не значат с точки зрения ее бизнес-перспектив. Прежде чем принимать решение об инвестировании в электронный бизнес, нужно задуматься о том, какие потребности реального бизнеса толкают вас в Интернет. Соответственно, и оценка эффективности интернет-проектов должна быть направлена прежде всего на анализ тех выгод, которые получит бизнес, и, соответственно, на организацию проекта таким образом, чтобы максимизировать эту выгоду, а не статистику посещений сайта. Ведь для интернет-магазина, как и для его обычного собрата, важны покупатели, а не толпы бездельников, глазеющих на витрины. Именно с этой точки зрения стоит оценивать перспективность инвестиций в электронный бизнес. Причем делать это нужно на стадии формулирования стратегии проекта, ведь именно на этой стадии и делается большинство ошибок и просчетов. А это приводит не только к неизбежной потере времени и денег, но и к глубоким разочарованиям в эффективности электронного бизнеса. То, что за электронным бизнесом будущее, очевидно. Но создать know-how, объединяющее возможности новых технологий с глубоким пониманием сильных сторон и существа вашего бизнеса, можно лишь вооружившись грамотной стратегией развития информационных технологий и электронного бизнеса в частности. Учиться на собственных ошибках — непозволительная роскошь для тех, кто не хочет и в самом деле очутиться за «бортом конкурентной борьбы». Зачет Уверены ли вы, что внутренняя эффективность вашей компании уже достигла предела? Не выгоднее ли вложить средства в реорганизацию внутренних бизнес-процессов или, в конце концов, решиться на покупку и внедрение ERP-системы? Аргументом в пользу Интернета является возможность получить максимальное число заказчиков. Но, заметьте, это потенциальная возможность. Готовы ли вы организационно к обслуживанию клиентов через Интернет? На основании чего вы делаете вывод, что ваши продукты найдут спрос в Интернете? СИСТЕМЫ ERP: Михаил Зырянов (http://www.computerworld.ni). COMPUTERWORLD РОССИЯ, 13 апреля 1999 Скажите, ну какое предприятие не хотело бы приобрести информационную систему, которая позволила бы усовершенствовать многие внутренние процессы, снизить себестоимость продукции, производить ее быстрее и с более высоким качеством, чем раньше, а кроме того, вскрыть новые резервы, качественно улучшить бизнес предприятия и обеспечить ему твердую, устойчивую позицию в это непростое время рыночной конкуренции? С другой стороны, очевидно, что система такого рода не может служить панацеей абсолютно от всех бед и проблем. Система должна обеспечивать совершенно определенные функции. И все же что требуется от «идеальной» информационной системы уровня предприятия? Сразу оговоримся, что мы не будем пытаться объять необъятное и ограничим круг нашего обсуждения корпоративными информационнымисистемами, предназначенными для производственных и промышленных предприятий, причем рассмотрим не все такие системы, а лишь те, которые поддерживают методологию ERP (Enterprise Resource Planning) и обеспечивают не только управление производством и некоторые учетные функции, но и управление людскими, финансовыми ресурсами, производственными проектами, помогают организовать маркетинг, наладить продажи и поддерживают все необходимые предприятию функции логистики. Сразу может возникнуть мысль: но ведь примерно то же самое делают и интегрированные корпоративные информационные системы. Что же выделяет системы класса ERP из всего круга интегрированных систем? Попробуем прояснить эти различия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.131.51 (0.009 с.) |