Развитие личности по А.В.Петровскому, стадии развития личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие личности по А.В.Петровскому, стадии развития личности.



О сновываясь на изложенных выше положениях, А.В.Петровский построил обобщённую модель развития и периодизации становления социально зрелой личности. Согласно этой модели дошкольный и школьный периоды входят в одну «эру восхождения к социальной зрелости», на протяжении которой выделяются три фазы становления личности, её вхождения в социально целое: адаптация, индивидуализация и интеграция. Эра делится на три эпохи: детство (преимущественно адаптация), отрочество(преимущественно интеграция), юность (преимущественно интеграция).Эпохи подразделены на периоды развития личности в конкретной социальной среде. Эпоха детства-наиболее значительная макрофаза развития личности - охватывает три возрастных периода: преддошкольный, дошкольный, младший школьный; эпоха отрочества совпадает с подростковым периодом; эпоха юности лишь частично совпадает с периодом старшего школьного возраста(ранняя юность), выходя за его рамки.

 

При этом выделяются собственно возрастные этапы формирования личности: ранний детский (преддошкольный) возраст (0—3), детсадовское детство (3—7), младший школьный возраст (7—11), средний школьный возраст (11— 15), старший школьный возраст (15—18).

66,социальная группа как фактор и предпосылка развития личности

Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы. Уточним эти понятия.

Социальная среда – это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий.

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия "личность", "индивид", "индивидуальность", "человек".

Наиболее общим является понятие "человек" – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора.

Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие "индивид" как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие "личность" как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием "индивидуальность". Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

 

67,предмет и задачи дисциплины психология личности

Объект- личность. Предмет- исследование согласованности индивидуального

функционирования и индивидуальных различий. они отражаются в направлениях:

1)выявление значимых межиндивидуальных различий (тенденции,которые характеризуют человека и отличают от другихлюдей)

2)выявление детерминант

3)раскрытие степени выявления биологических и средовых факторов опосредующих личностный рост

4)Изучение структуры личности, как системы определяющей индивидуальность личности и её развитие

5)мотивы поведения, то, что характеризует личность

6) определение ведущего начала в личности (разворачивание потенциала, процесс выбора в жизненной ситуации, взаимодействие с окружающей средой)

 

68/гуморальная теория типов темперамента гипократа

Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, флегмы (от греч. phlegma - слизь) и желчи. Считалось, что каждая жидкость имеет особое свойство и особое назначение. Свойство крови – теплота, а её назначение – согревать организм. Свойство флегмы – холод и она служит для охлаждения организма. Свойство желтой желчи – сухость. Назначение – поддерживать сухость в организме, «подсушивать» его. Свойство черной желчи – сырость. Она дает возможность поддерживать сырость, влагу в организме. Исходя из этой теории, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален разработал первую типологию темпераментов, которую изложил в известном трактате «De temperamentum» (от лат. temperamentum – соразмерность, правильная мера). Эта первая классификация темпераментов получила название гуморальная.

Гуморальная теория связывала состояния организма с соотношением в нем различных жидкостей, в связи, с чем выде­лялись четыре типа темперамента. Считалось, что если преоблада­ет кровь (лат. «сангвис»), то темперамент будет сангвинистическим, если желчь («холе») — холерическим, если слизь («флегма») — флегматичным, а черная желчь («мелана холе») определяет ме­ланхолический темперамент. Несмотря на то, что эта терминология и описание различ­ных типов темперамента возникли в V в. до н.э. (Гален, Гиппок­рат) они сохранились до нашего времени. При всей наивности объяс­нения феномена темперамента, верно была подмечена такая его особенность, как сочетание в психике человека всех типов темпе­рамента при преобладании одного из них.

Гуморальная (жидкостная) теория темпе­рамента отразила некоторые элементы ис­тинного знания и стала своего рода прооб­разом, моделью современных, более разви­тых представлений о природных предпо­сылках индивидуальных различий. Древ­ние греки не знали и не могли знать всего богатства природных характеристик чело­века: строения его мозга, свойств нервной системы и т. д. Однако, исходя из представ­лений о целостности и единстве организма, они гениально предвидели возможную связь между свойствами организма и свой­ствами психики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.011 с.)