Психические расстройства и психопатология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психические расстройства и психопатология



Даже самый психически здоровый человек иногда сталкивается с переживанием, которое угрожает его Я-концепции, и бывает вынужден ложно истолковать или отрицать переживание. Аналогично, большинство людей обладают адекватной защитой, позволяющей справляться с умеренным уровнем тревоги и поступать так, чтобы свести ее к минимуму. Однако, когда переживания совершенно не согласуются с Я-структурой, или когда несогласующиеся переживания часто встречаются, человек испытывает сильную тревогу, которая может серьезно нарушить повседневный порядок. Человека в таком состоянии обычно называют «невротиком». В подобных случаях уровень внутреннего дискомфорта человека таков, что он, вероятно, нуждается в помощи психотерапевта. Тем не менее, защита невротика все же отчасти может предотвратить символизацию угрожающих переживаний в сознании. В результате Я-структура невротика остается почти невредимой, однако такой человек не может сознательно оценить неустойчивость своего состояния; он очень уязвим в психологическом смысле.

По Роджерсу, если между «Я» и текущими переживаниями существует значительное несоответствие, то защита «Я» может стать неэффективной. В таком «беззащитном» состоянии несоответствующие переживания точно символизируются в сознании, и Я-концепция человека разрушается. Таким образом, личностные расстройства и психопатология появляются, когда «Я» не может защитить себя от натиска угрожающих переживаний. Людей с такими расстройствами обычно называют «психотиками». Их поведение для объективного наблюдателя кажется странным, нелогичным или «безумным». Роджерс полагал, что психотическое поведение часто соответствует отрицаемым аспектам переживания, а не Я-концепции. Например, человек, который строго контролирует агрессивные импульсы, отрицая, что они являются частью его Я-образа, может вести себя явно угрожающе по отношению к тем, с кем сталкивается в реальности в психотическом состоянии. Иррациональное и саморазрушительное поведение часто связано с психозом.

Роджерс предположил, что личностные расстройства могут проявляться либо неожиданно, либо постепенно на протяжении большого периода времени. В любом случае, как только появляется серьезное несоответствие между «Я» и переживанием, защита человека перестает работать адекватно, и ранее целостная Я-структура разрушается. Когда это происходит, человек становится крайне уязвимым для тревоги и угрозы и ведет себя непонятно не только для других, но и для самого себя. Фактически Роджерс считал расстройства поведения результатом несоответствия между «Я» и переживанием. Значительность несоответствия между осознанным «Я» и переживанием определяет тяжесть психологической дезадаптации.

 

 

36.Основные характеристики полноценно функционирующего человека по Роджерсу

«Полноценно функционирующий» — термин, используемый Роджерсом, для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Роджерс установил 5 основных личностных характеристик, общих для полноценно функционирующих людей.

1. Первая и главная характеристика— это открытость переживанию. Открытость переживанию полярно противоположна беззащитности. Люди, полностью открытые переживанию, способны слушать себя, чувствовать всю сферу висцеральных, сенсорных, эмоциональных и когнитивных переживаний в себе, не испытывая угрозы. Они тонко осознают свои самые глубокие мысли и чувства; они не пытаются подавить их; часто действуют в соответствии с ними; и даже действуя не в соответствии с ними, они способны осознать их. Фактически все переживания, будь то внутренние или внешние, точно символизированы в их сознании, не искажаясь и не отрицаясь. Для полноценно функционирующего человека нет внутреннего переживания или эмоции, которые угрожали бы ощущению собственной правоты — он действительно открыт для всех возможностей.

2. Вторая характеристика — экзистенциальный образ жизни. Это тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент существования, так чтобы каждое переживание воспринималось как свежее и уникальное, отличное от того, что было ранее. Таким образом, согласно Роджерсу, то, чем человек является или каким он будет в следующий момент, проистекает из данного момента, независимо от прежних ожиданий. Экзистенциальный образ жизни предполагает, что скорее «Я» человека и его личность проистекают из переживания, а не переживание преобразовывается, чтобы соответствовать какой-то заранее заданной жесткой Я-структуре. Следовательно, люди, живущие хорошей жизнью, гибки, адаптивны, терпимы и непосредственны. Они открывают структуру своего опыта в процессе его переживания.

3. Третьей отличительной чертой полноценно функционирующего человека является то, что Роджерс назвал организмическим доверием. Организмическое доверие, означает способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения.

4. Четвертой характеристикой является эмпирическая свобода. он считал, что полноценно функционирующие люди в состоянии делать свободный выбор, и что бы ни случилось с ними, это зависит исключительно от них самих. Основываясь на этом чувстве свободы и силы, полноценно функционирующий человек имеет множество возможностей выбора в жизни и ощущает себя способным сделать практически все, что он хочет делать!

5. Последняя характеристика— креативность. Для Роджерса продукты творчества (идеи, проекты, действия) и творческий образ жизни появляются у человека, который живет хорошей жизнью. Творческие люди стремятся жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время, удовлетворяя собственные самые глубокие потребности. Они способны творчески, гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружения. Однако, добавляет Роджерс, такие люди не обязательно полностью приспособлены к культуре и, почти, несомненно, не являются конформистами. Их связь с обществом можно выразить так: они являются членами общества и его продуктами, но не его пленниками.

Роджерс пытался объединить эти качества полноценно функционирующего человека в целостную картину, когда писал: «Хорошая жизнь включает в себя более широкую сферу, большую ценность, чем ограниченный образ жизни, который ведет большинство из нас. Быть частью этого процесса значит погрузиться в часто пугающее и часто удовлетворяющее переживание более осознанного образа жизни с большим диапазоном, большим разнообразием, большим богатством.

Очевидно, что Роджерс, хотел, чтобы человек обращал взор к тому, чем он может быть. По Роджерсу, это означает жить насыщенно, полностью осознанно, полностью ощущать человеческое бытие — короче, «полноценно функционировать».

 

37.Типологизация личностей в психологии. Критерии типологизации

. При типологическом подходе исходят из положения, что тип личности является целостным образованием, не сводимым к комбинации отдельных личностных факторов (черт). Его содержание раскрывается описанием типичного или усредненного представителя группы лиц, относимых к данному типу. Например, такой тип личности, как «авторитарная личность», — конгломерат по крайней мере четырех факторов личности, не сводящийся к одному из них —

доминантности. Одно из самых разительных отличий авторитарности от доминантности заключается в том, что авторитарная личность угнетает находящихся на более низкой ступени и раболепствует перед вышестоящими, в то время как доминантная личность является лидером для занимающих более низкое положение и борется за более высокое положение.

Американский психолог Хорни в зависимости от отношения к общению с другими людьми выделила три психологических типа личности.

«Привязчивый тип» — человек обладает повышенной потребностью в общении, для него важнее всего быть любимым, уважаемым, чтобы кто-то о нем заботился, — такой человек подходит к оценке другого человека с вопросом: «Будет ли он меня любить, заботиться?»

«Агрессивный тип» — характерно отношение к другим людям как к средству достижения своих целей — такие люди стремятся доминировать, не терпят возражений, рассматривают другого человека с такой точки зрения: «Будет ли он мне полезен?»

«Отчужденный тип» — для таких людей необходима определенная эмоциональная дистанция с другими людьми, т. к. они рассматривают общение как неизбежное зло, не склонны участвовать в групповой деятельности и считают, что признание им должно быть обеспечено уже в силу их достоинств; встречаясь с другими людьми, они втайне задают себе вопрос: «Оставит ли он меня в покое?»

В зависимости от соотношения поведения и внутренних мотивов человека выделяют три типа личности (Норакидзе):

• гармоническая личность — нет конфликтов между поведением и внутренними мотивами: желания, моральные принципы, чувство долга и реальное поведение человека гармонично сочетаются друг с другом, имеют социальную направленность и адекватность;

• конфликтная, противоречивая личность — присущ разлад между поведением и мотивами, т. е. действия противоречат желаниям;

• импульсивная личность — поступает только по своему желанию либо, если у человека нет ярко выраженных желаний, то он поступает в соответствии с воздействиями извне, — «человек-флюгер», который действует в соответствии с ближайшей ситуацией, хотя и может маскировать свою несостоятельность деловитостью, демократической коллегиальностью.

Представители когнитивной психологии рассматривают личность как систему индивидуальных конструктов, и каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события. Два человека, будь они даже идентичными близнецами или имей схожие взгляды, обращаются к событию и интерпретируют его по-разному. Каждый человек понимает действительность с «колокольни» своего уникального личностного конструкта. Разница между людьми состоит в том, что они интерпретируют события под разными углами зрения. Человек пытается объяснить действительность, чтобы научиться предвосхищать события, влияющие на его жизнь, т. е. люди смотрят на настоящее так, чтобы предвидеть будущее с помощью уникальной системы своих личностных конструктов. И поведение человека определяется тем, как он прогнозирует будущие события.

Келли считал, что система конструктов каждого человека уникальна и люди расходятся во взглядах, потому что каждый действует в пределах своей системы конструктов. В связи с этим проблема выделения типологии личности рассматривается как малоактуальная.

 

38.Типы высшей нервной деятельности по Павлову

Решающий сдвиг в понимании основы темперамента произошел в начале 30-х гг. ХХ в., благодаря рабо­там И. П. Павлова (И. П. Павлов, 1951). Он впер­вые высказал мысль о том, что в основе темперамента лежат не свойства жидко­стей или телесных тканей, а особенности функционирования нервной системы.

В учении И. П. Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяются три основных свойства нервной системы — сила, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов. Силу возбуждения и силу торможения ученый считал двумя независимыми свойствами нервной системы. И.П. Павлов однозначно связывал свой­ства нервной системы — комбинацию силы, уравновешенности и подвижности — с тем или иным типом темперамента.

Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций.

Говоря об уравновешенности нервных процессов, И. П. Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов определяет, является ли дан­ный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.

Третье свойство нервной системы — подвижность возбудительного и тормозного процессов — проявляется в быстроте перехода одного процесса в другой. Подвижность нервных процессов про­является в способности к изменению поведения в соответствии с меняющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к друго­му, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Противопо­ложностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.

Выделенные И. П. Павловым свойства нервных процессов образуют различные комбинации, которые и определяют тип не­рвной системы. Четыре основных типичных их сочетания представлены в виде четырех типов высшей нервной деятельности:

o сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник);

o сильный, уравновешенный, инертный (флегматик);

o сильный, неуравнове­шенный (холерик);

o слабый (меланхолик).

Данные типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характерис­тикам соответствуют четырем классическим типам темперамента.

 

39,Типология личностей Кречмера

Э. Кречмер выделял четыре конституциональных типа: лептосоматик, атлетик, пикник и диспластик.

Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, вы­соким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, ноги длин­ные и худые.

Атлетик — человек с развитой мускулатурой, крепким тело­сложением, характерен высокий или средний рост, широкие пле­чи, узкие бедра.

Пикник — человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплыв­шимся туловищем с большим животом и круглой головой на ко­роткой шее.

Диспластики — люди с бесформенным, неправильным строе­нием тела. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, не­пропорциональное телосложение).

С первыми тремя типами строения тела Э. Кречмер соотнес три выделенных им типа темперамента, которым он дал следующие наименования: шизотимик, иксотимик и циклотимик.

Шизотимик, имеющий лептосоматическое (астеническое) телосложение, замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к новой обстановке.

В отличие от него, иксотимик, обладающий ат­летическим телосложением, проявляет себя как спокойный, ма­ловпечатлительный человек со сдержанными мимикой и жеста­ми, с невысокой гибкостью мышления. Он часто характеризуется мелочностью.

У циклотимика, который обладает пикническим те­лосложением, эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.

 

40.Соматотипы У.Шелдона их характеристика

У. Г. Шелдон своими работами в 40-х годах нашего столетия продолжил исследование связей между строением тела и характера, начатые Э. Кречмером. Его подход отличают следующие два нововведения.

Первое из них состоит в том, что в отличие от Э. Кречмера исходным для него понятием является не тип как совокупность физических и психологических черт, а компонента телосложения. Шелдон выделил три первичных компоненты телосложения. Их он назвал по имени зародышевых листков – эндо-морфный или внутренний зародышевый листок, мезоморфный – средний зародышевый листок и эктоморфный – внешний зародышевый листок. Из первого развиваются кости, мышцы, сердце, кровеносные сосуды. Люди, отнесенные Шелдоном к этому типу, характеризуются общей сферической формой, наличием большого живота, большого количества жира на плечах и бедрах, крупными внутренними органами, круглой головой, вялыми руками и ногами, неразвитыми руками и ногами.

Из мезоморфного листка развиваются внутренние органы. Для лиц.этого типа характерны широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги, массивная голова, незначительное количество подкожного жира.

Из эктодермы развиваются нервная система и мозг, рецепторный аппарат. Поэтому для людей этого типа характерны тонкие и длинные руки и ноги, узкая грудная клетка, неразвитая мускулатура, отсутствие подкожного жирового слоя, вытянутое лицо с высоким лбом, хорошо развитая нервная система.

Уже при первом сопоставлении типологии У. Шелдона с типологией Э. Кречмера очевидны совпадения между эндоморфами и пикниками, атлетами и мезоморфами, эктоморфами и астениками.

Другое нововведение Шелдона состояло в количественной оценке каждого компонента в каждом конкретном человеке. В свое время необходимость этого осознавал и Кречмер, когда в рамках каждого типа темперамента он выделял три подтипа. Шелдон довел эту идею до логического конца, предложив процедуру субъективного шкалирования по семибалльной шкале, где 1 представляла абсолютный минимум выраженности данного компонента, а 7 – абсолютный максимум. Например, индивид, соматотип которого оценивался как 4-6-1, имеет примерно среднюю степень эндоморфии, высокую степень мезоморфии и полное отсутствие эктоморфии.

Изучив особенности темперамента и личности лиц, отнесенных к тому или иному соматотипу, Шелдон установил значимые связи между теми или иными компонентами телосложения и «первичными компонентами темперамента» (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение соматотипа и темперамента по У. Шелдону

Соматотип Эндоморфия Мезоморфия Эктоморфия
Тип темперамента Висцеротония Соматотония Церебротония

Каждый тип темперамента характеризовался 20 чертами (см. табл. 2). При этом каждая черта оценивалась по 7-ми балльной шкале, что, в конечном счете, позволяло оценить темперамент с помощью количественного индекса (по аналогии с индексом соматотипа). Так индекс крайнего висцеротоника составил 7-1-1, крайнего соматотоника – 1-7-1, а крайнего церебротоника – 1-1-7.

Таблица 2

Шкала темперамента по У. Г. Шелдону

Висцеротония Соматотония Церебротония  
1. Расслабленность в осанке и движениях 1. Уверенность в осанке и движениях 1. Сдержанность манер и движений  
2. Любовь к комфорту 2. Любовь к физическим нагрузкам и приключениям 2. Чрезмерная физиологическая реактивность  
Висцеротония Соматотония Церебротония
3. Замедленные реакции 3. Энергичность 3. Повышенная скорость реакции
4. Любовь к пище 4. Потребность в движениях и удовольствие от них 4. Склонность к уединению
5. Социализация пищевой потребности 5. Потребность в доминировании 5. Склонность к рассуждениям, повышенный уровень внимания
6. Удовольствие от пищеварения 6. Склонность к риску 6. Скрытность чувств, эмоциональная сдержанность
7. Любовь к компаниям, дружеским излияниям 7. Решительные манеры 7. Беспокойные движения глаз и лица. Самоконтроль мимики.
8. Социофилия (склонность к общественной жизни) 8. Храбрость 8. Социофобия (страх перед общественными контактами)
9. Приветливость со всеми 9. Агрессивность 9. Затруднения в установлении социальных контактов
10. Жажда похвалы и одобрения 10. Эмоциональная черствость, психологическая нечувствительность 10. Трудность приобретения новых привычек, избегание стандартных действий.
11 Ориентация на других людей 11 Клаустрофобия (боязнь замкнутых помещений) 11 Агорафобия (боязнь открытого пространства)
12. Эмоциональная стабильность 12.Отсутствие жалости и такта 12. Непредсказуемость поведения
13. Терпимость 13. Громкий голос 13. Тихий голос, боязнь вызвать шум
14. Безмятежная удовлетворенность 14. Спартанское безразличие к боли 14. Чрезмерная чувствительность к боли
15. Глубокий сон 15. Шумное поведение 16. Плохой сон, хроническая усталость
Висцеротония Соматотония Церебротония  
16.Отсутствие взрывных эмоций и поступков 16. Внешний вид соответствует более пожилому возрасту 16.Юношеская живость манер и внешнего облика  
17.Легкость в общении и выражении чувств 17.Объективное мышление, направленное вовне. Скрытность в чувствах и эмоциях 17.Концентрированное, скрытное и субъективное мышление  
18. Общительность и мягкость в состоянии опьянения 18. Агрессивность и настойчивость в состоянии опьянения 18. Устойчивость к действию алкоголя и других депрессантов  
19. Потребность в людях в тяжелую минуту 19. Потребность в действиях в тяжелую минуту 19. Потребность в уединении в тяжелую минуту  
20. Ориентация на детей и семью 20. Ориентация на юношеские цели и занятия 20. Ориентация на поздние периоды жизни  
                 

 

Завершая краткую характеристику конституциональных свойств, отметим еще одно важное следствие. Показано, что есть определенная связь между соматотипом и предрасположенностью человека к некоторым заболеваниям. Например, установлено, что некоторые конституциональные различия предшествуют возникновению туберкулеза легких. Как правило, эта болезнь характерна для людей с небольшим весом по отношению к росту (астенический или эктоморфный тип).

Инфаркт миокарда чаще встречается у людей с большим весом по отношению к росту (пикнический или эндоморфный тип). Но особенно ярко проявляется связь между типом телосложения и психическими заболеваниями, о чем говорилось выше.

Конституциональный подход, активно заявивший о себе в 20-40-е годы нашего столетия, тем не менее, не позволил вскрыть глубинные основания и связи, объясняющие взаимосвязь психических и соматических (телесных) свойств и тот или иной вид темперамента. Поэтому, не отвергая достижения этого подхода, следует рассмотреть и другие генотипические основания психических свойств. Таковым следует назвать нейродинамику человека.

 

41.Основные характеристика человека как индивида

Говоря о человеке, мы имеем в виду три значения этого слова: человек как биологический вид Homo sapiens, человек как индивид, и человек как социально организованное человечество. Поскольку предметом наших рассуждений является личность, для нас важен аспект понимания человека как индивида с точки зрения социально-биологических отношений.

Понятие человека выражает общие родовые черты, присущие человеческому индивиду, указывает на его принадлежность к человеческому роду. В понятии «человек» фиксируются общие, родовые признаки – биологическая организация сознания, язык, труд. Оно, т.о., дает самую общую и поэтому абстрактную характеристику индивида.

Понятие индивида обозначает человека как единичного представителя человеческого рода, принадлежащего одновременно и природе и обществу, что фиксируется соответственно понятиями «организм» и «личность». Если первое из них выражает совокупность биологических свойств человека, то второе характеризует его социальный облик. Б.Г.Ананьев в своей концепции личности для теоретического описания человеческого индивида выдвинул следующую систему понятий:

индивид – личность (человек как субъект деятельности и познания) – индивидуальность. «Индивид – совокупность в основном биологических свойств человека; личность –социальная и психологическая характеристика человека: человек как субъект деятельности и познания – совокупность её познавательных и праксеологических особенностей; индивидуальность – синтез всех сторон индивида»

Ананьев для целостного описания понятия индивида стремится отразить единство социальной и биологической природы человека. Индивид есть обозначение отдельного человека, независимо от того желаем ли мы иметь в виду его как биологическое или как социальное существо. Для обозначения его биологической природы используется понятие «организм», которое должно охватить системное единство признаков, характеризующих человека как биологическое существо.Согласно существующим определениям «Индивид – единичный отдельно фиксированный, тем или иным способом выделенный ограниченный предмет, отдельная обособленная сущность или существо, особь, каждый самостоятельно существующий живой организм, отдельная человеческая личность в отличие от человеческих коллективов».

Понятие «человеческий индивид обозначает лишь принадлежность к человеческому роду как некая совокупность биологических свойств человека и не включает конкретных социальных или психологических характеристик». На уровне единичности мы имеем дело с понятием индивида, которое характеризует вещи как экземпляры рода. Так, говорят о «социальном индивиде», «биологическом индивиде» как о некоторых единицах реальности. Это понятие является абстрактным и не показывает, каким образом существуют конкретные индивиды. Безличность – это характеристика индивида, безразличного для других людей, человека, чье присутствие или отсутствие ничего не меняет в их жизни, не преобразует их поведение, не обогащает и не обездоливает их, и тем самым лишает его самого личности.

Индивид – это, прежде всего, генотипическое (наследственное) образование, продукт филогенеза. Но индивид является не только образованием генотипическим; его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезе, прижизненно. Поэтому в характеристику индивида входят также свойства и их интеграции, складывающиеся онтогенетически.

Онтогенез – процесс развития индивидуального организма; весь цикл индивидуального развития человека от рождения до смерти.

Филогенез – 1) процесс возникновения, исторического развития и эволюции психики и поведения животных и человека; 2) процесс возникновения эволюции форм сознания в ходе истории человечества.

Но вместе с биологической сущностью, индивид есть и общественное существо. Как общественное существо, с одной стороны, он представляет скрещивание многообразных социальных компонентов, а с другой стороны – бытие своеобразного, уникального существа человеческой организации.

Таким образом, понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенность отдельного субъекта, единичного природного существа, продукта длительного развития, носителя индивидуально-своеобразных черт. Индивид представляет собой как биологическую, так и социальную сущность человека. В своем развитии он проходит филогенетический, онтогенетический и социальный этапы развития. Социальная программа развития индивида характеризует его как общественное существо и составляет личностный компонент развития индивида.

Человек рождается как существо социально-генетическое и его индивидные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни в обществе.

Эти «индивидные свойства» (термин введен Б.Г.Ананьевым) на ранних этапах онтогенеза не представляют собой биологическую базу или фактор, который предопределяет развитие личности в ходе совместной деятельности, а выступает как «безличная предпосылка» развития личности, претерпевающая в процессе жизненного пути личности некоторые изменения.

Безусловно, индивидные свойства человека, преобразуясь в ходе жизни в обществе, являются условием развития личности.

Индивидные свойства являются предметом исследований дифференциальной

психофизиологии, психогенетики, нейропсихологии, психосоматики.

Индивидные свойства подразделяются на 2 больших класса:

1 класс – класс возрастно-половых свойств, расчленяется на две подгруппы:

возрастные стадии онтогенетической эволюции индивида;

онтогенез полового диморфизм

2 класс – класс первичных индивидуально-типических свойств, расчленяется на три подгруппы:

конституциональные особенности индивида (телосложение и биохимические свойства индивида);

нейродинамические свойства человека:

особенности индивида, связанные с функциональной ассиметрией больших полушарий.

 

42.А.Асмолов:социально-исторический образ жизни как важнейшая детерминанта личностного развития, уровни системообразующих качеств личности

Индивидные свойства личности – это предпосылки развития личности, человек рождается как существо социально-генетическое, и его индивидные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни общества. Эти «индивидные свойства» на ранних этапах онтогенеза не представляют собой биологическую базу или фактор, который предопределяет развитие личности в ходе совместной деятельности, а выступают как безличная предпосылка развития личности. В месте с тем, индивидные предпосылки человека, преобразуясь в ходе его жизни в обществе, являются условием развития личности.

Социальная среда как условие развитие личности.

Личность получает свою содержательную характеристику через систему общественных функций-ролей, которые усваиваются в процессе социализации. В социальной психологии личность описывается через систему ролей. В ряде общественных наук личность характеризуется как представитель той или иной социальной группы, класса или иного социального целого. В процессе развития личности происходит усвоение социально-исторического опыта или социально-исторического образа жизни – как совокупности типичных для данного общества, социальной группы или индивида видов жизнедеятельности, которые берутся в единстве с условиями жизни данной общности или индивида. В психологии в сходном смысле употребляется понятие «социальная ситуация развития», введенное Л.Выготским. Через данное понятие он подчеркивал,что среда представляет собой условие осуществление деятельности человека и источник развития личности, а не просто фактор, непосредственно детерминирующий поведение личности. Она представляет собой именно условие осуществления деятельности человека и источник развития личности.

Говоря о социальной среде как условии развития личности, Асмолов подчеркивает, что она детерминирует развитие личности с того момента, когда ребенок начинает соприкасаться с предметной действительностью в процессе совместной деятельности с другими людьми. Проникновение в мир культуры и общественной практики происходит в результате процесса социализации ребенка. Социализация происходит посредством усвоения различных социальных ролей, формирования социального характера, развития способностей ребенка.

В то же время в процессе социализации личности всегда есть процесс индивидуализации личности. В реальности личность не скована рамками заданных социальных ролей. В механизме социализации необходимо выделить три грани:

индивидуализация – переход от социальной коллективной деятельности к индивидуальным формам деятельности; интимизация – переход от «мы» к «я», отражающий процесс становления самопознания личности; интериоризация (по Выготскому) – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Совместная деятельность как движущая сила развития личности.

Усвоение социально-исторического опыта происходит также непосредственно в

предметной деятельности человека. Именно деятельность, реализующая объективные общественные отношения человека в мире, представляет собой субстанцию личности, её индивидуального сознания. Свойства индивида преобразуются в деятельности и вносят свой вклад в развитие личности. Деятельность – это важнейшая форма проявления активного отношения человека к окружающей действительности (Костюк Г.). Деятельность может быть определена взаимодействием человека со средой, в которой человек осуществляет сознательно поставленную цель.

В деятельностном подходе раскрывается то, что анализ системы деятельностей,

реализующих жизнь человека в обществе, приводит к раскрытию такого многоуровневого

системного образования как личность.

 

43.темперамент и его характеристика

Хорошо известно, что люди отличаются друг от друга не только уровнем достижений, свойствами личности или интеллекта, но и способами выражения своих эмоций и чувств, разными способами общения и поведения, наконец, разными приемами мыслительной деятельности. Конечно, на эти различия оказывают влияние конституциональные и нейродинамические свойства человека. Квинтэссенция же этих различий заключена в темпераменте человека.

Темперамент – это биологический полюс интеграции психологических свойств. Он интегрирован в структуру личности и, как говорил Б. Г. Ананьев, является ее природной основой. Об этом говорят факты влияния свойств темперамента наформирование личности. Например, чувствительность к критическим жизненным событиям, само определение человеком события как критического связано с такими свойствами темперамента как тревожность, активность, эргичность. С другой стороны, и свойства личности оказывают влияние на темперамент. Например, темпераментные различия между людьми проявляются при активном отношении человека к ситуации. Особенно ярко различия в темпераментах проявляются в экстремальных ситуациях, когда действует сильный мотив, и требуется предельное напряжение сил и быстрое изменение способов деятельности.

Темперамент, как центральное образование в структуре психодинамики, определяет формально-динамическую, процессуальную сторону психики человека и при его характеристике он отвечает на вопрос «как». Таким образом, темперамент характеризует человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, – т. е. всего того, что составляет динамику психических процессов и состояний. Следовательно, темперамент характеризует не уровень достижений человека (люди разного темперамента могут добиться одинаково высоких достижений), а способ достижений. Именно эта характеристика темперамента тесным образом связывает темперамент с задатками, поскольку обе они характеризуют динамическую сторону психической деятельности. Темперамент–это неспецифическая характеристика психической деятельности, поскольку он проявляет себя во всех ее сферах: эмоциональной, познавательной, волевой.

О ТИПАХ ТЕМПЕРАМЕНТА

При характеристике нейродинамических свойств индивида уже говорилось об известных еще со времен Гиппократа типах темперамента. Однако наряду с этими хорошо известными типами существуют и другие, может быть менее известные, но весьма примечательные типологии.

Авторами одной из них являются голландские психологи Г. Хейманс и Е. Вирсма. Разработав специальный опросник, содержащий 90 вопросов, они исследовали 2500 взрослых и детей, в результате чего сумели выделить три биполярные характеристики темперамента.

Эмоциональность – отсутствие эмоциональности, характеризующее частоту и силу эмоциональных реакций человека.

Активность – пассивность (в труде, учебе, досуге).

Первичность – вторичностъ. Люди с развитой первичной функцией сильно и немедленно реагируют на стимулы внешней среды, причем эффект этих реакций быстро угасает. У людей с выраженной вторичной функцией первоначальная реакция на раздражитель слабая, а эффект в дальнейшем усиливаетс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.196.27 (0.067 с.)