Различные переводы ног из позиции в позицию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различные переводы ног из позиции в позицию



НЗО

Часть первая содержит материал

первого и второго года обучения

по программе Народно-сценического танца

для хореографических училищ

Народно-сценический танец. Ч. 1-я. Учеб.-метод. пособие для средних спец. и высших учебных заве­дений искусств и культуры. М., «Искусство», 1976.

224 с. с ил. (Моск. ордена Трудового Красного Знамени академ. хореогр. училище).

Перед загл. авт.: К. Зацепина, А. Климов, К. Рихтер [и др.]

Настоящая книга является первой частью методического пособия по народно-сценическому танцу. В ней дается практическое руководство для работы с учащимися по программе народно-сценического танца. В первом выпуске пособия авторами разбираются белорусский, рус­ский, таджикский, польский и венгерский народные танцы и поль­ский, венгерский, итальянский и испанский сценические танцы. Дает­ся подробная раскладка танцев по движениям, рисунки.

Н 80105-37 4675 792.5

025(01)-76

© Издательство «Искусство», 1976 г.


ОТ АВТОРОВ

Авторы предлагаемого учебного пособия поставили перед собой зада­чу дать подробное описание движений, включенных в программу курса «Народно-сценический танец»1, по которой проводятся заня­тия в хореографических училищах.

Как дисциплина народно-сценический танец сформировался в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции. Первую книгу — «Основы характерного танца» А. Лопухова, А. Бочарова и А. Ширяева — можно считать методически разработанной системой преподавания этого предмета. За последние годы вышло много книг по народным танцам, что также способствовало развитию этого предмета. Это книги таких авторов, как К. Василенко, Д. Двавришвили, Р. Каримова, О. Князева, Ю. Лингис, 3. Славюнас, В. Якелайтис, Н. Надеждина, Л. Ошурко, Т. Ткаченко, Т. Устинова, Ю. Чурко и других.

Ныне действующая программа включает в себя два раздела: народно-сценический (характерный) танец и народный танец. Характерный танец является неотъемлемой частью классического ба­лета и по своей эстетической сущности и по системе координации движений. Его лексика сложилась на основе народных танцев, преоб­разованных по законам классического балета крупнейшими балет­мейстерами XIX и XX веков. Она обогащается и развивается в тес­ной связи с достижениями советских хореографов, с их поисками новых выразительных средств для отображения современности. В связи с этим по мере необходимости пересматривается и расши­ряется материал этого раздела программы.

В раздел народных танцев включены один или два из группы родственных национальных танцев. Так, например, изучение таджикского танца ознакомит учащихся с характером и системой координации движений танцев народов Средней Азии, а изучение армянского и грузинского танцев даст представление о танцевальной культуре и других народов Кавказа.

Предлагаемое пособие охватывает материал первого и второго годов обучения народно-сценическому танцу.

В пособии дается описание характера группы танцев, их специфиче­ских черт и особенностей исполнения.

У каждого народа существует множество танцев. Из огромного арсенала движений отобраны наиболее типичные элементы, из сочетания которых можно составить один или два этюда или небольшой танец.

Движения изучаются по степени трудности — от простых к более

1 «Народно-сценический танец». Программа для хореографических училищ по специальности № 2108 «Артист балета». Утверждено Управлением кадров и учебных заведений Министерства культуры СССР.


сложным как по технике исполнения, так и по стилевым особенностям и эмоциональной насыщенности.

Описание движений дается в чистом виде, вне комбинаций, но в ряде случаев в нескольких разновидностях.

В пособии, в соответствии с программой, предлагается пять открытых позиций, пять свободных, пять прямых и две закрытых позиции. Предлагается семь позиций рук, подготовительное и два основных положения'. Особые, специфические положения рук, свойственные только танцу данного народа, выделены отдельно. При описании некоторых движений, особенно на первом году обуче­ния, дается одно положение рук, корпуса и головы — положение, наи­более удобное для изучения. В дальнейшем педагог, в зависимости от восприятия учащимися данного движения, может усложнять его, добавляя различные положения рук, корпуса и головы. На середине исходное положение дается после предполагаемой подготовки к нача­лу движения (preparation), которое по усмотрению педагога может занимать один или два такта.

На первом и втором годах обучения девочки и мальчики занимаются отдельно и проходят все движения, включенные в программу. Уроки народно-сценического танца строятся из упражнений у станка и на середине зала. Соответственно дается описание движений в по­собии. Исходные положения и направления даются в соответствии со схемой, предложенной А. Я. Вагановой в книге «Основы классиче­ского танца».

Описанию движений предшествует указание музыкального размера, а также предлагаемый характер музыкального сопровождения. Под­бор музыкального материала для ведения уроков народно-сцениче­ского танца играет большую роль. Начиная с простейших движений у станка, музыка должна соответствовать характеру данного движе-

1 Позиции и положения рук и ног предлагаются согласно терминологии, при­нятой на Всесоюзных семинарах по народно-сценическому танцу 1966 и 1971 годов.


ния. Подбирать музыкальный материал рекомендуется также с учетом восприятия его учащимися — от более простого в младших классах к более сложному в старших. Музыкальное сопровождение должно подбираться так, чтобы при выполнении упражнений его не нужно было искусственно ускорять или замедлять.

В тех случаях, когда движение может выполняться на несколько музыкальных размеров, полное его описание дается на один из разме­ров, на другие же приводится в сокращенном виде.. Урок рекомендуется строить таким образом, чтобы количество упраж­нений у станка не превышало семи-восьми, а нагрузка на различные мышцы ног, корпуса и головы была равномерной. Нецелесообразно проходить на одном уроке большое количество эле­ментов различных танцев, так же как и изучать движения лишь од­ного танца. Рекомендуется первоначально отдельно разучить три-пять элементов, из которых в дальнейшем составить небольшую комбинацию, а по мере проработки ее дополнить другими движения­ми и создать более развернутый этюд или танец.

При подготовке данного пособия был использован опыт педагогов народно-сценического танца как Московского академического хорео­графического училища, так и других училищ страны. В работе над пособием авторами были использованы материалы мето­дического кабинета Московского академического хореографического училища по народно-сценическому и отдельным народным танцам, составленные народной артисткой СССР Т. А. Устиновой, народным артистом Таджикской ССР, лауреатом Государственной премии Гафаром Валаматзаде, народной артисткой Таджикской ССР Азизой Ази­мовой, заслуженным деятелем искусств Армянской ССР И. И. Арба­товым, заслуженным деятелем искусств РСФСР А. В. Кузнецовым, Паролем Асолош (Венгрия).

Пособие написано педагогами Московского академического хореогра­фического училища заслуженным работником культуры РСФСР К. С. Зацепиной (испанский сценический танец), народным артистом РСФСР, лауреатом Государственной премии А. А. Климовым (русский танец), Н. М. Толстой (белорусский народный танец, польский сценический и народный танцы), заслуженной артисткой РСФСР Е. К. Фарманянц (итальянский сценический и таджикский народный танцы) и педагогом К. Б. Рихтером (венгерский сценический и народный танцы).

Авторы выражают большую благодарность за помощь в работе над пособием директору Московского академического хореографического училища народной артистке СССР, лауреату Государственной премии С. Н. Головкиной, старшему методисту И. С. Ивлиевой, а также бла­годарят всех приславших свои отзывы и пожелания в процессе под­готовки данного пособия.


УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

В данном пособии при описании движений встречается ряд условных обозначений:

Внутренняя сторона стопы — часть стопы со стороны большого пальца.

Наружная сторона стопы — часть стопы со стороны мизинца.

На наружном ребре стопы — положение, когда стопа кладется на ребро башмака со стороны мизинца; подо­шва отделяется от пола.

 

Сокращенная стопа — стопа, сильно сокращенная в подъеме под прямым углом.

 

На ребре каблука — сокращенная стопа касается пола задним ребром каблука.

 

Скошенная стопа — вытянутая стопа повернута в голеностопном суставе носком внутрь.

 

Скользящий удар — удар в пол всей стопой, каблуком или подушечкой стопы со скольжением всей стопой по полу с последующим откры­ванием ноги на воздух.

Наружное ребро кисти — часть кисти со стороны мизинца. Внутреннее ребро кисти — часть кисти со стороны большого пальца. Поворот кисти в запястье внутрь — поворот в сторону большого пальца.

Поворот кисти в запястье наружу — поворот в сторону мизинца. Поворот наружу соответствует французскому термину en denors. Поворот внутрь соответствует французскому термину en dedans.


Подскок — небольшой, резкий прыжок на всей стопе, на низких или высоких полупальцах.

Соскок — небольшой прыжок со всей стопы, с ребра каблука, с полупальцев на всю стопу.

Закрытое положение ног — ноги повернуты носками вправо или влево, а корпус и бедра направлены вперед. Нога, стоящая спереди, согнутая или вытянутая в колене, может быть поднята на 45° или 90°, или открыта на носок; или поставлена на полупальцы.

Перекрещенное положение — когда одна нога заходит за другую глубже позиции и часто — когда носок одной ноги переходит линию носка другой спереди или сзади.

Корпус от талии наклоняется вперед. Корпус от талии отклоняется назад. Корпус.- от талии наклоняется в сторону.


ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(4-й и 2-й классы)

На первом году обучения, происходит первоначальное знакомство уча­щихся с дисциплиной «Народно-сценический танец». В первом полугодии особое внимание следует уделить постановке ног, корпуса, рук и головы в упражнениях у станка и на середине зала, затем изучаются простейшие движения народного и народно-сцени­ческого танцев, а также упражнения на развитие координации. Во втором полугодии составляются несложные танцевальные комби­нации на 8—16 тактов из двух-трех пройденных движений. В течение первого года изучаются элементы следующих танцев: бе­лорусского народного танца, польского, венгерского и итальянского сценического танцев.

УПРАЖНЕНИЯ У СТАНКА

Позиции ног

Пять открытых

I, II, III, IV, V открытые позиции народно-сценического танца аналогичны пяти позициям классического танца.

2) Пять прямых (рис. 1)

/ прямая — обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп.

// прямая — обе ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от друга.

/// прямая — обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп; каблук одной ноги находится у середины стопы другой.


IV прямая — обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы.

V прямая — обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом; каблук одной ноги соприкасается с носком другой.

3) Пять свободных (рис. 2)

Во всех пяти свободных позициях ноги поставлены так, что стопы находятся в направлении между соответствующими открытыми и прямыми позициями.

4) Две закрытые (рис. 3)

I закрытая — обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе; каблуки разведены в стороны.

II закрытая — обе ноги повернуты внутрь и поставлены друг от друга на расстоянии стопы между носками; каблуки разведены в стороны.

Во всех перечисленных позициях тяжесть корпуса распределена равномерно на обе ноги, ноги в коленях вытянуты.

Поворотами стоп

При переводе ног из одной позиции в другую повороты стоп всегда выполняются обеими ногами одновременно через скользящее движе­ние по полу — носками с опорой на каблуки или каблуками с опорой на подушечки стоп.

Перевод ног из I, II и III открытых в I, II и III прямые позиции выполняется поворотом стоп носками вперед.

Перевод ног из IV и V открытых в IV и V прямые позиции выполняется следующим образом: стопа ноги, стоящей сзади, поворачивается каблуком назад, а стопа ноги, стоящей спереди, — носком вперед. Перевод ног из I, II и III прямых в I, II и III открытые позиции вы­полняется переводом стоп носками в стороны.

Перевод ног из IV и V прямых в IV и V открытые позиции выполняется следующим образом: стопа ноги, стоящей спереди, поворачи-


вается носком в сторону, а стопа ноги, стоящей сзади, — каблуком вперед.

Перевод ног из I и II прямых в I и II закрытые позиции выполняется поворотом стоп каблуками наружу.

Перевод ног из I и II закрытых в I и II прямые позиции — каблуками внутрь.

Перевод ног из I прямой во II открытую позицию выполняется через два поворота: из I прямой в I закрытую — каблуками наружу, затем из I закрытой во II открытую — носками наружу. Ноги или вытянуты в коленях, или, в момент перевода ног в закрытую позицию, делается полуприседание, а затем, в момент перевода ног во II открытую позицию, они вытягиваются в коленях.

Перевод ног из II открытой в I прямую позицию выполняется в обратном порядке.

Позиции и положения рук)

1) Семь позиций (рис. 4)

1-я, 2-я и 3-я позиции аналогичны 1-й, 2-й и 3-й позициям рук классического танца.

4-я позиция — руки согнуты в локтях, кисти лежат на талии: большой палец сзади, четыре других, собранных вместе, спереди. Плечи и локти направлены в стороны по одной прямой линии.

5-я позиция — обе руки скрещены на уровне груди, но не прикасаются к корпусу. Пальцы, собранные вместе, лежат сверху плеча разноименной руки, чуть выше локтя.

6-я позиция — обе руки согнуты в локтях, которые слегка приподняты и направлены в стороны. Указательные и средние пальцы при­касаются к затылку (кончиками пальцев как бы поддерживается го­ловной убор.)


7-я позиция — обе руки согнуты в локтях и заложены за спину на талию. Запястье одной руки лежит на запястье другой; ладони повернуты вверх.

2) Подготовительное и два основных положения (рис. 5) Подготовительное положение — обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу. 1-е положение — обе руки, округлые в локтях, раскрыты в стороны на высоте между подготовительным положением и 2-й позицией: кисти находятся на уровне талии; пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты вверх.

2-е положение — обе руки, округлые в локтях, раскрыты в стороны на высоте между 3-й и 2-й позициями; пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты вверх.

В 1-м и 2-м положениях возможен перевод рук вперед и назад. Уровень рук при этом не изменяется.

Различные положения локтей и кистей рук во всех семи позициях, подготовительном и двух основных положениях придают движению определенную национальную окраску.

Подготовка к началу движения (préparation)

При выполнении большинства движений у станка одна рука лежит на станке, другая находится в 4-й позиции. При выполнении движений лицом к станку обе руки лежат на станке.

Подготовка к началу движения заключается в движении руки, которое выполняется на музыкальное вступление, идущее в темпе и ха­рактере данного музыкального сопровождения. При музыкальном размере 2/4, 3/4 или 6/8 быстрого темпа подготовка к началу движения занимает 2 такта; при музыкальном размере 4/4 или 6/8 медленного темпа — 1 такт.


 




 


Музыкальный размер — 2/4. Движение занимает 2 такта. Исходное положение: одна рука на станке, другая — в подготовитель­ном положении. Голова повернута от станка. Первый такт

Первая четверть — рука из подготовительного положения, округляясь в локте, поднимается перед корпусом, чуть ниже 1-й позиции, и открывается от кисти до локтя в сторону, в 1-е положение; кисть находится на уровне талии. Голова слегка наклоняется вперед и по­ворачивается в сторону открытой руки; взгляд направлен на кисть. Вторая четверть — пауза.

Второй такт

Первая четверть — рука сгибается в локте и, описав небольшой полукруг к 1-й позиции, закрывается в 4-ю. Взгляд следует за дви­жением кисти. Голова при этом слегка наклоняется и в момент окон­чания движения руки поворачивается от станка и поднимается. Вторая четверть — пауза.

При выполнении подготовки к началу движения плечо как при открывании руки в 1-е положение, так и при закрывании ее в 4-ю позицию остается неподвижным.

Музыкальный размер — 3/4. Движение занимает 2 такта.

Первый такт

Первая четверть — рука открывается в 1-е положение.

Вторая и третья четверти — пауза.

Второй такт

Первая четверть — рука закрывается в 4-ю позицию.

Вторая и третья четверти — пауза.

Музыкальный размер — 4/4. Движение занимает 1 такт.

Первая четверть — рука открывается в 1-е положение.

Вторая четверть — пауза.

Третья четверть — рука закрывается в 4-ю позицию.

Четвертая четверть — пауза.

Музыкальный размер — 6/8 медленного темпа.

Движение занимает

1 такт.

Первая и вторая восьмые — рука открывается в 1-е положение.

Третья восьмая — пауза.

Четвертая и пятая восьмые — рука закрывается в 4-ю позицию.

Шестая восьмая — пауза.

Музыкальный размер — 6/8 быстрого темпа. Движение занимает

2 такта.

Первый такт

Первая, вторая и третья восьмые — рука открывается в 1-е положение. Четвертая, пятая и шестая восьмые — пауза.

Второй такт

Первая, вторая и третья восьмые — рука закрывается в 4-ю позицию.

Четвертая, пятая и шестая восьмые — пауза.


В том случае, когда движение ног начинается не из исходной позиции, а из положения ноги, открытой вперед, в сторону или назад, подготов­ка к началу движения заключается не только в движении руки, но и в открывании ноги. Движение ног в этом случае начинается не из исходной позиции, а из открытого положения — вперед, в сторону или назад. Работающая нога открывается скользящим движением по полу на носок или поднимается на 35°, 45° или 90° одновременно с закрыванием руки в 4-ю позицию. В ряде случаев при выполнении движений ног в координации с движе­нием руки открывание руки и ноги происходит одновременно.

Полуприседания (demi-pliés) и полные приседания (grand-pliés)

по I, II, IV и V открытым и прямым позициям.

Музыкальный размер — 2/4, 3/4, 4/4 и 6/8. Музыкальное сопровождение и выполнение движения — в характере белорусского, венгерско­го, польского, испанского или восточных танцев. Исходная позиция ног—I, II, IV или V открытая или прямая. Рука — в 4-й позиции. Голова повернута от станка. Методика выполнения полуприседаний и полных приседаний в народ­но-сценическом танце аналогична методике выполнения demi-pliés и grand-pliés в классическом танце.

Плавные

На музыкальный размер 2/4 или 3/4 плавное полуприседание или пол­ное приседание занимает 2 такта. На музыкальный размер 4/4 или 6/8 медленного темпа — 1 такт.

Резкие

На музыкальный размер 2/4 или 3/4 резкие полуприседания и пол­ные приседания занимают 1 такт и выполняются с акцентом на любую долю такта. На музыкальный размер 4/4 — 1/2 такта. Плавные и резкие полуприседания и полные приседания могут комби­нироваться в различных сочетаниях. При выполнении полуприседа­ний и полных приседаний последовательно по различным позициям используются переводы ног из позиции в позицию, описанные выше (см. стр. 9—10).

Скольжение по ноге

Музыкальный размер — 4/4. Движение занимает 1 такт. Музыкаль­ное сопровождение и выполнение движения — в характере венгер­ского танца.

Исходная позиция ног — V открытая. Рука — в 4-й позиции. Голова повернута от станка.

1) Подготовка к «веревочке» (рис. 16)

Затакт — работающая нога сгибается в колене, резко поднимается, скользя вытянутой стопой по опорной спереди, до колена, и на той же высоте в открытом положении переводится носком назад. Первая четверть. Первая восьмая — работающая нога, скользя по опорной, резко

опускается сзади нее с носка на всю стопу в V открытую позицию.

Ноги в коленях вытянуты. Вторая восьмая — пауза.

Вторая четверть.

Первая восьмая — пауза.

Вторая восьмая — работающая нога сгибается в колене и резко поднимается, скользя вытянутой стопой по опорной сзади, до колена, и на той же высоте в открытом положении переводится носком вперед.

Третья четверть.

Первая восьмая — работающая нога, скользя по опорной, резко


 




 


опускается спереди нее с носка на всю стопу в V открытую позицию. Ноги в коленях вытянуты.

Вторая восьмая — пауза.

Четвертая четверть — пауза.

Веревочка»

Затакт — работающая нога сгибается в колене, резко поднимается, скользя вытянутой стопой по опорной спереди, до колена, и на той же высоте в открытом положении переводится носком назад. Одновременно опорная нога на всей стопе немного проскальзывает по полу вперед. Колено опорной ноги в момент проскальзывания свободно.

Первая четверть.

Первая восьмая — работающая нога, скользя по опорной, резко опускается сзади нее с носка на всю стопу в V открытую позицию. Ноги в коленях вытянуты.

Вторая восьмая — пауза.

Вторая четверть.

Первая восьмая — пауза.

Вторая восьмая — работающая нога сгибается в колене, резко под­нимается, скользя вытянутой стопой по опорной сзади, до колена на той же высоте в открытом положении переводится носком впе­ред. Одновременно опорная нога на всей стопе немного проскаль­зывает по полу назад. Колено опорной ноги в момент проскальзы­вания свободно.

Третья четверть.

Первая восьмая — работающая нога, скользя по опорной, резко опускается спереди нее с носка на всю стопу в V открытую пози­цию. Ноги в коленях вытянуты.

Вторая восьмая — пауза.

Четвертая четверть — пауза.


Резкое

Движение выполняется так же, как плавное, но развертывание работающей ноги и полуприседание на опорной делается резко.

Музыкальный размер - 2/4. Движение выполняется так же, как на музыкальный размер 4/4, только не за 1, а за 2 такта; по мере осво­ения движения оно может выполняться быстрее, то есть на 1 такт.

В прямом положении вперед

Исходная позиция ног — I прямая. Рука — в 4-й позиции. Голова повернута от станка.

Затакт — работающая нога сгибается в колене и в открытом поло­жении с вытянутой стопой поднимается спереди к щиколотке опорной.

Первая четверть.

Первая восьмая — работающая нога резко открывается вперед немно­го ниже 45° в прямое положение. Голова поворачивается прямо.

Вторая восьмая — пауза.

Вторая четверть.

Первая восьмая —' работающая нога резко сгибается в колене и с вытянутой стопой подводится спереди к щиколотке опорной в от­крытое положение. Голова поворачивается от станка.

Вторая восьмая — пауза.

Это движение является подготовительным к цыганскому сценичес­кому танцу (чечетка).

Темп движения следует постепенно увеличивать.


Выстукивания (zapateado) (рис.20)

Музыкальный размер — 2/4 или 3/4. Музыкальное сопровождение и выполнение движения — в характере испанского сценического танца.

Музыкальный размер 2/4. Движение занимает 1 такт.

Исходная позиция ног — I прямая. Рука — в подготовительном положении. Корпус и голова направлены прямо.

Первый такт музыкального вступления

Первая четверть — подъем на высокие полупальцы. Рука откры­вается в 1-е положение.

Вторая четверть — пауза.

Второй такт музыкального вступления

Первая четверть — полуприседание на обеих ногах на высоких полупальцах. Рука закрывается в 4-ю позицию. Голова поворачи­вается от станка. Корпус слегка отклоняется назад.

Вторая четверть.

Первая восьмая — пауза.

Затакт (вторая восьмая) — правая нога с «сокращенной» стопой отделяется от пола и поднимается до щиколотки левой.

Первая четверть.

Первая восьмая — правая нога, ударяет полупальцами в пол по I прямой позиции.

Вторая восьмая — левая нога отделяется от пола с «сокращенной» стопой и поднимается до щиколотки правой.

Вторая четверть.

Первая восьмая — левая нога с «сокращенной» стопой ударяет реб­ром каблука по полу у середины стопы правой.

Вторая восьмая — левая нога отделяется от пола и с «сокращенной» стопой поднимается до щиколотки правой.

На следующий такт движение начинается с левой ноги.

При выстукивании колени плотно соприкасаются друг с другом. Уровень полуприседания не меняется.


По мере освоения движения на один такт могут выполняться два движения — с правой и с левой ноги

Опускание на колено

Музыкальный размер — 4/4. Движение занимает 1 такт. Музыкальное сопровождение и выполнение движения — в характере венгер­ского сценического танца.

Исходная позиция ног — V открытая. Рука — в подготовительном положении. Голова повернута от станка.

1) У носка опорной ноги (рис. 21)

Затакт (четвертая четверть последнего такта музыкального вступ­ления) — работающая нога; скользя по полу, открывается в сто­рону на носок в открытое положение. Одновременно рука откры­вается во 2-ю позицию. Взгляд направлен на кисть руки.

Первая и вторая четверти — одновременно с поворотом корпуса к станку на 90° вытянутая работающая нога поворачивается на носке в закрытое положение и, сгибаясь в колене, постепенно опускается на подъеме стопы; колено — у носка опорной, не касается пола. На опорной ноге делается приседание; оба колена направлены к станку. Корпус от талии слегка отклоняется назад. Одновременно рука закрывается в 4-ю позицию.

Третья четверть — обе ноги постепенно вытягиваются в коленях, затем одновременно с поворотом работающей ноги на носке в от­крытое положение корпус поворачивается прямо. Рука открывается во 2-ю позицию.

Четвертая четверть — работающая нога остается открытой на но­сок или закрывается в V открытую позицию с одновременным

Щ закрыванием руки в 4-ю позицию.

У каблука опорной ноги

Движение выполняется так же, как и описанное выше, с той раз­ницей, что колено работающей ноги опускается не у носка, а у внутренней стороны каблука опорной. Для этого в момент поворота работающей ноги в закрытое положение носок слегка отводится назад.

По мере освоения движение может выполняться на 1/2 такта;

Большие броски (grands battements jétes) с падением на работающую ногу

Музыкальный размер — 2/4. Движение занимает 1 такт. Музыкальное сопровождение и выполнение движения — в характере венгер­ского сценического танца.

Исходная позиция ног — V открытая. Рука — в 4-й позиции. Голова повернута от станка.


Движение может выполняться вперед, в сторону и назад. Дается описание движения вперед в открытом положении.

БЕЛОРУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

Для танцевального творчества белорусского народа характерно разнообразие видов и форм. Типичная черта многих белорусских народных танцев — их сюжетность.

Очень ярко и многообразно отражена жизнь народа, в хороводах. Большую группу составляют также танцы, отображающие трудовые процессы, — «Косари», «Ленок», «Бульба» и другие. Наиболее популярными танцами являются «Лявониха», «Крыжачок» и полька. Характер движений белорусских танцев в известной степени определялся тяжелым костюмом и обувью.

Каждая из форм танца имеет свои местные особенности, которые сказываются в манере исполнения, в костюме, в композиции. В ста­рину танцы исполнялись под аккомпанемент песни, в дальнейшем, по мере развития народно-инструментальной музыки, — в сопровож­дении музыкальных инструментов.

В данном пособии для ознакомления с белорусским народным тан­цем предлагается «Крыжачок», как наиболее доступный для вос­приятия учащимися младших классов.

«КРЫЖАЧОК»

Музыкальный размер — 2/4.

Положения ног

Положения ног, встречающиеся в белорусском народном танце, различны. Основной для «Крыжачка» является I прямая позиция ног народно-сценического танца.

Положения рук

В «Крыжачке» используется подготовительное положение, 2-я, 3-я, 4-я, 5-я и 7-я позиции рук народно-сценического танца, а также различные сочетания из этих позиций и положения. Положение рук в 4-й позиции отличается от 4-й позиции народно-сценического танца следующим: локти направлены в стороны и слегка вперед, кисти рук лежат на талии либо как в 4-й позиции (см. стр. 10, рис. 4), либо сжаты в кулачки.

Притопы (в полуприседании)

Движение занимает 1 такт.

Исходная позиция ног — I прямая. Руки — в 4-й позиции. Ноги, Корпус и голова направлены к 1-й точке.


Ход в полуприседании

Движение занимает 1 такт.

Исходная позиция ног — I прямая. Руки — в 4-й позиции. Ноги, корпус и голова направлены к 1-й точке.

Движение может выполняться на месте, с продвижением вперед или назад и с поворотом. Дается описание движения на месте (рис.23).

Затакт — одновременно с проскальзыванием на левой ноге вперед на низких полупальцах в полуприседании правая сгибается в колене и со слегка вытянутой стопой поднимается в прямом по­ложении вперед на 45°. Корпус слегка откидывается назад.


Первая четверть.

Первая восьмая — переступание правой ногой по I прямой позиции на низких полупальцах в полуприседании.

Вторая восьмая — переступание левой ногой по той же позиции. Вторая четверть.

Первая восьмая — переступание правой ногой по той же позиции. Вторая восьмая — пауза.

При выполнении движения уровень полуприседания не меняется. Положение корпуса также не меняется.

При выполнении движения с продвижением вместо трех переступаний по I прямой позиции на месте делаются три небольших шага в прямом положении вперед или назад.

При выполнении движения с поворотом поворот выполняется за не­сколько движений и происходит за счет трех поочередных переступаний по I прямой позиции. Полуприседание на низких полупаль­цах сохраняется.

Присядка (муж.)

Движение занимает 1 такт.

1) Перескоки из стороны в сторону на обеих ногах (рис. 25) Исходная позиция ног — I прямая: Руки в подготовительном положении. Ноги, корпус и голова направлены к 1-й точке.

Первый такт музыкального вступления

Первая четверть — руки открываются во 2-ю позицию.

Вторая четверть — пауза.

Второй такт музыкального вступления

Первая четверть — руки закрываются в 5-ю позицию

Вторая четверть.

Первая восьмая — с небольшого подскока делается полное приседание по I прямой позиции.

Затакт (вторая восьмая последнего такта музыкального вступления) — подъем из полного приседания в глубокое полупри­седание и перескок в сторону. В момент перескока обе ноги со­гнуты.


Первая четверть.

Первая, восьмая — перескок заканчивается в полное приседание по I прямой позиции.

Вторая восьмая — перескок в другую сторону. Вторая четверть.

Первая восьмая — перескок заканчивается. Вторая восьмая — пауза.

При выполнении этого движения корпус переносится одновре­менно с движением ног.

2) Полное приседание по I прямой позиции (рис. 26)

Исходная позиция ног — I прямая. Руки — в 5-й позиции. Ноги, корпус и голова направлены к 1-й точке.

Первая четверть.

Первая восьмая — с небольшого подскока делается полное приседание по I прямой позиции.

Вторая восьмая — пауза.

Вторая четверть.

Первая восьмая — левая нога с небольшого подскока приходит в полуприседание на низкие полупальцы в прямом положении. Одновременно правая, согнутая в прямом положении, выводится на носок слегка вперед.

Вторая восьмая — пауза.





ПОЛЬСКИЙ СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

МАЗУРКА

Польские народные танцы полонез, краковяк и мазурка получили широкое распространение в оперных и балетных спектаклях. В программу народно-сценического танца включено изучение мазур­ки. Ввиду технической сложности ее элементов изучение начи­нается с первого года обучения и продолжается на протяжении всего курса.

Истоки сценической мазурки идут от народного танца «мазур». Перенесенный на сцену театра, «мазур», естественно, несколько изменился в характере исполнения ряда элементов, приобрел бо­лее скользящие движения ног, менее резкие приседания и удары стоп, корпус стал более подтянут, строже в сохранении приня­того положения. При всем этом сценическая мазурка сохранила красоту, благородство, силу — черты, свойственные исполнению на­родного «мазура».

Задача педагога при изучении мазурки — добиться от учащихся максимально длинного скольжения на основном ходе мазурки, четкой и точной передачи манеры и характера исполнения, предельной легкости, стремительности в движениях, законченности положений и позиций рук.

Гордая осанка, отклоненный от партнера корпус, легкость и грациозность — черты, присущие женскому исполнению мазурки. Мужественность, элегантность, динамичность в сочетании со стро­гой манерой и темпераментом характерны для мужского испол­нения. Музыкальный размер — 3/4.

Положения ног

Положения ног, встречающиеся в польском сценическом танце, различны. Основными являются следующие: I и II прямые, I, III, IV и V свободные, I закрытая и V открытая позиции ног народно-сценического танца.

Положения рук

В польском сценическом танце используются все позиции рук на­родно-сценического танца, кроме 6-й, подготовительное и два ос­новных положения, а также различные сочетания из этих позиций и положений.

Характерное положение кисти в польском сценическом танце: кисть открыта, пальцы свободно собраны и открыты. Наиболее характерные положения рук:

1) Одна рука, согнутая в локте, поднята перед собой на уровне диафрагмы, свободная кисть слегка согнута в запястье и поверну­та ладонью вниз. Другая рука — в 4-й позиции (рис. 27, а).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 2321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.42.164 (0.261 с.)