Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4. Корпоративное управление и контроль

Поиск

Лекция 4. Корпоративное управление и контроль

1. Понятие и сущность корпоративного управления и контроля

 

По порядку формирования или способу приобретения полномочий — избираемые, назначаемые и формируемые иным образом.

В соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ органы юридического лица назначаются или избираются, и порядок их образования определяется законом и учредительными документами. Назначениеэто возмож­ность какого-либо органа или должностного лица поставить другое лицо на должность; в этом случае имеет место безальтернативность, кандидатуры для выбора отсутствуют. Напротив, при избрании дол­жен происходить выбор уполномоченными лицами одной кандидатуры из нескольких предложенных. К выборным органам в самом законода­тельстве непосредственно относятся совет директоров, ревизионная комиссия акционерного общества (п. 1 ст. 66, п. 1 ст. 85 Закона об АО), единоличный и коллегиальный исполнительные органы обще­ства с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 40, п. 1 ст. 41 Закона об ООО). В других случаях в законодательстве используется правовая конструкция «Образование органа»: применительно к исполнитель­ным органам акционерного общества — п. 3 ст. 69 Закона об АО, к совету директоров общества с ограниченной ответственностью — п. 2 ст. 32 Закона об ООО. В этом случае порядок образования органа (назначение или избрание) должен быть предусмотрен в самом уставе хозяйственного общества.

Особое положение в классификации органов корпорации по способу формирования занимает общее собрание акционеров (участ­ников). Состав этого органа не избирается и не назначается, он про­диктован фактом членства в хозяйственном обществе.

По составу

По составу традиционно выделяют коллегиальные и единоличные органы корпораций.

Коллегиальным органом признается группа физических лиц, из­бранных или назначенных в его состав в установленном действующим законодательством и уставом порядке, принимающих совместно решения по вопросам предоставленных ему полномочий. Из этого определения следуют два вывода:

• количественный состав коллегиального органа не может быть
меньше двух человек;

• решение коллегиального органа принимается в результате сов­
местного обсуждения1 и голосования.

Порядок принятия решения коллегиальным органом простым или квалифицированным большинством чаще всего определяется на основе диспозитивных норм законодательства уставом общества. Здесь, как правило, присутствуют два подхода:

• когда в законодательстве имеется перечень вопросов, по кото­
рым орган должен принимать решение квалифицированным
числом голосов, и этот перечень может быть расширен уставом
общества. Так, например, регулируется порядок принятия ре­
шений общим собранием участников общества с ограниченной
ответственностью (п. 8 ст. 37 Закона об ООО);

• когда в законодательстве отсутствует какой-либо перечень воп­
росов, принятие решений по которым требует квалифициро­
ванного большинства, и определение порядка принятия реше­
ний полностью передается на усмотрение самому обществу.

Особым случаем является правовое регулирование порядка принятия решения общим собранием акционеров, когда перечень вопросов, по которым решения принимаются квалифицированным большинством голосов, не может быть расширен уставом общества (п. 4 ст. 49 Закона об АО).

При принятии решений члены коллегиальных органов имеют либо по одному голосу — в совете директоров, коллегиальном испол­нительном органе, ревизионной комиссии, либо, в зависимости от принадлежащих им акций (долей), разное количество голосов — на общем собрании акционеров (участников). В отношении совета директоров акционерного общества имеется специальная норма, ус­танавливающая возможность предусмотреть уставом общества право решающего голоса председателя совета директоров при принятии решений советом в случае равенства голосов его членов (п. 3 ст. 68 Закона об АО). По аналогии такое положение может быть предусмот­рено в уставе общества с ограниченной ответственностью.

Единоличным исполнительным органом корпорации является дирек­тор — физическое лицо или управляющая организация (управляющий), назначенный(ая) или избранный(ая) в установленном действующим законодательством и учредительными документами общества порядке, осуществляющие руководство текущей хозяйственной деяятельностью общества путем единоличного принятия решений, отнесенных к его компетенции.

По характеру выполняемых функций

О Порядок принятия решений советом директоров

Кворум для проведения заседания совета директоров определяется уставом акционерного общества, но не должен быть менее половины от числа избранных членов совета.

Исполнительные органы хозяйственного общества 5.1. Общие положения

Ф Состав исполнительных органов хозяйственных обществ

Исполнительными органами хозяйственного общества являются:

• единоличный исполнительный орган, функции которого могут
исполнять директор (генеральный директор)1 или управляющая
организация (управляющий);

• коллегиальный исполнительный орган (правление, дирек­
ция)2.

Хозяйственное общество в обязательном порядке должно иметь единоличный исполнительный орган. Это его волеизъявляющий орган, в лице которого общество проявляет себя во вне, приобретает гражданские права и принимает на себя обязанности. Коллегиальный исполнительный орган и в акционерном обществе, и в обществе с ограниченной ответственностью может образовываться по усмотре­нию самого общества.

Ф Компетенция исполнительных органов

Целью деятельности исполнительных органов является обеспечение прибыльности и конкурентоспособности общества, его финансово-экономической устойчивости, обеспечение прав и законных интере­сов акционеров, трудовых прав и социальных гарантий работников.

К компетенции исполнительных органов общества относятся все вопросы руководства его текущей деятельностью, за исключением отнесенных к исключительной компетенции общего собрания или

совета директоров общества, если уставом общества предусмотрено его образование.

Исполнительные органы подотчетны совету директоров общества и общему собранию акционеров (участников).

Правилом, определяемым принципом остаточной компетенции, является следующее: при наличии в обществе одновременно едино­личного и коллегиального исполнительных органов в уставе общества должна быть определена компетенция коллегиального исполнительного органа. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, выполняет также функции председателя коллегиального исполнительного органа.

Единоличный исполнительный орган

Единоличный исполнительный орган хозяйственного общества может быть представлен как директором — физическим лицом, так и управляющей организацией, которая по договору с обществом выпол­няет функции единоличного исполнительного органа. Право принять решение о выборе модели управления законодатель отдает самому обществу, не обусловливая этот выбор никакими обстоятельствами.

Несмотря на то что традиционным способом реализации пол­номочий единоличного исполнительного органа является избрание (назначение) директора, все более широкое распространение в российском бизнесе получают случаи привлечения для этих целей управляющей организации. В связи с наличием в механизме передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации определенных особенностей эта модель управления будет рассмотрена отдельно — в следующем разделе этого параграфа.

О Образование единоличного исполнительного органа

Образование единоличного исполнительного органа и досрочное прекращение его полномочий в акционерном обществе находится в альтернативной компетенции общего собрания и совета директоров. Согласно законодательству образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директо-

ров (пп. 8 п. 1 ст. 48 Закона об АО). Единоличный исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью избирается общим собранием участников (п. 1 ст. 40 Закона об ООО).

<=> Приостановление полномочий единоличного исполнительного органа

В Законе об АО (с момента внесения в него изменений Законом № 120-ФЗ) предусмотрен механизм приостановления полномочий еди­ноличного исполнительного органа, который имеет значение для случая, когда в соответствии с уставом общества образование и прекращение полномочий единоличного исполнительного органа осуществляется общим собранием акционеров.

Совет директоров акционерного общества вправе принять реше­ние о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа. Одновременно с этим решением совет директоров общества должен принять решение об образовании временного единоличного ис­полнительного органа общества и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий и образовании нового единоличного исполнительного органа общества.

Право совета директоров на принятие решения о приостановле­нии полномочий единоличного исполнительного органа напрямую вытекает из Закона об АО для случая, если единоличный исполни­тельный орган по каким-либо причинам не может выполнять свои обязанности. По усмотрению самого совета директоров полномочия единоличного исполнительного органа могут быть прекращены, только если такое право предоставлено совету директоров уставом. И в первом, и во втором случаях соответствующее решение совет директоров принимает большинством в три четверти голосов членов совета, без учета голосов выбывших членов. Устанавливая такой порядок принятия решения, законодатель придает значение этому важному для общества вопросу, по сути, дающему совету директоров право досрочно отстранить законно избранный общим собранием единоличный исполнительный орган и образовать временный ис­полнительный орган, который будет иметь все полномочия, опре­деленные законом для единоличного исполнительного органа, если

только его компетенция не будет ограничена уставом общества (п. 4 ст. 69 Закона об АО).

Ф Компетенция единоличного исполнительного органа

Компетенция единоличного исполнительного органа остаточная, т.е. этот орган может осуществлять любые полномочия, за исключением отнесенных законодательством и уставом общества к компетенции общего собрания акционеров и совета директоров.

Уставы хозяйственных обществ, как правило, содержат широкий и не закрытый перечень вопросов, которые относятся к ведению единоличного исполнительного органа. Как правило, единоличный исполнительный орган хозяйственного общества:

• представляет совету директоров годовой отчет, годовую бухгал­
терскую отчетность о деятельности общества, а также предло­
жения по распределению прибыли; информирует совет дирек­
торов о текущей производственно-хозяйственной деятельности
общества;

• возглавляет деятельность правления общества (если такой орган
образуется в обществе), в том числе созывает заседания прав­
ления, определяет их повестку дня в пределах компетенции,
установленной уставом для правления, и председательствует
на заседаниях правления;

• заключает от имени общества сделки;

• открывает расчетные и иные счета в российских и иностран­
ных банках;

• организует учет, обеспечивает составление и своевременное
представление бухгалтерской и статистической отчетности о
деятельности общества в налоговые органы и органы государст­
венной статистики;

• определяет сведения, составляющие коммерческую тайну об­
щества;

• утверждает организационную структуру и штатное расписание
общества;

• обеспечивает подбор, расстановку, обучение, аттестацию, по­
вышение квалификации персонала общества и рациональное
использование трудовых ресурсов;

• принимает на работу и увольняет с работы работников об­щества, применяет к ним меры поощрения и налагает взыс-Л кания;

. • обеспечивает работникам здоровые и безопасные условия; труда;

I, «в пределах своей компетенции утверждает внутренние доку- (, менты общества;

j • самостоятельно решает все вопросы, возникающие в текущей j производственно-хозяйственной деятельности общества.

Директор действует от имени общества без доверенности.

Права и обязанности единоличного исполнительного органа, порядок его деятельности определяются федеральными законами, иными правовыми актами, уставом, внутренними документами об­щества, а также договором, заключаемым им с обществом.

Представляется, что указанный договор имеет комплексный ха­рактер, сочетая нормы гражданского и трудового законодательства в соответствии со сферой правового регулирования.

О Внешний контроль

Внешний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществляется аудиторской организацией (аудитором).

Понятие аудита

Закон об аудиторской деятельности1 определяет аудиторскую деятельность или аудит как предпринимательскую деятельность по не­зависимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Под достоверно­стью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтер­ской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном поло­жении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения (ст. 1 Закона об аудиторской деятельности).

Аудиторская деятельность может проводиться аудиторскими организациями или аудиторами, имеющими статус индивидуальных предпринимателей. В соответствии с требованиями закона обязатель­ный аудит проводится только аудиторскими организациями (п. 2 ст. 7 Закона об аудиторской деятельности). Независимость аудитора обес­печивается отсутствием какой-либо связи с проверяемым хозяйствен­ным обществом и членами его органов управления: имущественной, организационной, должностной и пр.

Обязательный аудит

Обязательной аудиторской проверке применительно к хозяйст­венным обществам в соответствии с российским законодательством подлежат:

• открытые акционерные общества;

• любые хозяйственные общества, которые имеют объем выручки
от реализации продукции (выполнение работ, оказание услуг)
в год свыше 500 тыс. установленной в России МРОТ, или если
сумма активов баланса общества превышает на конец отчетно­
го года в 200 тыс. раз установленный МРОТ;

• кредитные, страховые организации, общества взаимного кре­
дитования, инвестиционные фонды и другие инвестиционные
институты.

Таким образом, привлечение независимого аудитора в закрытых акционерных общества и обществах с ограниченной ответственно­стью (за исключением действующих в обозначенных выше сферах), осуществляется по усмотрению самого общества.

Помимо обязательного аудита, открытое акционерное общество может также провести аудиторскую проверку по собственной ини­циативе. Такая проверка может быть проведена по решению общего собрания акционеров, совета директоров, ревизионной комиссии, а также по требованию акционера (акционеров), владеющего в сово­купности не менее чем 10% голосующих акций общества.

Порядок утверждения и оплаты услуг аудитора

Аудитор акционерного общества утверждается общим собранием акционеров, а размер оплаты его услуг определяется советом директо­ров общества (ст. 86 Закона об АО). В обществе с ограниченной ответст­венностью аудиторская проверка может быть проведена выбранным им профессиональным аудитором, который должен соответствовать требованиям независимости от общества и членов его органов управ­ления. В случае проведения такой проверки оплата услуг аудитора осуществляется за счет участника общества, по требованию которого она проводится. Расходы участника общества на оплату услуг аудитора могут быть ему возмещены по решению общего собрания участников общества за счет средств общества (ст. 48 Закона об ООО).

Аудиторское заключение

По результатам проверки финансово-хозяйственной деятель­ности общества аудитор составляет заключение, в котором должны содержаться:

подтверждение достоверности данных, содержащихся в отче­тах, и иных финансовых документах общества; информация о фактах нарушения установленных правовыми актами РФ порядка ведения бухгалтерского учета и представ­ления финансовой отчетности, а также при осуществлении фи­нансово-хозяйственной деятельности.

Рекомендуемая литература

1. Авилов Г.Е. Хозяйственные товарищества и общества в Гражданском
кодексе России // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. М.,
1998.

2. Белов В.А., Пестерева Е.В. Хозяйственные общества. М., 2002.

3. Гущин В.В., Порошкина Ю.О., Сердюк Е.Б. Корпоративное право. М.,
2006.

4. Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции.
М., 2006.

5. Ионцев М.Г. Акционерные общества. М., 2005.

6. Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники
акционерного общества / Под ред. М. Хесселя. М., 1996.

7. Ломакин Д.В. Судебно-арбитражная практика применения Федераль­
ного закона «Об акционерных обществах». М., 2005.

8. Ломакин Д.В. Акционерное правоотношение. М., 1997.

9. Макарова О.А. Корпоративное право. М., 2005.

10. Метелёва Ю.А. Правовое положение акционера в акционерном обще­
стве. М., 1999.

11. Могилевский С.Д. Органы управления хозяйственными обществами.
Правовой аспект. М., 2001.

12. Могилевский С.Д. Правовые основы деятельности акционерных об­
ществ: Учебно-практическое пособие. 4-е изд. М., 2004.

13. Могилевский С.Д., Самойлов И.А. Корпорации в России. Правовой
статус и основы деятельности. М., 2006.

14. Настин П.С. Общее собрание акционеров. Подготовка, созыв, проведе­
ние. М., 2006.

15. Управление и корпоративный контроль в акционерном обществе / Под
ред. Е.П. Губина. М., 1999.

16. Цепов Г.В. Акционерные общества: теория и практика. М., 2006.

Лекция 4. Корпоративное управление и контроль

1. Понятие и сущность корпоративного управления и контроля

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.61.197 (0.014 с.)