Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Брак (благодаря ему можно моментально попасть на вершину общественной пирамиды).↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Таким образом, общество уподобляется большому дому с множеством лифтов, поднимающих люде и главным образом в верхние этажи. Приводится сравнение общества с автобусом, где страты — это места, на которых попеременно сидят пассажиры. Однако серьезные социологи не подтверждают тезиса о высокой мобильности повышения в западном обществе. Английский исследователь Т. Боттомор считает, что важная особенность социальной мобильности заключается в том, что она в основном имеет место между общественными слоями, близкими друг к другу, например, между высшими прослойками рабочего класса и низшими прослойками среднего класса. Перемещение рабочего в высший класс носит в любом обществе, и особенно в Англии, ограниченный характер. Анализ состава высших чиновников государственной службы говорит, что лишь около 3 % происходит из среды рабочего класса. Опираясь на эти факты, ученый констатирует, что «Англия все еще весьма далека от достижения равенства возможностей в получении образования» и в целом остается «жестким иерархическим обществом», в котором «выбиваются в люди» лишь единицы. Политическая подсистема. Политика в самом широком смысле означает сознательно проводимую линию поведения социального субъекта по отношению к другим субъектам или объектам. Под социальным субъектом можно понимать социальные группы, классы, нации, партии и иные общественные организации и, наконец, то, что является в этом перечне самым главным, — государство. Направленность поведения субъектов варьируется в широком диапазоне. Поэтому существуют различные виды политики: экономическая, финансовая, социальная, политика в области культуры, образования, демографическая политика, молодежная, национальная, международная политика и т.д. Политика может быть адресована не только другим социальным субъектам, но также и объектам. Например, экологическая политика — осознанно проводимая линия поведения государств и, в конечном счете, всего мирового содружества по отношению к окружающей природе. Центральное место во всем этом многообразии видов политики занимает политика в собственном смысле этого слова. Это линия поведения классов, социальных групп, партий, направленная на достижение или удержание государственной власти. Все остальные виды политики осуществляются, как правило, при помощи рычагов государственной власти. Само слово «политика» происходит от греческого слова «полис», т.е. государство. Античные греки под политикой разумели прежде всего умение управлять государством. Политические отношения в своей совокупности образуют политическую подсистему общества. В нее входит государство как основное звено, а также политические институты и организации, выполняющие определенные функции. В их числе политические партии, профсоюзы, женские, молодежные и иные объединения граждан, церковь (прежде всего там, где она не отделена от государства). Государство есть механизм политического управления всем обществом, и в этом смысле оно представляет все общество в целом. Системное устройство общества предполагает приоритет целого над частью. В противном случае обществу и государству, его представляющему, угрожает нестабильность и развал. Тотальность, целостность как жизненно необходимое качество государства не надо путать с тоталитаризмом как особым видом политического режима. В классовом обществе политическая организация носит классовый характер. Поэтому государство в таком обществе неизбежно является организацией политического господства того класса, который владеет основными средствами производства. Это господство может выступать как откровенная или закамуфлированная диктатура. Трудно, например, спорить против того, что рабовладельческое государство при любой форме правления и любом политическом режиме было чрезвычайно жесткой диктатурой класса рабовладельцев в отношении всего несвободного населения. Раб был не просто негражданином, а людским скотом. Огромным историческим прогрессом явилась демократия, родившаяся в результате буржуазных революций. Она провозгласила юридическое равноправие всех граждан, политический плюрализм, свободу слова и многое другое. Эта демократия сохраняет известные условия для легальной политической деятельности оппозиции. Однако ценность такой демократии в историческом масштабе относительна. Существуют вполне определенные и довольно жесткие пределы ее функционирования. Об этом красноречиво свидетельствует исторический опыт, в том числе опыт истекающего столетия. Как только развитие политических событий начинает всерьез угрожать господству буржуазии, последняя без колебаний идет на смену одной формы классового господства к другой, от демократии мгновенно переходит к террористической диктатуре. Современное государство наделено внутренними и внешними функциями. Внутренние функции сводятся к сохранению общественного порядка и существующей системы социальных отношений, в первую очередь отношений экономических. К числу внутренних функций принадлежит функция экономическая: общее регулирование имущественных отношений, а также в определенных пределах — общественного производства. Те или иные формы экономического планирования и прогнозирования народного хозяйства имеются во всех развитых странах современного мира, а также в межгосударственных экономических союзах. Современные государства осуществляют социальную функцию, включающую помощь безработным и малоимущим, здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, экологические мероприятия и т.п. Внешняя функция государства сводится к обороне страны и к защите ее интересов во взаимоотношениях с другими государствами, а также в проведении геополитики, которая сводится к расширению «жизненного пространства», улучшению стратегических позиций и географического положения, обеспечению доступа к источникам сырья и энергии. В систему политических отношений общества входит также право — совокупность социальных норм и отношений, на страже которых стоит государство и входящие в него правоохранительные органы. Право не может существовать без особого аппарата, призванного принуждать людей к соблюдению установленных государством юридических норм. Духовная подсистема. Человек — единственное существо на земле, которое наделено не только телесной, но и духовной жизнью. Человек не просто воспринимает окружающий мир при помощи органов чувств, он способен мыслить логически, постигая все сущее по меркам истины, справедливости и красоты. Без мыслящего человека не может быть духовного производства, науки, искусства, религий. Однако было бы неправильно сводить духовную жизнь общества общественное сознание к механической сумме сознания отдельных индивидов. Отношение между индивидуальным и общественным сознанием является сложнейшей проблемой, не имеющей однозначного решения. С точки зрения объективных идеалистов, например Платона или Гегеля, первичным и объективным является сверхчеловеческое божественное сознание, которое порождает природу, общество и самого человека с его индивидуальным сознанием. И это последнее — лишь слабый отблеск абсолютных в своей полноте и истинности божественных идей. В сущности то же самое проповедует религия. Иной позиции придерживаются материалисты. Они убеждены, что любые формы познания порождаются человеческим мозгом и в них отражается объективная реальность. Маркс и Энгельс утверждали, что общественное сознание является порождением и отражением общественного бытия иди совокупности материальных общественных отношений. Общественное бытие первично, оно определяет общественное сознание. Но это не пассивное, зеркальное отражение. Общественное сознание активно воздействует на породившее его общественное бытие, обладает относительной самостоятельностью и собственной спецификой, которую невозможно непосредственно вывести из каких-то свойств общественного бытия. В общественном сознании обобщается все типичное, существенное из того, что находится в сознании индивидов. Индивидуальное и общественное сознание не могут существовать друг без друга, но они и не тождественны друг другу. В индивидуальном сознании кроме общезначимого много сугубо личного, интимного, неповторимого, и в этом отношении оно богаче общественного. Но с другой стороны, общественное сознание настолько богато содержанием, насыщено таким объемом информации, что оно просто не может «поместиться» в сознании отдельного, пусть самого гениального и обладающего феноменальной памятью человека. Индивидуальный тезарус — набор известных человеку понятий (понятийный аппарат) и соответствующий словарный запас (лексикон) намного уступает общественному тезарусу и лексикону, зафиксированным в энциклопедиях и толковых словарях. «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко обходилась тридцатью». «Людоедка Эллочка», изображенная Ильфом и Петровым в романе «Двенадцать стульев», — это, конечно, сатирическое преувеличение, но оно метко и характеризует интеллектуальную и лексическую нищету, типичную для определенного рода личностей. Общественное сознание не существует без своего материального носителя, в качестве которого могут выступать знаковые системы, вещественные компоненты произведений искусства, техника и т. п. В известном смысле общественное сознание существует независимо от индивидуального сознания, вернее, от сознания каждого отдельно взятого человека. В то же время формы общественного сознания должны восприниматься и пониматься индивидами, группами людей, а в конечном счете, большинством человечества. Уровни общественного сознания. Общественное сознание представляет собой сложное системное образование, включающее различные уровни и формы. Как и всякое общее понятие, общественное сознание может делиться на виды по различным основаниям. -Если взять в качестве основания глубину и обоснованность отражения объективного мира, включая общественное бытие, то общественное сознание делится на так называемое обыденное и теоретическое. Обыденное, или обиходное, сознание отражает общественное бытие поверхностно, фиксируя его внешние, случайные признаки. Оно руководствуется здравым смыслом, популярной индукцией, а более всего — житейским опытом, практикой, и в этом его сильная сторона. Но здравый смысл не помогает там, где человек сталкивается с нестандартной, противоречивой ситуацией. Здесь уже требуется теоретическое сознание — глубинный системный анализ, проникновение в закономерную сущность явлений. Иными словами, надо призвать на помощь науку и не науку вообще, а специализированное научное знание. Общественное сознание включает не только уровни, но и структурные элементы, которые принято называть формами общественного сознания. К их числу относят: Политическое, 2. правовое, Моральное, Эстетическое, 5. религиозное, Философское. Каждая из названных форм является особым видом духовного производства. Они отличаются друг от друга по предмету и способам отражения действительности, а также по присущим им социальным функциям. Политическая и правовая формы сознания, отражая политические и правовые отношения, ближе всех стоят к экономическому базису общества, выполняя важнейшие функции, без которых невозможна жизнедеятельность социального организма. Нравственное и эстетическое сознание также играют немаловажную роль в регулировании общественных отношений и воспитании человека. Предметом их отражения надо считать не саму природную и социальную реальность, а особый — аксиологический, оценочный вид отношения человека к этой реальности. Философия и религия наиболее удалены от экономического базиса и вследствии этого обладают наибольшей степенью относительной самостоятельности в своем функционировании и развитии. Каждая из форм общественного сознания имеет два уровня: социально-психологический и идеологический. Следует также учитывать взаимодействие и взаимопроникаемость различных форм общественного сознания. 1 Алексеева Т.И. Этногенез восточных славян по данным антропологии. М., 1973. С.44. 2 Панмиксия - свободное скрещивание особей внутри популяций 1 Синергетику определяют как науку о самоорганизации, или о самопроизвольном возникновении и самоподдерживании упорядоченных структур в открытых нелинейных системах. 1 Зубаков В.А. Куда идем: к экокатастрофе или экореволюции.// Философия и общество. 1998. №I. 1 Контюг В.А., Матросов В.М. и др. Жизнь в окружающей среде. М., 1994. Т.2. С.12-13. 2 Довгуша В.В., Тихонов М.Н. Нет войнам. // Жизнь и безопасность. 1996. № 4. С. 8-15. 3 Там же. [1] Ферсман А.Е. Жизнь в окружающей среде. М., 1994. Т.З. С. 144. [2] Антропогенные изменения климата. Л., 1987.
1 Зубаков В.А. Куда идем: к экокатастрофе или экореволюции.// Философия и общество. 1998. №I. С.224. 1 Пивоваров Ю.Л. Мировая урбанизация и Россия по пороге XXI века.// Общественные науки и современность. 1996. № 3. С.12-22. 1 Андреев Е., Горзев Б. Шестой кризис.// Дружба народов. 1996. № 7. С. 68-85. 1 Катульский Е.Д., Меликьян Г.Г., Злоказов И.А. Демографическая ситуация в России накануне XXI века.// Социологические исследования. 1997. № 6. С.37-45. 2 Там же. С. 39. 3 Римашевская Н.М. Социальные последствия экономических трансформаций в России.// Социологические исследования. 1997. № 6. С. 61. 1 Захарова О.Д., Рыбаковский Л.Л. Геополитические аспекты депопуляции в России.// Социологические исследования. 1997. №6. С. 46.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.191 (0.008 с.) |