Брак (благодаря ему можно моментально попасть на вершину общественной пирамиды). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Брак (благодаря ему можно моментально попасть на вершину общественной пирамиды).



Таким образом, общество уподобляется большому дому с мно­жеством лифтов, поднимающих люде и главным образом в верхние этажи. Приводится сравнение общества с автобусом, где страты — это места, на которых попеременно сидят пассажиры. Однако се­рьезные социологи не подтверждают тезиса о высокой мобильнос­ти повышения в западном обществе. Английский исследователь Т. Боттомор считает, что важная особенность социальной мобиль­ности заключается в том, что она в основном имеет место между общественными слоями, близкими друг к другу, например, между высшими прослойками рабочего класса и низшими прослойками среднего класса. Перемещение рабочего в высший класс носит в любом обществе, и особенно в Англии, ограниченный характер. Анализ состава высших чиновников государственной службы гово­рит, что лишь около 3 % происходит из среды рабочего класса. Опи­раясь на эти факты, ученый констатирует, что «Англия все еще весьма далека от достижения равенства возможностей в получении образования» и в целом остается «жестким иерархическим общест­вом», в котором «выбиваются в люди» лишь единицы.

Политическая подсистема.

Политика в самом широком смысле означает со­знательно проводимую линию поведения социального субъекта по от­ношению к другим субъектам или объектам. Под социальным субъ­ектом можно понимать социальные группы, классы, нации, партии и иные общественные организации и, наконец, то, что является в этом перечне самым главным, — государство.

Направленность поведения субъектов варьируется в широком диапазоне. Поэтому существуют различные виды политики: эконо­мическая, финансовая, социальная, политика в области культуры, образования, демографическая политика, молодежная, нацио­нальная, международная политика и т.д. Политика может быть ад­ресована не только другим социальным субъектам, но также и объ­ектам. Например, экологическая политика — осознанно проводи­мая линия поведения государств и, в конечном счете, всего миро­вого содружества по отношению к окружающей природе.

Центральное место во всем этом многообразии видов политики занимает политика в собственном смысле этого слова. Это линия поведения классов, социальных групп, партий, направленная на достижение или удержание государствен­ной власти. Все остальные виды политики осуществляются, как правило, при помощи рычагов государственной власти. Само слово «политика» происходит от греческого слова «полис», т.е. государст­во. Античные греки под политикой разумели прежде всего умение управлять государством.

Политические отношения в своей совокупности образуют поли­тическую подсистему общества. В нее входит государство как ос­новное звено, а также политические институты и организации, вы­полняющие определенные функции. В их числе политические пар­тии, профсоюзы, женские, молодежные и иные объединения граж­дан, церковь (прежде всего там, где она не отделена от государства).

Государство есть механизм политического управления всем об­ществом, и в этом смысле оно представляет все общество в целом. Системное устройство общества предполагает приоритет целого над частью. В противном случае обществу и государству, его пред­ставляющему, угрожает нестабильность и развал. Тотальность, целостность как жизненно необходимое качество государства не надо путать с тоталитаризмом как особым видом политического режима.

В классовом обществе политическая организация носит клас­совый характер. Поэтому государство в таком обществе неизбежно является организацией политического господства того класса, ко­торый владеет основными средствами производства. Это господ­ство может выступать как откровенная или зака­муфлированная диктатура. Трудно, например, спорить против того, что рабовладельческое государство при любой форме прав­ления и любом политическом режиме было чрезвычайно жесткой диктатурой класса рабовладельцев в отношении всего несвобод­ного населения. Раб был не просто негражданином, а людским скотом.

Огромным историческим прогрессом явилась демократия, ро­дившаяся в результате буржуазных революций. Она провозгласила юридическое равноправие всех граждан, политический плюра­лизм, свободу слова и многое другое. Эта демократия сохраняет известные условия для легальной политической деятельности оп­позиции. Однако ценность такой демократии в историческом мас­штабе относительна. Существуют вполне определенные и довольно жесткие пределы ее функционирования. Об этом красноречиво свидетельствует исторический опыт, в том числе опыт истекающе­го столетия. Как только развитие политических событий начинает всерьез угрожать господству буржуазии, последняя без колебаний идет на смену одной формы классового господства к другой, от демократии мгновенно переходит к террористической диктатуре.

Современное государство наделено внутренними и внешними функциями. Внутренние функции сводятся к сохранению общест­венного порядка и существующей системы социальных отноше­ний, в первую очередь отношений экономических. К числу внут­ренних функций принадлежит функция экономическая: общее ре­гулирование имущественных отношений, а также в определенных пределах — общественного производства. Те или иные формы эко­номического планирования и прогнозирования народного хозяйства имеются во всех развитых странах современного мира, а также в межгосударственных экономических союзах. Современные госу­дарства осуществляют социальную функцию, включающую по­мощь безработным и малоимущим, здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, экологические мероприятия и т.п.

Внешняя функция государства сводится к обороне страны и к защите ее интересов во взаимоотношениях с другими государства­ми, а также в проведении геополитики, которая сводится к расши­рению «жизненного пространства», улучшению стратегических по­зиций и географического положения, обеспечению доступа к ис­точникам сырья и энергии.

В систему политических отношений общества входит также право совокупность социальных норм и отношений, на страже которых стоит государство и входящие в него правоохранительные органы. Право не может существовать без особого аппарата, при­званного принуждать людей к соблюдению установленных госу­дарством юридических норм.

Духовная подсистема.

Человек — единственное существо на земле, которое наделено не только телесной, но и духовной жизнью. Человек не просто воспринимает окружающий мир при помощи органов чувств, он способен мыслить логически, постигая все сущее по меркам исти­ны, справедливости и красоты. Без мыслящего человека не может быть духовного производства, науки, искусства, религий. Однако было бы неправильно сводить духовную жизнь общества общест­венное сознание к механической сумме сознания отдельных инди­видов.

Отношение между индивидуальным и общественным сознанием является сложнейшей проблемой, не имеющей однозначного ре­шения. С точки зрения объективных идеалистов, например Плато­на или Гегеля, первичным и объективным является сверхчелове­ческое божественное сознание, которое порождает природу, обще­ство и самого человека с его индивидуальным сознанием. И это последнее — лишь слабый отблеск абсолютных в своей полноте и истинности божественных идей. В сущности то же самое проповедует религия.

Иной позиции придерживаются материалисты. Они убеждены, что любые формы познания порождаются человеческим мозгом и в них отражается объективная реальность. Маркс и Энгельс утверждали, что общественное сознание является порождением и отражением общественного бытия иди совокупности материальных общественных отношений. Общест­венное бытие первично, оно определяет общественное сознание. Но это не пассивное, зеркальное отражение. Общественное созна­ние активно воздействует на породившее его общественное бытие, обладает относительной самостоятельностью и собственной спецификой, которую невозможно непосредственно вывести из каких-то свойств общественного бытия.

В общественном сознании обобщается все типичное, сущест­венное из того, что находится в сознании индивидов. Индивиду­альное и общественное сознание не могут существовать друг без друга, но они и не тождественны друг другу. В индивидуальном сознании кроме общезначимого много сугубо личного, интимного, неповторимого, и в этом отношении оно богаче общественного. Но с другой стороны, общественное сознание настолько богато содер­жанием, насыщено таким объемом информации, что оно просто не может «поместиться» в сознании отдельного, пусть самого гениаль­ного и обладающего феноменальной памятью человека. Индивиду­альный тезарус — набор известных человеку понятий (понятийный аппарат) и соответствующий словарный запас (лексикон) намного уступает общественному тезарусу и лексикону, зафиксированным в энциклопедиях и толковых словарях.

«Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, со­ставляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко обхо­дилась тридцатью». «Людоедка Эллочка», изображенная Ильфом и Петровым в романе «Двенадцать стульев», — это, конечно, сатирическое преувеличение, но оно метко и характеризует интеллек­туальную и лексическую нищету, типичную для определенного рода личностей.

Общественное сознание не существует без своего материального носителя, в качестве которого могут выступать знаковые систе­мы, вещественные компоненты произведений искусства, техника и т. п.

В известном смысле общественное сознание существует незави­симо от индивидуального сознания, вернее, от сознания каждого отдельно взятого человека. В то же время формы общественного сознания должны восприниматься и пониматься индивидами, группами людей, а в конечном счете, большинством человечества.

Уровни общественного сознания. Общественное сознание пред­ставляет собой сложное системное образование, включающее раз­личные уровни и формы. Как и всякое общее понятие, обществен­ное сознание может делиться на виды по различным основаниям.

-Если взять в качестве основания глубину и обоснованность отра­жения объективного мира, включая общественное бытие, то обще­ственное сознание делится на так называемое обыденное и теоре­тическое.

Обыденное, или обиходное, сознание отражает общественное бытие поверхностно, фиксируя его внешние, случайные признаки. Оно руководствуется здравым смыслом, популярной индукцией, а более всего — житейским опытом, практикой, и в этом его сильная сторона. Но здравый смысл не помогает там, где человек сталкива­ется с нестандартной, противоречивой ситуацией. Здесь уже требу­ется теоретическое сознание — глубинный системный анализ, про­никновение в закономерную сущность явлений. Иными словами, надо призвать на помощь науку и не науку вообще, а специализи­рованное научное знание.

Общественное сознание включает не только уровни, но и струк­турные элементы, которые принято называть формами обществен­ного сознания. К их числу относят:

Политическое,

2. правовое,

Моральное,

Эстетическое,

5. религиозное,

Философское.

Каждая из названных форм является особым видом духовного производства. Они отличаются друг от друга по предмету и способам отражения действительности, а также по присущим им социаль­ным функциям.

Политическая и правовая формы сознания, отражая политичес­кие и правовые отношения, ближе всех стоят к экономическому базису общества, выполняя важнейшие функции, без которых не­возможна жизнедеятельность социального организма. Нравствен­ное и эстетическое сознание также играют немаловажную роль в регулировании общественных отношений и воспитании человека. Предметом их отражения надо считать не саму природную и соци­альную реальность, а особый — аксиологический, оценочный вид отношения человека к этой реальности. Философия и религия наи­более удалены от экономического базиса и вследствии этого обла­дают наибольшей степенью относительной самостоятельности в своем функционировании и развитии.

Каждая из форм общественного сознания имеет два уровня: со­циально-психологический и идеологический. Следует также учи­тывать взаимодействие и взаимопроникаемость различных форм общественного сознания.


1 Алексеева Т.И. Этногенез восточных славян по данным антропологии. М., 1973. С.44.

2 Панмиксия - свободное скрещивание особей внутри популяций

1 Синергетику определяют как науку о самоорганизации, или о самопроизвольном возникновении и самоподдерживании упорядоченных структур в открытых нелинейных системах.

1 Зубаков В.А. Куда идем: к экокатастрофе или экореволюции.// Философия и общество. 1998. №I.

1 Контюг В.А., Матросов В.М. и др. Жизнь в окружающей среде. М., 1994. Т.2. С.12-13.

2 Довгуша В.В., Тихонов М.Н. Нет войнам. // Жизнь и безопасность. 1996. № 4. С. 8-15.

3 Там же.

[1] Ферсман А.Е. Жизнь в окружающей среде. М., 1994. Т.З. С. 144.

[2] Антропогенные изменения климата. Л., 1987.

 

1 Зубаков В.А. Куда идем: к экокатастрофе или экореволюции.// Философия и общество. 1998. №I. С.224.

1 Пивоваров Ю.Л. Мировая урбанизация и Россия по пороге XXI века.// Общественные науки и современность. 1996. № 3. С.12-22.

1 Андреев Е., Горзев Б. Шестой кризис.// Дружба народов. 1996. № 7. С. 68-85.

1 Катульский Е.Д., Меликьян Г.Г., Злоказов И.А. Демографическая ситуация в России накануне XXI века.// Социологические исследования. 1997. № 6. С.37-45.

2 Там же. С. 39.

3 Римашевская Н.М. Социальные последствия экономических трансформаций в России.// Социологические исследования. 1997. № 6. С. 61.

1 Захарова О.Д., Рыбаковский Л.Л. Геополитические аспекты депопуляции в России.// Социологические исследования. 1997. №6. С. 46.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.027 с.)