Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этнология – наука, рассматривающая общественные объединения по национальным, расовым, половым признакам.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Этнос в отличие, скажем, от используемого в гуманитарных науках понятия нации, представляет собой объединение людей главным образом по национальному (т.е. в большей степени естественному, чем культурному) признаку. Известным этнологом нашего времени является русский ученый Л.Н. Гумилев. Если 3.Фрейд пытался объяснить действия индивидов психической энергией, то Гумилев объясняет социальное развитие воздействием энергии Солнца. Солнце посылает импульсы, они приводят к так называемому пассионарному толчку. Объясняя это, Гумилев высказывает следующую гипотезу. При снижении солнечной активности защитные свойства ионосферы снижаются и отдельные кванты или пучки энергий могут пролететь невысоко над земной поверхностью; их жесткое излучение, как известно, вызывает мутации. 1) Подъем – динамичная, завоевательная фаза. Начало этногенеза Л.Н. Гумилев связывает с механизмом мутации — внезапного изменения генофонда живых существ, наступающего под действием внешних условий в определенном месте и в определенное время. В результате возникает «этнический толчок», ведущий к образованию новых этносов. Процесс этногенеза связан с появлением особого генетического признака — пассионарности. Пассионарностъ — это признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Гумилев назвал их «пассионариями». Пассионарии способны на радикальные изменения и желают их. Они защитники Отечества, они — открыватели нового, великие реформаторы, творцы, воины, строители. Для такой деятельности нужна особая избыточная энергия, которой оказываются наделены пассионарии. «Вкладывая свою избыточную энергию в организацию и управление соплеменниками на всех уровнях социальной иерархии, они, хотя и с трудом, вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их всем остальным и создают таким образом новую этническую систему, новый этнос...»1. 2) " Перегрев", надлом – акматическая фаза (от франц. акме – вершина). Этнос достигает своей высшей точки силы, после которой начинается спуск вниз. 3) Переход в нормальное состояние. Однако энергия («пассионарный заряд») не остается неизменной в этносе, она уменьшается. Вследствие желаний пассионариев «быть самими собой», не подчиняться правилам, в обществе начинается соперничество и кровопролитие. Из-за междоусобиц и резни пассионарный заряд уменьшается, происходит «рассеивание энергии», кристаллизующейся в памятниках культуры. Расцвет культуры соответствует спаду пассионарности, общество находится в фазе «надлома». В результате общество избавляется от излишней пассионарности и приходит в состояние видимого равновесия, живя по инерции, на основе приобретенных ценностей. Инерционную фазу характеризует образование больших государств, накопление материальных благ. 4) Фаза обскурации (мракобесие, распад просвещения, науки). Однако вследствие утраты этносом пассионарности в обществе занимают ведущее место субпассионарии — люди с пониженной пассионарностью; они стремятся уничтожить всякое проявление пассионарности, это люди вялые и эгоистичные, они проедают и пропивают все созданное в героические времена. Это фаза обскурации, при которой процессы распада становятся необратимыми. В конце развития этноса – футуристическое восприятие времени, забвение прошлого и настоящего ради будущего, приводящее к губительным восстаниям и крушению. Гибель через 1200 лет настигает этнос под влиянием собственного разложения или нашествия более молодых и энергичных этносов. 5) Затем наступает мемориальная фаза, когда этнос сохраняет лишь память о своем прошлом. 6) Затем исчезает и память наступает реликтовая фаза, приходит фаза равновесия с природой, когда люди лишь поддерживают налаженное предками хозяйство, живут в гармонии с ландшафтом и предпочитают «великим замыслам обывательский покой». Только благодаря «вливаниям» космической энергии человечество не исчезает с лица Земли. Более того, и возникновение человека, антропогенез, возможно, также связан с пассионарным толчком. Нет преемственности между неандертальцами и современными людьми, как нет ее между римлянами и румынами, между хунну и мадьярами, считает Л. Гумилев. Понять возникновение и эволюцию человечества невозможно, только учитывая внутреннюю, социокультурную преемственность. Разрывы постепенности, скачки, неизбежные «недостающие звенья» в человеческой истории нельзя понять без учета тесной связи человека и природы. Механизм эволюции этносов, предложенный Гумилевым, близок синергетическому: воздействие извне (солнечное излучение), появление «пассионариев», точка бифуркации, становление и развитие этноса. «Пассионарии» Гумилева — это как бы центры кристаллизации, если воспользоваться примером Пригожина о превращении воды в лед.
2. Проблема жизни и смерти, смысла и цели существования в духовном опыте человека. Жизнь и смерть. От всех живых существ человек отличается тем, что сознает свою смертность, видит в смерти неизбежный финал всего живого. Проблема смерти неизбежно присутствует как в индивидуальном, так и в общественном сознании, в первую очередь — в религии и философии. Религия рассматривает смерть человека как конец его земной, плотской жизни и переход к жизни вечной, духовной, бестелесной. Подобное представление является неотъемлемой чертой всех религий с момента их возникновения. Так древние египтяне видели в земном существовании человека подготовку к его загробной жизни. Они проводили эту подготовку с необыкновенной тщательностью — строили и украшали гробницы и пирамиды, искусно бальзамировали тела умерших. Культ мертвых в той или иной степени присущ всем религиям. По исламу, в последний день все будет уничтожено, а ушедшие воскреснут и предстанут перед'"'Аллахом для окончательного суда. В новом мире восторжествует принцип верховенства законов морали. Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что бессмертие личности мыслимо только через воскресение, путь к которому открыт искупительной жертвой Христа через крест и воскресение. Это сфера тайны и чуда, ибо человек выводится из сферы действия природно-космических сил и стихий и ставится как личность лицом к лицу с Богом. Отношение к смерти и бессмертию в буддизме отличается от мусульманского и христианского. Одна из ключевых идей буддизма — благоговение перед любой формой жизни. Признается только один вид «дивного бессмертия» — нирвана, сущность которой — отсутствие желаний, страстей, уход от мира, полный покой. Человек становится творцом собственной судьбы и самого себя. Но в том же Египте примерно во втором тысячелетии до н.э. возникли зачатки свободомыслия. Например, в классическом произведении «Песня арфиста» говорится, что никто из умерших не приходит и не рассказывает о загробном царстве. Следовательно, надо не рассчитывать на загробную жизнь, а совершать свои дела здесь, на земле. Сомнение в существовании загробного мира и критика несправедливости, царящей в земной жизни, содержится в папирусе «Беседа разочарованного со своим духом». Более последовательно и аргументирование свободомыслие и атеизм были выражены в древнегреческой философии, в первую очередь в трудах Демокрита и Эпикура. По мнению последнего, душа состоит из особо тонких атомов и разлагается вместе с телом. Смерть не имеет к нам никакого отношения, говорил философ. Когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Подобные доводы неоднократно повторялись в ходе развития философской мысли. В античной философии, однако, доминировали не материалистические, а религиозно-идеалистические представления о человеке, его жизни и смерти. Так, в основе религиозно-философского учения орфиков (VI в. до н.э.) лежал миф о первородном грехе титанов, растерзавших ребенка Диониса и вкусивших его мясо. Этот наследственный, т.е. распространяющийся на вновь рождающихся людей, грех можно было искупить только «орфическим образом жизни», основанном на очистительных мистериях и вегетарианстве. Учредителем очистительных обрядов был провозглашен мифический певец Орфей. Орфики разработали представления о сотворении мира богами, о его неизбежном конце, о бессмертной человеческой душе и загробном воздаянии. Душа является пленницей тела, а тело - «могилой души». После смерти душа предстает перед судом, который решает, куда ее отправить: либо в Тартар (ад), если она безнадежно испорчена телом, либо вновь на землю для исправления и искупления грехов. Такое испытание может повторяться трижды. Если душа выдержит его, она становится навеки свободной и присоединяется к небесному сообществу блаженных душ, если не выдержит — низвергается в Тартар. Как это очевидно, здесь присутствуют многие сюжеты будущих мировых религий. Во многом предвосхитил христианские представления о бессмертной душе Сократ, считавший, что земная жизнь является подготовкой к вечной посмертной жизни, но что вечное блаженство надо заслужить. Существуют нетрадиционные, их можно назвать квазирелигиозные, концепции бессмертия человека. Они нашли определенное выражение в философии русского космизма, в особенности в трудах Н.Ф. Федорова и К.Э. Циолковского. Циолковский полон космического оптимизма: «Картину душевного мира будущего человека, его обеспеченности, комфорта, понимания Вселенной, спокойной радости и уверенности в безоблачном и нескончаемом счастье трудно себе представить. Ничего подобного ни один миллиардер сейчас не может иметь». Он убежден в торжестве творческих антиэнтропийных сил, мирового разума, наладившего благополучный ход космической эволюции и способного избежать «конца мира» в форме «тепловой смерти». Следует отметить, что многие воспринимали и воспринимают бессмертие не как благо, а как зло. Наряду с морально-психологическими мотивами отрицания ценности бессмертия, имеются мотивы естественно-научные. Последние исходят из того соображения, что любое материальное образование, в том числе живой организм, имеют свои «сроки годности»: временные границы их существования определяются объективными законами природы. Человек должен примириться с этой необходимостью. По мнению выдающегося русского ученого И.И. Мечникова, «цель человеческого существования заключается в прохождении нормального цикла, приводящего к потере жизненного инстинкта и к безболезненной старости, примиряющей со смертью»'. Нормальный срок жизни человека, по Мечникову, 100—120 лет. Преждевременная старость — это болезнь. Ее надо лечить при помощи «рациональной микробиотики» — науки, которую еще предстоит создать. Значительный интерес представляют соображения, высказанные великим русским композитором Н.А. Римским-Корсаковым в письме В.В. Стасову: «Смерть сама о себе, как закон бытия, прекрасна. Что может быть ужаснее вечной жизни. Все будут умирать, а я буду жить? Да это ужасно! А если никто не будет умирать, так ведь это станет похоже на рай земной или на царствие небесное. Боже, какая неинтересная скука! Для чего же тогда жить? Чтоб не развиваться? Стоять на месте. А как хорошо, что нет будущей загробной жизни (я верю в то, что ее нет). Каково было бы смотреть оттуда, как то, над чем трудился и что любил, умирает и забывается... Любил я, положим, Глинку, и вот пришло время, когда Глинку забыли и он стал никому не нужен. И какая справедливая эта смерть, этот абсолютный ноль! Ни наград, ни мщения... Ну, а пока живется, надо жить, и жизнь любить надо, и я ее люблю и умирать не желаю...». Нельзя пройти мимо многочисленных попыток использовать новейшие естественно-научные знания для обоснования бессмертия души. Высказываются предположения, что совершенствование методов генной инженерии, а также путей и средств реанимации позволит человеку достичь практического бессмертия как этапа на пути к безусловному индивидуальному бессмертию. Исследование и попытки практического решения этой проблемы способствуют формированию новой науки — иммортлогии (науки о бессмертии). На этом направлении работает белорусский ученый А. К. Манеев, автор оригинальной концепции биопсиполя, или особой субстанции, под которой он понимает существующую безначально целостную реальность невещественного полевого типа, внутренне непрерывную, бесконечно протяженную, самоактивную, ничем не ограниченную. Субстанция носит психически-биологический характер и обладает атрибутом отражения. Она же является конечной причиной всего сущего во Вселенной — всевозможных миров, макро-и микросистем. Макромасштабные производные субстанции - это континуальные биопсиполя. Возникнув, они оказываются вечными, бессмертными реалиями. Входя в состав живых вещественных систем, они выполняют функцию «души», сохраняются после их излучения из организма вследствие его биологической смерти. Все это распространяется и на человека. Каждый из нас обладает невещественным и, по сути дела, бессмертным биопсиполем. В состоянии бодрствования здорового организма биопсиполе бодрствует, его связь с телом ослабевает во время сна и особенно в случаях проявления сомнамбулизма и т.п. Полный разрыв этой связи ведет к биологической смерти. Биопсиполе человека может выходить за пределы организма частично, и на короткое время, и даже полностью в состоянии клинической смерти. Пронизывающее весь организм биопсиполе, полагает Манеев, является существенным фактором выработки, преобразования и надежного хранения информации, а также условием и средством возможной дистанционной связи биосистем на уровне подсознания и даже сознания. На такой основе в принципе возможны у экстрасенсов явления телекинеза, ясновидения и т.п. С привлечением новейших научных знаний пропагандируется очень старое учение о переселении душ (метемпсихоз). В качестве примера можно привести так называемую дианетику, которая преподносится и как наука о душевном исцелении, и как основа новой церкви саентологии (знание о том, как знать. Хаббард Р.Современная наука душевного здоровья. М.: 1993). Согласно этому учению, человек состоит из тела, ума и «тетана», или души, которая живет в теле и управляет им. После смерти «тетаны» висят среди людей, ищут беременную женщину, дабы вселиться в ее плод. После вселения «тетан» стирает полностью или частично со своей «магнитной оболочки» информацию о прошлом. Гипотетический характер теорий подобного рода очевиден. Разумеется, обязанность доказывания таких гипотез лежит на их авторах. О некоторых из этих гипотез можно сказать, что они не доказаны, а о других, — что они в принципе недоказуемы, так как противоречат фундаментальным законам природы. Что касается гипотезы Манеева о субстанции «невещественного полевого типа», то она в принципе ничем не отличается от представлений о божественном Логосе или Мировой душе Платона и неоплатоников, а также от анимистических представлений об особой силе, обитающей в теле человека и животного и покидающей его во время сна или в случае смерти. Цель и смысл жизни — понятия, которые трудно однозначно определить, так как они во многом зависят от религиозных, атеистических, философских, этических и, не в последнюю очередь, от практических установок личности и общества, в котором она живет. Короче говоря, это вопросы о том, зачем и ради чего живет человек. Понятие «смысл» тесно связано с понятием «содержание». Все бессодержательное лишено смысла, а осмысленное наполнено содержанием. Но и содержание по-разному определяется разными людьми. Характер религиозного миросозерцания неизбежно подводит нас к вопросу, о какой жизни мы должны в первую очередь думать и заботиться: о жизни вечной или о том кратком миге, который зовется земной жизнью. Если это так, то прав Сократ, видевший смысл земной жизни в подготовке к вечной потусторонней жизни. Теоцентризм обесценивает и даже признает греховным естественные радости земного существования. Если тело — это темница души, то стоит ли заботиться об этой темнице и тем более любить ее. Аскетизм, умерщвление плоти и тому подобное считались высшей добродетелью в течение долгого периода средневековья. Эпоха Возрождения принесла антропоцентризм как противовес геоцентризму. Были нравственно реабилитированы земные радости и чувственные страсти человека. Смыслом и целью существования провозглашается не достижение гипотетического бессмертия, которое обещает религия, а возможность достижения счастья и блаженства на основе рационального познания реального земного мира. Гуманистическое мировоззрение упорно, с большим трудом и немалыми потерями пробивало себе дорогу. Сжигались не только «крамольные» книги, но нередко и их авторы. Гуманизм эпохи Возрождения возник вместе со своим двойником — индивидуализмом. Индивидуалист видит цель жизни в себе самом, а ее смысл — в получении всякого рода удовольствий. Безнравственных наслаждений, по его глубокому убеждению, не существует, а интересы других людей второстепенны по сравнению с его собственными. На этом пути индивид превращается в существо несоциальное и даже антисоциальное, опасное для других людей и враждебное обществу в целом. Эгоцентризм ведет к анархизму и нигилизму, к бунту против любого общественного порядка. Наряду с безмерным возвеличиванием собственного Я и его завышенной самооценкой в философии издавна существует противоположная тенденция отрицания достойной цели, ценности человека и необходимости его существования. Еще Сократ, как мы могли убедиться, видел задачу философии в подготовке к смерти и умиранию. Этот мотив был широко подхвачен прежде всего в философии экзистенциализма. С точки зрения последнего, от существования человек испытывает отвращение и страх, ибо жизнь бессмысленна и абсурдна. Только бытие, стремящееся к смерти и видящее в ней проявление высшей свободы, дает существованию цель и приводит экзистенцию к достойному завершению. Судить о том, стоит или не стоит жить, — это значит, по мнению экзистенциалистов, отвечать на основной вопрос философии. Итак, в чем же смысл жизни? В этом вопросе есть объективная и субъективная сторона. Каждый человек — малая частица рода человеческого, звено, соединяющее прошлые и будущие поколения людей. Это объективная сторона, предъявляющая свои требования к индивиду: его жизнь должна соответствовать некоторым общим требованиям, выполнение которых способствует нормальному развитию человечества. Актуальность данного императива очевидна — существует реальная опасность оптового вымирания человечества в результате, например, экологической катастрофы. Субъективная сторона вопроса о смысле жизни не имеет однозначного решения. Этот вопрос должен адекватно осознаваться и решаться каждым человеком самостоятельно путем свободного нравственного выбора. Однако решение может быть ошибочным, иллюзорным, если оно противоречит естественным требованиям, вытекающим из задачи сохранения полноценной жизни на нашей планете. Говорить о смысле жизни можно только тогда, когда уважаешь, ценишь жизнь и не только свою, но и чужую. Нельзя не привести отрывок из «Притчи о Белом Ките» рано ушедшего от нас самобытного философа Н. Н. Трубникова, притчи, специально посвященной проблеме жизни и смерти — проблеме смысла жизни и ответственности за нее ныне живущих. «Полюби же ты, наконец, эту жизнь, твою, единственную, ибо другой не будет никогда... Полюби ее, и ты легко научишься любить и ту, другую, чужую жизнь, так по-братски переплетенную с твоею, — тоже единственную... Не бойся умереть, прожив. Бойся умереть, не узнав жизни, не полюбив ее и не послужив ей. А для этого помни о смерти, ибо только постоянная мысль о смерти, о пределе жизни поможет тебе не забывать о предельной ценности жизни»3. Смысл жизни заключается во всестороннем развитии способностей человека, в наиболее полной отдаче своих сил на то дело, которое приносит пользу максимально большему числу людей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.23.165 (0.012 с.) |