Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Важнейшие подсистемы общества.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
2.1. Экономическая подсистема. Экономической подсистемой общества является экономика, которую в широком смысле определяют как способ производства материальной жизни, включая совокупность производственных отношений, присущих данному общественному строю; в узком — как народное хозяйство какой-то страны или отдельной его отрасли — экономику промышленности, экономику сельского хозяйства и т.п. Экономика имеет и глобальное измерение, учитывающее все мирохозяйственные связи, разделение труда, мировую торговлю. Ядром экономики следует признать материальное производство - это сфера, в которой создается совокупный общественный продукт и национальный доход. К раскрытию действительной роли материального производства и трудовой деятельности в жизни общества наука пришла не сразу. Первыми попытками дать анализ буржуазного общества были монетаристская и меркантилистская теории, исходившие из товарного обращения, из денег, усматривая в них источник прибыли. Следующая стадия развития политической экономии — мануфактурная, или коммерческая, теория. Ее представители переносили источник богатства в коммерческий и мануфактурный труд. Хотя сама мануфактурная и коммерческая деятельность понималась ими в ограниченной форме (только как производящая деньги), это был один из важных этапов развития экономической науки. Физиократические теории (Тюрго, Кене) полагали, что создает богатства определенный вид труда, а именно — труд земледельческий. Вершиной развития буржуазной политической экономии были системы Адама Смита и Давида Рикардо. Огромный прогресс их теорий в сравнении с предыдущими состоял в том, что они в качестве источника богатства рассматривали не какой-то определенный вид труда, а труд вообще. Однако эти классики политической экономии не были последовательными и не дошли до понимания абстрактного труда независимо от его конкретных форм, не дали анализа прибавочной стоимости. Это сделали Маркс и Энгельс. Как это очевидно, экономическая мысль шла от единичного к общему и от него к всеобщему, от раскрытия специфических разновидностей труда (мануфактурного, земледельческого и т.п.) к труду вообще, т.е. общечеловеческому абстрактному труду. Маркс и Энгельс пришли к выводу, что способ производства представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы являются сложной системой, включающей, во-первых, субъективные компоненты (трудящийся человек, технологические и научные знания, применяемые в процессе труда), и, во-вторых, компоненты вещественные (орудия и средства производства). Производительные силы характеризуют уровень освоения природы человеком. Они являются наиболее подвижной и ведущей стороной способа производства. С изменения производительных сил начинаются изменения всего способа производства. Каждой качественно новой ступени развития производительных сил соответствует определенный тип производственных отношений.Производственные отношения — это материальные экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства и потребления орудий труда и средств жизни. Их надо отличать от технологических и технических отношений, без которых невозможен процесс производства. Это отношения между инженерами и рабочими, между участками и цехами и т.п., основанные на техническом сотрудничестве, на чисто технологическом разделении труда в процессе производства. В отличие от такого типа отношений производственные отношения являются социально-экономической формой производительных сил. Они характеризуют не технические навыки и опыт работников, а прежде всего собственность на средства производства. Именно поэтому они являются не техническими или технологическими отношениями, а экономическими отношениями. В общественном производстве люди вынуждены относиться друг к другу как собственники и несобственники. Система производственных отношений включает в себя три основных элемента: · типы и формы собственности на средства производства и произведенные продукты; · характер взаимного обмена деятельностью в процессе производства; · способы распределения произведенного продукта. Ведущую роль в этой системе играет первый элемент — собственность на средства производства. Поэтому в истории общества выделяют следующие основные формы собственности: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодально-крепостническую, буржуазную, социалистическую. Развитие материального производства рассматривается как основа всего исторического процесса, а экономическая подсистема выступает фундаментом, базисом всех остальных подсистем. Социальная подсистема. Термин социальность (от лат. socialis) означает общественность, общежительность, гражданственность, взаимные отношения и обязанности в общественной жизни. Употребляются также термины «социум» — общее, совместное и «социетальный» — относящийся к обществу в целом, затрагивающий интересы всех общественных групп и слоев населения. Взятый в широком смысле термин «социальный» по объему и по содержанию совпадает с термином «общественный». В узком смысле под «социальным» понимают все, что относится к разновидностям социума — семейно-родственные, национально-этнические, территориально - поселенческие сообщества. Сюда же входят проблемы структурирования общества, или его деления на группы по различным социальным признакам — классовым, профессиональным, демографическим и т.п. Существует не только социально-групповой, но и институциональный срез социума. Социальными институтами называют организации, учреждения, образования и т.п., выполняющие определенные функции и затрагивающие интересы достаточно больших групп населения. В ходе истории складываются устойчивые группы людей, получившие название исторические общности. Исторически первыми были родо-племенные общности, основанные на кровнородственных связях. Вместе с ними возникают первые формы семьи и брака, прошедшие большой путь развития: от кровнородственной, групповой, семьи к парной и, наконец, к моногамной семье - наиболее распространенному типу семейно-брачных отношений. Разновидностью моногамной семьи является так называемая нуклеарная семья, состоящая из супругов и их детей. На социальном микроуровне семья оказалась наиболее устойчивой общностью несмотря на многочисленные попытки разрушить ее, заменив «свободным сожительством». На социальном макроуровне современного общества наиболее устойчивой исторической общностью следует признатьнации. В первобытно-общинном строе доминировали родовые отношения, базирующиеся на кровных связях. Носителями родовых отношений были племена, из которых впоследствии образовались народности и народы. Нации начали формироваться только в период становления буржуазного общества и возникновения единого рынка. Например, русская нация начала складываться в XVII веке, когда на базе растущего товарного обращения и концентрации местных рынков возник всероссийский рынок. Нация - историческую общность людей, которая характеризуется общностью территории, экономических связей, языка и спецификой духовной культуры и психологического характера. Было бы неправильно рассматривать нацию как чисто природное, биологическое образование. Нация прежде всего продукт развития социальных отношений и связей, характерных для эпохи капитализма. Но каждая нация имеет глубокие корни, уходящие в глубь ее истории. Психологические черты и другие особенности русской нации стали складываться не в XVII веке, а на несколько веков раньше. В них отразились как особенности исторической судьбы, так и природно-географические условия жизни наших предков. Социальные классы. Первобытно-общинный строй просуществовал не менее миллиона лет. Ему был присущ крайне медленный темп социальных изменений. Тем не менее, примерно 7—8 тысяч лет назад этот строй подошел к важнейшему рубежу — возникновению частной собственности, которая постепенно вытеснила коллективную (общинную и родовую) собственность и привела к возникновению классов, или социальных групп с противоположными интересами и особым местом в социальной структуре общества. Материальной предпосылкой формирования классов стало общественное разделение труда. Сначала отделились скотоводческие племена от той массы племен, которые продолжали заниматься охотой, рыболовством, собиранием диких плодов и кореньев. Затем ремесло отделилось от возникшего регулярного земледелия, наконец, торговля превратилась в самостоятельный вид деятельности, и сформировался класс торговцев, первая в истории человечества социальная группа, которая хотя ничего не производила, но осуществляла ставшую общественно необходимой коммуникативную функцию обмена произведенными продуктами. Существование классов и классовой борьбы было известно уже античным философам и историкам. Классики английской политической экономии раскрыли экономическую анатомию социальных классов, а французские историки времен реставрации (первая половина XIX века) усматривали в борьбе классов ключ к пониманию всей французской истории. Они считали эту борьбу естественным явлением в жизни любого общества, причину возникновения классов находили в насилии приведшем к порабощению слабых сильными. Еще с античных времен и до наших дней бытует так называемая органическая теория общества, с точки зрения которой существование классов так же необходимо, как наличие органов, выполняющих целенаправленные функции в живом организме. Принципиально иным был подход к решению этой проблемы у основоположников марксизма. Существование классов связано с определенными историческими фазами в развитии производства. Никакое насилие не могло бы привести к возникновению классов, пока не сформировались необходимые материальные предпосылки для их появления, а именно возросший уровень развития производительности труда. Исходяиз этих предпосылок, Ленин дает следующее определение понятия классов: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы — это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». В докапиталистических классовых обществах существовали также сословия — социальные группы, пользующиеся особыми. правами и имеющие обязанности, которые были закреплены в обычаях или законах. В России до 1917 г. имелись сословия дворян, купцов, мещан, селян. Купцы делились на гильдии, или степени, которые отличались правами и платимыми пошлинами. Свои градации были и в других сословиях. Любой социальный класс неоднороден. В его состав входят слои и группы, различающиеся по роду деятельности, квалификации, богатству, происхождению и т.п. Все они объединены общими условиями существования и функционирования соответствующего класса. Конкретизированное понятие социальной группы определяется как некое коллективное единство, направленное на выполнение общего дела, выражающее себя через определенное поведение и стремящееся к известному равновесию, в котором центростремительные силы преобладаютнад центробежными. Дальнейшая конкретизация понятия «социальная группа» дается в теории социальной стратификации и социальной мобильности. Все общество делится на особые слои, или страты. Этот термин заимствован из геологии, где под стратами понимаются пласты в геологической породе. Иногда в социологии страты называют классами, статусами и т.п. На основании каких же признаков следует относить людей к определенному слою? Однозначного ответа на этот вопрос западные социологи не дают. Обычно в качестве основания деления выдвигают следующие признаки: профессия или род занятий, доходы или уровень жизни, общность социальных интересов, культурный уровень или образование, стиль и образ жизни, обладание политической властью и т.п. Деление общества на страты можно производить по одному из вышеуказанных признаков, но чаще берется несколько признаков, и тогда получается «многомерная стратификация», согласно которой один и тот же человек может принадлежать одновременно к нескольким слоям, или классам. Например, входить в класс людей, имеющих высшее образование, в класс менеджеров, в класс людей, имеющих собственные дома, и т.п. При такой множественности признаков отходит на второй план или вовсе игнорируется такой важнейший признак как место социальных групп в системе общественного производства и их отношения к собственности на средства производства, что, с точки зрения марксизма, является главным классообразующим признаком. Различные социологи называют разное число страт, или классов: от двух до десяти и выше. Если страт названо много, то они нумеруются или разбиваются на три группы: высшие, средние и низшие. Характерной чертой общества, разделенного на страты, является социальная мобильность, которая подразделяется на горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность — это перемещение людей внутри одного и того же слоя, например, перемена места работы по той же самой специальности при сохранении примерно такого же заработка. Наибольший интерес представляет вертикальная мобильность — перемещение людей из низших слоев в высшие и наоборот. Часть западных социологов полагает, что западное общество как общество «открытое» характеризуется высокой вертикальной мобильностью, причем мобильностью, повышающей статус людей. В нем имеются равные возможности на старте, и каждый имеет шансы стать миллионером. Называют «социальные лифты», при помощи которых можно подняться наверх. Обычно говорят о шести таких лифтах: 1) экономика, сфера бизнеса; 2) политика; 3) армия, военная служба; 4) церковь (и здесь есть шансы пробиться в высшую церковную иерархию); 5) наука (это наименее благодарное и весьма трудоемкое поприще);
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1910; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.100 (0.009 с.) |