Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Важнейшие подсистемы общества.

Поиск

2.1. Экономическая подсистема.

Экономической подсистемой общества является экономика, ко­торую в широком смысле определяют как способ производства мате­риальной жизни, включая совокупность производственных отноше­ний, присущих данному общественному строю; в узком — как народ­ное хозяйство какой-то страны или отдельной его отрасли — эко­номику промышленности, экономику сельского хозяйства и т.п. Экономи­ка имеет и глобальное измерение, учитывающее все мирохозяйст­венные связи, разделение труда, мировую торговлю.

Ядром экономики следует признать материальное производство - это сфера, в которой создается совокупный общественный про­дукт и национальный доход.

К раскрытию действительной роли материального производст­ва и трудовой деятельности в жизни общества наука пришла не сразу. Первыми попытками дать анализ буржуазного общества были монетаристская и меркантилистская теории, исходившие из товарного обращения, из денег, усматривая в них источник прибы­ли. Следующая стадия развития политической экономии — ману­фактурная, или коммерческая, теория. Ее представители переноси­ли источник богатства в коммерческий и мануфактурный труд. Хотя сама мануфактурная и коммерческая деятельность понима­лась ими в ограниченной форме (только как производящая деньги), это был один из важных этапов развития экономической науки. Физиократические теории (Тюрго, Кене) полагали, что создает бо­гатства определенный вид труда, а именно — труд земледель­ческий.

Вершиной развития буржуазной политической экономии были системы Адама Смита и Давида Рикардо. Огромный прогресс их теорий в сравнении с предыдущими состоял в том, что они в каче­стве источника богатства рассматривали не какой-то определен­ный вид труда, а труд вообще. Однако эти классики политической экономии не были последовательными и не дошли до понимания абстрактного труда независимо от его конкретных форм, не дали анализа прибавочной стоимости. Это сделали Маркс и Энгельс.

Как это очевидно, экономическая мысль шла от единичного к общему и от него к всеобщему, от раскрытия специфических раз­новидностей труда (мануфактурного, земледельческого и т.п.) к труду вообще, т.е. общечеловеческому абстрактному труду.

Маркс и Энгельс пришли к выводу, что способ производства представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы явля­ются сложной системой, включающей, во-первых, субъективные компоненты (трудящийся человек, технологические и научные знания, применяемые в процессе труда), и, во-вторых, компоненты вещественные (орудия и средства производства). Производитель­ные силы характеризуют уровень освоения природы человеком. Они являются наиболее подвижной и ведущей стороной способа производства. С изменения производительных сил начинаются из­менения всего способа производства.

Каждой качественно новой ступени развития производитель­ных сил соответствует определенный тип производственных отно­шений.Производственные отношения — это материальные эконо­мические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства и потребления орудий труда и средств жизни. Их надо отличать от технологических и технических отношений, без кото­рых невозможен процесс производства. Это отношения между ин­женерами и рабочими, между участками и цехами и т.п., основан­ные на техническом сотрудничестве, на чисто технологическом разделении труда в процессе производства. В отличие от такого типа отношений производственные отношения являются социаль­но-экономической формой производительных сил. Они характе­ризуют не технические навыки и опыт работников, а прежде всего собственность на средства производства. Именно поэтому они яв­ляются не техническими или технологическими отношениями, а экономическими отношениями. В общественном производстве люди вынуждены относиться друг к другу как собственники и не­собственники.

Система производственных отношений включает в себя три основных элемента:

· типы и формы собственности на средства производства и произведенные продук­ты;

· характер взаимного обмена деятельностью в про­цессе производства;

· способы распределения произве­денного продукта.

Ведущую роль в этой системе играет первый элемент — собст­венность на средства производства. Поэтому в истории общества выделяют следующие основные формы собственности: первобыт­но-общинную, рабовладельческую, феодально-крепостническую, буржуазную, социалистическую. Развитие материального произ­водства рассматривается как основа всего исторического процесса, а экономическая подсистема выступает фундаментом, базисом всех остальных подсистем.

Социальная подсистема.

Термин социальность (от лат. socialis) означает общественность, общежительность, гражданственность, взаимные отношения и обязанности в общественной жизни. Употребляются также терми­ны «социум» — общее, совместное и «социетальный» — относя­щийся к обществу в целом, затрагивающий интересы всех общест­венных групп и слоев населения. Взятый в широком смысле термин «социальный» по объему и по содержанию совпадает с термином «общественный».

В узком смысле под «социальным» понимают все, что относится к разновидностям социума — семейно-родственные, национально-этнические, территориально - поселенческие сообщества. Сюда же входят проблемы структурирования общества, или его деления на группы по различным социальным признакам — клас­совым, профессиональным, демографическим и т.п.

Существует не только социально-групповой, но и институцио­нальный срез социума. Социальными институтами называют орга­низации, учреждения, образования и т.п., выполняющие опреде­ленные функции и затрагивающие интересы достаточно больших групп населения.

В ходе истории складываются устойчивые группы людей, полу­чившие название исторические общности. Исторически первыми были родо-племенные общности, основанные на кровнородствен­ных связях. Вместе с ними возникают первые формы семьи и брака, прошедшие большой путь развития: от кровнородственной, груп­повой, семьи к парной и, наконец, к моногамной семье - наиболее распространенному типу семейно-брачных отношений. Разновид­ностью моногамной семьи является так называемая нуклеарная семья, состоящая из супругов и их детей. На социальном микроу­ровне семья оказалась наиболее устойчивой общностью несмотря на многочисленные попытки разрушить ее, заменив «свободным сожительством». На социальном макроуровне современного обще­ства наиболее устойчивой исторической общностью следует при­знатьнации.

В первобытно-общинном строе доминировали родовые отно­шения, базирующиеся на кровных связях. Носителями родовых отношений были племена, из которых впоследствии образовались народности и народы. Нации начали формироваться только в пери­од становления буржуазного общества и возникновения единого рынка. Например, русская нация начала складываться в XVII веке, когда на базе растущего товарного обращения и концентрации местных рынков возник всероссийский рынок.

Нация - историческую общность людей, которая характеризуется общностью территории, экономических связей, языка и спецификой духовной культуры и психологического характера. Было бы неправильно рассматривать нацию как чисто природное, биологическое образование. Нация прежде всего про­дукт развития социальных отношений и связей, характерных для эпохи капитализма. Но каждая нация имеет глубокие корни, ухо­дящие в глубь ее истории. Психологические черты и другие особен­ности русской нации стали складываться не в XVII веке, а на не­сколько веков раньше. В них отразились как особенности истори­ческой судьбы, так и природно-географические условия жизни наших предков.

Социальные классы. Первобытно-общинный строй просущест­вовал не менее миллиона лет. Ему был присущ крайне медленный темп социальных изменений. Тем не менее, примерно 7—8 тысяч лет назад этот строй подошел к важнейшему рубежу — возникнове­нию частной собственности, которая постепенно вытеснила кол­лективную (общинную и родовую) собственность и привела к воз­никновению классов, или социальных групп с противоположными интересами и особым местом в социальной структуре общества. Материальной предпосылкой формирования классов стало обще­ственное разделение труда. Сначала отделились скотоводческие племена от той массы племен, которые продолжали заниматься охотой, рыболовством, собиранием диких плодов и кореньев. Затем ремесло отделилось от возникшего регулярного земледелия, наконец, торговля превратилась в самостоятельный вид деятель­ности, и сформировался класс торговцев, первая в истории челове­чества социальная группа, которая хотя ничего не производила, но осуществляла ставшую общественно необходимой коммуникатив­ную функцию обмена произведенными продуктами.

Существование классов и классовой борьбы было известно уже античным философам и историкам.

Классики английской политической экономии раскрыли эко­номическую анатомию социальных классов, а французские исто­рики времен реставрации (первая половина XIX века) усматривали в борьбе классов ключ к пониманию всей французской истории. Они считали эту борьбу естественным явлением в жизни любого общества, причину возникновения классов находили в насилии приведшем к порабощению слабых сильными.

Еще с античных времен и до наших дней бытует так называемая органическая теория общества, с точки зрения которой существо­вание классов так же необходимо, как наличие органов, выполня­ющих целенаправленные функции в живом организме.

Принципиально иным был подход к решению этой проблемы у основоположников марксизма. Существование классов связано с определенными историческими фазами в развитии производства. Никакое насилие не могло бы привести к возникновению классов, пока не сформировались необходимые материальные предпосылки для их появления, а именно возросший уровень развития произво­дительности труда. Исходяиз этих предпосылок, Ленин дает сле­дующее определение понятия классов: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отно­шению (большей частью закрепленному и оформленному в зако­нах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы — это такие группы людей, из которых одна может присва­ивать себе труд другой, благодаря различию их места в определен­ном укладе общественного хозяйства».

В докапиталистических классовых обществах существовали также сословия — социальные группы, пользующиеся особыми. правами и имеющие обязанности, которые были закреплены в обычаях или законах. В России до 1917 г. имелись сословия дворян, купцов, мещан, селян. Купцы делились на гильдии, или степени, которые отличались правами и платимыми пошлинами. Свои гра­дации были и в других сословиях.

Любой социальный класс неоднороден. В его состав входят слои и группы, различающиеся по роду деятельности, квалификации, богатству, происхождению и т.п. Все они объединены общими ус­ловиями существования и функционирования соответствующего класса.

Конкретизированное поня­тие социальной группы определяется как некое коллективное единство, направленное на выполнение общего дела, выражающее себя через определенное поведение и стремящееся к известному равновесию, в котором центростремительные силы преобладаютнад центробежными.

Дальнейшая конкретизация понятия «социальная группа» дает­ся в теории социальной стратификации и социальной мобильности. Все общество делится на особые слои, или страты. Этот термин заимствован из геологии, где под стратами понимаются пласты в геологической породе. Иногда в социологии страты называют классами, статусами и т.п. На основании каких же признаков сле­дует относить людей к определенному слою? Однозначного ответа на этот вопрос западные социологи не дают. Обычно в качестве основания деления выдвигают следующие признаки: профессия или род занятий, доходы или уровень жизни, общность социальных интересов, культурный уровень или образование, стиль и образ жизни, обладание политической властью и т.п.

Деление общества на страты можно производить по одному из вышеуказанных признаков, но чаще берется несколько признаков, и тогда получается «многомерная стратификация», согласно кото­рой один и тот же человек может принадлежать одновременно к нескольким слоям, или классам. Например, входить в класс людей, имеющих высшее образование, в класс менеджеров, в класс людей, имеющих собственные дома, и т.п. При такой множественности признаков отходит на второй план или вовсе игнорируется такой важнейший признак как место социальных групп в системе обще­ственного производства и их отношения к собственности на сред­ства производства, что, с точки зрения марксизма, является глав­ным классообразующим признаком.

Различные социологи называют разное число страт, или клас­сов: от двух до десяти и выше. Если страт названо много, то они нумеруются или разбиваются на три группы: высшие, средние и низшие.

Характерной чертой общества, разделенного на страты, являет­ся социальная мобильность, которая подразделяется на горизонталь­ную и вертикальную. Горизонтальная мобильность это перемеще­ние людей внутри одного и того же слоя, например, перемена места работы по той же самой специальности при сохранении примерно такого же заработка. Наибольший интерес представляет вертикаль­ная мобильность перемещение людей из низших слоев в высшие и наоборот.

Часть западных социологов полагает, что западное общество как общество «открытое» характеризуется высокой вертикальной мобильностью, причем мобильностью, повышающей статус людей. В нем имеются равные возможности на старте, и каждый имеет шансы стать миллионером. Называют «социальные лифты», при помощи которых можно подняться наверх. Обычно говорят о шести таких лифтах:

1) экономика, сфера бизнеса;

2) политика;

3) армия, военная служба;

4) церковь (и здесь есть шансы пробить­ся в высшую церковную иерархию);

5) наука (это наименее благо­дарное и весьма трудоемкое поприще);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1910; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.198.32 (0.011 с.)