Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика форм речи: диалог и монологСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы 1. Дайте определение диалога и монолога. 2. Что является основной минимальной единицей диалога? Каким образом создаётся диалогическое единство? 3. В каких случаях диалог становится неинформативным? 4. Укажите основные виды диалога. 5. Назовите основные типы монологической речи. Дайте им характеристику.
Основная литература 1. Введенская Л.А.[1, 153с.] 2. Русский язык и культура речи / Под ред. проф. В.И. Максимова [7, гл. 2, § 3, 52-67с.]
Задание 1 · Прочитайте и проанализируйте тексты диалогов, указав их особенности. План анализа диалога – Тип диалога (бытовой, деловая беседа, интервью, установление контакта, обмен сообщениями, диалог-волеизъявление, вопросно-ответный); – Структура диалога (зачин, основная часть, концовка); – Тип взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество, равенство; – Характеристика речи участников диалога.
Пример анализа диалога В комнату к Терехову в ту же почти секунду вошла степенная дама: –…Ты ведь не спишь – я вроде бы слышала твой голос. Откашлявшись, она попросила: – Дай-ка мне, милый, спички. – Пожалуйста. – Чаю захотелось старухе. А спички куда-то делись – склероз. Она присела на минутку: – Ты вежливый, я тебя люблю. – Спасибо. – А Ситников – каков подлец, вздумал магнитофон заводить на ночь глядя. Ты слышал, как я его отделала – что-что, а учить уму-разуму я умею. И, снисходя к собственной слабости, засмеялась. – Старческое, должно быть. (В. Маканин) В данном тексте присутствуют все типичные для бытового диалога черты: – незапланированность (соседка случайно зашла к Терехову за спичками, хотя могла взять их у кого-нибудь другого); – переход от одной темы к другой (спички, которые пожилая соседка потеряла; ее положительное отношение к Терехову; отрицательное отношение к другому соседу; стремление поучать молодых); – невербальные средства общения (смех довольной собой старухи, который также является знаком расположение к Терехову); – разговорный стиль речи, проявляющийся на всех языковых уровнях: а) разговорная лексика: заводить магнитофон, отделать кого-либо, вроде бы; б) синтаксические конструкции, среди которых немало неполных предложений (спички куда-то делись – склероз). Анализируя структуру, нужно отметить, что диалог начинается с зачина, им является реплика – риторический вопрос (…Ты ведь не спишь – я вроде бы слышала твой голос). Основная часть состоит из различного рода высказываний: формул речевого этикета (пожалуйста, спасибо), обращений (дай-ка мне, милый, спички), фраз повествовательного характера (чаю захотелось старухе…). Реплики Терехова по своему объему небольшие, так как у него отсутствует желание продолжать диалог, реплики соседки более распространенные, так как у нее есть потребность в общении. В тексте присутствуют ремарки автора (она присела на минуту…). Диалог имеет концовку (реплика-вывод соседки). Тип взаимодействия участников диалога – равенство. Особенно ярко в данном диалоге проявляются особенности речи соседки (элементы разговорной речи, отклонение от литературных норм).
Тексты для анализа 1. Ипполит Ипполитыч быстро надел панталоны и спросил встревожено: – Что такое? – Я женюсь! Никитин сел рядом с товарищем и, глядя на него удивленно, точно удивляясь самому себе, сказал: – Представьте, женюсь! На Маше Шелестовой! Сегодня предложение сделал. – Что ж? Она девушка, кажется, хорошая. Только молода очень. – Да, молода! – вздохнул Никитин и озабоченно пожал плечами. – Очень, очень молода! – Она у меня в гимназии училась. Я ее знаю. По географии училась ничего себе, а по истории – плохо. И в классе была невнимательна. (А.Чехов «Учитель словесности»)
2.– Дни Стокгольма в Петербурге – это часть общей стратегии городских властей? – Мы тратим много денег на международный м а ркетинг. Мы стараемся как можно шире представлять регион иностранным инвесторам. – На кого в первую очередь направлены эти усилия? – На европейские компании, которые выходят на международный рынок. У Стокгольма есть представительские офисы в Брюсселе и Петербурге. Город представлен также в Токио и Риге. В функции представительств входит завязывать отношения с местными фирмами. – Городские власти как-то поддерживают эти фирмы? – Советами, но не деньгами. – Насколько важны для властей и предпринимателей Стокгольма фирмы из России? – Интерес шведов к российскому рынку постоянно растет. Все больше российских граждан открывает для себя Скандинавию. Предприниматели оценили, насколько благоприятны условия для бизнеса в Стокгольме. (Деловой Петербург. 1998. №39)
3. – Порфирий! – воскликнул толстый, увидев тонкого. – Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет! – Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! Откуда ты взялся? – Милый мой! Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, что же ты? Богат? Женат? – Ты как живешь, друг? Служишь где? Дослужился? – Служу, милый мой! Коллежским ассесором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое…ну, да бог с ним! Ну, а ты как? Небось уже статский? А? – Нет, милый мой, поднимай повыше. Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею. Тонкий вдруг побледнел, окаменел… Сам он съежился, сгорбился, сузился… (А.П. Чехов «Толстый и тонкий»)
4. – Таперя вы где живете? – У барина, Дмитрия Иваныча, в охотниках. К его столу дичь поставлю, а больше так…из-за удовольствия меня держит. – Не степенное ваше дело, Егор Власыч… Для людей это баловство, а у вас оно, словно как бы и ремесло…занятие настоящее. – Не понимаешь ты, глупая, - говорит Егор, мечтательно глядя на небо. – Ты отродясь не понимала и век тебе не понять, что я за человек… По-твоему, я шальной заблудящий человек, а который понимающий. Для того я что ни на есть лучший стрелок во всем уезде. Господа это чувствуют и даже в журнале про меня печатали. Ни один человек не сравняется со мной по охотницкой части… А что я вашим деревенским занятием брезгаю, так это не из баловства, не из гордости. С самого младенчества, знаешь, я окромя ружья и собак никакого занятия не знал… Раз сядет в человека вольный дух, то ничем его не выковыришь. Тоже вот ежели который барин пойдет в ахтеры или по другим каким художествам, то не быть ему ни в чиновниках, ни в помещиках. (А.Чехов «Егерь»)
Задание 2 · К какому типу диалогической речи относится каждый текст? Ответ обоснуйте. · Какие принципы речевой коммуникации в них реализованы? · Объясните, как в предложенных текстах действует закон экономии речевых средств. · Определите, являются ли эти диалоги информативными.
1. – Вчера была выемка вещей из ячеек? – спросил Денисов. – А как же! – Ячеек освободили много? – Полно… – А из восемьсот девяносто шестой изымали вещи? – Сейчас, – дежурная достала из висевшего над головой шкафчика растрепанную книгу. – Точно, изымали… – Что там лежало, в ячейке? – Портфель и целлофановый пакет. Женщина собралась захлопнуть книгу, но Денисов спросил: – Посмотрите, шифр записан? На какой тогда была закрыта ячейка? Палец дежурной скользил по строчкам. – Когда изымаем, шифр обязательно указываем. – Она поправила очки. – Пожалуйста… Шифр «Б-042». (Л. Словин «Подставное лицо»)
2. Судья: Чем вы занимаетесь? Бродский: Пишу стихи. Перевожу. Я полагаю… Судья: Никаких «полагаю». Стойте как следует! Не прислоняйтесь к стене. Смотрите на суд! Отвечайте суду как следует!.. У вас есть постоянная работа? Бродский: Я думал, что это постоянная работа. Судья: Отвечайте точно! Бродский: Я писал стихи. Я думал, что они будут напечатаны. Я полагаю… Судья: Нас не интересует «Я полагаю». Отвечайте, почему вы не работали? Бродский: Я работал. Я писал стихи. Судья: Нас это не интересует. Нас интересует, с каким издательством вы были связаны. Бродский: У меня были договоры с издательством. Судья: Так и отвечайте. У вас договоров достаточно, чтобы прокормиться? Перечислите, какие, от какого числа, на какую сумму? Бродский: Точно не помню. Все договоры у моего адвоката. Судья: Ваш трудовой стаж? Бродский: Примерно… Судья: Нас не интересует «Примерно»! Бродский: Пять лет. Судья: Где вы работали? Бродский: На заводе, в геологических партиях… Судья: А вообще, какая ваша специальность? Бродский: Поэт, поэт-переводчик. (стенограмма первого суда над Иосифом Бродским 18 февраля 1964 г.)
3. А. – Алло. «Интерконгресс». Б. – Здравствуйте. Я вам вчера звонила относительно симпозиума. А. – Добрый день. Слушаю вас. Б. – Вы можете предоставить нам помещение на сто тридцать – сто сорок человек? А. – Да. Мы можем забронировать для вас конференц-зал на сто пятьдесят мест. Б. – Это нам подходит, спасибо. А как оформить аренду мебели? А. – В заявке нужно точно указать названия всех предметов и их количество. Б. – Как отправить заявку? А. – Вы должны отправить на наш адрес гарантийное письмо. В нём вы и укажите все виды услуг и их стоимость. Б. – Понятно. Письмо можно отправить и по почте, и по факсу? А. – Да. Б. – И через сколько дней вы его получите? А. – Письмо идёт обычно два-три дня. Б. – Это довольно долго. А. – Можно послать с нарочным, тогда оно придёт к нам в течение двух часов. Б. – Так мы и сделаем. Спасибо большое за исчерпывающую информацию. А. – Пожалуйста.
Задание 3 · Прочитайте диалоги и определите, какое значение для установления контактов между собеседниками имеют выделенные предложения. · Составьте свои диалоги по образцу прочитанных. 1.– мы изучили ваш случай и решили, что он соответствует условиям нашей политики. Это означает, что Вам причитается 3300 долларов. – Понимаю. А как вы получили эту сумму? – Мы решили, что машина этого стоит. – Я понимаю, но какой критерий вы использовали для определения этой суммы? Не знаете, где я могу купить подобную машину на эту сумму? – А Вы сколько хотите? – Я хочу только то, что мне причитается в соответствии с вашей политикой. Я нашёл подержанную машину наподобие моей за 3 тысячи 850 долларов. Прибавьте торговые услуги и акцизный налог, получится около 4 тысяч. – 4 тысячи! Это слишком много! – Я не прошу 4 тысячи, или 3 тысячи, или 5 тысяч долларов, я просто хочу справедливой компенсации. Не кажется ли вам, что будет справедливо, если я получу достаточно только для покупки машины? – О’кей. Я предлагаю вам 3 тысячи 500 долларов. Это самое большее, на что я могу пойти. Такова политика компании. – А как компания это определяет? – Послушайте, 3 тысячи 500 – это всё, что Вы можете получить. Соглашайтесь или нет, как хотите. – Может, 3 тысячи 500 и справедливо, я не знаю. Я, безусловно, понимаю вашу позицию, если вы связаны политикой компании. Но если вы не можете объективно определить, почему именно эта сумма мне причитается, я думаю, мне лучше обратиться в суд. Почему бы нам не разобраться в этом заново и не поговорить ещё раз? В среду в одиннадцать часов Вам подойдёт? – О’кей, господин Грифит, у меня есть сегодняшняя газета с рекламой «Фиесты-78» за 3 тысячи 400 долларов. – Да? А сколько, там говорится, она прошла миль? – 49 тысяч, а что? – Потому, что моя прошла только 25 тысяч миль. Насколько это увеличивает цену согласно вашей бухгалтерии? – Дайте подумать… на 150 долларов. – Взяв 3 тысячи 400 долларов за основу, получается 3 тысячи 550 долларов. А говорится в рекламе что-нибудь о радио? – Нет. – А сколько это добавляет по вашим расчётам? – 125 долларов. – А за кондиционер? – 325 долларов. – О’кей. Наши интересы совпадают в решении этой проблемы.
2.– Алло, это Люда? – Нет, это ее сестра. Люды нет дома. Что ей передать? – Передайте, пожалуйста, что звонила Клава. Пусть она позвонит сегодня обязательно. – Хорошо, передам. – Спасибо, всего доброго. – До свидания.
Задание 4 · Добавьте ответные реплики так, чтобы получился диалог. 1.– Андрея Захаровича, пожалуйста…Абрикосов? Алло! Андрей Захарович, это ты? Узнал меня? Хорошо, я еду, жди.
2.– Это квартира Сергеевых? Нет? Извините, я ошибся номером.
3.– Да, да, я вас слушаю. Да, это я. Хорошо, что позвонила, я как раз собирался выходить. Хорошо, буду ждать звонка.
Задание 5 · Прочитайте начало диалога.
– Известно, что развитие письма шло от картинки к букве. Это легко объяснить: буквенное письмо удобнее рисуночного. – Нет, я с вами не согласен. Рисунок понимают все, даже неграмотные.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 2641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.186.156 (0.014 с.) |