Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И.В. Присяжнюк, И.Г. Ефимова↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса И.В. Присяжнюк, И.Г. Ефимова РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ практикум к Самостоятельной работе студентов очной формы обучения шахты 2004 УДК ББК
Авторы-составители: к.ф.н., преподаватель кафедры «Иностранные языки» И.В. Присяжнюк преподаватель кафедры «Иностранные языки» И.Г. Ефимова
Рецензенты: д.ф.н., профессор кафедры «Русский язык и теория языка» Ростовского государственного педагогического университета В.П. Малащенко к.ф.н., ст. преподаватель кафедры «Иностранные языки» Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса Т.Г. Каширская
В настоящем практикуме представлен материал к самостоятельной работе студентов 1 курса всех специальностей очной формы обучения. Предлагаемые задания предназначены для индивидуальной самостоятельной работы обучающихся, также для проверки преподавателем знаний, умений и навыков, приобретённых студентами. Издание содержит списки основной и дополнительной литературы, теоретические вопросы, необходимые для усвоения каждой темы, практические задания и образцы анализа различных текстов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной мере зависят от степени владения молодым человеком грамотной речью, от его умения эффективно общаться. «Русский язык и культура речи» – учебная дисциплина, представляющая собой важное звено в профессиональной подготовке высококвалифицированного специалиста. владение навыками речевого общения, знание норм произношения и ударения, а также особенностей грамматического и синтаксического строя языка, умение строить тексты разных типов и стилей речи помогут будущему специалисту достичь успеха в профессиональной деятельности и обрести уверенность в своих силах. Предлагаемые задания и рекомендации к ним составлены в соответствии с действующей программой по дисциплине «Русский язык и культура речи» в целях организации самостоятельной работы студентов всех специальностей очной (дневной) формы обучения. В практикуме предлагаются вопросы для самостоятельной работы, списки основной и дополнительной литературы, образцы анализа текстов различных типов и стилей речи со вспомогательным материалом в виде планов и схем, а также собственно тексты и задания для самостоятельного изучения и анализа. Своевременное выполнение заданий и рекомендаций к ним будет способствовать более эффективному усвоению основных принципов культуры речи и более детальному изучению традиций отечественной языковой школы.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература: 1. Культура русской речи: Учебник для вузов / С.И. Виноградов, Л.К. Грау-дина, В.П. Даниленко и др.; Отв. ред.. проф. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяе-ва. – М.: Норма, 2003. – 550 с. 2. Русский язык и культура речи: Учебник для высших учебных заведений В.И. Максимов, Н.В. Казаринова, Н.Р. Барабанова и др.; Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – 413 с. 3. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарс-кий, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш.шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 509 с. 4. Введенская Л.А. Культура и искусство речи: Современная риторика: Учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов на/Д: Феникс, 2002. – 565 с. 5. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов на/Д: Феникс, 2002. – 544 с. 6. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие / И.Б. Голуб. – 4-е изд. – М., Логос, 2002. – 432 с. 7. Голуб И.Б. Стилистика русского языка: Учеб. пособие / И.Б. Голуб. – 4-е изд. – М: Айрис-пресс, 2003. – 448 с. 8. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учеб. пособие / И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, Рольф, 2001. – 233 с. 9. Данцев А.А. Русский язык и культура речи для технических вузов: Учеб. пособие / А.А. Данцев, Н.В. Нефедова.– Ростов на/Д: Феникс, 2001.–320 с. 10. Сборник упражнений по современному русскому языку: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000. – 302 с.
Дополнительная литература: 11. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум / Н.С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С. Клюев и др. – 8-е изд., испр. – М.: Флинта, Наука, 2002. – 315 с. 12. Колтунова М.В. язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет. Учебное пособие для вузов. – М.: Экономическая литература, 2002.–288 с. 13. Галлингер И.В. культура речи: Пособие. – М.: АО АСПЕКТ, ПРЕСС, 1994. – 351 с. 14. Мучник Б.С. культура письменной речи. Формирование стилистического мышления: Пособие. – М.: АО АСПЕКТ, ПРЕСС, 1994. – 206 с. 15. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. –3-е изд. – М.: Айрис-пресс, Рольф, 2001. – 362 с. 16. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литератур-ному редактированию / Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанжакова, Н.П. Кабанова. – М.: 2000. – 368 с. 17. Русский язык конца ХХ столетия (1985 – 1995): Монография / Под ред. проф. Е.А. Земской. – М.: Языки русской культуры, 2001. – 478 с.
Словари и справочники: 18. Агеенко Ф.Л. Словарь ударений для работников радио и телевидения: Ок. 75 000 словарных единиц / Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва / Под ред. Д.Э. Ро-зенталя. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 1984. 19. Александрова З.Л. Словарь синонимов русского языка: Ок. 19000 синонимических рядов / Под ред. Л.А. Чешко. – 5-е изд, стереотип. – М.: Русский язык, 1986. 20. Бельчиков Ю.А. Словарь паронимов русского языка / Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева. – М., 1994. 21. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – 2-е изд., испр. и доп. – Ростов на/Д: Изд-во рост. гос. ун-та, 1982. 22. Веселов П.В. Аксиомы делового письма. – М.,1993. 23. Новейший словарь иностранных слов и выражений. – Мн.: Харвест, М.: ООО Издательство АСТ, 2001. – 976 с. 24. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. ред. Бурцева В.В. – М.: Русский язык, 2000. – 756 с. 25. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1994 (и более поздние издания). 26. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова; РАН. Институт русского языка. – 9-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 2001. – 688 с. 27. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М.: Высшая школа, Инфра – М, 1998. – 192 с. 28. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник для работников печати. – М.: Книга, 1987. 29. Розенталь Д.Э. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов / Д.Э. Розенталь, Т.А. Теленкова. – 5-е изд., стереотип. – М.,1986. 30. Словарь делового человека / Под ред. В.Ф. Халипова. – М., 1994. 31. Толковый словарь русского языка конца ХХ в. Языковые изменения / Под ред. Г.Н. Скляревской. С-Пб., 1998. 32. Фразеологический словарь русского языка / Под ред А.И. Молоткова, 1967 (и более позднее издание). РАЗДЕЛ 1 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1 РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ вопросы 1. дайте определение основных единиц речевого общения. 2. Охарактеризуйте принципы речевой коммуникации. 3. Что понимается под эффективностью речевой коммуникации? 4. Назовите основные виды аргументов и дайте им характеристику. 5. Что понимается под невербальными средствами общения?
основная литература 1. Введенская Л.А. [1, 163-211с.]
Задание 1 · прочитав отрывки из художественных произведений, ответьте на вопрос: «состоялось ли общение между героями», если нет, то почему?
1. Иногда Базаров отправлялся в деревню и, подтрунивая по обыкновению, вступал в беседу с каким-нибудь мужиком. «Ну, – говорил он ему, – излагай мне свои воззрения на жизнь, братец: ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России…» Мужик либо не отвечал ничего, либо произносил слова вроде следующих: «А мы могим… Тоже, потому, значит…какой положен у нас, примерно, придел»… – О чем толковал? – спросил у него другой мужик, присутствовавший при беседе его с Базаровым. – О недоимке, что ль? – Какое о недоимке, братец ты мой! – отвечал первый мужик, – так, болтал кое-что: язык почесать захотелось. Известно, барин, разве он понимает… («Отцы и дети» И.С. Тургенев)
2.– необходимая вещь. – Глебу нужно было, чтоб была – философия. Он оживился. – ну, и как насчёт первичности? – Какой первичности? – опять не понял кандидат. И внимательно посмотрел на Глеба. И все посмотрели на Глеба. – первичности духа и материи. – Глеб бросил перчатку. Глеб как бы стал в небрежную позу и ждал, когда перчатку поднимут. Кандидат поднял перчатку. – Как всегда, – сказал он с улыбкой. – Материя первична… – А дух? – А дух – потом. А что? – Это входит в минимум? – Глеб тоже улыбался. – Вы извините, мы тут… далеко от общественных центров, поговорить хочется, но не особенно-то разбежишься – не с кем. Как сейчас философия определяет понятие невесомости? – Как всегда определяла. Почему – сейчас? – Но явление-то открыто недавно. – глеб улыбнулся прямо в глаза кандидату. – Поэтому я и спрашиваю. Натурфилософия, допустим, определит это так, стратегическая философия – совершенно иначе… – Да нет такой философии – стратегической! – заволновался кандидат. – Вы о чём вообще-то? («Срезал» В.М. Шукшин)
Задание 2 · эффективны ли предложенные речевые ситуации? · Какие принципы речевой коммуникации в них реализованы?
1. Есть у меня приятель судья, очень хороший человек. Пришла к нему экономка с жалобой, что такой-то писец ее изобидел: встретившись с ней на улице, картуза не снял…Подать сюда писца. – Ты по какому это праву не поклонился Анисье? – Да помилуйте, ваше высокоблагородие… – Нет, ты отвечай, по какому ты праву не поклонился Анисье? – Да помилуйте, ваше высокоблагородие… – Ты мне говори: отвалятся у тебя руки? А? отвалятся? – Да помилуйте, ваше высокоблагородие… – Нет, ты не вертись, а отвечай прямо: отвалятся у тебя руки или нет? На вопрос, так прямо поставленный, писец молчит и переминается с ноги на ногу. Приятель мой – во всем блеске заслуженного торжества. – Что же ты молчишь? Ты говори: отвалятся или нет? – Нет, – отвечает подсудимый с каким-то злобным шипеньем. – Ну, следственно… (М.Е. Салтыков-Щедрин)
2. Денис зевает и крестит рот. – В прошлом году здесь сошёл поезд с рельсов, – говорит следователь. – теперь понятно, почему… – Чего изволите? – Теперь, говорю, понятно, отчего в прошлом году сошёл поезд с рельсов… Я понимаю! – На то вы и образованные, чтобы понимать, милостивцы наши… господь знал, кому понятие давал… Вы вот и рассудили, как и что, а сторож тот же мужик, без всякого понятия, хватает за шиворот и тащит… Ты рассуди, а потом и тащи! Сказано – мужик, мужицкий и ум… Запишите также, ваше благородие, что он меня два раза по зубам ударил и в груди. (А.П. Чехов)
Задание 3 · Определите, к какому виду жестов (ритмический, указательный, эмоциональный, изобразительный, символический) относится каждый из описанных И.С. Тургеневым в романе «Новь». · Какая дополнительная информация передается невербальными средствами в каждом отрывке? · Как невербальные средства общения взаимодействуют с вербальными?
1.– И откуда взялся, черномазый, паскудный, усы как у таракана… – Тут Пуфка показала своими толстыми короткими пальцами, какие у него усы.
2. Соломин повел сперва одним плечом – потом другим; у него была такая повадка, когда он не тотчас решался отвечать. – Без сомненья, промолвил он наконец, – вы, господин Паклин, обиды никому причинить не можете – и не желаете; и к господину Голушкину почему же вам не пойти? Паклин погрозил ему пальцем. – О! да и вы, я вижу, злой!
3.– Ах, если б кто-нибудь мог почувствовать, до какой степени я несчастлив! – Маркелов ударил себя кулаком в грудь, и в ней словно что застонало. – Нежданов! Будь великодушен! Дай мне руку… Не откажись простить меня! Нежданов протянул ему руку – нерешительно, но протянул. Маркелов стиснул ее так, что тот чуть не вскрикнул.
4.– Да, я решился! – повторил он, с размаху ударив по колену своим волосатым, смуглым кулаком, – я ведь упрямый… – Ну. Так чем же вы решили? Нежданов пожал плечами. – Да я тебе сказал уже, что пока – ничем, надо будет ещё подождать.
5.– Гм! – произнес Сипягин. – Это ты про студентика? – Про господина студента. – Гм! Разве у него тут (он повертел рукою около лба)…что-нибудь завелось? А?
Задание 4 · Прочитав текст, проанализируйте, как автор характеризует Л.Н. Толстого в роли говорящего и слушающего.
Для Льва Николаевича ни один человек, с которым он вступал в общение, ни одно дело, которое он делал, не казалось незначительным, все он делал серьезно, с напряжением своих душевных сил: глубоко думал, внимательно слушал, когда нужно говорил – и когда нужно молчал (остерегаясь говорить пустое)… …Очень хорошо умел слушать, не пропускал без внимания ни смысла, ни выражений, ни жестов говорившего и запоминал услышанное. Лев Николаевич говорил негромко, приятно, как-то ласкающе. Когда надо было усилить доводы, он усиливал доводы, но не голосом. …Рассказывал очень просто, но в высшей степени художественно, внешне сдержанно, но внутренне напряженно. Большой поклонник и чуткий мастер русского языка, он страдал, слыша, как портили язык. (Д. Маковский)
Задание 5 · определите, какие невербальные средства общения (мимика, жесты, телодвижения) использованы авторами для передачи эмоций и состояний.
1. – Ты лучше скажи, отчего «Грибоедов» загорелся? – спросил Воланд. Оба, и Коровьев и Бегемот, развели руками, подняли глаза к небу, а Бегемот вскричал: – Не постигаю! Сидели мирно, совершенно тихо, закусывали… (по М.А. Булгакову)
2. – Ка-пи-тан ми-ли-ции Сэ Тихонов, – повторила она нараспев, поцокала языком, качнула осуждающе головой: – Достукался, голубчик. Теперя затаскают. (А. и Г. Вайнеры)
3. сделав паузу, старшина грустно спрашивал у потрошителя казённого имущества: – И что мне с тобой сделать? – Злодей сам себе придумать наказание был не в состоянии, тогда, обращаясь к строю, старшина качал головой. – Вот люди честные… мёрзнут из-за тебя, негодяя. Я их и спрошу, что с тобой делать. – Сортир долбить! – следовал приговор. – Во! – Старшина поднимал вверх перст и качал им в воздухе. – Народ зря не судит, народ завсегда справедлив. (В. Астафьев)
4. обломов успел, однако ж, прочитать пожелтевшую от времени страницу, на которой чтение было прервано с месяц назад. Он положил книгу на место и зевнул, потом погрузился в неотвязчивую думу о «двух несчастиях». – Какая скука! – шептал он, то вытягивая, то поджимая ноги. (И. Гончаров)
5. голубые ясные глаза Осипа сладко прищурены, он покручивает пальцами курчавую бородку и, чмокая от удовольствия, нижет слово за словом… (М. Горький)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №2 Вопросы 1. Дайте определение диалога и монолога. 2. Что является основной минимальной единицей диалога? Каким образом создаётся диалогическое единство? 3. В каких случаях диалог становится неинформативным? 4. Укажите основные виды диалога. 5. Назовите основные типы монологической речи. Дайте им характеристику.
Основная литература 1. Введенская Л.А.[1, 153с.] 2. Русский язык и культура речи / Под ред. проф. В.И. Максимова [7, гл. 2, § 3, 52-67с.]
Задание 1 · Прочитайте и проанализируйте тексты диалогов, указав их особенности. План анализа диалога – Тип диалога (бытовой, деловая беседа, интервью, установление контакта, обмен сообщениями, диалог-волеизъявление, вопросно-ответный); – Структура диалога (зачин, основная часть, концовка); – Тип взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество, равенство; – Характеристика речи участников диалога.
Пример анализа диалога В комнату к Терехову в ту же почти секунду вошла степенная дама: –…Ты ведь не спишь – я вроде бы слышала твой голос. Откашлявшись, она попросила: – Дай-ка мне, милый, спички. – Пожалуйста. – Чаю захотелось старухе. А спички куда-то делись – склероз. Она присела на минутку: – Ты вежливый, я тебя люблю. – Спасибо. – А Ситников – каков подлец, вздумал магнитофон заводить на ночь глядя. Ты слышал, как я его отделала – что-что, а учить уму-разуму я умею. И, снисходя к собственной слабости, засмеялась. – Старческое, должно быть. (В. Маканин) В данном тексте присутствуют все типичные для бытового диалога черты: – незапланированность (соседка случайно зашла к Терехову за спичками, хотя могла взять их у кого-нибудь другого); – переход от одной темы к другой (спички, которые пожилая соседка потеряла; ее положительное отношение к Терехову; отрицательное отношение к другому соседу; стремление поучать молодых); – невербальные средства общения (смех довольной собой старухи, который также является знаком расположение к Терехову); – разговорный стиль речи, проявляющийся на всех языковых уровнях: а) разговорная лексика: заводить магнитофон, отделать кого-либо, вроде бы; б) синтаксические конструкции, среди которых немало неполных предложений (спички куда-то делись – склероз). Анализируя структуру, нужно отметить, что диалог начинается с зачина, им является реплика – риторический вопрос (…Ты ведь не спишь – я вроде бы слышала твой голос). Основная часть состоит из различного рода высказываний: формул речевого этикета (пожалуйста, спасибо), обращений (дай-ка мне, милый, спички), фраз повествовательного характера (чаю захотелось старухе…). Реплики Терехова по своему объему небольшие, так как у него отсутствует желание продолжать диалог, реплики соседки более распространенные, так как у нее есть потребность в общении. В тексте присутствуют ремарки автора (она присела на минуту…). Диалог имеет концовку (реплика-вывод соседки). Тип взаимодействия участников диалога – равенство. Особенно ярко в данном диалоге проявляются особенности речи соседки (элементы разговорной речи, отклонение от литературных норм).
Тексты для анализа 1. Ипполит Ипполитыч быстро надел панталоны и спросил встревожено: – Что такое? – Я женюсь! Никитин сел рядом с товарищем и, глядя на него удивленно, точно удивляясь самому себе, сказал: – Представьте, женюсь! На Маше Шелестовой! Сегодня предложение сделал. – Что ж? Она девушка, кажется, хорошая. Только молода очень. – Да, молода! – вздохнул Никитин и озабоченно пожал плечами. – Очень, очень молода! – Она у меня в гимназии училась. Я ее знаю. По географии училась ничего себе, а по истории – плохо. И в классе была невнимательна. (А.Чехов «Учитель словесности»)
2.– Дни Стокгольма в Петербурге – это часть общей стратегии городских властей? – Мы тратим много денег на международный м а ркетинг. Мы стараемся как можно шире представлять регион иностранным инвесторам. – На кого в первую очередь направлены эти усилия? – На европейские компании, которые выходят на международный рынок. У Стокгольма есть представительские офисы в Брюсселе и Петербурге. Город представлен также в Токио и Риге. В функции представительств входит завязывать отношения с местными фирмами. – Городские власти как-то поддерживают эти фирмы? – Советами, но не деньгами. – Насколько важны для властей и предпринимателей Стокгольма фирмы из России? – Интерес шведов к российскому рынку постоянно растет. Все больше российских граждан открывает для себя Скандинавию. Предприниматели оценили, насколько благоприятны условия для бизнеса в Стокгольме. (Деловой Петербург. 1998. №39)
3. – Порфирий! – воскликнул толстый, увидев тонкого. – Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет! – Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! Откуда ты взялся? – Милый мой! Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, что же ты? Богат? Женат? – Ты как живешь, друг? Служишь где? Дослужился? – Служу, милый мой! Коллежским ассесором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое…ну, да бог с ним! Ну, а ты как? Небось уже статский? А? – Нет, милый мой, поднимай повыше. Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею. Тонкий вдруг побледнел, окаменел… Сам он съежился, сгорбился, сузился… (А.П. Чехов «Толстый и тонкий»)
4. – Таперя вы где живете? – У барина, Дмитрия Иваныча, в охотниках. К его столу дичь поставлю, а больше так…из-за удовольствия меня держит. – Не степенное ваше дело, Егор Власыч… Для людей это баловство, а у вас оно, словно как бы и ремесло…занятие настоящее. – Не понимаешь ты, глупая, - говорит Егор, мечтательно глядя на небо. – Ты отродясь не понимала и век тебе не понять, что я за человек… По-твоему, я шальной заблудящий человек, а который понимающий. Для того я что ни на есть лучший стрелок во всем уезде. Господа это чувствуют и даже в журнале про меня печатали. Ни один человек не сравняется со мной по охотницкой части… А что я вашим деревенским занятием брезгаю, так это не из баловства, не из гордости. С самого младенчества, знаешь, я окромя ружья и собак никакого занятия не знал… Раз сядет в человека вольный дух, то ничем его не выковыришь. Тоже вот ежели который барин пойдет в ахтеры или по другим каким художествам, то не быть ему ни в чиновниках, ни в помещиках. (А.Чехов «Егерь»)
Задание 2 · К какому типу диалогической речи относится каждый текст? Ответ обоснуйте. · Какие принципы речевой коммуникации в них реализованы? · Объясните, как в предложенных текстах действует закон экономии речевых средств. · Определите, являются ли эти диалоги информативными.
1. – Вчера была выемка вещей из ячеек? – спросил Денисов. – А как же! – Ячеек освободили много? – Полно… – А из восемьсот девяносто шестой изымали вещи? – Сейчас, – дежурная достала из висевшего над головой шкафчика растрепанную книгу. – Точно, изымали… – Что там лежало, в ячейке? – Портфель и целлофановый пакет. Женщина собралась захлопнуть книгу, но Денисов спросил: – Посмотрите, шифр записан? На какой тогда была закрыта ячейка? Палец дежурной скользил по строчкам. – Когда изымаем, шифр обязательно указываем. – Она поправила очки. – Пожалуйста… Шифр «Б-042». (Л. Словин «Подставное лицо»)
2. Судья: Чем вы занимаетесь? Бродский: Пишу стихи. Перевожу. Я полагаю… Судья: Никаких «полагаю». Стойте как следует! Не прислоняйтесь к стене. Смотрите на суд! Отвечайте суду как следует!.. У вас есть постоянная работа? Бродский: Я думал, что это постоянная работа. Судья: Отвечайте точно! Бродский: Я писал стихи. Я думал, что они будут напечатаны. Я полагаю… Судья: Нас не интересует «Я полагаю». Отвечайте, почему вы не работали? Бродский: Я работал. Я писал стихи. Судья: Нас это не интересует. Нас интересует, с каким издательством вы были связаны. Бродский: У меня были договоры с издательством. Судья: Так и отвечайте. У вас договоров достаточно, чтобы прокормиться? Перечислите, какие, от какого числа, на какую сумму? Бродский: Точно не помню. Все договоры у моего адвоката. Судья: Ваш трудовой стаж? Бродский: Примерно… Судья: Нас не интересует «Примерно»! Бродский: Пять лет. Судья: Где вы работали? Бродский: На заводе, в геологических партиях… Судья: А вообще, какая ваша специальность? Бродский: Поэт, поэт-переводчик. (стенограмма первого суда над Иосифом Бродским 18 февраля 1964 г.)
3. А. – Алло. «Интерконгресс». Б. – Здравствуйте. Я вам вчера звонила относительно симпозиума. А. – Добрый день. Слушаю вас. Б. – Вы можете предоставить нам помещение на сто тридцать – сто сорок человек? А. – Да. Мы можем забронировать для вас конференц-зал на сто пятьдесят мест. Б. – Это нам подходит, спасибо. А как оформить аренду мебели? А. – В заявке нужно точно указать названия всех предметов и их количество. Б. – Как отправить заявку? А. – Вы должны отправить на наш адрес гарантийное письмо. В нём вы и укажите все виды услуг и их стоимость. Б. – Понятно. Письмо можно отправить и по почте, и по факсу? А. – Да. Б. – И через сколько дней вы его получите? А. – Письмо идёт обычно два-три дня. Б. – Это довольно долго. А. – Можно послать с нарочным, тогда оно придёт к нам в течение двух часов. Б. – Так мы и сделаем. Спасибо большое за исчерпывающую информацию. А. – Пожалуйста.
Задание 3 · Прочитайте диалоги и определите, какое значение для установления контактов между собеседниками имеют выделенные предложения. · Составьте свои диалоги по образцу прочитанных. 1.– мы изучили ваш случай и решили, что он соответствует условиям нашей политики. Это означает, что Вам причитается 3300 долларов. – Понимаю. А как вы получили эту сумму? – Мы решили, что машина этого стоит. – Я понимаю, но какой критерий вы использовали для определения этой суммы? Не знаете, где я могу купить подобную машину на эту сумму? – А Вы сколько хотите? – Я хочу только то, что мне причитается в соответствии с вашей политикой. Я нашёл подержанную машину наподобие моей за 3 тысячи 850 долларов. Прибавьте торговые услуги и акцизный налог, получится около 4 тысяч. – 4 тысячи! Это слишком много! – Я не прошу 4 тысячи, или 3 тысячи, или 5 тысяч долларов, я просто хочу справедливой компенсации. Не кажется ли вам, что будет справедливо, если я получу достаточно только для покупки машины? – О’кей. Я предлагаю вам 3 тысячи 500 долларов. Это самое большее, на что я могу пойти. Такова политика компании. – А как компания это определяет? – Послушайте, 3 тысячи 500 – это всё, что Вы можете получить. Соглашайтесь или нет, как хотите. – Может, 3 тысячи 500 и справедливо, я не знаю. Я, безусловно, понимаю вашу позицию, если вы связаны политикой компании. Но если вы не можете объективно определить, почему именно эта сумма мне причитается, я думаю, мне лучше обратиться в суд. Почему бы нам не разобраться в этом заново и не поговорить ещё раз? В среду в одиннадцать часов Вам подойдёт? – О’кей, господин Грифит, у меня есть сегодняшняя газета с рекламой «Фиесты-78» за 3 тысячи 400 долларов. – Да? А сколько, там говорится, она прошла миль? – 49 тысяч, а что? – Потому, что моя прошла только 25 тысяч миль. Насколько это увеличивает цену согласно вашей бухгалтерии? – Дайте подумать… на 150 долларов. – Взяв 3 тысячи 400 долларов за основу, получается 3 тысячи 550 долларов. А говорится в рекламе что-нибудь о радио? – Нет. – А сколько это добавляет по вашим расчётам? – 125 долларов. – А за кондиционер? – 325 долларов. – О’кей. Наши интересы совпадают в решении этой проблемы.
2.– Алло, это Люда? – Нет, это ее сестра. Люды нет дома. Что ей передать? – Передайте, пожалуйста, что звонила Клава. Пусть она позвонит сегодня обязательно. – Хорошо, передам. – Спасибо, всего доброго. – До свидания.
Задание 4 · Добавьте ответные реплики так, чтобы получился диалог. 1.– Андрея Захаровича, пожалуйста…Абрикосов? Алло! Андрей Захарович, это ты? Узнал меня? Хорошо, я еду, жди.
2.– Это квартира Сергеевых? Нет? Извините, я ошибся номером.
3.– Да, да, я вас слушаю. Да, это я. Хорошо, что позвонила, я как раз собирался выходить. Хорошо, буду ждать звонка.
Задание 5 · Прочитайте начало диалога.
– Известно, что развитие письма шло от картинки к букве. Это легко объяснить: буквенное письмо удобнее рисуночного. – Нет, я с вами не согласен. Рисунок понимают все, даже неграмотные.
Задание 6 · Прочитайте пословицы. · скажите, в какой ситуации их можно использовать. · Составьте с ними диалогические единства, состоящие из трех реплик. 1) Мир строит, война разрушает. 2) Свет победит тьму, а мир – войну. 3) Кому мир не дорог, тот нам и ворог. 4) Мир – дело великое.
Задание 7 · Прочитайте тексты монологов. · Проанализируйте их, указав особенности. План анализа монолога 1) вид монолога (обращение к слушателям, заранее продуманный; неподготовленный, «внутренний монолог»); 2) тип монолога по цели высказывания (речь информационная, убеждающая, побуждающая); 3) композиция.
Пример анализа монолога Так, времени у меня немного. 30 минут. Хватит? Отлично. Итак, что вас интересует? Образование – экономическое, но работать я начала в одной юридической конторе. И довольно быстро от секретаря-референта дошла до заместителя директора. Время начиналось благоприятное для тех, кто владел азами экономических знаний. А я владела. Очень скоро поняла это, начала что-то делать. Так уж сложилось, что вокруг оказались филологи со знанием языков, и я организовала курсы, потом – центр переводов. Мы не сразу начали процветать, конечно, а в какой-то момент и вовсе почти разорились. Все было непросто. Но я справилась с ситуацией. Да, я пять лет не была в отпуске. Не езжу за границу. Мой дом – вот этот кабинет с утра до вечера. Остается сын. В конечном счёте, все, что я делаю, – я делаю для него. (Шульгина Е. Монологи о важном / / газета «Мальчик и девочка». 1997. №1)
В этом отрывке представлен пример неофициального неподготовленного монолога – развернутое высказывание одного лица. Данный монолог представляет собой сообщение, сознательно направленное конкретному слушателю. Тематически он отличается однообразием: это сообщение женщины о своей жизни (образовании, работе, проблемах). По цели высказывания его можно охарактеризовать как информационный. Рассматриваемый монолог имеет чёткую структуру: вступление (Так, времени у меня немного. 30 минут. Хватит? Отлично), в котором говорящий определяет тему своей речи (Что вас интересует?), основная часть – собственно рассказ о жизни, и заключение – заключительная часть монолога, где говорящий, подводя итог сказанному, утверждает, что в конечном счете все делает для сына.
Тексты для анализа 1.Отрывок из дневника Никитина. Шаферами у меня были два моих товарища, а у Мани – штабс-капитан Полянский и поручик Гернет. Архиерейский хор пел великолепно. Треск свечей, блеск, наряды, офицеры, множество веселых, довольных лиц и какой-то особенный, воздушный вид у Мани, и вся вообще обстановка и слова венчальных молитв трогали меня до слез, наполняли торжеством. Я думал: как расцвела, как поэтически красиво сложилась в последнее время моя жизнь! Два года назад я был еще студентом, жил в дешевых номерах на Неглинном, без денег, без родных и, как казалось мне тогда, без будущего. Теперь же я – учитель гимназии в одном из лучших губернских городов, обеспечен, любим, избалован. Для меня вот, думал я, собралась теперь эта толпа, для меня горят три паникадила, ревет протодьякон, стараются певчие, и для меня это молодое существо, которое немного погодя будет называться моею женой. (А. Чехов «Учитель словесности)
2. С чего начинать молодому ученому, с каких задач? Если начинающего альпиниста отправить сразу на покорение больших вершин, он наверняка свернет себе шею. Если же постоянно давать ему сверхумеренные задания, он настолько измельчает в своих навыках, что так никогда и не поднимется на сколько-нибудь значимую высоту. Здесь-то и проявляется искусство воспитателя, чувство и понимание меры тренировки, точного дозирования заданий – по трудности и качеству. Большие ученые, как правило, порядочные люди. Порядочный человек никогда не станет занимать не свое место в науке, человек не на своем месте уже аморален. И здесь я хочу еще раз подчеркнуть важность научной школы как среды подлинного понимания научных проблем и этики ученого. (академик Г.И. Будкер)
3. Господа! Прошедшая выставка, с одной стороны, была широкой рекламой малого бизнеса вообще. С другой – демонстрацией достижений предприятий, участвовавших в этой выставке. С третьей – выставка дала возможность пообщаться коллегам по бизнесу. Но самая главная задача подобного мероприятия, я считаю, – просветительская. (Предприниматель Петербурга. 1998. №9)
4. Уважаемые избиратели! Важнейшая задача ближайших полутора лет – стабилизация долга нашего города, в том числе с помощью международных, в финансовом отношении более выгодных займов. Если эта задача будет решена – в городе возникнет совсем другая финансовая ситуация. При которой будут лучше решаться вопросы выплаты зарплаты и пенсий, реализации важнейших социальных программ. Верю, что нам это удастся. (Невский избиратель. 1997. №3)
Задание 8 · Прочитайте запись передачи «Воскресенье с Дмитрием Дибровым». · Укажите признаки монологической речи.
Добрый вечер, дорогие друзья. Очень приятно, что вы смотрите именно… нас. В студии с вами Дтитрий Дибров. В 23.45 у нас с вами писатель Владимир Войнович… Ну что же… Ну…А сейчас я вам расскажу историю, благодаря которой мы с вами будем иметь сорок пять минут, я уверен, что…сенсационной и весьма динамичной беседы. У меня есть приятель, который работает в региональном Управлении по борьбе с экономическими преступлениями. Я ему как-то раз и говорю: «Слушай, говорю, помоги мне, приходи ко мне на эфир рассказать именно об экономических преступлениях, потому что у меня что-то одни поэты и писатели». А он говорит: «Да ну что ты, мне нельзя и по оперативным соображениям, и вообще – разве это у нас интересно, про экономические преступления». А я: «А вот что у вас такого интересного в милиции. Вот что у вас в милиции сейчас самое-самое важное, на переднем плане как бы стоит во всей борьбе, чтобы прямо у нас эфир держал людей сорок пять минут только так? Гм, пожалуйста».
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №3 ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ
Вопросы 1. Какие функционально-смысловые типы речи вы знаете? 2. Что такое повествование? Назовите его характерные особенности. 3. Перечислите известные вам типы описания. 4. Что такое рассуждение? Укажите его характерные признаки. 5. Что такое «общие места» в рассуждении? 6. Что такое «полемичность речи» и каковы её виды?
Основная литература 1. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. [6, §12, 114-129с.] 2. Русский язык и культура речи / Под ред. Проф. Максимова. [7, гл2, §
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.45.187 (0.02 с.) |