Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и условия возникновения товарного производстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Товарное производство — это такая организация общественного производства, при которой все товары выпускаются специализированными обособленными производителями и поступают в потребление посредством обмена на рынке. Товарное производство возникло в период разложения первобытнообщинного строя, когда начался процесс общественного разделения труда и обособление производителей. Каковы условия возникновения товарного производства? Для возникновения и существования товарного производства необходимы два условия. Первое — общественное разделение труда, при котором отдельные производители специализируются на выпуске определенных товаров. Это привело к тому, что все производители оказались зависимы друг от друга: чтобы существовать, человек должен удовлетворять весь комплекс своих потребностей, а производит он только один продукт. Поэтому часть произведенного продукта он вынужден менять на иные продукты у других производителей. Углубление общественного разделения труда привело к тому, что практически все производители начали работать только на обмен. Общественное разделение труда — обязательное, но недостаточное условие возникновения товарного производства. Второе условие — экономическое обособление производителей. Оно позволяет производителям свободно распоряжаться произведенным продуктом по собственному усмотрению, т.е. быть собственником этого продукта. Такое обособление неразрывно связано с отношениями собственности на средства производства и продукт. Именно поэтому возникновение частной собственности, приведшее к экономической обособленности производителей, и послужило решающим условием возникновения товарного производства. Данное условие сохраняет свою силу и значимость и в условиях становления рыночных отношений в нашей стране. Товар и его свойства Центральной категорией рыночного хозяйства является товар. Товар — это любой объект, предназначенный не для собственного использования его владельцем, а для отчуждения путем продажи. Товарную форму могут принимать самые различные объекты. Но большинство товаров — это продукты труда. Поэтому часто говорят, что товар представляет собой особую форму продукта труда, отличающуюся тем, что он поступает к конечному потребителю через продажу. В соответствии с трудовой теорией стоимости товар обладает тремя свойствами: 1) потребительной стоимостью; 2) меновой стоимостью; 3) стоимостью. Потребительная стоимость — это внешний полезный эффект, составляющий природу любого продукта труда, в том числе и товара. Появление нового продукта труда означает, прежде всего, появление новой потребительной стоимости, т. е. новой совокупности полезных качеств результата человеческой деятельности. Меновая стоимость — это специфическое свойство, присущее только товарной форме продукта труда. Она представляет собой ту количественную пропорцию, в которой один товар обменивается на другой] Например, когда одна авторучка обменивается на пять тетрадей, меновую стоимость пяти тетрадей составляет одна авторучка. Подобные количественные пропорции в обмене разных товаров (одинаковые товары по их потребительской стоимости друг на друга обменивать не имеет смысла) прежде всего свидетельствуют о том, что в различных по своим потребительным стоимостям товарах, обмениваемых друг на друга, содержится нечто общее, нечто одинаковое. Ведь иначе невозможно сопоставлять, сравнивать, соизмерять и соответственно обменивать. Общим для обмениваемых товаров служит их стоимость. Она представляет собой воплощенный в товарах труд. При эквивалентном обмене, когда предложение и спрос совпадают, каждый товар обменивается на любой другой товар только в той количественной пропорции, которая фиксирует равенство воплощенного в них труда. Таким образом, меновая стоимость есть форма выражения стоимости товара, которая сама по себе в отдельно взятом товаре проявиться не может, как бы мы его не исследовали. Стоимость товара выражается только в его обмене, а именно: в той количественной пропорции, в которой он обменивается на другой товар.
Сущность и виды конкуренции Конкуренция – состязание, борьба между продавцами, производителями товаров и услуг за наиболее выгодное положение на рынке. Она является одним из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике. Функции конкуренции: 1. Регулирующая – конкуренция определяет структуру и объемы производства продукции в обществе и обеспечивает тем самым максимальный уровень благосостояния. 2. Функция размещения ресурсов (аллокация) – в результате конкуренции экономические ресурсы концентрируются там, где они могут быть использованы с максимальной отдачей. 3. Инновационная – конкуренция заставляет производителей внедрять более эффективные технологии, осуществлять нововведения. 4. Распределительная – конкуренция распределяет созданную собственность. Большие доходы получают те, кто владеет более эффективными и качественными факторами производства (природные ресурсы, знания, умения, физический капитал и другое. По А. Смиту: «Конкуренция – невидимая рука рынка». Виды конкуренции: 1. Внутриотраслевая – соревнуются фирмы одной отрасли. Отрасль – группа фирм, производящих либо одну и ту же, либо однородную продукцию. Борьба за покупателей, рынки сбыта, за источники сырья. 2. Межотраслевая – борьба за наиболее выгодные сферы приложения капитала. Предполагает перелив капитала из одной отрасли в другую. 3. Ценовая – осуществляется по средствам снижения цен. Технология ценовой конкуренции: предприниматель назначает более низкие цены на товар. Конкуренты, не способные снизить цену, из-за издержек терпят убытки, разоряются и уходят из отрасли. Ценовая конкуренция может привести к ценовым войнам. 4. Неценовая – конкуренция, при которой возрастает качество продукции и условий продаж при неизменных ценах. Основа успешной неценовой конкуренции: реклама, повышение качества продукции, дифференциация. Неценовая конкуренция имеет широкое распространение в современной рыночной экономике. 5. Совершенная – в условиях совершенной конкуренции ни одна из фирм отрасли не в состоянии изменить рыночную ситуацию (повлиять на цену, спрос и предложение). 6. Несовершенная – в условиях несовершенной конкуренции одна фирма в состоянии повлиять на рыночную ситуацию: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
13 вопрос Функции рынка 1) Регулирующая – рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает нужные пропорции в экономике. 2) Информационная – рынок дает его участникам информацию о нужном количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве. 3) Посредническая – рынок выступает посредником между производителем и потребителем. 4) Ценообразующая – цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции. 5) Стимулирующая – рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса. 6) Координирующая – рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами.
14 вопрос Структура и инфраструктура рынка Структура рынка - это его наиболее существенные черты, к которым относятся: количество фирм и их размеры, степень отличия или сходства товаров, легкость входа на конкретный рынок и выхода из него, доступность информации. Способность оказывать влияние на формировании и уровень цен зависит от структуры рынка. 1) По географическому положению (локальные, региональные, национальные, мировой) 2) По форме организации (биржевые, внебиржевые) 3) По объектам продаж (оптовый, розничный) 4) По закону (легальный, нелегальный) 5) По объекту продаж (потребит. товары, услуги, труд) Инфраструктура рынка — это совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
15 вопрос Преимущества рыночной экономики 1) Является саморегулирующейся системой 2) Имеет гибкий характер 3) Стимулирует развитие производства 4) Обеспечивается приоритет потребителя над производителем
16 вопрос Недостатки рыночной системы 1) Порождает экономическое и социальное неравенство 2) Является неустойчивой, подвержена кризисам 3) Не способна удовлетворить многие общественные потребности 4) Не учитывает действие так называемых внешних эффектов, т.е. результатов экономич. деятельности лиц
Вопрос Спрос - это желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара Закон спроса - закон, устанавливающий, что при прочих равных условиях величина спроса обратно пропорциональна изменению цены данного товара.
Вопрос Предложение – количество товаров, которое продавцы готовы (хотят и могут) предложить к продаже на рынке по конкретным ценам, в определенном месте, в определенное время Закон предложения - экономический закон, согласно которому с ростом цены товара увеличивается объем его предложения на рынке, а со снижением цены сокращается предложение при прочих равных условиях.
Вопрос Эластичность спроса Реакция спроса на изменения цены проявляется постоянно, однако степень этой зависимости может быть разной. Для количественного определения этой взаимосвязи используется категория эластичности. Эластичность спроса - степень чувствительности (реакции) субъектов со стороны спроса на изменение цены того блага, которое намечено приобрести. Эластичность это понятие, характеризующее наличие взаимосвязи двух величин. Оно отражает степень реакции одной величины в ответ на изменение другой. Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту. По своей природе категория «эластичность спроса» отражает реакцию потребителей (купить или отказаться) на изменение рыночной ситуации в отношении того блага, на которое нацелено его внимание. Согласно неоклассической теории, изменение рыночной ситуации рассматривается в русле двух параметров – цены продаваемого блага и дохода покупателя. В связи с этим используются два понятия «эластичность спроса по цене» и «эластичность спроса по доходу». Оба понятия показывают степень чувствительности спроса в зависимости от изменения цены и уровня получаемого дохода. Эластичность можно так же определить как отношение изменения ценности блага для потребителя (в прямой и косвенной форме) к изменению его готовности приобрести это благо. Показатели определяются следующими соотношениями: Эластичность спроса по цене = = : Или Эластичность спроса по доходу = = : , где P- цена; I-доход. Пределы колебаний эластичности – от 0 до ∞. Средний уровень эластичности спроса равен 1. Факторы эластичности спроса по цене Стоит отметить, что эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов. - Значимость товара для потребителя. По отношению к товарам первой необходимости спрос, как правило, является неэластичным (покупатель слабо реагирует на изменение цены; его спрос не изменяется). - Удельный вес затрат на покупку товаров в расходах потребителей. Товары, на которые тратится значительная часть средств потребителя, проявляют эластичность (покупатель сильнее реагировать на изменение цены). Те же товары, которые занимают невысокую долю в общей сумме расходов покупателей, малоэластичны (покупатели слабее реагируют объемом покупок на колебание цен). В основе реакции – психологические причины. - Свойство заменяемости товаров. В случае, когда у товара имеются заменители (субституры), спрос более эластичен (покупатель активнее реагирует на изменение цены намеченного для покупки товара). При отсутствии заменителей спрос становится менее эластичным (покупатели спокойнее реагируют на колебание цены выбираемого им товара). - Временной параметр. В течение короткого времени эластичность спроса относительно малоэластична. Потребитель по своей психологии – консерватор, ему трудно отказаться от привычных объемов потребления многих традиционных для него товаров. Со временем же привычки меняются, и реакция на изменившуюся цену становится заметнее. Эластичность спроса, соответственно, повышается. Вопрос Эластичность предложения и его факторы. Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%. Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения к росту цен.
Факторы: 1)период времени (мгновенной, краткосрочный, долгосрочный) для мгновенного периода предложение неэластично; для краткосрочного периода производить может в определенных пределах адаптировать к изменяющейся цене; для долгосрочного периода предложение эластично; 2)специфика производства (минимальный объем затрат на расширение производства); 3)возможности хранения изготовленной продукции; 4) максимально возможный объем производства при полной загрузке мощностей. Вопрос Неценовые факторы спроса. Доходы потребителей. При увеличении доходов потребителей спрос обычно увеличивается. Вкусы, мода. Изменение вкусов потребителя под влиянием моды, рекламы, других факторов вызывает соответствующее изменение спроса на товар. Количество потребителей. Увеличение числа покупателей на рынке обуславливает повышение спроса, уменьшение числа покупателей приводит к сокращению спроса. Количество потребителей может изменяться в связи с различными факторами, например, изменением численности населения, связанным с естественным приростом или миграциями. Цены заменителей. Почти все товары на рынке имеют товары–заменители, выполняющие те же или почти те же функции. Примером могут быть телевизоры различных производителей, разные марки автомобилей. В том случае, когда цена на один из взаимозаменяющих товаров вырастает, часть его покупателей из соображений экономии перейдет на другой, более дешевый товар и наоборот. Ожидания потребителя. Спрос может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода. Цены дополняющих товаров. Некоторые товары имеют дополняющие товары. Например, для фотоаппаратов это будут фотопленки или карты памяти. Цены на взаимодополняющие товары влияют на спрос обратным образом. Вопрос Неценовые факторы предложения. Уровень технологии. Развитие технологий приводит к повышению уровня ресурсоотдачи – на единицу ресурсов можно получить больше продукции. Цены ресурсов. Цена на ресурсы существенно влияет на величину предложения. Рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции, и, как следствие, увеличение цены. Величина налогов. Налоги влияют на прибыль производителя; для того, чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают цену продукции. Количество производителей. При увеличении числа производителей какого-либо продукта предложение будет расти. Ожидания производителя. Предложение может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, сырье, изменения налоговых ставок и др. Например, фермеры могут придерживать продажу пшеницы, ожидая, что цена на нее увеличится. Цены на другие товары. Производители находятся в постоянном поиске наиболее выгодного вложения капитала. При повышении цены на какой–либо товар он становится привлекательным для капиталовложений, и происходит приток капитала в сферу его производства. 23 вопрос. Взаимодействие спроса и предложения. Формирование рыночной цены товары. Взаимодействие спроса и предложения - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя. Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса. Рыночная цена товара формируется под влиянием большого числа факторов, определяющих состояние соответствующего рынка.(Спрос и предложение, Эластичность показывает, как изменяется спрос на товар при снижении или увеличении его цены, какую ценовую политику должно избрать предприятие при той или иной ставке налогообложения на прибыль, Сглаживает и временно устраняет противоречия между спросом и предложением — конкуренция — ценовая и неценовая, Потребители, Государственное регулирование цен) 24. Потребительский выбор потребителя рассматривается экономической теорией т.к. он определяет рыночный спрос на товары и услуги. Главным фактором определяющим потребительский выбор является полезность того или иного товара. Потребитель всегда стремится к максимизации полезности. Вместе с тем возможность приобретения товара ограничена ценой на товар и доходом потребителя. Существует 2 основных подхода к определению потребительского поведения: 1) Кардиналистский (количественный) 2) Ординалистский (качественный) Кардиналистскоя теория была разработана в последнюю треть 19 в. учеными Джевонсом, Менгером, Вальрасом. Данная теория опирается на категорию полезности и исходит из того, что полезность может быть измерима. Единица измерения - ютиль. Ординалистская теория возникла в качестве альтернативы количественной теории и была разработана Парато и Фишером в 30-е года 20 века. Согласно теории субъективная полезность измеряется с помощью относительной шкалы, показывающей предпочтение того или иного набора товаров для потребителя.Выбор потребителя в данной теории иллюстрируется с помощью кривой безразличия. 25. Общая полезность – это полезность всех благ. -формула общей полезности. Функция общей полезности: С ростом количества блага, которым располагает потребитель, растет общая полезность, но при этом темп увеличения общей полезности замедляется. Предельная полезность – это прирост общей полезности при увеличении потребления еще на 1 единицу блага. Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного товара как известно как название закона убывающей предельной полезности. Чем больше потребление блага, тем меньше прирост полезности, получаемый от единичного приращения потребления этого блага (Если последовательное потребление какого-либо блага постепенно приводит человека к состоянию насыщения, то дополнительная полезность от использования одной дополнительной единицы данного блага начинает сокращаться). Это первый закон Госсена. Согласно данной теории рациональный потребитель максимизирует общую полезность в том случае, если отношение предельной полезности товара к его цене равны. В этом случае можно говорить о потребительском равновесии. 26. Кривые безразличия — представляют собой совокупность точек на координатной плоскости, каждая из которых является потребительским набором, обеспечивающим потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей (или если пользоваться терминологией кардиналистского направления, одинаковую полезность). Форма кривой безразличия отдельного потребителя определяется исключительно его вкусами и предпочтениями и не зависит от доходов или цен на потребляемые товары. Совокупность кривых безразличия, описывающих поведение одного потребителя, составляет его карту безразличия. Карта кривых безразличия позволяет выявить потребительские предпочтения,но не отвечает на вопрос какой именно набор товаров выбирает потребитель.
Бюджетная линия – линия, каждая точка которой отражает максимальный объем товаров, который при данном уровне цен потребитель может приобрести в рамках своего бюджета. Для определения оптимального потребительского выбора в ординалистской теории производят наложении кривых безразличия на бюджетную линию
28) Понятие издержек производства. Экономические и бухгалтерские издержки. Издержки производства - это расходы, денежные траты, которые необходимо осуществить для создания товара. Дляпредприятия (фирмы) они выступают как оплата приобретенных факторов производства. Бухгалтерские издержки — это стоимость используемых фирмой ресурсов в фактических ценах их приобретения. Бухгалтерские издержки = Явные издержки Экономические издержки — это стоимость других благ (товаров и услуг), которые можно было бы получить при наиболее выгодном из возможных альтернативных направлений использования этих ресурсов. Альтернативные (экономические) издержки = Явные издержки + Неявные издержки Эти два вида издержек (бухгалтерские и экономические) могут совпадать или не совпадать друг с другом.
№ 29
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 2525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.210 (0.016 с.) |