Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Группам производственных процессовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Примечание. При сочетании признаков различных групп производственных процессов тип гардеробных, число душевых сеток и кранов умывальных следует предусматривать по группе с наиболее высокими требованиями, а специальные бытовые помещения и устройства - по суммарным требованиям. Площадь комнаты приема пищи следует определять из расчета 1 кв. м на каждого посетителя или 1,65 кв. м на инвалида, пользующегося креслом-коляской, но не менее 12 кв. м. Комната приема пищи должна быть оборудована умывальником, стационарным кипятильником, электрической плитой, холодильником. При числе работающих до 10 чел. в смену вместо комнаты приема пищи допускается предусматривать в гардеробной дополнительное место площадью 6 кв. м для установки стола для приема пищи. В помещениях для отдыха и психологической разгрузки при обосновании могут быть предусмотрены устройства для приготовления и раздачи специальных тонизирующих напитков, а также места для занятий физической культурой. 3. Нормы санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания содержатся в следующих актах: Строительные нормы и правила СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания", утв. Постановлением Госстроя СССР от 30 декабря 1987 г. N 313; Изменение N 3 СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания", принятое Постановлением Госстроя России от 14 мая 2001 г. N 48; Изменение N 2 СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания", утв. Постановлением Минстроя России от 24 февраля 1995 г. N 18-21; Изменение N 1 СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания", утв. Постановлением Госстроя России от 31 марта 1994 г. N 1832.
Статья 224. Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников
Комментарий к статье 224
1. Гарантии охраны труда отдельным категориям работников установлены нормами ТК, в частности: работа в ночное время (ст. 96), сверхурочная работа (ст. 99), перевод на другую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 лет (ст. 254), гарантии беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 259), запрещение направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до 18 лет (ст. 268), работа вахтовым методом (ст. 298). Отдельные гарантии охраны труда определены также в ст. 8 и ст. 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". 2. Работодатель обязан соблюдать указанные ограничения в соответствии с Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162; Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163; Нормами предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утв. Постановлением Минтруда России от 7 апреля 1999 г. N 7; Нормами предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. N 105; Правилами о работе на открытом воздухе в холодное время года, утв. Постановлением НКТ СССР от 11 декабря 1929 г. N 376; ГОСТ 12.1.012-2004 "Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования", и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2003 г. 3. Форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания утв. Постановлением Минтруда России от 18 июля 2001 г. N 56.
Статья 225. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда
Комментарий к статье 225
1. Порядок обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (Минздравсоцразвития России). Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утв. Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 (далее - Порядок). Обучение по охране труда является одним из направлений профилактической работы по охране труда. Наличие квалифицированного персонала в организации - одно из важнейших условий обеспечения безопасности труда на производстве, снижения производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Порядок устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей. Действие Порядка распространяется на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, организации независимо от их организационно-правовых форм. Такое обучение могут организовывать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти по труду субъектов РФ и сами организации. При этом федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, организации должны разрабатывать с учетом своей специфики соответствующие порядки. Порядок определяет контингент обучаемых, перечень вопросов для обучения и проверки знаний по охране труда, состав, задачи и функции комиссии по проверке знаний, утверждает содержание и формы протокола заседаний комиссии по проверке знаний по охране труда работников организаций и удостоверения для прошедших обучение. 2. Обучению и проверке знаний подлежат: работники организаций, в том числе ее руководитель; члены комитетов (комиссий) по охране труда организаций; уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов; специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, ведающие вопросами охраны труда; специалисты по охране труда органов местного самоуправления; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования, связанные с преподаванием дисциплин "Охрана труда", "Безопасность жизнедеятельности", "Безопасность технологических процессов и производств", а также с организацией и руководством производственной практикой. Проверка знаний по охране труда поступивших на работу руководителей и специалистов проводится не позднее 1 мес. после назначения на должность, для работающих - не реже 1 раза в 3 года. Обучающие организации одновременно с обучением по охране труда и проверкой знаний требований охраны труда могут проводить обучение и аттестацию работников организаций по другим направлениям безопасности труда, организуемые федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции надзора и контроля, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения по охране труда и проверки знаний требований по охране труда в целом по организации возлагается на руководителя организации, в подразделениях (цех, участок, отдел, лаборатория, мастерская и др.) - на руководителя подразделения. Непосредственно перед проверкой знаний по охране труда руководителей и специалистов организуется специальная подготовка в целях углубления знаний по наиболее важным вопросам охраны труда. В состав комиссии по проверке знаний требований по охране труда работников организаций могут быть включены руководители и специалисты служб охраны труда, главные специалисты, государственные инспекторы по охране труда, представители соответствующего профсоюзного органа, органов управления охраной труда, в случаях проверки знаний требований охраны труда совместно с другими надзорными органами - представители этих органов. Участие представителей сторонних организаций в комиссии по проверке знаний должно быть только по согласованию с ними. Члены комиссии по проверке знаний требований охраны труда должны иметь документ, удостоверяющий их полномочия. Комиссии по проверке всех уровней состоят из председателя, секретаря и членов комиссии. Проверку знаний требований охраны труда комиссия может проводить в составе не менее 3 чел. Работа комиссии по проверке знаний требований по охране труда осуществляется в соответствии с графиком, утвержденным руководителем организации. Лица, проходящие проверку знаний требований охраны труда, должны быть ознакомлены с графиком ее проведения. Проверка знаний требований по охране труда руководителей и специалистов организаций проводится с учетом их должностных обязанностей и характера производственной деятельности, а также по тем нормативным правовым актам по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их служебные обязанности. Перечни конкретных вопросов для работников организаций негосударственных форм собственности разрабатываются комиссиями обучающих организаций, имеющих разрешение органов исполнительной власти по труду субъектов РФ на проведение обучения и проверку знаний требований по охране труда, или комиссиями этих организаций. См. письмо Минобразования России от 8 апреля 2004 г. N 17-51-25ин/13 "О лицензировании программ обучения по охране труда в образовательных учреждениях и организациях". Согласно требованиям Постановления Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 лицензированию подлежит образовательная деятельность в сфере дополнительного профессионального образования образовательных организаций высшего, среднего, начального и дополнительного профессионального образования, имеющих намерение реализовывать примерные программы по охране труда, утв. Минтрудом России. Исключение составляют образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, имеющие лицензии на право осуществления образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования по профилю образовательного учреждения и реализующие образовательные программы: в вузах - по специальности 033300 "Безопасность жизнедеятельности"; специальностям, входящим в группы специальностей 040000 "Медицинские специальности" и 310000 "Специальности в области сельского и рыбного хозяйства"; специальностям, входящим в направления подготовки дипломированных специалистов 650000 "Техника и технологии" и 660000 "Сельское хозяйство"; в вузах - по специальностям 0308 "Профессиональное обучение (по отраслям)"; 0309 "Технология"; специальностям, входящим в группы специальностей 0400 "Здравоохранение", 0800 "Геология и разведка полезных ископаемых", 0900 "Разработка полезных ископаемых", 1100 "Металлургия", 1200 "Машиностроение", 1700 "Технологические машины, оборудование и транспортные средства", 1800 "Электротехника", 1900 "Приборостроение", 2000 "Электроника и микроэлектроника, радиотехника и телекоммуникации", 2100 "Автоматизация и управление", 2200 "Информатика и вычислительная техника", 2400 "Эксплуатация транспорта", 2500 "Химическая технология", 2600 "Воспроизводство и переработка лесных ресурсов", 2700 "Технология продовольственных продуктов", 2800 "Технология потребительских товаров", 2900 "Строительство и архитектура", 2000 "Геодезия и картография", 3100 "Сельское и рыбное хозяйство", 3200 "Защита окружающей среды", 3400 "Метрология, стандартизация и контроль качества". Обучающие организации проводят обучение по охране труда, как правило, в объеме типовых программ. Примерные программы обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных утв. Приказом Минтруда России от 21 июня 2003 г. N 153. Примерные учебные планы обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утв. Минтрудом России 17 мая 2004 г. Формы и методы обучения по охране труда могут быть различными, включая применение модульной, компьютерной систем обучения в сочетании с обязательным использованием лекционной системы, проведением круглых столов, бесед и т.д. Результаты проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций оформляются протоколами, которые подписываются председателем и членами комиссии, принимавшими участие в ее работе, и сохраняются до очередной проверки знаний. Лицам, успешно прошедшим проверку знаний требований по охране труда, выдаются удостоверения за подписью председателя комиссии, заверенные печатью предприятия, выдавшего удостоверение. Руководители и специалисты предприятий, не прошедшие проверку знаний требований по охране труда, обязаны в срок не позднее 1 мес. пройти повторную проверку знаний. Вопрос о соответствии занимаемой должности руководителей и специалистов организаций, не прошедших проверку знаний по охране труда во второй раз, решается руководителем организации в установленном порядке. Удостоверения о проверке знаний по охране труда действительны на всей территории РФ, в том числе для работников, находящихся в командировке. 3. Контроль за проведением обучения и проверкой знаний требований по охране труда руководителей и специалистов организаций осуществляется органами Федеральной инспекции труда. 4. Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Этот вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или лицо, на которое возложены эти обязанности, со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу или контрольном листке. Проведение вводного инструктажа с учащимися регистрируют в журнале учета учебной работы. Кроме того, по характеру и времени проведения инструктаж подразделяется на первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте до начала производственной деятельности проводит непосредственный руководитель работ по охране труда по инструкциям по охране труда, разработанным для отдельных профессий и видов работ: со всеми работниками, вновь принятыми в организацию и переводимыми из одного подразделения в другое; с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками; со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории действующей организации; со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику, перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских, участках. Лица, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов, первичный инструктаж не проходят. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа, утверждает руководитель организации по согласованию с профсоюзным комитетом. Все работники после первичного инструктажа в течение первых 2 - 14 рабочих смен (в зависимости от характера работы) должны пройти стажировку по безопасным приемам и методам работы (ГОСТ 12.0.004-90 действует в части, не противоречащей законодательству). Повторный инструктаж проходят все работники, за исключением лиц, освобожденных от первичного инструктажа, не реже чем через 6 мес. Однако сроки проведения инструктажа может устанавливать руководитель по согласованию с органами государственного надзора в зависимости от характера выполняемой работы. Прохождение инструктажа обязательно фиксируется в журнале, что подтверждается подписями инструктируемого и лица, проводившего инструктаж. Внеплановый инструктаж должен осуществляться: при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций, а также изменений к ним; при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда; при нарушении работниками требований безопасности труда, которые могут привести к травме или профессиональному заболеванию, чрезвычайным ситуациям; по требованию органов надзора; при перерывах в работе (в 30 и 60 дней). Внеплановый инструктаж проводит непосредственно руководитель работ. Целевой инструктаж необходим при: выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями работника по специальности; привлечении к ликвидации последствий аварии, стихийных бедствий и т.д.; производстве работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение и другие документы. Целевой инструктаж проводится непосредственно руководителем работ и фиксируется в журнале инструктажей и в необходимых случаях - в наряде-допуске. 5. При повышении квалификации и профессиональной переподготовке работников организации содержание вопросов по охране труда должно составлять не менее 10% общего объема программ. Согласно Федеральному закону "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусматриваются обучение по охране труда и проверка знаний требований по охране труда отдельных категорий застрахованных в порядке, определенном Правительством РФ. 6. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. С введением ТК в стране заложена основа для создания системы непрерывного образования в области безопасности и охраны труда по таким направлениям, как: организация обучения по охране труда, начиная с образовательных учреждений начального общего, основного общего и профессионального образования; обеспечение профессиональной подготовки специалистов по охране труда в образовательных учреждениях. Разрабатываются и издаются соответствующие учебные пособия и программы обучения. Две специальности в системе высшего профессионального образования готовят специалистов по охране труда: специальности "Безопасность жизнедеятельности" и "Безопасность технологических процессов и производств". В Академии охраны труда Московского государственного социального университета факультет "Социальное управление охраной труда" начиная с 2000 г. готовит студентов по специальности "Менеджер по охране труда". Таким образом, система обучения и проверки знаний требований по охране труда на сегодня в России создана и действует, несмотря на имеющиеся недостатки, многие из которых связаны с трудностями экономического характера. Система обучения по охране труда устанавливается также субъектами РФ. 7. Положение о системе обучения по охране труда в Московской области утв. Постановлением правительства Московской области от 30 июня 2003 г. N 378/23. Примерная программа обучения по охране труда работников организаций утв. Минтрудом России 17 мая 2004 г.
Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
Комментарий к статье 226
1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет: средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством РФ; добровольных взносов организаций и физических лиц. Взыскиваемые средства используются на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных федеральными, отраслевыми, территориальными целевыми программами улучшения условий и охраны труда. 2. В соответствии с ГК (ст. 115) казенное предприятие - это унитарное предприятие на праве оперативного управления имуществом. Федеральное учреждение - организация, созданная на базе государственной собственности, принадлежащей Российской Федерации, для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая собственником полностью или частично (ст. 120 и ст. 214 ГК). Бюджетные организации нематериальной сферы (образование, наука, здравоохранение, культура, управление) по своему правовому положению в соответствии с ГК относятся к учреждениям (ст. 120), осуществляющим деятельность на основе государственного имущества (федерального или субъектов РФ) на праве хозяйственного ведения (ст. ст. 214, 294, 296). Федеральные учреждения основаны на базе государственной собственности Российской Федерации, учреждения субъектов РФ - на базе государственной собственности, принадлежащей республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Поскольку эти учреждения финансируются полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов, к ним применяется термин "бюджетные организации". Норматив финансирования мероприятий по охране труда для этих учреждений (бюджетных организаций) не введен. Затраты на мероприятия по охране труда включаются в смету расходов на содержание бюджетной организации и утверждаются в коллективных договорах. Предприятия отраслей материального производства финансируют мероприятия по охране труда в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Термин "затраты на производство продукции (работ, услуг)", используемый в ст. 226 ТК, является синонимом понятий "фактическая себестоимость" или "себестоимость готовой продукции". Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции (работ, услуг). В затраты на производство продукции (работ, услуг) не включаются расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты). 3. Номенклатура мероприятий по охране труда приведена в Рекомендациях по планированию мероприятий по охране труда, утв. Постановлением Минтруда России от 27 февраля 1995 г. N 11. 4. Комментируемой статьей установлено, что в отраслях экономики, субъектах РФ, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Фонды охраны труда могут быть образованы на основе обязательств в принимаемых тарифных и региональных соглашениях о добровольном выделении целевых средств для реализации мероприятий по охране труда, утверждаемых в целевых программах по улучшению условий и охраны труда. Кроме того, в субъектах РФ фонды охраны труда могут формироваться за счет средств, выделяемых в бюджете отдельной строкой на основе решения законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ. В законах об охране труда, которые принимаются в субъектах РФ, вводятся статьи, определяющие порядок образования фондов охраны труда. Например, в Законе от 7 августа 1997 г. N 814-121 "Об охране труда в Пермской области" в ст. 20 ("Фонды охраны труда") указано, что для концентрации финансовых ресурсов, расходуемых только на цели охраны труда, могут образовываться фонды охраны труда. Областной фонд (ныне - Пермский край) охраны труда создается в соответствии с федеральными и областными (краевыми) законами и является внебюджетным целевым областным фондом. В этот фонд могут зачисляться добровольные взносы юридических и физических лиц (в том числе иностранных), иные средства из источников, не запрещенных законодательством. Порядок формирования средств общественных фондов охраны труда регулируется их уставами в соответствии с федеральным и областным (краевым) законодательством. 5. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в субъектах РФ может регулироваться законами. Например, ст. 21 Закона Московской области от 6 ноября 2001 г. N 170/2001-ОЗ "Об охране труда в Московской области" предусматривает следующее. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, реализуемых в рамках областных целевых программ и муниципальных программ, осуществляется за счет средств областного бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством Московской области. Центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления, а также организации могут создавать фонды охраны труда в соответствии с законодательством РФ и законодательством Московской области. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. 6. Правила финансирования в 2008 году и в плановый период 2009 - 2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 30 января 2008 г. N 43н.
Статья 227. Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету
Комментарий к статье 227
1. Несчастный случай на производстве - событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть (ст. 3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"). Несчастные случаи на производстве расследованию и учету подлежат в соответствии с гл. 36 ТК, т.е. в данном случае эта глава прямого действия. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК, иным федеральным законам и указам Президента РФ (ст. 5 ТК). Таким образом, правовые нормы, касающиеся расследования и учета несчастных случаев на производстве, содержащиеся в ТК, имеют преимущественное значение перед теми, которые имеются в Постановлении Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях". Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утв. Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 789. 2. Перечень лиц, на которых распространяется действие статей, регламентирующих порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, следует рассматривать, исходя из контекста других глав ТК. В общем случае нормы трудового права (в том числе охраны труда - ст. 5 ТК) обязательны для применения на всей территории РФ для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и распространяются на лиц, состоящих в трудовых отношениях с работодателем на основе трудового договора (ст. 11 ТК). Кроме того, они распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом фактическое допущение к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен, является основанием возникновения трудовых отношений (ст. 16 ТК). 3. Нормы трудового права и, в частности, статей ТК, касающихся расследования и учета несчастных случаев на производстве, не распространяются (если в установленном ТК порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы; членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера; других лиц, если это установлено федеральным законом. 4. В соответствии со ст. 11 ТК в тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, и, следовательно, несчастные случаи с такими лицами подлежат расследованию и учету. 5. В ст. 229 и ст. 230 ТК присутствует такое понятие, как "несчастный случай, не связанный с производством". Статья 227 ТК содержит указание на то, что расследованию и учету подлежат несчастные случаи, произошедшие с работниками при выполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или работодателя - физического лица. Таким образом, даже при наличии трудового договора с работодателем и нахождении работника на территории своей организации, но в свободное от работы время факт его травмирования или гибели может быть не признан несчастным случаем на производстве. На основании собранных документов и материалов комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, определяет, был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью работодателя и объяснялось ли его пребывание на месте происшествия исполнением им трудовых обязанностей, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством. 6. В ст. 229.2 ТК рассматриваются случаи, которые подлежат расследованию, но квалифицируются как несчастные случаи, не связанные с производством, это: смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом; смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества; несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние. 7. Трудовой кодекс не ставит квалификацию несчастного случая на производстве в зависимость от наличия или отсутствия вины работодателя в данном несчастном случае. В ст. 227 ТК оговорены критерии, позволяющие отнести случай с работником к несчастному случаю на производстве. В общем виде внешнее воздействие должно послужить причиной ухудшения состояния здоровья работника, которое повлекло, в свою очередь, необходимость его перевода на другую работу (как правило, более легкую), временную или стойкую утрату им трудоспособности (листок временной нетрудоспособности, инвалидность) либо его смерть. Кроме того, оговорены время и виды деятельности работника, при которых это должно произойти: в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы (в том числе во время установленных перерывов); в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды перед началом и после окончания работы; при выполнении работ за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, выходные и нерабочие праздничные дни и др. Под "установленными перерывами" здесь следует понимать перерывы, включаемые в рабочее время. Это - короткие перерывы (перерыв, предусмотренный для работников, работающих в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, перерыв для грузчиков, занятых на погрузочно-разгрузочных работах, - ст. 109 ТК; перерывы для женщин, имеющих детей до 1,5 лет, для кормлен<
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.32.53 (0.019 с.) |