Раздел 6. Социальные гарантии, непосредственно связанные 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 6. Социальные гарантии, непосредственно связанные



С трудовыми отношениями

 

6.1. При наличии у работодателя жилого фонда в соответствии с действующими правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений, устанавливать очередность на получение жилой площади и распределять жилые помещения в соответствии с Положением о порядке улучшения жилищных условий работников организации, согласно приложению N ______.

6.2. Улучшать жилищные условия работников организации в соответствии с Положением о порядке постановки на учет работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (прилагается).

6.3. Предоставлять работникам, имеющим детей дошкольного возраста, места в имеющихся у работодателя детских дошкольных учреждениях с _______ процентной скидкой по оплате за их содержание.

6.4. В случае смерти работника оказывать помощь в организации похорон; в случае гибели работника на производстве выплачивать членам семьи погибшего, помимо предусмотренных действующим законодательством компенсаций, пособие в размере _______.

6.5. При рождении ребенка у работника организации выплачивать ему материальную помощь в размере _______.

6.6. Выделять средства на приобретение путевок для организации отдыха работников и их детей в возрасте до 15 лет включительно.

6.7. Компенсировать затраты работников, имеющих детей, на приобретение путевок в детские оздоровительные лагеря в размере не менее ________ руб.

 

Раздел 7. Гарантии деятельности профсоюзной организации

 

Работодатель обязуется:

7.1. Безвозмездно предоставить профсоюзному органу оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение (указать номер комнаты), а также другие условия для обеспечения деятельности профсоюзного органа, согласно прилагаемому перечню.

7.2. Перечислять профсоюзному органу средства в размере _______ на организацию культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы.

7.3. Перечислять на профсоюзный счет ежемесячно и бесплатно удержанные из заработной платы по письменным заявлениям работников членские профсоюзные взносы в размере, предусмотренном Уставом профсоюза.

7.4. Предоставлять в установленном законодательством порядке профсоюзному органу информацию о деятельности организации для ведения переговоров и осуществления контроля за соблюдением Коллективного договора.

7.5. Предоставлять профсоюзному органу возможность проведения собраний, конференций, заседаний без нарушения нормальной деятельности организации. Выделять для этой цели помещение в согласованном порядке и в согласованные сроки.

 

Раздел 8. Заключительные положения

 

8.1. Изменения и дополнения Договора в течение срока его действия принимаются только по взаимному согласию Сторон в порядке, установленном для его заключения.

8.2. В случае выполнения работодателем обязательств, возложенных на него Договором, работники обязуются не прибегать к разрешению коллективного трудового спора путем организации и проведения забастовок.

8.3. Контроль за выполнением Договора осуществляют Стороны, подписавшие его, в согласованных порядке, формах и в согласованные сроки.

В целях более действенного контроля за исполнением принятых обязательств назначаются ответственные от каждой Стороны за выполнение конкретных мероприятий Договора (приложение N _______).

8.4. Стороны, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных Договором, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

8.5. Работодатель в установленном законами и иными нормативными правовыми актами порядке обязуется ежегодно информировать представительный орган работников о финансово-экономическом положении организации, основных направлениях производственной деятельности, перспективах развития, важнейших организационных и других изменениях.

8.6. Подписанный сторонами Договор с приложениями в 7-дневный срок работодатель направляет на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.

8.7. Действие настоящего Договора распространяется на всех работников организации (ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения).

8.8. При приеме на работу работодатель или его представитель обязан ознакомить работника с настоящим Договором.

8.9. Настоящий Договор заключен сроком на _______ лет (не более 3 лет) и вступает в силу со дня подписания его Сторонами (либо со дня, установленного Договором).

Примечание. При согласии Сторон в Договор могут включаться дополнительные пункты, не противоречащие действующему законодательству и иным нормативным правовым актам (а в части дополнительных расходов - за счет средств организации).

 

Примерный перечень возможных приложений к коллективному

Договору

 

Правила внутреннего трудового распорядка (если они принимаются в составе Коллективного договора);

План мероприятий по охране труда;

Смета расходования средств на охрану труда;

Перечень тарифных ставок (окладов) I разряда для рабочих-повременщиков и для рабочих-сдельщиков и тарифных коэффициентов;

Размеры минимальных должностных окладов руководителям структурных подразделений, специалистам и служащим, ниже которых работодатель не вправе устанавливать данным категориям работников;

Перечни производств (работ) с тяжелыми, особо тяжелыми, вредными и особо вредными условиями труда, при работе в которых работники имеют право на доплаты за условия труда;

Положение о порядке и условиях выплаты вознаграждения по итогам работы за год;

Положение о порядке и условиях выплаты вознаграждения за выслугу лет;

Список работ, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день;

План оздоровительно-профилактических мероприятий;

Перечень работ (производств), при выполнении которых (при работе в которых) работники получают бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты;

Другие приложения исходя из содержания Договора.

В распоряжении ОАО "РЖД" от 28 декабря 2007 г. N 2488р приведен Коллективный договор ОАО "РЖД" на 2008 - 2010 годы.

 

Статья 42. Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора

 

Комментарий к статье 42

 

1. Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая из сторон (см. ст. 36 ТК и комментарий к ней).

Урегулирование разногласий в ходе коллективных переговоров производится в соответствии с гл. 6 ТК.

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проектов коллективных договоров и соглашений, а также приглашенные специалисты освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более 3 мес. в течение года. Все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством о труде, коллективным договором, соглашением.

Оплата труда приглашенных по договоренности сторон экспертов и посредников производится по соглашению с ними органами исполнительной власти и местного самоуправления, работодателями, их объединениями, иными уполномоченными работодателями органами.

Представители профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации.

Порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора, состав комиссии, место проведения и повестка дня переговоров определяются сторонами и оформляются приказом по организации и решением представителей работников.

Дата издания согласованного с соответствующим представителем работников приказа о формировании комиссии является моментом начала коллективных переговоров.

Если со стороны работников выступают одновременно несколько представителей, ими в течение 5 календарных дней формируется единый представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения единого коллективного договора.

Единый проект коллективного договора подлежит обязательному обсуждению работниками в подразделениях предприятия и дорабатывается с учетом поступивших замечаний, предложений, дополнений. Доработанный единый проект утверждается общим собранием (конференцией) работников организации и подписывается со стороны работников всеми участниками единого представительного органа.

При недостижении согласия в едином представительном органе или в случае, когда такой орган не создан, общее собрание (конференция) работников организации может принять наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручить представителю работников, разработавшему этот проект, на его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим собранием (конференцией) коллективный договор от имени работников организации.

Если единый представительный орган не создан, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать коллективный договор от имени представляемых работников или предлагать принять приложение к единому коллективному договору, защищающее специфические интересы представляемых работников по профессиональному признаку. Приложение - неотъемлемая часть коллективного договора и имеет равную с ним юридическую силу.

Работодатель обязан обеспечить представителям работников возможность доведения разработанных ими проектов коллективного договора до каждого работника, предоставить имеющиеся у него средства внутренней связи и информации, множительную и иную оргтехнику, помещения для проведения в нерабочее время собраний, консультаций, места для размещения стендов.

Подписанный сторонами коллективный договор с приложениями в 7-дневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации.

2. Перед тем как сесть за стол переговоров, представителям наемных работников необходимо получить информацию об организации, используя для этого свое право (см. ст. 36 ТК и комментарий к ней).

 

Статья 43. Действие коллективного договора

 

Комментарий к статье 43

 

1. Коллективный договор вступает в силу с момента подписания его сторонами либо со дня, установленного в коллективном договоре, и действует в течение 3 лет. Его можно продлевать на срок не более 3 лет.

Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения состава, структуры, наименования органа управления организацией, расторжения трудового договора с руководителем организации.

При реорганизации организации коллективный договор сохраняет свое действие на период реорганизации, затем может быть пересмотрен по инициативе одной из сторон.

2. При смене собственника имущества организации действие коллективного договора сохраняется в течение 3 мес. В этот период стороны вправе начать переговоры о заключении нового коллективного договора или сохранении, изменении, дополнении действующего.

В ходе пересмотра коллективного договора должен быть решен вопрос о возможности сохранения льгот для работников и выполнения других условий, предусмотренных прежним коллективным договором.

При ликвидации организации в порядке и на условиях, установленных законодательством, коллективный договор действует в течение всего срока проведения процесса ликвидации.

 

Статья 44. Изменение и дополнение коллективного договора

 

Комментарий к статье 44

 

1. Изменение и дополнение коллективного договора в течение срока его действия производится только по взаимному согласию сторон в порядке, определенном в коллективном договоре.

2. После вступления ТК в силу появились новые возможности развития коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в организациях.

Целесообразно, опираясь на ТК и исходя из новых подходов к содержанию коллективного договора, дополнить его новыми разделами, например такими, как минимальная заработная плата, борьба с бедностью и др. Необходимо учитывать, что коллективно-договорное регулирование имеет тенденцию к увеличению количества регулируемых вопросов. В то же время новый ТК позволяет внести существенные изменения в уже существующие разделы коллективного договора.

3. В коллективный договор целесообразно в целях реализации комментируемой статьи ввести раздел "Изменения и дополнения коллективного договора".

 

Статья 45. Соглашение. Виды соглашений

 

Комментарий к статье 45

 

1. В настоящее время действует Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008 - 2010 годы (гл. I - VII - не приводятся).

Приказом Минздравсоцразвития России от 27 октября 2008 г. N 597 утвержден План мероприятий Минздравсоцразвития России по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2008 - 2010 годы.

2. Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 15 апреля 2005 г. N 240 установлена уведомительная регистрация отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства. В нем приводятся: журнал регистрации отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства; уведомление о регистрации соглашения, в котором не выявлены условия, ухудшающие положение работников по сравнению с ТК; уведомление о регистрации Соглашения, в котором выявлены условия, ухудшающие положение работников по сравнению с ТК.

 

Статья 46. Содержание и структура соглашения

 

Комментарий к статье 46

 

1. Согласно ст. 41 ТК содержание соглашений определяют стороны. Соглашениями могут предусматриваться положения:

об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха;

о механизме регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением;

о доплатах компенсационного характера, минимальный размер которых предусмотрен законодательством;

о содействии занятости, переобучении работников;

об обеспечении экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве;

о специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей;

о соблюдении интересов работников при приватизации государственных и муниципальных предприятий;

о льготах предприятиям, создающим дополнительные рабочие места с использованием труда инвалидов, молодежи (в том числе подростков);

о развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудничества, порядке внесения изменений и дополнений в соглашение, присоединения к нему, о содействии заключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, об укреплении трудовой дисциплины.

В соглашениях могут содержаться положения по другим трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащие законодательству.

2. См. также макет федерального отраслевого (межотраслевого) соглашения, согласованный Минтрудом России 9 октября 2003 г. и имеющий следующую структуру:

Предисловие.

I. Общие положения.

II. Оплата труда.

III. Охрана труда.

IV. Режимы труда и отдыха.

V. Развитие кадрового потенциала.

VI. Содействие занятости.

VII. Создание условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа.

VIII. Контроль за выполнением соглашения.

IX. Ответственность сторон. Заключительные положения.

 

Статья 47. Порядок разработки проекта соглашения и заключения соглашения

 

Комментарий к статье 47

 

1. При наличии на соответствующем уровне нескольких представителей работников состав комиссии со стороны работников определяется по согласию между этими представителями.

Проект соглашения разрабатывается комиссией и подписывается представителями сторон.

Если согласие не достигнуто в 7-дневный срок, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать соглашение от имени представляемых ими работников.

Подписанное сторонами соглашение с приложениями в 7-дневный срок направляется представителями работодателей - участниками соглашения, заключенного на федеральном уровне, в Министерство здравоохранения и социального развития РФ, а соглашения, заключенного на уровне субъекта РФ, - в орган по труду субъекта РФ для уведомительной регистрации.

При осуществлении уведомительной регистрации двустороннего соглашения орган по труду (не являющийся участником соглашения) выявляет условия соглашения, противоречащие законодательству о труде, и сообщает сторонам соглашения о выявленных противоречиях.

Такой же порядок действует в случае внесения изменений или дополнений в соглашение.

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения создается постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".

Порядок обеспечения деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений утв. Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. N 1229.

Состав представителей Правительства РФ в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2004 г. N 297.

О координаторе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений говорится в Указе Президента РФ от 31 мая 2004 г. N 707.

2. На федеральном уровне участниками соглашений могут быть:

генерального - общероссийские объединения профсоюзов; общероссийские объединения работодателей; Правительство РФ;

отраслевого (межотраслевого) тарифного - соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения; общероссийские объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; Министерство здравоохранения и социального развития РФ (федеральные органы исполнительной власти имеют право представлять работодателей - подведомственные указанным органам организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне (Постановление Правительства РФ от 10 августа 2005 г. N 500));

профессионального тарифного - соответствующие профсоюзы и их объединения; соответствующие объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; соответствующий орган по труду.

На уровне субъектов РФ и административно-территориальных образований в составе субъектов РФ участниками соглашений могут быть:

регионального - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; орган исполнительной власти субъекта РФ;

отраслевого (межотраслевого) тарифного, профессионального тарифного - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; орган по труду субъекта РФ;

территориального - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; соответствующий орган местного самоуправления;

генерального - общероссийские объединения профсоюзов; общероссийские объединения работодателей; Правительство РФ;

отраслевого (межотраслевого) тарифного - соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения; общероссийские объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; Министерство здравоохранения и социального развития РФ;

профессионального тарифного - соответствующие профсоюзы и их объединения; соответствующие объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; соответствующий орган по труду.

На уровне субъектов РФ и административно-территориальных образований в составе субъектов РФ участниками соглашений могут быть:

регионального - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; орган исполнительной власти субъекта РФ;

отраслевого (межотраслевого) тарифного, профессионального тарифного - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; орган по труду субъекта РФ;

территориального - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; соответствующий орган местного самоуправления.

 

Статья 48. Действие соглашения

 

Комментарий к статье 48

 

1. Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашении.

Срок действия соглашения и порядок контроля за его выполнением определяются сторонами в соглашении. Срок действия соглашения не может превышать 3 лет.

Действие соглашения распространяется на работников, работодателей, орган исполнительной власти, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени.

В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашения.

В тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, профессиональное тарифное соглашение, в сферу действия которого включается не менее 50% работников отрасли (отраслей), профессии, министр здравоохранения и социального развития РФ имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.

Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на данных работодателей с момента получения предложения.

2. Некоторые особенности применения комментируемой статьи приводятся в Определении Конституционного Суда РФ от 16 октября 2007 г. N 723-О-О.

 

Статья 49. Изменение и дополнение соглашения

 

Комментарий к статье 49

 

Изменения и дополнения соглашений позволяют обеспечить их эффективность и учитывать в них все происходящие изменения. Изменение соглашений может осуществляться в следующем порядке:

1) сторона, решившая внести изменение или дополнение, должна сформулировать изменение, аргументировать изменение, указав пользу, которую получит от изменения каждая сторона соглашения;

2) проект изменения направляется в письменной форме другой стороне, которая должна аргументированно ответить в течение 7 дней;

3) в случае если сторона соглашения отказывается от изменения, сторона, внесшая проект изменения, имеет право: отказаться от своего предложения; настаивать на внесении изменений;

4) в случае если сторона настаивает на изменении, создается согласительная комиссия, решение которой по вопросу может быть окончательным.

 

Статья 50. Регистрация коллективного договора, соглашения

 

Комментарий к статье 50

 

1. Если в коллективный договор стороны включили положения, ухудшающие положение работников по сравнению с ТК, то эти положения недействительны и стороны не имеют права ими руководствоваться, даже если эти положения являются вынужденными из-за ухудшающегося положения организации.

2. Такими ухудшающими положение работников условиями могут быть: увеличение продолжительности рабочей недели; сокращение продолжительности отпуска; увеличение количества сверхурочных часов; введение штрафов за производственные упущения; придание статуса конфиденциальности размерам заработной платы; отказ работников от части своих прав в трудовых отношениях.

3. В Приказе Федеральной службы по труду и занятости от 15 апреля 2005 г. N 240 "Об организации уведомительной регистрации отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства" приводится образец уведомления о регистрации.

Положение о Регистре соглашений и коллективных договоров утв. Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. N 68.

4. Особенности уведомительной регистрации устанавливают субъекты РФ, местные органы самоуправления. Например, Постановлением Брянской городской администрации от 29 марта 2006 г. N 786-п утв. Положение о порядке уведомительной регистрации коллективных договоров в городе Брянске.

 

Статья 51. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

 

Комментарий к статье 51

 

1. Стороны, подписавшие единый коллективный договор, ежегодно или в сроки, предусмотренные в договоре, отчитываются о его выполнении на общем собрании (конференции) работников организации.

Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также соответствующими органами по труду.

При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию.

2. Лица, представляющие работодателя, уклоняющиеся от участия в переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения, или нарушившие срок предоставления информации, или не обеспечившие работу соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки, подвергаются штрафу в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (ст. 5.28 КоАП).

Лица, представляющие работодателя, виновные в нарушении или невыполнении обязательств по коллективному договору, соглашению, подвергаются штрафу в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (ст. 5.31 КоАП).

По требованию представителей работников собственник обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются условия коллективного договора.

Лица, представляющие работодателей, виновные в непредоставлении информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (ст. 5.29 КоАП).

Порядок и сроки рассмотрения дел о наложении штрафов регламентируются законодательством.

 

Глава 8. УЧАСТИЕ РАБОТНИКОВ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

 

Статья 52. Право работников на участие в управлении организацией

 

Комментарий к статье 52

 

1. Участие в управлении организацией - это форма индустриальной демократии, или, как говорят в США, партиципация. Модели организации участия работников в процессе принятия решения делят на 2 группы: основанные на законе и на доброй воле работодателя. В капиталистической экономике контроль над использованием труда, капитала и доходов находится в руках собственника и осуществляется через менеджеров. Некоторые права собственника целесообразно передать работникам для повышения производительности и результативности труда. Существуют 4 теории, объясняющие подобную практику:

1) демократическая теория признает следующие врожденные качества человека: способность мыслить, ответственность, способность к сотрудничеству. Для поддержания демократической системы одного участия человека в демократическом процессе на политическом уровне недостаточно. Люди нуждаются в том, чтобы вводить элементы демократии на рабочем месте;

2) социалистическая теория ставит задачу отмены наемного труда, в частности с помощью увеличения рабочего контроля над производством:

3) теория человеческого роста и развития предполагает наличие у человека психологической потребности в развитии своего потенциала в процессе непрерывного обучения. Соучастие работника в делах организации усиливает трудовую мотивацию и порождает стремление к трудовым достижениям;

4) теория продуктивности и эффективности предполагает, что участие работника в принятии решений в организации ведет к увеличению индивидуальной продуктивности и удовлетворенности своей работой.

2. Участие в управлении осуществляется на разных уровнях организации: участке, отделе, другом структурном подразделении, на уровне всей организации.

Участие в управлении - это участие в управленческом процессе на любой его стадии: постановке задач, планировании деятельности, организации исполнения планов, регулировании деятельности и контроле за деятельностью.

Функции управления в организации выполняют руководители (менеджеры, администрация) разного уровня: руководитель организации и его заместители, руководители структурных подразделений и их заместители.

Участие наемных работников в управлении организацией может объединить интересы работодателя и работников, а может их разъединить.

С помощью привлечения работников к управлению организацией можно существенно повысить прибыль организации. Эта цель (повышение прибыли) объединяет интересы работодателя и наемных работников при условии, что повышение прибыли будет сопровождаться повышением доходов работников. Например, работодатель совместно с работниками составил программу развития персонала, в которой запланировал рост прибыли на период до 2020 г. по каждому году. Одновременно запланирован рост доходов наемных работников в зависимости от роста прибыли. Участие работников в выработке согласованной программы будет одной из эффективных форм участия работников в управлении организацией.

3. Статья устанавливает 2 формы участия работников в управлении организацией: непосредственную и через представителей. Формами непосредственного участия являются письменное или устное обращение к руководителю по вопросам производства; участие в работе собраний, совещаний и проч. Это формы прямой демократии.

4. Участие работников в управлении организацией позволяет находить более эффективные управленческие решения.

Участие в управлении предполагает совместную деятельность администрации и работников по управлению организацией. Участие в управлении может осуществляться на разных уровнях: бригады, участка, отдела, цеха, всей организации.

Одной из форм участия работников в управлении организацией является составление работодателем и работниками программы повышения конкурентоспособности организации, реализация которой позволяет повысить доходы собственника и заработную плату работников.

5. От участия в управлении следует отличать участие персонала в капитале, участие персонала в прибылях. Формой участия является покупка наемными работниками акций.

6. Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства согласно ст. 55 Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ).

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией. Участие профсоюзных представителей в работе иных представительных органов работников в организации не лишает их права непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза.

 

Статья 53. Основные формы участия работников в управлении организацией

 

Комментарий к статье 53

 

1. В соответствии со ст. 31 ТК в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

2. В соответствии со ст. 36 ТК представители работников участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективных договоров и имеют право проявлять инициативу по проведению таких переговоров.

Правила внутреннего трудового распорядка в соответствии со ст. 190 ТК утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

3. Руководитель организации обязан учесть мнение представительного органа работников в случаях, перечисленных в следующих статьях ТК: 48, 59, 74, 81, 96, 99, 101, 105, 112, 113, 117, 123, 135, 136, 139, 144, 147, 153, 154, 157, 159, 162, 180, 196, 211, 212, 222, 225, 253, 268, 281, 297, 299, 301, 302, 325, 326, 329, 350, 371, 372. Формой учета мнения может быть производственное соглашение, заключенное между руководителем и представительным органом наемных работников.

Производственное соглашение может быть выработано двусторонней комиссией представителей администрации и наемных работников.

4. В соответствии со ст. 8 ТК работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Эти нормы обязательны для наемных работников. Поэтому представительные органы работников имеют право высказать свое мнение и предложения по содержанию этих норм.

 

Глава 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

 

Статья 54. Ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения

 

Комментарий к статье 54

 

1. В гл. 5 КоАП устанавливаются административные правонарушения, посягающие на права граждан, в том числе административная ответственность за нарушение трудового законодательства.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда по ст. 5.27 КоАП влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 тыс. до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.196.114.118 (0.106 с.)