Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие выручки и прибыли. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Нормальная прибыль.

Поиск

Вы́ручка (оборот, объём продаж) — количество денежных средств или иных благ, получаемое компанией за определённый период её деятельности, в основном за счёт продажи товаров или услуг своим клиентам.

При́быль — разница между доходами (выручки от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг.

Экономическая прибыль — это чистая прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца. В случае отрицательного значения экономической прибыли рассматривается вариант ухода предприятия с рынка.

Формула:

ЭП = общий доход – экономические издержки

ЭП = бухгалтерская прибыль – альтернативные издержки

ЭП = бухгалтерская прибыль – нормальная прибыль

бухгалтерская прибыль — разница между суммой реализации (доходами от продажи) и расходами (издержками).

Бухгалтерская прибыль = Совокупный доход фирмы — Бухгалтерские (Явные) издержки;

НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ - уровень прибыли на вложенный капитал, который мог бы быть получен, если бы капитал был использован простейшим, "обычным" способом, то есть представлен в виде ссуды, аренды.

 


Вопрос

Структура издержек производства в краткосрочном периоде (постоянные и переменные издержки). Закон убывающей отдачи.

В краткосрочном периоде наблюдается деление издержек на постоянные и переменные. К переменным издержкам в краткосрочном периоде относятся денежные затраты на покупку сырья, материалов, затраты на оплату труда рабочих и т. п. К постоянным издержкам в краткосрочном периоде относятся: затраты на оплату труда аппарата управления, арендная плата, амортизация основных средств.

В краткосрочном периоде постоянные издержки не изменяются в ответ на изменение объема выпуска продукции.

Закон убывающей отдачи

 

Факторы производства должны использоваться фирмой с соблюдением определенной пропорциональности между постоянными и переменными факторами. Нельзя произвольно увеличивать количество переменных факторов на единицу постоянного фактора, поскольку в этом случае вступает в действие закон убывающей отдачи.В соответствии с этим законом непрерывное увеличение использования одного переменного ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов на определенном этапе приведет к прекращению роста отдачи, а затем и к ее снижению. Часто действие закона предполагает неизменность технологического уровня производства, и поэтому переход к более прогрессивной технологии может повысить отдачу независимо от соотношения постоянных и переменных факторов. Допустим, что фирма в своей деятельности использует только один переменный ресурс — труд, отдачей которого является производительность. Как будут изменяться издержки фирмы при постепенном увеличении числа нанимаемых рабочих? Сначала рассмотрим, как будет изменяться выпуск продукции при увеличении численности рабочих. По мере загрузки оборудования выпуск продукции быстро нарастает, затем прирост постепенно замедляется до тех пор, пока рабочих станет достаточно для полной загрузки оборудования. Если дальше продолжать нанимать рабочих, они уже ничего не смогут добавить к объему производимой продукции. В конце концов рабочих станет так много, что они будут мешать друг другу, и выпуск сократится.

 

Вопрос

Предельные издержки () — это издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции. MC = ΔTC / ΔQ. Предельные издержки отражают изменения в издержках, которые повлечет за собой увеличение или уменьшение производства на одну единицу. Сравнение средних и предельных издержек производства — важная информация для управления фирмой, определяющая оптимальные размеры производства. В точке В цена предложения совпадает со средними и предельными издержками. Эта точка означает равновесие фирмы. При движении от точки В вправо увеличение производства ведет к уменьшению прибыли, ибо на каждую единицу товара растут добавочные расходы. Выход за точку В приводит к неустойчивости финансов фирмы и в конце ее поведение будет определятся бегством из рыночных структур.

Средние издержки. Для того чтобы более четко определить возможные объемы производства, при которых фирма ограждает себя от чрезмерного роста издержек производства, исследуется динамика средних издержек.Если валовые издержки отнести к количеству выпускаемой продукции , получим средние издержки (кривая ).

Именно такой вид кривой средних издержек определяется следующими обстоятельствами:

1. вначале при движении слева направо, наблюдается большая доля постоянных издержек, которая уменьшается до точки . Это происходит потому, что достигается эффект массового производства, когда постоянные издержки распределяются на больший объем продукции.

2. затем, при движении вправо от точки , наступают трудности управления, растут транспортные расходы

Средние издержки различают:

  • Средние постоянные ()
  • Средние переменные ()
  • Средние общие совокупные()

Средние постоянные издержки — представляют собой постоянные затраты, приходящиеся на единицу продукции.

Средние переменные издержки - представляют собой переменные затраты, приходящиеся на единицу продукции.

Существует некоторый однозначно определяемый оптимальный объем общественного блага, обеспечивающий наибольшую эффективность использования ресурсов. Оптимальный объем общественного блага может быть определен следующим образом:

MSB(Qs) = MC(Qs), где

MSB (Qs) - предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве Qs; MC (Qs) - предельные издержки производства и обеспечения потребителей данным общественным благом в количестве Qs.

Оптимальный объем общественного блага

Таким образом, для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно выпускаться в таком объеме, при котором предельная общественная полезность - выгода от потребления данного объема - равняется предельным общественным издержкам. Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для производства дополнительной единицы блага.

 


Вопрос

Издержки фирмы в долгосрочном периоде. В долгосрочном периоде все ресурсы фирмы являются переменными. Фирма может нанять новое оборудование, арендовать новые цеха, изменить состав управленческого персонала, использовать новую технологию производства. Отсутствие в долгосрочном периоде постоянных ресурсов ведет к тому, что исчезает разница между постоянными и переменными издержками. Анализ долгосрочной деятельности фирмы проводится через рассмотрение динамики долгосрочных средних издержек (LAТC). А основной целью фирмы в области издержек можно считать организацию производства "нужного масштаба", обеспечивающего заданный объем продукции с минимальными средними издержками.

Долгосрочные средние издержки. Для построения долгосрочных средних издержек предположим, что фирма может организовать производство трех размеров: малое, среднее и большое, каждому из которых соответствует своя кривая краткосрочных средних издержек (соответственно SATC1, SATC2, SATC3), как это изображено на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Кривая долгосрочных средних издержек

Выбор того или иного проекта будет зависеть от оценки прогнозируемого рыночного спроса на продукцию фирмы и от того, какие мощности необходимы для его обеспечения.

Если прогнозируемый спрос соответствует Q1, то фирма предпочтет создание малого производства, поскольку ее средние издержки в этом случае будут значительно ниже, чем на более крупных предприятиях. Как видно на рис. 3.1, ATC1(Q1)2(Q1), и соответственно ATC1(Q1)3(Q1). Если спрос ожидается равным Q2, то наиболее предпочтительным будет проект 2 (среднее предприятие), обеспечивающий более низкие издержки, или ATC2(Q2)1(Q2), и ATC2(Q2)3(Q3). Аналогичным образом, при оценке спроса в Q3, фирма выберет предприятие крупных размеров. Объединение участков трех кривых краткосрочных издержек, обеспечивающих оптимальные размеры производства для каждого объема выпуска, показывает нам кривую долгосрочных средних издержек фирмы. На рис. 3.1 она представлена сплошной линией. Кривая долгосрочных средних издержек показывает минимальные издержки на единицу продукции, производимой при каждом возможном объеме производства. Если число возможных размеров (Q1, Q2,...Qn) приближается к бесконечности (n → ∞), то кривая долгосрочных средних издержек становится более ровной, как это представлено на рис.3.2.

Рис. 3.2. Кривая долгосрочных средних издержек при неограниченном количестве возможных размеров предприятия

В этом случае все точки кривой LATC являются наименьшими средними издержками при данном объеме производства, при условии, что фирма имеет достаточно времени, чтобы изменить все необходимые ресурсы.

Положительный эффект от масштаба. Происходит, когда при увеличении количества выпускаемой продукции и уровня влияния на рынке, затраты на единицу продукции уменьшаются. Обычно связан с углублением разделения труда и может рассматриваться как последствие синергии. Благодаря этому эффекту, очень выгодным оказался переход от ручного труда к мануфактуре и затем к конвейеру с одновременным увеличением производства. Также появляется возможность применения дорогостоящих технологий и производства побочных продуктов из отходов. Снижение средних общих издержек при помощи увеличения производства до определенного количества Q2 называется положительной отдачей (эффектом) от масштаба. В модели, когда издержки делятся на постоянные и переменные положительный эффект от масштаба описывается уменьшением величины постоянных издержек в единице продукции с сохранением того же количества переменных издержек при увеличении количества производимой продукции:

где с — себестоимость единицы продукции; TFC — общая величина постоянных издержек; Q — количество выпускаемой продукции; VC — переменные издержки на единицу продукции

Пока наблюдается положительный эффект от масштаба — предприятию следует наращивать свои производственные мощности, если конъюнктура рынка позволяет.

Отрицательный эффект от масштаба. Обратный положительному эффекту, при котором средние издержки увеличиваются вместе с ростом предприятия. Связывается с некоторой потерей управляемости и снижением гибкости реакции на изменения во внешней среде, нарастанием внутриорганизационных противоречий. Наблюдается из-за технических причин при добыче полезных ископаемых, связан с тем, что извлечь каждую последующую тонну угля или баррель нефти из-под земли сложнее, чем предыдущую.

 

33) Классификация рынков по типу конкуренции.

· рынок свободной конкуренции. Состоит из большого числа независимо действующих продавцов и покупателей какого-либо однородного продукта на высокоорганизованном рынке (по цене равновесия общих спроса и предложения);

· рынок монополистической конкуренции. Состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие последнего объясняется способностью продавцов предложить разные варианты товаров, отличающихся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением;

· олигополистический рынок характеризуется немногочисленностью продавцов, всеобщей взаимозависимостью производителей, а также способностью отдельного предприятия предсказать ответные действия конкурентов на изменение цены или объема производства. Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок;

· рынок чистой монополии. Один продавец с товаром, у которого нет аналога или заменителя, что позволяет производителю диктовать свои условия потребителям. Монополия на стороне спроса называется монопсонией. Если одному продавцу противостоит один покупатель, рыночная структура называется двусторонней монополией.

 

Вопрос 34

Фирма в условиях чистой конкуренции

Совершенная конкуренция – такая рыночная структура, при к-й предприятие явл. ценополучателем. Оно может максимизировать свою прибыль, приспособив объем выпуска или собств. затраты к усл-м тов. рынка, но не может оказать влияние на цену. В краткосрочном периоде пост. издержки не оказывают влияние на объем предложения. Конкурентная фирма, производя продукцию, максимизирует прибыль только в том случае, если цена не ниже средних переменных издержек. В долгосрочном периоде предпр-е имеет возм-ть выбора произв. мощности, а значит, оно имеет большую, чем в коротком периоде, возм-ть изм-ть объем выпуска. В рез-те рыночная цена продукта установится на ур-не мин. средних издержек какой-то типичной фирмы. В усл. соверш. конкуренции в долгосрочном периоде возникает следующее равенство:

MR=MC = AC = P

В отрасли с соверш. конкуренцией фирмы могут получать прибыль только ограниченное время. В долгосрочном плане ни одна фирма не может получить больше, чем нормальную прибыль.

 


Вопрос 35

Фирма в условиях монополии

 

В усл. монополии сила монополиста тем больше, чем выше барьеры для входа в отрасль и чем меньше товаров-заменителей. Барьеры для входа необходимы для долгосрочного поддержания монопольной власти.

Типы барьеров:

1)барьер как рез-т правительственных мер

2)предоставление патентов и авторских прав, обесп. монопольное положение на рынке.

3)монополия поддерживается за счет владения конкр. ресурса, необх. для созд-я монополизир. продукта.

4)барьер как преимущество низких издержек крупного товаропроизв-ля (эффект масштаба)

 

Виды монополий:

1)закрытая монополия, защищенная юридич. запретами.

2)естеств. монополия – отрасль, в к-й ср-е издержки минимальны только тогда, когда 1 фирма обслуж. весь рынок.

3)открытая монополия – 1 фирма хотя бы некоторое время становится ед. поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

 

Цена, к-я складывается на монопольном рынке, наз. монопольной ценой. Пределом монопольной высокой цены явл. величина платежеспособного спроса. Если производитель еще более увеличит цену, то он рискует потерять часть прибыли. Цель монополиста – производить такое к-во продукции, когда предельные издержки равны предельному доходу (выручке) и прекратить пр-во, когда ср. издержки выше ср. выручки при любом объеме пр-ва.

Правило максимизации прибыли монополиста:

MR=MC<AC<P

Монопольная власть явл. величиной, обр. эластичности спроса на продукцию фирмы.

I=1/E

Чем выше I, тем больше монопольная власть.

 

Вопрос 36

Фирма в условиях монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию с монополией, поскольку отд. фирмы все-таки обладают некоторой способностью контролировать цену своих товаров. С другой стороны, мон. конк-я похожа на совершенно конкурентную фирму, поскольку кажд. товар продается многими фирмами, а на рынке сущ. свободный вход и выход.

Черты мон. конкуренции:

1)В отличие от цен на соверш. рынке, где они равны предельным издержкам, равновесная цена рынка мон. конкуренции превышает предельные издержки. Это означает, что цена, к-ю платят покупатели за потребление товара, превышает издержки на их пр-во.

2)Фирмы на рынке монополистич. конк-и имеют резервные производственные мощности, поскольку постоянно меняется конъюнктура рынка и полный загруз чреват большими рисками.

 

Вопрос 37

Фирма в условиях олигополии

Олигополия – рын. структура, сост. из небольшого числа фирм, к-е контролируют значительную долю рынка.

Характерные черты олигополии:

1)немногочисленность фирм в отрасли, господство к-х основывается на процессе концентрации пр-ва. Различают классическую (жесткую) олигополию, при к-й на рынке сущ. порядка 3-4 произв-лей, и мягкую олигополию, при к-й на рынке порядка 6-8 фирм.

2)наличие высоких входных барьеров, что связано с эффектом масштаба, выступающ. важнейшей причиной широкого распространения и длительного сохр-я структур с огр. конк-ей.

3)всеобщая взаимосвязь, т.е. малое к-во фирм в отрасли требуют учета действий фирм конкурентов.

 

Можно выделить 3 возможных поведения фирмы в усл. олигополии:

1)нескоординированная олигополия

Фирмы не вступают ни в какие контакты др. с др. и не пытаются найти точку равновесия, к-я удовлетворяла бы всех.

2)сговор

Фирмы ориентируются на долгосрочное монополизированное равновесие с послед.разделом монопольной прибыли по частям между собой.

3)игра по правилам

Фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов.

 

При олигополии кривая спроса на товар имеет вид ломаной линии, что объясняет относит. негибкость цен при олигополии. Повышение цены одной фирмой таит опасность захвата рынка конкурентами, а понижение цен может привести к желаемому росту объема продаж, т.к. конкуренты также снизят цену, чтобы сохр. свою квоту на рынке.

 

Модель экономического кругооборота - концептуальная графическая модель системы рыночных отношений экономических агентов в лице домашних хозяйств, фирм, государства, зарубежных стран.

 

39. Основные макроэкономические показатели:

1. Валовой внутренний продукт (ВВП) – показатель СНС, который характеризует стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за тот или иной период. ВВП равен сумме конечного использования товаров и услуг в ценах покупателей за вычетом стоимости импорта товаров, а также сумме первичных доходов.

К первичным доходам в СНС принято относить оплату труда, прибыль, доходы от собственности, а также налоги на производство и импорт.

2. Валовой национальный доход (ВНД) – показатель, который представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны за тот или иной период. В количественном отношении ВНД отличается от ВВП на сальдо первичных доходов, полученных из—за границы или переданных за границу.

3. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) – показатель, который характеризует движение текущих трансфертов в стоимостной и натуральной форме и рассчитывается как сумма ВНД с текущими трансфертами, полученными резидентами данной страны из—за границы, минус текущие трансферты, которые переданы резидентами страны за границу.

4. Объект конечного потребления товаров и услуг – это расходы домашних хозяйств на собственное конечное потребление, расходы государственных учреждений на удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей общества и затраты на индивидуальное конечное потребление некоммерческих организаций для обслуживания домашних хозяйств.

5. Валовое накопление как составная ВВП – это сумма:

1) величины накопления основного капитала в виде вложения резидентами средств в производство для создания нового дохода в будущем;

2) величины значения запасов неовеществленных оборотных средств;

3) величины чистого приобретения ценностей.

6. Сальдо экспорта и импорта представляет собой важный элемент конечного использования ВВП и определяется как разница между экспортом и импортом товаров и услуг.

7. Национальное сбережение является частью валового национального располагаемого дохода, который не подлежит потреблению.

Сбережение – это источник финансирования накопления, т. е. прироста основных фондов, запасов материальных оборотных средств и ценностей.

8. Чистое кредитование (чистое заимствование) – показатель, характеризующий объем финансовых ресурсов, временно предоставленных данной страной другим странам или временно полученных от них.

9. Национальное богатство представляет собой сумму чистого капитала всех хозяйствующих субъектов страны. Национальное богатство равно сумме всех активов страны (нефинансовых и финансовых) за вычетом финансовых обязательств.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.221 (0.011 с.)