Проблема разделения физического и интеллектуального труда в обществе: может ли человек из хорошей семьи заниматься физической работой и выглядеть достойно в глазах окружающих. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема разделения физического и интеллектуального труда в обществе: может ли человек из хорошей семьи заниматься физической работой и выглядеть достойно в глазах окружающих.



№5.

Текст.

(1) Когда ты начинаешь говорить о физическом труде, то это выходит глупо! (2) – Отец с раздражением поморщился. (3) Пойми, глупый человек, пойми, безмозглая голова, что, кроме грубой физической силы, есть еще в человеке и ум, и дух божий, святой огонь, который в высочайшей степени отличает тебя от животного. (4) Он возносит тебя, он приближает тебя к божеству! (5) Этот огонь добывался тысячи лет лучшими из людей, в том числе и твоими предками. (6) Твой прадед Полознев, генерал, сражался при Бородине, дед твой был поэт, оратор и предводитель дворянства, дядя педагог, наконец, я, твой отец, архитектор! (7) Все Полозневы возжигали в себе и хранили святой огонь для того, чтобы ты погасил его! (8) Надо быть справедливым, сказал я. (9) Физический труд выполняют миллионы людей. (10) И пускай! (11) Другого они ничего не умеют делать! (12) Физическим трудом может заниматься всякая рвань, даже набитый дурак и прощелыга, что всю жизнь разбойничал на большой дороге. (13) Этот труд есть отличительное свойство раба и варвара, между тем как труд умственный, душевный дан в удел лишь немногим! 15) Для отца были убедительны только те слова и мысли, что высказывал он сам. (16) Кроме того, я знал очень хорошо: это высокомерие, с каким он отзывался о черном труде, имело в своем основании не одни лишь соображения насчет святого огня. (17) За ним стоял тайный страх, что я поступлю в рабочие и заставлю говорить о себе весь город. (18) Все мои сверстники давно уже окончили университеты и были на хорошей дороге, а сын управляющего конторой Государственного банка был уже коллежским асессором. (19) Тот же, кто был его единственным сыном, рос никем!

(20) Продолжать разговор было бессмысленно, бесполезно и неприятно, но я все сидел и слабо возражал, надеясь, что меня, наконец, поймут. (21) Ведь весь вопрос стоял просто и ясно. (22) Он только касался способа,

как мне добыть кусок хлеба, как не заставлять других кормить меня и одевать. (23) Но простоты этой не усматривали, а говорили мне, слащаво округляя фразы, о Бородине, о святом огне, о дяде, забытом поэте (тот когда-то писал плохие рассказы и фальшивые стихи). (24) Я был прав, но меня грубо обзывали безмозглым, тупым человеком. (25) А мне хотелось решать этот вопрос самостоятельно! (По А.П. Чехову*)

*Антон Павлович Чехов (1860–1904) — всемирно известный русский писатель, автор рассказов, повестей и пьес.

Основные проблемы

1. Проблема разделения физического и интеллектуального труда в обществе: может ли человек из хорошей семьи заниматься физической работой и выглядеть достойно в глазах окружающих?

2. Проблема выбора жизненного пути: может ли молодой человек сам принимать решения, касающиеся своей судьбы?

Позиция автора

1. В том, как преподносятся две точки зрения на этот вопрос, прослеживается явная симпатия к позиции молодого человека: никакой труд не следует презирать.

2. В том, как преподносятся две точки зрения на этот вопрос, прослеживается явная симпатия к позиции молодого человека: молодые имеют право самостоятельно делать жизненный выбор.

№6. Какое влияние оказывает личность на ход истории? Проблема нравственных уроков истории.

Текст.

(1)0 Бородинском сражении написаны сотни книг, каждая минута этого драматического события изучена вдоль и поперёк в мельчайших деталях. (2)Но есть один момент, таинственный, почти мистический, который требует глубокого осмысления.

(З)Представим, что вы играете в шахматы с уважаемым гроссмейстером. (4)Ваше положение - аховое, столпившиеся зрители уже обречённо махнули рукой, предлагают вам не тянуть понапрасну время и выбросить белый флаг. (5)Что сделает в такой ситуации любой человек, знакомый с правилами игры? (6)Он проанализирует позицию на доске и, осознав бесперспективность своего сопротивления, смиренно капитулирует.

(7)1£стественно, пример с шахматной партией лишь отчасти поясняет то положение, в котором оказался Кутузов во время Бородинского сражения. (8)На карту поставлена судьба отчизны. (9)Картина сражения меняется чуть ли не каждую минуту. (Ю)Грохот пушек, свист пуль, крики атакующих... (11)Ежесекундно шлют донесения, которые порою противоречат друг другу. (12)Прилетает ординарец от Барклая де Толли, бывшего командующего русской армией. (13)Барклай передаёт: держаться более невозможно, нужно отступать... (14)Тяжело ранен Багратион, враг теснит измотанных русских солдат. (15)Положение почти безнадёжное! (16)На чём же держится решимость Кутузова? (17)На упрямстве? (18)На неуступчивой злобе? (19)На отчаянии? (20)Или просто воля парализована страхом и полководец попросту бессилен принять какое-либо решение? (21)Нет!

(22)Почему шахматист не сдаётся опытному противнику? (23)Возможно, он видит выигрышный ход, которого остальные, загипнотизированные авторитетом его соперника, не замечают. (24)Кутузов видел не только общую картину боя: она явным образом складывалась не в нашу пользу! (25)Он, в отличие от других, видел глаза солдат. (26)Мудрому, опытному Барклаю, трезво оценившему ситуацию, казалось бессмысленным сражаться с более сильным противником, и эта шахматная логика имеет свой резон. (27)Но она не учитывает одного: люди - это не бездушные фигурки, подчинённые фатальной воле гроссмейстера. (28)Солдат может бросить оружие и поднять руки, а может стоять насмерть. (29)Кутузов ясно видел: бойцы сражаются и не собираются уступать противнику. (ЗО)Нельзя же в такой момент подойти к артиллеристу или гренадеру и сказать: "Всё, мужики, прекращаем бойню! (31)Мы проиграли!" (32)На поле боя властвовала не логика военной тактики, а личные качества: воля, решимость, упорство. (ЗЗ)Это в шахматах пешка, подчиняясь правилам, обречена уступить мощи ферзя. (34)В реальном бою другая система измерений, и о самоотверженность и отвагу простого солдата может разбиться хитроумный план увенчанного лаврами полководца. (35)Кутузов понимал это лучше остальных.

(36)"Любую другую армию мы бы разгромили ещё до полудня!" - говорил один из французских полководцев, и в этих словах отчётливо звучала растерянность, вызванная тем, что привычные расчёты, соотношения, меры, закономерности вдруг перестали действовать, потому что вместо пешек с врагом сражались воины.

(37)История - это поистине учебник жизни, просто не всегда её нравственный урок укладывается в ясную и чёткую формулу. (38)Но главное, что выясняется, когда знакомишься с прошлым и пытаешься осмыслить причины былых побед и поражений, расцветов и упадков, - это огромное значение тех будто бы малозаметных, порою невидимых элементов, из которых складывается человеческая личность. (39)Трусость и бесстрашие, честолюбие и благородство, алчность и бескорыстие, эгоизм и самопожертвование, коварство и преданность - силовой энергией этих свойств определяется развитие человечества, и осознание нравственного смысла минувшего делает нас не сторонними наблюдателями, а деятельными участниками истории.

(По И. Бардышеву)

 

Информация о тексте

Основные проблемы Авторская позиция
1. Проблема нравственных уроков истории. (Какие выводы можно сделать, изучая историю? Нужно ли учитывать нравственные качества людей при анализе исторических событий?) 1. Ход истории часто зависит от нравственных качеств людей, поэтому, анализируя исторические события, необходимо это учитывать.
2. Проблема роли личности в истории. (Какова роль личности в истории? Что определяет ход истории?) 2. От личности, от её нравственных качеств может зависеть исход исторических событий; развитие человечества в значительной степени определяется нравственными качествами конкретных людей.
3. Проблема оценки ситуации полководцем. (Что должен учитывать полководец, принимая решения в бою?) 3. Если полководец умеет чутко улавливать "силу духа" своего войска и относится к солдатам не как к пешкам, а как к личностям, то армия может выстоять.
4. Проблема мужества и стойкости. (Что может помочь победить более сильного соперника?) 4. Самоотверженность и отвага простых солдат могут оказаться непреодолимой преградой на пути реализации самых удачных планов гениальных полководцев.

Сочинение

Что нужно для того, чтобы из «сторонних наблюдателей» стать «деятельными участниками истории»? Знание и осмысление исторических событий? Извлечение уроков, которые помогут избежать ошибок в современной жизни?

Проблему осознания нравственного смысла уроков истории поднимает современный прозаик И. Бардышев.

Вопрос переосмысления исторических событий актуален во все времена. Извлекаются уроки политические, социальные, экономические, но автора текста волнуют другие – нравственные. И он находит блестящий пример, обращаясь к трагической и прекрасной странице истории – Бородинской битве, где, как мы знаем, была одержана нравственная победа русских.

Таким образом, позиция автора заключается в утверждении мысли о том, что извлечение уроков из истории необходимо для дальнейшего активного участия в ней на основе нравственных законов.

Я полностью разделяю авторскую позицию, так как, действительно, вся история «побед и поражений» - это история борьбы «честолюбия» с «благородством», «трусости» с «бесстрашием», нравственного с безнравственным.

В этом убеждает нас классическая литература. Обратимся к роману-эпопее Л. Толстого «Война и мир», к событиям войны 1812 года. «Сражением трёх императоров» называет он Аустерлицкий бой. Что, как не честолюбие, заставило Александра Первого сражаться на чужой земле и стать виновником смерти тысяч русских солдат, которые так и не поняли, за что пришлось умирать?

Безнравственной, античеловечной представлена эпоха Сталина в произведении А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Какие уроки извлекаем мы, читая о том, как русские солдаты сменили немецкий плен на русский лагерь? Герой рассказа своей незлобивостью, способностью остаться человеком в жестоких условиях несвободы учит нас жить по совести.

Таким образом, мы должны понимать, что недостаточно просто изучать историю, нужно учиться осознавать нравственный смысл её уроков. Тогда бесстрашие одержит верх над трусостью, благородство – над честолюбием.

 

№6. Проблема роли личности в истории (Какое влияние может оказать личность на ход истории? Каким должен быть человек, способный повлиять на ход истории?)

Текст.

(1)Когда размышляешь о судьбах великих людей, то поневоле начинаешь испытывать какое-то смешанное чувство. (2)С одной стороны, поражаешься грандиозным открытиям, гениальным прозрениям, непреклонной воле, непоколебимой верности своему призванию. (З)Начинаешь думать о чудесном вмешательстве каких-то сверхъестественных сил, одаривших избранного глубоким умом, необыкновенным трудолюбием, неугасимой страстью и необычайной проницательностью. (4)Но, с другой стороны, испытываешь щемящую сердце боль, оттого что многие великие люди беспрестанно терпели невзгоды, томились в одиночестве, лишённые сочувствия и поддержки, жестоко упрекаемые теми, кому они искренне служили. (5)Помните титана Прометея, который украл у олимпийских небожителей огонь? (6)Как же отблагодарили люди своего спасителя? (7)Они тотчас забыли его, и глаза прикованного к скале героя слезились от едкого дыма костров, на которых варилась похлёбка. (8)Легенда о Прометее отражает драматизм реальной действительности.

(9)12 июня 1812 года многотысячная армия Наполеона пересекла границу России. (10)Захватчики были уверены в своей быстрой победе. (11)Русскими войсками командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, происходивший из древнего шотландского рода. (12)Он хорошо знал о несокрушимой мощи французской армии, считал, что сражаться с врагом сейчас – это самоубийство, поэтому решил отступать. (13)Решил отступать, несмотря на то что этому противилась его честь, несмотря на то что многие боевые соратники упрекали его в трусости. (14)Как же трудно было тогда главнокомандующему, который носил иноземную фамилию, чем давал повод для самых вздорных подозрений! (15)Ходили слухи, что он изменник, что у Наполеона служат его родственники и, дескать, это они склонили Барклая к предательству. (16)Полководец терпел. (17)«Главное на войне не погибнуть с честью, а победить», – твердил он и упрямо, не обращая внимания на возмущённый ропот, постепенно переросший в общее негодование, отступал. (18)Маршалы Наполеона первыми почувствовали опасность: французские полки таяли в безбрежных русских просторах, ведь нужно было оставлять гарнизоны в захваченных городах, охранять дороги; силы дробились, армия растягивалась. (19)А русские, не воюя, не теряя своих солдат, планомерно отступая, накапливали силы для решающего сражения. (20)К Москве подошла только половина французской армии. (21)Наконец-то наступил миг решающей битвы! (22)Но триумфу Барклая не суждено было наступить: пришёл приказ о его отставке. (23)Нетрудно представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его, взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили славы победного сражения. (24)… Дорожная карета Барклая остановилась на одной из почтовых станций неподалёку от Владимира. (25)Он направился было к дому станционного смотрителя, но путь ему преградила огромная толпа. (26)Послышались оскорбительные угрозы. (27)Пришлось адъютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете. (28)Что же утешило старого солдата, на которого обрушился несправедливый гнев толпы? (29)Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера даёт человеку силы идти до конца, даже если приходится идти в одиночку. (30)И ещё, может быть, Барклая утешила надежда. (31)Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слёзы. (По В. Лаптеву)

Проблемы:

1. Проблема трагического одиночества человека, избравшего для себя путь беззаветного служения делу (Почему человек, непоколебимо верный своему призванию, часто оказывается в одиночестве?)
2. Проблема верности человека своему долгу (Что помогает человеку не отступать от намеченного пути?)
3. Проблема роли личности в истории (Какое влияние может оказать личность на ход истории? Каким должен быть человек, способный повлиять на ход истории?)
4. Проблема объективной оценки исторических событий и личности (При каких обстоятельствах возможна объективная оценка исторических событий и личности?)

Позиция автора:

1. Люди часто не способны по достоинству оценить свершения выдающихся современников, их самоотверженное служение делу.
Чувство горечи и боли испытывает автор, показывая одиночество забытого солдата.

2. Уверенность в своей правоте, верность своему призванию помогает человеку выстоять в самые трудные минуты жизни и довести своё дело до конца.

3. Огромное влияние на ход исторического прогресса может оказать личность человека, которому доверено принимать решения, определяющие судьбы миллионов людей, и важно, чтобы этот человек был способен забыть о личном благе во имя долга, способен отстоять свою позицию вопреки непониманию и жестоким нападкам тех, кому он беззаветно служит.

4. Масштаб и подлинный смысл исторических событий, истинную роль в этих событиях отдельных людей можно объективно оценить только по истечении определённого времени.

Материал для аргументов:

1.Огромное влияние на ход исторического прогресса может оказать личность человека, которому доверено принимать решения, определяющие судьбы миллионов людей, и важно, чтобы этот человек был способен забыть о личном благе во имя долга, способен отстоять свою позицию вопреки непониманию и жестоким нападкам тех, кому он беззаветно служит. В романе «Война и мир» Кутузов показан Толстым как воплощение образа национального героя, освободителя, потому что под его предводительством враг был разбит, Отечество спасено, но ни один русский солдат не ступил на чужую землю.

2. Яркой личностью, повлиявшей на историческое развитие России, показан Пётр Первый в поэме А.С. Пушкина «Полтава», где он изображён как романтический герой, как деятельный государь, «свыше вдохновлённый», который знает, что нужно для его державы. Чтобы продолжать реформы во благо России, необходима победа над шведскими войсками и над Карлом, поэтому он активно вмешивается в Полтавскую битву.

3. В поэме А. Пушкина «Медный всадник» во вступлении Пётр Первый изображается как дальновидный государственный деятель: он строит Петербург, преследуя государственные интересы: это и военные цели («Отсель грозить мы будем шведу»), и политические соображения («В Европу прорубить окно»), и торговые интересы («Все флаги в гости будут к нам»). Город, который был построен на топких болотах, стал красой и гордостью России, символом могущества страны, которой покоряется даже природа. Пётр во вступлении представлен как истинный творческий гений.

 

№7. Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным?

Материалы для аргументов:

1.Внутренне свободным человеком можно назвать героя рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Иван Денисович за восемь лет каторги научился повседневной борьбе за существование, при этом Шухов не потерял главного — чувства человеческого достоинства. Он твёрдо знает, что за пайку хлеба нельзя пресмыкаться. “Он не был шакал даже после восьми лет каторжных работ — и чем дальше, тем крепче утверждался”.

В его лице автор показал человека, способного перенести страдания, издевательства коммунистического режима и блатной беспредел Архипелага и, несмотря на это, выстоять в этом “десятом круге «ада»”, сохранить при этом доброту к людям, человечность, снисходительность к человеческим слабостям и непримиримость к подлости, то есть остаться внутренне свободным человеком.

2. Герой рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», не участвуя в творимом зле, остался внутренне свободным в обстановке тотальной несвободы, сохранил своё имя, свой язык, свою индивидуальность. Подводя итог прожитому дню, Шухов отмечает не то, что с ним произошло, а то, что не произошло: «не посадили», «не выгнали», «не попался». Главное, что в этот день он не перестал быть человеком.

3. В сборнике миниатюр А.И. Солженицына «Крохотки » есть небольшой философский этюд «Дыхание». Начало повествования – описание крохотного садика после дождя; далее – чувства охватившие автора, недавно вернувшегося из заключения и жадно ощущающего радость жизни на свободе. И завершается миниатюра размышлениями о свободе и тюрьме. Воля, утверждает автор, человеку дороже всего на свете. В жизни можно смириться с неудобствами, довольствоваться малым, но нельзя жить без воли. Свобода и тюрьма – это два взаимоисключающих начала. Позже Солженицын расширил смысл этих понятий. В повести «Один день Ивана Денисовича» он написал о тюрьме, как «порыве к небесам», где «есть время о душе подумать». А в «Круге первом» он утверждает, что тюремные страдания укрепляют человеческий дух, позволяют обрести внутреннюю свободу.

№8. Проблема патриотизма.

Материал для аргументов к проблеме истинного и ложного:

Как же отличить истинное от ложного? Для этого у Толстого («Война и мир») есть два критерия: истинное исходит из глубины души человека и выражается просто, без позы и «игры на публику». Ложное, наоборот, порождено низменной стороной человеческой натуры и всегда ориентировано на внешний эффект. Что же подразумевает Толстой под понятием «ложный героизм»?Пока человек хочет совершить подвиг прежде всего для того, чтобы его заметили, и мечтает о подвиге непременно красивом, это, по Толстому, ещё не настоящий героизм. Истинный героизм возникает тогда, когда человек думает не о себе, а общем деле и не заботится о том, как он выглядит со стороны.Истинным героем в Шенграбенском сражении показан капитан Тушин. В его облике автор стремится увидеть неуставное, человеческое, поэтому во внешности его нет ничего героического. В бою он самостоятельно принимает решения. В результате именно он со своей батареей остановил движение французов в центре сражения. Мужество, героизм, самоотверженность Тушина и его батареи показаны как естественное поведение на войне истинных героев. К лжегероям относится Долохов, для которого война – способ вернуть звание после того, как он был разжалован в рядовые. В сражении он проявляет храбрость, преследуя те же эгоистические, карьерные цели: «Мною взят в плен офицер… Я остановил роту. Прошу запомнить, ваше превосходительство. Рана штыком, я остался во фронте». «Простота, добро и правда» - главные критерии отличия истинного от ложного в «Войне и мире».

Текст.

1)Старая поговорка гласит: "При громе оружия музы молчат". (2)Плохая поговорка.

(3)И плохи музы, которые в дни великих народных бедствий могут молчать, не помышляя о помощи борющемуся народу.

(4)По счастью, не все музы таковы. (5)Мне ведомы и иные. (6)Они сами являлись на мобилизационные пункты, получали назначения и потом в солдатских шинелях и кирзовых сапогах спешили на передовую. (7)Их часто видели в окопах и землянках; они делили хлеб и судьбу, труды и опасности с теми, кто грудью стоял за свою землю.

(8)И так было всегда. (9)Нет никаких сомнений, что "Слово о полку Игореве" - не только вдохновенная поэма, но и военный очерк очевидца, созданный свидетелем описываемых событий. (10)Нет никаких сомнений в том, что автор "Слова" проделал вместе с дружиной Игоря весь поход от начала до конца. (11)В противном случае "Слово" не было бы столь достоверным и столь зримым в деталях, увидеть и запомнить которые мог только участник похода. (12)Сама тональность "Слова" не могла бы быть столь пронизанной живейшим участием к бедам и испытаниям, какие выпали на долю Игоревых полков, не могла бы быть такой, если бы сам певец не делил ратных трудов и судеб с дружинниками.

(13)То же было и позже, в годины народных бед и военных гроз. (14)"Певец во стане русских воинов" появился в дни Отечественной войны тысяча восемьсот двенадцатого года в военном лагере под Тарутином, где находился вступивший с началом войны в ополчение В. Жуковский. (15)В разгар войны поэт Денис Давыдов стал во главе партизанского движения и бил врага и днём и ночью, в лесах и в открытом поле, в зимнюю стужу и в осеннюю распутицу.

(16)Этим славным традициям певцов-воинов следовали поэты и прозаики в Отечественной войне тысяча девятьсот сорок первого - сорок пятого годов. (17)Они отдавали кровному делу родной земли своё перо, а часто и саму жизнь. (18)Смертью храбрых погиб Аркадий Гайдар, Иосиф Уткин, Семён Гудзенко... многие-многие другие - вечная им память и вечная слава.

(По И. Бражину)

Информация о тексте

Основная проблема Авторская позиция
Проблема патриотизма творческих людей. (В чём проявляется патриотизм творческих людей в годы войны?) В годы войны творческие люди защищают Родину от врага, не только лично участвуя в военных походах и сражениях, но и создавая патриотические произведения.

Текст.

1.Чужую боль невозможно понять, не испытав боль самому — давно известно; так же, как трудно осмыслить большое и важное, не отстранясь от него. 2.Впервые русским я почувствовал себя лишь на чужбине, в Чехии, на пятый день тамошней жизни, когда поднялся на холм и коснулся замшелой коры гудящего на ветру дуба; под дубом, вот тут, на этом месте, сидел когда-то на полосатом барабане, закинув ногу на ногу, сам Наполеон Бонапарт…

3.Я жил тогда у друга, в местечке, неподалеку от знаменитого Аустерлица. 4.По-нашему — в деревне.

5.Я лежал навзничь на каменистой, нерусской земле, на берегу желтоватой реки, грелся, обсыхая после купания, под чужим солнцем, тело колола неизвестная чужая трава, и только облака, что плыли надо мной, не чужие были.

6.Вот облако плывет, похожее на старинный корабль.

7. А вот облако, на всадника похожее. 8. Всадник несётся с копьем наперевес.

9. А вот на башню, на колокольню похоже облако, сияющее, будто в позолоченной шапке. 10. А от колокольни той — звон. 11. Переливчатый, малиновый

12. Ах, колокола! 13. И кто только выдумал вас!

14. Странно, почему я понял всё это по-настоящему лишь на чужбине?

15. Плывут облака, плывут с востока. 16. Плывет загустевшее дыхание моей родины, моего народа. 17. Великий народ живет на великой земле. 18. На этой земле, на этих лоскутных полях, на берегах этих сонных извилистых речек, в этих селах, вытянувшихся по балкам, и хуторах, закрытых маревом, пролетели-промелькнули безвестные жизни моих предков. 19. В ней, в жирной, в ее толще, лежат, ногами на восход, мои пращуры; они восстали к жизни из этой чёрной земли, в нее они и сошли, совершив свой круг; с ними рядом лежать и мне; и, придет время, лежать моим сыновьям, которые пока что об этом еще и не задумывались…

20. Плывут облака, плывут из России. 21. А я лежу на поле Аустерлица, на земле, обильно политой солдатской кровью и щедро сдобренной русскими костями, и стоглазо смотрят на меня с облаков мои предки, мои близкие, мои родные… (По В. Дёгтеву).

 

№8. Проблема подвига.

Текст.

(1)Рядовой Федосеев, телефонист, появился на батарее с хорошими новостями: он сам видел, как фашистов выбили из Красной Поляны.

(2)Теперь нетрудно было догадаться, что батарею вот-вот перебросят на другой участок.

(3)Лейтенант решил воспользоваться этим. (4)Увидел замполита и попросил разрешения, пока батарея будет менять позицию, отлучиться в город ему и молоденькому телефонисту Федосееву: парень никогда не видел Москвы.

– (5)За счёт положенного времени разрешу, – сказал замполит строго. – (6)В самом деле, негоже защитнику Москвы не увидеть Москвы!

(7)Выбрались заулками и переулками на Дмитровское шоссе, потом на трамвае добрались до станции метро «Сокол», вошли в почти невидимую дверь, окутанную морозным паром. (8)Федосеев был разочарован тем, что на станции не оказалось эскалаторов, но в вагоне всё очень понравилось.

(9)Неожиданно быстро доехали до площади Революции. (10)Москвич-лейтенант сказал, что она в самом центре города. (11)Пора выходить.

(12)Федосеев весьма неуверенно ступил на эскалатор. (13)Всё ему было ново в подземном этаже Москвы. (14)«Стоять справа, проходить слева, тростей, зонтов и чемоданов не ставить». (15)Те, кто спускается им навстречу по соседнему эскалатору, только что с мороза – румяные, особенно девушки… (16)Но вот снова твёрдый пол под ногами.

(17)Они перешли площадь, прошагали мимо Стереокино, мимо Центрального детского театра, постояли на площади Свердлова.

(18)Фасад Большого театра, знакомый Федосееву по фотографиям и киножурналам, неузнаваем. (19)Вся верхушка завешена двумя декорациями: слева двухэтажный дом, правее роща. (20)Лейтенант объяснил, что это камуфляж.

(21)Вышли на Красную площадь, и Федосеева сопровождало ощущение, что он ходит по давно знакомым местам. (22)Лейтенант обещал показать Минина и Пожарского, народных ополченцев старой Руси, но памятник заложили мешками с песком.

(23)А вот Пушкин, до которого они вскоре дошли, оказался ничем не укрыт: стоит с непокрытой головой, бронзовые плечи присыпаны снегом. (24)Лейтенанта это всерьёз тревожило. (25)Правда, в пепельном небе маячит аэростат воздушного заграждения, но всё же…

(26)По бульварам дошли до Арбата и не торопясь вернулись на площадь Революции. (27)Вторично спустились в метро: есть время прокатиться, осмотреть подземные дворцы. (28)Понравилась Федосееву станция «Маяковская» со стальными колоннами, приглянулись «Красные ворота» – красные и белые плиты под ногами. (29)В огромном бомбоубежище, каким стало московское метро, складывался свой быт. (30)На станции «Арбатская» на служебной двери – табличка «Для рожениц». (31)На станции «Курская» работал филиал публичной Исторической библиотеки: он открывался, когда прекращалось движение поездов. (32)Федосеев проникся уважением к подземным читателям: занимаются в часы воздушной тревоги!

(33)Телефонистом владела радость узнавания нового большого города. (34)Это чувство острее у человека, который мало путешествовал и жил где-то в медвежьем углу. (35)А ещё в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны.

(36) Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. (37)Ему было что защищать!

(По Е. Воробьёву*)

*Евгений Захарович Воробьёв (1910 – 1991) − прозаик, публицист, участник Великой Отечественной войны, является автором многих книг, посвящённых военному времени.

 

Основные проблемы Авторская позиция
1. Проблема патриотизма (В чём проявился патриотизм людей в годы войны?). 1. В годы войны патриотизм людей проявился в стремлении защитить от врага Родину, сберечь Москву – столицу государства.
2. Проблема подвига народа в годы войны (В чём состоял подвиг, совершённый народом в годы Великой Отечественной войны?). 2. Подвиг народа в годы Великой Отечественной войны состоял в непоколебимой вере в победу и в стремлении приблизить её трудом в тылу и ратным трудом.

 

№8. Проблема героизма.

 

(1)Для переброски в тыл врага наш отряд был разбит на несколько звеньев. (2)Начальником первого звена назначили, долго не раздумывая, Сашу Творогова, уже воевавшего в тылу врага, молодого, но опытного партизана. (3)В списках бойцов нашего отряда Саша Творогов стоял первым и первым же полетел в тыл врага. (4)Он должен был приземлиться в Мозырских лесах и отыскать место для приема остальных звеньев. (5)Перед вылетом его предупредили, что, если с ним что-нибудь случится, встреча с отрядом все равно должна состояться в назначенном пункте.

(6)Через два дня после вылета Творогов сообщил по радио, что произошла ошибка: вместо Мозырских лесов летчики выбросили его звено южнее Житомира. (7)Это за триста километров от Мозырских лесов!

(8)Местность оказалась безлесной, скрываться от немцев было негде. (9)Во время передачи сообщения связь неожиданно прервалась. (10)Ждали день, два, три – связи все нет и нет. (11)Все понимали, что это может означать: ни укрытий, ни запаса продуктов, ни транспорта группа под Житомиром найти не могла.

(12)Мы рассчитывали так: если случилось чудо и Саша Творогов жив, он направится к нам в условленное место. (13)Мы высадились под Мозырем и ждали ребят долго, но не пришел никто.

(14)Вскоре наши разведчики услышали от крестьян рассказы о каких-то отважных четырнадцати партизанах. (15)Сначала эти вести доходили до нас как легенда о красных десантниках, наголову разбивших большой фашистский отряд. (16)Потом сведения начали все больше проясняться, нашлись очевидцы, жители двух деревень из-под Житомира, и вот что мы установили.

(17)Творогов со своим звеном, десантированный южнее Житомира, пошел на прорыв к Мозырю, чтобы выполнить поставленную боевую задачу. (18)Уже в первую ночь немцы окружили хату в деревне, где партизаны расположились на отдых.

(19)«Рус, сдавайся!» – кричали враги.

(20)Надеяться нашим товарищам было не на что. (21)Но никто не сдался.

(22)Бой длился целый день. (23)Свыше пятидесяти гитлеровцев было убито.

(24)Из четырнадцати партизан в живых остались только пятеро. (25)Когда стемнело, немцы подожгли дом, но партизанам удалось сделать невозможное. (26) Отстреливаясь, они скрылись.

(27)За ночь, раненые и измученные, они прошли километров десять. (28)На рассвете увидели погоню, добежали до деревни и заняли крайнюю хату. (29)И опять немцы их окружили, и опять предложили сдаться. (30)И опять безрезультатно. (31)Несколько часов длился бой. (32)Наконец стрельба из хаты прекратилась. (33)Когда немцы ворвались в дом, их добычей были тела трех убитых партизан. (34)Двое каким-то чудом бежали. (35)По рассказам крестьян, по описанию одежды можно было догадаться, что в числе убитых был и Саша Творогов. (36)Ничего больше об этой группе мы не узнали.

(37)Как же несправедливо было из-за роковой ошибки летчиков оказаться в безвыходной ситуации! (38)Как же тяжело было знать, что погибнешь без славы и даже без весточки родным, не надеясь на то, что о твоем последнем бое узнают товарищи. (39)И все-таки никто из них не сдался. (По Д.Н. Медведеву*)

Дмитрий Николаевич Медведев (1898–1954) – полковник, Герой

Советского Союза, командир крупных партизанских отрядов во время

Великой Отечественной войны, писатель.

Материал для аргументов:

Пример подлинного героизма мы видим в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Особенно показательно в этом отношении Бородинское сражение, в котором объединились в героическом порыве ополченцы, солдаты, офицеры и их главнокомандующий – Кутузов. Автор романа утверждает, что русскими была одержана нравственная победа. Он ярко показывает героизм капитана Тушина, Андрея Болконского, солдат батареи Раевского.

Героизм бойцов, сражающихся за свободу своей Родины, широко отражён в нашей литературе. Это и описание подвигов в открытом бою (Б. Васильев «А зори здесь тихие»), и подвиг разведчиков (И. Казакевич «Звезда). Особый героизм проявляют герои рассказа В. Соловьёва «По европейскому асфальту». Здесь автор описывает не военные действия, а трудный путь на Берлин через Польшу. В валенках, в полушубках идут наши солдаты по воде, на замерзающем льду устраивают короткие привалы, когда «спину греет чей-то дружеский живот». Они не только выжили в, казалось бы, невозможных условиях войны, но и с боями дошли до Берлина. «Честь вам, непобедимые солдаты!» - этими словами провожают их жители Польши.

№8. Проблема героизма и лжегероизма.

(1)Какие поступки мы считаем героическими? (2)Можно ли отделить подлинно героическое от лжегероизма? (З)Кто в общественном и индивидуальном сознании предстаёт как герой - творец подвига?

(4)06 этом давно задумываются люди. (5)Давно задают вопросы и пытаются на них отвечать. (6)Для каждой эпохи эти ответы были своими, соответствующими мировоззрению, которое в ту пору господствовало. (7)Ведь люди привязаны к галере своего времени. (8)Взгляды на мир, общество, мышление и, естественно, на человеческие поступки отражают доминирующие в обществе социальные и моральные установки и характер отношения ко злу, добру, справедливости, благородству, мужеству.

(9)У древних греков, например, героем считался тот, кто обладал огромной физической силой, благородством и был способен одерживать верх в сражениях, битвах, войнах. (10)А вот средневековое общество поэтизировало представителей военного сословия - рыцарей, состоявших на службе у феодалов. (11)Для защиты владений, споров с соседями, удержания в повиновении нужна была военная сила. (12)Значительно позднее Ф. Ницше утверждал, что героем может быть тот, кто ближе к идеалу "сверхчеловека" - человеческому уникуму, способному властвовать над "рабской моралью", "предрассудками", "дряблыми идеалами". (13)"Слабые и неудачные, - писал Ницше, - должны погибнуть. (14)Такова альфа нашего человеколюбия". (15)Герой для Ницше - это "полубог, полузверь, получеловек с крыльями ангела, злое демоническое существо".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 3338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.247.185 (0.119 с.)