Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человек и общество. Человек и государство. Общество и политика.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Проблема несправедливости социального устройства. Проблема социального неравенства. Проблема людей без определённого места жительства. Проблема всеобщего обнищания народа. Проблема социальной незащищённости. Проблема влияния социальной среды на человека. Проблема социального сиротства. В чем заключается смысл жизни человека? Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности. Проблема роли детства в формировании личности человека. Проблема обучения. Значимость труда в жизни человека. Проблема разделения физического и интеллектуального труда в обществе: может ли человек из хорошей семьи заниматься физической работой и выглядеть достойно в глазах окружающих? Какое влияние оказывает личность на ход истории? Проблема нравственных уроков истории. Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным? Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм? Проблема героизма. Проблема выбора профессии. Проблема закономерностей исторического развития государства. Что определяет судьбу государства? Проблема дефицита заслуженно авторитетных людей в современном обществе. (Нужны ли обществу авторитеты?) Проблема истинных и ложных авторитетов. (Кого можно назвать подлинно авторитетным человеком?). Каким должен быть настоящий человек, человек с большой буквы? Проблема сущности прогресса. В чем заключается общественный прогресс: только ли в познании нового либо еще и в нравственном самосовершенствовании каждого члена общества? Проблема художника и власти. Проблема эмиграции. Проблема взяточничества, казнокрадства, беззакония чиновников. Проблема безответственности чиновников. Проблема героической борьбы народа за свою независимость. Проблема взаимоотношений народа и власти. Проблема трагического положения человека в тоталитарном государстве. А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Общество и политика. 21. Война и мир. Проблема исторической памяти. (Как сохранить память о защитниках Отечества, погибших во время Великой Отечественной войны?). Проблема солдатской судьбы. Проблема непонимания людьми значимости событий военных лет.
№1. Проблема несправедливости социального устройства. Текст. Гриш, а Гриш! Гляди-ка, поросенок-то... Смеется... Да-а. А во рту-то у него!.. Смотри, смотри... травка во рту, ей-богу, травка!.. Вот штука-то! И.А. Куприн Материал для аргументов: 1. И. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». «Атлантида» - судно, на котором путешествует герой рассказа, — наглядная модель человеческого общества, где одни легкомысленно живут за счёт других, задавленных тяжестью труда. 2. Проблема социального неравенства поднимается в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Уличные сцены, описание помещений, в которых живут Раскольников (комната, напоминающая шкаф или морскую каюту), Мармеладовы (проходная комната, в которой вся жизнь семьи на виду) свидетельствуют о несправедливости жизни, об унижении человеческой личности. 3. Пьеса М. Горького «На дне» является обвинительным актом мироустройству, которое раздавливает человека, не даёт раскрыться лучшим человеческим стремлениям, звучит как приговор жизни: не может существовать общество, столь безжалостно разрушающее человека. Каждый из героев мог бы сказать о себе: «Я есть вещественное доказательство преступления». 4. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» мы видим, как социальное неравенство обрекает людей на нищету (положение семьи Мармеладовых), заставляет людей торговать собою (судьба Сони Мармеладовой), порождает страшные теории и становится одной из причин убийства (Родион Раскольников). 5. О. Павлов «Конец века». О. Павлова интересует деление мира на тех, кто идет в небеса, и тех, кто идет в противоположную сторону. Действия совершаются в период Рождества, а действующими лицами являются медперсонал больницы, утративший милосердие, и страдалец-бомж, которому не оказали помощи в больнице и который умер. 6. А. Приставкин «Ночевала тучка золотая». Среда обитания – это социальное, бытовое, нравственное, психологическое пространство жизни человека. Это то, что формирует его характер, лепит личность, корежит или насыщает светом душу. Социально-бытовые обстоятельства жизни героев повести можно определить одним словом: страшные. Детдомовцы, колонисты, беспризорные – таков их общественный, официальный статус. В переводе на обиходный, в том числе их собственный язык – «урки», «шакалы», «шпана», «блатяги», «дикая орда»… Даже сиротами мальчиков никто не называет, и, пожалуй, сами они себя таковыми не чувствуют, ибо сиротство – это некое положение относительно родителей, это присутствие, пусть со знаком минус, родителей в судьбе ребенка. Здесь же – абсолютная пустота: не просто беспризорность, бессемейность – безродность. Большинство людей, с которыми жизнь сталкивает братьев, равнодушны к ним, а то и потенциально или открыто опасны для них. Мучительная и постоянная борьба за выживание оборачивалась вынужденной борьбой каждого против всех, кто мог лишить жизненно необходимой пайки. Закон детдомовской жизни был жесток: «Сильные пожирали все, оставляя слабым крохи, мечты о крохах, забирая мелкосню в надежные сети рабства…» И тем не менее в этом бушующем море ненависти есть островки добра и теплоты. Прежде всего – это сами Кузьменыши, которым их братский союз помогает в нечеловеческих, жестоких обстоятельствах остаться людьми, не превратиться в «шакалов», в «урок», в «шпану». Именно благодаря тому, что они есть друг у друга, в душе каждого из них не угасает любовь, теплится, вопреки окружающему холоду, доверие, жалость, сострадание – причем не только друг к другу, но и к окружающим, чужим и даже враждебным людям. А каким высоким благородством исполнена их любовь к Регине Петровне, для которой они становятся истинными рыцарями, заступниками, защитниками! И, наконец, братское единение Кольки и Алхузура – это символ подлинной, неистребимой человечности.
№2. В чем заключается смысл жизни человека? Жизнь — это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней "с казённой надобностью”, задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо "жизнь трогает везде, достаёт” («Обломов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное "я”. Один из них — Пьер Безухов — герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».
В начале своего пути Пьер далёк от истины: восхищается Наполеоном, вовлечён в компанию "золотой молодёжи”, участвует в хулиганских выходках наравне с Долоховым и Курагиным, слишком легко поддаётся грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. За одной глупостью следует другая: женитьба на Элен, дуэль с Долоховым... И как итог — полная утрата смысла жизни. "Что дурно? Что хорошо? Что надо любить и что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?” — эти вопросы бессчётное количество раз прокручиваются в голове, пока не наступает трезвое осмысление жизни. На пути к нему и опыт масонства, и наблюдение за простыми солдатами в Бородинской битве, и встреча в плену с народным философом Платоном Каратаевым. Только любовью движется мир и живёт человек — к этой мысли приходит Пьер Безухов, обретая своё духовное "я”. Материал для аргументов: 1.В рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» поднимается проблема смысла жизни. Главный герой всю свою жизнь посвятил обогащению материальному, чем даже не успел воспользоваться, внутренний же мир его пуст. Он такой же, как все люди его круга, один из многих. Он лишён индивидуальности, а значит, и имени. При этом автор наделяет именами эпизодических героев (коридорный Луиджи, старик Лоренцо). Именно эти люди живут полной жизнью, видят и ценят её красоту, они олицетворяют естественность и радость бытия. Так в чём же заключается смысл жизни человека? Этот рассказ о бессмысленной трате бесценного дара — жизни – в погоне за материальными ценностями. 2. Проблема смысла жизни поднимается в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль». Смысл жизненных исканий Изергиль – в стремлении оставить след на земле, сохранить память о себе в воспоминаниях людей, жить для того, чтобы любить и быть любимой. Но жизнь этой незаурядной женщины протекла ради исполнения собственных желаний, потому, видимо, итог её жизни – одинокая старость. Ей противопоставлен другой герой – Данко, смысл жизни которого - служение людям. Ради них он совершает подвиг: вырывает из груди сердце и освещает им путь людям, жертвуя собою. 3. У Пьера Безухова, героя романа Л. Толстого «Война и мир», главная цель – открыть смысл жизни человека и человечества в целом. Пьер проходит большую эволюцию от утверждения прогрессивности Наполеона до признания народной правды и практического участия в тайном декабристском обществе во имя справедливых идей и целей. Путь его – путь к народному миру, к истине.
Текст.
(1) Имеет ли наша жизнь смысл, а если да, то какой именно? (2) Или жизнь — это никчемный процесс естественного рождения, созревания, увядания и смерти человеческого существа? (3) Должен ли вообще человек искать смысл в собственной жизни? (4) Эти, как обычно говорится, "проклятые" вопросы, или, вернее, единый вопрос "о смысле жизни", волнует и мучает в глубине души каждого человека. (5) Человек может на долгое время забыть о нем, погрузиться с головой в будничные заботы, но жизнь так устроена, что навсегда отмахнуться от него не может даже упрямый или очерствевший человек. (6) Железный факт приближения старения и исчезновения есть для каждого из нас постоянное напоминание нерешенного, смолоду отложенного в сторону вопроса о смысле жизни. (7) Но, несмотря ни на что, огромное большинство людей считает нужным отмахиваться от этого вопроса, прятаться от него. (8) Они называют такую позицию "принципиальным отказом" от попытки разрешить "неразрешимые вопросы". (9) Так людям, поглощенным созданием и реализацией своих текущих планов, легче жить. (10) Они стремятся "устраиваться в жизни", добывать жизненные блага, утверждать и укреплять свою позицию в жизненной борьбе. (11) Стремление к процветанию, к житейскому благополучию кажется им осмысленным, очень важным делом, а поиски ответа на «отвлеченные» вопросы — бессмысленной тратой времени. (12) Вот молодой человек окончил учебу и сразу приступил к поиску теплого местечка на службе. (13) Вскоре «местечко» найдено, и он уже задумался о карьере, об удачной женитьбе, о «семейном гнездышке». (14) Сразу после того, как цели поставлены, начинается поиск жизненных средств к их осуществлению: плетутся интриги на службе, завязываются нужные знакомства, обделываются денежные дела, совершаются выгодные приобретения. (15) И вот жизнь занята многоцветными земными интересами и даже имеет удачу в их осуществлении. (16) Но мне хочется спросить о том, достаточно ли будет этого человеку, будет ли он счастлив этим? (17) Может быть, с течением времени нашей жизни этот вопрос разрешится для каждого из нас сам собой и не стоит прилагать пустых усилий для его рассмотрения? (18) Мне все-таки кажется, что поиск ответа на этот вопрос гораздо более важен для человека, чем поиск куска хлеба для утоления голода. (19) Ведь чем дольше мы будем откладывать его, тем глубже будет та пропасть, в которой окажется наша душа. (По С.Л. Франку.*) * Семён Людвигович Франк (1877—1950) — известный русский философ, религиозный мыслитель и психолог. Основные проблемы: Значимость вопроса о смысле жизни для каждого человека. (Должен ли человек ставить перед собой вопрос о смысле жизни?) Позиция автора: Вопрос о смысле жизни крайне важен для каждого. Человеку нельзя уходить от его решения, не стоит также откладывать это решение на будущее.
Текст. (1)Василий Федотов представлял собой довольно интересный тип купца, вышедшего из приказчиков и достигшего хорошего благосостояния, но корысть с желанием положить себе в карман лишний миллиончик погубила его. (2)Федотов был среднего роста, плешивый, старался не смотреть вам в глаза. (З)При встречах он поднимал веки, быстрым взглядом осматривал вас и сейчас же опускал их; такой же взгляд, применяемый как особый род кокетства, приходилось наблюдать у некоторых женщин. (4)Он был крайне нервный; когда он говорил с вами, поднимал глаза к небу, руки тоже, чтобы засвидетельствовать правоту свою, а если этого было, по его мнению, мало, он изливал слезу, бил себя в грудь. (5)Вся его фигура, весь вид его с этими жестами и слезами были какие-то неестественные, и ему особо не доверяли, называя его за глаза Васькой Федотовым, говоря: «Этот Васька всё-таки пригласит нас на «чашку чая». (6)У купечества «чашка чая» означала собрание кредиторов с предложением скидки. (7)И это мнение оказалось совершенно правильным; он своевременно, перед приглашением на «чашку чая», перевёл на свою жену оба дома, стоимость которых составила около трёхсот тысяч рублей, положил на её имя в банк капитал, тоже триста тысяч рублей, и был уверен: этим он обеспечил себя на чёрный день. (8)Но оказалось, что, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. (9)Конкурс прошёл, а жена выпроводила его из своего дома. (10) Федотов, оскорблённый, разорённый, чтобы существовать, стал биржевиком и, занимаясь комиссионерством, захаживал к знакомым с разными предложениями. (11)Однажды во время такого прихода он, хмурый, несчастный, с блуждающими от волнения глазами, войдя ко мне, сел на стул и, схватив себя за голову, упал на стол и зарыдал. (12)Рыдания его были искренние, а не лукавые, как приходилось ему проделывать раньше для получения каких-либо выгод; сейчас он действительно страдал. (13)Вода и валерьяновые капли привели его в более спокойное состояние, он извинился за причинённое беспокойство и рассказал: (14) — Вам известно, что я лишился всего состояния, любимого дела, покинут женой, но это, как ни больно было для меня, я перенёс. (15)У меня была единственная дочка, которая была для меня дороже всего. (16)Выдавая замуж, я наградил её пятьюдесятью тысячами рублей, на столько же дал ей бриллиантов и приданого; когда бы она ни приходила ко мне, я всегда дарил ей что-нибудь, спрашивал её: «Не нужно ли чего тебе?» (17)Она была для меня радость и любовь, я жил для неё, и она была для меня всё! (18)И вот по дороге к вам, у Ильинских ворот, я вижу её, идущую мне навстречу. (19)Можете представить мою неожиданную радость! (20)Я спешу к ней. (21)Она же, увидев меня, повернула в сторону, сделав вид, что не желает со мной говорить. (22)Это было уже сверх сил моих! (По Н. Варенцову).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.131 (0.012 с.) |